67872

ПРАВОВОЙ СТАТУС И МЕСТО В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ ФТС

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В общем виде систему таможенных органов можно представить как обусловленную функциональной общностью единством целей и задач непосредственное осуществление таможенного дела совокупность таможенных органов. Она объединена функциональным единством органов...

Русский

2014-09-15

114.5 KB

2 чел.

Ю. АЗАРОВ,

соискатель

ПРАВОВОЙ СТАТУС И МЕСТО В СИСТЕМЕ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ

КОНТРОЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ ФТС

В общем виде систему таможенных органов можно представить как обусловленную функциональной общностью, единством целей и задач (непосредственное осуществление таможенного дела) совокупность таможенных органов. Она объединена функциональным единством органов, имеющих общий функциональный и организованный центр — ФТС России, и во взаимоотношениях друг с другом, характеризующихся соподчиненными организационными связями, и в целом составляет органически взаимосвязанную и единую, относительно обособленную группу звеньев таможенных органов. Можно  говорить о большей или меньшей степени единства и целостности тех или иных систем (подсистем) государственных органов. Однако совокупность таможенных органов может быть признана в качестве единой системы органов, действующих в такой специфической сфере, как таможенное дело1.

Следовательно, рассматривать правовой статус и место в системе таможенных органов Службы контроля соблюдения законодательства необходимо с учетом указанного единства таможенных органов.

Целесообразно отметить, что система таможенного ведомства характеризует принцип иерархического построения, предполагающий отношения жесткой субординации между звеньями ведомства по вертикали. Каждый из элементов таможенной системы в процессе организации управления имеет как бы двойной статус, то есть выступает одновременно и как его субъект, и как объект. Единство и иерархичность таможенной системы, двойной статус ее элементов обусловливает ее общую детерминированность, то есть такую взаимосвязь, при которой состояние и деятельность одного компонента отражается на состоянии и деятельности всей системы2.

ФТС России, а через него и нижестоящие таможенные органы с точки зрения управленческих связей подчиняются Минэкономразвития, Правительству и Президенту России. Соподчинение выражается в одновременном подчинении субъектов управления двум и более вышестоящим органам государственной власти. Соподчинение, в отличие от двойного подчинения, применяется по вертикали3.

Следует отметить, что, помимо общей таможенной системы, структурными компонентами которой являются отдельные таможенные органы, системными признаками обладает и каждый из составляющих ее  органов (своего рода «система внутри системы»). Каждый таможенный орган состоит из целого ряда структурных подразделений: управлений, отделов, групп. Эти структурные подразделения и составляют требуемый набор компонентов (элементов) таможенного органа как системы4.

Контроль деятельности таможенных органов состоит из ведомственного контроля над деятельностью таможенных органов, контроля прокуратуры в форме прокурорского надзора и судебного контроля.

Ведомственный контроль деятельности таможенных органов проводится в нескольких направлениях. Одним из таких направлений является юридический контроль.

В целях организации и осуществления правовой работы в таможенных органах, включая правовое обеспечение функционирования этих органов и контроль над соблюдением законности в их деятельности, в таможенных органах учреждены подразделения юридической службы — юридический отдел, юридическая группа, юрисконсульт таможенного органа.

Систему юридических служб таможенных органов возглавляет Правовое управление ФТС России. К числу основных задач юридической службы по контролю деятельности таможенных органов относится использование правовых средств для обеспечения соблюдения законности  таможенными органами и их должностными лицами. Подразделения юридической службы выявляют причины и условия, способствующие нарушению законности органами и их должностными лицами, участвуют в подготовке и осуществлении мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности, а также на обеспечение соблюдения актов законодательства, нормативных и иных правовых актов в деятельности таможенных органов5.

Особые функции в системе ведомственного контроля выполняют отделы контроля соблюдения законности решений, действий или бездействия в сфере таможенного дела региональных таможенных управлений6. На них возложена обязанность проверять правильность расследования и рассмотрения дел о нарушении таможенных правил по жалобам лиц, привлекаемых к административной ответственности, их представителей и адвокатов, в том числе в порядке контроля. Деятельность этих отделов имеет важное значение для таможенных органов, так как проводимый ими анализ ошибок, допускаемых при ведении и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил, позволяет организовать расследования дел о таможенных правонарушениях таким образом, чтобы избежать их впредь7.

Характеризуя организационную основу деятельности таможенных органов по рассмотрению жалоб на решения в сфере таможенного дела в последние годы, отметим, что с ноября 1999 года в составе ГТК России было создано самостоятельное Управление контроля соблюдения законодательства в таможенном деле, к числу основных функций которого было отнесено рассмотрение от имени ГТК России жалоб на решения в сфере таможенного дела и организация работы по указанному направлению деятельности в таможенных органах. До этого времени жалобы на решения в сфере таможенного дела рассматривались функциональными подразделениями, к чьей компетенции относились поставленные в жалобе вопросы.

В 1999 году была отмечена крайне низкая эффективность работы по рассмотрению жалоб на решения в сфере таможенного дела: единый системный учет жалоб на велся, результаты рассмотрения жалоб не обобщались, до сведения нижестоящих таможенных органов не доводились, правовая оценка решений таможенных органов в ходе рассмотрения жалоб, как правило, не давалась, меры комплексного характера, направленные на анализ допускаемых нарушений и принятие мер к их устранению, не принимались8.

В дальнейшем, как отмечено выше, во исполнение пункта 5.2 Концепции правового обеспечения деятельности таможенных органов9 функция организации работы с жалобами на решения в сфере таможенного дела была возложена на отделы контроля соблюдения законности региональных таможенных управлений, рассматривавших жалобы на постановления па делам о нарушениях таможенных правил, и на правовые отделы таможен.

В настоящее время Типовая структура регионального таможенного управления10 предусматривает создание в составе Правовой службы регионального таможенного управления специализированных подразделений по рассмотрению жалоб на решения в сфере таможенного дела. Такие подразделения функционируют с Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Южном, Уральском, Сибирском таможенных управлениях. Функции Управления контроля соблюдения законодательства в таможенном деле в связи с административной реформой и ликвидацией  Управления контроля соблюдения законодательства в таможенном деле были переданы Правовому управлению ФТС России11.

Кроме того, в целях исключения из практики таможенных органов рассмотрения жалоб функциональными подразделениями соответствующее решение было закреплено в протоколе оперативного совещания у руководителя ФТС России12, в адрес  управлений ФТС России направлена служебная записка о порядке разграничения жалоб и иных обращений13.

Функция рассмотрения жалоб на решения таможенных органов и их должностных лиц закреплена пунктом 5.18 Положения о Федеральной таможенной службе14. Полномочия на рассмотрение от имени ФТС России жалоб на решения в сфере таможенного дела возложены на заместителя руководителя ФТС России, каковым является автор настоящей статьи, и на заместителя начальника Правого управления ФТС России. Кроме того, утверждены типовые Положения об отделах контроля над соблюдением  законности региональных таможенных управлений, а также Положение о Правовом управлении ФТС России.

Интересен опыт Федеральной налоговой службы по организации работы с заявлениями и обращениями граждан. В  Положении об организации личного приема граждан Руководителем Федеральной налоговой службы и заместителями Руководителя Федеральной налоговой службы15 определено, что устные заявления граждан о личном приеме рассматриваются и принимаются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны или установлены. На устные обращения граждан дается ответ в устной форме.

Письменные заявления граждан о личном приеме с прилагаемыми материалами и документами подлежат регистрации в Управлении делами с проставлением штампа «Личный прием». Регистрационный номер заявления должен быть незамедлительно сообщен заявителю.

Сведения о произведенной предварительной записи на личный прием со всеми сопутствующими материалами и документами незамедлительно направляются сотрудником приемной в секретариат руководителя или его заместителя.

Заявления граждан, требующие предварительной проработки существа вопроса перед приемом у руководителя или его заместителя, направляются для рассмотрения в соответствующие структурные подразделения, которые готовят проекты решений для руководителя или его заместителя. Сроки рассмотрения заявлений не должны превышать 15 календарных дней, если нет иного указания. Проекты резолюций руководителя или его заместителя по таким заявлениям готовит его секретариат, он же контролирует сроки исполнения.

Руководитель или его заместители при принятии решений в ходе приема граждан руководствуются Конституцией, федеральными конституционными законами, указами Президента, нормативными актами Правительства Российской Федерации, нормативно-распорядительными документами ФНС России.

При положительном решении вопроса должны быть приняты конкретные меры к его реализации, даны поручения структурным подразделениям центрального аппарата ФНС России или территориальным налоговым органам, при необходимости предприняты конкретные шаги к взаимодействию с другими ведомствами. О принятых мерах заявитель ставится в известность в письменной форме.

В случае отрицательного решения вопроса заявителю в обязательном порядке должны быть разъяснены причины. При необходимости, а также по требованию заявителя ему должен быть разъяснен порядок дальнейших действий по обжалованию принятого решения.

Остановимся подробнее на характеристике обеспечения законности в государственном управлении в целом.

Принцип законности — основополагающий принцип правового государства, подразумевающий всеобщее подчинение членов общества положению о необходимости неукоснительного соблюдения норм права. Соблюдение закона — необходимое условие демократического режима государственного правления16.

Можно также отметить, что принцип законности носит универсальный характер, он свойствен всем областям жизнедеятельности общества. По мнению автора, важно, что принцип законности для развивающегося, стоящего на демократических началах общества приобретает выраженное значение именно при построении, организации работы системы исполнительной  власти, а кроме того, при взаимоотношениях власти и управляемых объектов.

В деятельности органов государственного управления законность должна органично сочетаться с целесообразностью, поскольку простота и оперативность процедур применения административного принуждения зачастую грозят формальным подходом к основаниям их использования17.

Применительно к самой системе государственного управления принцип законности выступает в двух основных качествах: как одна из наиболее общих целей управленческой деятельности органов государственного управления и как принцип внутренней организации управленческих процессов и основа деятельности органов и должностных лиц система государственного управления18.

В данном аспекте деятельность таможенных органов может быть представлена как совокупность действий, направленных на защиту государственных экономических интересов России, на обеспечение правопорядка и т.д. В то же время принцип законности проявляется в функционировании таможенных органов и их должностных лиц в строгом соответствии с предписаниями закона. По мнения автора, в ряде случаев реализация принципа законности в деятельности таможенных органов России может в определенной степени ограничивать инициативу этих органов. Объясняется это тем, что деятельность указанных органов осуществляется только во исполнение закона, потому что они могут совершать только те действия, которые непосредственно предписаны законом, то есть запрещено все, что не разрешено.

В настоящий период возрастает роль Правового управления в нормотворческой деятельности таможенных органов, которая, в свою очередь, должна быть подчинена принципу соответствия закону. При этом следует учитывать, что подзаконные нормативно-правовые акты должны соответствовать международному законодательству, Конституции Российской Федерации, федеральным законом, а также иным нормативно-правовым актам, обладающим более высокой юридической силой. Именно Правовое управление подготавливает либо участвует в подготовке (анализирует, осуществляет правовую экспертизу) проектов федеральных законов, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Минэкономразвития России, Минфина России и других нормативных правовых актов, разрабатываемых ФТС России19.

Справедливо утверждение ученых, высказываемое в юридической литературе, о том, что подзаконное регулирование, составляющее часть законодательства Российской  Федерации в широком смысле этого слова, должно соответствовать положениям законов государства, служить способом реализации его норм, быть направлено на совершенствование не вполне конкретного законодательного материала20. Следовательно, таможенные органы руководствуются принципом законности, не только применяя закон на практике, но и создавая нормы права.

Правовое управление является структурным подразделением ФТС России, оно создано для правового обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации21. В своей деятельности оно руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минэкономразвития, Минфина и Банка России, Положением о Федеральной таможенной службе, правовыми актами ФТС России и Положением о Правовом управлении. Правовое управление возглавляет начальник Управления, который непосредственно подчиняется руководителю ФТС России и его заместителю, курирующему Управление. В отсутствие начальника Управления общее руководство Управлением осуществляет первый заместитель начальника Управления, а в его отсутствие — один из заместителей начальника управления.

Кроме того, создан отдел рассмотрения жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов Правового управления ФТС России. Отдел является структурным подразделением Правового управления. Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через подразделения региональных таможенных управлений, таможен, а также во взаимодействии с функциональными подразделениями ФТС России, другими государственными органами22.

Задачи отдела таковы:

— контроль над соблюдением таможенными органами и их должностными лицами законности при принятии решений и совершении действий (бездействия), связанных с выполнением задач и функций таможенных органов в сфере таможенного дела;

— организация и методическое руководство деятельностью таможенных органов по контролю над соблюдением законности при принятии решений, совершении действий (бездействия) в сфере таможенного дела;

— выявление причин, порождающих нарушение таможенного законодательства, прав и законных интересов лиц при проведении таможенного контроля, осуществлении таможенного оформления, исчислении и взимании таможенных платежей, а также при осуществлении таможенными органами иных функций в сфере таможенного дела. Выработка и принятие мер, направленных на сокращение числа обоснованных жалоб;

— создание условий для реализации гражданами и организациями права на обжалование решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела.

Отметим, что к основным функциям Правового управления относится осуществление ведомственного контроля, контроля деятельности правовых подразделений региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов; как специальные задачи Правового управления выделяются: контроль соблюдения законности при принятии таможенными органами и их должностными лицами решений, совершении ими действий (бездействия) при осуществлении ими функций в сфере таможенного дела, а также при привлечении лиц к административной ответственности.

Кроме того, в задачи отдела по рассмотрению жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов Правового управления контрольная функция, как указывалось выше, также включена. Считаем необходимым определить понятие контроля как средства обеспечения законности в таможенных органах. При этом укажем, что контроль и надзор являются универсальными средствами обеспечения законности в государственном управлении. В науке контроль наряду с надзором, контрольно-надзорной деятельностью и оказанием правовых услуг населению относится к тем способам обеспечения законности, которые представляют собой специальные юридические средства, применяемые, в частности, таможенными органами23.

Контроль, так же как и надзор, обладает признаками пресекательных и принудительных мер административного воздействия. В науке контроль определяется как система наблюдения за деятельностью и корректировки поведения подконтрольных объектов в целях соответствия их деятельности установленным нормам права и целям осуществляемой деятельности24.

Контроль — средство обеспечения законности, применяемое в отношении подведомственных объектов вышестоящими органами государственного правления. Проведение контроля предполагает возможность оперативного вмешательства контролирующего субъекта в деятельность подконтрольного. Контрольные процедуры ставят своей целью не только выявление соответствия деятельности предписаниям норм права, но и оценку рациональности, разумности, эффективности действий.

Контрольные процедуры производятся в порядке текущего контроля, то есть непрерывно, а также выборочно, в ходе специальных контрольных мероприятий25. Соответственно контроль со стороны Правового управления ФТС России представляет собой систему наблюдения и корректировки поведения таможенных органов и их должностных лиц в целях обеспечения правовыми средствами защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, вступающих в правоотношения с таможенными органами Российской Федерации, а также для соответствия деятельности таможенных органов нормам права и целям функционирования Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Большое значение для эффективности работы Правового управления имеет Регламент взаимодействия правового управления с функциональными подразделениями ФТС России при рассмотрении жалоб на решения в сфере таможенного дела26. Регламент устанавливает общий порядок взаимодействия Правового управления с Главным управлением организации таможенного контроля, Главным управлением товарной номенклатуры и торговых ограничений, Главным управлением федеральных таможенных доходов, Управлением таможенной инспекции, а также иными структурными подразделениями ФТС России, к чьей компетенции отнесены вопросы, составляющие предмет обжалования, при рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействия) в сфере таможенного дела, а также определяет формы такого взаимодействия. Регламент предусматривает формы согласования решений, порядок прохождения согласования и порядок действий, если не удалось выработать единую позицию управлений по жалобе.

В Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004—2008 годы27 определено, что дальнейшее поступательное развитие таможенной службы невозможно без обеспечения единообразного применения таможенного законодательства Российской Федерации, без укрепления  законности и правопорядка в сфере внешнеэкономической деятельности.

В Целевой программе ожидаемый эффект определен в виде сокращения доли судебных решений по искам к таможенным органам, принятым не в пользу таможенных органов по отношению к общему количеству дел, рассмотренных судами, — до 30%.

Поскольку процент судебных решений, принятых не в пользу таможенных органов, довольно высок, механизм ведомственного обжалования, установленный главой 7 ТК Российской Федерации, должен быть использован в полной мере. В настоящее время уже недостаточно просто рассматривать жалобы и удовлетворять их либо отказывать, необходимо выявлять причины и условия, способствующие возникновению этих жалоб.

По мнению автора, эффективность такого инструмента, как рассмотрение жалоб, зависит от возможностей проведения мониторинга, анализа, которые не менее важны, чем анализ судебной практики. К сожалению, после упразднения Управления контроля соблюдения законодательства и ликвидации аналитического подразделения реализация этой функции крайне усложнилась.

Необходимо отслеживать судьбу решений РТУ и ФТС при вторичном обжаловании в суды. Можно составить схему поступивших жалоб: каждая удовлетворенная жалоба рассматривается как сигнал о неблагополучном положении дел в определенном таможенном органе или в какой-либо сфере деятельности; повторная жалоба может быть рассмотрена как тенденция, третья — как основание для серьезного разбирательства, вплоть до служебных проверок.

Анализ деятельности рассматриваемых подразделений ФТС России позволяет сделать выводы о причинах появления типичных жалоб. Ими являются:

— несовершенство правовой базы. В частности, неурегулированность вопроса об уплате пошлин в случае выхода иностранных инвесторов из состава учредителей коммерческой организации; отсутствие четкого порядка розыска автомашин, не прошедших полное таможенное оформление;

— незнание сотрудниками таможен правовой регламентации своей деятельности;

— нежелание выполнять требования Таможенного кодекса и  нормативно-правовых актов. Действенным средством исправления ситуации могут служить меры дисциплинарного воздействия, а также служебные проверки.

По нашему мнению, правовые подразделения представляют собой ведомственный правовой фильтр, который сокращает количество обращений граждан и организаций в суды. Можно отметить, что ни по одному решению ФТС России, принятому в порядке главы 7 ТК Российской Федерации, не было удовлетворенных исков.

При изучении материалов,  связанных с соблюдением законодательства при рассмотрении жалоб и протестов прокуроров на решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, следует учитывать, что в последнее время Президент и Правительство все большее внимание уделяют организации работы с жалобами граждан и организаций. Это поручения Президента от 17 февраля 2003 года № Пр — 287, от  10 апреля 2004 года № Пр — 588, поручение Председателя Правительства от 22 апреля 2004 года № МФ — П48 — 2877, в которых указывается, в частности, на:

— необходимость обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан при осуществлении функции контроля, надзора, оказания государственных услуг;

— выделение в реорганизованных федеральных органах исполнительной власти подразделений, ответственных за данную работу;

— усиление спроса с государственных служащих28.

По данным ФТС России, в 2004 году ФТС и РТУ было пересмотрено 2054 решения, принятых по жалобам на действия (бездействия), (в 2003 г. — 4554, в 2002 г. — 4619). Из них 1973 — в связи с жалобами лиц (в 2003 г. — 3148), в связи с протестами прокуроров — 42 (в 2003 г. — 59, в 2002 г. протестов было 374), в порядке контроля — 39 (в 2003 г. — 1347, в 2002 г. — 167). По мнению автора, резкое снижение количества жалоб объясняется, во-первых, вступлением в силу нового Таможенного кодекса Российской Федерации, что подтверждает его прогрессивный характер, а во-вторых, тем, что данный Кодекс еще мало изучен участниками внешнеэкономической деятельности и ими до конца не поняты его преимущества.

Необходимо подчеркнуть одну принципиальную особенность применения норм и положений ТК, которая обусловлена сложной структурой таможенного дела и права, состоящих из неоднородных «блоков», частей, закрепленных в ТК, в отношении каждого из которых требуются специфические подходы, методики, учет, ввиду многогранности таможенного дела, его сложной структуры, взаимодействия норм различных отраслей права, их «перекрещивающихся» характеров.  А кроме того, как справедливо отмечают отдельные авторы29, очень часто таможенное правовое регулирование находится на «стыке» разных правовых отраслей: конституционного, административного, финансового, гражданского, административно-процессуального, уголовного, налогового, банковского и других отраслей российского права, а также во все большей степени — современного международного права.

Очень важно учитывать, что с принятием нового Таможенного кодекса РФ можно говорить о смене эпох в  области международных экономических отношений, о начале перехода от «таможни для правительства» к «таможне для участников внешней торговли». Этот важнейший закон (основополагающий источник таможенного права) призван способствовать внешней торговле, а не создавать условия для работы контролирующих органов и вмешательства государства в данную сферу. Это именно те требования, выполнение которых является одним из условий членства России в ВТО. Таможенное законодательство должно служить гражданину, защищать его от произвола чиновников, помогать в законных начинаниях30. Но для этого требуется согласованное государственными структурами развитие научных основ таможенного дела и их закрепление в законодательных документах и подзаконных актах.

Следовательно, службам контроля над соблюдением законодательства требуется проводить исследования, мониторинги, анализ ошибок, допущенных в деятельности таможенных органов при принятии решений, изучать категории остальных участников рассматриваемых правоотношений. Уместно вспомнить, что первоначально государство обращало внимание на субъект торговли. Проблема внешнеторговой политики заключалась в отношении государственной власти к лицам, ведущим торговлю с чужеземными странами, то есть в правовых нормах31.

Важно учитывать исторический опыт, знать, что, правильно строя взаимоотношения с субъектами внешнеэкономической деятельности, органы российской таможни обеспечивают не только экономические, но и политические интересы государства.

Таким образом, Правовое управление представляет собой (как структура) важнейший элемент системы, обеспечивающей законопослушное поведение субъектов со стороны государства, а также граждан и юридических лиц в таможенных правоотношениях. Результаты проводимых в рамках указанного управления обзоров показывают, что предмет жалоб субъектов достаточно обширен. Охвачено практически все таможенное дело: жалобы граждан на то, что пограничные таможни заставляют их для оформления временного ввоза автомобиля пользоваться платными услугами структур ГУП «Ростэк», требования оффшорных организаций вернуть авансовые платежи и т.д. Наблюдается рост обжалования решений, связанных с исчислением и взиманием таможенных платежей. Из них выделяются решения о корректировке таможенной стоимости и классификации товара. Почти исчезли жалобы на использование «льготных» таможенных режимов (экономических и специальных), на включение в различные Реестры.

В 2004 году жалобы распределялись следующим образом:

• таможенные платежи — 50% (из них удовлетворено 34%);

• декларирование, выпуск — 10% (из них удовлетворено 30%);

• предварительные таможенные процедуры, предшествующие основному таможенному оформлению, — 7% (из них удовлетворено 33%);

• специальные таможенные процедуры — 5 % (из них удовлетворено 24%);

• таможенные ревизии, иные формы таможенного контроля — 3% (из них удовлетворено 50%);

• запреты, ограничения — 2% (из них удовлетворено 19%);

• таможенные режимы — 1% (из них удовлетворено 8%);

• реестры — 0,4% (из них удовлетворено 75%);

• иное — 21% (из них удовлетворено 42%)32.

Можно выявить те преимущества, которые предоставляет практика рассмотрения жалоб самими таможенными органами с учетом имеющейся нормативной правовой базы. В частности, возможно устранение допущенных нарушений с учетом материалов жалобы, при этом можно не доводить дело до судебного разбирательства и избежать возмещения вреда. В то же время в иных случаях есть возможность усилить правильную позицию таможни, подкрепить ее дополнительными юридическими аргументами, дать четкое правовое обоснование, чтобы улучшить судебную перспективу. Одновременно необходимо проводить анализ и выявлять причины допускаемых нарушений в целях формирования адекватной правоприменительной практики. Поскольку возможности ФТС России по нормативному урегулированию существенно ограничены, а многие нормы ТК РФ являются нормами прямого действия, их правильное применение можно формировать путем принятия и широкого освещения решений ФТС России, которые могут выступать в роли прецедентов.

Кроме того, во исполнение поручения Правительства РФ от 11.04.2005 № МФ — П44 — 1666 и в целях совершенствования рассмотрения обращений граждан и организаций, соблюдения их прав и законных интересов, согласно пункту 5 приказа ФТС от 19.05.2005 № 460 «О совершенствовании работы с обращениями граждан», рекомендовано ввести в практику работы рассмотрение жалоб в сфере таможенного дела по наиболее важным и сложным вопросам, а также жалоб на повторяющиеся нарушения с выездом в таможенные органы, решения, действия (бездействие) которых обжалуются. Например, в 2004—2005 годах ФТС России с выездом в таможни рассматривались жалобы ЗАО «Тран — СЭК», ООО «НБИ Транспорт Сервис» на решения Северо-Западной акцизной таможни об отказе в выдаче перевозчиком копий таможенных деклараций для представления в налоговые органы в целях возмещения НДС (решениями от 4.06.2004 №27 — 32/ 77а, № 27 — 32/ 77б жалобы удовлетворены), ООО «Интершина» на действия Курской таможни, выразившиеся в воспрепятствовании нормальной деятельности указанной организации (решением от 9.07.2004 №27 — 32/ 94 жалоба удовлетворена частично), и др.33

Что касается правового статуса и места службы контроля соблюдения законодательства, каковой является Правовое управление ФТС России, то необходимо указать, что ликвидация Управления контроля соблюдения законодательства и передача функций Правовому управлению выявила и негативные стороны данного процесса. УКСЗ имело сформированную структуру с пятилетним опытом работы, сильный кадровый состав. В рамках Правового управления пока недостаточно средств для реализации задач эффективного рассмотрения жалоб, и поэтому наблюдается рост судебного обжалования и судебных издержек. Таким образом, Правовому управлению еще предстоит отладить свою работу в направлении переданных ему функций.

Стоит отметить важность повышения эффективности института ведомственного обжалования с точки зрения потребностей практики. В частности, Правовым управлением ФТС России на базе Санкт-Петербургской таможни 25 июля  2005 года было проведено выездное консультирование участников внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенного дела. В ходе акции были приняты жалобы на решения в сфере таможенного дела, проведено анкетирование участников внешнеэкономической деятельности по вопросам, связанным с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

Выяснено, что не всегда участники внешнеэкономической деятельности готовы формализовать свои претензии к таможенным органам путем обжалования неправомерных, по их мнению, решений таможенных органов по причине того, что им предстоит и дальше работать с этими таможенными органами. Кроме того, участники внешнеэкономической деятельности в большей степени доверяют суду, считая его более независимым и объективным. При этом решения, принимаемые по результатам рассмотрения жалоб в таможенные органы, по мнению обратившихся, являются необоснованными34. Вывод, который следует из такого рода материалов, однозначен: порядок обращения с жалобой в таможенные органы малоизвестен участникам внешнеэкономической деятельности и мало популярен среди последних. Таможенные органы, находясь в «обороне» от жалобщиков, пока не осознали, что материалы по жалобам — это ценные сведения для улучшения работы таможни, выявления нерадивых должностных лиц.

Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2004—2008 годы35 в качестве основных направлений деятельности таможенных органов было определено повышение уровня защиты конституционных прав граждан и усиление контроля над соблюдением законности в таможенном деле путем:

— повышения ответственности руководителей таможенных органов за принимаемые решения, действия (бездействие) должностных лиц;

— проведения анализа причин и условий допускаемых нарушений и выработки эффективных мер к их предотвращению;

— оптимизации работы по организации рассмотрения жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Кроме того, в решении коллегии ФТС России от 1.07.2005 «Об актуальных проблемах судебной практики по спорам в сфере таможенных правоотношений» было указано на необходимость более принципиального подхода к оценке правомерности решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов, отказа от привычных устоев «таможенник всегда прав», совершенствования механизма досудебного урегулирования споров36.

Практика проверок, проведенных Правовым управлением ФТС России, показывает, что региональным таможенным управлениям недостает комплексных мер, направленных на повышение авторитета института ведомственного обжалования. Кроме того, правовые службы региональных таможенных управлений недостаточно привлекают к рассмотрению жалоб в сфере таможенного дела и при привлечении к административной ответственности по наиболее важным и сложным вопросам, а также жалоб на повторяющиеся нарушения представителей функциональных подразделений таможен, чьи решения обжалуются.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Правовой статус Службы контроля соблюдения законодательства в таможенном деле ФТС определен Таможенным кодексом Российской Федерации, Положением о Правовом управлении ФТС России, положением об отделе рассмотрения жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов Правового управления, приказом ГТК России «Об утверждении типовых положений об отделах контроля соблюдения законности региональных таможенных управлений», а также Регламентом взаимодействия Правового управления с функциональными подразделениями ФТС России при рассмотрении жалоб на решения в сфере таможенного дела. В системе таможенных органов Служба контроля соблюдения законодательства в таможенном деле ФТС является  элементом юридической службы, осуществляющей ведомственный контроль. Содержание правового статуса составляют права и обязанности структурных подразделений ФТС России по контролю соблюдения законности, которые созданы в рамках Правового управления, а также региональных управлениях.

2. Деятельность Службы контроля соблюдения законодательства в таможенном деле ФТС представляет собой систему наблюдения и корректировки поведения таможенных органов и их должностных лиц в целях обеспечения правовыми средствами защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, вступающих в правоотношения с таможенными органами Российской Федерации, а также для соответствия деятельности таможенных органов нормам права и целям функционирования Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

3. Следует активизировать работу Службы контроля соблюдения законодательства в таможенном деле ФТС в сфере подзаконного регулирования деятельности таможенных органов. Так, необходимо, в частности, расширить использование механизма ведомственного обжалования, установленного главой 7 ТК Российской Федерации, через создание актов внутреннего использования с материалами, информацией, методическими рекомендациями для таможенных органов.

4. Правовые подразделения должны вносить предложения руководству таможенных органов о проведении служебных проверок и применении мер дисциплинарного воздействия при нежелании должностных лиц таможенных органов выполнять требования Таможенного кодекса и нормативно-правовых актов.

5. Правовым подразделениям необходимо отслеживать судьбу решений РТУ и ФТС при вторичном обжаловании в суды, чтобы не создавать условий для формирования тенденций в определенном таможенном органе и вовремя ликвидировать основания для обоснованных жалоб.

1 Смирнов С.А. Административно-правовая деятельность Федеральной таможенной службы (на материалах Московской южной таможни). — М.: УНД ДО, 2004. — С. 48—49.

2  Там же. С. 50.

3 Алехин А.П., Кармолицкий А.К., Козлов Ю.М. Административное право РФ. — М., 1996. — С. 407.  

4 Там же. С. 50.

5 Ноздрачев А.Ф. Правовое обеспечение новой организации и деятельности таможенных органов: состояние и задачи дальнейшего совершенствования // Законодательство и экономика. 2005. № 4. С. 21.

6 Приказ ГТК России от 4 августа 2003 года № 846 «Об утверждении типовых положений об отделах контроля соблюдения законности региональных таможенных управлений».

7 Ноздрачев А.Ф. Указ. соч. С. 22.

8 Докладная записка УКСЗ на имя председателя ГТК России от 19.06.2000 № 27 — 05/56.

9 Утверждена Приказом ГТК России от 29.12.2000 № 1253.

10 Там же.

11 Справка о деятельности таможенных органов по рассмотрению жалоб на решения в сфере таможенного дела за период 2003 — 1 полугодие 2005 года.

12 Протокол оперативного совещания у руководителя ФТС России от 14.02.2005 № 5.

13 Служебная записка от 31.01.2005 № 15 — 113/24.

14 Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429.

15 Приказ Федеральной налоговой службы от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-18/172.

16 Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учебник. — М.: Эксмо, 2005. — С. 304.

17 Там же. С. 306.

18 Там же.

19 Положение о Правовом управлении. Приказ ФТС России от 5 ноября 2004 г.

20 Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Указ. соч. С. 305.

21 Положение о Правовом управление. Утверждено приказом ФТС России от 5 ноября 2004. № 244.

22 Положение об отделе рассмотрения жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов Правового управления. Утверждено 17 февраля 2005 года.  

23 См.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. — М., 1996. — С. 208—213.

24 Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Указ. соч. С. 310.

25 Там же.

26 Регламент утвержден руководителем ФТС А.Е. Жериховым 22 июля 2005 года.

27 Утверждена приказом ФТС № 403 от 20.12.2004.

28 Доклад «О соблюдении законодательства при рассмотрении жалоб и протестов прокуроров на решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, в том числе, при привлечении к административной ответственности в 2004 году»: Материалы совещания от 14.02.2005.

29 Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. — М.: Книжный мир, 1998. — С. 4—5.

30 Бакаева О.Ю. Оптимальная модель таможенных органов в новом Таможенном кодексе Российской Федерации // Юридический вестник РГЭУ. 2003. № 3. С. 52—55.

31 Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России: Кн. 1. — М.: Русина — Пресс, 2004. — С. 33.

32 Доклад «О соблюдении законодательства при рассмотрении жалоб и протестов прокуроров на решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, в том числе, при привлечении к административной ответственности в 2004 году», 14.02.2005 г.

33 Справка о деятельности таможенных органов по рассмотрению жалоб на решения в сфере таможенного дела за период 2003 — 1 полугодие 2005 года.

34 Справка о проведении на базе Санкт-Петербургской таможни выездного мероприятия Правового управления ФТС России от 25.07.2005 г.

35 Утверждена приказом ФТС России от 20.12.2004 года № 403.

36 Справка Коллегии ФТС России 25 ноября 2005 года «О практике работы таможенных органов Северо-Западного таможенного управления по соблюдению таможенного законодательства».

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45927. Способы базирования заготовок с базами в виде плоских поверхностей 329.69 KB
  Базирование главной базы имеет 3 точки осуществляется на: 3 штыря опоры 2 пластины опорные штыри в сочетании с плавающими и сблокированными опорами на плоскость опорного элемента. При этом погрешность базирования близко равно 0. Для необработанных баз следует учитывать дополнительно погрешность связанную с отклонением плоскостности базы.
45928. Способы базирования заготовок с базами в виде отверстий 74.04 KB
  Базирование в отверстие или на палец рекомендуется использовать для заготовок с базами обработанными не грубее 9 квалитета. Этот способ применяется для заготовок с базами обработанными не грубее 7 квалитета.
45929. Способы базирования заготовок с базами в виде наружных цилиндрических поверхностей 87.91 KB
  Длину контакта заготовки с опорным элементом приспособления принимается равным или больше 15 диаметры базы. В пределах mx диаметрального зазора Smx в соединении заготовка приспособление возможно смещение оси базы относительно оси опорного элемента. Наибольшее смещение определяет погрешность базирования оси базы. ƸБ=Smx=TTn∆=Dmxdmin Т допуск на диаметр базы заготовки Tn допуск на диаметр опорного элемента приспособления ∆ гарантированный зазор в соединении Dmx наибольший предельный диаметр отверстия dmin наименьший предельный диаметр...
45930. Способы установки в приспособлении заготовок корпусных деталей 11.35 KB
  При L D 4 где L длина обрабатываемой заготовки D ее диаметр заготовки закрепляют в патроне при 4 L D 10 в центрах или в патроне с поджимом задним центром при L D 10 в центрах или в патроне и центре задней бабки и с поддержкой люнетом. Самой распространенной является установка обрабатываемой заготовки в центрах станка. Заготовку обрабатывают в центрах если необходимо обеспечить концентричность обрабатываемых поверхностей при переустановке заготовки на станке если последующая обработка выполняется на шлифовальном станке и тоже в...
45931. Типы зажимных устройств приспособлений. Краткая характеристика по составу, типу производства 12.18 KB
  По составу зажимные устройства делят на группы. 1Зажимные устройства состоящие из силового механизма и привода который обеспечивает перемещение контактного элемента и создаёт исходное усилие преобразуемое силовым механизмом в зажимное усилие. 2Зажимные устройства в котором силовой механизм приводится в действие рабочим прилагающим исходное усилие на орпеделёное плечё.Такие зажимные устройства с ручным приводом.
45932. Правила определения силы зажима заготовок в приспособлении 2.1 MB
  Для этого составляют расчетную схему где изображают все действующие силы и моменты резания зажимного усилия реакции опор и силы трения в местах контакта заготовки с опорными элементами и зажимными устройствами. По этому уравнению выводят формулу для расчета силы зажима Пример: расчетная схема на фрезерные операции. условий применительно к которым рассчитывались силы и моменты резания то их надо увеличить введением коэффициента запаса надежности закрепления согласно требованиям безопасности.
45933. Приводы зажимных устройств 1.73 MB
  Недостатки: незначительная плавность перемещения рабочих органов особенно при переменой нагрузке; низкое давление воздуха 04 мПа обуславливающие большие размеры приводов для приложения значительных усилий. на всех производственных участках подаётся воздушная среда давлением до 1МПа. Пневмоприводы рассчитываются на прочность при Р=06мПа а исходное усилие определяется при р=04МПа. Испытания их осуществляют при р не менее 09МПа.
45934. Цели, принципы, функции и основные задачи стандартизации 16.4 KB
  В соответствии с Федеральным Законом О техническом регулировании стандартизация осуществляется в целях: повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан имущества физических или юридических лиц государственного или муниципального имущества экологической безопасности безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечения...
45935. Основные понятия в области метрологии. Метрология. Измерение. Погрешности измерения. Средство измерения. Единство измерений. Проверка средств измерений 18.03 KB
  Единство измерений. Проверка средств измерений.Рассматривает общие теоретические проблемы разработка теории и проблем измерений физических величин их единиц методов измерений.Устанавливает обязательные технические и юридические требования по применению единиц физической величины методов и средств измерений.