67906

ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ КОНСТИТУЦИОННОГО АКТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Вызывает возражение само название документа его правовая природа. Предлагаю назвать его Конституция либо вернуться к незаслуженно забытому в наших государствах термину Основной Закон. Но при этом возникает вопрос: почему об этом не сказано в преамбуле проекта...

Русский

2014-09-16

39 KB

0 чел.

Ю. ДМИТРИЕВ,

заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Академии труда и социальных отношений,

доктор юридических наук, профессор

ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ КОНСТИТУЦИОННОГО АКТА

СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

  1.  Вызывает возражение само название документа, его правовая природа. Конституционные традиции объединяющихся государств не знают такого наименования. Предлагаю назвать его «Конституция» либо вернуться к незаслуженно забытому в наших государствах термину «Основной Закон». Правда, из смысла статьи 63 следует, что данный акт временный и впоследствии может быть заменен Конституцией. Но при этом возникает вопрос: почему об этом не сказано в преамбуле проекта? Надо ли принимать временный акт на референдуме? Может быть, достаточно его одобрения квалифицированным большинством палат действующих парламентов государств-участников?
  2.  В статье 1 проекта никак не определена правовая природа самого Союзного государства. Исходя из смысла изложенных в ней дефиниций о государственном суверенитете и добровольной передаче его части новому «государству» можно заключить, что речь идет о создании конфедерации. Тогда необходимо так и сказать об этом в данной статье – Беларусь и Россия создают е государство, а конфедеративный союз, преследующий определенные цели. К сожалению, мы уже имеем печальный опыт, когда конфедеративное образование в момент создания было сразу определено как федеративное государство (СССР). Последствия поспешности этого шага налицо. Общеизвестно, что конфедерации – это не государства, а их внешнеполитические, экономические или военные союзы. Если процесс объединения наших государств окажется удачным, на следующем этапе можно говорить об углублении интеграции и создании нового государства, состоящего из не суверенных членов.
  3.  Статья 4 проекта говорит о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права над законодательством Союзного государства. Это правильно, но необходимо часть первую названной статьи дополнить словами «и государств-участников». В противном случае возникает ситуация, когда какие-то нормы международного права приобретают приоритет над нормами национального права, а какие-то – над нормами Союзных актов, и возможно их несовпадение.
  4.  Полагаю, что развитие экономической интеграции может привести к созданию совместной собственности как юридических, так и физических лиц на территории Союзного государства. Поэтому ограничение этой совместной собственности только имуществом собственно Союзного государства представляется необоснованным. В этом ключе предлагается дополнить статьи 6 и 7 проекта гарантиями создания различных видов совместной собственности.
  5.  Предлагаю в Конституционном акте указать, какая именно денежная единица вводится в Союзном государстве (ст. 8), и подробно описать флаг, герб и гимн этого Союза. Утверждение их на референдуме предупредит различного рода споры по этому поводу.
  6.  Не вполне ясно, какие именно цели преследовали авторы второго раздела проекта, определяя перечень основных прав и свобод гражданина Союзного государства. Если ставилась цель дополнить закрепленные в Конституциях государств-участников права граждан какими-то правомочиями, то она не достигнута. Например, статья 17 возвращает нас в прошлое, подменяя свободу труда (ст. 37 Конституции России) правом на труд. В этой же статье гарантируется защита от безработицы, которая возникает только в условиях неполной занятости и не гарантирует обязательного выполнения трудовой функции. В статье 20 не сказано, чьим именно имуществом владеют, пользуются и распоряжаются граждане Союзного государства, – это сужение правомочий собственника, закрепленных в статьях 35 и 36 Конституции России. Статья 18 о свободе передвижения, напротив, не содержит каких-либо ограничений, чего быть не должно. Есть закрытые для свободного посещения зоны и объекты, о чем подробно должно быть сказано в отдельном акте, со ссылкой на него в названной статье проекта.

Представляется некорректным отсутствие указания на добровольное решение человеком вопроса приобретения и прекращения гражданства Союзного государства (ст. 13). Если речь идет о его октраировании на определенном этапе интеграции, то об этом необходимо сказать именно здесь и обязательно указать на добровольное право лица не принять это гражданство.

  1.  В части 2 ст. 40 авторы проекта назвали лишь один из четырех общепринятых принципов избирательного права – всеобщность. А где принципы равного, прямого избирательного права, тайного голосования? Или Палата Представителей парламента формируется как-то иначе?

В части 6 той же статьи отсутствует указание на то, как и кем принимаются регламенты Палат Парламента.

Подводя итог сказанного, отмечу: проект нуждается в существенной доработке, как в деталях, так и по существу. Необходима детальная сверка с положениями Конституций государств-участников. В ряде случаев структура и логика изложения нуждаются в кардинальном пересмотре. Представляется необходимым уже сейчас приступить к разработке проектов вытекающих из него законов Союзного государства.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26148. Учет в управлении 22 KB
  В составе учета отдельно выделяют: хозяйственный учет отражение фактов и явлений в рамках предприятий учреждений и др.; существует три вида учета: статистический операционнотехнический бухгалтерский. Источниками информации данного вида учета являются его собственные наблюдения а так же информация других видов учета. Бухучет это система хозяйственного учета обеспечивающая потребности управления в информации по работе организации за определенный промежуток времени.
26149. Измерители 21 KB
  Каждый вид учета имеет свои цели и задачи систему учета группировки обобщения и передачи информации. они важны для получения информации о наличии конкретных материальновещественных объектов учета.
26150. Бухучет 22 KB
  Бухучет это система непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах в соответствии с законодательством. Своевременное предоставление бухгалтерской информации. объективность и полнота информации. Ясность и доступность информации.
26151. Предмет бухгалтерского учета 20 KB
  Предметом бухгалтерского учета является имеющее стоимостную оценку имущество юридических лиц и предпринимателей и источники этого имущества обязательства. Объекты бухучета это отдельные составные части имущества их источников а также хозяйственные процессы связанные с кругооборотом средств организации снабжения производства реализации.
26152. Имущество организации 20.5 KB
  Имущество организации делится на: 1. Имущество долгосрочного использования внеоборотные срва: основные срва оборудование к установке незавершенные кап. имущество краткосрочного использования оборотные активы: материалы готовая продукция денежные средства в кассе на р с на валютном счете а также дебиторская задолженность т.