67909

Методические подходы к определению идентификационных признаков неблагополучных регионов

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Гранберга на типологию регионов который справедливо полагает что в структуре проблемных регионов необходимо разграничивать отсталые депрессивные и кризисные регионы. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы традиционно имеющие низкий уровень жизни по сравнению...

Русский

2014-09-16

41 KB

0 чел.

Х. КУЧМЕЗОВ

Методические подходы к определению

идентификационных признаков

неблагополучных регионов

Часто в экономической литературе отождествляют понятия проблемного, депрессивного и кризисного регионов1. В частности, в правительственном документе «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 годы)» проблемные территории (регионы) определяются как регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов, экстремальных спадов производства и уровня жизни населения, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и большие потоки вынужденной миграции населения2. В такой трактовке наблюдается отождествление понятий «проблемный» и «кризисный регион». На наш взгляд, эти понятия не тождественны. В связи с этим целесообразно обратить внимание на точку зрения А.Г. Гранберга на типологию регионов, который справедливо полагает, что в структуре проблемных регионов необходимо разграничивать отсталые, депрессивные и кризисные регионы3.

Понятие отсталости (слаборазвитости) региона относительно. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы, традиционно имеющие низкий уровень жизни по сравнению с остальными регионами страны. Бóльшая часть регионов данной группы находится в состоянии длительного застоя. Экономически слабо развитые регионы, как правило, имеют очень незначительные внутренние резервы экономического роста, а реализация имеющихся конкурентных преимуществ требует крупномасштабной экономической помощи со стороны государства.

Ключевыми признаками отсталых регионов являются низкая интенсивность хозяйственной деятельности, мало диверсифицированная отраслевая структура промышленности, значительное отставание от большинства регионов страны по уровню накопленного производственного потенциала, слабый научно-технический потенциал, относительно слабая инфраструктурная (в том числе транспортная) освоенность территории, мало развитая социальная сфера. Следовательно, к группе экономически слаборазвитых регионов могут быть отнесены территории с наиболее низкими удельными характеристиками масштабов общественного производства, узкоспециализированной экономикой преимущественно сырьевой или аграрной ориентации, максимальной степенью неразвитости всех основных компонентов современной экономической системы, включая накопленный производственный потенциал, региональную инфраструктуру и социальную сферу.

В литературе очень широко используется термин «депрессивный регион». В соответствии с общепринятым, но довольно расплывчатым определением депрессивным считается такой регион, где экономические условия существенно хуже, чем в среднем по стране. Однако с точки зрения классического подхода депрессия – это одна из фаз экономического цикла. Впервые термин «депрессивный регион» появился в Великобритании для характеристики регионов страны, наиболее пострадавших от кризиса 1929 года. Нетрудно видеть, что корни этой терминологии имеют аналоговый характер, поскольку тот период вошел в мировую экономическую историю как период «великой депрессии».

Специфика современного этапа развития российской экономики такова, что прямое заимствование традиционных для промышленно развитых стран подходов к раскрытию экономического содержания понятия «депрессивный регион» невозможно. В частности, такие признаки депрессивных регионов, как несбалансированность в развитии различных секторов экономики и малая степень диверсификации производства, в России срабатывают далеко не всегда.

Поэтому необходимо более обстоятельно исследовать экономическое содержание понятия «депрессивный регион» с учетом российских условий. В основе депрессивного состояния лежат преимущественно экономические причины: падение спроса на основную продукции или снижение ее конкурентоспособности, истощение минеральных ресурсов или ухудшение геологических условий и т.п. Поэтому мы считаем, что депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что, при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях, в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в России. Как правило, эти регионы имеют довольно высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, немалую долю промышленного производства в структуре хозяйства, развитую промышленную инфраструктуру, квалифицированную рабочую силу, сеть внутрирегиональных и межрегиональных связей. Однако отсутствие механизма саморегуляции регионального развития приводит к нарушению соразмерности воспроизводственных связей в системе «производство – потребление», к несоответствию между хозяйственными потребностями и имеющимися ресурсами, между отдельными частями хозяйственного комплекса, что создает потенциальную возможность возникновения депрессивного синдрома.

К кризисным правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных и техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. Улучшение ситуации в этих регионах предполагает комплексное решение не только экономических, но и политических вопросов.

1 Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. – 1995. – № 1.

2 Распоряжение Правительства России от 10.07.2001 г. №910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 годы)» // СЗ РФ. – 2001. – № 31. – Ст. 3295.

3 Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – С. 122.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27712. Принудительные меры медицинского характера. Виды, основания применения и порядок исполнения. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера 34.5 KB
  Продление изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера. Принудительные меры медицинского характера это установленные уголовным законом меры государственного принуждения применяемые к лицам совершившим преступление и нуждающимся в лечении с целью их излечения и предупреждения с их стороны совершения новых общественно опасных деяний. Принудительные меры медицинского характера сами по себе наказанием не являются отрицательной оценки деяния от имени государства не выражают кары в себе не содержат судимости...
27714. Присвоение или растрата (ст. 160 УК). Особенности субъекта данного преступления. Отличие данного преступления от злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК), совершенного из корыстной заинтересованности 33 KB
  Особенности субъекта данного преступления. Отличие данного преступления от злоупотребления должностными полномочиями ст. Объект преступления отношение собственности. ОСОБЕННОСТИ SТА: Особенностью квалификации в данном случае является то что при совершении данного преступления группой лиц по предварительному сговору отдельные участники хищения не являющиеся ни должностными лицами ни лицами которым имущество было вверено или передано в ведение несут ответственность по ст.
27716. Преступление против основ конституционного строя и безопасности гос-ва 46 KB
  Разглашение гос. Объект: безопасность госва а также установленный порядок охраны сведений составляющих гос. Предмет преступления составляют сведения отнесенные законом к гос.
27718. Рецидив преступлений и его виды. Уголовно-правовое значение рецидива 32 KB
  Рецидив преступлений это совершение умышленного преступления лицом имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление ст. В зависимости от количества судимостей за ранее совершенные преступления а также от тяжести ранее совершенных преступлений и тяжести вновь совершенного преступления законодатель выделяет три вида рецидива преступлений: простой ч. 1 Простым рецидивом признается совершение умышленного преступления лицом имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. 2 Рецидив преступлений признается...
27719. Самоуправство (ст. 330 УК). Его отличие от одноименного административного правонарушения и кражи 33 KB
  Обязательный признак причинение существенного вреда. Понятие существенного вреда является оценочным. Признание вреда существенным прежде всего зависит от оценки значимости ущерба потерпевшим ФЛ или понесшим ущерб ЮЛ от их фактического имущественного положения или финансового состояния. Субъективная сторона самоуправства характеризуется виной в форме прямого умысла по отношению к самовольным действиям и прямым или косвенным умыслом по отношению к причинению существенного вреда.