67909

Методические подходы к определению идентификационных признаков неблагополучных регионов

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Гранберга на типологию регионов который справедливо полагает что в структуре проблемных регионов необходимо разграничивать отсталые депрессивные и кризисные регионы. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы традиционно имеющие низкий уровень жизни по сравнению...

Русский

2014-09-16

41 KB

0 чел.

Х. КУЧМЕЗОВ

Методические подходы к определению

идентификационных признаков

неблагополучных регионов

Часто в экономической литературе отождествляют понятия проблемного, депрессивного и кризисного регионов1. В частности, в правительственном документе «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 годы)» проблемные территории (регионы) определяются как регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов, экстремальных спадов производства и уровня жизни населения, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и большие потоки вынужденной миграции населения2. В такой трактовке наблюдается отождествление понятий «проблемный» и «кризисный регион». На наш взгляд, эти понятия не тождественны. В связи с этим целесообразно обратить внимание на точку зрения А.Г. Гранберга на типологию регионов, который справедливо полагает, что в структуре проблемных регионов необходимо разграничивать отсталые, депрессивные и кризисные регионы3.

Понятие отсталости (слаборазвитости) региона относительно. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы, традиционно имеющие низкий уровень жизни по сравнению с остальными регионами страны. Бóльшая часть регионов данной группы находится в состоянии длительного застоя. Экономически слабо развитые регионы, как правило, имеют очень незначительные внутренние резервы экономического роста, а реализация имеющихся конкурентных преимуществ требует крупномасштабной экономической помощи со стороны государства.

Ключевыми признаками отсталых регионов являются низкая интенсивность хозяйственной деятельности, мало диверсифицированная отраслевая структура промышленности, значительное отставание от большинства регионов страны по уровню накопленного производственного потенциала, слабый научно-технический потенциал, относительно слабая инфраструктурная (в том числе транспортная) освоенность территории, мало развитая социальная сфера. Следовательно, к группе экономически слаборазвитых регионов могут быть отнесены территории с наиболее низкими удельными характеристиками масштабов общественного производства, узкоспециализированной экономикой преимущественно сырьевой или аграрной ориентации, максимальной степенью неразвитости всех основных компонентов современной экономической системы, включая накопленный производственный потенциал, региональную инфраструктуру и социальную сферу.

В литературе очень широко используется термин «депрессивный регион». В соответствии с общепринятым, но довольно расплывчатым определением депрессивным считается такой регион, где экономические условия существенно хуже, чем в среднем по стране. Однако с точки зрения классического подхода депрессия – это одна из фаз экономического цикла. Впервые термин «депрессивный регион» появился в Великобритании для характеристики регионов страны, наиболее пострадавших от кризиса 1929 года. Нетрудно видеть, что корни этой терминологии имеют аналоговый характер, поскольку тот период вошел в мировую экономическую историю как период «великой депрессии».

Специфика современного этапа развития российской экономики такова, что прямое заимствование традиционных для промышленно развитых стран подходов к раскрытию экономического содержания понятия «депрессивный регион» невозможно. В частности, такие признаки депрессивных регионов, как несбалансированность в развитии различных секторов экономики и малая степень диверсификации производства, в России срабатывают далеко не всегда.

Поэтому необходимо более обстоятельно исследовать экономическое содержание понятия «депрессивный регион» с учетом российских условий. В основе депрессивного состояния лежат преимущественно экономические причины: падение спроса на основную продукции или снижение ее конкурентоспособности, истощение минеральных ресурсов или ухудшение геологических условий и т.п. Поэтому мы считаем, что депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что, при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях, в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в России. Как правило, эти регионы имеют довольно высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, немалую долю промышленного производства в структуре хозяйства, развитую промышленную инфраструктуру, квалифицированную рабочую силу, сеть внутрирегиональных и межрегиональных связей. Однако отсутствие механизма саморегуляции регионального развития приводит к нарушению соразмерности воспроизводственных связей в системе «производство – потребление», к несоответствию между хозяйственными потребностями и имеющимися ресурсами, между отдельными частями хозяйственного комплекса, что создает потенциальную возможность возникновения депрессивного синдрома.

К кризисным правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных и техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. Улучшение ситуации в этих регионах предполагает комплексное решение не только экономических, но и политических вопросов.

1 Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. – 1995. – № 1.

2 Распоряжение Правительства России от 10.07.2001 г. №910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 годы)» // СЗ РФ. – 2001. – № 31. – Ст. 3295.

3 Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – С. 122.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31033. Внешняя политика Советского государства в 1920-е годы 112.85 KB
  после падения Советской власти в республиках Прибалтики правительство РСФСР заключило Договоры о мире с буржуазными правительствами Эстонии Литвы Латвии признававшими их независимость и самостоятельность. Ленин ставил вопрос не только о соревновании государств представлявших разные системы собственности но и о необходимости экономического сотрудничества между странами путем предоставления концессий заключения торговых договоров и соглашений. В местечке недалеко от Генуи Рапалло Россия заключила Рапалльский договор с Германией в...
31034. Внешняя политика СССР в 1933-41гг 17.83 KB
  Внешняя политика СССР в 1933-41гг. У СССР также виды на Маньчжурию. –пакт о ненападении Германии на СССР но А. 1934 – вступление СССР в Лигу Наций 1935 – договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией.
31035. Глобальные социально-экономические изменения в 1930-х 23.4 KB
  Теперь он занимается лишь воспитанием своих членов в духе преданности делу Ленина Сталина производственной и культурновоспитательной работой. Со страниц газет и журналов с помощью радио советских людей убеждали в том что благодаря умелому руководству партии и Сталина страна сделала небывалые успехи в построении социализма что эти успехи могли бы быть еще больше если бы не подрывная деятельность бесчисленных врагов. В общественное сознание внедряется идея торжества марксизмаленинизма олицетворением которого стала личность Сталина....
31036. СССР в годы перестройки (1985 1991 гг.) 267 KB
  Подобная смена власти еще более подрывала авторитет и доверие к ее представителям не только со стороны граждан СССР но и мирового общественного мнения. Холодная война нанесла удар по идее естественных союзников выдвинув на первый план в США концепцию империи зла в СССР тезис о кровавом империализме . С периодом холодной войны совпало существование биполярной структуры СССР США которая привела к соперничеству двух стран и непрерывной гонке вооружений. Продолжавшаяся гонка вооружений не только изматывала экономику СССР но и подрывала...
31037. СТОРОННИКИ ПЕРЕСТРОЙКИ ПРАВЫЕ РЕФОРМАТОРЫ ВЫСТУПАВШИЕ ЗА РЕФОРМЫ, НО НЕ В ГОРБАЧЕВСКОМ ВАРИАНТЕ 52.5 KB
  АЛЬТЕРНАТИВЫ ПОЛОГЕТЫ СТАРОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ БЕЗ ВСЯКИХ РЕФОРМ СТОРОННИКИ ПЕРЕСТРОЙКИ ПРАВЫЕ РЕФОРМАТОРЫ ВЫСТУПАВШИЕ ЗА РЕФОРМЫ НО НЕ В ГОРБАЧЕВСКОМ ВАРИАНТЕ Полозков Чебриков Валентин Зорин глава ВС СССР Лукьянов член Политбюро Шенин а также члены ГКЧП Горбачев Яковлев Рыжков и др. СССР в годы Перестройки. ОПРЕДЕЛЕНИЯ: Перестройка – это политикоэкономический и социальный курс на реформирование тоталитарной системы в СССР проводимый руководством КПСС во главе с М. Горбачёвым во второй половине 1980х в СССР и...
31038. Внешняя политика СССР в годы Перестройки 48.5 KB
  Внешняя политика СССР в годы Перестройки ОПРЕДЕЛЕНИЯ: Холодная война – геополитическая экономическая и идеологическая конфронтация между странами первого капиталистического лагеря и второго социалистического лагеря мира и их союзниками длившаяся с середины 1940х гг. до развала СССР. и характеризующегося отказом от удержания любой ценой в сфере своего влияния восточноевропейских и иных зависимых от СССР стран. ПЕРСОНАЛИИ: ШЕВАРДНАДЗЕ Эдуард Амвросиевич – член Политбюро ЦК КПСС и по совместительству Министр иностранных дел СССР в...
31039. История постсоветской России 51.5 KB
  Распад СССР означал для России резкое сокращение экономического потенциала и обороноспособности страна оказалась отодвинутой на северовосток в глубь Евразии потеряв половину морских портов и торговый флот на западе Прибалтика и юге Украина Закавказье. Он давал соседям России возможности использовать в своих интересах ее неожиданную и временную слабость и на переговорах шел на значительные уступки особенно Соединенным Штатам. В конце 1991 – начале 1992 Ельцин сделал специальное заявление что ядерные ракеты отныне не направлены на США...
31040. Проблемы славянского этногенеза. Восточные славяне: територия, хозязствово, быт, культура, религия 33 KB
  Восточные славяне: територия хозво быт культура религия. Славяне относятся к одной из самых многочисленных групп индоевропейских народов. Как самостоятельные народы начали свое существование греки латины славяне и др. Тогда же оформились три славянские ветви: западные славяне поляки чехи словаки южные болгары сербы хорваты и др восточные русские украинцы белорусы.
31041. Центры зарождения славянской государственности. Полемика историков вокруг проблемы образования Древнерусского гос-ва. Политика первых правитиелей Руси: Олега, Игоря, Ольги, Святослава 31.5 KB
  Главными проблемами являются вопросы о причинах возникновения госва Русь кто такие русыи откуда взялось название страны Русь кто были варяги. Немецкие ученые Байер и Миллер считали что слово русь означало название варяжского племени пришедшее с Рюриком что Древнерусское госва было создано норманнамиварягами. Название русь он связал с древним народом сарматамироксаланами и с названием реки Рось. В современной отечественной и зарубежной науке большинство ученых склоняется к мнению о скандинавском происхождении термина русь.