67904

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНИМЫЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Данные меры иногда становятся единственно возможным средством предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений со стороны несовершеннолетних лиц. Состояние и динамика преступности и правонарушений несовершеннолетних вызывает тревогу. Например, в 2000 г. отмечен небывалый рост преступности несовершеннолетних.

Русский

2014-09-16

48 KB

0 чел.

Р. БОГДАНОВ,

адъюнкт Московского университета МВД России

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНИМЫЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

В целях пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними правонарушителями, когда исчерпаны другие меры воздействия, законодательство предусматривает возможность применения к ним мер административного принуждения: мер административного предупреждения и пресечения, административно-процессуального обеспечения и административных взысканий. Данные меры иногда становятся единственно возможным средством предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений со стороны несовершеннолетних лиц.

Состояние и динамика преступности и правонарушений несовершеннолетних вызывает тревогу. Например, в 2000 г. отмечен небывалый рост преступности несовершеннолетних. По данным ГИЦ МВД России, в 2000 г. несовершеннолетние совершили 190,2 тыс. преступлений, что на 4,1 % больше, чем в 1999 г.

Рост преступности несовершеннолетних отмечается в 59 субъектах Российской Федерации, особенно в Белгородской, Брянской, Костромской, Мурманской, Ульяновской областях, в республиках Карелия, Хакасия, в Ставропольском крае, где он составил от 20 до 54 %. В 1999 г. осуждено 132,2 тыс. несовершеннолетних, что на 9,6 % больше, чем 1998 г. Среди осужденных 9,2 тыс. несовершеннолетних женского пола.

Из числа осужденных 33,3 тыс. несовершеннолетних совершили преступления в состоянии алкогольного, а 1,2 тыс. – в состоянии наркотического опьянения. Среди осужденных несовершеннолетних 51,3 тыс. воспитывалось в неполных семьях (с одним родителем), 6,9 тыс. – вне семьи. По роду занятий 66,6 тыс. осужденных несовершеннолетних учились, свыше 16 тыс. человек работали, более 48 тыс. – не учились и не работали. К лишению свободы приговорено 31,9 тыс. человек, к условному осуждению и отсрочке приговора – 94, 2 тыс., к штрафу – 1,2 тыс.

Исходя из принципа наиболее гуманного выбора вида наказания, большую часть несовершеннолетних правонарушителей судьи не лишают свободы. Так, в 1999 г. только четверть несовершеннолетних правонарушителей была осуждена к лишению свободы. В 1998 г. было выявлено и поставлено на учет в подразделениях органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних по различным основаниям 306,3 тыс. несовершеннолетних правонарушителей, в 1999 г. – 313,6 тыс.1 

Таким образом, в механизме административно-правового предупреждения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, особая роль принадлежит мерам административного правового характера, среди которых наиболее распространены меры административного пресечения. Это самостоятельная разновидность мер административного принуждения, обладающая всеми признаками последних. Однако следует отметить, что меры административного пресечения, применяющиеся к несовершеннолетним, реализуются бóльшим количеством органов государственной власти и их должностных лиц, чем другие меры административного принуждения, и некоторыми общественными формированиями, участвующими, как правило, в охране общественного порядка.

Любые меры административного пресечения, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, преследуют цели, связанные с достижением определенного результата правоприменительной деятельности. Но во всех случаях меры административного пресечения выполняют правоохранительные функции, являются средством реализации административно-правовых запретов.

Например, в целях пресечения административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними правонарушителями, когда исчерпаны другие меры воздействия, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность применения к ним мер административного пресечения: доставление, административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, привод. К сожалению, объем настоящей статьи не позволят подробно рассмотреть все меры пресечения, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, поэтому мы рассмотрим лишь основание и порядок административного задержания несовершеннолетних правонарушителей.

Доставление и задержание производятся в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»2. Доставление и административное задержание несовершеннолетних правонарушителей осуществляется в целях прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя; установления личности несовершеннолетнего правонарушителя; составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения административного правонарушения, если составление протокола обязательно; обеспечения своевременного, всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения; обеспечение качественного рассмотрения дела о совершенном административном правонарушении; обеспечения исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

При доставлении или задержании несовершеннолетнего правонарушителя уполномоченными государственными органами и их должностными лицами первостепенное значение должно уделяться обеспечению конституционных гарантий неприкосновенности личности. Следует отметить, что пункт 2 ст. 22 Конституции, устанавливающей наибольший срок досудебного задержания не более 48 часов, в настоящей период не действует в силу части 2 ст. 6 раздела 2 Конституции, вводящей эту норму в действие после приведения действующего уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Конституцией России. Следует подчеркнуть, что отсрочка введения нормы части 2 п. 6 раздела 2 Конституции до принятия нового уголовно-процессуального законодательства действует только и именно для уголовного судопроизводства и не имеет никакого отношения к производству по делам об административных правонарушениях. Иными словами, согласно Конституции России, административное задержание возможно на срок не более 48 часов.

Таким образом, задержание несовершеннолетних правонарушителей не допускается при наличии условий, предусмотренных законодательством: при малозначительности совершенного административного правонарушения; целесообразности ограничиться устным замечанием, разъяснением противоправности и недопустимости совершения подобных действий; при наличии оснований для наложения административного взыскания на месте совершения правонарушения (предупреждение или административный штраф на месте); наличии возможности установить личность несовершеннолетнего правонарушителя и обстоятельств совершения противоправного действия, составить протокол об административном правонарушении на месте совершения правонарушения.

Во всех случаях административного задержания несовершеннолетних правонарушителей органы правоприменения обязаны сообщить об этом родителям несовершеннолетнего или лицам, их заменяющим, и составить протокол об административном задержании несовершеннолетнего. Административное задержание несовершеннолетнего вправе проводить органы внутренних дел, внутренние войска МВД, должностные лица военной автомобильной инспекции, старшие в месте расположения охраняемого объекта, должностные лица военизированной охраны, должностные лица органов государственного горного надзора, органов пограничной службы России, федерального органа по охране окружающей среды и природных ресурсов, федерального органа по рыболовству.

Из всех перечисленных субъектов, уполномоченных осуществлять административное задержание несовершеннолетних правонарушителей, наиболее часто это делают сотрудники органов внутренних дел. Об этом свидетельствуют цифры: в 2003 г. в органы внутренних дел было доставлено 1 032 185 несовершеннолетних правонарушителей, в том числе за совершение общественно опасных деяний до достижения возраста уголовной ответственности – 85 365 человек, за совершение других правонарушений, влекущих меры административного воздействия, – 497 620, имеющих диагноз «наркомания» и «токсикомания» – 16 114, за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения – 288 891 человек. Следует отметить, что задержание несовершеннолетних правонарушителей носит предупредительный характер, поскольку именно административно-правовыми средствами в некоторых случаях удается предупредить наступление более тяжких последствий.

1 См.: О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. 2000 год. – С. 58.

2 СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34715. Валовой национальный продукт. Чистый национальный продукт и национальный доход 14.63 KB
  Однако существует еще один показатель – валовой национальный продукт ВНП. Выясним что представляет собой ВНП и чем он отличается от ВВП. Когда мы будем исчислять ВНП России то наоборот включим в общую сумму доходы созданные за пределами России. долларов созданы иностранным капиталом на территории нашей страны а значит включаются в ВВП России а в ВНП – нет.
34716. Государственный бюджет. Номинальный и реальный валовой внутренний продукт 17.59 KB
  Валовой внутренний продукт ВВП – это общая стоимость или сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг произведенных в данной стране в течение года. Показатель номинального ВВП зависит и от количества производимых в стране товаров и услуг и от уровня цен на них. Следовательно если ВВП произведенный в разные годы выражать в ценах того года в который он производился то в одном году его объем будет выражен в одних ценах в другом году – в других. Поэтому номинальный ВВП не может служить для оценки роста или сокращения реального...
34717. Теория Маслоу. Виды благ. Факторы производства. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов 32.36 KB
  Он выделял пять групп потребностей: физиологические потребности в пище воде одежде жилье отдыхе воспроизведении рода; потребности в безопасности защита от преступников и внешних врагов защита от нищеты и помощь при болезнях комфорт постоянство условий жизни; социальные потребности в любви дружбе общении с людьми; потребности в уважении со стороны других людей и самоуважении достижение успеха служебный рост; потребности в самореализации реализация своих целей способностей развитие собственной личности. По...
34718. История развития метрологии в России 23.6 KB
  Метрология в древнем мире и в средние векаПотребность в измерениях возникла в незапамятные времена.Многие меры имели антропометрическое происхождение или были связаны с конкретной трудовой деятельностью человека.Древнее происхождение имеют и естественные меры. Первыми из них получившими повсеместное распространение стали меры времени.
34719. Античная система мер и весов 20.09 KB
  Первоначально видимо возникли меры длины. Меры длины палец 185 см 1 12 целого 246 см ладонь 739 см ступня 2962 см локоть 463 см двойной шаг 148 м день пути 28 725 м Меры площади югер 25233 м 10 000 квадратных футов 876 м арура 50 квадратных футов 438 м Меры объёма Котила античная единица измерения ёмкости равная 0275 литра. Хус античная единица измерения ёмкости равная 324 литра Меры объёма сыпучих тел медимн четверик 525 л модий четверик 874 л Меры объёма жидких тел метрет...
34720. Основные особенности развития системы мер в средневековой Западной Европе 19.29 KB
  Характерной чертой ее было понятие целого s базовой единицы измерения. Такой принцип унифицировал способы измерения облегчал установление соответствий между линейными квадратными и кубическими мерами. Для измерения больших земельных массивов применялись такие меры как центурии 200 югеров 50377 га и сальтус 4 центурии или 2015 га. Меры измерения объема жидких и сыпучих тел исчислялись несколько поиному.
34721. Меры веса и объема Древнерусского государства 15.12 KB
  Меры веса были очень разнообразны т. Равнялся 10 пудам1638 кг Пуд был наиболее ходовой мерой и равнялся 1638 кг Гривна употреблялась и как мера веса и как денежная единицаслиток серебра весом 400г Гривна весоваяпримерно 40 г серебра Меры объёма: основная мера объёма жидкостей была ведро= 1 40 бочки=10 кружек. Бочка как мера жидкостей применялась в основном в процессе торговли с иностранцами которым запрещалось вести розничную торговлю вином на малые меры.
34722. Измерение длины, расстояния и площади Древнерусского государства 15.32 KB
  существовало 3 вида сажени: Простаярасстояние по прямой между большими пальцами вытянутых в стороны рук=152см Маховаярасстояние по прямой между средними пальцами вытянутых в стороны рук=176см Косаярасстояние от ступни до конца пальцев противоположной руки вытянутой по диагонали. Следующей мерой длины был локотьрасстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца4751см или одна треть сажени.это расстояние между концами вытянутых пальцев по прямой 1 8 сажени. Пядь малая 1819смрасстояние между большим пальцем и...
34723. Денежная система Древнерусского государства 15.01 KB
  происходит дальнейшее усложнение денежной системы. общерусская денежновесовая система как бы разделилась на две местные системы северную и южную. В основу северной системы была положена норма веса принятая в торговле с Западной Европой. Гривна этой системы равнялась 5119 г серебра и являлась древнейшим элементом возникше.