67876

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, ПЛАТЕЛЬЩИКА СБОРА ИЛИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В настоящее время правовые основы юридической ответственности кредитных организаций за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика плательщика сбора или налогового агента установлены положениями...

Русский

2014-09-15

52.5 KB

0 чел.

И. ИВАНОВ,

соискатель

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, ПЛАТЕЛЬЩИКА СБОРА

ИЛИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА

В настоящее время правовые основы юридической ответственности  кредитных организаций за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента установлены положениями ст. 134 Налогового кодекса РФ и ст. 15.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Операции по счетам в банке или иной кредитной организации приостанавливаются для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено законом. Данное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности уплаты налогов и сборов1.

Согласно положениям налогового законодательства, исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей уплаты налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.

Рассмотрим особенности указанного вида юридической ответственности.

Невыполнение данной обязанности выражается в следующих действиях:

1) исполнение банком поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей уплаты налога или сбора;

2) исполнение банком иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет.

В соответствии со статьей 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора либо в случае непредставления налогоплательщиками налоговой декларации в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также при отказе представить ее.

Напомним, что, согласно статье 859 ГК РФ, договор банковского счета расторгается в день подачи клиентом заявления о расторжении договора банковского счета или в иной указанный клиентом день. Вместе с тем, согласно статье 76 Налогового кодекса Российской Федерации, банк не может исключить из бухгалтерского учета счет клиента при наличии решений налогового органа о приостановлении операций по данному счету.

Таким образом, банк обязан выполнить требования клиента о расторжении договора банковского счета, однако денежные средства не могут быть перечислены по указанию клиента до отмены налоговым органом решения о приостановлении операций по данному счету.

Форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке утверждена Приказом МНС РФ от 29 августа 2002 г. № БГ-3-29/4652.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление по счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении операций и действует до отмены этого решения.

Порядок направления в банки решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и решения об отмене приостановления операций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 3 ноября 2004 г. № САЭ-3-24/21@3. При этом порядок направления в банки решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и решения об отмене приостановления операций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи  устанавливает процедуру направления налоговыми органами в банки решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банки и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии со ст. 76 НК РФ, приказом МНС России от 29.08.2002 № БГ-3-29/465 (зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2002 г., № 3817), в соответствии с Порядком направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) — организации или налогового агента — организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, утвержденного приказом МНС России от 2.04.2003 № БГ-3-29/159 и в соответствии с «Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса “Журнал результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки”», раздел 3. Описание раздела II — «Учет работы по направлению инкассовых поручений», утвержденных приказом МНС России от 6.11.2003 № БГ-3-29/611 «О создании информационного ресурса результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки».

В целях оперативного доведения до банков решения о приостановлении операций по счетам, контроля над безусловным исполнением банками решения о приостановлении операций по счетам, предупреждения открытия организацией-должником новых счетов в банках налоговые органы направляют решение о приостановлении операций в банки в электронном виде. Участниками электронного обмена по телекоммуникационным каналам связи при направлении в банки решения о приостановлении операций являются:

• налоговый орган по месту учета налогоплательщика (далее — НОНП);

• Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее — МРИ КН);

• Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее — УФНС);

• кредитная организация (ее филиал), учреждение Банка России (головной расчетно-кассовый центр, расчетно-кассовый центр, операционное управление, отделение, полевое учреждение), обслуживающее счета всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и осуществляющее операции по обслуживанию клиентов, перечень которых установлен ст. 48 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»4;

• специализированный оператор связи, предоставляющий услуги по электронному документообороту между налоговым органом и банком, включая передачу в банки решения о приостановлении операций по счетам.

В состав информации при направлении в банки решения о приостановлении операций входят:

• решение о приостановлении операций;

• решение об отмене приостановления операций;

• протокол приема файла;

• электронная квитанция, формируемая специализированным оператором связи, в которой указана дата отправки решения налоговым органом или дата отправки банком квитанции о получении решения от налогового органа.

Состав и структура информации определяются требованиями к форматам передачи данных, утвержденных приказом ФНС России. Формирование, отправка (прием), сортировка и регистрация файлов, содержащих информацию, производится автоматизированным способом с использованием программно-технической платформы ФНС России — АИС «Налог». НОНП направляет в банки решение о приостановлении операций по счетам через УФНС. По усмотрению УФНС функцию направления в банки решения о приостановлении операций по счетам может выполнять Межрайонная инспекция по централизованной обработке данных, находящаяся на территории данного субъекта Российской Федерации. Обязанность контролировать доставку до банков решения о приостановлении операций по счетам возлагается на УФНС. Информационный обмен УФНС с банками осуществляется через оператора. В целях передачи банкам решения о приостановлении операций по счетам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи УФНС самостоятельно определяет для своего региона оператора (одного или нескольких). Выбор оператора осуществляется в соответствии с требованиями, установленными разделом 4 Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@.

Информационный обмен с банками ведется в соответствии со стандартами и процедурами, утверждаемыми ФНС России. Программно-аппаратные средства банков, используемые при ведении электронного документооборота с налоговыми органами, должны быть совместимы с программно-аппаратными средствами налогового органа, а также быть подключенными к телекоммуникационным каналам связи. При информационном обмене налоговый орган обеспечивает хранение документов в порядке, установленном ФНС России. Полученное банком решение о приостановлении операций в электронном виде регистрируется программным обеспечением, размещенном в банке.  Информационный обмен допускается при обязательном использовании средств защиты информации (СКЗИ) и электронно-цифровой подписи (ЭЦП), сертифицированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Применение, учет, распространение и техническое обслуживание средств ЭЦП и СКЗИ при информационном обмене осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. При направлении в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи решения об отмене приостановления операций участники электронного обмена совершают действия, установленные для направления решения о приостановлении операций. При информационном обмене все входящие и исходящие файлы регистрируются в электронном журнале в соответствии с порядком, определенным в технической документации на программные комплексы, а также хранятся в базе данных налогового органа, формируемой программным обеспечением.

Банк не несет ответственности за убытки, причиненные налогоплательщику в результате приостановления операций по счетам решением налогового органа.

Приостановление операций по счетам, согласно пункту 1 ст. 76 НК РФ, означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Данное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности уплаты налогов и сборов. В то же время статья 134 НК РФ содержит норму об ответственности за исполнение банком платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет.

Согласно положениям законодательства об административных правонарушениях, ведение банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей уплаты налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ.

Рассмотрим особенности указанного вида юридической ответственности. Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей уплаты налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла: лицо знает, осознает, что ведет расходные операции, не связанные с исполнением обязанностей уплаты налога или сбора либо иного платежного поручения, желает этого или сознательно нарушает решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Субъект правонарушения — должностное лицо банка или иной кредитной организации, осуществляющее расходные операции в нарушение решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика5.

В рассматриваемом случае протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и таможенных органов (п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

1 См. подр.: Ответственность банков за нарушения налогового законодательства / Под ред. А.Г. Борисова. — М., 2004. — С. 122.

2 Российская газета. 2002. 2 октября.

3 Нормативные акты для бухгалтера. 2004. № 23.

4 СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

5 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. — Юристъ, 2002. — С. 101.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17710. ОСНОВИ ГОСПОДАРСЬКОГО ПРАВА УКРАЇНИ 466 KB
  ОСНОВИ ГОСПОДАРСЬКОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Поняття предмет та методи правового регулювання господарського права Господарське право це сукупність правових норм що регулюють суспільні відносини у сфері організації та здійснення господарської діяльності між ...
17711. ОСНОВИ ТРУДОВОГО ПРАВА УКРАЇНИ 485.5 KB
  ОСНОВИ ТРУДОВОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Поняття предмет принципи та функції трудового права Протягом усього життя людина не може обійтися без використання результатів праці. Отже процес праці існує майже стільки скільки існує людство. Тількино дитина народилася
17712. ОСНОВИ ПРАВА СОЦІАЛЬНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ 276 KB
  ОСНОВИ ПРАВА СОЦІАЛЬНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ 1. Поняття предмет і джерела права соціального забезпечення Право на соціальне забезпечення одне з природжених прав людини яке визнане світовим співтовариством і одержало закріплення в міжнародноправових актах
17713. ОСНОВИ АГРАРНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 197.5 KB
  ОСНОВИ АГРАРНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Поняття предмет і система правового регулювання аграрного права України. Джерела аграрного права Аграрне право України це сукупність правових норм які на засадах юридичної рівності різних форм власності і функціонування
17714. ОСНОВИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 265 KB
  ОСНОВИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Поняття предмет та система правового регулювання земельного права України Земельне право України являє собою самостійну галузь права національного права України якій притаманні власний предмет методи і система правов...
17715. ОСНОВИ ЕКОЛОГІЧНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 293.5 KB
  ОСНОВИ ЕКОЛОГІЧНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Поняття і предмет правового регулювання екологічного права України Екологічне право України це сукупність правових норм які регулюють суспільні відносини що складаються з приводу використання відтворення природних...
17716. ОСНОВИ КРИМІНАЛЬНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 360.5 KB
  ОСНОВИ КРИМІНАЛЬНОГО ПРАВА УКРАЇНИ 1. Поняття кримінального права його принципи джерела та система За останні кілька років злочинність в Україні стала явищем загальнонаціонального значення. Якщо раніше боротьба зі злочинністю розглядалась як важлива пр
17717. СУДОВІ ТА ПРАВООХОРОННІ ОРГАНИ УКРАЇНИ 367 KB
  СУДОВІ ТА ПРАВООХОРОННІ ОРГАНИ УКРАЇНИ 1. Правосуддя в Україні: поняття завдання ознаки та принципи здійснення Правосуддя особлива функція державної влади що здійснюється через розгляд і вирішення в судових засіданнях цивільних справ зі спорів що стосу...
17718. ОСНОВИ ПРОЦЕСУАЛЬНОГО ПРАВА В УКРАЇНІ 291.5 KB
  ОСНОВИ ПРОЦЕСУАЛЬНОГО ПРАВА В УКРАЇНІ 1. Поняття процесуального права Правові норми які складають правову систему держави регулюють суспільні відносини відповідно до завдань держави на сучасному етапі його розвитку. Систему права держави складають певні г