67906

ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ КОНСТИТУЦИОННОГО АКТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Вызывает возражение само название документа его правовая природа. Предлагаю назвать его Конституция либо вернуться к незаслуженно забытому в наших государствах термину Основной Закон. Но при этом возникает вопрос: почему об этом не сказано в преамбуле проекта...

Русский

2014-09-16

39 KB

0 чел.

Ю. ДМИТРИЕВ,

заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Академии труда и социальных отношений,

доктор юридических наук, профессор

ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ КОНСТИТУЦИОННОГО АКТА

СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

  1.  Вызывает возражение само название документа, его правовая природа. Конституционные традиции объединяющихся государств не знают такого наименования. Предлагаю назвать его «Конституция» либо вернуться к незаслуженно забытому в наших государствах термину «Основной Закон». Правда, из смысла статьи 63 следует, что данный акт временный и впоследствии может быть заменен Конституцией. Но при этом возникает вопрос: почему об этом не сказано в преамбуле проекта? Надо ли принимать временный акт на референдуме? Может быть, достаточно его одобрения квалифицированным большинством палат действующих парламентов государств-участников?
  2.  В статье 1 проекта никак не определена правовая природа самого Союзного государства. Исходя из смысла изложенных в ней дефиниций о государственном суверенитете и добровольной передаче его части новому «государству» можно заключить, что речь идет о создании конфедерации. Тогда необходимо так и сказать об этом в данной статье – Беларусь и Россия создают е государство, а конфедеративный союз, преследующий определенные цели. К сожалению, мы уже имеем печальный опыт, когда конфедеративное образование в момент создания было сразу определено как федеративное государство (СССР). Последствия поспешности этого шага налицо. Общеизвестно, что конфедерации – это не государства, а их внешнеполитические, экономические или военные союзы. Если процесс объединения наших государств окажется удачным, на следующем этапе можно говорить об углублении интеграции и создании нового государства, состоящего из не суверенных членов.
  3.  Статья 4 проекта говорит о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права над законодательством Союзного государства. Это правильно, но необходимо часть первую названной статьи дополнить словами «и государств-участников». В противном случае возникает ситуация, когда какие-то нормы международного права приобретают приоритет над нормами национального права, а какие-то – над нормами Союзных актов, и возможно их несовпадение.
  4.  Полагаю, что развитие экономической интеграции может привести к созданию совместной собственности как юридических, так и физических лиц на территории Союзного государства. Поэтому ограничение этой совместной собственности только имуществом собственно Союзного государства представляется необоснованным. В этом ключе предлагается дополнить статьи 6 и 7 проекта гарантиями создания различных видов совместной собственности.
  5.  Предлагаю в Конституционном акте указать, какая именно денежная единица вводится в Союзном государстве (ст. 8), и подробно описать флаг, герб и гимн этого Союза. Утверждение их на референдуме предупредит различного рода споры по этому поводу.
  6.  Не вполне ясно, какие именно цели преследовали авторы второго раздела проекта, определяя перечень основных прав и свобод гражданина Союзного государства. Если ставилась цель дополнить закрепленные в Конституциях государств-участников права граждан какими-то правомочиями, то она не достигнута. Например, статья 17 возвращает нас в прошлое, подменяя свободу труда (ст. 37 Конституции России) правом на труд. В этой же статье гарантируется защита от безработицы, которая возникает только в условиях неполной занятости и не гарантирует обязательного выполнения трудовой функции. В статье 20 не сказано, чьим именно имуществом владеют, пользуются и распоряжаются граждане Союзного государства, – это сужение правомочий собственника, закрепленных в статьях 35 и 36 Конституции России. Статья 18 о свободе передвижения, напротив, не содержит каких-либо ограничений, чего быть не должно. Есть закрытые для свободного посещения зоны и объекты, о чем подробно должно быть сказано в отдельном акте, со ссылкой на него в названной статье проекта.

Представляется некорректным отсутствие указания на добровольное решение человеком вопроса приобретения и прекращения гражданства Союзного государства (ст. 13). Если речь идет о его октраировании на определенном этапе интеграции, то об этом необходимо сказать именно здесь и обязательно указать на добровольное право лица не принять это гражданство.

  1.  В части 2 ст. 40 авторы проекта назвали лишь один из четырех общепринятых принципов избирательного права – всеобщность. А где принципы равного, прямого избирательного права, тайного голосования? Или Палата Представителей парламента формируется как-то иначе?

В части 6 той же статьи отсутствует указание на то, как и кем принимаются регламенты Палат Парламента.

Подводя итог сказанного, отмечу: проект нуждается в существенной доработке, как в деталях, так и по существу. Необходима детальная сверка с положениями Конституций государств-участников. В ряде случаев структура и логика изложения нуждаются в кардинальном пересмотре. Представляется необходимым уже сейчас приступить к разработке проектов вытекающих из него законов Союзного государства.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15926. Издательский договор 572 KB
  Юрченко А. К. Издательский договор. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988. 104 с. В монографии освещаются следующие вопросы: понятие издательского договора его виды порядок заключения договора его элементы договаривающиеся стороны предмет договора фор...
15927. Міжнародне приватне право 1.96 MB
  Матеріали цього підручника сприятимуть набуттю знань і вмінь, необхідних для підготовки фахівців (спеціалістів і магістрів) правознавства високого рівня, здатних вирішувати інте-граційні проблеми сьогодення. Саме такі завдання сформульовані в межах державної освітянської політики в нашій країні. Так, у Рішенні Державної ради з питань європейської та євроатлантичної інтеграції України
15928. Конституция правовое государство конституционный суд 1.43 MB
  Б.С. ЭБЗЕЕВ КОНСТИТУЦИЯ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД Москва Закон и право Издательское объединение ЮНИТИ 1996 ББК 67.400я73 Э13 Рецензенты: др юрид. наук проф. В.Г. Стрекозов Судья Конституционного Суда РФ; др юрид. наук проф. М.А. Шафир помощн
15929. Менеджмент. Общая теория управления 578 KB
  Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
15930. Деятельное раскаяние в совершенном преступлении 604.5 KB
  Щерба C. Савкин А.В. Деятельное раскаяние в совершенном преступлении. К. 1997. 110 с ПРЕДИСЛОВИЕ На протяжении веков отечественный и зарубежный опыт уголовной юстиции неоднократно убеждал что одними лишь мерами ужесточения наказания невозможно добиться снижения чи...
15931. Теория социального управления 1.4 MB
  Щёкин Г.В. Теория социального управления: Монография. К.: МАУП 1996. 408 с. ISBN 5869260868. Предпринята попытка комплексного освещения проблем управления в русле социальных наук и культурноисторического подхода. Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социал...
15932. Основы общей теории предупреждения преступности 332.5 KB
  Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности: Учебное пособие. Красноярск 1999. МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Н. В. ЩЕДРИН ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕС...
15933. Введение в правовую теорию мер безопасности 1.1 MB
  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Н. В. ЩЕДРИН ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОВУЮ ТЕОРИЮ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ МОНОГРАФИЯ Красноярск 1999 ББК 67.621.163 67.623.06 Щ 362.2 Рецензенты : д р юрид . наук проф . начальник Сибирского ю
15934. Расследование неправомерного доступа к компьютерной информации 1.13 MB
  ПРЕДИСЛОВИЕ Правоприменительная практика деятельность правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений в настоящее время осложняются в связи со складывающейся ситуацией характеризующейся обвальным принятием и применением новых законодательн...