67913

СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Специальными правовыми актами определяются многие вопросы касающиеся регламентирования прав и обязанностей государственного служащего в военизированных и правоохранительных органах. В различных правовых актах предусматриваются права и обязанности государственного...

Русский

2014-09-16

80 KB

1 чел.

А. МАРЬЯН,

соискатель

СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО

В Российской Федерации нет правового акта, который регулировал бы весь комплекс основных прав и обязанностей государственного гражданского служащего1. Так, государственные служащие осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией России и конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами Федерации и ее субъектов.

К ним относятся Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2, Указ Президента России от 1 февраля 2005 г. «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»3, Указ Президента России от 16 февраля 2005 г. «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»4, Указ Президента России от 1 февраля 2005 г. «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»5. Специальными правовыми актами определяются многие вопросы, касающиеся регламентирования прав и обязанностей государственного служащего в военизированных и правоохранительных органах.

В различных правовых актах предусматриваются права и обязанности государственного гражданского служащего и особенности государственной службы в тех или иных органах государственной власти.

Отношения конституций и уставов субъектов Российской Федерации к вопросам закрепления прав и обязанностей государственных служащих отличатся пестротой. С этой точки зрения можно сгруппировать конституции и уставы, которые содержат главы, посвященные государственной службе субъекта Российской Федерации. Например, уставы Липецкой, Курганской, Свердловской областей. Так, устав Свердловской области в этом отношении уникален. В нем довольно подробно регламентируются вопросы, касающиеся понятия и организации государственной службы, понятия государственного служащего области, ответственности и ограничения прав государственных служащих, гарантий осуществления ими прав и обязанностей6. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации не единственные акты, содержащие нормы, касающиеся административно-правового статуса государственных гражданских служащих. Субъекты Российской Федерации вправе регулировать его с помощью других правовых актов. В некоторых субъектах приняты законы о государственной службе. Например, в г. Москве принят и действует закон г. Москвы от 26 января 2005 г. «О государственной гражданской службе города Москвы»7.

В систему правовых актов, закрепляющих административно-правовой статус государственных служащих, входят уставы и положения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственной деятельности; положения о конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных должностных лиц; должностные инструкции и др.8 

В некоторых случаях правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус государственного гражданского служащего, распространяют свое действие на определенные категории государственных гражданских служащих.

Следует отметить, что в административно-правовой науке вопросу регламентации административно-правового статуса государственного гражданского служащего и классификации их прав и обязанностей уделено недостаточное внимание. Между тем масштабная и интенсивная работа по совершенствованию российского законодательства (в том числе по кодификации административного права) настоятельно требуют разрешения существующих проблем классификации прав, обязанностей и гарантий государственного гражданского служащего в Российской Федерации.

Как уже отмечалось, административно-правовой статус государственного гражданского служащего выражает наиболее важные и существенные связи госслужащего с органами государственной власти. Вследствие этого административно-правовой статус государственного гражданского служащего, с одной стороны, составляет базу для становления и реализации иных прав и обязанностей, конкретизируясь и развиваясь в них, а с другой – непосредственно входит в любой из правовых статусов в качестве его важнейший составной части. Исходя из этого административно-правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации в самом общем виде можно определить как систему предоставленных государственным гражданским служащим прав и возложения на них обязанностей.

Ученые-юристы рассматривают административно-правовой (и правовой статус в целом) личности как сложное явление, объединяющее не только права и обязанности, но и другие элементы: гражданство, принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, законные интересы и т.д.9

Причем, предлагая различные подходы к количеству элементов, высказывают точки зрения, нередко во многом противоречащие друг другу. Не вступая в общую дискуссию относительно предлагаемых элементов статуса, отметим одну общую закономерность, которая прослеживается почти у всех авторов, независимо от используемых ими подходов, – основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его главное содержание составляют соответствующие права и обязанности.

Содержание административно-правового статуса государственных гражданских служащих в структурном плане должно определяться основными правами и обязанностями. Это позволит выделить функциональную направленность и структуру административно-правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации и тем самым не допустить «размывания» границ этого понятия. Так, административно-правовой статус государственного гражданского служащего, обладая общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами (теоретическая конструкция состава, общее назначение и др.), характеризуется особенностями, которые придают ему качественную и количественную определенность. Выявление основных признаков административно-правового статуса государственного гражданского служащего позволяет объединить и систематизировать многочисленные, содержащиеся в различных правовых источниках нормативные положения в рамках одной правовой институции. Это, в свою очередь, предполагает закрепление наиболее важных из них в едином нормативном акте – законе, так как большинство прав и обязанностей государственного гражданского служащего связаны с осуществлением им деятельности государственно-властного, исполнительно-распорядительного характера.

Между тем мы считаем, что такие явления правовой действительности, как гражданство, правоспособность, дееспособность и гарантии, являются в известном смысле элементами административно-правового статуса, имеют важное, а порой и решающие влияние на его регулирование и реализацию. Остальные элементы, упоминающиеся в юридической литературе (законные интересы и т.д.), вряд ли целесообразно включать в данную структуру, так как они являются производной, обобщающей характеристикой уже названных компонентов или не оказывают заметного воздействия на административно-правовой статус государственных гражданских служащих.

Таким образом, административно-правовой статус государственных гражданских служащих в общем виде характеризуется следующим: права и обязанности государственного служащего устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе; деятельность государственных служащих подчинена выполнению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер; служебные права и обязанности государственных гражданских служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязанности – правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет выполнить; осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством; законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы; они имеют право на продвижение по службе, то есть на служебную карьеру10.

В целом содержание административно-правового положения государственных служащих характеризуется их общегражданскими правами и обязанностями, обязанностями и правами по занимаемой государственной должности.

Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и у других граждан. Государственные гражданские служащие пользуются всеми правами и свободами, несут обязанности наравне со всеми гражданами. Общегражданские права призваны косвенно обеспечивать эффективную деятельность государственного гражданского служащего, заинтересовывая его в получении премий, в продвижении по службе и т.п. В этой группе прав можно выделить те, которые связаны:

1) с реализацией права на материальное обеспечение, отдых; так, подгруппа прав на материальное обеспечение включает в себя денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные нормативно-правовыми актами, ежегодные оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание его и членов его семьи, пенсионное обеспечение, обязательное государственное социальное страхование и др.;

2) с реализацией права на защиту; содержание этого права включает в себя право государственного служащего на ознакомление с материалами своего личного дела, проведением по его требованию служебного расследования, объединения в профессиональные союзы (ассоциации), обращения в государственные органы или в суд для разрешения споров, связанный с государственной службой, защиту его и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке установленном федеральным законодательством.

Ограничения возможны с их согласия, но служебные ограничения являются обязанностью. Например, государственные служащие, замещающие государственные должности, не могут заниматься предпринимательской деятельностью: у граждан есть выбор – быть государственным служащим или заниматься предпринимательской деятельностью; заниматься другой оплачиваемой работой (совместительством кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью); состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, государственное имущество и служебную информацию.

Помимо названных ограничений социально-экономических прав служащих, закон ограничивает и некоторые их политические права. Так государственный гражданский служащей не вправе быть депутатом законодательных органов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, принимать без разрешения Президента России награды, почетные звания иностранных государств, международных организаций, принимать участие в забастовках, использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений для агитации отношения к ним.

Таким образом, гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, когда это диктуется интересами нормального функционирования государственной службы.

Служебные обязанности и права предоставляются государственным служащим для успешного осуществления служебной деятельности по занимаемой государственной должности.

Служебные права и обязанности делятся на общие для всех государственных гражданских служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями.

В свою очередь, общие служебные права и обязанности могут быть подразделены на две подгруппы. Первую составляют обязанности и права, относящиеся к существу служебной деятельности, например:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защита сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе.

Специальные социальные права государственного гражданского служащего:

1) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

2) оплату труда и другие выплаты в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

3) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

4) медицинское страхование в соответствии с законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

5) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

6) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

7) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном федеральным законом;

8) членство в профессиональном союзе;

9) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с законом;

10) проведение по его заявлению служебной проверки.

Третью подгруппу составляют служебные права, сопутствующие административно-правовому статусу государственных гражданских служащих, и зависят от правового положения органа, в котором они состоят на службе, от вида занимаемой государственной должности. Так, специальными являются обязанности и права налоговых инспекторов в области контроля над соблюдением налогового законодательства. Они предусматриваются в законах, должностных инструкциях и иных нормативных актах.

Подведем итог.

1. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего характеризует место, занимаемое им в системе общественного разделения труда.

2. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего определяет границы деятельности государственного служащего по отношению к иным субъектам права. Так, исследуемый правовой институт относит к числу специальных статусов, с регламентацией которых законодатель связывает возложенное на лицо дополнительных (специальных) полномочий.

В состав административно-правового статуса государственного гражданского служащего входят специальная правосубъектность, права и обязанности. Совокупность прав и обязанностей составляет ядро правового положения личности; выступая одной из разновидностей правового статуса индивида и обладая в силу этого сходными с ним чертами (общее назначение, теоретическая конструкция состава и др.), административно-правовой статус государственного служащего характеризуется рядом особенных признаков. В соответствии с этим вся совокупность полномочий образует тот минимум, который равен для любого государственного служащего. Данные обязанности и права составляют общий правовой базис, который дополняется должностными полномочиями государственного служащего, отражающими специфику занимаемой ими должности. Как отмечает Н.В. Новоселова, «должностные обязанности государственного служащего – основной элемент его правового статуса»11. Е.В. Охотский говорит о том, что «должностные обязанности – это функции, которые возлагаются на государственного служащего с целью непосредственного исполнения или профессионального обеспечения полномочий государственного органа или должностных лиц, представляющих этот орган»12.

К основным особенностям административно-правового статуса государственного служащего относится обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок государственного органа; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера; сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены законодательством; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры к предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от руководителя поручения, по мнению гражданского служащего, неправомерного, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения и указать положения законодательства, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Каждый государственный служащий обязан реализовывать, независимо от времени и места нахождения, полномочия, связанные с осуществлением служебной деятельности; дополнительные полномочия при наступлении особых условий деятельности, связанных с осложнением оперативной обстановки, проведением массовых мероприятий, возникновением аварий, эпидемий, эпизоотий и др. Эти особенности административно-правового статуса государственного служащего определяют необходимость постоянной готовности служащего к выполнению указанных обязанностей и прав.

Таковы некоторые общие положения, которые необходимо иметь в виду при рассмотрении административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации.

1 См.: Хатюшенко О.М. Административно-правовой статус государственного служащего РФ: Дис. … канд. юрид. наук. – М., 1999. – С. 34.

2 См.: СЗ РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.

3 См.: Российская газета. – 2005. – 3 февраля.

4 См.: Российская газета. – 2005. – 18 февраля.

5 См.: Российская газета. – 2005. – 3 февраля.

6 См.: Хатюшенко О.М. Административно-правовой статус государственного служащего РФ: Дис. … канд. юрид. наук. – М., 1999. – С. 34.

7 См.: Тверская 13. – 2005. – 27 января.

8 См.: Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. – М., 2003. – С. 139.

9 См., например: Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. – Саратов, 1976. – С. 43–46; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. – М., 1997. – С. 27.

10 См.: Хатюшенко О.М. Указ. соч. – С. 38.

11 См.: Новоселова Н.В. Обязанности и права государственного служащего: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2001. – С. 9.

12 См.: Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. – 2003. – № 9. – С. 10.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26501. Оценка полезности результатов принятия решений 23.21 KB
  Основные положения аксиоматической теории полезности.1 Постановка задачи оценки полезности результата. Одно из основных допущений при оценке полезности результатов – расчет на то что человек делает рациональный выбор.
26502. Теория принятия решений 26.03 KB
  Эти правила отражают смысл принимаемого рационального решения и их содержание приведено в аксиомах теории полезности. Правило последовательности утверждает что для принятия решения необходимо упорядочить альтернативные варианты по степени их прежпочтительности для человека. Окончательным условием рационального решения является выбор такого действия которое максимизирует минимизирует целевую функцию.
26503. Задача ПР(принятие решений) в условиях взаимодействия нескольких целеустремленных систем 16.18 KB
  Основные особенности: 1 носителем информации о системевозможностях системы целевых функциях условиях функционирования является человекоператор разработчик или пользователь. 2 вычислительная система является средством для решения расчетных задач и для проверки простейших логических условий на базе заданных численных параметров. Применение информационного метода оправдано в системах предназначенных для работы в стандартных условиях.
26504. Неолиберализм в политике правящих кругов стран Европы и Америки в 1960-2000 гг. (на примере США и Великобритании) 52 KB
  Понятия социальный либерализм и неолиберализм Основу идеологии соц либерализма составило признание социальной природы личности и взаимной ответственности личности и общества. происходило возвращение к идее соц справедливости. Это вело к осознанию права государства как представителя общественных интересов на необходимые полномочия в сфере регулирования собственнических отношений обеспечения консенсуса между отдельными социальными группами в том числе между работодателями и наемным работниками производителями и потребителями....
26505. Неоконсерватизм в политике правящих кругов Европы и Америки в 1980-2000 гг. (на примере США и Великобритании) 46 KB
  устоев капиталистической экономики ч с свободы личности рыночного механизма как наиболее эффективного инструмента регулиря произва максимальное ограничение вмешатва госва в его функце. Существ изменения в хозяйственном механизме капитализма в его соц структуре и общественном сознании этого периода = вопрос о целесообразности и масштабах государственного вмешательства в эк о харре макроэкономической пки ее целях и методах. Следствием стал кризис реформизма и приход к власти в нач1980х почти во всех развитых странах...
26506. Образование и развитие Пятой республики во Франции. Принципы голлизма и их эволюция 52.5 KB
  Основные принципы голлизма: голлизм – это своеобразная идеология национального величия; вариант гос. Экономические: жесткое регулирование планирование; налоговая политика; расширение сфер экономики; рост гос. Проект разработан рабочим комитетом из чиновников членов Гос совета во главе с Мишелем Дебре. право назначать премьерминистра и отдельных министров возвращать законопроекты передавать на референдум любой законопроект касающийся организации гос власти или одобрения международных соглашений способных затронуть деятельность...
26507. Основные этапы социально-экономического и политического развития ФРГ 99.5 KB
  Основные этапы социальноэкономического и политического развития ФРГ. Конституционное устройство ФРГ: ФРГ объединила 9 земель каждый из субъектов федерации получил право на свою конституцию представительные и административные органы свое законодательство. Осн этапы соц экон и пол разв ФРГ.23 мая1949г Основ ФРГ.
26508. Интеграционные процессы в западной Европе 1950-2000гг 48 KB
  –подписан договор о создании Европейского объединения угля и стали ЕОУС Франция ФРГ Италия Бельгия Нидерланды Люксембург. – в Риме подписаны договоры о создании Европейского сообщества по атомной энергии Евратом и Европейского экономического сообщества. политические цели объединение сил западноевропейского капитализма против мирового коммунистического движения соц государств национальноосвободит борьбы колониальных и зависимых стран. Правящие круги США поддерживали создание ЕЭС рассчитывая усилить экономическую базу НАТО и...
26509. Проблемы ограничения вооружения и разоружения в П. стран Европы и Америки 1970 -2000 гг 47 KB
  смягчению 2полюсности мира можно назвать взаимное истощение СССР и США. называемое окно уязвимости которое образовалось якобы в резте ракетноядерного отставания США от СССР. Рейган провозгласил своей целью измотать СССР и ослабить его эк. Бытует мнение что это был глобальный исторический блеф администрации Рейгана – попытка спровоцировать СССР на разработку подобной программы.