67913

СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Специальными правовыми актами определяются многие вопросы касающиеся регламентирования прав и обязанностей государственного служащего в военизированных и правоохранительных органах. В различных правовых актах предусматриваются права и обязанности государственного...

Русский

2014-09-16

80 KB

1 чел.

А. МАРЬЯН,

соискатель

СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО

В Российской Федерации нет правового акта, который регулировал бы весь комплекс основных прав и обязанностей государственного гражданского служащего1. Так, государственные служащие осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией России и конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами Федерации и ее субъектов.

К ним относятся Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2, Указ Президента России от 1 февраля 2005 г. «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»3, Указ Президента России от 16 февраля 2005 г. «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»4, Указ Президента России от 1 февраля 2005 г. «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»5. Специальными правовыми актами определяются многие вопросы, касающиеся регламентирования прав и обязанностей государственного служащего в военизированных и правоохранительных органах.

В различных правовых актах предусматриваются права и обязанности государственного гражданского служащего и особенности государственной службы в тех или иных органах государственной власти.

Отношения конституций и уставов субъектов Российской Федерации к вопросам закрепления прав и обязанностей государственных служащих отличатся пестротой. С этой точки зрения можно сгруппировать конституции и уставы, которые содержат главы, посвященные государственной службе субъекта Российской Федерации. Например, уставы Липецкой, Курганской, Свердловской областей. Так, устав Свердловской области в этом отношении уникален. В нем довольно подробно регламентируются вопросы, касающиеся понятия и организации государственной службы, понятия государственного служащего области, ответственности и ограничения прав государственных служащих, гарантий осуществления ими прав и обязанностей6. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации не единственные акты, содержащие нормы, касающиеся административно-правового статуса государственных гражданских служащих. Субъекты Российской Федерации вправе регулировать его с помощью других правовых актов. В некоторых субъектах приняты законы о государственной службе. Например, в г. Москве принят и действует закон г. Москвы от 26 января 2005 г. «О государственной гражданской службе города Москвы»7.

В систему правовых актов, закрепляющих административно-правовой статус государственных служащих, входят уставы и положения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственной деятельности; положения о конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных должностных лиц; должностные инструкции и др.8 

В некоторых случаях правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус государственного гражданского служащего, распространяют свое действие на определенные категории государственных гражданских служащих.

Следует отметить, что в административно-правовой науке вопросу регламентации административно-правового статуса государственного гражданского служащего и классификации их прав и обязанностей уделено недостаточное внимание. Между тем масштабная и интенсивная работа по совершенствованию российского законодательства (в том числе по кодификации административного права) настоятельно требуют разрешения существующих проблем классификации прав, обязанностей и гарантий государственного гражданского служащего в Российской Федерации.

Как уже отмечалось, административно-правовой статус государственного гражданского служащего выражает наиболее важные и существенные связи госслужащего с органами государственной власти. Вследствие этого административно-правовой статус государственного гражданского служащего, с одной стороны, составляет базу для становления и реализации иных прав и обязанностей, конкретизируясь и развиваясь в них, а с другой – непосредственно входит в любой из правовых статусов в качестве его важнейший составной части. Исходя из этого административно-правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации в самом общем виде можно определить как систему предоставленных государственным гражданским служащим прав и возложения на них обязанностей.

Ученые-юристы рассматривают административно-правовой (и правовой статус в целом) личности как сложное явление, объединяющее не только права и обязанности, но и другие элементы: гражданство, принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, законные интересы и т.д.9

Причем, предлагая различные подходы к количеству элементов, высказывают точки зрения, нередко во многом противоречащие друг другу. Не вступая в общую дискуссию относительно предлагаемых элементов статуса, отметим одну общую закономерность, которая прослеживается почти у всех авторов, независимо от используемых ими подходов, – основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его главное содержание составляют соответствующие права и обязанности.

Содержание административно-правового статуса государственных гражданских служащих в структурном плане должно определяться основными правами и обязанностями. Это позволит выделить функциональную направленность и структуру административно-правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации и тем самым не допустить «размывания» границ этого понятия. Так, административно-правовой статус государственного гражданского служащего, обладая общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами (теоретическая конструкция состава, общее назначение и др.), характеризуется особенностями, которые придают ему качественную и количественную определенность. Выявление основных признаков административно-правового статуса государственного гражданского служащего позволяет объединить и систематизировать многочисленные, содержащиеся в различных правовых источниках нормативные положения в рамках одной правовой институции. Это, в свою очередь, предполагает закрепление наиболее важных из них в едином нормативном акте – законе, так как большинство прав и обязанностей государственного гражданского служащего связаны с осуществлением им деятельности государственно-властного, исполнительно-распорядительного характера.

Между тем мы считаем, что такие явления правовой действительности, как гражданство, правоспособность, дееспособность и гарантии, являются в известном смысле элементами административно-правового статуса, имеют важное, а порой и решающие влияние на его регулирование и реализацию. Остальные элементы, упоминающиеся в юридической литературе (законные интересы и т.д.), вряд ли целесообразно включать в данную структуру, так как они являются производной, обобщающей характеристикой уже названных компонентов или не оказывают заметного воздействия на административно-правовой статус государственных гражданских служащих.

Таким образом, административно-правовой статус государственных гражданских служащих в общем виде характеризуется следующим: права и обязанности государственного служащего устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе; деятельность государственных служащих подчинена выполнению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер; служебные права и обязанности государственных гражданских служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязанности – правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет выполнить; осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством; законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы; они имеют право на продвижение по службе, то есть на служебную карьеру10.

В целом содержание административно-правового положения государственных служащих характеризуется их общегражданскими правами и обязанностями, обязанностями и правами по занимаемой государственной должности.

Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и у других граждан. Государственные гражданские служащие пользуются всеми правами и свободами, несут обязанности наравне со всеми гражданами. Общегражданские права призваны косвенно обеспечивать эффективную деятельность государственного гражданского служащего, заинтересовывая его в получении премий, в продвижении по службе и т.п. В этой группе прав можно выделить те, которые связаны:

1) с реализацией права на материальное обеспечение, отдых; так, подгруппа прав на материальное обеспечение включает в себя денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные нормативно-правовыми актами, ежегодные оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание его и членов его семьи, пенсионное обеспечение, обязательное государственное социальное страхование и др.;

2) с реализацией права на защиту; содержание этого права включает в себя право государственного служащего на ознакомление с материалами своего личного дела, проведением по его требованию служебного расследования, объединения в профессиональные союзы (ассоциации), обращения в государственные органы или в суд для разрешения споров, связанный с государственной службой, защиту его и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке установленном федеральным законодательством.

Ограничения возможны с их согласия, но служебные ограничения являются обязанностью. Например, государственные служащие, замещающие государственные должности, не могут заниматься предпринимательской деятельностью: у граждан есть выбор – быть государственным служащим или заниматься предпринимательской деятельностью; заниматься другой оплачиваемой работой (совместительством кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью); состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, государственное имущество и служебную информацию.

Помимо названных ограничений социально-экономических прав служащих, закон ограничивает и некоторые их политические права. Так государственный гражданский служащей не вправе быть депутатом законодательных органов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, принимать без разрешения Президента России награды, почетные звания иностранных государств, международных организаций, принимать участие в забастовках, использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений для агитации отношения к ним.

Таким образом, гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, когда это диктуется интересами нормального функционирования государственной службы.

Служебные обязанности и права предоставляются государственным служащим для успешного осуществления служебной деятельности по занимаемой государственной должности.

Служебные права и обязанности делятся на общие для всех государственных гражданских служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями.

В свою очередь, общие служебные права и обязанности могут быть подразделены на две подгруппы. Первую составляют обязанности и права, относящиеся к существу служебной деятельности, например:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защита сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе.

Специальные социальные права государственного гражданского служащего:

1) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

2) оплату труда и другие выплаты в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

3) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

4) медицинское страхование в соответствии с законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

5) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

6) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

7) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном федеральным законом;

8) членство в профессиональном союзе;

9) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с законом;

10) проведение по его заявлению служебной проверки.

Третью подгруппу составляют служебные права, сопутствующие административно-правовому статусу государственных гражданских служащих, и зависят от правового положения органа, в котором они состоят на службе, от вида занимаемой государственной должности. Так, специальными являются обязанности и права налоговых инспекторов в области контроля над соблюдением налогового законодательства. Они предусматриваются в законах, должностных инструкциях и иных нормативных актах.

Подведем итог.

1. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего характеризует место, занимаемое им в системе общественного разделения труда.

2. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего определяет границы деятельности государственного служащего по отношению к иным субъектам права. Так, исследуемый правовой институт относит к числу специальных статусов, с регламентацией которых законодатель связывает возложенное на лицо дополнительных (специальных) полномочий.

В состав административно-правового статуса государственного гражданского служащего входят специальная правосубъектность, права и обязанности. Совокупность прав и обязанностей составляет ядро правового положения личности; выступая одной из разновидностей правового статуса индивида и обладая в силу этого сходными с ним чертами (общее назначение, теоретическая конструкция состава и др.), административно-правовой статус государственного служащего характеризуется рядом особенных признаков. В соответствии с этим вся совокупность полномочий образует тот минимум, который равен для любого государственного служащего. Данные обязанности и права составляют общий правовой базис, который дополняется должностными полномочиями государственного служащего, отражающими специфику занимаемой ими должности. Как отмечает Н.В. Новоселова, «должностные обязанности государственного служащего – основной элемент его правового статуса»11. Е.В. Охотский говорит о том, что «должностные обязанности – это функции, которые возлагаются на государственного служащего с целью непосредственного исполнения или профессионального обеспечения полномочий государственного органа или должностных лиц, представляющих этот орган»12.

К основным особенностям административно-правового статуса государственного служащего относится обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок государственного органа; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера; сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены законодательством; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры к предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от руководителя поручения, по мнению гражданского служащего, неправомерного, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения и указать положения законодательства, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Каждый государственный служащий обязан реализовывать, независимо от времени и места нахождения, полномочия, связанные с осуществлением служебной деятельности; дополнительные полномочия при наступлении особых условий деятельности, связанных с осложнением оперативной обстановки, проведением массовых мероприятий, возникновением аварий, эпидемий, эпизоотий и др. Эти особенности административно-правового статуса государственного служащего определяют необходимость постоянной готовности служащего к выполнению указанных обязанностей и прав.

Таковы некоторые общие положения, которые необходимо иметь в виду при рассмотрении административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации.

1 См.: Хатюшенко О.М. Административно-правовой статус государственного служащего РФ: Дис. … канд. юрид. наук. – М., 1999. – С. 34.

2 См.: СЗ РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.

3 См.: Российская газета. – 2005. – 3 февраля.

4 См.: Российская газета. – 2005. – 18 февраля.

5 См.: Российская газета. – 2005. – 3 февраля.

6 См.: Хатюшенко О.М. Административно-правовой статус государственного служащего РФ: Дис. … канд. юрид. наук. – М., 1999. – С. 34.

7 См.: Тверская 13. – 2005. – 27 января.

8 См.: Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. – М., 2003. – С. 139.

9 См., например: Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. – Саратов, 1976. – С. 43–46; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. – М., 1997. – С. 27.

10 См.: Хатюшенко О.М. Указ. соч. – С. 38.

11 См.: Новоселова Н.В. Обязанности и права государственного служащего: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2001. – С. 9.

12 См.: Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. – 2003. – № 9. – С. 10.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76103. Определение располагаемой мощности турбогенератора ТГВ – 300 76 KB
  К анормальным режимам работы синхронных машин связанные со значительными аварийными перегрузками или потерей возбуждения работа с недовозбуждением асинхронный ход работа при отказе системы охлаждения а также при появлении значительных несинусоидальности и несимметрии напряжения сети.
76104. Разработка и расчет телевизионного передатчика 3-5 каналов 412.69 KB
  Задачей данного курсового проекта является разработка и расчет ТВ передатчика предназначенного для работы в 3-ем 4-ом и 5-ом каналах 80МГц 88МГц 96МГц соответственно с выходной мощностью 10 Вт и нестабильностью рабочей частоты равной 90Гц.
76106. Разработка технологического процесса горячей объемной штамповки поковки удлиненной формы в плане на деталь «Рычаг» 2.2 MB
  Поковка рычага относится к поковкам удлиненной формы в плане и штампуется на двух видах универсального оборудования: штамповочном молоте и кривошипном горячештамповочном прессе. На горизонтально-ковочных машинах ее изготовление не возможно, так как она на имеет круглые поперечные сечения.
76107. Исследование устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС 151.03 KB
  Цель работы — дать основные сведения по системе мероприятий по защите населения и территорий в ЧС, об основах организации их предупреждения и ликвидации. Наработка навыка решения задач по оценке радиационного и химического заражения, расчету устойчивости зданий и сооружений народного хозяйства.