67885

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Свободные экономические зоны на территории Российской Федерации начали создаваться в конце 80х годов XX в. Они рассматривались как вспомогательный институт государственной экономической политики и как способ стимулирования межгосударственных экономических отношений.

Русский

2014-09-15

72 KB

3 чел.

Д. АРУТЮНОВ,

соискатель Московского университета МВД России

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

Свободные экономические зоны на территории Российской Федерации начали создаваться в конце 80-х годов XX в. Они рассматривались как вспомогательный  институт государственной экономической политики и как способ стимулирования межгосударственных экономических отношений. Один из первых  законодательных актов, определявших режим свободной экономической зоны, был принят в Казахстане1.          

В настоящее время в России функционирование особых экономических зон  регулируется общими2 и специальными нормативными правовыми актами3, а также нормами международного права4. Как отмечает М.М. Богуславский, «правовое регулирование предполагается осуществлять на двух уровнях — на уровне  внутреннего законодательства и на уровне международных договоров. Эти уровни взаимосвязаны»5.

Согласно международным стандартам, свободная экономическая зона  должна отвечать двум основным требованиям: иметь льготы для привлечения иностранных инвестиций и хорошее экономико-географическое положение. Кроме того, все ныне действующие зоны и регионы, претендующие на такой статус, располагаются на очень больших территориях (в пределах республики, области, города-гиганта). Однако зарубежный опыт показывает, что на обустройство одного кв. километра экспортопроизводящей зоны требуется около 40-45 млн. долларов США, а в виде вложений в организацию таможенно-торговой деятельности — 10-15 млн. долларов. В России такие зоны, как свободные экономические в Читинской области или Алтайском крае, занимают территорию, равную 432 тыс. кв. км и 262 тыс. кв. км соответственно, и поэтому по-настоящему их обустроить довольно сложно.

Для усиления государственного контроля над особыми экономическими зонами, для экономии финансовых ресурсов, необходимых для их обустройства,  Федеральный закон от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»6 устанавливает, что промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров. Необходимо сказать, что развитие законодательства о свободных (особых) экономических зонах  шло по неудобному пути: для каждой создаваемой зоны принимался «свой» закон или иной нормативный правовой акт. При этом акты принимались как на федеральном, так и на уровне субъекта Российской Федерации. Это не могло не привести к появлению коллизий. Кроме того, отсутствие федерального закона об особых экономических зонах свидетельствовало о том, что государственная политика по данному вопросу оставалась несформированной, что отрицательно влияло на состояние инвестиционного климата в России и, несомненно, сдерживало приток иностранных капиталовложений, в которых так нуждалась и продолжает нуждаться отечественная экономика.

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» — основополагающий акт законодательства России об особых экономических зонах. В соответствии с ним могут приниматься иные законодательные и подзаконные акты, регулирующие рассматриваемые отношения. Одновременно с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» был принят Федеральный закон от 22 июля 2005 г., внесший изменения в некоторые законодательные акты в связи с началом формирования российского законодательства об особых экономических зонах. В нем перечислены основные законодательные акты, регламентирующие отношения в связи с деятельностью особых экономических зон и подлежащие корректировке в связи с принятием Закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Среди корректируемых актов — Таможенный и Налоговый кодексы, Федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» и «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и др.

Вследствие развития законодательства в особых экономических зонах, в настоящее время существует насущная необходимость административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, а также гармонизации национального законодательства, определяющего режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, и норм международного права, регламентирующих общественные отношения в особых экономических зонах.

В настоящее время есть две основные точки зрения на регулирование государством предпринимательской деятельности. Противники административно-правового регулирования предпринимательской деятельности аргументируют свою позицию тем, что создается почва для коррупции,  вымогательства взяток чиновниками. Небывалая коррумпированность государственного аппарата, действительно, представляет собой проблему, возникшую за последнее десятилетие. Но нельзя разрешить эту проблему путем отказа от выполнения необходимых государственных функций (контроль, лицензирование, техническое регулирование и др.)7.

О необходимости административно-правового регулирования предпринимательской деятельности мы уже частично говорили. Рассмотрим теперь этот вопрос более подробно применительно к осуществлению предпринимательской деятельности в особых экономических зонах. Прежде определим, что понимается под особой экономической зоной. В международно-правовых актах «свободная экономическая зона определяется как часть территории государства, где любые ввезенные товары обычно рассматриваются в том, что касается импортных пошлин и налогов, как находящиеся вне пределов таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного контроля». Данное определение было сформулировано в Киотской конвенции от 18 мая 1973 г. Киотская конвенция  установила режим коммерческой и промышленной зоны. Под коммерческой свободной зоной понимается зона, куда товары допускаются для последующей продажи, их переработка или использование в производстве обычно запрещены. Промышленная зона подразумевает, что товары, допущенные к ввозу, могут быть подвергнуты разрешенным операциям по переработке8.  Одним из первых государств, которое образовало на своей территории свободную (особую) экономическую зону с целью активизации внешней торговой деятельности путем использования механизмов снижения таможенных издержек, были США (1934)9.              

В Федеральном законе от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»10 особая экономическая зона определяется как часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

На территории Российской Федерации могут создаваться промышленно-производственные и технико-внедренческие особые экономические зоны.

Определение, данное в законе, не включает в себя всех сущностных признаков особой экономической зоны, поэтому обратимся к анализу определений особой экономической зоны (свободной экономической зоны), которые содержатся в научной литературе. Но перед этим отметим иные определения  особой экономической зоны, которые содержатся в действующем законодательстве.   

Согласно Федеральному закону от  22 января 1996 г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области»11, особая экономическая зона в Калининградской области создается в пределах всей территории этой области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации, — военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 1). Согласно Федеральному закону от 31 мая 1999 г. «Об особой экономической зоне в Магаданской области»12, особая экономическая зона — территория, которая расположена в административных границах города Магадана и на которой в соответствии с Федеральным законом устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности (ст. 3).

Проблематика особых экономических зон была предметом обсуждения на страницах экономической, финансовой и правовой литературы13, кроме того, данная проблема была предметом различного рода научно-практических конференций14. Исследование научной  литературы позволяет выявить разные взгляды на статус особых экономических зон. В научной литературе нет устоявшегося определения   особой экономической зоны, что обусловлено многообразием особых экономических зон, целей их создания, а также их постоянной трансформацией и модификацией в процессе их исторического развития15.        

Так, М.М. Богуславский отмечает, что «свободная экономическая зона — неотъемлемая часть государственной территории. Любая свободная экономическая зона независимо от места ее расположения и цели создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет государства при этом не затрагивается… Свободная экономическая зона — хозяйственное, а не политическое образование»16.  С.В. Дерюгина отмечает, что «свободная экономическая зона является частью суверенной территории принимающей страны. Свободная экономическая зона находится под национальной юрисдикцией этого государства, которое на этих территориях вводит льготный таможенный, налоговый, валютный, трудовой, арендный режимы, кроме этого, на данной территории создаются привлекательные условия для инвестирования иностранного капитала»17. Как следует из анализа законодательства об особых экономических зонах, особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации, в особой экономической зоне устанавливается особый, льготный по сравнению с общим, режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной.

Особая экономическая зона ассоциируется с частью территории государства. По мнению С.Н. Бабурина, «территория объективно представляет собой пространственные пределы осуществления государственной власти»18. Б.М. Клименко указывает, что «государственная территория — это принадлежащая данному государству и находящаяся под исключительной его властью часть земного пространства над сушей и водами»19. Следует отметить, что конституции некоторых государств употребляет термин «территория» применительно к своему внутреннему административно-территориальному устройству. Так, в соответствии со статьей 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Аналогичное предписание содержится и в конституциях других стран20.

Термин «территория», кроме значения государственной территории, имеет и смысл естественной географической среды, в которой существует данное человеческое общество21. В.Г. Вишняков говорит о том, что, помимо этих двух смыслов, территорию можно рассматривать как объект хозяйствования, базис и условие хозяйственной деятельности22. Понятие «территория» уже закреплено во многих законодательных и подзаконных актах, содержание которых обстоятельно проанализировано Н.Н. Поповой, в связи с чем в настоящей статье нет смысла обращаться к данному анализу23.  Зона (от греч.zone — пояс) — полоса, пространство между какими-либо границами; территория, участок чего-либо, характеризующийся определенными признаками24.

Таким образом, особая экономическая зона — это специальная территория государства с особым правовым режимом. Как отмечает Н.Н. Попова, «к особым территориям следует отнести определенные участки местности, для которых законодательством Российской Федерации установлен специальный режим хозяйственной, градостроительной деятельности, природопользования, охраны этих территорий либо деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны и безопасности государства. Иными словами, на особых территориях устанавливается отличный от обычного административно-правовой режим»25. Режимная концепция особой экономической зоны отождествляется с определенными льготами и преференциями для субъектов предпринимательской деятельности.

В заключение отметим, что особая экономическая зона — это часть территории Российской Федерации с точно определенной границей и специальным режимом предпринимательской деятельности, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской деятельности (отдельных видов предпринимательской деятельности). Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах существует во всех странах мира. При этом формы и методы государственного воздействия на экономику и субъектов предпринимательства достаточно разнообразны и зависят от исторических традиций страны, условий развития экономики, национального характера народа26.

Изучение действующего законодательства, регламентирующего общественные отношения в особых экономических зонах, а также научной литературы позволяет сделать вывод о том, что административно-правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах включает льготный режим таможенного регулирования экспортно-импортных операций,  налогообложения,  лицензирования, визового оформления,  банковской деятельности, имущественных и залоговых отношений, предоставления концессий,  трудового и социального законодательства,  особый порядок управления особой экономической зоной27.               

Специальный правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах устанавливается в целях создания благоприятных условий для инвестиций и развития экономики отдельных регионов, внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий,  содействия международной интеграции и сотрудничеству и т.д.

Несмотря на положительные аспекты функционирования особых экономических зон, имеются и негативные моменты в механизме их работы. Так, лояльный административно-правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах нередко использовался в качестве «канала перекачки» стратегического сырья, дефицитных ресурсов и валюты из России за границу. Согласно экспертным оценкам, из 2 млрд. долларов США, ежемесячно нелегально вывозившихся из России, наибольшая часть проходила через свободные экономические зоны28. Как отмечает П.Н. Зубов, негативные последствия от создания свободных экономических зон могут состоять в усилении диспропорций территориального развития страны, оживлении теневой экономики, оттоке ресурсов из других регионов, в иных злоупотреблениях статусом свободной экономической зоны29.     

Кроме особых экономических зон, существуют зоны экономического благоприятствования и свободного предпринимательства, определяемые нормативными правовыми актами Российской Федерации. Особенности регулирования предпринимательской деятельности зависят от ее видов: чаще государство вмешивается в деятельность, связанную с возникновением опасности для граждан или государства.

В современный период целесообразно уделять более пристальное внимание совершенствованию методов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, не уходить от системы государственного контроля (надзора) над деятельностью предпринимателей, учитывать особенности, связанные с режимом функционирования особых экономических зон, сферу предпринимательской деятельности и позитивный опыт зарубежных государств.

1 См.: Закон Казахской ССР «О свободных экономических зонах в Казахской ССР» // Советский журнал международного права. 1991. № 2. С. 23.

2 Федеральный закон от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 30 (2 ч.). Ст. 3127;  Федеральный закон от 31 мая 1999 г. «Об особой экономической зоне в Магаданской области» // СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2807. Федеральный закон от  22 января 1996 г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области» // СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 224 и др.    

3 Постановление Совета Министров РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находки (СЭЗ «Находка») Приморского края»; Постановление Совета Министров РСФСР от 11 июня 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию зоны свободного предпринимательства г. Ленинграда (ЛЗСП)»; Постановление Совета Министров РСФСР от 7 июня 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в Еврейской автономной области»; Постановление Совета Министров РСФСР от 7 июня 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайского края (СЭЗ «Алтай»)»; Постановление Совета Министров РСФСР от 26 июня 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны «Сахалин» (СЭЗ «Сахалин»)»; Постановление Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г.  «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинской областях»; Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1033 «О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны Находка» и др.

4 Соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994 г. «О создании зоны свободной торговли» // Бюллетень международных договоров. 1994. № 9.

5 См.: Богуславский М.М. О правовом статусе свободных экономических зон в СССР // Советское государство и право. 1989. № 12. С. 12.

6 СЗ РФ. 2005. № 30 (2 ч.). Ст. 3127.   

7 См.: Проява С.М. Экономизация коррупции. М.,  2005. С. 12; Радаев В.В. Коррупция и формирование российских рынков: отношения чиновников и предпринимателей // Мир России. 1998. № 3. С. 57; Папава В. Об экономике коррупции в посткоммунистических странах // Общество и экономика. 2001. № 9. С. 105.

8 Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.) // Право и экономика. 1995. № 8. С. 127.

9 См.: Семенов Г.В. Развитие свободных экономических и оффшорных зон // Российский экономический журнал. 1995. № 11. С. 36.  

10 СЗ РФ. 2005. № 30 (2 ч.). Ст. 3127.

11 СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 224.

12 СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2807.

13 См.: Шумилов В.М. Международное финансовое право. М., 2005; Ушаков Д.Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. М., 2002; Платонова Н.Л. Правовые проблемы и перспективы создания свободных экономических зон на территории Российской Федерации // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. М., 2002. С. 134; Наумов Л.Е. Свобода судоходства рыболовных судов в экономических и рыболовных зонах // Советский ежегодник международного права. М., 1982; Мельников Р.А. Свободные экономические зоны: понятие и признаки // Актуальные проблемы российского и зарубежного права. М., 2002; Митрофанова Э.В. Некоторые вопросы развития свободных экономических зон и морских портов в странах Восточной Европы // Советский ежегодник морского права. М., 1991; Кущенко В.В. Особые режимы внешнеэкономической деятельности: право и практика. М., 2004, и др.

14 См.: Калининградская область — особая экономическая зона // Российская газета. 2005. 29 сентября; Зоны особого подчинения // Российская газета. 2005. 14 декабря.  

15 См.: Дерюгина С.В. Правовые аспекты понятия «свободная экономическая зона» // Государство и право. 1997. № 5. С. 115.

16 См.: Богуславский М.М. Указ. соч.  С. 18.

17 См.: Дерюгина С.В. Правовые аспекты понятия «свободная экономическая зона» // Государство и право. 1997. № 5. С. 116.

18 См.: Бабурин С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство // Государство и право. — 1996. № 11. С. 3.   

19 См.: Клименко Б.М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. М., 1974. С. 160.

20 См.: Конституции зарубежных государств. М., 2001.

21 См.: Курс международного права. М., 1967. С. 58; Территория и общество / Гл. ред. М.Д. Шарыгин; — Пермь, 1992. — С. 116; Сергеевич В.И. Территория и население. СПб., 1909. С. 32.

22 См.: Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. № 1. С. 23.

23 См.: Попова Н.Н. Административно-правовые режимы особых территорий в Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2004. — С. 15.

24  См.: Большой энциклопедический словарь. — М., 1988. — С. 427.

25 См.: Попова Н.Н. Указ. соч. С. 24.

26 См.: Лаптев В.В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие.  М., 2002. С. 21; Смородинская Н., Белова Г., Богачева О. Свободные экономические зоны: уроки мировой практики. М., 1993; Гуцериев М.С. Свободные экономические зоны (опыт, проблемы, перспективы). М., 1997.

27 См.: Гомин А.П., Городилов А.А., Каргополов С.Г. XXI век: Свободная зона и особый статус. — Калининград, 2001.  — С. 9.

28 См.: Викторов И. Свободные экономические и оффшорные зоны // Законность. 2000. № 11. С. 10.  

29 См.: Зубов П.Н. Административно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в условиях свободных экономических зон: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — М., 1995. — С. 13.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33044. Министерство финансов РФ: цели и задачи деятельности 45 KB
  К основным задачам Министерства финансов РФ относятся: совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой бюджетной налоговой и валютной политики в РФ; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социальноэкономического развития; разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; разработка программ государственных...
33045. Финансовая политика: понятие , задачи, содержание, структура. Взаимосвязь финансовой политики и социально-экономической политики государства. Содержание и особенности финансовой политики в 2013 г 35.88 KB
  Взаимосвязь финансовой политики и социальноэкономической политики государства. Содержание и особенности финансовой политики в 2013 г. Задачи финансовой политики: обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; рациональное распределение и использование финансовых ресурсов; организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; создание эффективной системы управления финансами. В разработке финансовой политики участвуют законодательные Гос.
33046. Сущность финансового планирования и прогнозирования. Современные подходы и методы финансового планирования при разработке среднесрочных финансовых планов 33 KB
  Сущность финансового планирования и прогнозирования. Современные подходы и методы финансового планирования при разработке среднесрочных финансовых планов. Назначение и сущность финансового планирования заключается в определении общих направлений деятельности предприятия главных целей и основных способов их достижения предприятием. Конечным результатом финансового планирования является составление финансового плана.
33047. Финансовый контроль: понятие, цели, субъектный состав, формы, методы 38.5 KB
  Финансовый контроль: понятие цели субъектный состав формы методы. Финансовый контроль как и планирование является важнейшим показателем управления финансами. Государственный финансовый контроль вневедомственный ведомственный 2. Негосударственный финансовый контроль.
33048. Государственный финансовый контроль: Понятие, принципы, органы управления 40 KB
  Государственный финансовый контроль это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению предупреждению и пресечению: ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами капиталами а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности влекущих прямой или косвенный финансовый и или материальный ущерб государству; несоблюдения финансовохозяйственного в том...
33049. Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации) 28.5 KB
  Государственные финансы: понятие структура федеральные финансы финансы субъектов федерации. Государственные финансы являются составной частью общей финансовой систем и являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Государственные финансы представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы. Государственные финансы – это система денежных...
33050. Політична свідомість, правова та моральна свідомість 13.02 KB
  Це – політична свідомість правова моральна релігійна естетична наукова свідомість тощо. Політична свідомість відображає суспільне буття найбільш безпосереднім і глибоким способом. Політична свідомість включає в себе ідеологічну і психологічну сторони. Важливу роль у регулюванні відносин між людьми відіграє правосвідомість.
33051. Характеристика свідомості 12.55 KB
  Активність свідомості проявляється в тому що людина відображає зовнішній світ цілеспрямовано вибірково. Дійсність відтворюється в свідомості людини не в дзеркальномертвому а в творчо перетвореному вигляді. Отже під активністю свідомості мається на увазі її вибірковість і цілеспрямованість яка виявляється у формуванні нових ідей в актах продуктивного уявлення в управлінні практичною діяльністю. Творчий характер свідомості в практичній діяльності людини виявляється в тому що поперше завдяки свідомості людина пізнає закони об'єктивної...
33052. Принципи діалектичного осмислення буття 14.4 KB
  Принцип об´єктивностіпоходить з атрибутивності відображення і вторинності свідомості як вищої форми відображення. Принцип об´єктивності доповнюється іншими принципами що забезпечують адекватність відображення. Цей принцип спрямовує мислення на перехід від явищ до їх сутності до пізнання закономірностей а також необхідних суттєвих зв´язків предмета що розглядається з оточуючими його предметами і процесами. Принцип історизмупотребує поперше якісної абосутнісної ретроспективизнання сутності; подругепередумовного розглядурозгляду...