67882

ОБЪЕДИНЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Неотъемлемый элемент гражданского общества развитая система общественных объединений. Конституционное право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов включая профсоюзы.

Русский

2014-09-15

108.5 KB

2 чел.

В. ЗЕНОВ,

соискатель

ОБЪЕДИНЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ

КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

НА ОБЪЕДИНЕНИЕ

Неотъемлемый элемент гражданского общества — развитая система общественных объединений. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.

Конституционное право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов, включая профсоюзы1.

Гражданский кодекс России различает следующие организационно-правовые формы юридических лиц: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, благотворительные и иные фонды, общественные и религиозные организации (объединения). Данный перечень не является закрытым. Так, п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность создания некоммерческих организаций и в иных предусмотренных законом формах (по различным оценкам, количество организационно-правовых форм объединений колеблется от 28 до 32)2.

Вместе с тем выделение организационно-правовых форм в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» (общественные или религиозные организации (объединения), некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы)3 полностью соответствует положениям п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса. Более того, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» также предусматривает возможность создания иных, помимо перечисленных, организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

В свою очередь, Федеральный закон «Об общественных объединениях» выделяет свои организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия4.

Право на свободу ассоциаций, установленное Международным пактом о гражданских и политических правах5 и другими международно-правовыми документами6 и закрепленное в ст. 30 Конституции России, предоставляет каждому человеку возможность объединяться с другими лицами по своим политическим, профессиональным и другим интересам.

Право граждан на объединение — одно из политических прав, входящих в правовой статус гражданина.

Право на объединение, как и большинство других политических прав граждан, зародилось в период буржуазных революций в Европе и было естественной реакцией на изменение характера общественной жизни. На предшествующем историческом этапе абсолютная власть монарха подчиняла своей воле подданных без остатка, лишая их возможности на самостоятельные действия, поступки и даже мировоззрение. Исключения из этого положения возникали не благодаря, а вопреки воле монарха и носили ярко выраженный антигосударственный характер: крестьянские войны, религиозные ереси и пр.7

С развитием экономики и промышленности положение резко меняется: появляется новый класс — промышленная буржуазия, которая обладает экономической независимостью и стремится к политической власти. Этой власти можно добиться только путем консолидации в различного рода союзы. «Союзы — это такие организации людей, которые, благодаря наличию общих целей участников, представляют собой сплошное взаимодействие частей и поэтому… выступают в жизни как единства, целевые единства лиц, единства во множестве»8.

А.С. Алексеев выделял общественные союзы, основанные на началах равенства и неравенства, — непроизвольные союзы, то есть не зависящие от «доброй воли человека». К последним он относил государство, церковь, общество, союз господина и раба, помещика и крепостного. А произвольные союзы ученый характеризовал следующим образом: «Интересы союза — не что иное, как сумма интересов участников, воля союза — не что иное, как сумма воль участников. Каждый сохраняет в таком виде свою волю, которая направлена на реализацию его личного интереса, совпадающего с интересами остальных участников. В таких союзах господствует воля всех»9.

Человек, какими бы индивидуальными качествами он ни обладал, остается существом социальным, ему необходимо «осуществлять свои стремления, хотя бы и не совпадающие с общим направлением государственной деятельности», а для этого объединяться с другими людьми. Отличительная черта такого объединения — наличие общих целей у его участников. Таким образом, первым отличительным признаком содержания права граждан на объединение является наличие у его субъектов общественного интереса10.

Следующий отличительный признак права граждан на объединение — добровольность. Логическим продолжением добровольности выступает равноправие лиц, вступающих в объединение и образующих его.

Статья 30 Конституции России закрепляет конституционное право на объединения и основополагающие принципы деятельности общественных объединений. Основной Закон устанавливает только три положения, связанные с реализацией права на объединение:

1. Право на объединение принадлежит каждому человеку.

Конституционное право каждого на объединение включает в себя:

— право создавать на добровольной основе общественные объединения для достижения своих целей, совпадающих с целями других людей, и защиты индивидуальных и общих интересов;

— право вступать в общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них;

— право осуществлять деятельность в составе объединения;

— право реорганизовывать объединение;

— право ликвидировать объединение;

— право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Таково содержание права на свободу объединения или, как сформулировано в международных документах и зарубежных конституциях, право на свободу ассоциации с другими. Данное право может осуществляться по достижении человеком возраста, установленного в уставе общественного объединения.

Право на объединение конкретизируется в Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»11. Действие этого Закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных, коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). Его действие распространяется и на деятельность созданных в Российской Федерации структурных подразделений — организаций, отделений или филиалов и представительств — иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

Согласно ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»12, учредителями (участниками, членами) общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения. Создание общественного объединения одним лицом по общему правилу недопустимо. В нормах специального законодательства могут быть предусмотрены дополнительные требования к числу и субъектному составу учредителей (членов, участников) общественных объединений. Так, учредителями (членами, участниками) профсоюзов могут быть только граждане, причем возможно создание профсоюза одним лицом. В качестве учредителя (члена, участника) профсоюза могут выступать лица, достигшие 14 лет и осуществляющие трудовую (профессиональную) деятельность (ст. 2 Закона о профсоюзах13).

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

2. Государство гарантирует свободу общественных объединений. В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый человек имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, а также право создавать союзы потребителей. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется Основным Законом.

Свобода деятельности общественных объединений определяется их взаимоотношениями с государством, его органами и должностными лицами. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач.

Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Государство не финансирует деятельность политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели, за исключением случаев финансирования избирательных кампаний в соответствии с законодательством о выборах14.

3. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Запрет, содержащийся в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, гарантирует добровольное вступление в объединение и пребывание в нем, добровольный выход из объединения, а значит, исключает какое-либо принуждение. Он означает также, что членство в каком-либо общественном объединении, например в партии или профсоюзе, не может служить условием занятия какой-либо должности или основанием для ограничения права на труд или других прав и свобод человека. В ст. 19 Конституции прямо предусмотрено равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям.

Требование указывать в официальных документах членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность граждан к общественным объединениям или отсутствие таковой не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 19). Аналогичное положение содержится в Федеральном законе «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности»15.

Так, принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу (ст. 9).

Любые действия, которые направлены на принуждение к вступлению в какое-либо объединение или препятствуют выходу из него, противоправные и могут быть обжалованы в суд.

Гарантии реализации данного положения Конституции содержатся в Конституции России и Законе «Об общественных объединениях»16: деятельность общественных объединений базируется на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединения, самоуправления, законности, гласности, гарантированности.

Так, согласно ст. 5 Закона «Об общественных объединениях»17, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Добровольная организация — организация, которая создана ее членами по собственному желанию, спонтанно (возникающая вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне), без принуждения и основана на членстве ее участников, согласных с целями этой организации.

Самоуправление предполагает самостоятельный выбор целей и путей их достижения самоуправляющимися структурами при сохранении взаимодействия со смежными и иерархически иными структурами. Самоуправление предполагает следующие принципы: автономное функционирование, включение исполнителей в процесс выработки решений, коллективное управление в виде участия всех членов организации в работе соответствующего органа управления.

Некоммерческая организация — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками18.

В демократическом обществе организационная самостоятельность и саморегулятивные возможности общественных объединений гарантируются законом. Главное, однако, в том, что, как активные участники социально-политической жизни, общественные объединения наделяются правовым статусом (т.е. правами и обязанностями, правоспособностью и другими юридическими свойствами), который позволяет им выступать в качестве самостоятельных субъектов не только публичного, но и частного права. При этом правовое регулирование деятельности общественных объединений не сводится лишь к установлению их правового статуса, оно затрагивает широкий круг проблем, характеризующих динамику взаимоотношений общественных объединений друг с другом, но особенно с гражданами и государством. Каждое общественное объединение — это, прежде всего, субъект публичного права, реализующий свою публичную правоспособность в различных сферах общественной жизни и в формах, не противоречащих Конституции и законам государства.

Таким образом, общественное объединение, вступая в правоотношения в области защиты трудовых прав граждан, самостоятельно приобретает определенные права и обязанности, выступает от своего имени, самостоятельно несет бремя ответственности. Общественное объединение должно иметь определенную структуру и быть саморегулируемым.

По мнению В.И. Шкатуллы, Россия станет сильным конкурентоспособным государством при наличии трех условий:

— воспитание свободных граждан, которые в состоянии справиться со своими проблемами (для этого уровень обязательного образования должен быть не ниже среднего профессионального);

— формирование конкурентоспособного государственного и муниципального аппарата;

— становление развитого гражданского общества, то есть такого, в котором большинство людей создадут общественные объединения по интересам19.

Закон «Об общественных объединениях»20 наделяет общественные объединения специальной правоспособностью, подчиняя осуществляемую ими предпринимательскую деятельность требованию: предпринимательская деятельность общественных объединений может быть направлена лишь на достижение целей, ради которых они созданы, и должна соответствовать этим целям. Предпринимательская деятельность общественных объединений отдельных видов может быть ограничена нормами специального законодательства.

Помимо доходов от предпринимательской деятельности, источниками формирования имущества общественных объединений являются вступительные и членские взносы (если их уплата предусмотрена уставом), добровольные взносы, пожертвования и другие не запрещенные законом поступления. Источником формирования имущества некоторых общественных объединений являются бюджетные средства. Общественные объединения обязаны использовать имущество в соответствии с основными целями своей деятельности, что в общественных объединениях гарантируется публичным характером отчетов об использовании данного имущества (ст. 29 Закона «Об общественных объединениях»).

Имущество общественных объединений принадлежит им на праве собственности. Исключение составляет имущество общественных учреждений, которое принадлежит им на праве оперативного управления.

Согласно п. 2 ст. 117 Гражданского кодекса РФ, общественные объединения несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом: члены общественных объединений не привлекаются к ответственности по обязательствам соответствующих объединений21.

Федеральное законодательство, исполняя нормы Конституции России, устанавливает правовые основы создания различных видов общественных объединений, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения с органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Для регулирования общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, был принят Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»22.

Представляется актуальным исследование вопросов деятельности таких негосударственных образований, как общественные объединения в области защиты трудовых прав граждан.

Профессор В.И. Шкатулла во вступительной статье комментария к Федеральному закону «Об общественных объединениях» отмечает, что общественные объединения являются разновидностью социального движения как способа для людей осуществить общие интересы и добиться общих целей посредством коллективного действия23.

Здесь необходимо отметить, что общественные объединения как элемент механизма защиты трудовых прав граждан должны являть собой разрешенные государством образования, объединяющие совместные усилия ряда граждан и (или) юридических лиц, направленные на защиту своих интересов, а равно интересов других людей в сфере труда. Причем государственное влияние на деятельность общественных объединений осуществляется в лучшем случае посредством контроля, а не санкционирования деятельности и тем более не ее координации.

Важно то, что деятельность общественных объединений по защите трудовых прав лежит в области взаимного пересечения правовых возможностей общественных объединений как специфических субъектов права и формализованных в законодательстве способов защиты как конституционных прав вообще, так и трудовых прав в частности.

Поэтому представляется, что правовые нормы, использующиеся в процессе защитной деятельности общественных объединений в сфере труда, могут содержаться как в области трудового права (институт защиты трудовых прав граждан), так и в области конституционного права (институт защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также институт общественных объединений как формы реализации государственно-организованного гражданского общества).

Более того, в исследуемой области происходит реализация индивидуумом конституционного права на объединение (статья 30 Конституции РФ), на безопасный и оплачиваемый труд (статья 37 Конституции РФ) и конституционного права (альтернативного государственной защите) защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции РФ)24.

В настоящее время широкие полномочия в области защиты трудовых прав граждан существуют только у профсоюзов, к которым, согласно ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», относятся добровольные общественные объединения граждан, связанные общими производственными, профессиональными интересами, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов25.

Отдельного рассмотрения требуют нормы, содержащиеся в различного рода профсоюзных актах и регулирующие деятельность определенной профсоюзной организации. Профессиональные союзы действуют в соответствии с их корпоративными (внутрисоюзными) нормативными актами.

Профсоюзные органы и их компетенция определяются уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации.

Понятие устава применяется, как правило, к нормативному документу, определяющему основные принципы, цели, задачи и направления деятельности профсоюза. Важность уставных документов для профсоюзов подчеркивается Конвенцией МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию», согласно которой единственным условием объединения работников в профсоюз является их согласие подчиняться требованиям и нормам устава (ст. 2 Конвенции)26.

Согласно ст. 7 Закона о профсоюзах, профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы. Вместе с тем нельзя утверждать, что профсоюзы совершенно свободны при формировании своих уставных документов. Так, Конституция РФ определяет цель создания профсоюзов — защита объединяемых членов профсоюза, следовательно, все положения устава не могут противоречить этой норме.

Российские профсоюзы имеют два типа уставов: устав профсоюза (отраслевого — общероссийского или межрегионального) и устав объединения (ассоциации) профсоюзов.

Устав профсоюза, как правило, содержит общие положения о том, какие категории работников и других граждан объединяет профсоюз, о его месте в обществе и характере взаимоотношений с государством, хозяйственными органами, политическими и другими общественными организациями, об организационной самостоятельности и пр.

Важно отметить, что деятельность профсоюзов, основанная на внутрипрофсоюзной демократии, не подлежит правовой регламентации, а регулируется лишь нормами уставов профсоюзов.

Отличительную черту таких норм выделяет профессор О.В. Смирнов: «Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями...»27; имеются в виду внутрипрофсоюзные нормы, принимаемые руководящими профсоюзными органами. Эти нормы не носят правового характера, но многие из них имеют правовые последствия в силу ряда причин, прежде всего в связи с реформой гражданского законодательства, усиления роли имущественных отношений. В последнее время в профсоюзные уставы включаются положения, регулирующие имущественные отношения между профсоюзами, их объединениями и членскими организациями. По мнению О.В. Смирнова, «такие нормы следует признать правовыми», так как приняты они на основе и во исполнение закона. Вывод напрашивается сам собой: уставы профессиональных союзов содержат два вида норм — неправовые (внутрисоюзные) и правовые, что позволяет им «частично становиться нормативно-правовыми актами».

Важнейшей процедурой создания общественного объединения, в том числе и обеспечивающего защиту трудовых прав граждан, является регистрация последнего.

Современное законодательство позволяет любому физическому лицу, достигшему 14 лет, выступить в качестве учредителя профессионального союза. В литературе высказывается мнение, согласно которому профсоюз не может быть учрежден одним лицом28. Тем не менее в законе нет прямого указания на наименьшее или наибольшее число учредителей. Поэтому с формальной точки зрения учредителем может быть одно физическое лицо. Вместе с тем систематическое толкование норм Закона об общественных объединениях (ст. 5, 18) позволяет сделать вывод о том, что если в качестве учредителя выступит только одно физическое лицо, то оно не сможет обеспечить выполнение предусмотренных законом норм. Во-первых, под общественным объединением понимается формирование объединяющихся лиц, следовательно, их количество предполагается не менее двух (ст. 5). Во-вторых, объединение считается созданным с момента принятия уставных документов и формирования руководящих и контрольно-ревизионных органов (ст. 18). Таким образом, можно сделать вывод о том, что учредителей не может быть менее трех.

Закон о профсоюзах не содержит статей, прямо регулирующих порядок создания профсоюзов. Вместе с тем, согласно ст. 8 Закона о профсоюзах, решение о создании профсоюза, утверждение уставов и положений относятся к компетенции общих собраний, конференций или съездов. Согласно ст. 18 Закона «Об общественных объединениях», решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности. Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает, что правоспособность общественного объединения возникает с момента принятия решения о его создании, утверждения устава и формирования руководящих и контрольно-ревизионного органов, принимаемого на съезде (конференции) или общем собрании. С этого момента общественное объединение считается созданным и может осуществлять свою уставную деятельность, приобретать права, за исключением прав юридического лица, и принимать на себя обязанности, предусмотренные Законом «Об общественных объединениях» (ст. 18, 27).

Будучи общественным объединением, профсоюз независимо от государственной регистрации приобретает права и несет обязанности, предусмотренные Законом о профсоюзах.

Закон «Об общественных объединениях» устанавливает, что правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Порядок государственной регистрации юридических лиц предусмотрен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»29.

Правоспособность общественного объединения, в том числе и профсоюза, как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица проводится в уведомительном порядке, что означает, что регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации в случае соблюдения всех условий, предусмотренных Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Кроме того, уведомительный порядок регистрации не предусматривает проведение проверки законности создания, реорганизации и ликвидации юридического лица либо проведение правовой экспертизы учредительных документов30.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица. Однако это не означает, что такие профсоюзные организации не могут распоряжаться частью профсоюзных взносов на основании сметы31.

Государственная регистрация профсоюза служит основанием для включения его в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления32.

Таким образом, государственная регистрация профсоюза — это способ публикации профсоюза в качестве юридического лица, то есть акт публичного признания наличия у профсоюза правосубъектности.

Профсоюзные организации, ассоциация (объединение) профессиональных союзов приобретают статус юридического лица с момента ее государственной регистрации. В то же время решение о регистрации принимают сами профсоюзные органы. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что ассоциация (объединение) может быть и юридическим лицом, а может и не быть таковым. Следовательно, правовой режим имущества профсоюзов может быть различным. Если ассоциация (объединение) является юридическим лицом, то имущественные права ее участников будут регулироваться на основании гражданского законодательства. Во втором случае, когда ассоциация (объединение) не является юридическим  лицом, имущественные взаимоотношения ее членов должны регулироваться заключаемым ими соглашением33.

В процессе функционирования любой сложной социальной организации возможны и неизбежны ее динамические изменения, такие, как, например, реорганизация, ликвидация, приостановление или запрет деятельности.

В связи с тем, что профсоюзы могут действовать как с образованием юридического лица, так и без его образования, возможны два варианта изменения деятельности профсоюзов.

Первый вариант — когда профсоюз или первичная профсоюзная организация, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, проводят организационные мероприятия, меняющие их структуру. Эти изменения могут осуществляться в форме реорганизации (слияние, выделение, разделение, преобразование) или в форме прекращения деятельности. Изменения происходят по решению членов этих организаций в порядке, определяемом в соответствии с внутрисоюзными актами. Это означает, что вышестоящие профсоюзные органы не вправе самовольно, без решения профсоюзной организации соответствующего уровня реорганизовывать или прекращать ее деятельность.

Второй вариант — когда профсоюзы зарегистрированы в качестве юридических лиц. В этом случае также возможна их реорганизация в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования, а также ликвидация. Процедура проведения названных процедур предусмотрена гражданским законодательством (ст. 57—59 Гражданского кодекса РФ)34.

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Реорганизация профсоюзов может проводиться по решению съезда35. При реорганизации профсоюзных организаций решаются вопросы о профсоюзном членстве и профсоюзных билетах, о заявлениях, ранее поданных о вступлении и о постановке на учет в профсоюзную организацию, о перечислении профсоюзных взносов, о действии ранее заключенных коллективных договоров и соглашений, а также об иных договорах реорганизуемой организации.

Деятельность профсоюзной организации может быть приостановлена в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, федеральных законов по решению суда на основании заявления прокурора в порядке, предусмотренном законами.

Ликвидация профсоюзной организации может быть осуществлена как в добровольном, так и в принудительном порядке. В первом случае ликвидация проводится по решению съезда (конференции, общего собрания) в соответствии с уставом данной профсоюзной организации, положением о первичной профсоюзной организации (или типовом положении). Принудительный порядок ликвидации профсоюзной организации осуществляется на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законом36.

Ликвидация профсоюзной организации считается завершенной, а сама организация — прекратившей свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Итак, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, саморегулируемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право на объединение включает в себя:

— право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;

— право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них;

— право осуществлять деятельность в составе объединения;

— право реорганизовывать и ликвидировать объединения;

— право беспрепятственно выходить из них.

Представляется, что правовые нормы, использующиеся в процессе защитной деятельности общественных объединений в сфере труда, могут содержаться как в области трудового права (институт защиты трудовых прав граждан), так и в области конституционного права (институт защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также институт общественных объединений как формы реализации государственно-организованного гражданского общества).

Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.

Представляется, что государство должно занять активную позицию в вопросах совершенствования законодательства о профсоюзах и иных общественных организациях и объединениях, повысить их роль и участие в политической системе общества.

1 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича; — М., 2002.

2 См.: Сошникова Т.А. Механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда в Российской Федерации. М., 2004. — С. 382.

3 См.: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 2 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

4 См.: Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 7 // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

5 Международный пакт о гражданских и политических правах (ч. 1 ст. 22).

6 Например, Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (ч. 2 ст. 20) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998.

7 См.: Дмитриев Ю.А., Токмаков К.К. Россия: становление многопартийности. - М., 1992. — С. 5—7.

8 См.: Рождественский А.А. Теория субъективных публичных прав. М., 1993. — С. 10.

9 См.: Алексеев А.С. Русское государственное право. — М., 1897. — С. 143—144.

10 См.: Дмитриев Ю.А., Токмаков К.К. Указ. соч. С. 8.

11 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

12 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

13 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

14 См.: Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях» / Под ред. В.И. Шкатулло; — М., 2003.

15 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

16 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

17 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

18 См.: Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях» / Под ред. В.И. Шкатулло; — М., 2003.

19 См.: Сошникова Т.А. Деятельность общественных объединений по защите трудовых прав граждан // Законодательство и экономика. 2004. № 12.

20 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

21 См.: Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть 1) /  Под ред. В.П. Мозолина, М.Н. Малеиной; — М., 2004.

22 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

23 См.: Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях» / Отв. ред. В.И. Шкатулла; — М., 2003.

24 См.: Сошникова Т.А. Механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда в Российской Федерации. — М., 2004. — С. 369—370.

25 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

26 Конвенция Международной организации труда № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» // Конвенции и рекомендации МОТ. Т. 1. Т. 2. М., 1991.

27 См.: Трудовое право. Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. — М., 2003.

28 См.: Крылов К.Д. Законодательство России о профессиональных союзах. М., 1996. — С. 70.

29 СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.

30 См. подр.: Сенников Н.М. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». — СПб., 2005. — С. 63—71.

31 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 февраля 2003 г. по делу № А56-2199/00.

32 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 21) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

33 См.: Сенников Н.М., Стремоухов А.В. Профсоюзное право. — М., 2005. — С. 110—113.

34 См. подр.: Сенников Н.М. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». — СПб., 2005. — С. 85—89.

35 См.: Крылов К.Д. Законодательство России о профессиональных союзах. — М., 1996. — С. 114.

36 См.: Сенников Н.М., Стремоухов А.В. Профсоюзное право. М., 2005. — С. 116—118.

PAGE  13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11261. Средства, влияющие на афферентную нервную систему 76.5 KB
  ЧАСТНАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ В данном разделе Частная фармакология будут рассмотрены группы лекарственных средств в зависимости от того на какую систему организма они оказывают преимущественное влияние. Средства влияющие на афферентную нервную систему Афферентн
11262. ХОЛИНОЛИТИКИ (ХОЛИНОБЛОКАТОРЫ) 82.5 KB
  I. ХОЛИНОЛИТИКИ ХОЛИНОБЛОКАТОРЫ Холинолитики холиноблокаторы антихолинергические средства: ослабляют или предотвращают взаимодействие АХ с холинорецепторами. Все эти вещества являются средствами прямого типа действия. Они не влияют на синтез высвобождение и г
11263. АНТИАДРЕНЕНГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА 81 KB
  Введение. Блокировать передачу нервного импульса в области адренергического синапса можно двумя путями: на пресинаптическом уровне и на постсинаптичес ком уровне. Исходя из этого антиадренергические средства делят на две группы:
11264. ОБЩИЕ АНЕСТЕТИКИ (НАРКОЗ) 99 KB
  Наркоз от греческого слова narke – оцепенение состояние характеризующееся обратимым угнетением ЦНС которое сопровождается: 1 утратой сознания 2 подавлением чувствительности прежде всего болевой 3 угнетением рефлектор
11265. Снотворные средства. Барбитураты 64.5 KB
  ВВЕДЕНИЕ Сон – жизненно необходимый физиологический процесс состояние противоположное бодрствованию во время которого происходит рост организма и все восстановительные процессы СГГ. По современным представлениям сон – это активный физиологический процесс...
11266. Противосудорожные препараты (средства) 100 KB
  ВВЕДЕНИЕ. В регуляции двигательной функции принимают участие пирамидные и экстрапирамидные пути. Пирамидные пути начинаются в коре головного мозга. Первый нейрон проходит по всему стволу мозга через продолговатый мозг к мотонейронам пер...
11267. Психотропные препараты. Антипсихотропные средства (нейролептики). 69 KB
  Психотропные препараты Психотропные препараты – это вещества которые оказывают влияние на психические функции эмоциональное состояние и поведение. Они применяются при психических невротических неврозоподобных расстройствах и других нарушениях в работе ЦНС сопров...
11268. Определение моментов инерции твёрдых тел с помощью крутильных колебаний 7.74 MB
  Определение моментов инерции твёрдых тел с помощью крутильных колебаний Методические указания предназначены для выполнения лабораторной работы студентами всех форм обучения в лабораторном практикуме по физике раздел Механика. Печатается по решению методич
11269. Исследование собственных колебаний струны методом резонанса 369.5 KB
  Исследование собственных колебаний струны методом резонанса Указания содержат краткую теорию по стоячим волнам и колебаниям струны и порядок выполнения лабораторной работы. Методические указания предназначены для выполнения лабораторной работы студентами всех фо