67893

РОЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации принятой на основании и в развитие статьи 55 Конституции Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного...

Русский

2014-09-15

49.5 KB

0 чел.

И. КУТУЗОВ,

советник правового управления Правительства Москвы

РОЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятой на основании и в развитие статьи 55 Конституции Российской Федерации, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В этих же целях могут вводиться и ограничения перемещения товаров и услуг. Среди социальных факторов, объективно обусловливающих законодательные ограничения в сфере экономического оборота, особо выделяются экономические  интересы государства в сохранении его монополии на наиболее значимые объекты собственности и виды деятельности1.

Правовые ограничения занимают одно из центральных мест в системе гражданско-правовых средств обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Правовые ограничения исследуются отечественными правоведами, в том числе цивилистами2. Критический сравнительный анализ этих работ, а также соответствующих норм гражданского законодательства позволяет определить понятие гражданско-правовых ограничений как законодательное сужение правовых возможностей участников экономического оборота, осуществляемое посредством установления правовых запретов, обязываний и особого порядка приобретения и осуществления субъективных гражданских прав. Пределы и содержание гражданско-правовых ограничений определяются системой принципов, к которым относится законность (установление ограничений только законом), приоритет прав и свобод личности (соотношение защищаемых  при помощи ограничений интересов с правами и свободами человека), учет природы ограничивающих прав (учет сферы функционирования прав, потребности развития которой требуют их ограничения), справедливость (предотвращение ограничением прав меньшинства, ущемления аналогичных прав большинства или более значимых прав). Система законодательных ограничений гражданских прав включает в себя сужение возможностей приобретения прав, содержания правомочий, вариантов осуществления прав. Гражданско-правовые ограничения применяются к законопослушным субъектам, когда в ограничении прав одной стороны правоотношение выражается удовлетворением другой заинтересованной стороны3.

Рассмотренные выше общие характеристики гражданско-правовых ограничений имеют прямое отношение к гражданско-правовому механизму обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Они находят в этом механизме свое специфическое проявление и занимают одно из центральных мест в системе гражданско-правовых средств, используемых для его эффективного функционирования.

Как известно, основой экономической безопасности Российской Федерации является неприкосновенность государственной собственности, ее защита от внутренних и внешних угроз4. В качестве одного из гражданско-правовых средств, используемых для обеспечения незыблемости и защиты государственной  собственности, широко используются законодательные ограничения права собственности других участников экономического оборота. Правовая основа для использования этого гражданско-правового средства обеспечения экономической безопасности Российской Федерации закреплена в статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации. Пункт 3 этой статьи закрепляет, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владение, пользование и распоряжение им устанавливаются законом в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, ее субъекта или  муниципального образования. Законом определяются также виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, кодекс предусматривает и законодательное ограничение оборотоспособности отдельных видов объектов гражданских прав (п. 2 ст. 129 ГК РФ).

Эти положения Гражданского кодекса Российской Федерации находят свое развитие и практическую реализацию в специальных законодательных актах. К ним, в частности, относятся законы, устанавливающие исключительное право собственности государства на следующие объекты: имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта, ядерные материалы, радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, имеющие оборонное значение ядерные установки, радиационные источники и пункты их хранения, недра и земли лесных фондов, лесной фонд, воздушное  пространство, значительная часть водных объектов, животный мир5.

Существенную роль гражданско-правовые ограничения играют в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации в процессе приватизации государственной собственности. Поэтому абсолютно правы авторы, рассматривающие гражданско-правовое обеспечение экономической безопасности в качестве одного из основных принципов приватизационного процесса6. Приватизация государственного имущества предусматривается статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, а порядок ее проведения — Законом Российской Федерации от 30 ноября 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества»7. В статье 2 этого акта, посвященной принципам приватизации государственного имущества,  принципу обеспечения экономической безопасности государства, к сожалению, не нашлось места. В то же время свое специфическое отражение этот принцип получил в других статьях закона, в том числе посвященных сфере действия закона (ст. 3), покупателям государственного имущества (ст. 5), определению состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия (ст. 11), особенностям приватизации объектов культурного наследия (ст. 29), обременениям приватизируемого государственного имущества (ст. 31), защите прав государства как собственника имущества (ст. 42).  В этих статьях, в частности, говорится, что устанавливаемые законом ограничения имеют целью обеспечение безопасности государства при приватизации государственного имущества. Установлены и ограничения для совершения сделок с приватизацией государственного имущества. Такие сделки, совершенные лицами, не уполномоченными на их совершение, признаются ничтожными.

Однако, как известно, на практике сделки по приватизации государственного имущества, совершенные уполномоченными на то лицами и даже с соблюдением  формальных требований, предъявляемых к их заключению и оформлению, наносят существенный ущерб экономической безопасности государства8. В связи с этим представляется достойным внимания высказанное в цивилистической литературе предложение о целесообразности включения в Гражданский кодекс Российской Федерации статьи, предусматривающей недействительность сделки с государственной собственностью, создающей угрозу социально-экономической безопасности государства и общества9.

В целях обеспечения безопасности собственности Российской Федерации законодательство предусматривает ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности. Этот вид гражданско-правовых ограничений выражается в установлении лицензионных требований и условий к соискателю на осуществление таких видов предпринимательской деятельности, которые могут повлечь ущерб безопасности государства10, в том числе объектам его исключительной собственности, включая воздушное пространство, водоемы, фауну и флору. Поскольку государство в лице его соответствующих органов  выступает одним из субъектов предпринимательской деятельности11, большое значение для безопасности используемой им для этих целей собственности имеют гражданско-правовые нормы, направленные против ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке. Эти нормы нашли свое закрепление в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в Законе Российской Федерации от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»12 и в других законодательных актах.

На обеспечение безопасности собственности Российской Федерации направлены и ограничения договорного права, в том числе права на свободу договора, равенство участников гражданских правоотношений. В ряде статей Гражданского кодекса Российской Федерации выделяются также виды гражданских правоотношений, участниками которых могут выступать только Российская Федерация и другие публично-правовые образования. К ним относятся, в частности, отношения, связанные с  правом собственности Российской Федерации (ст. 212, 214, 215 ГК РФ), с выкупом имущества для государственных нужд (ст. 279, 281 ГК РФ), с подрядными работами для государственных нужд (ст. 763—768 ГК РФ), с государственным займом (ст. 817 ГК РФ), с организацией лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр без получения специального разрешения, то есть лицензии (ст. 1063 ГК РФ), с государственным оборонным заказом13, поставкой товаров для государственных нужд (ст. 525—534 ГК РФ). Так, статьями 527, 529 Кодекса предусматриваются случаи, когда поставщик (исполнитель) обязан заключить государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд. Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки для государственных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием принудить поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Конечно, правовые  ограничения важное, но не единственное гражданско-правовое средство обеспечения безопасности государственной собственности. Для этого используются дозволительно-диспозитивные гражданско-правовые средства, средства защиты гражданских прав, в том числе и гражданско-правовой ответственности. Поэтому раскрытие механизма гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, в том числе и безопасности ее  собственности, предполагает исследование всей системы этих средств в контексте их структурно-функционального единства.

1 См.: Саенко В.П. Экономическая обусловленность правовых ограничений предпринимательской деятельности. Теория и практика ограничения прав человека по российскому и международному праву. Сб. науч. тр. Ч. 2. Т. 2 / Под ред. В.М. Баранова; — Н. Новгород, 1998. — С. 4, 6.

2 См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве (теоретико-информационный аспект): Дисс. ... докт. юрид. наук; Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. «Круглый стол» журнала «Государство и право» //  Государство и право. 1998. № 7, 8, 10; Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву. Сб. науч. тр. Часть 2. Том 2 / Под ред. В.М. Баранова; — Н. Новгород. 1998; Дунаев Р.А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2001; Попкова Е.С. Юридическая ответственность и ее соотношение с иными правовыми формами государственного принуждения: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2001. — С. 20—21.

3 См.: Дунаев Р.А. Указ. соч. С. 7; Попкова Е.С. Указ. соч.

4 См.: Степашин С.В. Безопасное предпринимательство как залог экономической безопасности Российской Федерации: Науч. труды Московской академии экономики и права. Вып. 9. — М., 2002. — С. 28—39.

5 См.: Законы Российской Федерации: от 20 июля 1995 г. «О федеральном железнодорожном транспорте» // Российская газета. 1995. 30 августа; от 20 октября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» // Российская газета. 1995. 28 ноября; от 5 мая 1992 г. «О недрах» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 16. Ст. 834; Лесной кодекс РФ от 19 февраля 1997 г. // Российская газета. 1997. 26 марта; Воздушный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. // Российская газета. 1995. 23 ноября; от 22 марта 1995 г. «О животном мире» //  Российская газета. 1995. 5 мая.

6 См.: Коршунов Н.М. Приватизационный процесс Российской Федерации. Методология правового регулирования: Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. — М., 1998. — С. 27—28.

7 См.: Российская газета. 2002. 26 января.

8 См.: Коршунов Н.М. Процесс приватизации в России. Методология правового регулирования. — Н. Новгород, 1998. — С. 87—88; Степашин С.В. Передела не будет // Российская газета. 2004. 20 декабря; Петраков Е.М., Перламутров В.Л. Россия – зона экономической катастрофы // Вопросы экономики. 1996. № 3. С. 79.

9 См.: Янишевский В.А. Российская Федерация как субъект гражданско-правовой ответственности: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2005. — С. 11.

10 См.: Закон РФ от 13 июля 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. 2001. 10 августа.

11 См.: Дойников И.В. Хозяйственное (предпринимательское) право. М., 2001. С. 77—183.

12 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 6. Ст. 449.

13 См.: Закон РФ от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе» // СЗ РФ. 1996. № 1. С. 6.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45306. Сотовые сеты связи третьего поколения. Концепция, отличительные черты, услуги. Основные стандарты, их характеристика, пути развития. Цели проекта IMT-2000 92.86 KB
  Радиоинтерфейсы: IMTDS использует DSCDM и FDD IMTMC использует MCCDM и FDD IMTTC использует TDM CDM и TDD IMTSС использует TDM и FDD IMTFT MCTDM и FDD TDD IMT dvnced для систем связи с одновременной передачей нескольких ортогональных несущих OFDM и FDD. Характеристика систем 3 поколения Системы основанные на CDM WCDM: Разработана японской фирмой REB. Сети GSM не могут быть модернизированы для работы с WCDM хотя например GPRS может многократно транслироваться через сеть CDM. Отличия от CDM One отсутствие...
45307. Система UMTS: архитектура, состав и назначение узлов UTRAN и CN. Контроллер радиосети RNC. Центр коммутации, типы каналов: логические, транспортные, физические. Частотный план, кодирование речи, управление мощностью 164.12 KB
  Центр коммутации типы каналов: логические транспортные физические. UE должно обеспечивать: передачу речи с принятым для системы набором скоростей услуги служб видеоконференции и приложений видеотелефонии использующие как коммутацию каналов так и пакетов; услуги Internet со скоростями 4736 кбит с в обычном режиме и с mx возможной скоростью в режиме best effort негарантированное обслуживание с наилучшими из возможных в данный момент характеристиками; удаленный доступ к локальным сетям; приложения электронной почты. Контроллер...
45308. Развитие сетей UMTS. Требования к системе в Release-7. Переход к сетям LTE. Требования к системе в Release 8-10 501.5 KB
  Переход к сетям LTE. Начавшиеся работы над Relese 9 определяют вторую фазу развития системы LTE. По мнению специалистов ETSI и 3GPP качественно изменения в Releses 9 и 10 по отношению к базовому для системы LTE Relese 8 можно представить в виде диаграммы рис. Совершенствование функциональных возможностей LTE в Relese 9 будет заключаться в реализации двух диапазонной или многодиапазонной передачи данных в одном физическом канале дальнейшем расширении возможностей сети радиодоступа EUTRN внедрении новых сценариев высокоскоростной...
45309. Конституционные основы судебной власти 27.59 KB
  Численность судей за исключением судей Конституционного Суда РФ и конституционных уставных судов субъектов РФ ежегодно устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Такой подход объясняется тем что установить эту численность единожды как постоянную величину сложно: она меняется в связи с созданием новых участков мировых судей последовательным учреждением арбитражных апелляционных судов в перспективе административных судов и т. Законодательство предусматривает достаточно высокие требования к...
45310. Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ 25.17 KB
  Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ Статус Конституционного Суда РФ определяется в ст. Закон является кодифицированным актом в сфере конституционного судопроизводства он содержит как материальные так и процессуальные нормы. Статус Конституционного Суда закрепленный действующим законодательством по многим параметрам существенно изменился по сравнению со статусом Конституционного Суда РФ учрежденного в 1990 г. В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей назначаемых на должность Советом Федерации по...
45311. Конституционный суд: принципы, порядок деятельности, решения 22.16 KB
  Конституционный суд: принципы порядок деятельности решения Принципы деятельности Конституционного Суда: независимость судей Конституционного Суда РФ; коллегиальность рассмотрения дел; гласность судебного заседания допускается трансляция заседаний Конституционного Суда РФ; состязательность и равноправие сторон этот принцип для конституционного судопроизводства условный так как решения выносятся на основании документов и собственно сторон нет. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены...
45312. Избирательное право 27.01 KB
  При этом иностранные граждане могут быть наблюдателями на выборах а также на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке установленном законом иностранные граждане постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях что и граждане Российской Федерации; обязательность проведения выборов включая наличие установленных сроков...
45313. Совет Федерации 20.7 KB
  Совет федерации. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации далее Совет Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран назначен гражданин Российской Федерации не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа подтверждающего...