67876

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, ПЛАТЕЛЬЩИКА СБОРА ИЛИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В настоящее время правовые основы юридической ответственности кредитных организаций за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика плательщика сбора или налогового агента установлены положениями...

Русский

2014-09-15

52.5 KB

0 чел.

И. ИВАНОВ,

соискатель

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, ПЛАТЕЛЬЩИКА СБОРА

ИЛИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА

В настоящее время правовые основы юридической ответственности  кредитных организаций за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента установлены положениями ст. 134 Налогового кодекса РФ и ст. 15.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Операции по счетам в банке или иной кредитной организации приостанавливаются для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено законом. Данное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности уплаты налогов и сборов1.

Согласно положениям налогового законодательства, исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей уплаты налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.

Рассмотрим особенности указанного вида юридической ответственности.

Невыполнение данной обязанности выражается в следующих действиях:

1) исполнение банком поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей уплаты налога или сбора;

2) исполнение банком иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет.

В соответствии со статьей 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора либо в случае непредставления налогоплательщиками налоговой декларации в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также при отказе представить ее.

Напомним, что, согласно статье 859 ГК РФ, договор банковского счета расторгается в день подачи клиентом заявления о расторжении договора банковского счета или в иной указанный клиентом день. Вместе с тем, согласно статье 76 Налогового кодекса Российской Федерации, банк не может исключить из бухгалтерского учета счет клиента при наличии решений налогового органа о приостановлении операций по данному счету.

Таким образом, банк обязан выполнить требования клиента о расторжении договора банковского счета, однако денежные средства не могут быть перечислены по указанию клиента до отмены налоговым органом решения о приостановлении операций по данному счету.

Форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке утверждена Приказом МНС РФ от 29 августа 2002 г. № БГ-3-29/4652.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление по счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении операций и действует до отмены этого решения.

Порядок направления в банки решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и решения об отмене приостановления операций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 3 ноября 2004 г. № САЭ-3-24/21@3. При этом порядок направления в банки решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и решения об отмене приостановления операций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи  устанавливает процедуру направления налоговыми органами в банки решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банки и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии со ст. 76 НК РФ, приказом МНС России от 29.08.2002 № БГ-3-29/465 (зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2002 г., № 3817), в соответствии с Порядком направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) — организации или налогового агента — организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, утвержденного приказом МНС России от 2.04.2003 № БГ-3-29/159 и в соответствии с «Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса “Журнал результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки”», раздел 3. Описание раздела II — «Учет работы по направлению инкассовых поручений», утвержденных приказом МНС России от 6.11.2003 № БГ-3-29/611 «О создании информационного ресурса результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки».

В целях оперативного доведения до банков решения о приостановлении операций по счетам, контроля над безусловным исполнением банками решения о приостановлении операций по счетам, предупреждения открытия организацией-должником новых счетов в банках налоговые органы направляют решение о приостановлении операций в банки в электронном виде. Участниками электронного обмена по телекоммуникационным каналам связи при направлении в банки решения о приостановлении операций являются:

• налоговый орган по месту учета налогоплательщика (далее — НОНП);

• Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее — МРИ КН);

• Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее — УФНС);

• кредитная организация (ее филиал), учреждение Банка России (головной расчетно-кассовый центр, расчетно-кассовый центр, операционное управление, отделение, полевое учреждение), обслуживающее счета всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и осуществляющее операции по обслуживанию клиентов, перечень которых установлен ст. 48 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»4;

• специализированный оператор связи, предоставляющий услуги по электронному документообороту между налоговым органом и банком, включая передачу в банки решения о приостановлении операций по счетам.

В состав информации при направлении в банки решения о приостановлении операций входят:

• решение о приостановлении операций;

• решение об отмене приостановления операций;

• протокол приема файла;

• электронная квитанция, формируемая специализированным оператором связи, в которой указана дата отправки решения налоговым органом или дата отправки банком квитанции о получении решения от налогового органа.

Состав и структура информации определяются требованиями к форматам передачи данных, утвержденных приказом ФНС России. Формирование, отправка (прием), сортировка и регистрация файлов, содержащих информацию, производится автоматизированным способом с использованием программно-технической платформы ФНС России — АИС «Налог». НОНП направляет в банки решение о приостановлении операций по счетам через УФНС. По усмотрению УФНС функцию направления в банки решения о приостановлении операций по счетам может выполнять Межрайонная инспекция по централизованной обработке данных, находящаяся на территории данного субъекта Российской Федерации. Обязанность контролировать доставку до банков решения о приостановлении операций по счетам возлагается на УФНС. Информационный обмен УФНС с банками осуществляется через оператора. В целях передачи банкам решения о приостановлении операций по счетам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи УФНС самостоятельно определяет для своего региона оператора (одного или нескольких). Выбор оператора осуществляется в соответствии с требованиями, установленными разделом 4 Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@.

Информационный обмен с банками ведется в соответствии со стандартами и процедурами, утверждаемыми ФНС России. Программно-аппаратные средства банков, используемые при ведении электронного документооборота с налоговыми органами, должны быть совместимы с программно-аппаратными средствами налогового органа, а также быть подключенными к телекоммуникационным каналам связи. При информационном обмене налоговый орган обеспечивает хранение документов в порядке, установленном ФНС России. Полученное банком решение о приостановлении операций в электронном виде регистрируется программным обеспечением, размещенном в банке.  Информационный обмен допускается при обязательном использовании средств защиты информации (СКЗИ) и электронно-цифровой подписи (ЭЦП), сертифицированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Применение, учет, распространение и техническое обслуживание средств ЭЦП и СКЗИ при информационном обмене осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. При направлении в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи решения об отмене приостановления операций участники электронного обмена совершают действия, установленные для направления решения о приостановлении операций. При информационном обмене все входящие и исходящие файлы регистрируются в электронном журнале в соответствии с порядком, определенным в технической документации на программные комплексы, а также хранятся в базе данных налогового органа, формируемой программным обеспечением.

Банк не несет ответственности за убытки, причиненные налогоплательщику в результате приостановления операций по счетам решением налогового органа.

Приостановление операций по счетам, согласно пункту 1 ст. 76 НК РФ, означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Данное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности уплаты налогов и сборов. В то же время статья 134 НК РФ содержит норму об ответственности за исполнение банком платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет.

Согласно положениям законодательства об административных правонарушениях, ведение банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей уплаты налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ.

Рассмотрим особенности указанного вида юридической ответственности. Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей уплаты налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла: лицо знает, осознает, что ведет расходные операции, не связанные с исполнением обязанностей уплаты налога или сбора либо иного платежного поручения, желает этого или сознательно нарушает решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Субъект правонарушения — должностное лицо банка или иной кредитной организации, осуществляющее расходные операции в нарушение решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика5.

В рассматриваемом случае протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и таможенных органов (п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

1 См. подр.: Ответственность банков за нарушения налогового законодательства / Под ред. А.Г. Борисова. — М., 2004. — С. 122.

2 Российская газета. 2002. 2 октября.

3 Нормативные акты для бухгалтера. 2004. № 23.

4 СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

5 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. — Юристъ, 2002. — С. 101.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37164. Установление монголо-татарского ига и его последствия для народов Руси 21.29 KB
  Организация монгольского войска была основана на десятичном принципе 10 100 1000 и т. войска Чингисхана вторглись в Среднюю Азию. Вслед за Средней Азией был захвачен Северный Иран после чего войска Чингисхана совершили грабительский поход в Закавказье. Битва между русскополовецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223 г.
37165. Предпосылки объединения русских земель в XIV в. Начало возвышения Московского княжества 20.47 KB
  Предпосылки объединения русских земель в XIV в. В то же время стержнем политической жизни этого периода становится объединительный процесс русских земель. Территориальным ядром формирования русской народности и Русского государства становится ВладимироСуздальская земля в которой постепенно возвышается Москва превращаясь в центр политического объединения русских земель. В условиях феодальной раздробленности и агрессии немецких рыцарских орденов южные и югозападные земли в том числе и Киев вошли в состав Княжества Литовского поэтому...
37166. Образование централизованного Российского государства. Иван Третий. Свержение ордынского ига 13.64 KB
  Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III 1462 1505 гг. и Василия III 1505 1533 гг. На протяжении 150 лет до Ивана III шло собирание русских земель и сосредоточение власти в руках Московских князей. При Иване III великий князь возвышается над остальными князьями не только количеством силы и владений но и объемом власти.
37167. Россия при Иване Четвертом. Избранная Рада. Реформы 17.36 KB
  Борьба эта протекала на глазах малолетнего Ивана IV. вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему людей получивший название âИзбранная радаâ. Костомарова который считал что âэтот государь всю жизнь находился под влиянием то тех то другихâ и âчто дела составившие славу царствования до падения Сильвестра исходили от этого последнего и его кружка и совершались не только не по его Ивана IV указанию но часто против желанияâ. Провозглашая эти реформы правительство Ивана IV изображало их как мероприятия цель которых...
37168. Иван Грозный в фильме Эйзенштейна. Опричнина, ее суть и последствия 16.5 KB
  Иван Грозный в фильме Эйзенштейна. Иван Грозный в фильме Эйзенштейна Смотрите фильм в папке Фильм Сергея Эйзенштейна ИВАН ГРОЗНЫЙ 1944 Опричнина К 1557 г. При решении этого вопроса произошел разрыв Ивана Грозного с Избранной Радой которая в отличии от намерений царя завоевать Ливонию предлагала овладеть Крымом. Несогласие в политических взглядах усугубилось смертью жены Ивана Грозного Анастасии в которой обвиняли Сильвестра и Адашева.
37169. Смутное время в истории России. Польско-шведская интервенция. Народные ополчения 24.35 KB
  Смутное время в истории России. В условиях всеобщего недовольства на западных границах России появляется самозванец выдававший себя за чудесно спасшегося в Угличе царевича Дмитрия сына Ивана Грозного. Шведские войска оккупировали значительную часть севера России и захватили Новгород. В России росло недовольство.
37170. Начало династии Романовых. Россия в первой половине XVII в 21.22 KB
  Россия в первой половине XVII в. Россия в XVII в. Главной тенденцией политического развития России в первой половине XVII в. Внешняя политика в XVII в.
37171. Социально-политические изменения в XVII в. Соборное уложение 1649 г. Народные бунты 14.46 KB
  Социальнополитические изменения в XVII в. Общие факты Характерной чертой экономического развития России в XVII веке стало безраздельное господство феодальнокрепостнической системы. Прекратился созыв Земских Соборов которые являлись неотъемлемой частью государственной власти в первой половине XVII в. âБунташный векâ XVII в.
37172. Церковные реформы. Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон. Раскол как общественное явление 20.59 KB
  Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон. патриархом был избран митрополит Новгородский Никон один из самых крупных могучих русских деятелей XVII века по замечанию историка С. Никон ещё будучи в Новгороде старался привести духовенство к благочестию и соблюдению церковного устава. Став патриархом Никон занялся просмотром патриаршей библиотеки где нашёл древнюю грамоту об учреждении патриаршества в Москве подписанную восточными иерархами.