67903

СИСТЕМА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В МЕХАНИЗМЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Общая часть объединяет нормы лицензионного права определяющие критерии выделения объектов лицензирования правовой статус субъектов лицензионных правоотношений в том числе полномочия лицензионных органов принципы лицензионного права сферу действия лицензионного законодательства...

Русский

2014-09-16

104.5 KB

0 чел.

А. БАГАНДОВ,

кандидат юридических наук, доцент

СИСТЕМА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В МЕХАНИЗМЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ

ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Согласно Философскому словарю, механизм (от греч. mechane – машина) представляет собой систему движений или событий, устройство или приспособление, в котором и посредством которого совершаются эти движения1. В соответствии с Большой советской энциклопедией механизм – это система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел2. Таким образом, при характеристике лицензионного права как механизма воздействия на поведение субъектов правовых отношений следует рассматривать его в качестве совокупности правовых норм, сгруппированных в общую, особенную и специальную части лицензионного права.

Общая часть объединяет нормы лицензионного права, определяющие критерии выделения объектов лицензирования, правовой статус субъектов лицензионных правоотношений, в том числе полномочия лицензионных органов, принципы лицензионного права, сферу действия лицензионного законодательства и нормотворческие права в лицензионной сфере различных властных субъектов, соотношение федерального и регионального начал в регулировании лицензионных отношений, основные правила действия лицензий в пространстве и во времени, их виды и удостоверяющие лицензию документы. Эта часть также включает процедурные нормы, общие для всей подотрасли лицензионного права (о порядке и сроках принятия решений о выдаче лицензии, о порядке переоформления документов и приостановления действия и аннулирования лицензии). Общими являются и нормы о предварительном и текущем контроле деятельности соискателей лицензий и лицензиатов, о ведении реестров лицензий и порядке выдачи информации, содержащейся в них. Кроме того, к общей части лицензионного права относятся нормы о лицензионной ответственности, т.е. нормы, определяющие состав лицензионного правонарушения и меру ответственности за его совершение.

Нормы общей части закреплены в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлении Правительства России от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Большинство норм общей части действуют на всю совокупность лицензионных правоотношений и составляют основу нормообразования и применения норм права в рамках особенной части лицензионного права. Применительно к специальной части лицензионного права, которая образует особый сегмент в системе лицензионного права, нормы общей части не распространяются напрямую.

Особенную часть лицензионного права традиционно составляют нормы о лицензировании отдельных видов деятельности. При этом в нее входят нормы о лицензировании тех видов деятельности, которые регулируются и общими нормами лицензионного законодательства, закрепленными в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»3. Структуру особенной части лицензионного права составляют отдельные институты лицензирования деятельности в экономической сфере (хозяйственные виды деятельности), в области государственной безопасности и обороны страны, здравоохранения, экологической, промышленной, транспортной безопасности и т.д.

Специальная часть лицензионного права занимает особое место в его системе, поскольку объединяет в себе нормы лицензионного права, не подпадающие под действие общих норм лицензионного права. Речь идет о нормах российского права, посвященных лицензированию тех видов деятельности, которые перечислены в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В специальной части лицензионного права можно встретить нормы, самые неожиданные с точки зрения традиционной лицензионной процедуры: различные виды лицензий (именных распорядительных, долгосрочных, лесорубочных билетов, удостоверений и т.п.), применение своеобразной меры ответственности, не свойственной общим принципам лицензирования (ограничение действия лицензии), существование лицензии на договорной основе (лицензионный договор) и т.д.

Безусловно, все семнадцать видов деятельности, содержащиеся в части 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»4, – это основа формирования отдельных институтов лицензионного права, которые представляют собой относительно самостоятельные (в рамках всего лицензионного механизма) механизмы воздействия на поведение субъектов правовых отношений. К таким механизмам относятся следующие институты лицензирования:

– использования результатов интеллектуальной деятельности;

– страховой деятельности;

– деятельности кредитных организаций;

– профессиональных участников рынка ценных бумаг;

– деятельности в области связи, использования орбитально-частотных ресурсов для целей телевидения и радиовещания;

– образовательной деятельности;

– деятельности в области защиты государственной тайны;

– биржевой деятельности и т.д.

Таким образом, анализ норм общей и особенной частей лицензионного права позволяет выделить в его структуре несколько крупных общих институтов, прежде всего ключевой институт лицензионного процесса, объединяющий нормы общей, особенной и специальной частей лицензионного права, регулирующих различные процедуры, существующие при осуществлении лицензионной деятельности. Это и процедура выдачи лицензии, включающая анализ представленных документов, проверку соответствия соискателя лицензионным требованиям и условиям, принятие решения о выдаче лицензии, выдачу документа, удостоверяющего наличие лицензии, внесение сведений в реестр лицензий и т.д., и процедура текущего контроля (выездные и документальные проверки, оформление актов проверок, ознакомление лицензиата с результатами проверки, принятие решения по итогам проверки), и процедура применения мер ответственности за нарушение лицензионных требований и условий (принятие решения о приостановлении действия лицензии, о подаче иска об аннулировании лицензии либо аннулирование лицензии, процедура обжалования такого решения и т.д.).

Другой значительный институт в рамках лицензионного права – институт лицензионного контроля над действиями лицензиатов и соискателей лицензий. Данный институт объединяет нормы подотрасли по признаку реализации контрольных полномочий лицензирующих органов в сфере лицензирования. К данному институту относятся все нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе проведения предварительного, текущего и последующего контроля над соблюдением лицензионных требований и условий.

Еще один институт лицензионного права – институт лицензионной ответственности. Он объединяет нормы о собственно лицензионной ответственности (например, приостановление действия лицензии, аннулирование лицензии, ограничение действия лицензии), нормы о мерах материальной, административной и уголовной ответственности, применяемых за нарушение требований лицензионного законодательства. В структуру института лицензионной ответственности включены нормы, закрепленные в источниках самых разных отраслей российского права – гражданского, предпринимательского, административного, уголовного.

Институты лицензионного права являются внутренне согласованными между собой частями лицензирования как механизма воздействия на поведение субъектов правовых отношений и, как и большинство институтов российского права, не могут быть ограничены рамками той или иной части отрасли права или даже одной отраслью (подотраслью). Институт лицензионного контроля, очевидно, является частью межотраслевого института административного контроля; институт лицензионной ответственности заимствует нормы из нескольких отраслей права. Тем не менее, в структуре лицензионного права эти группы норм занимают совершенно определенное и значимое место5.

При рассмотрении вопроса о системе отрасли (подотрасли) права нельзя обойти вниманием вопрос о нормах этой отрасли (подотрасли) права. В теории государства и права норма права – это установленное и (или) санкционированное государством обязательное, формально определенное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений и обеспеченное принудительной силой государства.

Содержанию нормы права как правила поведения соответствует ее структура, являющаяся элементом системы права в целом. Традиционно в норме права выделяют три части: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции. Диспозиция – это элемент нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. Санкция нормы права предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителя предписаний6.

Нормы подотрасли лицензионного права по своей структуре – классические нормы административного права. Диспозиция лицензионной нормы всегда и исключительно императивна. При этом императивность относится к действиям не только субъектов, вступающих в лицензионные отношения с целью получить право на осуществление определенного вида деятельности, но и органов, осуществляющих лицензионную деятельность. Последнее обстоятельство обусловлено необходимостью детально регламентировать действия властных субъектов в лицензионной сфере, чтобы предотвратить злоупотребления властными полномочиями7.

Гипотезы лицензионных норм всегда абстрактные, что также вызвано необходимостью соблюдать равенство субъектов, желающих получить лицензию на право заниматься определенной деятельностью, т.к. исключает возможность индивидуального подхода к той или иной ситуации.

Санкции лицензионных норм закреплены в источниках лицензионного и других отраслей права. По своему характеру санкция лицензионной нормы может быть трех видов: административно-правовой (это санкции, закрепленные в лицензионном законодательстве и Кодексе об административных правонарушениях), уголовно-правовой (санкции, закрепленные в Уголовном кодексе), гражданско-правовой (санкции, закрепленные в гражданском законодательстве)8.

Что касается места лицензионного права в системе российского права, необходимо подчеркнуть, что характер норм лицензионного права дает основание с уверенностью утверждать, что лицензионное право – это право публичное, т.е. призвано защищать прежде всего общественные интересы. Лицензионное право основано на императивном методе правового регулирования и предполагает взаимоотношения власти и подчинения между субъектами лицензионных правоотношений при отсутствии частной свободы. Свобода частного лица ограничивается возможностью добровольно вступить в указанные правоотношения или выйти из них9.

Лицензионное право как совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе лицензирования, – одна из подотраслей административного права России. На это указывает императивный метод правового регулирования, используемый в рамках лицензионного права, и традиционное отнесение лицензирования к формам государственного регулирования экономики. В рамках административного права лицензионное право является преимущественно процессуальной подотраслью, несмотря на то, что в нем присутствуют и нормы материального характера. Это обусловлено тем, что лицензирование – это, по сути, процедура применения определенной совокупности мер воздействия на общественные отношения10.

Понятие «лицензирование» как разновидность разрешительной политики государства относительно недавно введено в обиход отечественной административно-правовой науки. Сказанное, однако, не означает отсутствия сходных по содержанию методов государственного дозволения в России и в правовых системах зарубежных государств в более ранние периоды. Так, Ж.А. Ионова отмечает, что «такие понятия, как лицензиат, лицензиар, лицензионное соглашение, которые встречаются в действующем законодательстве применительно к видам деятельности, подлежащей лицензированию, заимствованы из понятийного аппарата патентного права»11. Действительно, сложно не согласиться с подобным утверждением. В справочной литературе советского периода можно обнаружить, что применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным, в качестве основной разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора.

В сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли Союза ССР и последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой способ реализации монополии внешней торговли в форме лицензирования внешнеторговой деятельности. В СССР лицензионный договор применялся в отношениях с иностранными организациями и рассматривался как один из видов внешнеторговой сделки12. Из такого применения лицензионного механизма следовало, что лицензия понималась также в двух основных значениях: как разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на осуществление внешнеторговой операции, и как разрешение на использование изобретения или иного технического достижения, предоставленное на основе лицензионного договора либо судебного или административного решения компетентного органа13.

В первом из приведенных значений лицензия и ее выдача воспринимались как одна из форм государственного контроля над экспортом и импортом товаров и расходованием валютных средств. Таким образом, понимание лицензионного механизма было в большей или меньшей степени аналогично современному в том, что касалось контроля государства над определенными видами деятельности.

Во втором значении лицензия традиционно воспринималась как разрешение на пользование результатами интеллектуальной деятельности с одним лишь отличием от современного представлении о действии такого механизма. Дело в том, что советская правовая доктрина допускала по основаниям и в порядке, предусмотренных законодательством, выдачу так называемых принудительных лицензий судебными и даже административными органами по ходатайству заинтересованного лица. Обычно основанием для выдачи такого рода лицензии могло быть неиспользование или недостаточное, с точки зрения государства, использование изобретения.

На основе изложенных выше представлений сформировалось современное понятие о лицензировании. Однако возникновение лицензионного механизма не следует связывать с советской эпохой развития нашего государства. Само явление лицензирования как практика передачи монопольного права на совершение определенных действий, пользование благами или занятие каким-либо видом деятельности возникло задолго до XX в.14 В частности, в деятельности исполнительно-распорядительных органов Российской империи методы лицензирования применялись во время так называемой континентальной блокады, одной из мер которой было ограничение внешнеторговой деятельности Англии в период ее острого конфликта с Францией. Россия выдавала лицензии для торговли с Англией, именовавшиеся «льготными письмами» (Freibriefe), лишь в ограниченный период присоединения Российской империи к мерам континентальной блокады – в 1811–1812 гг. Следствием фактического сведения на нет континентальной блокады в июне 1812 г. стала отмена выдачи лицензий. Таким образом, кратковременное введение лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности России было предпосылкой политико-правовых, но отнюдь не экономических факторов, поскольку отказ от выдачи «льготных писем» ущемлял интересы отечественных товаропроизводителей. Однако в науке полицейского и административного права России термин «лицензирование» не упоминался15. Развитие института лицензирования на рубеже 1991–1992 гг. было обусловлено сменой экономико-правовой формации: государство было заинтересовано в интенсификации частноправовой деятельности, однако ее осуществление вне государственной регламентации не представлялось возможным. Назрела необходимость ввести методы действенного обеспечения защиты прав граждан и экономической безопасности России. Одним из таких методов и стал институт лицензирования.

В современной правовой системе лицензирование прочно занимает место специфического административно-правового режима, носящего процессуальный характер и функционирующего наряду с такими режимами, как режим государственной регистрации, сертификации, аттестации, аккредитации. Однако не следует забывать еще об одном аспекте, определяющем место лицензионного механизма в правовой системе Российской Федерации: лицензирование – это один из наиболее распространенных способов обеспечения государственных интересов в частноправовой деятельности. Частноправовая деятельность в значительной степени находится в сфере регулирования гражданского права. В связи с этим возникает вопрос, неоднократно поднимавшийся в теории наук гражданского и предпринимательского права, о соотношении лицензирования и теории правоспособности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса России все юридические лица имеют общую и (или) специальную правоспособность. В юридической литературе утвердилось мнение о том, что под принципом общей правоспособности понимается возможность юридических лиц (за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом) заниматься любыми видами предпринимательской деятельности и совершать любые необходимые для этого сделки, не запрещенные законом. Предусмотренную Гражданским кодексом, не ограниченную рамками закона право- и дееспособность юридических лиц следует рассматривать в качестве общей предпосылки гарантии их прав в сфере гражданских правоотношений.

Сложнее обстоит дело с институтом специальной правоспособности. По мнению М.И. Брагинского и К.Б. Ярошенко, основаниями института специальной правоспособности является Гражданский кодекс и иные федеральные законы, которые ограничивают общую правоспособность юридических лиц. Понятие же специальной правоспособности означает совершение юридическими лицами, прямо указанными в законе, только таких действий, которые соответствуют целям их деятельности, предусмотренным в уставе, и несение связанных с этой деятельностью обязанностей16.

Иной точки зрения придерживается В.А. Рахмилович17, который выделяет три основания специальной правоспособности юридических лиц – закон, иные правовые акты, учредительные документы юридических лиц, если в них определенным образом ограничены цели и предмет деятельности. Ж.А. Ионова18 относит лицензирование к основаниям возникновения специальной правоспособности, что, однако, не противоречит вышеуказанной позиции В.А. Рахмиловича. Действительно, лицензирование – один из наиболее распространенных оснований возникновения специальной правоспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя, однако не единственный, так как такую же функцию выполняют механизмы сертификации товаров, работ и услуг, аттестации и т.п.

Между тем существует мнение, согласно которому специальная правоспособность юридического лица возникает лишь тогда, когда юридическое лицо получает исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности в сфере действия общего запрета (в качестве примера приводится лицензирование внешнеторговой деятельности в области вооружений). В то же время лицензирование в сфере действия общего дозволения лишь легализует общую правоспособность субъекта в конкретной области19. Думается, что все приведенные суждения содержат рациональную основу. В то же время, с нашей точки зрения, несомненно, что выдача специального разрешения (лицензии) на ведение конкретного вида деятельности, осуществление которого без лицензии запрещено законом, предполагает наделение субъекта специальным статусом, а следовательно, означает возникновение специальной правоспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Таким образом, лицензирование как административно-правовой режим не только входит органичной частью в административно-правовую систему России в качестве формы государственного управления, но и выступает элементом статуса субъектов частного права, определяя пределы их правоспособности в гражданском обороте.

Определив место механизма лицензирования в правовой системе России, схематично отразим функции механизма лицензирования.

1. Регулятивная. Данная функция лицензирования проявляется, прежде всего, в том, что с применением лицензионного механизма регулируется поведения хозяйствующих и других субъектов лицензионных правоотношений. Наличие лицензионного ограничителя предопределяет более серьезное отношение субъектов экономической деятельности к требованиям различных нормативных правовых актов, действующих в той или иной области. В руках государственных органов лицензирование становится сильнейшим инструментом воздействия на объективные экономические процессы. К регулятивной можно отнести и функцию установления специальной правоспособности субъектов гражданского оборота.

Как регулятор общественных отношений лицензирование пришло на смену методу прямого администрирования в экономической сфере и в настоящее время является наиболее гибким способом обеспечения публичных интересов в условиях регулируемого рынка. Своеобразное проявление регулятивной функции лицензирования – установление с помощью лицензионной процедуры определенных правовых рамок в том, что касается взаимодействия человека с окружающей средой, включая животный мир, водные объекты, недра, лесной фонд и т.д.20 

2. Контрольная функция лицензирования заключается в обеспечении государственного контроля над действиями хозяйствующих субъектов в экономической сфере. Органы исполнительной власти посредством лицензионного механизма проводят предварительный и текущий контроль лицензируемых видов деятельности. Данная функция лицензирования проявляется как в обеспечении органами исполнительной власти путем реализации предоставленных им законодательством о лицензировании полномочий соблюдения субъектами лицензионных правоотношений требований законодательства (лицензионного и других отраслей права), так и в осуществлении политического (в том числе внешнеполитического), макроэкономического, социального, экологического и других видов глобального контроля над лицензируемыми видами деятельности.

3. Охранительная. Эта функция является основной целевой функцией, т.е. обусловленной определенными законодательством целями лицензирования. В соответствии с этим лицензирование, прежде всего, выполняет функцию охраны публичных интересов: обороны и безопасности государства, прав и законных интересов граждан, их здоровья, культурного наследия народов России, а также различного рода экологических, радиационных и тому подобных публичных интересов.

В то же время лицензирование выполняет функцию охраны интересов лицензиатов от управленческого произвола путем установления детального регламента ограничительной процедуры. Своеобразное проявление охранительной функции лицензирования – защита интересов субъектов авторских и смежных прав в части реализации их имущественных интересов применительно к результатам интеллектуальной деятельности.

Не вызывает сомнения, что по своей административно-правовой природе лицензирование относится к категории нормативных методов регулирования, органически сочетающих в себе прямое и косвенное властное административное воздействие. Д.Н. Бахрах раскрывает сущность этих взаимосвязанных сторон воздействия, приводя образные лозунги: «Делай, как приказано» и «Делай, как лучше». Реализация действия этих лозунгов в лицензировании просматривается довольно четко21.

Лицензирование основано на прямом управляющем воздействии того или иного субъекта власти, поскольку лицензионные органы совершают такие управленческие действия, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения лицензиата, базирующееся на директивности команд, на возможности применения принудительных мер за их нарушение. Это выражается в нескольких аспектах лицензионного процесса22.

Во-первых, законодательство жестко регламентирует процедуру получения лицензии, в директивном, не оставляющем невластной стороне возможностей выбора порядке устанавливая, например, перечень документов, необходимых для получения лицензий, процедуры согласования, сроки представления необходимой документации, продолжительность действия лицензии, основания для ее приостановления или аннулирования и т.д.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»23 для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган следующие документы:

– заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения – для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, – для индивидуального предпринимателя; о лицензируемом виде деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

– копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

– копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

– копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе.

Данный перечень открытый, поскольку закон допускает возможность представления и иных документов, если это предусмотрено иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности24. В частности, постановлением Правительства России от 24 января 1998 г. № 85 «О лицензировании деятельности в области гражданской авиации»25 утверждены Федеральные авиационные правила лицензирования этого вида деятельности. В соответствии с этими правилами для получения лицензии заявитель, помимо документов, предусмотренных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», представляет:

– копию документа, подтверждающего профессионально-техническую (технологическую) возможность заявителя выполнять лицензируемый вид деятельности (свидетельство эксплуатанта, сертификат);

– документ, удостоверяющий финансово-экономическую состоятельность заявителя, позволяющую выполнять лицензируемый вид деятельности (по форме, установленной Федеральной авиационной службой России);

– заключение регионального управления Федеральной авиационной службы России (при получении лицензии в Федеральной авиационной службе)26.

Во-вторых, деятельность лицензиатов проходит, как справедливо указывает А.Г. Семенников, под контролем специально уполномоченных государственных органов. Статья 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» гласит: «1. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции. 2. Лицензирующие органы имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям; запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату»27.

На основании вышеизложенного сделаем следующие важные выводы.

Во-первых, характеризуя лицензионное право как механизм воздействия на поведение субъектов правовых отношений, следует рассматривать его в качестве совокупности правовых норм, сгруппированных в общую, особенную и специальную части лицензионного права.

Во-вторых, институты лицензионного права являются внутренне согласованными между собой частями лицензирования как механизма воздействия на поведение субъектов правовых отношений и, как большинство правовых институтов права, не могут быть ограничены рамками той или иной части отрасли права или даже одной отраслью (подотраслью).

В-третьих, лицензирование – один из наиболее распространенных способов обеспечения государственных интересов в частноправовой деятельности, находящейся в значительной степени в сфере регулирования гражданского права.

1 См.: Философский словарь. – М., 2003. – С. 489.

2 См.: Большая советская энциклопедия. – М., 1989. – С. 541.

3 См.: СЗ РФ. – 2001. – № 33 (часть 1). – Ст. 3430.

4 См.: СЗ РФ. – 2001. – № 33 (часть 1). – Ст. 3430.

5 См.: Багандов А.Б. Лицензионное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. проф. Ю.А. Дмитриева; – М.: Эксмо, 2004. – С. 151–152.

6 См.: Гущин А.В. Лицензирование в Российской Федерации: правовые и организационные основы / Под ред. К.С. Бельского. – М.: Дашков и К, 2004. – С. 34–35.

7 В структуре лицензионных норм можно встретить все три разновидности диспозиций: управомочивающие (например, контрольные правомочия лицензионных органов), обязывающие (представление документов для получения лицензии) и запрещающие (запрет нарушать лицензионные требования и условия).

8 См.: Багандов А.Б. Указ. соч. – С. 156–157.

9 См.: Гущин А.В. Лицензирование в Российской Федерации: правовые и организационные основы / Под ред. К.С. Бельского. – М.: Дашков и К, 2004. – С. 37.

10 Определяя соотношение лицензионного права с другими группами норм в рамках административного права, отметим, что оно лежит в одной плоскости с такими системными единицами, как институты прямого администрирования, налогового регулирования, сертификации, аттестации, аккредитации.

11 См.: Ионова Ж.А. Правовые проблемы государственной регистрации и лицензирования предпринимательства: Дисс. … канд. юрид. наук. – М., 1997. – С. 169.

12 Такие договоры могли заключаться только внешнеторговыми организациями, например всесоюзным объединением «Лицензинторг».

13 См.: Большая Советская энциклопедия (В 30 томах) / Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 14. – М., 1973. – С. 573–574.

14 Термин «лицензия» имеет латинский корень, что дает основание полагать, что его появление связано с развитием римского права. В средневековье сеньоры передавали свои монопольные права на поставку товаров, на пользование дорогами, на чеканку монеты своим вассалам также с использованием лицензионного механизма.

15 См., напр., работы И.А. Андреевского, И.Г. Тарасова и др.

16 См.: Брагинский М., Ярошенко К. Граждане (физические лица). Юридические лица // Хозяйство и право. – 1995. – № 2. – С. 10.

17 Рахмилович В.А. Основные положения о юридических лицах в Гражданском кодексе Российской Федерации: Комментарий // Адвокат. – 1997. – № 11. – С. 6.

18 Ионова Ж.А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства // Государство и право. – 1997. – № 5. – С. 46.

19 См.: Кудашкин В.В. Специальная правоспособность субъектов гражданского права в сфере действия общего запрета // Государство и право. – 1999. – № 5. – С. 46–54.

20 С применением лицензии осуществляется правовое регулирование имущественных отношений, возникающих в связи с результатами интеллектуальной деятельности.

21 См.: Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М., 2000. – С. 352.

22 См.: Багандов А.Б. Указ. соч. – С. 159-160.

23 См.: СЗ РФ. – 2001. – № 33 (часть 1). – Ст. 3430.

24 См.: Семенников А.Г. Лицензирование в механизме административно-правового регулирования экономики в Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2004. – С. 98–99, 101.

25 См.: СЗ РФ. – 1998. – № 5. – Ст. 622.

26 См.: Багандов А.Б. Указ. соч. – С. 164.

27 См.: Семенников А.Г. Указ. соч. – С. 102.

PAGE  16


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37872. Устройства сопряжения аналоговых и цифровых сигналов 157.5 KB
  Основными устройствами осуществляющими преобразование информационных сигналов в дискретные последовательности импульсов и наоборот являются аналогоцифровые преобразователи АЦП цифроаналоговые преобразователи ЦАП и устройства выборки и хранения УВХ которые могут входить и в состав АЦП. Данная лабораторная работа не преследует цели обучения проектированию преобразователей: в настоящее время производится большое количество самых разнообразных микросхем ЦАП и АЦП. Цифроаналоговые преобразователи Назначение ЦАП – преобразование...
37873. Введення, редагування, копіювання, переміщення та видалення інформації. Вставка/видалення клітин. Форматування даних 221.5 KB
  Відформатуйте текст у таблиці Excel: розташуйте назву своєї спеціальності посередині блоку клітин С20:Н20 колір шрифту червоний фон клітини жовтий. введіть у будьяку клітину назву факультету змініть орієнтацію тексту обраміть клітину подвійною лінією фон клітини бірюзовий. Виконайте над вмістом клітини наступні операції. а Скопіюйте вміст клітини В6 до іншої клітини за допомогою: панелі інструментів; головного меню; контекстного меню; засобу “Перетащитьиоставить†правою кнопкою миші; засобу...
37874. Простые типы данных и основные операторы работы с данными в Java программе 212 KB
  Краткие теоретические сведения Простые типы Простые типы в Jv не являются объектноориентированными они аналогичны простым типам большинства традиционных языков программирования. Для каждого типа строго определены наборы допустимых значений и разрешенных операций. Например если значение переменной типа byte равно в шестнадцатиричном виде 0х80 то это число 1. В языке имеется 4 целых типа занимающих 1 2 4 и 8 байтов в памяти.
37875. Система моделирования электронных устройств Electronics Workbench; Исследование дифференциального усилителя 224.5 KB
  Тогда при одинаковых входных сигналах U1 и U2 токи транзисторов также будут одинаковы а это означает что разность потенциалов между коллекторами будет равна нулю. Этот случай когда оба входных сигнала одинаковы как по амплитуде так по фазе называется режимом усиления синфазного сигнала. Важной характеристикой ДУ является коэффициент подавления синфазного сигнала который показывает во сколько раз коэффициент усиления дифференциального входного сигнала приложенного между входами каскада больше коэффициента усиления синфазных сигналов...
37876. Навчитися визначати комплексний коефіцієнт передачі чотириполюсника аналітично та за допомогою осцилографа 832 KB
  Лабораторне заняття 2 2 тиждень ДОСЛІДЖЕННЯ ЕНЕРГЕТИЧНИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЖЕРЕЛА ПОСТІЙНОЇ НАПРУГИ Мета роботи: Встановити експериментальним шляхом за допомогою програми Electronics WorkBench наступні залежності: 1. Залежність потужності Pr що виділяється у внутрішньому опорі джерела напруги від величини опору навантаження; 3. Залежність коефіцієнта корисної дії η джерела напруги від величини опору навантаження. Хід роботи: Джерело постійної напруги представлено як джерело ерс величиною Е з внутрішнім опором r.
37877. Синтез периодических процессов 1.46 MB
  Тогда он может быть представлен в действительной форме разложения в ряд Фурье периодических процессов 1 где частота первой гармоники равна а – амплитудный спектр процесса 1 – его фазовый спектр. Формула 1 может быть использована для синтеза периодических процессов. Для процессов у которых постоянная составляющая равна нулю т.
37878. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕГРИРУЮЩИХ -ЗВЕНЬЕВ 189 KB
  Основные теоретические сведения Схема исследуемой линейной системы представлена на рис. Рассмотрим частотные свойства системы. Для каждого из трех построить следующие графики: Импульсной характеристики ; Амплитудночастотной характеристики в диапазоне частот ; Отклика системы при следующих параметрах воздействия: амплитуда длительность . Нахождение импульсной характеристики системы.
37880. Кодирование и хранение информации. Кодирование текстовой информации. Создание и редактирование растровых изображений 160 KB
  Современные 16битные звуковые карты обеспечивают возможность кодирования 65536 различных уровней громкости или 16битную глубину кодирования звука. Задание 1 Запустить текстовый редактор MSWORD Ввести текст Кодировка WINDOWS CP1251 Выполнил студент группы ХХХ ФИО Сохранить текст в новой папке TEXT в четырёх различных форматах: Документ WORD.txt Завершить работу в редакторе WORD Просмотреть папку TEXT сравнить объём текста в различных форматах. Pint позволяет создавать рисунки с использованием различных графических...