67904

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНИМЫЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Данные меры иногда становятся единственно возможным средством предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений со стороны несовершеннолетних лиц. Состояние и динамика преступности и правонарушений несовершеннолетних вызывает тревогу. Например, в 2000 г. отмечен небывалый рост преступности несовершеннолетних.

Русский

2014-09-16

48 KB

0 чел.

Р. БОГДАНОВ,

адъюнкт Московского университета МВД России

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНИМЫЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

В целях пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними правонарушителями, когда исчерпаны другие меры воздействия, законодательство предусматривает возможность применения к ним мер административного принуждения: мер административного предупреждения и пресечения, административно-процессуального обеспечения и административных взысканий. Данные меры иногда становятся единственно возможным средством предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений со стороны несовершеннолетних лиц.

Состояние и динамика преступности и правонарушений несовершеннолетних вызывает тревогу. Например, в 2000 г. отмечен небывалый рост преступности несовершеннолетних. По данным ГИЦ МВД России, в 2000 г. несовершеннолетние совершили 190,2 тыс. преступлений, что на 4,1 % больше, чем в 1999 г.

Рост преступности несовершеннолетних отмечается в 59 субъектах Российской Федерации, особенно в Белгородской, Брянской, Костромской, Мурманской, Ульяновской областях, в республиках Карелия, Хакасия, в Ставропольском крае, где он составил от 20 до 54 %. В 1999 г. осуждено 132,2 тыс. несовершеннолетних, что на 9,6 % больше, чем 1998 г. Среди осужденных 9,2 тыс. несовершеннолетних женского пола.

Из числа осужденных 33,3 тыс. несовершеннолетних совершили преступления в состоянии алкогольного, а 1,2 тыс. – в состоянии наркотического опьянения. Среди осужденных несовершеннолетних 51,3 тыс. воспитывалось в неполных семьях (с одним родителем), 6,9 тыс. – вне семьи. По роду занятий 66,6 тыс. осужденных несовершеннолетних учились, свыше 16 тыс. человек работали, более 48 тыс. – не учились и не работали. К лишению свободы приговорено 31,9 тыс. человек, к условному осуждению и отсрочке приговора – 94, 2 тыс., к штрафу – 1,2 тыс.

Исходя из принципа наиболее гуманного выбора вида наказания, большую часть несовершеннолетних правонарушителей судьи не лишают свободы. Так, в 1999 г. только четверть несовершеннолетних правонарушителей была осуждена к лишению свободы. В 1998 г. было выявлено и поставлено на учет в подразделениях органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних по различным основаниям 306,3 тыс. несовершеннолетних правонарушителей, в 1999 г. – 313,6 тыс.1 

Таким образом, в механизме административно-правового предупреждения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, особая роль принадлежит мерам административного правового характера, среди которых наиболее распространены меры административного пресечения. Это самостоятельная разновидность мер административного принуждения, обладающая всеми признаками последних. Однако следует отметить, что меры административного пресечения, применяющиеся к несовершеннолетним, реализуются бóльшим количеством органов государственной власти и их должностных лиц, чем другие меры административного принуждения, и некоторыми общественными формированиями, участвующими, как правило, в охране общественного порядка.

Любые меры административного пресечения, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, преследуют цели, связанные с достижением определенного результата правоприменительной деятельности. Но во всех случаях меры административного пресечения выполняют правоохранительные функции, являются средством реализации административно-правовых запретов.

Например, в целях пресечения административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними правонарушителями, когда исчерпаны другие меры воздействия, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность применения к ним мер административного пресечения: доставление, административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, привод. К сожалению, объем настоящей статьи не позволят подробно рассмотреть все меры пресечения, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, поэтому мы рассмотрим лишь основание и порядок административного задержания несовершеннолетних правонарушителей.

Доставление и задержание производятся в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»2. Доставление и административное задержание несовершеннолетних правонарушителей осуществляется в целях прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя; установления личности несовершеннолетнего правонарушителя; составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения административного правонарушения, если составление протокола обязательно; обеспечения своевременного, всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения; обеспечение качественного рассмотрения дела о совершенном административном правонарушении; обеспечения исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

При доставлении или задержании несовершеннолетнего правонарушителя уполномоченными государственными органами и их должностными лицами первостепенное значение должно уделяться обеспечению конституционных гарантий неприкосновенности личности. Следует отметить, что пункт 2 ст. 22 Конституции, устанавливающей наибольший срок досудебного задержания не более 48 часов, в настоящей период не действует в силу части 2 ст. 6 раздела 2 Конституции, вводящей эту норму в действие после приведения действующего уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Конституцией России. Следует подчеркнуть, что отсрочка введения нормы части 2 п. 6 раздела 2 Конституции до принятия нового уголовно-процессуального законодательства действует только и именно для уголовного судопроизводства и не имеет никакого отношения к производству по делам об административных правонарушениях. Иными словами, согласно Конституции России, административное задержание возможно на срок не более 48 часов.

Таким образом, задержание несовершеннолетних правонарушителей не допускается при наличии условий, предусмотренных законодательством: при малозначительности совершенного административного правонарушения; целесообразности ограничиться устным замечанием, разъяснением противоправности и недопустимости совершения подобных действий; при наличии оснований для наложения административного взыскания на месте совершения правонарушения (предупреждение или административный штраф на месте); наличии возможности установить личность несовершеннолетнего правонарушителя и обстоятельств совершения противоправного действия, составить протокол об административном правонарушении на месте совершения правонарушения.

Во всех случаях административного задержания несовершеннолетних правонарушителей органы правоприменения обязаны сообщить об этом родителям несовершеннолетнего или лицам, их заменяющим, и составить протокол об административном задержании несовершеннолетнего. Административное задержание несовершеннолетнего вправе проводить органы внутренних дел, внутренние войска МВД, должностные лица военной автомобильной инспекции, старшие в месте расположения охраняемого объекта, должностные лица военизированной охраны, должностные лица органов государственного горного надзора, органов пограничной службы России, федерального органа по охране окружающей среды и природных ресурсов, федерального органа по рыболовству.

Из всех перечисленных субъектов, уполномоченных осуществлять административное задержание несовершеннолетних правонарушителей, наиболее часто это делают сотрудники органов внутренних дел. Об этом свидетельствуют цифры: в 2003 г. в органы внутренних дел было доставлено 1 032 185 несовершеннолетних правонарушителей, в том числе за совершение общественно опасных деяний до достижения возраста уголовной ответственности – 85 365 человек, за совершение других правонарушений, влекущих меры административного воздействия, – 497 620, имеющих диагноз «наркомания» и «токсикомания» – 16 114, за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения – 288 891 человек. Следует отметить, что задержание несовершеннолетних правонарушителей носит предупредительный характер, поскольку именно административно-правовыми средствами в некоторых случаях удается предупредить наступление более тяжких последствий.

1 См.: О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. 2000 год. – С. 58.

2 СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49173. Краниальная остеопатия 6.2 MB
  На протяжении десяти лет он пытался избавиться от этой идеи, но не смог, и решил доказать ее ошибочность. Следующие двадцать лет он изучал кости черепа. Учебники предлагали скудную информацию. Но чем глубже он вникал в проблему, тем логичнее казалось его первоначальное предположение. Сатерлэнд поставил много экспериментов на самом себе, производил и выправлял дефекты на собственном черепе при помощи оригинальных механических приспособлений.
49176. Расчёт структуры осесимметричных стационарных электромагнитных полей 291.5 KB
  Решение проводится в цилиндрических координатах связанных с центром цилиндра r радиусвектор точки наблюдения ось z направлена вдоль приложенного электрического поля рисунок 1. Если совместить ось z цилиндрической системы координат с осью цилиндра перпендикулярной E0 то потенциал поля не будет зависеть от координаты z и уравнение Лапласа запишется в виде ∆φ= 1.11 Величину служащую для описания...
49177. Комплексная система защиты информации на предприятии. Методические указания 204.5 KB
  Организация и технология защиты информации профиль подготовки: Специалист по защите информации. Организация и технология защиты информации; учебными планами по специальностям; общими указаниями по организации и методике проведения курсового проектирования в вузах; положением о курсовых работах НОО ВПО НП ТИЭИ. Данные методические указания предназначены для студентов 5го курса для выполнении...
49178. Я и физика 21.86 KB
  Слово энергия произносят все кому не лень но редко кто хотя бы немного разбирается в энергетике науке об энергии. Энергетика на самом деле не является наукой об энергии она скорее отрасль производства но все равно именно она увлекла меня настолько что я уверена в том что мое будущее будет связано именно с этой отраслью физики. Конечно традиционные энергетические ресурсы это хорошо и было бы кощунственно их не использовать но меня также привлекают и альтернативные источники энергии. В недалеком будущем когда в мире постепенно...
49179. Підприємство, яке спеціалізується на виробництві двох видів виробів 97.6 KB
  Суму витрат на виготовлення продукції кошторис та собівартість одиниці виробу калькуляцію. Оптимальна кількість факторів виробництва кількість обладнання та чисельність робітників визначається із системи рівнянь: де запланований обєм виробництва двох виробів; Звідки середня місячна заробітна плата 1 го робітника; витрати на утримання та експлуатацію обладнання грн міс; Ціна одиниці обладнання взята без ПДВ гранична норма технологічного заміщення виробництва Використавши цю рівність...
49181. Принципиальная схема управляемого блока питания для двигателя в механизме подъёма хирургического стола 633.32 KB
  Механический стол показанный на рисунок 1 уже устаревший но до сих пор успешно применяется в области медицинского приборостроения. Рисунок 1. Механический стол Гидроприводные столы рисунок 2 являются следующим этапом развития конструкции операционного стола. Рисунок 2.