67904

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНИМЫЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Данные меры иногда становятся единственно возможным средством предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений со стороны несовершеннолетних лиц. Состояние и динамика преступности и правонарушений несовершеннолетних вызывает тревогу. Например, в 2000 г. отмечен небывалый рост преступности несовершеннолетних.

Русский

2014-09-16

48 KB

0 чел.

Р. БОГДАНОВ,

адъюнкт Московского университета МВД России

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНИМЫЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

В целях пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними правонарушителями, когда исчерпаны другие меры воздействия, законодательство предусматривает возможность применения к ним мер административного принуждения: мер административного предупреждения и пресечения, административно-процессуального обеспечения и административных взысканий. Данные меры иногда становятся единственно возможным средством предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений со стороны несовершеннолетних лиц.

Состояние и динамика преступности и правонарушений несовершеннолетних вызывает тревогу. Например, в 2000 г. отмечен небывалый рост преступности несовершеннолетних. По данным ГИЦ МВД России, в 2000 г. несовершеннолетние совершили 190,2 тыс. преступлений, что на 4,1 % больше, чем в 1999 г.

Рост преступности несовершеннолетних отмечается в 59 субъектах Российской Федерации, особенно в Белгородской, Брянской, Костромской, Мурманской, Ульяновской областях, в республиках Карелия, Хакасия, в Ставропольском крае, где он составил от 20 до 54 %. В 1999 г. осуждено 132,2 тыс. несовершеннолетних, что на 9,6 % больше, чем 1998 г. Среди осужденных 9,2 тыс. несовершеннолетних женского пола.

Из числа осужденных 33,3 тыс. несовершеннолетних совершили преступления в состоянии алкогольного, а 1,2 тыс. – в состоянии наркотического опьянения. Среди осужденных несовершеннолетних 51,3 тыс. воспитывалось в неполных семьях (с одним родителем), 6,9 тыс. – вне семьи. По роду занятий 66,6 тыс. осужденных несовершеннолетних учились, свыше 16 тыс. человек работали, более 48 тыс. – не учились и не работали. К лишению свободы приговорено 31,9 тыс. человек, к условному осуждению и отсрочке приговора – 94, 2 тыс., к штрафу – 1,2 тыс.

Исходя из принципа наиболее гуманного выбора вида наказания, большую часть несовершеннолетних правонарушителей судьи не лишают свободы. Так, в 1999 г. только четверть несовершеннолетних правонарушителей была осуждена к лишению свободы. В 1998 г. было выявлено и поставлено на учет в подразделениях органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних по различным основаниям 306,3 тыс. несовершеннолетних правонарушителей, в 1999 г. – 313,6 тыс.1 

Таким образом, в механизме административно-правового предупреждения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, особая роль принадлежит мерам административного правового характера, среди которых наиболее распространены меры административного пресечения. Это самостоятельная разновидность мер административного принуждения, обладающая всеми признаками последних. Однако следует отметить, что меры административного пресечения, применяющиеся к несовершеннолетним, реализуются бóльшим количеством органов государственной власти и их должностных лиц, чем другие меры административного принуждения, и некоторыми общественными формированиями, участвующими, как правило, в охране общественного порядка.

Любые меры административного пресечения, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, преследуют цели, связанные с достижением определенного результата правоприменительной деятельности. Но во всех случаях меры административного пресечения выполняют правоохранительные функции, являются средством реализации административно-правовых запретов.

Например, в целях пресечения административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними правонарушителями, когда исчерпаны другие меры воздействия, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность применения к ним мер административного пресечения: доставление, административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, привод. К сожалению, объем настоящей статьи не позволят подробно рассмотреть все меры пресечения, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, поэтому мы рассмотрим лишь основание и порядок административного задержания несовершеннолетних правонарушителей.

Доставление и задержание производятся в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»2. Доставление и административное задержание несовершеннолетних правонарушителей осуществляется в целях прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя; установления личности несовершеннолетнего правонарушителя; составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения административного правонарушения, если составление протокола обязательно; обеспечения своевременного, всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения; обеспечение качественного рассмотрения дела о совершенном административном правонарушении; обеспечения исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

При доставлении или задержании несовершеннолетнего правонарушителя уполномоченными государственными органами и их должностными лицами первостепенное значение должно уделяться обеспечению конституционных гарантий неприкосновенности личности. Следует отметить, что пункт 2 ст. 22 Конституции, устанавливающей наибольший срок досудебного задержания не более 48 часов, в настоящей период не действует в силу части 2 ст. 6 раздела 2 Конституции, вводящей эту норму в действие после приведения действующего уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Конституцией России. Следует подчеркнуть, что отсрочка введения нормы части 2 п. 6 раздела 2 Конституции до принятия нового уголовно-процессуального законодательства действует только и именно для уголовного судопроизводства и не имеет никакого отношения к производству по делам об административных правонарушениях. Иными словами, согласно Конституции России, административное задержание возможно на срок не более 48 часов.

Таким образом, задержание несовершеннолетних правонарушителей не допускается при наличии условий, предусмотренных законодательством: при малозначительности совершенного административного правонарушения; целесообразности ограничиться устным замечанием, разъяснением противоправности и недопустимости совершения подобных действий; при наличии оснований для наложения административного взыскания на месте совершения правонарушения (предупреждение или административный штраф на месте); наличии возможности установить личность несовершеннолетнего правонарушителя и обстоятельств совершения противоправного действия, составить протокол об административном правонарушении на месте совершения правонарушения.

Во всех случаях административного задержания несовершеннолетних правонарушителей органы правоприменения обязаны сообщить об этом родителям несовершеннолетнего или лицам, их заменяющим, и составить протокол об административном задержании несовершеннолетнего. Административное задержание несовершеннолетнего вправе проводить органы внутренних дел, внутренние войска МВД, должностные лица военной автомобильной инспекции, старшие в месте расположения охраняемого объекта, должностные лица военизированной охраны, должностные лица органов государственного горного надзора, органов пограничной службы России, федерального органа по охране окружающей среды и природных ресурсов, федерального органа по рыболовству.

Из всех перечисленных субъектов, уполномоченных осуществлять административное задержание несовершеннолетних правонарушителей, наиболее часто это делают сотрудники органов внутренних дел. Об этом свидетельствуют цифры: в 2003 г. в органы внутренних дел было доставлено 1 032 185 несовершеннолетних правонарушителей, в том числе за совершение общественно опасных деяний до достижения возраста уголовной ответственности – 85 365 человек, за совершение других правонарушений, влекущих меры административного воздействия, – 497 620, имеющих диагноз «наркомания» и «токсикомания» – 16 114, за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения – 288 891 человек. Следует отметить, что задержание несовершеннолетних правонарушителей носит предупредительный характер, поскольку именно административно-правовыми средствами в некоторых случаях удается предупредить наступление более тяжких последствий.

1 См.: О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. 2000 год. – С. 58.

2 СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66458. Разработка и оценка действующего механизма управления прибылью в условиях малого предприятия ООО «Флер де Элен» 347.5 KB
  Целью данной работы является изучение теоретических основ управления прибылью анализ разработка и оценка действующего механизма управления прибылью в условиях малого предприятия ООО Флер де Элен планирование финансовых результатов определение направлений их совершенствования и поиск путей увеличения чистой прибыли.
66459. Анализ эффективности управления кредитными операциями коммерческого банка (на примере АБ Капитал) 772 KB
  Анализ эффективности управления кредитными операциями коммерческого банка на примере АБ Капитал Поэтому перед российскими коммерческими банками при увеличении конкурентной борьбы за потенциальных заемщиков возникла необходимость планирования своей кредитной деятельности.
66461. Структурно-семантичні та прагматичні особливості парантезу в оповіданнях У.Фолкнера 209 KB
  Робоча гіпотеза, яка висувається в дослідженні полягає в тому, що експресивна функція парантетичних внесень, експресивний характер є результатом нашарування текстових характеристик на статичну природу речення. Тому парантези — це не тільки, навіть не стільки належність речення, скільки належність тексту.
66462. Розробка рекомендацій щодо підвищення дохідності КБ «Фінанси та кредит» 5.49 MB
  Метою нашої роботи є вивчення і аналіз роботи по проведенню валютно-розрахункових операцій на прикладі КБ Фінанси та кредит здійснення розрахунків по експортно-імпортних операціях залучення клієнтів та збільшення прибутків банку. Національна мережа банківського обслуговування банку...
66463. Шляхи покращення банківського кредитування фізичних осіб 713.5 KB
  Об'єктивні відхилення фактичної потреби господарюючих суб'єктів у фінансуванні їх господарської діяльності від наявності (надлишку або нестачі) вільних ресурсів залежать від багатьох факторів, серед яких: капіталомісткість виробничої діяльності; сезонність виробництва...
66465. Повышение эффективности базового обучения информатике за счет предоставления её теоретических образующих 1.19 MB
  Соответствующая программная среда позволила вести разработки так называемых интеллектуальных обучающих систем (ИОС). Если традиционные АУК считаются порождением бихевиористической теории обучения, то ИОС связывают с более глубокими психологическими теориями...
66466. Ефективність інфузійної терапії при дегідратації у собак в умовах приватної ветеринарної клініки «Доктор - Вет» м. Дніпропетровська» 3.86 MB
  Дослідити клінічний статус та визначити найбільш інформативні морфологічні показники крові собак за дегідратації; експериментально обґрунтувати ефективні схеми використання комбінованої інфузійної терапії у собак за дегідратації;