67877

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Финансовое право представляет собой одну из отраслей публичного права и в этом качестве сближается с конституционным и административным правом. Финансовое право отличает от других отраслей публичного права то что отношения составляющие его предмет являются властно имущественными.

Русский

2014-09-15

29.5 KB

0 чел.

Ю. КОЛЕСНИКОВ,

кандидат юридических наук

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Финансовое право представляет собой одну из отраслей публичного права и в этом качестве сближается с конституционным и административным правом. Финансовое право отличает от других отраслей публичного права то, что отношения, составляющие его предмет, являются властно-имущественными. Это обуславливает специфику преподавания финансового права. В связи с этим при изучении финансового права следует обратить внимание на следующие особенности.

1. Объем финансово-правового регулирования. Финансовое право включает в предмет своего регулирования большое количество отношений, которые в своей совокупности образуют финансовую систему государства. К элементам финансовой системы относят:

а) бюджетную систему государства;

б) государственный и муниципальный кредит;

в) фонды имущественного и личного страхования;

г) финансы предприятий различных форм собственности.

Каждый элемент финансовой системы подвержен специфическому правовому регулированию и неоднороден по своему содержанию. Например, в числе отношений бюджетной системы относительной самостоятельностью обладает налоговая система; среди финансов предприятий и организаций различных форм собственности в особую группу следует выделить финансы кредитных организаций и финансы страховых организаций и т.д.

Весь объем отношений, составляющих предмет финансового права, может быть структурирован как по горизонтали, так и по вертикали. Вследствие этого при изучении финансово-правовых проблем необходимо исходить из:

а) принципа единства финансовой системы;

б) общих принципов финансового права;

в) общих принципов финансовой деятельности органов публичной власти и управления.

Объем финансово-правового регулирования обусловливает другие сложные аспекты изучения финансового права.

2. Отсутствие кодифицированного законодательства. Финансовое право — одна из немногих отраслей, которая не имеет единого кодифицированного источника. Напротив, наиболее крупные части финансового права имеют в числе своих источников кодексы (Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс). Следствием этого является отсутствие четкой иерархии норм финансового права в целом.

3. Комплексный характер отдельных частей финансового права. Экономические реформы 1990-х годов привели к разрушению государственной монополии во многих сферах хозяйственной деятельности, в том числе и в таких направлениях, как страховая и банковская деятельность. Вследствие этого некоторые институты, традиционно считавшиеся финансово-правовыми, приобрели статус комплексных нормативных образований.

В современном российском праве сложилась ситуация, при которой отдельные финансовые отношения, являющиеся публичными по своей природе (например, страховые отношения), урегулированы с помощью конструкций частного права.

4. Структурированность финансовых отношений по вертикали. Специфической особенностью финансовой деятельности и финансовых отношений является то, что они возникают на всех уровнях публичной власти и управления. Расширение бюджетных и налоговых полномочий субъектов Российской Федерации и муниципалитетов существенно расширяет и усложняет предмет финансово-правового регулирования.

5. Динамика финансового законодательства. Одной из характерных особенностей финансово-правовых норм является высокая динамика изменений и временной характер многих из них. Это обусловлено:

а) неизбежными экономическими колебаниями;

б) активным использованием финансово-правовых механизмов при проведении многих реформ (социальной, пенсионной и т.д.);

в) периодическим характером ряда финансовых процессов (например, ежегодным принятием и исполнением законов о бюджете).

Таковы наиболее значимые сложности, возникающие при изучении финансового права, которые должны быть учтены в образовательном процессе.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18185. ІНДИВІДУАЛЬНІ ОСОБЛИВОСТІ ОБДАРОВАНИХ 183 KB
  Матеріал до теми 2 ІНДИВІДУАЛЬНІ ОСОБЛИВОСТІ ОБДАРОВАНИХ Типологія обдарованості. Творча особистість і її життєвий шлях У дослідженнях проведених у лабораторії психології здібностей Інституту психології РАНЕЙ А.Н. Вороніним на дорослих випробуваних ...
18186. ГЕНЕЗИС ОДАРЕННОСТИ 38 KB
  Материал к теме 3 ГЕНЕЗИС ОДАРЕННОСТИ Существует три подхода в отношении генезиса одаренности: 1 генетический отводящий основную роль в детерминации психических свойств наследственности; 2 средовой представители которого считают решающим фактором развити
18187. ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ 122 KB
  ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ Понятия о видах одаренности. Теория множественности видов интеллекта Ховарда Гарднера. Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Художественная одаренность. Творческая одаренность. Лидерская одаренность. Практическая одаренно...
18188. Диагностика одаренности. Наиболее популярные тесты диагностики творческой одаренности 524 KB
  Материалы к теме Диагностика одаренности. Наиболее популярные тесты диагностики творческой одаренности. К числу наиболее популярных тестов направленных на выявление творческой одаренности можно отнести следующие: тесты креативности для детей разработанн
18189. ДІАГНОСТИКА ОБДАРОВАНОСТІ 167.5 KB
  PAGE MERGEFORMAT 21 Тема 5. ДІАГНОСТИКА ОБДАРОВАНОСТІ Мета: Опанування матеріалів лекції студентами слухачами має сформувати у них знання основних підходів до визначення етапів принципів методів та факторів достовірності психодіагностики обдар
18190. ПОНЯТТЯ ПРО ОБДАРОВАНІСТЬ 156.5 KB
  Тема 1. ПОНЯТТЯ ПРО ОБДАРОВАНІСТЬ Мета: Опанування матеріалів лекції студентами слухачами має сформувати у них загальні уявлення про обдарованість та обдаровану дитину знання основних теоретичних та практичних підходів до виз
18191. ГЕНЕЗИС ОБДАРОВАНОСТІ 105.5 KB
  Тема 2. ГЕНЕЗИС ОБДАРОВАНОСТІ Мета: Опанування матеріалів лекції студентами слухачами має сформувати у них знання основних підходів до визначення ґенезу обдарованості диференціації та звязку явищ обдарованості та талану інтелекту та креативності впливу чи
18192. ВИДИ ОБДАРОВАНОСТІ 147.5 KB
  Тема 3. ВИДИ ОБДАРОВАНОСТІ Мета: Опанування матеріалів лекції студентами слухачами має сформувати у них знання основних критеріїв систематизації видів обдарованості підходів до визначення окремих видів обдарованості та їх головні характеристики. Тема 3. ВИДИ
18193. ІНДИВІДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСОБЛИВОСТІ ОБДАРОВАНИХ ДІТЕЙ 164 KB
  Тема 4. ІНДИВІДУАЛЬНОПСИХОЛОГІЧНІ ОСОБЛИВОСТІ ОБДАРОВАНИХ ДІТЕЙ Мета: Опанування матеріалів лекції студентами слухачами має сформувати у них знання класифікації типів особистості обдарованих дітей особливості обдарованих д...