67885

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Свободные экономические зоны на территории Российской Федерации начали создаваться в конце 80х годов XX в. Они рассматривались как вспомогательный институт государственной экономической политики и как способ стимулирования межгосударственных экономических отношений.

Русский

2014-09-15

72 KB

3 чел.

Д. АРУТЮНОВ,

соискатель Московского университета МВД России

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

Свободные экономические зоны на территории Российской Федерации начали создаваться в конце 80-х годов XX в. Они рассматривались как вспомогательный  институт государственной экономической политики и как способ стимулирования межгосударственных экономических отношений. Один из первых  законодательных актов, определявших режим свободной экономической зоны, был принят в Казахстане1.          

В настоящее время в России функционирование особых экономических зон  регулируется общими2 и специальными нормативными правовыми актами3, а также нормами международного права4. Как отмечает М.М. Богуславский, «правовое регулирование предполагается осуществлять на двух уровнях — на уровне  внутреннего законодательства и на уровне международных договоров. Эти уровни взаимосвязаны»5.

Согласно международным стандартам, свободная экономическая зона  должна отвечать двум основным требованиям: иметь льготы для привлечения иностранных инвестиций и хорошее экономико-географическое положение. Кроме того, все ныне действующие зоны и регионы, претендующие на такой статус, располагаются на очень больших территориях (в пределах республики, области, города-гиганта). Однако зарубежный опыт показывает, что на обустройство одного кв. километра экспортопроизводящей зоны требуется около 40-45 млн. долларов США, а в виде вложений в организацию таможенно-торговой деятельности — 10-15 млн. долларов. В России такие зоны, как свободные экономические в Читинской области или Алтайском крае, занимают территорию, равную 432 тыс. кв. км и 262 тыс. кв. км соответственно, и поэтому по-настоящему их обустроить довольно сложно.

Для усиления государственного контроля над особыми экономическими зонами, для экономии финансовых ресурсов, необходимых для их обустройства,  Федеральный закон от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»6 устанавливает, что промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров. Необходимо сказать, что развитие законодательства о свободных (особых) экономических зонах  шло по неудобному пути: для каждой создаваемой зоны принимался «свой» закон или иной нормативный правовой акт. При этом акты принимались как на федеральном, так и на уровне субъекта Российской Федерации. Это не могло не привести к появлению коллизий. Кроме того, отсутствие федерального закона об особых экономических зонах свидетельствовало о том, что государственная политика по данному вопросу оставалась несформированной, что отрицательно влияло на состояние инвестиционного климата в России и, несомненно, сдерживало приток иностранных капиталовложений, в которых так нуждалась и продолжает нуждаться отечественная экономика.

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» — основополагающий акт законодательства России об особых экономических зонах. В соответствии с ним могут приниматься иные законодательные и подзаконные акты, регулирующие рассматриваемые отношения. Одновременно с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» был принят Федеральный закон от 22 июля 2005 г., внесший изменения в некоторые законодательные акты в связи с началом формирования российского законодательства об особых экономических зонах. В нем перечислены основные законодательные акты, регламентирующие отношения в связи с деятельностью особых экономических зон и подлежащие корректировке в связи с принятием Закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Среди корректируемых актов — Таможенный и Налоговый кодексы, Федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» и «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и др.

Вследствие развития законодательства в особых экономических зонах, в настоящее время существует насущная необходимость административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, а также гармонизации национального законодательства, определяющего режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, и норм международного права, регламентирующих общественные отношения в особых экономических зонах.

В настоящее время есть две основные точки зрения на регулирование государством предпринимательской деятельности. Противники административно-правового регулирования предпринимательской деятельности аргументируют свою позицию тем, что создается почва для коррупции,  вымогательства взяток чиновниками. Небывалая коррумпированность государственного аппарата, действительно, представляет собой проблему, возникшую за последнее десятилетие. Но нельзя разрешить эту проблему путем отказа от выполнения необходимых государственных функций (контроль, лицензирование, техническое регулирование и др.)7.

О необходимости административно-правового регулирования предпринимательской деятельности мы уже частично говорили. Рассмотрим теперь этот вопрос более подробно применительно к осуществлению предпринимательской деятельности в особых экономических зонах. Прежде определим, что понимается под особой экономической зоной. В международно-правовых актах «свободная экономическая зона определяется как часть территории государства, где любые ввезенные товары обычно рассматриваются в том, что касается импортных пошлин и налогов, как находящиеся вне пределов таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного контроля». Данное определение было сформулировано в Киотской конвенции от 18 мая 1973 г. Киотская конвенция  установила режим коммерческой и промышленной зоны. Под коммерческой свободной зоной понимается зона, куда товары допускаются для последующей продажи, их переработка или использование в производстве обычно запрещены. Промышленная зона подразумевает, что товары, допущенные к ввозу, могут быть подвергнуты разрешенным операциям по переработке8.  Одним из первых государств, которое образовало на своей территории свободную (особую) экономическую зону с целью активизации внешней торговой деятельности путем использования механизмов снижения таможенных издержек, были США (1934)9.              

В Федеральном законе от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»10 особая экономическая зона определяется как часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

На территории Российской Федерации могут создаваться промышленно-производственные и технико-внедренческие особые экономические зоны.

Определение, данное в законе, не включает в себя всех сущностных признаков особой экономической зоны, поэтому обратимся к анализу определений особой экономической зоны (свободной экономической зоны), которые содержатся в научной литературе. Но перед этим отметим иные определения  особой экономической зоны, которые содержатся в действующем законодательстве.   

Согласно Федеральному закону от  22 января 1996 г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области»11, особая экономическая зона в Калининградской области создается в пределах всей территории этой области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации, — военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 1). Согласно Федеральному закону от 31 мая 1999 г. «Об особой экономической зоне в Магаданской области»12, особая экономическая зона — территория, которая расположена в административных границах города Магадана и на которой в соответствии с Федеральным законом устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности (ст. 3).

Проблематика особых экономических зон была предметом обсуждения на страницах экономической, финансовой и правовой литературы13, кроме того, данная проблема была предметом различного рода научно-практических конференций14. Исследование научной  литературы позволяет выявить разные взгляды на статус особых экономических зон. В научной литературе нет устоявшегося определения   особой экономической зоны, что обусловлено многообразием особых экономических зон, целей их создания, а также их постоянной трансформацией и модификацией в процессе их исторического развития15.        

Так, М.М. Богуславский отмечает, что «свободная экономическая зона — неотъемлемая часть государственной территории. Любая свободная экономическая зона независимо от места ее расположения и цели создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет государства при этом не затрагивается… Свободная экономическая зона — хозяйственное, а не политическое образование»16.  С.В. Дерюгина отмечает, что «свободная экономическая зона является частью суверенной территории принимающей страны. Свободная экономическая зона находится под национальной юрисдикцией этого государства, которое на этих территориях вводит льготный таможенный, налоговый, валютный, трудовой, арендный режимы, кроме этого, на данной территории создаются привлекательные условия для инвестирования иностранного капитала»17. Как следует из анализа законодательства об особых экономических зонах, особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации, в особой экономической зоне устанавливается особый, льготный по сравнению с общим, режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной.

Особая экономическая зона ассоциируется с частью территории государства. По мнению С.Н. Бабурина, «территория объективно представляет собой пространственные пределы осуществления государственной власти»18. Б.М. Клименко указывает, что «государственная территория — это принадлежащая данному государству и находящаяся под исключительной его властью часть земного пространства над сушей и водами»19. Следует отметить, что конституции некоторых государств употребляет термин «территория» применительно к своему внутреннему административно-территориальному устройству. Так, в соответствии со статьей 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Аналогичное предписание содержится и в конституциях других стран20.

Термин «территория», кроме значения государственной территории, имеет и смысл естественной географической среды, в которой существует данное человеческое общество21. В.Г. Вишняков говорит о том, что, помимо этих двух смыслов, территорию можно рассматривать как объект хозяйствования, базис и условие хозяйственной деятельности22. Понятие «территория» уже закреплено во многих законодательных и подзаконных актах, содержание которых обстоятельно проанализировано Н.Н. Поповой, в связи с чем в настоящей статье нет смысла обращаться к данному анализу23.  Зона (от греч.zone — пояс) — полоса, пространство между какими-либо границами; территория, участок чего-либо, характеризующийся определенными признаками24.

Таким образом, особая экономическая зона — это специальная территория государства с особым правовым режимом. Как отмечает Н.Н. Попова, «к особым территориям следует отнести определенные участки местности, для которых законодательством Российской Федерации установлен специальный режим хозяйственной, градостроительной деятельности, природопользования, охраны этих территорий либо деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны и безопасности государства. Иными словами, на особых территориях устанавливается отличный от обычного административно-правовой режим»25. Режимная концепция особой экономической зоны отождествляется с определенными льготами и преференциями для субъектов предпринимательской деятельности.

В заключение отметим, что особая экономическая зона — это часть территории Российской Федерации с точно определенной границей и специальным режимом предпринимательской деятельности, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской деятельности (отдельных видов предпринимательской деятельности). Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах существует во всех странах мира. При этом формы и методы государственного воздействия на экономику и субъектов предпринимательства достаточно разнообразны и зависят от исторических традиций страны, условий развития экономики, национального характера народа26.

Изучение действующего законодательства, регламентирующего общественные отношения в особых экономических зонах, а также научной литературы позволяет сделать вывод о том, что административно-правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах включает льготный режим таможенного регулирования экспортно-импортных операций,  налогообложения,  лицензирования, визового оформления,  банковской деятельности, имущественных и залоговых отношений, предоставления концессий,  трудового и социального законодательства,  особый порядок управления особой экономической зоной27.               

Специальный правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах устанавливается в целях создания благоприятных условий для инвестиций и развития экономики отдельных регионов, внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий,  содействия международной интеграции и сотрудничеству и т.д.

Несмотря на положительные аспекты функционирования особых экономических зон, имеются и негативные моменты в механизме их работы. Так, лояльный административно-правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах нередко использовался в качестве «канала перекачки» стратегического сырья, дефицитных ресурсов и валюты из России за границу. Согласно экспертным оценкам, из 2 млрд. долларов США, ежемесячно нелегально вывозившихся из России, наибольшая часть проходила через свободные экономические зоны28. Как отмечает П.Н. Зубов, негативные последствия от создания свободных экономических зон могут состоять в усилении диспропорций территориального развития страны, оживлении теневой экономики, оттоке ресурсов из других регионов, в иных злоупотреблениях статусом свободной экономической зоны29.     

Кроме особых экономических зон, существуют зоны экономического благоприятствования и свободного предпринимательства, определяемые нормативными правовыми актами Российской Федерации. Особенности регулирования предпринимательской деятельности зависят от ее видов: чаще государство вмешивается в деятельность, связанную с возникновением опасности для граждан или государства.

В современный период целесообразно уделять более пристальное внимание совершенствованию методов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, не уходить от системы государственного контроля (надзора) над деятельностью предпринимателей, учитывать особенности, связанные с режимом функционирования особых экономических зон, сферу предпринимательской деятельности и позитивный опыт зарубежных государств.

1 См.: Закон Казахской ССР «О свободных экономических зонах в Казахской ССР» // Советский журнал международного права. 1991. № 2. С. 23.

2 Федеральный закон от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 30 (2 ч.). Ст. 3127;  Федеральный закон от 31 мая 1999 г. «Об особой экономической зоне в Магаданской области» // СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2807. Федеральный закон от  22 января 1996 г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области» // СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 224 и др.    

3 Постановление Совета Министров РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находки (СЭЗ «Находка») Приморского края»; Постановление Совета Министров РСФСР от 11 июня 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию зоны свободного предпринимательства г. Ленинграда (ЛЗСП)»; Постановление Совета Министров РСФСР от 7 июня 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в Еврейской автономной области»; Постановление Совета Министров РСФСР от 7 июня 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайского края (СЭЗ «Алтай»)»; Постановление Совета Министров РСФСР от 26 июня 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны «Сахалин» (СЭЗ «Сахалин»)»; Постановление Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г.  «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинской областях»; Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1033 «О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны Находка» и др.

4 Соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994 г. «О создании зоны свободной торговли» // Бюллетень международных договоров. 1994. № 9.

5 См.: Богуславский М.М. О правовом статусе свободных экономических зон в СССР // Советское государство и право. 1989. № 12. С. 12.

6 СЗ РФ. 2005. № 30 (2 ч.). Ст. 3127.   

7 См.: Проява С.М. Экономизация коррупции. М.,  2005. С. 12; Радаев В.В. Коррупция и формирование российских рынков: отношения чиновников и предпринимателей // Мир России. 1998. № 3. С. 57; Папава В. Об экономике коррупции в посткоммунистических странах // Общество и экономика. 2001. № 9. С. 105.

8 Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.) // Право и экономика. 1995. № 8. С. 127.

9 См.: Семенов Г.В. Развитие свободных экономических и оффшорных зон // Российский экономический журнал. 1995. № 11. С. 36.  

10 СЗ РФ. 2005. № 30 (2 ч.). Ст. 3127.

11 СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 224.

12 СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2807.

13 См.: Шумилов В.М. Международное финансовое право. М., 2005; Ушаков Д.Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. М., 2002; Платонова Н.Л. Правовые проблемы и перспективы создания свободных экономических зон на территории Российской Федерации // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. М., 2002. С. 134; Наумов Л.Е. Свобода судоходства рыболовных судов в экономических и рыболовных зонах // Советский ежегодник международного права. М., 1982; Мельников Р.А. Свободные экономические зоны: понятие и признаки // Актуальные проблемы российского и зарубежного права. М., 2002; Митрофанова Э.В. Некоторые вопросы развития свободных экономических зон и морских портов в странах Восточной Европы // Советский ежегодник морского права. М., 1991; Кущенко В.В. Особые режимы внешнеэкономической деятельности: право и практика. М., 2004, и др.

14 См.: Калининградская область — особая экономическая зона // Российская газета. 2005. 29 сентября; Зоны особого подчинения // Российская газета. 2005. 14 декабря.  

15 См.: Дерюгина С.В. Правовые аспекты понятия «свободная экономическая зона» // Государство и право. 1997. № 5. С. 115.

16 См.: Богуславский М.М. Указ. соч.  С. 18.

17 См.: Дерюгина С.В. Правовые аспекты понятия «свободная экономическая зона» // Государство и право. 1997. № 5. С. 116.

18 См.: Бабурин С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство // Государство и право. — 1996. № 11. С. 3.   

19 См.: Клименко Б.М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. М., 1974. С. 160.

20 См.: Конституции зарубежных государств. М., 2001.

21 См.: Курс международного права. М., 1967. С. 58; Территория и общество / Гл. ред. М.Д. Шарыгин; — Пермь, 1992. — С. 116; Сергеевич В.И. Территория и население. СПб., 1909. С. 32.

22 См.: Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. № 1. С. 23.

23 См.: Попова Н.Н. Административно-правовые режимы особых территорий в Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2004. — С. 15.

24  См.: Большой энциклопедический словарь. — М., 1988. — С. 427.

25 См.: Попова Н.Н. Указ. соч. С. 24.

26 См.: Лаптев В.В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие.  М., 2002. С. 21; Смородинская Н., Белова Г., Богачева О. Свободные экономические зоны: уроки мировой практики. М., 1993; Гуцериев М.С. Свободные экономические зоны (опыт, проблемы, перспективы). М., 1997.

27 См.: Гомин А.П., Городилов А.А., Каргополов С.Г. XXI век: Свободная зона и особый статус. — Калининград, 2001.  — С. 9.

28 См.: Викторов И. Свободные экономические и оффшорные зоны // Законность. 2000. № 11. С. 10.  

29 См.: Зубов П.Н. Административно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в условиях свободных экономических зон: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — М., 1995. — С. 13.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45873. Основные понятия заготовок 36 KB
  Прогрессивные заготовки должны отвечать след.Формы и размеры заготовки должны быть так приближены формы и размерам детали. Технологический процесс получения заготовок заключается в последовательном изменении формы размеров шероховатости поверхности а также свойств исходной заготовки и её материала. процесса получения заготовки.
45874. Виды механической обработки материалов резанием 77.21 KB
  Виды обработки резанием Согласно действующему в нашей стране стандарту ГОСТ 25761 83 все виды механической обработки металлов и материалов резанием подразделяются на лезвийную и абразивную обработку. К лезвийной обработке относятся все виды обработки резанием которые осуществляются лезвийным инструментом: точение растачивание долбление сверление зенкерование развертывание фрезерование протягивание. Фрезерование применяют для обработки плоскостей пазов с прямолинейным и винтовым направлением шлицев тел вращения разрезки...
45875. Тепловые явления при резании. Баланс теплоты при резании металлов. Температура резания 860.6 KB
  Температура резания. Исследования процессов теплообразования при резании позволили определить направление и интенсивность тепловых потоков градиенты температур в контактных областях и характеристики температурного поля в зоне резания деталью и окружающей средой а также получить качественное и количественное представление о тепловом балансе при резании различных материалов. Ребиндера установлено что более 995 работы резания переходит в тепло. Температура резания.
45876. Качество обрабатываемой поверхности и поверхностного слоя детали 61.08 KB
  Качество обрабатываемой поверхности и поверхностного слоя детали. Качество детали можно определить геометрическими и физикомеханическими характеристиками её поверхности и поверхностного слоя. Показатели качества детали: геометрические характеристики шероховатость волнистость отклонение формы; физикомеханические характеристики микротвёрдость остаточное напряжение структура. Упрочнение поверхностного слоя: при обработке детали под действием сил резания поверхностный слой металла испытывает упругопластическое деформирование.
45877. Изнашивание режущего инструмента в процессе резания. Критерии и кривые износа 168.52 KB
  Изнашивание режущего инструмента в процессе резания. В процессе работы инструмента в результате высокого контактного давления высокой температуры в зоне резания и большой относительной скорости перемещения происходит износ лезвий инструмента. Различают следующие виды износа: 1 Износ по задней поверхности инструмента. 2 Износ по передней поверхности инструмента.
45878. Критерии оптимизации режима резания при точении. Выбор инструментального материала для резцов 108.19 KB
  Критерии оптимизации режима резания при точении. Основной целью оптимизации является установление таких числовых значений элементов режима резания глубины резания подачи и скорости которые позволяют наиболее производительно с наименьшими затратами осуществлять механическую обработку детали и надежно обеспечить заданное качество обработки. Определить глубину резанияt: t = Dd 2 мм. При черновой обработке необходимо стремиться работать с максимально возможной в данных условиях глубиной резания равной всему припуску или большей части...
45879. Смазочно-охлаждающие технологические среды: назначение, требования, состав, методы отчистки и способы подачи 17.26 KB
  Способы подачи СОЖ: Полить струей жидкости на переднюю поверхность или через насадку с отверстием со стороны задней поверхности. Высоконапорная подача 152 МПа расход СОЖ уменьшается примерно в 20 раз. Функциональные свойства 1Под смазочным действием понимают способность СОЖ образовывать на контактных поверхностях инструмента на стружке и детали прочные пленки полностью или частично предотвращающие соприкосновение передней поверхности со стружкой и задних поверхностей с поверхностью резания. 2Охлаждающее дейстте СОЖ заключается в...
45880. Ультразвуковое резание. Резание с нагревом заготовки 15.43 KB
  Функции: непрерывно падают абразив в рабочий зазор и выносят оттуда частицы снятого металла; охлаждают инструмент в зоне резания. Механическая обработка с ультразвуковыми колебаниями является разновидностью резания с вибрациями. Позволяет ликвидировать нарост уменьшить объем зоны опережающей деформации и усадки стружки уменьшить силу резания. В отношении стойкости инструмента удовлетворяют результаты полученные только для быстрорежущего инструмента на низких режимах резания.
45881. Виды инструментальных материалов и ихприменяемость 16.07 KB
  Инструментальные стали. Стали применяют достаточно широко для изготовления корпусной и крепежноприсоединителыюй частей режущих инструментов а во многих случаях и их режущей части. Если инструмент работает при низких скоростях резания и не нагревается свыше 200220 С то его можно изготовлять из углеродистой инструментальной стали марок У7А У8А У10А У13А и др. Однако и в этом случае ввиду высокой критической скорости закалки эти стали прокаливаются на небольшую глубину и сердцевина инструмента остается вязкой.