67884

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЯПОНИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Что касается экономики Японии то она испытывает финансовый кризис; назрела необходимость коренной перестройки а любая перестройка страны начинается с Конституции. По общественному опросу проведенному газетой Иомиури сегодня в Японии 65 сторонников изменения Конституции.

Русский

2014-09-15

131 KB

0 чел.

Е. АНТРОПОВА,

соискатель

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЯПОНИИ

С распадом Советского Союза в мире произошли серьезные изменения. В настоящее время Япония переживает серьезный кризис. В японском обществе в 90-х годах наблюдаются большие изменения. С расколом Либерально-демократической партии (ЛДП) политическая жизнь стала неуправляемой. Что касается экономики Японии, то она испытывает финансовый кризис; назрела необходимость коренной перестройки, а любая перестройка страны начинается с Конституции.

Конституция отражает аспекты жизни общества, т.е. охватывает все то, чем живет общество. По общественному опросу, проведенному газетой «Иомиури», сегодня в Японии 65 % сторонников изменения Конституции. Около 60 % респондентов считают, что пересмотр Основного Закона даст возможность Силам самообороны Японии играть более важную роль в укреплении мира на планете. Впервые более 50 % опрошенных заявили о том, что хотели бы изменить положение Конституции, согласно которому Япония отказывается от ведения войны, и положение, ограничивающее численный состав и районы применения Вооруженных сил страны1.

Конституция 1947 г. — «жесткий» по способу изменения акт. Если Конституция 1889 г. могла изменяться только по инициативе императора, то в Основной Закон 1947 г. поправки могут вноситься лишь по предложению самого парламента (правительство такого прямого полномочия не имеет, оно может действовать только через депутатов своих политических фракций). Для одобрения поправок требуется большинство в две трети голосов членов каждой из палат — Палаты представителей и Палаты советников. Способ ратификации поправок устанавливается парламентом. Принятый проект пересмотра должен быть передан на особый референдум, на котором этот проект должен получить большинство поданных голосов; проект может быть ратифицирован самим парламентом, но только после его переизбрания. Утвержденные подобным образом поправки немедленно промульгируются Императором от имени народа в качестве неотъемлемой части Конституции2.

С момента принятия Конституция 1947 г. ни разу не была изменена, хотя такие попытки неоднократно предпринимались. В 50—80-х гг. Либерально-демократическая партия неоднократно настаивала на изменении антивоенной статьи 9, предлагалась и небольшая корректировка статуса Императора.

В начале 50-х годов стала складываться политическая тенденция, которая в исторической науке получила название «обратный курс»3. Япония начала воссоздавать вооруженные силы, обрушила репрессии на левые партии. Подобный курс вступил в противоречие с Конституцией 1947 г., которая декларировала миролюбивую политику и либеральные свободы. Поэтому уже с 50-х годов Конституция 1947 г. стала ядром противостояния демократических сил и консерваторов. Консерваторы добивались пересмотра Конституции.

Первая попытка была предпринята в 1952 г., но оказалась безуспешной. Затем, в 1957 г., при премьер-министре Н. Киси, был создан исследовательский комитет по проблемам Конституции. Комитет возглавил ученый-специалист по англо-американскому праву К. Такаянаги. В комитете обсуждались вопросы, какую Конституцию должна иметь Япония, какая форма правления желательна для страны и другие. Он просуществовал до июня 1965 г.

Однако вопросы пересмотра Конституции в парламенте не рассматривались. Даже постановка их в парламенте грозила депутату серьезным общественным остракизмом.

Только в 1997 г. наиболее радикальные депутаты от Либерально-демократической партии (ЛДП) и Либеральной партии (ЛП) образовали специальную группу, которая повела борьбу за создание комитетов по Конституции при парламенте.

В марте 1999 г. депутаты от центристских партий Демократической партии (ДП) и «Новая Комэйто» предложили компромисс: создать комитеты, но без права законодательной инициативы. А уже летом 1999 г. японский парламент принял поправки к закону о парламенте, предусматривавшие создание в парламенте специальных исследовательских комитетов для широкого и всестороннего исследования Конституции 1947 г.

16 января 2000 г. открыл свое первое заседание Совет по исследованию Конституции палаты советников, а 17 января приступил к работе одноименный совет палаты представителей. Цель деятельности Совета — открытое обсуждение и всестороннее изучение вопросов о достоинствах и недостатках Конституции.

Так, Советом было решено, что начиная с 2004 г. политические партии должны представить собственные проекты пересмотра Конституции, а Советы палат их детально обсудить. Как считает один из крупнейших политиков Японии Я. Накасонэ, «подготовка проектов Конституции — дело всего народа, в работе над ними должны принять участие Федерация экономических организаций, Торгово-промышленная палата, Ассоциация губернаторов, профсоюзы, а также ученые»4.  Я. Накасонэ считает, что для этого необходимо шесть лет, но партии должны подготовить проект за два года. Один такой проект был внесен от ЛДП уже в 2005 г.

В активное обсуждение проблем, связанных с попытками ревизии Конституции, включились средства массовой информации Японии. Например, газета «Иомиури симбун» и «Санкэй симбун»  приветствовали пересмотр Конституции.

Предлагаемые реформы не случайная, спонтанная игра политических сил либерально-демократического общества. Напротив, бросается в глаза последовательное определение проблем.

С усилением партийного слияния на политическую жизнь страны сущностные различия между палатами все труднее поддаются идентификации. В обеих палатах действуют одни и те же законы партийной дисциплины, наблюдается межпартийное соперничество. В этих условиях усиливается критика верхней палаты, которую обвиняют в неэффективности.

В настоящее время в центре дискуссии находятся структура и функции японского парламента. Критики утверждают, что палата советников «сделана под копирку» и похожа на палату представителей. По замыслу создателей Конституции Палата советников призвана играть роль стабилизирующего начала. Сторонники реформы парламента предлагают ограничить прерогативы Палаты советников, перераспределив частично ее полномочия в пользу нижней палаты. Реформаторы внесли предложение о двух нововведениях.

Во-первых, изменить статью 59 о пересмотре Конституции 1947 г. Критики этой статьи предлагают при голосовании в нижней палате принимать законопроект простым большинством голосов депутатов. Это нововведение было закреплено в проекте «Основные положения пересмотра Конституции» 22 ноября 2005 г.5

Во-вторых, сторонники реформы предлагают изменить порядок назначения премьер-министра, чтобы его назначали не обе палаты, а лишь нижняя палата парламента.

Еще в 1964 г., выступая на заседании комитета по проблемам Конституции, Я. Накасонэ предложил общенародное избрание премьера6. Он считает, что статья 67 Конституции, где говорится об избрании премьер-министра, противоречит духу статьи 15 и препятствует претворению в жизнь изложенного в ней принципа: «Народ обладает неотъемлемым  правом избирать публичных должностных лиц и отстранять их от власти». Он и его сторонники предлагают изменить содержание статьи 67 Конституции в связи с появлением тенденции ограничения прав парламента на осуществление исполнительных функций. И сегодня можно наблюдать чрезмерное вмешательство в процесс формирования Кабинета министров политических партий, контролирующих деятельность парламента.

Сторонники Я. Накасонэ считают, что введением в практику прямых выборов премьера можно ликвидировать пороки политической жизни страны. Они предполагают, что если премьер будет избран народом, то его позиции в обществе укрепятся, а политическая жизнь в стране станет более стабильной. Однако у реформы Я. Накасонэ есть критики, которые считают, что такое избрание премьера может привести к появлению у премьера диктаторских наклонностей, как это уже произошло в Германии в 1933 г. и в странах Латинской Америки.

Оппонируя своим противникам, Я. Накасонэ в качестве примера приводит порядок избрания премьера в Израиле. Согласно законодательству Израиля, более половины членов Кабинета должны быть депутатами Кнессета. Претендент в кандидаты на должность премьера должен заручиться поддержкой более десяти депутатов Кнессета либо собрать подписи в свою поддержку более 50 тысяч избирателей7.

На протяжении 50 лет в Израиле, как и в Японии, и во многих европейских странах действовала парламентарная система управления. Однако уже в 80-х годах, когда сложилось относительное равновесие сил двух крупнейших партий страны — Аводы и Ликуда, зародились идеи конституционной реформы. К концу 80-х годов внимание израильских политологов привлекла идея введения прямых выборов главы правительства. Эта идея впервые была выдвинута в 1964 г. лейденским профессором права Й. Гластра Ван Лоном, который видел в таких выборах средство против произвола парламентских фракций8. В Италии ввести прямые выборы премьер-министра в начале 90-х годов предлагал известный политический деятель М. Сеньи, но широкой поддержки он не нашел.

Израиль — пока единственная страна в мире, где идеи Й. Гластра Ван Лона были претворены в жизнь. Начало агитации за прямые выборы главы правительства в Израиле положили газетные статьи профессора права Тель-авивского университета Д. Фридмана. Затем, в конце 1988 г. и в начале 1989 г., на рассмотрение однопалатного Кнессета депутаты разных партий внесли четыре законопроекта, предусматривавшие избрание главы правительства. Основной закон о правительстве был принят в 1992 г., но вступил в силу только в конце мая 1996 г.

Эта конституционная реформа серьезно изменила отношения между тремя высшими органами государственной власти Израиля — президентом государства, правительством и Кнессетом. Глава государства в Израиле находится в положении, подобного которому нет ни в одной стране мира: рядом с президентом, избранный глава правительства9.

Депутаты Кнессета, создавая Основной Закон о правительстве, исходили из того, что предложенная ими конституционная реформа оставит незыблемой парламентарную систему правления. Однако система прямых выборов премьер-министра действовала всего пять лет, с 1996 г. по 2001 г., вследствие того что, вопреки ожиданиям, новая система не привела ни к повышению эффективности функционирования органов государственной власти, ни к прекращению непрерывных межпартийных торгов и скандалов10. Кроме того, после введения прямых выборов частота смены правительств возросла, новая система усугубила зависимость премьер-министра от секторальных партий, лишила гибкости парламентскую демократию, предполагающую, что Кнессет может оставаться у власти даже в том случае, если премьер-министр покидает свой пост, лишившись коалиционного большинства11.

Сторонники Я. Накасонэ выступают против парламентского формирования Кабинета. Они заявляют, что этот принцип превратил парламент Японии в арену боев за власть, за кресло премьера.

Как представляется, предлагаемое в Японии нововведение на первый взгляд — широкая и непосредственная демократия, которая ослабит контроль над исполнительной властью со стороны политических партий, но расширит возможность манипуляции массовым сознанием со стороны финансовых магнатов. Японское общество может получить в результате подобной реформы административную власть, более далекую от интересов граждан, чем сегодня. Однако не надо забывать подобный опыт Израиля, которым полезно руководствоваться, прежде чем изменять ту или иную систему.

Крупнейший современный политик Японии Я. Накасонэ также внес свои предложения о реформировании верхней палаты парламента. Он предложил два варианта реформирования: либо изменить выборы в верхнюю палату, либо превратить ее в орган, членами которого будут председатели обеих палат парламента, премьер-министр, Председатель Верховного суда и другие известные деятели.

Предлагаемое нововведение может ослабить роль парламента как стабилизирующего фактора государственной жизни, верховного гаранта сохранения ответственной публичной власти.

Либеральная партия (ЛП) Японии претендует на первенство в пересмотре Конституции. Она готовится представить в парламент законопроект о народном референдуме по Конституции. Позицию ЛП определяют главным образом взгляды ее лидера И. Одзава, который опубликовал собственный проект пересмотра Конституции Японии: введение однопалатного парламента, назначение членов палаты собственников самим императором по представлению депутатов нижней палаты из числа высокопоставленных лиц, имеющих выдающиеся достижения. Лидер партии ЛП выступил с предложением учредить специальный орган для рассмотрения конституционных исков — Конституционный суд12.

В июле 1999 г. на чрезвычайном съезде партии «Новая Комэйто» была определена ее позиция по конституционной проблеме: «Развернуть народное обсуждение, рассчитанное на десять лет, на основе сохранения девятой статьи, гарантий, принципов пацифизма». Однако уже в 2004 г. лидер партии Т. Кандзаки заявил, что обсуждение этой проблемы будет продолжено, однако будет учитываться позиция видных членов партии, выступающих за сохранение этой статьи в неизменном виде. Таким образом, мнение партии за пять лет было изменено и теперь однозначного ответа на вопрос о сохранении статьи 9 в Конституции пока нет. По словам Т. Кандзаки, «в зависимости от ситуации у партии сможет возникнуть желание либо изменить, либо сохранить ее»13.

Такая же неопределенная ситуация сложилась и с самой крупной парламентской оппозицией — Демократической партией (ДП), которая долгое время не могла определить своего отношения к действующей Конституции. Ее консервативное крыло склонялось к пересмотру Конституции, а другая часть ратовала за ее сохранение, включая девятую статью.

Под давлением консервативных сил ДП согласилась на создание Комитетов в парламенте по изучению Конституции. Другая часть Демократической партии призвала к развертыванию широкой дискуссии, но с позиции сохранения статьи 9 Конституции.

В настоящее время ДП активно обсуждает конституционный проект новой Конституции, который, по словам ее лидера Е. Сэнгоку, должен быть представлен к 2006 г. Он считает, что «только общенациональное движение за пересмотр конституции поможет принять такую конституцию, которая будет соответствовать интересам страны»14. Пять партийных подкомиссий тщательно изучают отчет о пересмотре конституции, представленный парламентской комиссией в 2002 г., в котором приводятся веские доводы в пользу отказа от статьи 9, провозглашающей полный отказ от войны. Подкомиссии также выработают основные принципы и процедуру принятия новой Конституции, определят, в какой степени Япония может принимать участие в мероприятиях по коллективной безопасности ООН.

Однако ДП по-прежнему разделена во мнении относительно пересмотра статьи 9 Конституции, поскольку в состав партии входят депутаты, которые одобряют ее пересмотр, и депутаты от не существующей более Социалистической партии, которые выступают против этого15.

Коммунистическая партия Японии (КП) и Социал-демократическая партия (СДП) выступали против создания парламентских комитетов по изучению Конституции. В своих выступлениях лидеры этих партий пытаются отстоять действующую Конституцию, ее идеалы. Сторонники этих взглядов считают, что принципы пацифизма, основные права человека, народный суверенитет — это цели современного общества, поэтому необходимости в пересмотре Конституции нет.

Действительно важное значение для Японии имеет преамбула к статье 9 Конституции, согласно которой Япония отказалась от права ведения войны как права нации, от обладания собственными вооруженными силами.

Введение статьи 9 в Основной Закон вполне объяснимо, если учесть, что на долю японского народа выпали ужасы атомных бомбардировок: 6 августа 1945 г. атомная бомба была сброшена на Хиросиму, а тремя днями позже — на Нагасаки. Очевидно, что целью названной нормы было отказаться от участия в каких-либо международных военных акциях, включая и осуществляемые в рамках ООН, членом которой является Япония.

Однако с 50-х годов началось воссоздание вооруженных сил Японии, которая вступила в военный блок с США. Заключенный в 1952 г. и пересмотренный в 1960 г. американо-японский договор о безопасности предусмотрел организацию и развитие вооруженных сил с целью защиты от внешней агрессии, а также коллективные совместные действия США и Японии. Статья 6 этого договора разрешила создание на японской территории американских военных баз. С 1970 г. этот договор автоматически продлевается каждые десять лет. В Японии были организованы так называемые силы самообороны, которые в Юго-Восточном регионе Азии представляют весьма внушительную и хорошо оснащенную военную силу. В середине 90-х гг. силы самообороны насчитывали более 230 тыс. человек, 1100 танков и 550 самолетов и вертолетов и около 150 военно-морских судов16.

В сентябре 1988 г. был принят закон о возможности направления японских войск за границу (в частности, в развивающиеся страны) в качестве вспомогательных, а также в случаях оказания помощи при катастрофах природного характера. В июне 1992 г. в законодательном порядке были разрешены операции по поддержанию мира. Закон разрешил участие Японии в мероприятиях ООН. При этом, однако, были установлены пять принципов, которые должны соблюдаться:

— необходимость существования соглашения о прекращении огня между конфликтующими сторонами;

— предварительное согласие сторон конфликта и органов власти на японское участие в операциях по поддержанию мира и на деятельность японских вооруженных сил;

— нейтральная позиция Японии по отношению к сторонам конфликта;

— возможность отозвания японских сил с территории конфликта;

— ограничение использования оружия.

На основе Закона 1992 г. Япония участвовала в нескольких операциях (например, в Камбодже в 1992 г., в Мозамбике в 1993 г.). В конце 1994 г. ООН запрашивала Японию о возможности посылки войск на Голанские высоты в Израиль.

Подобный курс, направленный на воссоздание вооруженных сил Японии, противоречил Конституцией 1947 г. Как считает Я. Накасонэ, в преамбуле Конституции должна быть сформулирована более четкая идея о суверенитете Японии, о том, что народ имеет право на защиту своего государства.

Преамбула действующей Конституции частично отражает романтизм американских либералов конца 40-х годов, а частично — стремление навсегда оставить Японию опекаемой, слабой и второсортной нацией перед европейско-американской цивилизацией. Она провозглашает обеспечение национальной безопасности и даже самого существования нации, «полагаясь на справедливость и веру миролюбивых народов мира». Начало новой конфронтации в мире и ожесточение холодной войны показали полную несостоятельность примитивного пацифизма17.

В представленном проекте «Основных положений пересмотра Конституции» предложено целиком изменить преамбулу Конституции. В ней должен быть признан плюрализм ценностей, принцип «ва» (согласие, то есть отрицание конфронтации), а также констатация того, что японская нация «чеканила историю вместе с Императором»18.

Пожелания Я. Накасонэ по поводу провозглашения права народа на защиту своего государства в преамбуле проекта так и не было закреплено.

В настоящее время в основе правительственной концепции о самообороне Японии говорится, что Япония в целях самозащиты должна располагать минимально необходимыми для этих целей возможностями в военной области.

В 1996 г. в Совместной декларации Японии и США предусмотрено расширение функций Японских сил самообороны вплоть до совместных с США миротворческих операций на всем пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона. Именно под американским давлением были принят закон «О мерах по обеспечению мира и национальной безопасности в условиях чрезвычайной обстановки вокруг Японии», который вступил в силу 25 сентября 1999 г.

Попытки пересмотра Конституции особенно активизировались после войны в Персидском заливе, когда Японию упрекнули в том, что она откупается деньгами.

Кабинет министров во главе с премьер-министром Д. Кондзуми называют «смешным», т.к. силы самообороны находятся вне закона и Япония не может использовать присущего всем суверенным государствам права на коллективную оборону.

Комитет правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) по вопросам обороны в марте 2001 г. представил на рассмотрение парламентских комиссий по проблемам пересмотра Конституции и в правительство предложение о разработке закона «По обеспечению национальной безопасности Японии». Это предложение является временной альтернативой пересмотру статьи 9 Конституции. ЛДП обосновывает свое предложение существенными изменениями, произошедшими в международной обстановке.

После террористических акций в США, в сентябре 2001 г., процесс совершенствования законодательства в сфере обороны пошел значительно быстрее.

Подготовленные правительством законопроекты, направленные в парламент, расширяли сферы использования сил самообороны для борьбы с терроризмом: два проекта об использовании этих сил в полицейских акциях в самой Японии, а третий — о посылке воинских подразделений за границу. Принятый в пакете закон разрешает правительству страны направлять подразделения сил самообороны во время вооруженных конфликтов для выполнения задач тылового обеспечения. Такое обеспечение предусматривает семь его видов, от поставок продовольствия и топлива до ремонта и обслуживания техники. Силы, направляемые за рубеж, получили право использовать личное оружие не только для собственной защиты, но и для защиты находящихся под их «опекой», например, раненых или беженцев19. Например, в начале января 2003 г. в Аравийское море для оказания поддержки кораблям ВМС США и Великобритании прибыл эскадренный миноносец «Кирисима».

В начале 1990-х годов консервативно настроенные депутаты парламента стали выступать за преобразования Агентства обороны Японии в министерство, ссылаясь на более активное участие Японии в международных операциях ООН.

22 ноября 2005 г. в парламент на обсуждение поступил проект «Основные положения пересмотра Конституции», разработанный  Либерально-демократической партией20. В проекте содержится предложение о воссоздании вооруженных сил. По словам премьер-министра Д. Коидзуми, «мы никогда не развяжем войну, однако должны ясно определить право на обладание вооруженными силами самообороны, чтобы они никогда не воспринимались как антиконституционные»21. В проекте говорится, что для защиты страны должны быть созданы вооруженные силы, которые смогут осуществлять право на коллективную самооборону, и что все граждане страны обязаны защищать родину.

В настоящее время часть 2 ст. 9 Конституции 1947 г. гласит, что в Японии «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны»22. Вместо этого в тексте закона предполагается написать следующее: «Во имя обеспечения мира и независимости нашей страны, а также безопасности государства и народа Япония содержит силы самообороны, которыми командует премьер-министр кабинета в качестве верховного главнокомандующего». Кроме того, в составе кабинета министров планируется создать еще один пост — министра обороны. При этом «Основные положения пересмотра Конституции» оставляют провозглашение пацифизма в качестве основного принципа урегулирования международных отношений.

Что касается самообороны, то в 2004 г. был составлен документ, который называется «Основы оборонной политики Японии». В нем четко сформулированы основные направления национальной обороны Японии:

— отказ от превращения в военную державу, которая будет представлять собою угрозу для других стран;

— соблюдение трех неядерных принципов: не иметь, не производить и не ввозить в Японию ядерное оружие;

— обеспечение системы гражданского контроля;

— неуклонное соблюдение положений японо-американской системы безопасности;

— обеспечение обороноспособности в надлежащей мере.

Отметим, что основой национальной обороны Японии является японо-американская система безопасности. «Если какая-либо страна стала бы стремиться к обеспечению мира и независимости только лишь своей волей и собственными силами в сегодняшнем международном сообществе, то ей потребовалось бы построение совершенной системы обороны, способной защищать от всевозможных видов агрессии, включая войну с использованием ядерного оружия, а также противостоять угрозам применения военной силы и запугиваниям ее применением. Однако Японии нелегко было бы самостоятельно обеспечить такую систему хотя бы по экономическим соображениям. И, прежде всего, такой подход противоречит внешнеполитическим позициям нашей страны»23. Исходя из этого, Япония выбрала путь построения двустороннего союза с Соединенными Штатами Америки.

Кроме статьи 9 Конституции 1947 г., в «Основных положениях пересмотра Конституции» упрощается порядок пересмотра самой Конституции. Действующая Конституция, как уже выше говорилось, относится к числу «жестких» и требует 2/3 голосов в каждой из палат парламента и простого большинства в общенародном референдуме. Предлагается заменить квалифицированное большинство в парламенте простым большинством.

Для согласования в парламенте нововведений и обсуждения проекта новой Конституции, по мнению члена парламента К. Иосано, потребуется несколько лет24. А пока о пересмотре Конституции ведутся горячие дебаты. Кроме этого проекта, разрабатываются проекты будущей Конституции от других партий.

У партий консервативного лагеря, например, существуют претензии к статье 1 действующей Конституции 1947 г. Они стремятся законодательно и идеологически поднять роль императора в обществе, однако пока их усилия лежат в идеологическом русле. С 1967 г. в Японии официально празднуется День основания империи (Кигэнсэцу) — 11 февраля. С 1989 г. гимн довоенной Японии, который был отменен в 1948 г., «Кими-га-е», становится по решению министерства образования обязательным к исполнению на школьных церемониях25.

По данным опроса, проведенного газетой «Номиури симбун» в 1998 г. в парламенте, из 431 опрошенного депутата за предоставление императору властных полномочий высказались только пятеро, т.е. 1 %26. Это свидетельствует о том, что пока угрозы восстановления положений Конституции 1889 г. нет. Даже «Основные положения пересмотра Конституции» предлагают оставить нынешний статус Императора как символ объединения нации27.

К числу нововведений относят пересмотр статьи 89 Конституции 1947 г. Согласно статье 89 ныне действующего Основного Закона, «никакие государственные денежные средства или иное имущество не могут ассигноваться или предназначаться для использования выгоды, или содержания какого-либо религиозного учреждения или ассоциации, или для каких-либо благотворительных, просветительных или филантропических учреждений, не находящихся под контролем публичных властей». Эта статья ограничивает возможности использования публичных средств в частных целях и идеологическую активность государства, вводя ее в определенные рамки законной регламентации, прозрачности для общественного контроля. По существу, данное положение Конституции служит одной из гарантий либеральных гражданских свобод28.

Реформаторы предлагают отменить запрет на ассигнование государственных средств на формы и средства образования. Очевидно, что это приведет к более активной, разнообразной государственной идеологической пропаганды.

Кроме того, Либеральная демократическая партия (ЛДП) готовит для рассмотрения парламента проект, ослабляющий положение статьи Конституции, провозглашающей отделение государства от религии29. Конституционная комиссия ЛДП считает, что пункт 3 ст. 20 Конституции разрешает государственным лицам принимать участие в религиозных обрядах и церемониях, если их действия не направлены на пропаганду того или иного религиозного культа. Эта статья была принята, чтобы устранить официальную связь правительства с синтоизмом, идеи которого использовались для разжигания национализма во время второй  мировой войны. Она гласит: «Государство и его органы должны воздержаться от участия в иной религиозной деятельности». Члены конституционной комиссии ЛДП сомневаются, нужно ли запрещать членам правительства участвовать в церемониях, основанных на японской культуре и традиции, только потому, что они имеют религиозный характер30.

Выдвигаются предложения включить в Конституцию ранее отсутствовавшие положения: ввести конституционные гарантии трех новых прав — «право на среду», «право на информацию», «право на приватность». Введение этих прав может активизировать регулирующую функцию государства и одновременно ослабить ответственность государства перед своими гражданами. Поэтому эти права вызывают настороженность оппозиционных  и центристских партий.

Еще на 145-й парламентской сессии, открывшейся в январе 1999 г., правительство К. Обути внесло в парламент набор законопроектов о борьбе с организованной преступностью, где фиксировалась упрощенная процедура получения разрешения на прослушивание телефонных разговоров. В этом законопроекте можно усмотреть угрозу правам человека. Депутаты поддержали и правительственный проект поправок к закону о регистрации граждан, в соответствии с которым вводится унифицированный порядок компьютерного учета и контроля над перемещениями граждан страны.

С 1 апреля 2001 г. в Японии вступил в силу Закон «Об опубликовании информации, принадлежащей административным органам», принятый 14 мая 1999 г. Япония стала четырнадцатым государством мира, которое законодательно закрепило принцип «прочности» административно-государственного управления, его открытости для широкого общественного контроля.

В настоящее время в либерально-демократических странах мира наблюдаются тенденции к утверждению института транспарентности (прозрачности) в практике государственной жизни31. Родоначальником этого института считают Швецию, где Закон «О свободе изданий» был принят еще в 1766 году. Дополнялся  и совершенствовался он в 1937, 1949, 1974, 1983 годах. Подобные законы приняты в Финляндии, в США, Дании, Норвегии, Франции, Нидерландах, Австралии, Австрии, Канаде, Бельгии и Республике Корея.

В 70—80-х годах в Японии зародилось демократическое движение «Гражданский омбудсмен», отражающее протест населения против коррупции в правящих кругах и безответственного предпринимательства, сопровождаемого такими явлениями, как выпуск недоброкачественных лекарств, загрязнение природной среды, аварии на атомных электростанциях и т.д. Участники этого движения требовали раскрытия официальной документации о подобных инцидентах и принятия необходимых законов. Идеи транспарентности управления поддерживались и Соединенными Штатами, которые усматривали в расширении прозрачности администрирования в Японии шанс укрепить конкурентные позиции американского бизнеса32.

Правящие круги не могли остаться безучастными к этим процессам. Первое постановление о раскрытии информации было принято и введено в действие в 1982 г. в маленькой деревушке префектуры Ямагата. К апрелю 2000 г. уже 43,2 % муниципалитетов страны приняли подобные постановления33.

Впервые о важности такого закона в правительстве М. Охира заговорили в 1979 г.; 27 марта 1998 г. правительство М. Хасимото представило парламенту соответствующий законопроект, который и был одобрен парламентом 14 мая 1999 г.

По мнению видного японского ученого Нисно М., принятый в Японии Закон «Об опубликовании информации, принадлежащей административным органам», призван регламентировать обязательное для административных органов раскрытие управленческой информации в ответ на запросы людей, осуществляемое с расчетом на неопределенного массового получателя и называемое «системой запросов на раскрытие информации»34.

Данный закон исходит из того, что граждане имеют право на информацию о конкретных административных делах. Например, граждане могут интересоваться экологией, жизнью региона, проблемами преодоления коррупции и т.д. Это фундаментальные конституционные права граждан. Конституция Японии не содержит указания на «право знать». В статье 21 Конституции говорится: «Гарантируется свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений. Никакая цензура не допускается; тайна корреспонденции не должна нарушаться».

В настоящее время и этот вопрос обсуждался в специальном парламентском совете Японии по реформе Конституции.

Несмотря на несовершенство принятого закона, он свидетельствует о том, что в высокоразвитой стране предпринимаются новые усилия для совершенствования государственного строя на принципах либеральной демократии путем развития механизма непосредственного  общественного контроля. Однако можно заметить, что курс «транспарентности» управления в Японии происходит в противоборстве с противоположно направленными тенденциями и силами.

25 июня 2000 г. в Японии состоялись выборы в Палату представителей. Они стали главным явлением в политической жизни Японии, т.к. дали ответ на вопрос о том, насколько результативной оказалась реформа 1994 г. Основные положения реформы 1994 г. заключались в пересмотре порядка выборов депутатов Палаты представителей. Прежний порядок, при котором весь состав палаты избирался относительным большинством голосов в многомандатных округах и который гарантировал многопартийность парламента, был заменен более сложным, предусматривавшим комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем. На 480 депутатских мест в палате представителей претендовали 1404 кандидата. Отношение к действующей Конституции, включая ее девятую статью, стало одним из объектов предвыборных споров. Однако в центре предвыборных схваток оказалась все же экономическая политика35.

Главный итог выборов 2000 г. — сохранение твердого большинства в нижней палате за коалицией Либерально-демократической партии, «Новой Комэйто» и Коммунистической партии. В совокупности правящая коалиция завоевала 271 из 480 депутатских мандатов.

Парламентские выборы, прошедшие в июле-сентябре 2004 г., оставили у власти правящую коалицию ЛДП, которую возглавляет премьер-министр страны Д. Кондзуми. Партия располагала 249 из 480 депутатских мандатов36.

В сентябре 2005 г. досрочные выборы37 в нижнюю палату парламента закончились победой правящей Либерально-демократической партии, точнее, ее лидера, премьер-министра Д. Коидзуми38. Партия получила 2/3 мест в нижней палате (296 мандатов из 480)39.

Причиной популярности партии является ее программа реформирования системы пенсионного обеспечения и структуры правительства и обещание вывести к декабрю 2005 г.воинский контингент Японии из Ирака.

Выборы в палату Представителей, состоявшиеся в сентябре 2005 г., сорок четвертые в послевоенной истории Японии. Поэтому в настоящее время очень трудно прогнозировать исход всех парламентских обсуждений конституционных проблем в Японии.

Японский опыт свидетельствует о том, как важно, чтобы положения Конституции отвечали текущим задачам государства и служили ориентиром дальней перспективы. Япония показывает пример острой политической борьбы вокруг Конституции, но одновременно осторожность и терпеливость40.

Анализ предлагаемых к изучению и обсуждению в парламенте вопросов возможной конституционной реформы показывает, что реформаторы видят будущую Японию более авторитарным государством.

В результате следует говорить о парадоксальном явлении современной Японии: процветающая страна, с высокоразвитой рыночной экономикой и устоявшимися демократическими принципами, ставит на повестку дня формирование авторитарной общественно-политической системы.

Рассмотрение данного феномена необходимо в первую очередь для России, которая еще находится на первых этапах строительства демократического государства.

Главная причина такого парадокса японского общества — эволюция военно-политического баланса сил в Восточно-Азиатском регионе. Именно США дали стимул к ремилитаризации Японии, стремясь превратить ее в своего союзника в противостоянии с СССР. В настоящее время США все больше стремятся переложить ответственность за мир в Восточно-Азиатском регионе на Японию. Поэтому японские политики стоят перед вопросом, каким образом это им обеспечить.

Долгое время две сверхдержавы, США и СССР, отодвигали на второй план формирование странами — союзниками этих держав их собственного курса в мировых делах.

С окончанием конфронтации между США и СССР, а впоследствии и с распадом СССР начался активный процесс дивергенции социального и экономического развития мира, обретение многими странами более индивидуальной политики.

По мере обретения страной все большей самостоятельности, ослабления факторов внешнего давления отчетливее проявляются национальные, культурные традиции.  

Таким образом, в заключение следует сделать следующие выводы.

1. Реформирование Конституции Японии 1947 г. носит систематический и последовательный характер. В настоящее время обсуждение о пересмотре Конституции заключается в изменениях:

— статьи 59 о порядке пересмотра Конституции, по которой предлагается заменить квалифицированное большинство в парламенте простым большинством;

— статьи 67 о порядке назначения премьер-министра — исключительно нижней палатой парламента;

— выборов в верхнюю палату либо в превращении ее в орган, членами которого будут председатели обеих палат парламента;

— структуры парламента;

— статьи 9 о воссоздании вооруженных сил;

— преамбулы, в которой должна быть сформулирована более четкая идея о суверенитете Японии, о том, что народ имеет право на защиту своего государства, либо должны быть указаны признания плюрализма ценностей, принцип «ва» и др.);

— статьи 1 о поднятии роли императора в обществе;

— статьи 89 о ликвидации ограничений, касающихся возможности использования публичных средств в частных целях, а также идеологической активности государства;

— статьи 20 о  запрете государственным лицам принимать участие в религиозных обрядах и церемониях;

— в конституционных правах и введении права на среду, права на информацию и на приватность;

— статьи 21 о включении права на информацию в конкретные административные дела.

В результате этих реформ общество, как представляется, окажется более «регулируемым», а государство — более авторитарным. В целом же предлагаемые нововведения заслуживают характеристики праворадикальных.

Кроме того, обсуждаемая в обществе и парламенте возможная реформа Конституции страны обнажает возросшее чувство суверенитета страны, ее способности более активно участвовать в определении международного законодательства.

2. В настоящее время в Японии предпринимаются усилия к совершенствованию административно-государственного управления путем развития механизма непосредственного общественного контроля над органами исполнительной власти.

Проблема прозрачности управления актуальна сегодня и в России. Поэтому, как представляется, российским законодателям полезно познакомиться с японской практикой превращения политики транспарентности в работающее законодательство.

1 См.: Две трети японцев выступают за усиление роли национальных Вооруженных сил // Официальный сайт «Подробности».UA, 02.04.2005, http://www.podrobnosti.ua/society/2004/04/02/111640.html; Изменение отношения японцев к возможному пересмотру Конституции вызвано произошедшими после окончания «холодной войны» переменами, исходящей от Северной Кореи угрозой и недавней отправкой контингента Сил самообороны в Ирак.

2 Конституция Японии 1947 г., ст. 96 // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. / Сост. проф. В.В. Маклаков. — М.: Волтерс Клувер, 2006. —С. 580.

3 См.: Анисимцев Н.В. Конституционные проблемы современной Японии // Право и политика. 2001. № 2. С. 8.

4 Цит. по: Накасонэ Я. Государственная стратегия Японии в XXI веке. — М.: NOTA BENE, 2001. — С. 168.

5 См.: Аксенов П. Конец вечных времен. Япония станет милитаристской державой во имя интересов США // Официальный сайт Lenta.ru, 22.11.2005, http://lenta.ru/articles/2005/11/22/constitution/

6 См.: Накасонэ Я. Указ. соч. С. 169.

7 См.: Цветова И.А. Проблемы пересмотра конституции в политической жизни современной Японии-Япония 1984 года. Ежегодник. — М., 1985.

8 См.: Anderveg R.B., Irvin G.A. Dutch Government and Politics. — London, 1993. — P. 118.

9 См.: Стародубский Б.А. Уникальная система правления в Израиле // Государство и право. 2000. № 2. С. 87.

10 См.: Эпштейн А., Урицкий М. Постоянство нестабильности. Размышления о кризисе израильского парламентаризма и будущем демократии в стране // Еврейские новости (Москва), (рубрика "Израиль"). 2002. 21 декабря. С. 8—9.

11 См.: Конторер Д. Прямые выборы — причина общественного раскола и политической нестабильности. Узи Ландау (Ликуд) требует возвращения к прежней системе полноценной парламентской демократии // Вести. 2000. 30 ноября.

12 См.: Одзава И. План перестройки Японии. — Токио, 1992. — С. 147.

13 Цит. по: Конституционные дебаты набирают накал // Официальный сайт «Япония сегодня». http://www.japantoday.ru/znakjap/politik/0204/P-Y6.shtml.

14 Цит. по: Конституционные дебаты набирают накал // Официальный сайт «InoPressa». http://www.inopressa.ru/yomiuri/2004/02/06/14:02:15/konstituc.

15 Там же.

16 См.: Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. / Сост. проф. В.В. Маклаков.— М.: Волтерс Клувер, 2006. — С. 580.

17 См.: Опубликована концепция новой конституции Японии // Официальный сайт «Взгляд из Японии: русскоязычный опиньон-сайт Токийского фонда». http://www.tkfd.or.jp/russia/opinion/press/20050714.shtml.

18 Там же.

19 См.: Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. / Сост. проф. В.В.Маклаков. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — С. 580.

20 См.: Аксенов П. Конец вечных времен. Япония станет милитаристской державой во имя интересов США // Официальный сайт «Lenta.ru». http://lenta.ru/articles/2005/11/22/constitution/

21 Цит. по: Силам самообороны Японии разрешат применять оружие // Официальный сайт «Lenta.ru». http://lenta.ru/news/2005/10/29/japan/

22 Конституция Японии 1947 г., ч. 2 ст. 9 // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. / Сост. проф. В.В. Маклаков. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — С. 580.

23 Цит. по: Аксенов П. Указ. соч.

24 См.: Опубликована концепция новой конституции Японии // Официальный сайт «Взгляд из Японии: русскоязычный опиньон-сайт Токийского фонда». http://www.tkfd.or.jp/russia/opinion/press/20050714.shtml.

25 См.: Анисимцев Н.В. Конституционные проблемы современной Японии // Право и политика. 2001. № 2.

26 Там же.

27 См.: Опубликована концепция новой конституции Японии // Официальный сайт «Взгляд из Японии: русскоязычный опиньон-сайт Токийского фонда». http://www.tkfd.or.jp/russia/opinion/press/20050714.shtml

28 См.: Анисимцев Н.В. Указ. соч.

29 См.: Статья конституции, отделяющая государство от религии, будет смягчена // Официальный сайт «Япония сегодня». http://www.japantoday.ru/znakjap/politik/0504/P-M31.shtml.

30 См.: Цветова И.А. Судьба послевоенной конституции: дискуссия и предложения. Японский опыт для российских реформ. Ежегодник. Выпуск первый. — М., 2000.

31 См.: Анисимцев Н.В. Япония: Обеспечение прозрачности (транспарентности) административно-государственного управления // Государство и право. 2003. № 6. С. 58.

32 См.: Анисимцев Н.В. Транспарентность административно-государственного управления: японский вариант // Проблемы теории и практики управления. — 2001. — № 6.

33 См.: Нисно М.Г. Государственная администрация. — Токио, 2001. — С. 396.

34 Цит. по: Нисно М. Государственная администрация. — Токио, 2001. — С. 395.

35 См.: Сенаторов А., Цветова И. Япония: коалиционный выбор либерал-демократов // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 1.

36 См.: Партия Коидзуми выиграла выборы в Парламент Японии // Официальный сайт «НГ Новости». http://news.ng.ru/2005/09/12/1126515029.html.

37 Выборы состоялись в результате роспуска палаты премьером Коидзуми.

38 См.: Парламентские выборы в Японии: за что и против чего голосовали избиратели? // Официальный сайт «Взгляд из Японии: русскоязычный  опиньон-сайт Токийского фонда». http://www.tkfd.or.jp/russia/opinion/press/20050921.shtml.

39 См.: Партия Коидзуми выиграла выборы в Парламент Японии // Официальный сайт «НГ Новости». http://news.ng.ru/2005/09/12/1126515029.html.

40 См.: Сенаторов А.Н. Структурные реформы: идеология и политическая борьба. Япония. 1998—1999 гг. Ежегодник. — М., 1999.  

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43772. Создание библиотеки строительных элементов для САПР учебного процесса ГБОУ СПО НСО «НППК» 7.29 MB
  Разработке проекта предшествует анализ проектной ситуации, включающий изучение исходных условий проектирования – социально экономических и технических требований, градостроительного и природного окружения, природно-климатических и гидрогеологических характеристик местности.
43773. Строительство малоэтажного жилого одноквартирного дома в городе Иваново 1.9 MB
  В конструктивном отношении здание решено как бескаркасное с продольными и поперечными несущими стенами, выполненными из керамзитобетонных блоков с шагом продольных стен 2,55 м. Пространственная жесткость и устойчивость здания обеспечивается сопряжением наружных стен с внутренними, с настилами перекрытия, опирающимися на эти стены и крепящимися к ним с помощью арматурных анкеров.
43774. Свадебный обряд мордовского народа как источник творчества художников Мордовии 62.64 KB
  Собиратель сообщает ценные сведения о роли родни при соглашении между родителями жениха и невесты дает любопытные подробности участия братьев в прощальных церемониях невесты и символическом выкупе ее у родни жениха а так же в целом ряде пережиточных обрядов связанных с обычаем умыкания Большая статья священника А. А иногда и отдельная деревня имеет свои особенности как в обрядах так и в причитаниях невесты.
43775. Техническое обслуживание и ремонт медицинской аппаратуры 217.01 KB
  Сопротивление определяется по падению напряжения между указанными точками. Однако целесообразнее применить известные схемотехнические решения которые позволяют получить разно полярные выходные напряжения с одним трансформатором. Источник питания формирует два выходных напряжения значение которых равны 15В но одно положительно относительно корпуса а второе отрицательно. Двухканальный источник с разнополярными выходными напряжениями можно использовать для питания самых различных электронных устройств.
43776. Организация участка по ремонту электрооборудования автомобилей на СТОА ООО «Рольф-Алтуфьево» 804.75 KB
  Перед автомобильной промышленностью поставлена задача увеличить ресурс автомобильных двигателей до первого капитального ремонта и обеспечить вторичный ресурс не менее 80% от первичного.
43777. Проект панно из ткани 3.78 MB
  Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство - игрушка.
43778. РАЗРАБОТКА ЗАЛЕЖИ “Южно-Карловской” БАЖЕННОВСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ ХРИЗОТИЛ-АСБЕСТА 378.01 KB
  Мощность водоносного горизонта в породах палеозоя определяется глубиной развития открытой трещиноватости и составляет 4060 м. Объем вскрыши в торцах карьера м3 определяется по формуле: =9241874 1 где: Д – ширина дна карьера м; Hср – средняя глубина торцевого борта м; ﻻ угол откоса торца карьера о; ﻻ л и ﻻ в – углы откосов нерабочих бортов карьера с лежачей и висячей стороны о. Объем вскрыши в торцах карьера м3 определяется по формуле: =10410274 2 Прирезаемый...
43779. Менеджмент организаций 100.35 KB
  1 – Анализ выполнения плана по производству и реализации работ Работы Объем производства работ млн. Объем реализации работ млн.пер 100 Темп прироста = Темп роста – 100 Вывод :В отчётном периоде по сравнению с прошлым объём производства работ сократился на 380 млн. а также объём реализации работ снизился на 539 млн.
43780. Совершенствование сервисного продукта придорожных кафе РУП «Белоруснефть-Могилевоблнефтепродукт» на основе предоставления услуги выносной кухни с разработкой элементов бизнес-плана 2.27 MB
  Содержание придорожного сервисного продукта и организация производства общественного питания на объектах придорожного сервиса Теоретический раздел8 Значение придорожного сервиса в Республике Беларусь характеристика услуги по предоставлению питания в объектах придорожного сервиса. Особенности организации обслуживания в объектах общественного питания с использованием Pos – терминала. Продвижение сервисного продукта объектов питания через интернет Передовой опыт...