67887

РАЗВИТИЕ ЛИЦЕНЗИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

О лицензировании отдельных видов деятельности в соответствии с которой к лицензируемым видам деятельности относятся те ведение которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам законным интересам здоровью граждан обороне и безопасности государства культурному наследию народов...

Русский

2014-09-15

91.5 KB

0 чел.

А. БАГАНДОВ,

кандидат юридических наук, доцент

РАЗВИТИЕ ЛИЦЕНЗИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ

Фундаментом и отправной точкой при построении убедительной концепции развития лицензионного законодательства на федеральном и региональном уровне является норма статьи 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,1 в соответствии с которой к лицензируемым видам деятельности относятся те, ведение которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Нормы лицензионного права содержатся в огромной массе нормативных правовых актов, как непосредственно направленных на установление лицензионной процедуры, так и косвенно упоминающих о ней применительно к особенностям соответствующей области правового регулирования. В систему источников лицензионного права включаются и ключевые акты других отраслей права (гражданского, уголовного, административного), а также общие нормы административного права, такие, как нормы положений о федеральных органах исполнительной власти, закрепленные в федеральных законах, постановлениях Правительства РФ и указах Президента РФ2.

Федеральное законодательство о лицензировании в настоящее время представляет собой разветвленную сеть взаимосвязанных нормативных правовых актов о лицензировании. Основу федерального законодательства о лицензировании составляет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в структуру которого входят нормы:

1) о сфере применения данного Закона (включая перечень видов деятельности, на которые не распространяются его нормы, а следовательно, и все общие нормы о лицензировании);

2) об основных понятиях, используемых в лицензионном законодательстве; нормы о принципах лицензирования;

3) посвященные критериям определения лицензируемых видов деятельности и их перечню;

4) о полномочиях Правительства РФ и лицензирующих органов в сфере лицензирования;

5) о сроке, порядке действия лицензии, содержании и порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии;

6) о процедуре принятия решения о выдаче, приостановлении или аннулировании лицензии;

7) о лицензионном контроле;

8) о порядке ведения реестров лицензий и выдаче информации из них;

9) о лицензионных сборах и финансировании лицензирования и т.д.

Важнейшими нововведениями Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» являются, во-первых, установление исчерпывающего перечня лицензируемых видов деятельности, а также видов деятельности, на которые действие лицензионного законодательства не распространяется; во-вторых, установление правил о возможности введения лицензирования иных видов деятельности только путем внесения дополнений в предусмотренный Законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (ч. 3 ст. 17). Таким образом, появилась ясность в вопросе о необходимости лицензирования каких-либо видов деятельности. Единственная возможность существования незаконодательного нормотворчества в сфере лицензирования — в части видов деятельности, перечисленных в норме части 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», поскольку сам Закон на них не распространяется.

Кроме того, названным Федеральным законом в значительной мере снят вопрос о разграничении полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере лицензирования. Это было сделано путем введения в законодательную плоскость норм о полномочиях Правительства РФ при осуществлении лицензирования и о полномочиях лицензирующих органов. С одной стороны, было определено, что Правительство РФ вправе утверждать положения о лицензировании и устанавливать, какие виды деятельности будут лицензироваться субъектами Российской Федерации. С другой стороны, среди полномочий лицензирующих органов нет полномочий по нормотворчеству, а порядок взаимодействия федеральных и региональных лицензирующих органов определяется соглашениями между ними, заключенными в рамках их компетенции. Таким образом, роль субъектов Российской Федерации в применении лицензионного механизма, в сущности, сведена к минимуму.

Упомянутым Федеральным законом предусмотрено правило об общефедеральном действии лицензий, выданных не только федеральными, но и региональными органами исполнительной власти. Условием общефедерального действия региональной лицензии является уведомление лицензирующих органов субъектов Российской Федерации о ведении на их территории лицензируемого вида деятельности на основании лицензии, выданной на территории другого субъекта Российской Федерации3.

Еще один весьма важный документ федерального уровня, устанавливающий основы лицензирования в России, — Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»4, установившее перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. Данное Постановление определило, какие именно виды деятельности лицензируются определенными органами исполнительной власти Российской Федерации, и перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, Постановление определило порядок предварительного уведомления лицензирующих органов субъектов Российской Федерации о намерении осуществлять лицензируемую деятельность на территориях этих субъектов. Остальную массу федерального законодательства составляют нормативные правовые акты в форме кодексов, законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, и подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование.

Специфическим источником лицензионного права, входящим в федеральное законодательство о лицензировании, являются инструкции и приказы Центрального банка РФ, посвященные лицензированию банковской деятельности.

Число нормативных правовых актов уровня федерального закона превышает 30 единиц. Среди них преобладают законы, устанавливающие лицензирование того или иного вида деятельности из числа перечисленных в части 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Так, нормы о лицензировании деятельности в сфере таможенного дела закреплены в Таможенном кодексе Российской Федерации, о лицензировании деятельности в области пользования лесным фондом — в Лесном кодексе Российской Федерации, водными объектами — в Водном кодексе Российской Федерации. Лицензирование страховой деятельности предусмотрено Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»5; банковской деятельности — Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»6; деятельности, связанной с охраной государственной тайны, — Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»7.

Аналогичным образом другие виды деятельности лицензируются на основании следующих законов: Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»8, Федерального закона «О связи», Закона Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»9, Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-110, Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»11, Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»12, Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»13, Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»14, Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»15, Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-116, Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»17, Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»18, Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»19, Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»20, Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»21 и других.

Таким образом, законодательство в сфере лицензирования представляет собой несистематизированную совокупность нормативных правовых актов, как непосредственно направленных на установление лицензионной процедуры, так и косвенно упоминающих о ней, применительно к особенностям соответствующей области правового регулирования. Постоянное усложнение отношений в сфере лицензирования требует скорейшей систематизации и унификации всего лицензионного законодательства, проведения его кодификации и разработки лицензионного кодекса Российской Федерации. Цель лицензионного кодекса — сделать попытку в одном нормативном правовом акте кодифицировать российское законодательство в сфере лицензирования, ввести нормы прямого действия.

Указы Президента РФ в сфере лицензирования наименее распространены. В целом можно констатировать, что глава российского государства принимает лицензионные нормы только в тех областях, которые затрагивают внешнеэкономические и внешнеполитические интересы России. В качестве примеров нормативных правовых актов Президента РФ о лицензировании можно назвать Указ Президента РФ от 21 июня 2001 г. № 742 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней»22, Указ Президента РФ от 30 ноября 2002 г. № 1373 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов»23.

Постановления Правительства РФ в лицензионной сфере (за исключением Постановления Правительства «О лицензировании отдельных видов деятельности») служат формой для утверждения положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» за сравнительно короткое время было принято более 70 постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении положений о лицензировании того или иного вида деятельности. К настоящему моменту не утверждены положения о лицензировании лишь незначительного числа видов деятельности. Среди них виды деятельности, связанные с функционированием воздушного транспорта (техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, техническое обслуживание воздушного движения, применение авиации в отраслях экономики), торговлей, экспонированием и коллекционированием оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов, деятельностью по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрацией владельцев, оказанием услуг, связанных с использованием, подтверждением подлинности электронных цифровых подписей, а также с деятельностью по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах.

По своему содержанию все положения о лицензировании аналогичны. В каждом содержатся следующие нормы: о субъектах, имеющих право претендовать на получение лицензии, о понятии и (или) признаках лицензируемой деятельности, о лицензирующем органе, о лицензионных требованиях и условиях, о документах, предъявляемых для получения лицензии, о порядке выдачи и сроке действия лицензии; о реестре лицензий, о порядке ведения контроля над соблюдением лицензионных требований и условий, о порядке приостановления и аннулирования лицензии.

В качестве примеров постановлений, утверждающих положения о лицензировании отдельных видов деятельности, можно привести Постановление Правительства РФ от 4 июня 2002 г. № 382 «О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производства маркшейдерских работ»24, Постановление Правительства РФ от 20 мая 2002 г. № 324 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления»25, Постановление Правительства РФ от 31 мая 2002 г. № 373 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности»26.

Постановления Правительства РФ, утверждающие положения о лицензировании видов деятельности, не подпадающих под действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», не столь однородны по своему содержанию и часто содержат нормы об основаниях для отказа в выдаче лицензии, ее приостановлении и аннулировании, о порядке переоформления лицензии. В отношении видов деятельности, перечисленных в части 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», эти правила являются общими и закреплены в этом Законе.

Отдельными постановлениями Правительства РФ регулируются вопросы взимания лицензионных сборов применительно к отдельным видам деятельности, перечисленным в норме части 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»27.

Большой массив федерального законодательства о лицензировании составляют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и специализированных организаций, наделенных функциями лицензирующих органов в соответствии с законодательством, таких, как Центральный банк РФ или Федеральная нотариальная палата. Основной формой нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти традиционно является приказ. В качестве примера приведем приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 6 мая 2002 г. № БГ-3-07/241 «Об осуществлении Министерством Российской Федерации по налогам и сборам функций по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»28; приказ Госстроя РФ от 13 марта 2000 г. № 46 «Об организации лицензионной работы»29; многочисленные приказы Государственного таможенного комитета РФ (например, приказ Государственного таможенного комитета РФ от 24 июля 2001 г. № 720 «Об утверждении Положения о таможенном режиме таможенного склада»)30; приказ Министерства финансов РФ от 17 июля 2001 г. № 52н «Об утверждении Положения о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации»31; приказ Российского агентства по патентам от 29 апреля 2003 г. № 64 «О правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для ЭВМ и базу данных»32 и множество других. Центральный банк РФ принимает в области лицензирования инструкции и положения.

Министерство юстиции РФ в соответствии с Основами законодательства о нотариате осуществляет свое нормотворчество в области лицензирования деятельности нотариусов совместно с Федеральной нотариальной палатой. В настоящее время действуют Положение о квалификационной комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденное Решением Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г. и Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 апреля 2000 г.33; Положение об Апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационной комиссии, принимающей экзамены у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденное Решением Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000 г. и Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июня 2000 г. № 17834.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит немного норм, позволяющих делать выводы о полномочиях органов государственной власти субъектов РФ в области лицензирования; причем содержание этих норм направлено на урегулирование статуса исполнительных органов субъектов РФ и лишь косвенно дает возможность судить о полномочиях в сфере лицензирования органов законодательной власти субъектов. Так, норма статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет, что федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление своих полномочий; норма статьи 2 упоминает в составе лицензирующих органов органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; норма статьи 5 относит установление перечня видов деятельности, лицензирование которых вправе осуществлять субъекты РФ, к компетенции Правительства РФ.

Таким образом, ни слова о законотворческих правомочиях субъектов РФ в лицензионной сфере Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит. Более того, он составлен таким образом, что регулятивной деятельности субъектов РФ не остается места: Закон не только устанавливает исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, но и определяет, что положения об их лицензировании утверждает федеральное Правительство. В заключительных положениях закона содержится недвусмысленная норма о приведении законодательства в соответствие с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и о недопустимости применения норм, противоречащих нормам этого Закона.

В перечне, помимо видов деятельности, лицензирование которых предусмотрено Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (медицинская, фармацевтическая, организация и содержание тотализаторов, ветеринарная и т.п.), а также видов деятельности, лицензирование которых установлено другими федеральными законами в соответствии с частью 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, связанная с оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и т.п.), содержится указание на такие виды деятельности, как деятельность ломбардов, эксплуатация инженерных систем городов и населенных пунктов, деятельность по оказанию ритуальных услуг, риэлторская деятельность, деятельность по эксплуатации и содержанию нефтебаз (кроме входящих в топливно-энергетический комплекс России) и автозаправочных станций, в том числе передвижных, строительство, реконструкция, ремонт, содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений (кроме федеральных), производство, реализация и организация потребления продукции общественного питания, организация и проведение местных лотерей, деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), проектно-изыскательские работы, связанные с использованием земель, реализация табачных изделий и т.п.

Как известно, конституционное законодательство закрепляет основы федеративных отношений в России. В частности, Конституция РФ относит лицензионное регулирование как часть административного законодательства к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, одновременно закрепляя, что определение основ единого рынка, регулирование прав и свобод граждан относится к исключительному ведению Российской Федерации. Напомним, что норма части 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливает возможность ограничения прав и свобод граждан лишь на основе федеральных законов.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»35 среди полномочий, отнесенных к ведению законодательного (представительного) органа, не упоминает полномочия в сфере лицензионного регулирования. Единственная возможность перераспределения нормотворческих полномочий в данной области — договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации. Кроме того, в статье 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензионные полномочия, определяются в порядке, установленном законодательством субъектов Федерации и соответствующем основам конституционного строя Российской Федерации и установленным федеральным законом общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

На основе приведенных норм конституционного законодательства и при попустительстве норм законодательства лицензионного между Российской Федерацией в лице Правительства РФ и субъектами Российской Федерации заключались договоры о разграничении полномочий, в которых лицензирование было общей фразой отнесено к предметам совместного ведения. Примером таких договоров можно считать Договор от 16 июня 1998 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы36. На основе таких документов довольно активно формировалось законодательство субъектов РФ о лицензировании: вводилось лицензирование отдельных видов деятельности, принимались нормы о специальных лицензирующих органах, устанавливался особый порядок лицензирования, принимались акты об ответственности за нарушение лицензионного законодательства субъектов РФ.

В настоящее время, на наш взгляд, федеральное законодательство о лицензировании предполагает существование региональной нормативной базы лицензирования лишь по следующим направлениям:

1) нормы о статусе лицензирующих органов, осуществляющих лицензирование таких видов деятельности, как производство дезинфекционных и дезинсекционных средств, ветеринарная деятельность, заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов, а также публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале37;

2) нормы об исполнении обязательств, принятых на себя исполнительными органами субъекта Российской Федерации в соответствии с заключенными в порядке части 2 ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» соглашениями о передаче лицензионных полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) нормы о лицензировании видов деятельности, принятие которых предусмотрено федеральными законами о лицензировании видов деятельности, перечисленных в норме части 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Такое мнение основано на том, что в соответствии с Конституцией РФ законодательство субъектов Федерации не может противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). В настоящее время федеральная нормативная база лицензирования сформирована в достаточном объеме и просто не оставляет места региональному регулированию.

Кроме того, из смысла нормативных актов следует, что правовой режим разрешительной системы лицензирования устанавливается в отношении отдельных видов деятельности, когда необходимо их профессиональное ведение в целях обеспечения безопасности (в широком смысле слова), экономических интересов личности, общества и государства, соблюдение порядка обращения с социально значимой информацией. Для достижения названных целей к лицензируемой деятельности предъявляются особые требования соблюдения нормативно-технических правил, экономических нормативов, применения специальных познаний, выполнения организационных административных правил. Вполне очевидно, что они должны быть едиными на всей территории государства. Действительно, правила имеют в своей основе естественные (природные) зависимости и не могут изменяться властвующей волей, исходящей от государства или его субъектов38.

Кроме того, административное законодательство крайне обширно и весьма плохо организовано. Так что в арсенале органов государственной власти субъектов Российской Федерации всегда остается множество других способов установления контроля над деятельностью субъектов предпринимательской деятельности. В частности, достаточно назвать лицензию разрешением или как-нибудь иначе, чтобы установить разрешительный порядок регулирования. Такая практика довольно широко распространена. Ее пресечение — одна из сложных и болезненных проблем современного российского лицензионного законодательства.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, развитие лицензионного законодательства осуществляется, главным образом, на федеральном уровне, путем издания федеральных законов, устанавливающих лицензирование того или иного вида деятельности из числа перечисленных в части 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Немалый массив федерального законодательства о лицензировании составляют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также специализированных организаций, наделенных функциями лицензирующих органов в соответствии с законодательством.

Во-вторых, представляется вполне оправданным сведение к минимуму роли субъектов Российской Федерации в применении лицензионного механизма путем введения в законодательную плоскость норм о полномочиях Правительства РФ при осуществлении лицензирования и норм о полномочиях лицензирующих органов. С одной стороны, Правительство РФ вправе утверждать положения о лицензировании и устанавливать, какие виды деятельности будут лицензироваться субъектами Российской Федерации. С другой стороны, среди полномочий лицензирующих органов нет полномочий по нормотворчеству, а порядок взаимодействия федеральных и региональных лицензирующих органов определяется соглашениями между ними, заключенными в рамках их компетенции.

В-третьих, законодательство в сфере лицензирования представляет собой несистематизированную совокупность нормативных правовых актов, как непосредственно направленных на установление лицензионной процедуры, так и косвенно упоминающих о ней, применительно к особенностям соответствующей области правового регулирования. Постоянное усложнение отношений в сфере лицензирования требует скорейшей систематизации и унификации всего лицензионного законодательства, проведения его кодификации и разработки лицензионного кодекса Российской Федерации.

1 См.: СЗ РФ. 2001.  № 33 (часть 1). Ст. 3430.

2 См.: Багандов А.Б. Лицензионное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. — М.: Эксмо, 2004. — С. 105.

3 В ранее действовавшем законодательстве такое правило действовало с некоторыми ограничениями.

4 См.: СЗ РФ. 2002. № 9. Ст. 928.

5 См.: Российская газета. 1993. № 6.

6 См.: СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

7 См.: СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 822.

8 См.: СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.

9 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 18. Ст. 961.

10 См.: Российская газета. 1993. № 49.

11 См.: СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

12 См.: СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

13 См.: СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3805.

14 См.: СЗ РФ. 1996.  № 51. Ст. 5681.

15 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242.

16 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 43. Ст. 2319.

17 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

18 См.: СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

19 См.: СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

20 См.: СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.

21 См.: СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

22 См.: СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2653.

23 См.: СЗ РФ. 2002. № 49. Ст. 4874.

24 См.: СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2182.

25 См.: СЗ РФ. 2002. № 21. Ст. 1997.

26 См.: СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2175.

27 Например, порядок уплаты сбора за выдачу лицензии на право осуществления нотариальной деятельности утвержден Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 июля 1993 г. № 703.

28 Документ опубликован не был.

29 Документ опубликован не был.

30 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 39.

31 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 37.

32 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 36.

33 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 18—19.

34 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000.  № 28.

35 См.: СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

36 См.: Российская газета. 1998. № 116.

37 Нормы о порядке лицензирования данных видов деятельности закреплены Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

38 Действительно, боевые свойства оружия не изменяются на территории Свердловской и Челябинской областей, химические характеристики горюче-смазочных материалов аналогичны в г. Москве, и в г. Санкт-Петербурге. Это же касается и порядка лицензирования, применения мер ответственности за нарушение лицензионного законодательства и т.д.

PAGE  11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47316. Методы защиты информации 180.82 KB
  Защита информации обеспечивает снижение негативных последствий от утери или искажения информации. Система защиты информации строится на комплексе мероприятий по предотвращению утечки, искажения, модификации и уничтожения защищаемых сведений...
47317. Особенности дерева Фибоначчи, удаление вершины из AVL дерева 49.19 KB
  Дерево Фибоначчи несколько больше напоминает реальный куст, чем рассматривавшиеся ранее деревья, возможно, потому, что многие природные процессы удовлетворяют закону Фибоначчи
47318. Процедура построения бинарного дерева поиска и ее особенности 20.71 KB
  Бинарное дерево – дерево, в котором каждый узел может иметь не более двух потомков. Очевидно, что каждая внутренняя вершина является корнем бинарного поддерева (левого или правого) своей родительской вершины.
47319. Впровадження новітніх безпроводових технологій з метою побудови локальної компютерної мережі 1.52 MB
  Мета роботи дослідження сучасних безпроводових технологій для побудови локальної комп’ютерної мережі. В роботі розглянуто впровадження новітніх безпроводових технологій з метою побудови локальної комп’ютерної мережі з можливістю виходу у глобальну мережу Інтернет в умовах де прокладання кабельної мережі неможливе чи економічно недоцільне. БЕЗПРОВОДОВІ МЕРЕЖІ WIFI НА БАЗІ СТАНДАРТУ IEEE 802. 1 ЗАГАЛЬНІ ВІДОМОСТІ ПРО БЕЗПРОВОДОВІ МЕРЕЖІ ТА ЇХ ПАРАМЕТРИ 1.
47321. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМИНАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ ТРАНСФОРМАТОРОВ ТРАНСФОРМАТОРНЫХ ПОДСТАНЦИЙ И ИХ РАССТАНОВКА ПО ТЕРРИТОРИИ. РАЗРАБОТКА СЕТИ 380 В 1.7 MB
  К каждому ВРУ будет подводиться два взаиморезервируемых кабеля т. Питание вводных распределительных устройств ВРУ жилых домов и достаточно мощных общественных потребителей будет осуществляться по радиальной схеме. От одного ВРУ жилого дома будем питать 23 секции а так же маломощных общественных потребителей расположенных на первом этаже жилых зданий. Выберем сечение кабеля для электроснабжения ВРУI от которого питаются две секции жилого дома №10 от ТП№1 для первого варианта установки ТП.
47322. Проект системы электроснабжения района города в Московской области 3.17 MB
  Сечения жил кабелей линий 380 В должны выбираться по соответствующим расчётным электрическим нагрузкам линий в нормальных и послеаварийных режимах работы на основе технических ограничений допустимого нагрева и допустимых потерь напряжения а также с учётом применения минимальных сечений по условиям механической прочности в условиях монтажа и эксплуатации. Проверка кабелей 04 кВ по условию допустимых потерь напряжения Проверка проводится для нормального и послеаварийного режимов.8 где – суммарные потери напряжения в нормальном режиме от...
47324. Сцепление арматуры с бетоном. Анкеровка ненапрягаемой и напрягаемой арматуры 685.1 KB
  Надежное сцепление арматуры с бетоном является основным фактором, обеспечивающим совместную работу арматуры и бетона в железобетоне и позволяющим ему работать под нагрузкой как единому монолитному телу.