67886

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Научная статья

Политология и государственное регулирование

В настоящее время началась реализация новой Концепции развития таможенных органов Российской Федерации на 2006-2010 гг. Данная концепция является основой разработки программ и планов развития таможенных органов Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Русский

2014-09-15

73 KB

1 чел.

Ю. АЗАРОВ,

соискатель

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК

РАЗРЕШЕНИЯ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В настоящее время началась реализация новой Концепции развития таможенных органов Российской Федерации на 2006—2010 гг. Данная концепция является основой разработки программ и планов развития таможенных органов  Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Следует учитывать, что в последнее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешней торговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

В результате проведения административной реформы сформирована новая структура государственных органов, регулирующих внешнеторговую деятельность, что предполагает комплексный подход к межведомственному взаимодействию и обеспечению баланса интересов в области таможенно-тарифных, налоговых мер, запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, а также к отношениям между государственными органами, юридическими лицами и гражданами.

Можно констатировать, что новый Таможенный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу 1 января 2004 года, создал необходимые предпосылки для формирования новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела, и условия для определения приоритетов развития таможенных органов Российской Федерации. Однако остаются нерешенными проблемы, связанные с деятельностью таможенных органов Российской Федерации.

Недостаточно эффективно используется потенциал таможенного администрирования, представляющего собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдение законодательства Российской Федерации и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности1.

Многие нерешенные проблемы вызывают необходимость формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.

Безусловно, приоритет отдельных направлений деятельности таможенных органов может изменяться в соответствии с задачами, которые ставит перед ними государство, а эффективность достижения целей развития таможенных органов может быть оценена по различным показателям, включая уровень контроля соблюдения таможенного законодательства участниками внешнеторговой деятельности.

Поскольку планируется присоединение Российской Федерации к Всемирной Торговой Организации, предполагается Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003 — 1 «О таможенном тарифе» привести в соответствие со статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле. В 2005—2006 годах будет завершена работа по формированию позиций Российской Федерации в вопросе присоединения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973, в редакции Брюссельского протокола, 1999).  Правоприменительная практика, таким образом, будет осуществляться на уровне международных стандартов2.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации и статьей 1 Таможенного кодекса таможенное регулирование в России должно развиваться в направлении гармонизации и унификации с нормами международного права и общепринятой международной практикой. Реализацией данного  положения может стать присоединение России к пересмотренной редакции указанной Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Важно правильно выстроить систему адаптации к общепринятым в международной практике нормам и стандартам в области таможенного дела.

Стандарты в широком, общесоциологическом смысле слова, означают некие модели, образцы поведения или мерило действий субъектов (в данном случае международного общения), которые воплощены, в частности, и в названных выше общих международных договорах по международному таможенному праву3.

Особое место среди них занимает Международная конвенция об упрощении и гармонизации  таможенных процедур от 18 мая 1973 г. (Конвенция Киото), которую вместе с ее многочисленными приложениями можно без преувеличения считать своеобразным кодексом поведения государств в их таможенных отношениях друг с другом4.

В таможенной сфере находят применение несколько видов международных договоров. Международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией составной частью ее правовой системы и выступают в качестве существенного элемента стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами5.

Заключение международных договоров регламентируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации»6, в соответствии с которым под международным договором Российской Федерации понимается международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Для того чтобы определить основные направления совершенствования законодательства, регулирующего порядок удовлетворения жалоб на действия таможенных органов, необходимо проанализировать положения Таможенного кодекса РФ и подзаконных актов применительно к новой редакции Киотской конвенции и рекомендациям к ней.

Одним из основных принципов Киотской конвенции является принцип прозрачности и справедливости при решении всех таможенных вопросов. Данный принцип оказал влияние на формирование положения о том, что все лица, вступающие во взаимоотношения с таможенной службой, должны иметь возможность подавать жалобу по любому вопросу.  Право на обжалование решения или бездействия со стороны таможенных органов — очень важный аспект в современном демократическом обществе. В главе 10 Генерального приложения рассмотрены вопросы права на обжалование, форма и основания обжалования, порядок рассмотрения жалобы. Согласно Конвенции, должен быть предусмотрен порядок, согласно которому заинтересованному лицу по его требованию будут разъяснены причины принятия решения и предоставлено право на обжалование в компетентном органе. Компетентным органом может быть сама таможенная служба, другой административный арбитр или коллегия арбитров, специальный трибунал и, в последней инстанции, судебный орган7.

Важно учесть, что Соглашения ВТО также регулируют вопросы обжалования в таможенной сфере. Так, пункт 3 (6) статьи Х ГАТТ определяет, что каждая договаривающаяся сторона должна иметь или учредить судебные, арбитражные или административные трибуналы или процедуры для быстрого пересмотра и исправления административных мероприятий, касающихся таможенных вопросов. Такие трибуналы или процедуры разбирательства должны быть независимыми от органов, осуществляющих эти мероприятия, и их решения должны выполняться такими органами, а последние должны руководствоваться этими решениями в своей практике8.

По мнению автора, стандартное правило статьи 10.1 о том, что национальное законодательство должно предусматривать право на обжалование по таможенным вопросам, нашло отражение в Таможенном кодексе Российской Федерации и других законодательных актах. Однако следует привести в соответствие с ТК РФ 2003 г. ряд актов в области таможенного дела, которые были приняты ранее, но до сих пор действуют, например, Письмо ГТК РФ № 01 — 06/ 24632 от 29.08.2000 г. «О нарушениях порядка обжалования решений и постановлений, действий или бездействия таможенных органов»9.

Кроме того, представляется, что многие подзаконные акты, которые регулируют процедуру обжалования в таможенные органы, не содержат конкретных положений о ней, а делают ссылки на главу 7 ТК РФ. К таким актам можно отнести Приказ Минэкономразвития РФ № 6 от 25.01.2005 г. «Об утверждении форм решения по жалобе и акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке», Письмо ФТС РФ № 01 — 06/ 10450 от 9.12.2004 г. «О подведомственности жалоб на постановления таможенных органов по статье 16.17 КоАП РФ» и др. В связи с этим необходимо внести в главу 7 ТК РФ более точное описание порядка рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

Важно иметь в виду, что, исходя из функций таможенных органов и основываясь на законодательстве, большинство авторов включают таможенные органы в систему правоохранительных органов. Однако некоторые авторы учебников о правоохранительных органах, не объясняя своей позиции, не относят таможенные органы к числу правоохранительных, что, надо полагать,  не соответствует законодательству и не отражает существа и содержания таможенной деятельности10.

Основные задачи, решаемые таможенными органами, четко и определенно выявляют правоохранительный характер их деятельности: она должна быть направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение субъектов и государственных органов и на соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Положения главы 7 ТК РФ устанавливают порядок обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц, что также является выражением правоохранительной деятельности таможенных органов11.

Как справедливо полагает А.Ф. Ноздрачев, — и в этом автор настоящей статьи с ним солидарен, — в настоящее время таможенные органы не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ. Тем самым федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, лишен управляющей, консолидирующей и организующей роли, специфического характера задач и функций как ведущий государственный орган в реализации таможенной политики Российской Федерации12. Функции принятия нормативных актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству экономического развития и торговли РФ. В ведении названного министерства и находится ФТС России. Кроме того, часть важных функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в таможенной сфере предоставлены Министерству финансов РФ.

В настоящий момент остро стоит вопрос о коррупции в таможенных органах. Поэтому особенно важно менять законодательное регулирование в рассматриваемой сфере в направлении повышения ответственности таможенных органов и их должностных лиц за правонарушения.

В законодательных актах, как правило, отсутствуют нормы об ответственности государственного служащего, либо законодатель ограничивается общей формулой: «…несет в установленном законом порядке». Часто различается ответственность должностного лица и государственного служащего государственного органа. Меры ответственности должны соответствовать выполняемым полномочиям и предъявляемым к служащему запретам и ограничениям13.

Меры ответственности должны соответствовать выполняемым полномочиям и предъявляемым служащему запретам и ограничениям, от того, насколько конкретна формула ответственности, зависит ее реальность и неотвратимость. Основания ответственности должны быть четко сформулированы, желательно дифференцированно: какому виду нарушения какой вид ответственности — дисциплинарной, административной и т.д. — соответствует14.

По мнению автора, в рамках обжалования решений по таможенным вопросам ответственность участников данной процедуры от лица Таможенной службы должна быть высока, поскольку законные интересы любого субъекта таможенных отношений должны быть защищены не только предоставлением самого права на обжалование действий таможенных органов и их должностных лиц, но и гарантией соблюдения закона на стадии рассмотрения жалобы.

Следует внести изменения в статью 56 Таможенного кодекса РФ с четким указанием того, что таможенные органы уведомляют лицо, подавшее жалобу, о сроках последующего обжалования в административный или независимый орган в соответствии со Стандартным правилом 10.11 главы 10 Генерального приложения к Киотской конвенции.

При рассмотрении жалоб на решения в сфере таможенного дела возникает необходимость установления индивидуальных признаков товара, его соответствия установленным качественным характеристикам и техническому описанию, определения химического состава, а в ряде случаев проведения искусствоведческой и криминалистической экспертиз. Для повышения качественного уровня принимаемых  по жалобам решений необходимо дополнить статью 54 ТК РФ пунктом 5 следующего содержания: таможенный орган, рассматривающий жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, вправе назначать проведение экспертизы в порядке, предусмотренном главой 36 ТК РФ, запрашивать у государственных органов документы и сведения, приглашать лиц, обратившихся с жалобой, для участия в рассмотрении жалобы по существу, если это требуется для принятия решения по жалобе.  

Немаловажно и развитие способов распространения информации о требованиях и процедурах, связанных с порядком подачи жалобы в таможенные органы. Для этого следует не только четко описать процедуру обжалования в законодательстве, но и обеспечить условия, чтобы требования закона и сам порядок подачи жалобы были бы доступны для тех, кто желает обжаловать решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.

Некоторые решения не подлежат обжалованию, например, график работы конкретного порта или таможенного органа, официальные курсы обмена валют. Хотя в условиях открытости и прозрачности управления не должно быть много случаев, на которые не распространяется процедура обжалования. На таможенную администрацию должна быть возложена обязанность представить разъяснения или причины тех решений или бездействий, которые могут быть обжалованы в соответствии с национальным законодательством15.

Что в международной практике понимается под бездействием? Бездействие, как правило, имеет место, когда таможенная служба не выполняет свои обязанности, предусмотренные национальным законодательством или собственным опубликованным уставом работы с лицами. Например, в результате задержки таможенной службой оформления операции сверх установленного срока импортер может быть вынужден уплатить дополнительную сумму за простой или иные сборы за хранение товаров. Другой пример: таможенная служба не дала ответ или не представила информацию по запросу импортера в течение разумного или установленного срока, и в результате задержки импортер уплатил дополнительные пошлины, налоги или иные расходы. Такое невыполнение таможенной службой своих обязанностей представляет собой бездействие, и заинтересованному лицу должно быть представлено право подать жалобу по поводу этого бездействия16.

ФТС России в целях использования новых подходов к работе таможенных органов Российской Федерации имеет систему мероприятий по реализации Концепции развития таможенных органов РФ на 2006—2010 гг., и одним из таких мероприятий является унификация законодательных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела в Союзном государстве, в государствах — участниках СНГ, государствах — членах Евразийского экономического сообщества, Единого экономического пространства, подготовка основ законодательства Российской Федерации и международных соглашений по таможенным вопросам. Безусловно, положения об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов должны быть рассмотрены и учтены с единых позиций, так как единообразная практика в данной сфере позволит избежать спорных ситуаций.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Новые задачи по защите экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечению защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также развитию международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство усиливают влияние таможенного регулирования на данные процессы и вызывают необходимость его совершенствования с учетом международной практики регулирования в области таможенного дела.

В качестве основы деятельности таможенных органов Российской Федерации должны использоваться новые принципы, определенные в рамочных Стандартах обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли, принятые Всемирной таможенной организацией и одобренные Федеральной таможенной службой.

2. Необходимо завершить изменение законодательства, регулирующего порядок разрешения жалоб на действия таможенных органов, в рамках формирования позиции Российской Федерации по вопросу присоединения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973). Следует сформировать современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, а также создания условий для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.  Для этого необходимо упорядочить функции и полномочия таможенных органов при установлении порядка и сроков обжалования физическими и юридическими лицами решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. Важно через нормы закона, а не подзаконного акта определить четкие правила порядка рассмотрения жалоб в таможенных органах. Положения Таможенного кодекса Российской Федерации, посвященные процессуальным вопросам в данной сфере, носят принципиальный характер и должны быть приведены в точное соответствие с главой 10 — «Обжалование по таможенным вопросам» — Генерального приложения Киотской конвенции в новой редакции.

3. Следует с учетом изменений, которые должны быть внесены в законодательство, принять новую редакцию главы 7 Таможенного кодекса Российской Федерации и создать необходимый механизм реализации ее положений как акта непосредственного действия.  

4. Совершенствование законодательства, регулирующего порядок разрешения жалоб на действия таможенных органов, должно осуществляться на  основе принципа прозрачности и справедливости при решении всех таможенных вопросов; все лица, вступающие во взаимоотношения с таможенной службой должны иметь возможность подать жалобу по любому вопросу. Для реализации указанных принципов целесообразно расширить полномочия ФТС России в регулировании отношений по вопросам рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов: позволить федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, эффективно выполнять его специфические задачи и функции как основного государственного органа в реализации таможенной политики Российской Федерации.

5. Следует провести унификацию законодательных норм и правил, регламентирующих порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов в государствах — участниках СНГ, государствах — членах Евразийского экономического сообщества. Целесообразно использовать в деятельности таможенных органов Российской Федерации правоприменительный опыт обжалования действий таможенных органов государств Европейского союза с целью дальнейшего принятия единообразных актов в данной сфере в рамках процесса вступления России в ВТО.

6. Необходимо осуществить дальнейшее совершенствование структуры  Службы контроля соблюдения законодательства ФТС России. С учетом проведенной административной реформы и изменений, коснувшихся системы таможенных органов, нужно обеспечить дальнейшее укрепление всех уровней Службы контроля соблюдения законодательства. Взаимодействие и принятие решений в сфере обжалования действий таможенных органов по линии: МЭРТ — ФТС — Правовое  управление — отдел РТУ — необходимо строго регламентировать, определить полномочия каждого уровня.

Отделы рассмотрения жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов Правового управления, а также отделы контроля соблюдения законности при привлечении к административной ответственности регионального таможенного управления в практике рассмотрения жалоб граждан и юридических лиц должны представлять собой работоспособную систему, действующую по единым принципам и позволяющую обеспечить полноту, объективность и оперативность рассмотрения жалоб в таможенных органах. Для этой цели требуется обеспечить данные подразделения необходимыми методическими рекомендациями, комментариями к законодательным актам, подготовить квалифицированных работников. Подзаконные акты в сфере деятельности данных подразделений необходимо менять с учетом изменения общих задач таможенной службы.

7. В целях борьбы с коррупцией в таможенных органах необходимо закрепить на уровне закона полномочия таможенных органов и их должностных лиц по рассмотрению жалоб граждан и юридических лиц, установить четкий порядок и сроки действий, принятия решений, получения и использования информации, определить конкретные меры ответственности должностных лиц за нарушение норм рассмотрения жалоб.

1 Концепция развития таможенных органов Российской Федерации на 2006—2010 гг.  

2 Концепция развития таможенных органов Российской Федерации на 2006—2010 гг.

3 Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. — К.: КОО, 2002. — С. 207.

4 Там же.

5 Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. С.И. Истомин, В.А. Максимцев; — М.: Софт Издат, 2005. — С. 401.

6 СЗ РФ. 1995. Ст. 2757.

7 Введение. Генеральное приложение Киотской конвенции. Гл. 10. Обжалование по таможенным вопросам. Вступила в силу 8 ноября 2005 г.

8 Ст. Х ГАТТ.

9 Документ не был опубликован.

10 Ноздрачев А.Ф. Правовое обеспечение новой организации и деятельности таможенных органов: состояние и задачи дальнейшего совершенствования // Законодательство и экономика. 2005. № 2. С. 21.

11 Там же.

12 Там же. С. 17.

13 Краснов М.А., Талапина Э.В., Тихомиров Ю.А., Головщинский К.И., Южаков В.Н. Анализ коррупционности законодательства: Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта / Под ред. В.Н. Южакова; — М.: Статут, 2004. — С. 16.   

14 Там же. С. 16.

15 Рекомендации к Генеральному приложению Киотской конвенции 1973 г. (в редакции Брюссельского протокола, 1999). Гл. 10. Ст. пр. 10.3.

16 Рекомендации к Генеральному приложению Киотской конвенции 1973 г. (в редакции Брюссельского протокола, 1999). Гл. 10. Ст. пр. 10.2.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80969. Особливості пізнавального інтересу учнів до історії 35.74 KB
  Метою розвитку мотиваційної сфери учнів у навчанні історії виступає формування стійкого інтересу до предмета що передбачає активне емоційнопізнавальне ставлення школярів до досліджуваних історичних подій до зясування їхніх причин і наслідків а також до оволодіння вміннями необхідними для всебічного вивчення минулоі о і сучасності на основі різноманітних джерел. Отже одним із важливих завдань навчання в умовах цілісної методичної системи є підвищення рівня розвитку інтересу. У числі загальних зовнішніх причин падіння інтересу...
80970. Організація самостійної роботи учнів при вивченні теми: «Виникнення та розвиток Київської Русі » (7 клас) 39.16 KB
  Проблема диференційованого підходу до учнів у навчанні історії. Диференційоване навчання організація навчальновиховного процесу з урахуванням типових індивідуальних особливостей учнів. Складнішим і ефективнішим видом диференційованого навчання є здійснення його в умовах поділу класу на групи залежно від рівня навчальних можливостей учнів.
80971. Планування роботи із контурною картою при вивченні теми: «Великі географічні відкриття: зустріч цивілізацій» (8 клас) 37.85 KB
  Розглядаючи тему: Великі географічні відкриття доба відкриттів європейськими мореплавцями невідомих раніше морів та океанів островів і континентів здійснення першої навколосвітньої морської подорожі колонізації заморських територій кінець XVсеред. Нові географічні відкриття зумовлювалися насамперед бурхливим розвитком продуктивних сил прагненням європейців задовольнити зрослі потреби в дорогоцінних металах і прянощах відповідно пошуками морських шляхів до Китаю та Індії. Великі географічні відкриття стали можливими завдяки значному...
80972. Способи вивчення пізнавального інтересу учнів до історії 38.89 KB
  В учнівських диктантах було відтворено від 8 до 21 інформаційних одиниць. Діагностуючий диктант допомагає вчителю вчасно звернути увагу на труднощі в сприйнятті й осмисленні історичного матеріалу що є в учнів даного класу 9віку0. Якщо взяти за основу зміни особистісних особливостей учнів то в своїй роботі у напрямку посилення пізнавального інтересу учнів до історії перш за все беру до уваги що учні основної школи та старшої школи мають зовсім різну підготовки виходячи з їх віку.
80973. Дайте оцінку сучасним вимогам до уроків історії 39.52 KB
  Розуміння і виконання вчителем сучасних вимог до уроку які визначаються соціальним замовленням. Оптимального балансу в змісті уроку компонентів світової національної регіональної та локальної історії. Творчою емоційної атмосфери заснованої на інтерес учнів до змісту уроку та видами навчальної роботи...
80974. Визначення рівня розвитку пізнавальних здібностей школярів до вивчення історії 32.33 KB
  Наприклад: 1 Складіть максимальну кількість речень з одними і тими самими словами але різних за смислом: лицаріхрестоносці кривава битва князівські дружини діагностика вербальної уяви.Порівняйте два зображення на історичну тему і знайдіть відмінності діагностика довільної уваги. По деталі здогадайтеся що це за споруда і назвіть її діагностика образної уяви. На основі аналітичного опису намалюйте предмет про який іде мова діагностика репродуктивної та творчої уяви.
80975. Права та обов’язки вчителя історії 36.39 KB
  Мають право на: захист професійної честі гідності; участь в обговоренні та вирішенні питань організації навчальновиховного процесу; проведення науководослідної експериментальної пошукової роботи відповідно до діючих нормативних документів; вільний вибір форм методів засобів навчання виявлення педагогічної ініціативи; дострокову атестацію на отримання відповідної категорії і педагогічного звання; соціальне і матеріальне забезпечення відповідно до законодавства; підвищення кваліфікації перепідготовку вільний вибір змісту...
80976. Проблема методів навчання історії та їх класифікація 36.03 KB
  Провідні поняття повязані з процесом навчання історії стали предметом наукового інтересу в дискусіях радянських методистів у 5070ті pp. В обговоренні проблеми свої варіанти класифікації методів навчання історії в різні роки запропонували всі провідні вчені однак вони так і не прийшли до єдиної думки. Тому в сучасній методичній літературі збереглася різноманітність підходів до визначення понять методи прийоми способи навчання різні підстави їх систематизації і деяка суперечливість у вживанні методичних термінів у спеціальній...
80977. Дайте загальну характеристику історичних карт 37.4 KB
  Історичні карти карти що відображують історичні явища і події взаємозвязки суспільних явищ минулого з географічними чинниками показують розміщення древніх культур держав соціальні рухи торгівельні дороги пересування людей військові удари на карті показують стрілками місця боїв схрещеними мечами райони повстань крапками або вогнищами. Історичні карти створюються на географічній основі і є математично визначеним зменшеним узагальненим образнознаковим зображенням історичних подій явищ процесів чи періодів...