67909

Методические подходы к определению идентификационных признаков неблагополучных регионов

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Гранберга на типологию регионов который справедливо полагает что в структуре проблемных регионов необходимо разграничивать отсталые депрессивные и кризисные регионы. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы традиционно имеющие низкий уровень жизни по сравнению...

Русский

2014-09-16

41 KB

0 чел.

Х. КУЧМЕЗОВ

Методические подходы к определению

идентификационных признаков

неблагополучных регионов

Часто в экономической литературе отождествляют понятия проблемного, депрессивного и кризисного регионов1. В частности, в правительственном документе «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 годы)» проблемные территории (регионы) определяются как регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов, экстремальных спадов производства и уровня жизни населения, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и большие потоки вынужденной миграции населения2. В такой трактовке наблюдается отождествление понятий «проблемный» и «кризисный регион». На наш взгляд, эти понятия не тождественны. В связи с этим целесообразно обратить внимание на точку зрения А.Г. Гранберга на типологию регионов, который справедливо полагает, что в структуре проблемных регионов необходимо разграничивать отсталые, депрессивные и кризисные регионы3.

Понятие отсталости (слаборазвитости) региона относительно. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы, традиционно имеющие низкий уровень жизни по сравнению с остальными регионами страны. Бóльшая часть регионов данной группы находится в состоянии длительного застоя. Экономически слабо развитые регионы, как правило, имеют очень незначительные внутренние резервы экономического роста, а реализация имеющихся конкурентных преимуществ требует крупномасштабной экономической помощи со стороны государства.

Ключевыми признаками отсталых регионов являются низкая интенсивность хозяйственной деятельности, мало диверсифицированная отраслевая структура промышленности, значительное отставание от большинства регионов страны по уровню накопленного производственного потенциала, слабый научно-технический потенциал, относительно слабая инфраструктурная (в том числе транспортная) освоенность территории, мало развитая социальная сфера. Следовательно, к группе экономически слаборазвитых регионов могут быть отнесены территории с наиболее низкими удельными характеристиками масштабов общественного производства, узкоспециализированной экономикой преимущественно сырьевой или аграрной ориентации, максимальной степенью неразвитости всех основных компонентов современной экономической системы, включая накопленный производственный потенциал, региональную инфраструктуру и социальную сферу.

В литературе очень широко используется термин «депрессивный регион». В соответствии с общепринятым, но довольно расплывчатым определением депрессивным считается такой регион, где экономические условия существенно хуже, чем в среднем по стране. Однако с точки зрения классического подхода депрессия – это одна из фаз экономического цикла. Впервые термин «депрессивный регион» появился в Великобритании для характеристики регионов страны, наиболее пострадавших от кризиса 1929 года. Нетрудно видеть, что корни этой терминологии имеют аналоговый характер, поскольку тот период вошел в мировую экономическую историю как период «великой депрессии».

Специфика современного этапа развития российской экономики такова, что прямое заимствование традиционных для промышленно развитых стран подходов к раскрытию экономического содержания понятия «депрессивный регион» невозможно. В частности, такие признаки депрессивных регионов, как несбалансированность в развитии различных секторов экономики и малая степень диверсификации производства, в России срабатывают далеко не всегда.

Поэтому необходимо более обстоятельно исследовать экономическое содержание понятия «депрессивный регион» с учетом российских условий. В основе депрессивного состояния лежат преимущественно экономические причины: падение спроса на основную продукции или снижение ее конкурентоспособности, истощение минеральных ресурсов или ухудшение геологических условий и т.п. Поэтому мы считаем, что депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что, при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях, в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в России. Как правило, эти регионы имеют довольно высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, немалую долю промышленного производства в структуре хозяйства, развитую промышленную инфраструктуру, квалифицированную рабочую силу, сеть внутрирегиональных и межрегиональных связей. Однако отсутствие механизма саморегуляции регионального развития приводит к нарушению соразмерности воспроизводственных связей в системе «производство – потребление», к несоответствию между хозяйственными потребностями и имеющимися ресурсами, между отдельными частями хозяйственного комплекса, что создает потенциальную возможность возникновения депрессивного синдрома.

К кризисным правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных и техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. Улучшение ситуации в этих регионах предполагает комплексное решение не только экономических, но и политических вопросов.

1 Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. – 1995. – № 1.

2 Распоряжение Правительства России от 10.07.2001 г. №910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 годы)» // СЗ РФ. – 2001. – № 31. – Ст. 3295.

3 Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – С. 122.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53162. Голодомор в Україні 1932 – 1933 року 52 KB
  Мета: поглибити і систематизувати знання учнів про одну з найстрашніших сторінок історії України голодомор 1932-1933 років на матеріалі історичних джерел художніх творів; формувати вміння самостійно та критично оцінювати історичні процеси вдумливо сприймати прочитане; сприяти виробленню в школярів обєктивної оцінки; пробудити історичну пам'ятьрозвивати логічне та аналітичне мислення уміння користуватися додатковою літературою. Обладнання: ікона Спасителявидання творів українських письменників про голодомор фоторепродукції...
53163. Різноманітність голонасінних, значення їх в природі і житті людини 207.5 KB
  Мета уроку: сформувати знання учнів про різноманітність голонасінних рослин, їх практичне значення і значення у природі, показати взаємозв’язок природи і людини, їхній вплив одне на одного; продовжити екологічне...
53164. Голонасінні 67 KB
  Голонасінні Тема уроку: Роль голонасінних у природі та житті людини Мета уроку: розглянути значення голонасінних у природі та житті людини ознайомити з використанням голонасінних у господарській діяльності людини навчитись правильно застосовувати знання про використання голонасінних виховувати бережливе ставлення до голонасінних. Обладнання та матеріали: таблиці малюнки фотографії що ілюструють різноманітність голонасінних і їх значення в природі та житті людини; камінці бурштину невеличкі картинки викладені бурштином конвалюти...
53165. Виховний захід «Здоров'я –всьому голова» 113 KB
  Мета: формувати уявлення про корисні і шкідливі звички, їхній вплив на здоров'я дитини; поглибити поняття про те, що для людини головне-це здоров'я. Розвивати вміння берегти і зміцнювати здоров'я, прищеплювати навички здорового способу життя. Виховувати життєву потребу бути завжди здоровим і гарним.
53167. Дніпропетровщина в долі Олеся Гончара 39.5 KB
  Б: Так третій рік пауза Вона теж училась зі мною на фізматі. А вона Вона пауза Нічого не знала. Звичайно вона може зустріти красивішого за мене розумнішого і ще мало чого Але я глибоко переконаний що пауза серця пауза саме такого серця пауза не зустріне. А Шура любила саме таке як моє пауза по збільшенню вгору Тисячами різних граней світиться кожне людське серце.
53168. Олесь Гончар – сумління України… 84.5 KB
  Олесь знав свою маму лише з фотографій. Перед війною Олесь Гончар писав оповідання вони публікувалися. Коли весна смичком струмка заграє Тоді ми з днем народження вітаєм Славетного Олеся Гончара Олесь Гончар сумління України Любов пречиста.
53169. Виховна година з використанням методики ТРВЗ. Гордість 28 KB
  Гордість Мета. Уточнити уявлення людей про гордість.Ломаковича Добротолюбие избранное для мирян прислів'я про гордість портрет В. А що таке гордість горда людина До якої складової частини людського я можна віднести дане поняття VI.