67874

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДВОКАТУРЕ РОССИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Адвокаты впервые получили «собственный» федеральный закон, на основе которого создана общероссийская некоммерческая организация — Федеральная палата адвокатов России, объединившая региональные адвокатские палаты; помимо традиционных юридических консультаций и коллегий адвокатов признан...

Русский

2014-09-15

94 KB

0 чел.

Г. ЧЕРЕМНЫХ,

доктор юридических наук, профессор

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ АДВОКАТУРЕ РОССИИ

Безусловно, принятие Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон) — важная веха в развитии российской адвокатуры. Адвокаты впервые получили «собственный» федеральный закон, на основе которого создана общероссийская некоммерческая организация — Федеральная палата адвокатов России, объединившая региональные адвокатские палаты; помимо традиционных юридических консультаций и коллегий адвокатов признан статус адвокатских бюро и кабинетов, законодательно закреплены такие важные положения, как адвокатская тайна, гарантии независимости адвоката. Появилась правовая основа регламентирования оказываемой адвокатами юридической помощи по делам о назначении, и в этом аспекте уже издан первый нормативный акт1.

И, тем не менее, с момента принятия закон вызывает целый ряд критических замечаний. Некоторые из них связаны со статусом адвоката, адвокатуры, с возможностью эффективно оказывать юридическую помощь, помогать невиновным, попавшим в беду в силу обстоятельств и в первую очередь из-за произвола правоохранительных органов, недостатков в организации судебной деятельности.

Значение того или иного правового института, помимо полномочий и функциональных задач, определяется тем, как сформулировано понятие этого института в нормативно-правовом акте.

Статья 3 Закона определяет адвокатуру как профессиональное сообщество адвокатов и институт гражданского общества. В чем ущербность данного понятия? Во-первых, «профессиональное сообщество» не отличает адвокатуру от множества организаций, например, от союза стоматологов, производителей пива и т.д. Во-вторых, не несет никакой правовой нагрузки и вторая часть определения: адвокатура как «институт гражданского общества». Это лишь модное словосочетание. Профессор Ю.А. Дмитриев прав, говоря, что попытка при разработке проекта Конституции РФ дать правовое понятие института гражданского общества не удалась. И вряд ли получится, поскольку, повторюсь, это не правовое понятие, а скорее общественно-политическое. Все, что находится между органами государственной власти (сверху) и частной жизнью гражданина (снизу) и есть гражданское общество, включающее в себя и адвокатуру, и нотариат (с определенными оговорками), и профсоюзы, и политические институты, и общественные организации, и клубы по интересам, и любые объединения граждан.

Давая в Законе понятие адвокатуры, законодатель должен был, на наш взгляд, исходить из статьи 48 и в какой-то мере — статьи 72 Конституции РФ. Во-первых, это правовой институт, во-вторых, призванный в лице адвокатов оказывать «квалифицированную юридическую помощь и защиту», в-третьих, деятельность которого носит публичный характер.

Неудачно и понятие адвоката. Адвокат не только «независимый профессиональный советник по правовым вопросам», как указано в ст. 2. Его конституционное предназначение гораздо шире и глубже. Да, он может дать совет, но важнее дать юридическую консультацию, что далеко не одно и то же. Главное же, для чего исторически формировалась данная профессия, — это защита человека, гражданина от чиновничьего произвола.

Еще один важный аспект. Согласно ст. 6 Закона, адвокат вправе «собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций». Данные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или заверенные их копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката (подпункт 1 пункта 3), беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности (подпункт 5 пункта 3).

Закон (ст. 18) достаточно полно прописывает гарантии независимости адвоката: запрещено вмешательство в адвокатскую деятельность, адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности при выполнении или в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей, запрещено истребование от адвоката, а равно сотрудников адвокатских бюро, кабинетов, иных адвокатских образований сведений об оказании юридической помощи по конкретным делам.

Продекларирована и обязанность органов внутренних дел по обеспечению защиты адвоката, членов его семьи, его имущества.

Что из перечисленного обращает на себя внимание? Во-первых, так как сформулирована ст. 6 Закона, адвокат не вправе запрашивать документы, информацию от предприятий производственного сектора, не говоря уже о словосочетании «органы и организации». Во-вторых, что делать адвокату, если ему не ответили, вмешались в его деятельность, он и его семья нуждаются в защите, а от него отмахнулись?

Конечно, если не будет поздно, можно пойти по инстанциям и требовать наказания виновных, однако Закон об адвокатуре не устанавливает и не может установить такую ответственность, она должна быть прописана в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях. Пока этого нет.

Можно возразить и сослаться на ст. 140 УК РФ. Но на эту статью адвокату при нарушении его профессиональных прав сослаться проблематично: в ней говорится о гражданине, а не адвокате как полномочном представителе своего доверителя.

Адвокатская деятельность более эффективно обеспечивала бы права адвоката как законного защитника при законодательном закреплении ответственности виновных в нарушении изложенных положений через Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ по аналогии со ст. 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов».

Конечно, адвокат — главный субъект оказания юридической помощи, и заключать соглашение — его необъемлемое право и обязанность. Однако очень часто у юридического лица, обращающегося за юридической помощью, много разноплановых проблем, с которыми не всегда может справиться один специалист, и доверитель хочет гарантий со стороны именно адвокатского образования — бюро, консультации. На наш взгляд, отказ в этом доверителю затрагивает его конституционное право на квалифицированную юридическую помощь.

Поэтому пункт 1 статьи 25 Закона целесообразно изложить в иной редакции: «Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения, заключенного, как правило, между адвокатом и доверителем. По инициативе доверителя такое соглашение может быть заключено между доверителем и адвокатским образованием — юридическим лицом».

Серьезные замечания вызывает пункт 2 ст. 31 и пункт 2 ст. 37 Закона в части ротации членов совета Федеральной адвокатской палаты на одну треть ежегодно. Внешне это демократичный принцип. Однако механизм его реализации сомнителен. То, что, согласно Закону, освобождение от обязанностей члена совета и голосование за кандидатуру на место происходит по предложению президента ФАП списком, уже не демократия. Более того, налицо явное противоречие между частью 1 и частью 2 этих статей Закона: по пункту 1 член совета избирается тайным голосованием, а по части 2 при избрании новых членов совета в порядке ротации  тайное голосование не предусматривается, кандидатуры новых членов Совета (напоминаю, одна треть) не избираются тайным голосованием, а утверждаются по предложению президента. «Тайно» или «открыто» — закон не разъясняет.

Такой порядок формирования высшего после собрания адвокатов органа ФАП вызывает недоумение и, безусловно, не способствует единению адвокатского сообщества. Это первое.

Второе. Согласно пункту 7 ст. 30 и пункту 6 ст. 36 Закона, совет и адвокатской палаты субъекта РФ, и Федеральной адвокатской палаты подотчетен соответственно собранию адвокатов субъекта РФ и Всероссийскому съезду адвокатов. При ротации отчет совета бессмыслен, отчитываться могут только президенты палат, а это не одно и то же.

Третье. Установленный Законом порядок формирования совета приведет или уже привел к беспринципности, угодничеству со стороны отдельных членов советов, дабы сохранить свое место при ротации. Принципиальные, имеющие и отстаивающие свое мнение могут «вылететь» при первой же ротации, а на их место придет «группа поддержки» президента.

Как можно стать адвокатом? У судей и нотариусов главное требование —наличие высшего юридического образования в вузе, имеющем государственную аккредитацию. В адвокатуре иначе (п. 1 ст. 9 Закона): необходимо наличие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности. Но практика такова, что можно быть историком, философом и защитить кандидатскую диссертацию по конкретной юридической проблеме, чаще всего вытекающей из исторического или философского изыскания. Однако такой специалист, не имеющий базового юридического образования, конечно, не может быть полноценным адвокатом.

Складывается впечатление, что Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» как бы склеен наспех. Помимо отмеченных явных противоречий внутри Закона, непродуманных положений, есть и иные. Например, ст. 22 Закона при реорганизации или ликвидации коллегии адвокатов требует уведомления от ее учредителей, а если их уже нет, а есть преемники, то по Закону они уже не вправе «уведомлять».

Иной пример. В соответствии со статьями 27 и 28 Закона адвокат вправе иметь помощников и при определенных условиях стажеров. Иными словами, в этих случаях адвокат выступает как работодатель, именно он выплачивает зарплату и помощникам, и стажерам, и другим специалистам, которые работают у него в бюро, кабинете.

Тогда непонятна запись в указанных статьях о том, что помощник, стажер заключают трудовой договор с адвокатским образованием, которое в этих случаях никак не может выступать как работодатель, и что это за адвокатское образование? Вероятно, это региональная адвокатская палата, хотя не исключаются и юридическая консультация, и коллегия адвокатов. В законе ответа нет.

В разрешении этой проблемы уместен опыт нотариального сообщества. Нотариус, как и адвокат, также обладает правом иметь и помощников, и иных специалистов. Чтобы нотариусу не содержать бухгалтера, например, при Московской городской нотариальной палате создана объединенная бухгалтерия. Нотариальная палата, нотариус, его помощник или специалист заключают между собой договор (трехсторонний), согласно которому помощник или специалист оформляются на работу в нотариальную палату, но, подчеркиваю, на должность помощника конкретного нотариуса или специалиста его нотариальной конторы. Одновременно действует и другой порядок: помощник или специалист могут находиться и в прямых трудовых отношениях с нотариусом на основе трудового договора.

Что же касается стажеров нотариусов, то они с указанием нотариуса-руководителя стажировки назначаются на эту должность приказом по нотариальной палате, им выплачивается стипендия, и никакого трудового договора здесь не требуется. Все это четко записано в «Основах законодательства Российской Федерации о нотариате», но этого, к сожалению, нет в Законе об адвокатуре.

Еще один интересный момент. Согласно пункту 2 ст. 20 Закона, «адвокат вправе самостоятельно избрать форму адвокатского образования». Требуется лишь об этом, а также о месте осуществления адвокатской деятельности известить адвокатскую палату.

Формулировка достаточно четкая: даже один адвокат вправе образовать и адвокатский кабинет, и коллегию адвокатов, и адвокатское бюро, и юридическую консультацию. Однако последующие статьи Закона, регламентируя понятие каждого из названных адвокатских образований, говорят о другом. Оказывается, один адвокат может образовать лишь адвокатский кабинет (ст. 21), а коллегию адвокатов, адвокатское бюро — только два и более адвокатов. Что же касается юридической консультации, то, согласно ст. 24, она вообще может быть образована только региональной адвокатской палатой, причем по представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Далее. Закон устанавливает, что зарплата адвокатов в юридических консультациях дотируется адвокатскими палатами (пункт 5 ст. 20). Данное положение прямо противоречит статье 48 Конституции РФ, согласно которой именно государство гарантирует и обеспечивает оказание квалифицированной юридической помощи, поэтому эта помощь не может оказываться за счет адвоката.

Подготовлен проект Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности». Между нотариатом и адвокатурой, как известно, есть принципиальные различия по целям и задачам, но в организации деятельности много общего.

Разработчики проекта закона о нотариате заимствовали из Закона об адвокатуре положение о Всероссийском съезде как высшем органе нотариального сообщества вместо общего собрания представителей нотариальных палат, Совет — вместо Правления. Но, конечно, были отвернуты ротация членов Совета и понятие о том, что Совет — это исполнительный орган. Это выборный орган, создаваемый из числа адвокатов и призванный осуществлять руководство адвокатским сообществом между съездами. Исполнительный орган — это совсем другое: это штат сотрудников, не адвокатов, для обеспечения деятельности совета и самого съезда, именуемый исполнительной дирекцией или управлением делами палаты.

Проблема нотариального обеспечения в экономически слабых районах также остра, как и обеспечение квалифицированной юридической помощи.

Однако нотариальный проект категорически отвергает законодательное дотирование нотариальный деятельности в таких местах за счет нотариальных палат. Проголосуют нотариусы за материальную помощь, разовую или на постоянной основе своим коллегам — это их добровольное право, но такая обязанность никак не может устанавливаться законом. Тем более, что вопрос может быть решен иначе: за счет бесплатного предоставления помещений, освобождения от налогов, прямой дотации из бюджета.

Здесь важно понять, что попытка законодателя обеспечить нотариальную деятельность или профессиональную адвокатскую юридическую помощь и защиту в экономически слабо развитых или отдаленных районах страны за счет средств нотариуса или адвоката Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, иного крупного города антиконституционна. Да и частнопрактикующий нотариус, и адвокат призваны самостоятельно обеспечивать в финансово-хозяйственном плане свою профессиональную деятельность, но только свою, а не деятельность адвоката или нотариуса где-то в Магаданской области. Такой обязанности Закон на них возложить не вправе, т.к. это задача государства.

И последнее. Что такое адвокатская деятельность? Ответ на него содержится в ст. 1 Закона. Защита прав, свобод и интересов в какой-то мере приемлемы, но «обеспечение доступа к правосудию» вызывает улыбку своим дилетантством. К суду пока еще, слава Богу, можно обратиться и без помощи адвоката.

Разумеется, названы не все упущения, противоречия, иные недостатки этого Закона. Главный же его недостаток — отсутствие четко прописанных понятий адвоката и адвокатуры, которые отвечали бы их предназначению.

Несовершенство Закона рано или поздно должно было привести к негативным последствиям. И уже сегодня мы можем наблюдать весьма тревожные тенденции, которые могут изменить систему адвокатуры, повлиять на высокий статус адвоката, перестроить всю систему оказания юридической помощи.

Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 22.08.2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» (далее — Постановление Правительства РФ), согласно которому с 1 января по 31 декабря 2006 года в десяти субъектах Российской Федерации2 будет проводиться эксперимент по созданию государственных юридических бюро (по одному в каждом из «экспериментальных» регионов). Как сказано в самом Постановлении, оно было принято «в целях выработки оптимального механизма по реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи гражданам».

Министерство юстиции должно будет обобщить результаты деятельности этих бюро и до 1 января 2007 года представить Правительству предложения для доклада Президенту России.

Нет сомнения в том, что желание государства обеспечить малоимущим гражданам бесплатную юридическую помощь должно приветствоваться и поддерживаться. Идея не нова, это не «ноу-хау» Минюста РФ, она давно «работает» в ряде стран. Показателен опыт построения системы оказания квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам, действующий, например, в Финляндии.

Кратко о сути этой системы. До 1973 года юридическая помощь малоимущим в этой стране оказывалась за счет финансовых средств муниципалитетов. Однако в 1973 году были приняты два закона: «О государственной юридической помощи» и «О безвозмездном судопроизводстве», согласно которым эта обязанность с местного была поднята на государственный уровень.

Очередная попытка реформирования данной системы произошла в 2002 году через принятие нормативных актов: законов о юридической помощи (от 5.04.2002 г. № 257) и о государственных бюро юридической помощи (от 5.05.2002 г. № 258); Постановление Государственного Совета о юридической помощи (от 23.05.2002 г. № 388) и о государственных бюро юридической помощи (от 23.05.2002 г. № 389) и постановления Министерства юстиции Финляндии о государственных бюро юридической помощи (23.05.2002 г. № 390) и о местоположении государственных бюро юридической помощи, а также их филиалах и пунктах приема клиентов (от 28.05.2002 г. № 425).

Государственная юридическая помощь в Финляндии включает в себя полную или частичную оплату услуг юридического помощника,  оплату услуг по устному или письменному переводу документов, необходимых для рассмотрения дела, и отсутствие платежей за выдачу судебных решений и документов других официальных инстанций, необходимых для ведения дела3.

Финляндия разделена на шесть округов юридической помощи (округ соответствует территории деятельности надворного4 суда), каждый из которых возглавляет директор службы юридической помощи, избираемый на пять лет из числа главных государственных юридических помощников, каждый из которых возглавляет Бюро юридической помощи, расположенных на территории округа.

Государственные юридические помощники (как и директор службы юридической помощи) являются государственными служащими и назначаются на должность Министерством юстиции на конкурсной основе: как правило, от 10 до 30 человек на место.

Важно отметить, что бюро оказывают юридическую помощь и по уголовным делам, работа по которым составляет до 25% их занятости.

Система работает уже несколько лет, и, по общей оценке, почти безупречно, без каких-либо конфликтов с официальной адвокатурой. Более того, из-за высокого уровня материального обеспечения, отсутствия необходимости содержать собственное бюро и сотрудников нередко в конкурсах участвуют и профессиональные адвокаты.

На этом фоне попытаемся проанализировать наш, российский, эксперимент по основным позициям.

Первое. Вызывает недоумение сама форма нормативного закрепления эксперимента — это Постановление Правительства РФ. Согласно ч. 2 ст. 48 Конституции РФ, в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Понятно, что при этом Постановление Правительства (подзаконный нормативный акт) не может заменить собой закон: это противоречит Конституции.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», при одновременном соблюдении двух условий гражданин имеет право на получение бесплатной юридической помощи. Во-первых, среднедушевой доход его семьи5 или его личный доход (в случае одинокого проживания) должен быть ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством. Во-вторых, законом определен исчерпывающий (закрытый) перечень категорий таких граждан:

1) истцы — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2) ветераны Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3) граждане, пострадавшие от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией;

4) граждане, которым требуется составление заявлений о назначении пенсий и пособий.

Приведенный перечень установлен Законом в полном соответствии со ст. 48 Конституции РФ. Согласно же пункту 2 Постановления Правительства РФ, государственные юридические бюро оказывают, мягко скажем, несколько иные виды юридической помощи:

1) дают консультации по правовым вопросам в устной и письменной форме;

2) составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) обеспечивают участие работников государственных юридических бюро в качестве представителей граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, а также представляют интересы граждан в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.

Получается, что с 1 января 2006 года малоимущие граждане вправе просить помощь в государственных юридических бюро не только по четырем основаниям, указанным в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», но и по основаниям, указанным в Постановлении Правительства РФ. Может быть, это и хорошо, особенно для малообеспеченных граждан, но налицо противоречие с частью первой ст. 48 Конституции РФ, что недопустимо даже в порядке эксперимента.

Второе. Согласно пункту 13 Постановления Правительства РФ, работник государственного юридического бюро, оказывающий юридическую помощь, наряду с другими требованиями должен иметь высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию вузе. Возникают правомерные вопросы: пойдут ли опытные юристы на такую государственную службу? Не станут ли эти бюро для бедных временным пристанищем для выпускников вузов, начинающих юристов, для тех, у кого не сложилась, в силу отсутствия достаточных знаний, опыта, необходимых личностных качеств, служба в правоохранительных органах, работа в иных юридических организациях? Сомнительно, что в такие юридические бюро пойдут высокооплачиваемые адвокаты.

Есть и другая сторона показателя качества юридической помощи, которую будут оказывать государственные юридические бюро. Согласно Постановлению Правительства РФ, их работники могут быть представителями граждан в гражданском судопроизводстве. Все. Точка. Больше ничего нет. Между тем состязательность в судебном процессе обеспечивается правами (возможностями) сторон по сбору доказательств. В этом плане Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предоставляет адвокату намного больше прав в сборе и истребовании от третьих лиц доказательств по делу. В частности, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 6 Закона, адвокат, как уже отмечалось, вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций. Юристу же государственного юридического бюро таких прав не предоставлено.

Да, государственное юридическое бюро вправе на основании договора поручить адвокату оказать лицу, обратившемуся в государственное юридическое бюро, юридическую помощь, в том числе выступить его представителем в гражданском судопроизводстве, а также в исполнительном производстве по гражданскому делу (пункт 6 Постановления Правительства РФ). При этом порядок и размер оплаты труда адвоката при оказании юридической помощи в таких случаях устанавливается договором, а именно за день участия не менее 1/4 и не более 1/2 МРОТ — соответственно 200 и 400 руб. Можно смело утверждать, что вряд ли кто на этих условиях будет заключать такие договоры, тем более что принудить его к этому нельзя.

Подводя итог сказанному, отметим, что, во-первых, планируемый эксперимент противоречит ряду положений Конституции Российской Федерации и, во-вторых, создаваемая система оказания юридической помощи малоимущим вряд ли будет эффективно, реально, а не сугубо формально защищать интересы бедных слоев населения.

Откуда и почему возникла эта идея с государственными юридическими бюро? Нельзя ли проблему бесплатной юридической помощи решить иначе, через действующую адвокатуру? Тем более что с принятием Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» она объединилась в мощную, организованную структуру, за годы перестройки увеличилась многократно, настолько, что не всем хватает полноценной занятости.

Если дело только в том, что адвокаты не хотят работать бесплатно, то это справедливо. Согласно Конституции РФ (п. 3 ст. 37), любой труд должен быть оплачен. Но и создание государственных юридических бюро потребует огромных затрат за счет, кстати, налогоплательщика. Уже сейчас на проведение эксперимента из федерального бюджета выделено 50 миллионов рублей, а если бы эти средства передать Федеральной адвокатской палате? По мнению специалистов, даже этих денег хватило бы на обеспечение бесплатной юридической помощи действующими адвокатами по всей стране. Но ведь этого не было и нет. Оплата бесплатной адвокатской помощи сегодня возложена на субъекты Федерации, у которых на это средств не оказалось. Вот тогда-то и возникла идея создания государственной адвокатуры. Проблему же можно разрешить проще: изменить финансирование с местного на федеральное, как это сделано в Финляндии. В принципе так и должно быть: установленные государством финансовые льготы им и должны обеспечиваться в лице федеральных, а не местных органов государственной власти.

Если исходить из государственных интересов, то этот вариант был бы более экономичен: не надо создавать новую систему, расходовать средства на помещения, коммунальные и иные обязательные платежи, мебель, оргтехнику, зарплату сотрудникам и на многое другое, что необходимы для обеспечения государственных юридических бюро. А это расходы не разовые, и выделенные 50 миллионов рублей даже на десять регионов — капля в море. Хотелось бы верить, что создание государственной адвокатуры это действительно искренняя попытка помочь бедным слоям населения, а эксперимент — проверка, поиск пути, как это сделать лучше.

Однако последние законодательные инициативы заставляют задуматься: а так ли это? 16 февраля 2005 года Правительство РФ приняло Постановление № 82 «Об утверждении положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг»6, обязывающее нотариусов и адвокатов, вопреки «Основам законодательства Российской Федерации о нотариате» и Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», установившими нотариальную и адвокатскую тайну, осуществлять фискальную функцию, подрывающую основу этих правовых институтов.

По имеющейся информации, в Минюсте России подготовлен и направлен в Администрацию Президента РФ проект Федерального закона РФ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления», устанавливающий государственный контроль и надзор за деятельностью адвокатов, адвокатских палат и образований путем внесения поправок в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В частности, предлагается предоставить государственному органу право истребовать от адвокатов, адвокатских палат любые материалы и сведения, в том числе досье, связанные с оказанием юридической помощи конкретным гражданам по конкретным делам, выдавать им рекомендации, требовать прекращения статуса адвоката, ставить вопрос о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности.

Замахнулись на «святая святых» адвокатуры. По закону об адвокатуре, о чем уже говорилось, любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, являются адвокатской тайной; адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием; проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилищных и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности), допускается только на основании судебного решения (ст. 8 Закона).

Эти существенные гарантии адвокатской деятельности уже в ближайшее время могут быть попраны.

В современном международном праве выработан комплекс мероприятий в виде организационных и правовых гарантий правозащитной деятельности адвоката в целях обеспечения юридической помощи населению, т.е. международные стандарты адвокатской деятельности, которые направлены на обеспечение одного из фундаментальных прав человека — права на защиту. Основы правового и морального регулирования деятельности адвоката на международном уровне составляет целая система международно-правовых актов7. Почти все эти документы не имплементированы в правовую систему Российской Федерации, что дает основания говорить о функционировании института российской адвокатуры в определенной мере не в рамках существующих международных стандартов и принципов.

1 См.: Совместный приказ Министерства юстиции РФ от 6.10.2003 г. № 257 и Министерства финансов РФ от 6.10.2003 г. № 89н «Об утверждении порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органа дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела».

2 Это Республика Карелия, Чеченская Республика, Волгоградская, Иркутская, Магаданская, Московская, Самарская, Свердловская, Томская и Ульяновская области.

3 He оплачивают в Финляндии юридическую помощь лица, чей доход не превышает 500 евро в месяц. Если доход составляет более 500, но не менее 650 евро для одинокого человека или мене 550 евро на каждого из супругов — вносится единовременный платеж в размере 35 евро. В зависимости от дохода граждане оплачивают часть стоимости оказываемой юридической помощи по определенной схеме. Если сумма реальных денежных средств заявителя превышает у одинокого человека 1400 евро, а у супругов 1200 евро на каждого, то государственная юридическая помощь не предоставляется. Исключение может быть сделано в особых случаях, например, Бюро может продолжить оказывать помощь гражданину, чье финансовое состояние улучшилось, или помощь может быть оказана гражданам, проживающим в труднодоступных и малонаселенных районах, где нет других юристов. Юридическую помощь в Бюро могут получить граждане Финляндии, а также граждане стран ЕЭС и ЕЭЭС, которые работают или ищут работу в Финляндии.

4 Соответствует нашему областному звену.

5 До 28.10.2003 г. учитывался среднедушевой доход не семьи, а конкретного гражданина, обращающегося за бесплатной юридической помощью. Целесообразность принятия этой поправки обсуждалась еще 17.09.03 года на заседании Федеральной палаты адвокатов РФ. Тогда представитель Минюста РФ С.А. Самойлов высказал мнение о том, что сама попытка словосочетание «среднедушевой доход» дополнить словом «семьи», а слово «законом» заменить выражением «органом исполнительной власти» направлена на уменьшение круга «бесплатников», поскольку семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного уровня намного меньше, чем лиц со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума. См.: Комиссия Федеральной палаты адвокатов уточняет поправки к закону «Об адвокатуре» // Адвокат. 2003. № 10. С. 5.

6 См.: СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3224.

7 См., напр.: Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 8 января 1993 года № R (93) 1 «Об эффективном доступе к праву и правосудию малообеспеченных»; Резолюция Комитета министров Совета Европы от 18 февраля 1996 г. № (76) 5 «О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам»; Резолюция Комитета министров Совета Европы от 2 марта 1978 г. № (78) 8 «О юридической помощи и консультациях»; Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 14 мая 1981 г. № R (81) 7 «Комитет министров — государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию»; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята Генеральной Ассамблеей ООН и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 39/46 от 10 декабря 1984 г.); Свод принципов для защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 43/173 от 9 декабря 1988 г.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59672. Козацькі забави (для дитячого садка) 39 KB
  Дам подумать тільки трошки Звуть його КОТИГОРОШКО Вхід Котигорошка: Гей простелися дорого Біди всі обійди Мене до перемоги Славної доведи Хоч я з виду й невеличкий Але знає кожен: У двобої навіть Змія Я здолати зможу. Котигорошко ніби лякається:...
59673. Сценарій свята останнього дзвоника 42.5 KB
  На сьогоднішньому святі випускники з хвилюванням чекають останнього дзвоника в стінах рідної школи, бо саме сьогодні вони прощаються зі своїми щасливими дитячими шкільними роками.
59674. Посвята в козачата 40 KB
  Зал прикрашений рушниками, калиною, портретами гетьманів. Козаки (старші школярі) збираються на козацьку раду, Кошовий — учень обраний на цю посаду. Іде рада козаків.
59675. Cвято матері. Будь благословенна, нене 41 KB
  Будь благословенна нене Методичні порад до проведення Свята Матері в навчальних закладах Травень місяць Пречистої Діви Марії. До Матері Божої звертаються християни просячи заступництва і допомоги.
59676. КВК серед дітей по туристично – краєзнавчій роботі 41.5 KB
  З цією метою подається схематичний сценарій КВК з максимальним набором різних конкурсів а вчитель школи може вибрати необхідний матеріал згідно умов своєї школи і використати у своїй позакласній роботі.
59677. Інтелектуальна гра: Слабка ланка 44 KB
  Вони слідкують за тим хто швидше дасть правильну відповідь. Грудень Хто покидає гру Чому ІІ. Хто має найбільший хобот Слон 12. Хто вигнав Крутя і Вертя зза столу Півник 20.
59678. Подорож до країни Ввічливості та доброти 35.5 KB
  Основна частина Щоб потрапити в цю країну нам потрібно зробити ряд конкретних правил а саме: Ми даруєм вам ласкаво Цілу низку добрих правил Всі ці правила прості Допоможуть у житті Ліні ти не потурай...
59679. Світова книга прав дитини (урок): гра, інсценізація, робота в парах, тести 60 KB
  Допомогти запамятати основні поняття розвивати память мову вміння класифікувати й узагальнювати; довести учням що в основі документів про права людини лежать головні потреби всіх людей.
59680. Сценарій святкування 16-ої річниці Незалежності України «Україно, мій духмяний цвіт, через терни йшла до волі сотні літ» 37.5 KB
  Хор на сцені –виконує гімн вважати відкритими Ведуча: Сьогодні найвеличніше і без перебільшення найзначніше свято українства День Незалежності України. Хор сходить Ведуча: До вітального слова запрошується голова сільської ради пан Любомир Білейчук.