67902

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

О лицензировании отдельных видов деятельности который с одной стороны ограничил круг органов которые могут осуществлять лицензирование ст. Уменьшение числа лицензируемых видов деятельности следует связывать с появлением понимания ограничительной роли лицензионной системы и выявлением в ходе...

Русский

2014-09-16

260.5 KB

0 чел.

А. БАГАНДОВ,

соискатель

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Большим достижением в формировании лицензионного законодательства современной России стало принятие 25 сентября 1998 г. Федерального закона № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который, с одной стороны, ограничил круг органов, которые могут осуществлять лицензирование (ст. 2), а с другой – расширил полномочия в этой сфере федеральных органов исполнительной власти. Законом предусмотрено, что после 1 января 2005 г. лицензиат, имеющий разрешение органов одного из субъектов Федерации, сможет вести указанную в нем деятельность на любой территории России после уведомления об этом местных властей (п. 2 ст. 7, п. 4 ст. 19). Была установлена судебная процедура аннулирования лицензии, предусмотрена возможность покупки у лицензирующего органа информации из реестра лицензий, включая информацию о лицензиатах (ч. 2 ст. 14); в десять раз, со 100 до 10 МРОТ, был снижен максимальный размер лицензионного сбора (ст. 15).

Уменьшение числа лицензируемых видов деятельности следует связывать с появлением понимания ограничительной роли лицензионной системы и выявлением в ходе правоприменительной деятельности отсутствия необходимости применять столь жесткий регулятивный механизм к большинству видов деятельности.

Практика лицензирования получила особое развитие в 1994 г. в связи с принятием Правительством России базисного постановления, регламентирующего выдачу, приостановление и аннулирование лицензий органами исполнительной власти. Только с 1994 по 1998 гг. органы исполнительной власти осуществляли лицензирование свыше 1000 видов коммерческой и некоммерческой деятельности.

Несмотря на все достоинства, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» имеет явные недостатки. Например, не ясно, как или кем должна разделяться компетенция выдачи лицензий между тремя уровнями исполнительной власти. Ранее существовала жесткая система: одни виды деятельности лицензировались на федеральном уровне, другие – на уровне субъектов Российской Федерации, третьи – на местах. Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. привнес лишь еще большую неопределенность в данный вопрос.

Кроме того, обращало на себя внимание значительное число лицензируемых видов деятельности. Если сначала предполагалось, что их будет 94, то в окончательной редакции это число возросло до 208 видов: были разделены одни виды1 и добавлены новые2. Вместе с тем некоторые виды деятельности из перечня были выведены (например, платные юридические услуги).

Самый большой недостаток Федерального закона от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» заключался в том, что он, во-первых, так и не смог установить исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, во-вторых, не смог унифицировать процедуру получения лицензий на занятие различными видами лицензируемой деятельности и, в-третьих, не перечислил органы, выдающие лицензии и имеющие право разрабатывать и принимать подзаконные акты строго в рамках закона об особенностях лицензирования некоторых видов деятельности3.

Есть и другая проблема. При получении лицензии хозяйствующий субъект привел в соответствие лицензионным требованиям и условиям все свои документы, но это не может служить гарантией того, что и впредь предприниматель будет добросовестно относиться к своим обязанностям. Кроме того, причинение вреда при осуществлении определенного вида деятельности может случиться не только из-за несоблюдения лицензионных требований и условий, но и по неосторожности или из-за ошибки лицензиата4.

Хотелось бы, чтобы при разработке лицензионных требований и условий законодатель учитывал требования, которые снижают степень риска причинения какого-либо вреда и создают гарантии возмещения причиненного вреда. Первым критерием требований и условий может стать необходимый опыт и навык работы, периодическая отчетность и аудит. Вторая категория требований может выражаться в виде финансовых гарантий5. Возможно также страхование своей ответственности за предполагаемый вред. Это необходимо, чтобы предприниматель чувствовал свою ответственность за оказываемые услуги, а потребитель имел возможность получить компенсацию за причиненный ему вред. Государственные органы, выдающие лицензии, будут чувствовать себя спокойно и уверенно, осознавая, что им не придется отвечать за чью-то деятельность. Один из основных принципов лицензирования – «защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан». Одним из обязательных требований и условий, предъявляемых к лицензиатам, является соблюдение законодательства Российской Федерации. Несомненно, это относится и к Федеральному закону «О защите прав потребителей», хотя в нем не упоминается возможность регулирования сферы предпринимательства посредствам лицензии. Это, естественно, недоработка в законодательстве, что приводит к вопросам о регулировании отношений между участниками правоотношений.

В хозяйственно-правовом смысле основной является проблема ответственности предпринимателя. По некоторым видам деятельности федеральными и территориальными актами установлены различные меры воздействия на нарушающего правила предпринимателя. При этом мера ответственности охватывает диапазон от штрафов до уголовного наказания.

Хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных условий, может применять в качестве мер воздействия предупреждение, приостановление действия лицензии (копии лицензии, регистрации лицензии, лицензионной карточки), лишение или аннулирование лицензии с возможным установлением срока, в течение которого лицензиат не имеет права получить лицензию на тот или иной вид деятельности.

Однако остается открытым вопрос, каким образом потребитель может использовать лицензионные органы для защиты своих прав. Например, обратившись с жалобой на деятельность предпринимателя. Но отсутствие правовой культуры в нашем обществе делает этот путь невостребованным: немногие потребители обращаются за защитой своих прав в орган лицензирования. Каков же выход из подобной ситуации? Значит ли, что Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» должен переложить обязанность защиты законных интересов потребителей на лицензионные органы? Представляется, что подобная практика приведет к нарушению принципа целесообразности права.

Рассмотрим данную проблему на примере. Областью, где наиболее часто встречаются нарушения прав потребителей, является гостинично-туристский бизнес, который лицензируется Московской лицензионной палатой в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В последнее время стали распространены организации «Timeshare» (клубный отдых). Таймшер появился в 1930-х гг. и в то время был настоящей находкой для многих людей, которые имели возможность, заплатив один раз, на протяжении всей жизни отдыхать в комфортабельных апартаментах в течение одной-двух недель один раз в году. Со временем курортные клубы стали требовать более серьезных вложений, нежели ежегодно уплачиваемые взносы, да и отдыхать в течение всей жизни в одном и том же месте скучно. Для того чтобы сохранить клиентуру, клубы объединились в ассоциации обменов туристами между клубами. Однако, как утверждают обладатели таймшеров, обменять свою неделю отдыха в одном клубе на отдых в другом клубе не так просто. И все-таки обладателям таймшеров за рубежом живется куда легче, чем россиянам. Например, в Великобритании закон о таймшерах регламентирует все, вплоть до процедуры сделки с частным лицом, при этом предусматривается так называемый период охлаждения, когда потребитель может расторгнуть договор и вернуть уплаченные деньги6. Естественно, в России такой вариант не пройдет, ведь, даже если потребитель через суд будет требовать возврата денег, фирма вряд ли выплатит гражданину компенсацию и вернет всю денежную сумму. Закона, который детально регламентировал бы данный вид деятельности, до сих пор не существует. Лицензированию подобный вид деятельности, не подлежит, т.е. он не включен в международную туристическую деятельность. Закон о правах потребителей мало может повлиять на ситуацию.

Итак, что же делать потребителю, который, не зная всех подводных камней, подписал подобный договор? Он может обратиться в Московскую лицензионную палату. За этими обращениями может последовать и приостановление, и аннулирование лицензии туристической компании7. Вернуть деньги лицензирующий орган не может, поэтому наиболее верный путь – обратиться с иском в суд о признании договора недействительным и привлечь в качестве третьего лица лицензионный орган.

В приведенном примере видна проблема соразмерности действий лицензионных органов тем нарушениям, которые были совершены лицензиатом. Самое суровое наказание, которое может применить лицензирующий орган, – ходатайствовать перед судом об аннулировании лицензии, а моральные и материальные потери потребителя не учитываются. Получается, что орган лицензирования как государственная структура, регулирующая проблемы защиты прав потребителей, не может гарантировать пострадавшим возмещение убытков и отстаивание их интересов.

Но существует проблема контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов. Плановые проверки проводятся на основании реестра фирм, получивших лицензию. При этом фирмы, осуществляющие свою деятельность без лицензии, не учитываются8. Данную проблему признают и работники лицензионных органов. В г. Москве существует немало риэлторских фирм, работающих без лицензии. Отсутствие контроля государственных органов над деятельностью таких хозяйствующих субъектов часто приводит к нарушению прав клиентов, к их обману и другим криминальным последствиям. Даже при обнаружении лица, работающего без лицензии, орган лицензирования не имеет возможности молниеносно воздействовать на нарушителя в связи с ограниченностью компетенции по данному вопросу.

Данная проблема разрешается путем взаимодействия лицензионных органов с иными контролирующими органами государства. Московская лицензионная палата совместно с другими контролирующими органами проводит мероприятия и рейды в целях выявления фактов уклонения от уплаты налогов, незаконной предпринимательской деятельности, других экономических преступлений. Ведется информационное взаимодействие контролирующих структур, контрольные органы в соответствии со своей компетенцией обмениваются информацией о выявленных нарушениях. Разрабатывается автоматизированная система «Контроль», которая поможет организовать на современном уровне информационное взаимодействие контролирующих структур9. Однако все усилия, направленные на защиту прав потребителей, будут напрасны без личного участия и заинтересованности самих потребителей.

Согласно части 2 ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирующие органы должны формировать открытые и доступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности. Параллельно с разработкой государственной автоматизированной системы «Контроль» (ГАС «Контроль») необходимо создать государственную автоматизированную систему «Информатор» (ГАС «Информатор»), предназначенную для информирования и самих лицензиатов, и всех третьих лиц о наличии или отсутствии, приостановлении или аннулировании лицензии у того или иного лицензиата.

Согласно подп. 10 и 11 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежат деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации и деятельность по технической защите конфиденциальной информации. Сегодня насчитывается более 30 видов конфиденциальной информации, которые в обобщенном виде сводятся к шести главным группам: государственная, служебная, коммерческая, банковская, профессиональная (более 15 видов) тайна, персональные данные (тайна частной жизни). Сейчас государство не в состоянии в полной мере обеспечить защиту всех видов подобной секретной информации. Стопроцентная защита со стороны государства должна осуществляться только по отношению к государственной и служебной тайнам (ст. 21, 22 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»10).

Согласно части 2 ст. 45 Конституции России, каждый имеет право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом. В связи с этим собственник конфиденциальной информации вправе самостоятельно выбрать способ защиты этой информации от чужого посягательства. Вместе с тем пункт «м» ст. 11 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации»11 предоставляет этим органам право осуществлять лицензирование наряду с государственными органами закрытых систем и комплексов телекоммуникаций, организаций, предприятий, банков и иных учреждений, расположенных в России, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Возникает противоречие, вследствие которого коммерческая структура, используя для защиты своей тайны средства шифрования, должна воспользоваться услугами ФАПСИ или организации, получившей у ФАПСИ лицензию на осуществление действий по защите информации, с передачей дубликата ключа на хранение в орган, выдавший разрешение. В результате многие хозяйствующие субъекты утверждают, что от органов исполнительной власти исходит угроза их интересам, поскольку последние используют конфиденциальную информацию зачастую не в интересах собственника этой информации12.

Необходимым условием включения деятельности в перечень лицензируемых является невозможность регулировать ее иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Лицензирование – крайняя мера государства, применяемая только токгда, когда это действительно необходимо13. В Германии лицензируется лишь 14 видов деятельности, а во Франции – пять, т.е. большинство видов деятельности государство регулирует иным способом14. «Стремление к расширению сферы лицензирования сродни стремлению к увеличению сферы уголовной ответственности как панацеи от криминализации экономики. Только без должной системы контроля и судопроизводства эти системы не работают.»15

Неоднозначен вопрос об органах, уполномоченных вести лицензионную деятельность. Полномочия Правительства России при осуществлении лицензирования определены в статье 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которой в целях обеспечения единства экономического пространства на территории России Правительство в соответствии с определенными Президентом основными направлениями внутренней политики государства:

– утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

– определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

– устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Потребовалось более четырех лет, прошедших с момента принятия Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», чтобы второе направление («определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности») было осмыслено и законодательно конкретизировано. Постановлением Правительства от 26 января 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющих лицензирование.


ПЕРЕЧЕНЬ

органов исполнительной власти (федеральных

и региональных), осуществляющих лицензирование

МВД России

Негосударственная (частная) охранная деятельность.

Негосударственная (частная) сыскная деятельность.

Торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия.

Торговля патронами к оружию.

Экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию.

Коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию.

ФМС России

Деятельность, связанная с трудоустройством граждан России за пределами России.

МЧС России

Деятельность по предупреждению и тушению пожаров.

Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

МЧС России, Ростехнадзор

Эксплуатация пожароопасных производственных объектов.

ФСТЭК России

Деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

ФСТЭК России, ФСБ России

Деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации.

ФСБ России

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лица-ми, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств.

Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств.

Предоставление услуг в области шифрования информации.

Разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем.

Роспотребнадзор

Деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.

Росздравнадзор

Медицинская деятельность.

Изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан.

Производство медицинской техники.

Техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Росздравнадзор, Россельхознадзор

Производство лекарственных средств.

Фармацевтическая деятельность.

Росохранкультура

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей.

Роспром

Производство оружия и основных частей огнестрельного оружия.

Производство патронов к оружию и составных частей патронов.

Разработка и производство боеприпасов и их составных частей.

Утилизация боеприпасов и их составных частей.

Производство пиротехнических изделий.

Деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом.

Выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия.

Разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.

Производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.

Испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.

Деятельность по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса.

Роспром, Роскосмос

Разработка вооружения и военной техники.

Производство вооружения и военной техники.

Ремонт вооружения и военной техники.

Утилизация вооружения и военной техники.

Торговля вооружением и военной техникой.

Роспром, Ространс-надзор

Ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.

Росстрой

Проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения**.

Строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения**.

Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения**.

Ростехрегулирование

Деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений.

ФСКН России

Культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ.

Ространснадзор

Перевозки пассажиров морским транспортом.

Перевозки грузов морским транспортом.

Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом.

Перевозки грузов внутренним водным транспортом.

Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.

Перевозки железнодорожным транспортом грузов.

Перевозки грузобагажа железнодорожным транспортом.

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте.

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах.

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути.

Деятельность по обеспечению авиационной безопасности.

Росавиация

Перевозки пассажиров воздушным транспортом.

Перевозки грузов воздушным транспортом.

Роскартография

Геодезическая деятельность.

Картографическая деятельность.

Минфин России

Аудиторская деятельность*.

ФНС России

Деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией.

Деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино).

Деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов).

Росимущество

Оценочная деятельность*.

Росгидромет

Выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления.

Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления.

ФСФР России

Деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Деятельность инвестиционных фондов.

Деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Ростехнадзор

Деятельность по продаже электрической энергии гражданам.

Производство взрывчатых материалов промышленного назначения.

Хранение взрывчатых материалов промышленного назначения.

Применение взрывчатых материалов промышленного назначения.

Деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения.

Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Производство маркшейдерских работ.

Эксплуатация взрывоопасных производственных объектов.

Эксплуатация химически опасных производственных объектов.

Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Роскосмос

Космическая деятельность.

Ростуризм

Туроператорская деятельность**.

Турагентская деятельность**.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и федеральные органы исполнительной власти, разрабатывающие проекты положений о лицензировании этих видов деятельности

Заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов (Минпромэнерго России).

Заготовка, переработка и реализация лома черных металлов (Минпромэнерго России).

* Лицензирование деятельности прекращается с 1 июля 2006 г.

** Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 г.

При делегировании федеральных полномочий в области лицензирования субъектам РФ предметом делегирования может выступать только передача части федеральных полномочий по предметам совместного ведения. Конституцией Российской Федерации лицензионные полномочия не отнесены ни к федеральным, ни к предмету совместного ведения (ст. 71 и 72). Согласно пункту 1 ст. 49 ГК РФ, перечень лицензируемых видов деятельности может быть определен только федеральным законом; статус лицензионных полномочий регламентируется в соответствии с общим порядком осуществления полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, установленным частью 1 и 2 ст. 76 Конституции России. Поскольку в сфере лицензионного регулирования наряду с федеральными законами и подзаконными актами применялось и законодательство субъектов РФ (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), можно констатировать, что эти полномочия относились к предметам совместного ведения (ч. 2 ст. 76 Конституции) и в этом случае применялся порядок делегирования региональным органам федеральных полномочий по предметам совместного ведения, установленный Федеральным законом от 24 июня 1999 г.

В пункте 3 ст. 6 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» были указаны два варианта делегирования федеральных полномочий:

  1.  в системе государственной власти, когда вышестоящие государственные органы передают свои полномочия соответствующим региональным органам;
  2.  в сфере взаимоотношений органов государственной власти и негосударственных муниципальных органов.

Порядок делегирования полномочий, предусмотренный Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являлся частным случаем перераспределения полномочий, предусмотренных Конституцией. Конституция России предусматривает два режима делегирования:

  1.  передача федеральными органами исполнительной власти части полномочий соответствующим региональным органам, т.е. перераспределение происходит в единой системе федеральной исполнительной власти (ч. 2 ст. 78 Конституции России);
  2.  передача региональными органами исполнительной власти части вверенных им полномочий соответствующим федеральным органам.

Вызывает интерес пункт 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором сказано, что «деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта РФ. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ, если иное не установлено вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона федеральными законами». Из этого следует, что лицензирующие органы на территории иных субъектов должны обладать информацией о лицензиате хотя бы для того, чтобы осуществлять надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

Однако для самогó лицензиата при этом возникают определенные трудности, ведь далеко не всегда он обладает информацией о месторасположении лицензирующих органов в ином субъекте РФ. Но это мелочи по сравнению с тем, кто и как будет определять территориальный принцип лицензирования. Ведь тогда количество лицензий увеличится даже для одного вида деятельности. А разве могут быть различными требования к соискателю, например, на «деятельность по производству медицинской техники» в Костроме и в Вологде?16 

Постановлением Правительства России от 8 мая 2002 г. № 3022 было отменено 45 нормативных правовых актов, посвященных лицензированию отдельных видов деятельности. Однако множественность действующих законодательных и подзаконных актов, в том числе принятых в 2002, 2003 гг., затрудняет детальное описание всех лицензионных процедур, поэтому ниже будут рассмотрены лишь наиболее важные с точки зрения нашего исследования моменты.

Относительный запрет и личный (частный) интерес побуждают заинтересованное лицо (организацию) подать заявление о выдаче разрешения (лицензии). Это – начало лицензионного производства. У невластного субъекта есть право обратиться с заявлением, а значит, возбудить лицензионное дело. Ситуация столь очевидна, что не нуждалась бы в каких-либо комментариях, если бы не одно обстоятельство – кто может возбудить лицензионное дело?

Один субъект определен однозначно: в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» соискатель лицензии – индивидуальный предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии. Второй заинтересованный субъект – юридическое лицо, чей правовой статус закреплен в статье 48 ГК РФ. Но юридическое лицо как организация не может обратиться в лицензирующий орган, это делает физическое лицо, представляющее эту организацию. Практика идет по следующему пути: заявление в лицензирующий орган представляют учредители юридического лица или руководитель исполнительного органа организации, имеющий доверенность. Это противоречит пункту 2 статьи 103 Гражданского кодекса, регламентирующей порядок управления в акционерном обществе. К сожалению, незаконность таких действий закреплена в ряде нормативных актов. Так, в соответствии со статьей 8 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»17 для получения лицензии на создание объединений частных детективных предприятий заявление в лицензирующий орган должны представлять учредители.

До подачи заявления соискатель лицензии готовится к лицензированию, создавая организационные, материальные, кадровые предпосылки желаемой деятельности, собирая необходимые документы. Эти процедуры направлены на выполнение общих и специальных лицензионных требований. В ранее действовавшем законе их содержание в самом общем виде было определено следующим образом: соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, положений о лицензировании конкретных видов деятельности18.

По действующему законодательству единственным источником лицензионных требований и условий являются положения о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденные Правительством. Между тем лицензионные требования и условия могут предусматриваться иными законодательными актами, например Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»19. Таким образом, отсутствие указанных требований и условий в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности может служить формальным основанием для освобождения лицензиата, в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от ответственности за их нарушение, однако он может быть привлечен к ответственности на основании другого законодательного акта.

Отсутствие однозначно определенных требований и условий связано со спецификой лицензируемых видов деятельности, однако в ряде случаев это может приводить к бюрократизации процедур получения лицензии, поскольку список таких требований и условий бывает чрезвычайно обширным. Так, для выдачи лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации нефтегазодобывающих производств было сформулировано 14 лицензионных требований и условий, в том числе:

1) соблюдение требований законодательства в области промышленной безопасности;

2) соблюдение установленного порядка предоставления сведений, необходимых для ведения государственного реестра опасных производственных объектов;

3) наличие декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов;

4) организация и проведение производственного контроля над соблюдением требований промышленной безопасности на нефтегазодобывающем производстве;

5) наличие в штате юридического лица работников, удовлетворяющих квалификационным требованиям, в количестве, необходимом для эксплуатации нефтегазодобывающего производства;

6) наличие у индивидуального предпринимателя высшего профессионального образования; обеспечение проведения подготовки и аттестации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица в области промышленной безопасности20.

Для выдачи лицензии на осуществление фармацевтической деятельности было установлено восемь лицензионных требований и условий, в том числе:

– наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений, соответствующих санитарным правилам, оснащенных оборудованием, техническими средствами и приборами, необходимыми для ведения лицензируемой деятельности;

– соблюдение требований по технической укрепленности и оснащению средствами охранной сигнализации объектов и помещений, используемых для ведения фармацевтической деятельности;

– соблюдение правил хранения и обращения с лекарственными средствами с учетом их физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также с лекарственными средствами, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами;

– соблюдение правил оптовой и розничной торговли лекарственными средствами, изготовления лекарственных средств в аптечных учреждениях;

– обеспечение стандартов качества лекарственных средств при их хранении, реализации и изготовлении;

– не реже одного раза в пять лет повышение квалификации работников юридического лица, осуществляющих фармацевтическую деятельность21.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных знаний, в лицензионные требования и условия, как правило, дополнительно включаются квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности, квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования соответствия указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого ведется такой вид деятельности.

Например, постановлением Правительства России от 4 июля 2002 г. № 501 «Об утверждении Положения о лицензировании производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств и Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний» установлено, что обязательными лицензионными требованиями и условиями при осуществлении производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств являются: использование технологий и оборудования, отвечающих «требованиям противопожарных и государственных санитарно-эпидемиологических норм и правил; соблюдение требований нормативно-технической и технологической документации в области производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств22.

Дополнительные условия выдачи лицензии могут распространяться на:

– особый порядок проведения процедур лицензионного производства, например, конкурсный порядок получения лицензии на разработку недр, осуществление деятельности в сфере международного туризма;

– организационно-правовую форму соискателя лицензии; например, аудиторская организация, претендующая на получение лицензии для проведения банковского аудита, не может иметь форму открытого акционерного общества;

– особый порядок возбуждения лицензионного дела; например, лицензия на право деятельности по защите информации выдается предприятию по представлению органа государственной власти Российской Федерации23; для получения лицензии на ведение деятельности по международному информационному обмену необходимо согласие (поручение) органа государственной власти, в ведении которого находится данный государственный информационный ресурс или который выполняет функции заказчика по формированию государственных информационных ресурсов.

Возбуждение лицензионного дела предполагает представление соискателем лицензии в лицензирующий орган пакета документов, общий перечень которых определен статьей 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Помимо документов, представление которых вытекает из особых условий и требований лицензирования конкретных видов деятельности, о чем шла речь выше, соискатель должен представить:

– заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке – для юридического лица;

– фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, – для индивидуального предпринимателя;

– лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет вестись указанный вид деятельности;

– копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом) – для юридических лиц;

– копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) – для индивидуальных предпринимателей;

– справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

– документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

Кроме того, закон предусматривает, что в зависимости от специфики деятельности в положение о лицензировании конкретного вида деятельности можно включить указание на обязанность представлять иные документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям. Это положение закона не вызывает принципиальных возражений: как было сказано выше, перечень дополнительных документов, как правило, обусловлен спецификой лицензируемого вида деятельности и условий ее осуществления. Вместе с тем очевидна расплывчатость формулировки этой части статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», что нередко открывает простор излишнему «правотворчеству» лицензирующих органов, ставящих препоны соискателю лицензии.

Как представляется, законодатель должен был хотя бы оговорить примерный содержательный круг дополнительных документов и установить, представления каких дополнительных документов требовать нельзя. Разумеется, это не простая задача, но ее нерешенность свидетельствует о технико-юридических недостатках рассматриваемого законодательного акта. За этой констатацией видятся три взаимосвязанных принципиальных момента: во-первых, необходимость ограничения объема правотворческой деятельности органов исполнительной власти, о чем постоянно упоминается в юридической литературе24; во-вторых, необходимость введения в законодательство о лицензировании такого понятия, как «гарантии надлежащего осуществления лицензированных видов деятельности»; в-третьих, более полное использование богатого лицензионного опыта западных стран. На последней проблеме следует остановиться более подробно.

Юридическая наука и практика давно и успешно используют сравнительное правоведение для достижения своих целей. Тем самым глубже постигаются процессы и явления в правовой сфере, удается лучше понять объем и характер «внешнего» правового влияния, масштабы и формы использования зарубежного правового опыта. И, напротив, игнорирование и недооценка богатого потенциала сравнительного правоведения в современных условиях недопустимо. Это ведет к искусственной изоляции и замкнутости правовых систем и даже их противопоставлению, в меньшей степени используется общеправовая информация, порождаются не только юридические, но и неверные политические и экономические решения25.

Ранее уже было сказано о том, что в законодательстве и в науке понятие «лицензия» тем или иным образом соотносится с понятием «разрешение»26. Следует особо отметить, что для российского законодательства характерны непоследовательное и хаотичное использование понятий «разрешение» и «лицензия». Приведем конкретные примеры. Согласно статье 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»27, международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории России осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями (выделено мной. – А.Б.). И далее статья гласит: «К международным автомобильным перевозкам российские перевозчики допускаются при наличии лицензий (выделено нами. – А.Б.) на указанный вид деятельности. Международные автомобильные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляются в соответствии со специальными разрешениями (выделено нами. – А.Б.), которые выдаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, и которыми могут предусматриваться обязанности перевозчиков выполнять перевозки таких грузов по заранее определенным маршрутам»28. В следующих статьях законодатель вновь ссылается на понятие «специальное разрешение», из чего (а также из системного анализа всего закона) следует сделать вывод о том, что у понятий «лицензия» и «специальное разрешение» один и тот же смысл. Однако трудность заключается в том, что хаотичное применение этих понятий в нормативном правовом акте не оправданно, оно лишь запутывает и затрудняет понимание смысла всего закона.

Другой пример. Согласно статье 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»29, под разрешением (лицензией) на право ведения работ в области использования атомной энергии понимается надлежаще оформленный документ, подтверждающий право на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии. Разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются органами государственного регулирования безопасности. Указанные разрешения (лицензии) выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии. Таким образом, в данном случае законодатель намеренно отождествляет понятия «разрешение» и «лицензия», что, несомненно, снимает многие лишние вопросы и проблему соотношения этих понятий.

Между тем проблема их соотношения имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Дело в том, что в российском законодательстве не содержится определения понятия «разрешение». В то же время в лицензионном законодательстве содержится приведенное выше определение понятия «лицензия», согласно которому разрешение – это родовое понятие по отношению к лицензии. Кроме того, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой30 определяет разрешение как право на совершение чего-нибудь, а также документ, удостоверяющий такое право. Понятие же лицензии идет под ремаркой специального термина и рассматривается как разрешение на ведение какой-либо деятельности (лицензия на ввоз, вывоз какого-либо товара). Таким образом, в русском языке понятие «лицензия» производно от понятия «разрешение». И в то же время оба понятия являются компонентами одного разрешительного режима: юридическое или физическое лицо, подав в соответствующий орган заявление о разрешении совершить определенные действия, получает разрешение или лицензию от государства.

На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы.

Во-первых, прогрессивным достижением в деле формирования лицензионного законодательства современной России стало принятие Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который, с одной стороны, ограничил круг органов, которые могут осуществлять лицензирование, а с другой – расширил полномочия в этой сфере федеральных органов исполнительной власти.

Во-вторых, анализ современного лицензионного законодательства и практика его применения в России позволяют говорить о том, что факт получения предпринимателем лицензии не может служить гарантией того, что и впредь предприниматель будет добросовестно относиться к своим обязанностям. Более того, причинение вреда в процессе осуществления определенного вида деятельности может случиться не только из-за несоблюдения лицензионных требований и условий, но и в случае неосторожности или ошибки лицензиата.

В связи с этим законодателю необходимо при разработке лицензионных требований и условий учитывать требования, которые снижают степень риска причинения какого-либо вреда (например, периодическая отчетность и аудит), и требования, которые создают финансовые гарантии возмещения причиненного вреда.

В-третьих, поскольку в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не разрешена проблема соразмерности действий лицензионных органов тем нарушениям, которые были совершены лицензиатом, необходимо разработать и внедрить в практику лицензирования механизм страхования лицензиатом своей ответственности за возможный вред, при котором предприниматель чувствовал бы свою ответственность за оказываемые им услуги, а потребитель имел гарантированную законом возможность получить компенсацию за причиненный ему вред.

В-четвертых, согласно части 2 ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирующие органы должны формировать открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.

Параллельно с разработкой государственной автоматизированной системы «Контроль» (ГАС «Контроль») необходимо разработать государственную автоматизированную систему «Информатор» (ГАС «Информатор»), предназначенную для информирования как самих лицензиатов, так и всех третьих лиц о наличии или отсутствии, приостановлении или аннулировании лицензии у того или иного лицензиата.

В-пятых, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривает, что в зависимости от специфики деятельности можно включить в положение о лицензировании конкретного вида деятельности требование представлять иные (дополнительные) документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям. Для того чтобы это положение закона не открывало простор для излишнего «правотворчества» лицензирующих органов, ставящего препоны соискателю лицензии, необходимо законодательно оговорить примерный содержательный круг дополнительных документов и установить, представления каких дополнительных документов требовать нельзя. Нерешенность этой задачи свидетельствует о технико-юридических недостатках Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и требует:

– ограничить объем правотворческой деятельности органов исполнительной власти, о чем постоянно упоминается в юридической литературе;

– ввести в законодательство о лицензировании такое понятие, как «гарантии надлежащего осуществления лицензированных видов деятельности»;

– использовать положительный лицензионный опыт западных стран.

1 Например, вместо ранее предусматривавшегося телерадиовещания в Федеральном законе от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» названы сразу телевизионное вещание, радиовещание и вещание дополнительной информации.

2 Например, производство и распространение пиротехнических изделий.

3 Многие из приведенных пробелов в лицензионном законодательстве устранил Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

4 В этом случае придется задуматься о возмещении причиненного ущерба пострадавшим лицам, в данном случае потребителю. Этот вопрос почему-то упускается из виду при выдаче лицензии на многие виды деятельности.

5 Например, наличие определенного размера собственных средств уставного капитала, специального резервного фонда и т.д.

6 См.: Легко ли отнять деньги у клиента? // Лицензионное обозрение. – 2000. – № 4. – С. 12-13.

7 За последние четыре года МЛП приняты решения о приостановлении и об аннулировании лицензии у 20 организаций, занимающихся «таймшером» и имеющих лицензии на право осуществления международной туристической деятельности.

8 Проверки, проводимые для обнаружения фирм, работающих без лицензий, носят, как правило, хаотичный характер. Следовательно, данная работа отдана на волю случая и не имеет системного подхода, что предоставляет определенную свободу незаконопослушным предпринимателям.

9 См.: Распоряжение мэра г. Москвы от 18 марта 1998 г. № 242.

10 См.: СЗ РФ. – 1995. – № 8. – Ст. 609.

11 См.: Российская газета. – 1993. – 7 апреля.

12 См.: Лопатин В.Н. Причины проблем нашего законодательства кроются в самом процессе законотворчества // Юридический мир. – 1998. – № 7. – С. 8.

13 См.: Ионова Ж.А. Государственная регистрация и лицензирование предпринимательства: сходство и различие // Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов и соискателей Института государства и права Российской Академии наук / Отв. ред. М.М. Славин; – М.: Институт государства и права РАН, 1996. – С. 39.

14 См.: Волчинская Е.К. Замечания к Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Юридический мир. – 1998. – № 7. – С. 9.

15 Там же. – С. 10.

16 См.: Петелина И.В. Круглый стол: приоритеты правовой политики в современной России (окончание), раздел «Оптимизация соотношения федерального и регионального законодательства – необходимое условие совершенствования российской правовой системы» // Правоведение. – 1998. – № 1. – С. 136.

17 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992. – № 17. – Ст. 888.

18 См.: Ст. 9 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

19 См.: СЗ РФ. – 1999. – № 14. – Ст. 1650.

20 См.: Постановление Правительства России от 4 июня 2002 г. № 382 «О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производства маркшейдерских работ» // СЗ РФ. – 2002. – № 23. – Ст. 2182.

21 См.: Постановление Правительства России от 1 июля 2002 г. № 489 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» // СЗ РФ. – 2002. – № 27. – Ст. 2700.

22 См.: СЗ РФ. – 2002. – № 27. – Ст. 2712.

23 См.: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.) «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”» // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 167.

24 См., напр.: Шадже A.M. Методологические аспекты законодательной деятельности в современной России. – СПб., 1998. – С. 23; Худолеев В.В. Правовые особенности порядка лицензирования отдельных видов деятельности в Российской Федерации // Консультант бухгалтера. – 2002. – № 3. – С. 23–27; Чумаков А. Если ваша деятельность лицензируется // Новая бухгалтерия. – 2003. – № 6. – С. 12–15.

25 См.: Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. – М., 1996. – С. 32.

26 См.: Спектор Е. Разрешение и лицензия в законодательстве о лицензировании // Законодательство и экономика. – 2000. – № 8 (196). – С. 21–22.

27 См.: СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3805.

28 В случае превышения максимального веса транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства либо превышения его габарита продолжение движения транспортного средства допускается после устранения нарушения или получения специального разрешения федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

29 См.: СЗ РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4552.

30 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры. – М., 1993. – С. 268.

PAGE  33


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21230. Педагогическая деятельность 16.43 KB
  деятельности: обучающая воспитывающая организационная управленческая консультационнодиагностическая Во все виды входят 3 компонента: постановка цели и задач Включает в себя анализ педагогической ситуации совокупность условий в которых учитель ставит принимает и реализует пед. Решение пед задач идет в неск. педагогические средства и решения задач При выборе средств и способов пед.
21231. Педагогическое общение 13.69 KB
  Если рассматривать как сквозной процесс в обучение то необходимо выделить 2 основные модели общения: учебно – дисциплинарную и личностно ориентированную. Стадии педагогического общения: Моделирование предстоящего общения. Организация непосредственного общения. Анализ общения.
21232. Социальная психология личности 18.89 KB
  Понимание личности в соц. существенно отличается от понимания личности в смежных науках: социология и общая психология. детерминации личности.
21233. Конфликт: функции и структура, динамика и топология. Способы психологической работы с конфликтами 20.22 KB
  Способы психологической работы с конфликтами Конфликт – это трудно разрешимая ситуация которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе а так же в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами. Функции конфликта конструктивная он выступает источником развития и противоречия она призвана разрешать противоречия и как правило конфликт исчерпывается и как правило влечет к положительному завершения конфликта деструктивная в конфликте люди испытывают...
21234. ПРОДОЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА 591.5 KB
  Поэтому релейная защита в указанных сетях должна быть в первую очередь быстродействующей то есть работать без выдержки времени. Продольная дифференциальная защита является защитой с абсолютной селективностью не реагирует на внешние КЗ токи нагрузки качания и за счёт этого она может действовать без выдержки времени и иметь высокую чувствительность. Поскольку защита должна работать без выдержки времени то необходимо принять в расчёт и переходные токи.
21235. ДИСТАНЦИОННАЯ ЗАЩИТА 87 KB
  Необходимо применение быстродействующей селективной защиты обладающей высокой чувствительностью в сетях любой конфигурации. Выдержка времени дистанционной защиты зависит от удалённости места КЗ.1 Основным органом дистанционной защиты является измерительный дистанционный орган определяющий удалённость КЗ.2 – Трёхступенчатая дистанционная защита Для обеспечения селективности дистанционные защиты в сетях сложной конфигурации выполняются направленными и действуют только при направлении мощности КЗ в линию.
21236. ЗАЩИТА ГЕНЕРАТОРОВ 139 KB
  Защита должна действовать на отключение. Ток до 5 А считается безопасным и защита должна действовать на сигнал при токах более 5 А – на отключение. Защита должна действовать на отключение.
21237. ЗАЩИТА ТРАНСФОРМАТОРОВ И АВТОТРАНСФОРМАТОРОВ 451.5 KB
  2 Межвитковые замыкания в одной фазе – защита должна действовать на отключение. 3 Замыкания на землю – защита действует на отключение или на сигнал. Ненормальные режимы: 1 Протекания сверхтоков при внешнем КЗ – защита должна действовать на селективное отключение.
21238. ЗАЩИТА ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 155 KB
  Междуфазные КЗ – сопровождаются сверхтоками поэтому защита должна действовать на отключение. Используется токовая защита – до 5 МВт свыше 5 МВТ – продольная дифференциальная защита. 2 Замыкания на землю – сопровождаются малым током однако во избежание разрушения стали двигателя устанавливается защита на отключение. 3 Витковые замыкания – сопровождаются сверхтоками однако особая защита не устанавливается вследствие дороговизны так как если витковые замыкания развиваются то переходят в междуфазные КЗ или КЗ на землю и отключаются...