67917

О СОСТОЯНИИ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИОННОГО АКТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Как известно 20 января 2003 года постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства создана российско-белорусская комиссия по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства. В результате работы комиссии подготовлен проект Конституционного Акта Союзного государства...

Русский

2014-09-16

171 KB

0 чел.

О СОСТОЯНИИ ПОДГОТОВКИ

ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИОННОГО АКТА

СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Необходимость разработки и принятия Конституционного Акта диктуется как обязательствами по выполнению Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, так и потребностью в создании должной правовой базы для нового этапа интеграции Беларуси и России в единое Союзное государство. Конституционный Акт Союзного государства призван определить государственное устройство и правовую систему Союзного государства.

Как известно, 20 января 2003 года постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства создана российско-белорусская комиссия по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства. В результате работы комиссии подготовлен проект Конституционного Акта Союзного государства, который был направлен Председателю Высшего Государственного Совета Союзного государства, Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президенту Российской Федерации В.В. Путину для согласования с целью внесения на рассмотрение Высшего Государственного Совета Союзного государства. Однако тогда решение по проекту принято не было.

В связи с тем, что ряд членов комиссии, как с российской, так и с белорусской стороны, изменили свой статус или профиль деятельности, 22 апреля 2005 года Высшим Государственным Советом Союзного государства были внесены соответствующие изменения в состав российско-белорусской комиссии по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства. В нее вошли по 16 представителей от Российской Федерации и Республики Беларусь. Сопредседателями российско-белорусской комиссии назначены от российской стороны Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Б.В. Грызлов, а от белорусской стороны – Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, первый заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России В.Н. Коноплев. Членами российско-белорусской комиссии по подготовке проекта Конституционного Акта стали парламентарии, руководящие работники администраций президентов двух стран, министры или их заместители, председатели избирательных комиссий России и Беларуси, крупные ученые и специалисты.

19 сентября 2005 года состоялось первое заседание в обновленном составе российско-белорусской комиссии по подготовке проекта Конституционного Акта. На этом заседании наряду с обсуждением основных положений проекта Конституционного Акта был решен ряд организационных вопросов. В состав группы экспертов были внесены уточнения. В соответствии с данным им поручением эксперты приступили к работе над замечаниями к проекту Конституционного Акта Союзного государства, подготовленному предыдущим составом комиссии.

Второе заседание комиссии состоялось 20 октября 2005 года. Члены комиссии обсудили поступившие замечания и предложения по проекту Конституционного Акта и поручили экспертам внести в соответствующие статьи проекта принятые комиссией поправки.

Предполагалось внести подготовленный после второго заседания комиссии проект Конституционного Акта на рассмотрение Высшего Государственного Совета, однако новые замечания потребовали дополнительного его обсуждения и проведения третьего заседания комиссии. Оно состоялось 19 января 2006 года, однако и на этом заседании не удалось согласовать все поступающие замечания и предложения.

На заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства, которое состоялось 24 января 2006 года в г. Санкт-Петербурге, заслушана информация о ходе работы над проектом Конституционного Акта, обсуждены отдельные вопросы по проекту, требующие согласованного мнения глав государств. Впоследствии работа над проектом Конституционного Акта будет продолжена в рамках комиссии.

Комиссия рассмотрела более 150 замечаний и предложений к разработанному в 2003 году проекту Конституционного Акта Союзного государства, большинство из которых учтено. Подготовленный документ состоит из 68 статей, объединенных в восемь глав. В целом проект Конституционного Акта базируется на Договоре о создании Союзного государства, конкретизируя и развивая отдельные положения Договора.

Основными вопросами, по которым пока решение не принято, являются объем компетенции, которую государства готовы передать в исключительное ведение Союзного государства, способы предотвращения возможных коллизий между союзными и национальными нормативными правовыми актами, а также отдельные уточнения, касающиеся структуры органов Союзного государства.

Большой вклад в разработку проекта Конституционного Акта вносят депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Одиннадцать из тридцати двух членов в обновленном составе российско-белорусской комиссии, включая ее председателя и сопредседателя, являются депутатами Парламентского Собрания. В проекте Конституционного Акта отражены многие замечания депутатов Парламентского Собрания, в том числе направленные на повышение роли Парламента в системе органов Союзного государства.

 

Проект

КОНСТИТУЦИОННЫЙ АКТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Мы, народы Республики Беларусь и Российской Федерации,

опираясь на общую историческую судьбу,

исходя из того, что Союзное государство послужит свободному развитию и процветанию его граждан, позволит совместными усилиями добиться экономического и социального прогресса,

действуя в соответствии с целями Устава Организации Объединенных Наций и основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права,

реализуя право на самоопределение,

подтверждая цели и принципы Союзного государства, определенные Договором о создании Союзного государства, и основываясь на его положениях,

приняли настоящий Конституционный Акт Союзного государства путем его одобрения на референдумах в государствах-участниках Договора о создании Союзного государства.

Глава I. Цели, принципы и устройство Союзного государства

Статья 1

Союзное государство создано в соответствии с Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года (далее – Договор). Каждое государство – субъект Союзного государства сохраняет государственный суверенитет и, вместе с тем, на добровольной и равноправной основе передает часть своих полномочий Союзному государству для реализации общих целей и задач.

Союзное государство основывается на принципах уважения

Союзное государство обладает международной правосубъектностью в пределах прав, предоставленных ему субъектами Союзного государства.

Союзное государство основывается на принципах уважения человеческого достоинства, признания и защиты прав и свобод человека и является правовым, демократическим, социальным, светским государством.

Союзное государство открыто для присоединения к нему всех государств, которые разделяют цели и принципы Союзного государства и принимают на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора и настоящего Конституционного Акта.

Статья 2

Целями Союзного государства являются:

обеспечение мирного и демократического развития народов субъектов Союзного государства;

укрепление дружбы и солидарности между народами субъектов Союзного государства, поддержка и развитие национальных, культур, общего культурного наследия;

создание единого экономического пространства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития,

повышение благосостояния и уровня жизни на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов субъектов Союзного государства и обеспечения конкурентоспособной социальной рыночной экономики;

обеспечение условий для соблюдения и осуществления основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и настоящим Конституционным Актом;

укрепление международного авторитета и безопасности субъектов Союзного государства путем проведения согласованной внешней политики и политики в области обороны и обеспечения безопасности;

формирование правовой системы Союзного государства; объединение усилий в борьбе с международной преступностью; проведение согласованной и активной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также экологической политики, обеспечивающей сохранение и улучшение среды обитания;

укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире.

Для реализации указанных в Договоре и настоящем Конституционном Акте целей Союзное государство наделяется предметами ведения и полномочиями в соответствии с положениями настоящего Конституционного Акта.

Достижение целей Союзного государства осуществляется поэтапно, с учетом приоритета решения экономических и социальных задач.

Статья 3

Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства, независимости, территориальной целостности, международной правосубъектности и правоспособности субъектов Союзного государства.

Субъекты Союзного государства сохраняют свое членство в Организации Объединенных Наций и других международных организациях.

В Союзном государстве обеспечивается уважение статуса государственных флагов, государственных гербов и других символов и атрибутов субъектов Союзного государства, невмешательство в решение вопросов, связанных с реализацией субъектами Союзного государства своих суверенных прав, включая вопросы государственного и территориального устройства, принятия конституций и внесения в них изменений.

Субъекты Союзного государства в лице их государственных органов и должностных лиц должны исходить из принципа добросовестного выполнения обязательств, которые согласно Договору и настоящему Конституционному Акту возлагаются на субъекты Союзного государства для реализации его целей и задач и для содействия эффективной деятельности органов Союзного государства.

Статья 4

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Союзного государства являются составной частью правовой системы Союзного государства.

Если международным договором Союзного государства установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законах и иных нормативных правовых актах Союзного государства, применяются нормы международного договора.

Если международным договором Союзного государства установлены иные правила, чем те, которые содержатся в международных договорах субъектов Союзного государства по предметам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства, применяются нормы международного договора Союзного государства.

Международные договоры Союзного государства не должны противоречить Договору, настоящему Конституционному Акту и конституциям субъектов Союзного государства.

Статья 5

Территория Союзного государства состоит из государственных территорий субъектов Союзного государства.

Статья 6

В Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности, признаваемые субъектами Союзного государства.

В Союзном государстве всем хозяйствующим субъектам обеспечиваются равные права и гарантии деятельности, устанавливаются равные обязанности.

Статья 7

Союзное государство вправе иметь имущество в собственности.

Основания возникновения и порядок осуществления права собственности Союзного государства регулируются Договором, настоящим Конституционным Актом и нормативными правовыми актами Союзного государства.

Статья 8

В Союзном государстве вводится единая денежная единица (валюта) и формируется единый эмиссионный центр.

До введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра на территориях субъектов Союзного государства продолжают хождение их национальные денежные единицы.

После введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве не допускаются.

Статья 9

Союзное государство имеет свои флаг, герб, гимн и другие атрибуты государственности.

Государственная символика Союзного государства устанавливается Парламентом Союзного государства и утверждается Высшим Государственным Советом Союзного государства.

Статья 10

Официальными языками Союзного государства являются государственные языки субъектов Союзного государства. В качестве рабочего языка в органах Союзного государства используется русский язык.

Глава II. Основные права и свободы гражданина Союзного государства

Статья 11

В Союзном государстве признаются, соблюдаются, гарантируются и защищаются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Запрещаются любые формы дискриминации по признакам пола и социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной или иной принадлежности.

Статья 12

В Союзном государстве устанавливается гражданство Союзного государства.

Граждане субъектов Союзного государства являются одновременно гражданами Союзного государства.

Вопросы приобретения и утраты гражданства субъектов Союзного государства регулируются законами субъектов Союзного государства.

Вопросы гражданства Союзного государства регулируются Договором, настоящим Конституционным Актом и нормативными правовыми актами Союзного государства.

Статья 13

Приобретение и прекращение гражданства Союзного государства возможно лишь путем соответственно приобретения и прекращения гражданства субъекта Союзного государства.

При прекращении гражданства одного субъекта Союзного государства гражданство Союзного государства сохраняется в случае приобретения гражданства другого субъекта Союзного государства.

Статья 14

Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории Союзного государства, предусмотренные Договором, настоящим Конституционным Актом, нормативными правовыми актами Союзного государства, а также международными договорами между субъектами Союзного государства.

Каждый гражданин субъекта Союзного государства имеет право на защиту на территории третьего государства, где не имеется представительства субъекта Союзного государства, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого субъекта Союзного государства на тех же условиях, что и граждане этого субъекта.

Статья 15

Граждане Союзного государства имеют право участвовать в управлении делами Союзного государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Статья 16

Граждане Союзного государства имеют право избирать и быть избранными в выборные органы Союзного государства в соответствии с законами субъектов Союзного государства, гарантирующими проведение выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Не имеют права избирать и быть избранными лица, признанные в субъектах Союзного государства в установленном порядке недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Граждане Союзного государства имеют равный доступ к государственной службе в органах Союзного государства на условиях, определенных законом Союзного государства.

Статья 17

Граждане Союзного государства имеют право на труд на территории любого субъекта Союзного государства и его оплату без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы в соответствии с основами законодательства Союзного государства и законодательством субъектов Союзного государства.

Статья 18

Граждане Союзного государства имеют право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства в пределах Союзного государства.

Статья 19

Граждане Союзного государства имеют право на свободное использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательской и иной деятельностью, не запрещенной законами Союзного государства л законодательством субъектов Союзного государства.

Статья 20

Граждане Союзного государства имеют право на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории любого субъекта Союзного государства.

Статья 21

Граждане Союзного государства имеют право на защиту авторских и смежных с ними прав, охрану интеллектуальной собственности.

Статья 22

Граждане Союзного государства имеют право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами Союзного государства и законодательством субъектов Союзного государства.

Статья 23

Граждане Союзного государства имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в объеме, установленном нормативными правовыми актами Союзного государства и законодательством субъектов Союзного государства, оказывается бесплатно.

Статья 24

Граждане Союзного государства имеют право на бесплатное получение дошкольного, общего среднего и профессионально-технического образования, а также на конкурсной основе высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях субъектов Союзного государства.

Документы государственного образца о начальном, среднем, профессиональном, среднем специальном, высшем . образовании, о присвоении ученых степеней и ученых званий имеют одинаковые действие и силу на всей территории Союзного государства вне зависимости от того, в каком из субъектов Союзного государства они выданы.

Статья 25

Граждане Союзного государства имеют право на получение, хранение и распространение достоверной информации о политической, экономической, культурной и международной жизни, о деятельности органов Союзного государства, политических партий и иных общественных объединений, о состоянии окружающей среды в Союзном государстве.

Статья 26

В Союзном государстве гарантируется защита прав потребителей в соответствии с законом Союзного государства.

Статья 27

Граждане Союзного государства имеют право на создание союзных общественных объединений и участие в них.

Порядок создания, деятельности и ликвидации союзных общественных объединений определяется законом Союзного государства.

Статья 28

Граждане Союзного государства имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы Союзного государства в соответствии с законом Союзного государства.

Статья 29

Граждане Союзного государства, а также иные лица, находящиеся на территории Союзного государства, обязаны соблюдать Договор, настоящий Конституционный Акт, законы и иные нормативные правовые акты Союзного государства.

Статья 30

Осуществление гражданами Союзного государства их прав и свобод не должно нарушать права и свободы других граждан Союзного государства, а также иных лиц, находящихся на его территории.

Статья 31

Закрепление настоящим Конституционным Актом прав и свобод человека и гражданина не ограничивает и не умаляет иных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных конституциями субъектов Союзного государства, Договором, международными договорами и законами Союзного государства, международными договорами и законами субъектов Союзного государства.

Статья 32

В целях содействия реализаций и защиты основных прав и свобод граждан Союзного государства создается Комиссия по правам человека.

Компетенция, порядок создания: и деятельности Комиссии по правам человека определяются Договором, настоящим Конституционным Актом, Положением о Комиссии по правам человека, утверждаемым Высшим Государственным Советом Союзного государства.

Глава III. Предметы исключительного ведения Союзного государства и предметы совместного ведения Союзного государства и субъектов Союзного государства

Статья 33

К предметам исключительного ведения Союзного государства, в пределах которых органы Союзного государства полномочны принимать законы и иные акты прямого действия с момента вступления в силу настоящего Конституционного Акта, относятся:

установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства;

разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;

управление собственностью Союзного государства;

международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;

функционирование региональной группировки войск.

К предметам исключительного ведения Союзного государства, в пределах которых с момента вступления в силу настоящего Конституционного Акта органы Союзного государства полномочны принимать законы и иные акты прямого действия в той мере и в том объеме, которые обусловлены определенным этапом развития Союзного государства, относятся:

создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий субъектов Союзного государства, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;

единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;

единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;

объединенные транспортная и энергетическая системы;

разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил субъектов Союзного государства;

единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;

единое законодательство об иностранных инвестициях;

пограничная политика Союзного государства;

стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;

статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных.

Сроки реализации этапов развития Союзного государства и конкретные мероприятия по их осуществлению определяются решениями Высшего Государственного Совета Союзного государства или договорами между субъектами Союзного государства.

Статья 34

К совместному ведению Союзного государства и субъектов Союзного государства относятся:

принятие в состав Союзного государства других государств;

координация и взаимодействие в сфере внешней политики, связанные с осуществлением Договора и настоящего Конституционного Акта;

проведение согласованного курса на укрепление Содружества Независимых Государств;

совместная оборонная политика, координация деятельности в области военного строительства, развитие вооруженных сил субъектов Союзного государства, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обороноспособности Союзного государства;

взаимодействие в международном сотрудничестве по военным и пограничным вопросам, включая реализацию заключенных субъектами Союзного государства международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений;

взаимодействие в области осуществления демократических преобразований, реализация и защита основных прав и свобод граждан Союзного государства;

гармонизация и унификация законодательства субъектов Союзного государства;

осуществление инвестиционной политики в интересах рационального разделения труда;

охрана окружающей среды;

совместные действия в области экологической безопасности, предупреждения природных и техногенных катастроф и ликвидации их последствий, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

развитие науки, образования, культуры, создание равных условий сохранения и развития этнической, культурной и языковой самобытности народ об;

формирование общего научного, технологического и информационного пространства;

согласованная социальная политика, включая вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования;

обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий;

борьба с терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков и другими преступлениями.

Глава IV. Бюджет Союзного государства Статья 35

Статья 35

Бюджет Союзного государства призван обеспечивать финансирование программ и проектов Союзного государства, его функционирование, включая расходы на содержание его органов.

Бюджет Союзного государства формируется за счет ежегодных согласованных отчислений субъектов Союзного государства.

В порядке и случаях, установленных Высшим Государственным Советом Союзного государства, по предложению Совета Министров Союзного государства, одобренному Парламентом Союзного государства, наполнение бюджета может осуществляться также и из иных источников.

Вопросы финансово-хозяйственной деятельности органов Союзного государства, отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства регулируются Советом Министров Союзного государства в соответствии с нормативными правовыми актами Союзного государства и законодательством субъектов Союзного государства.

Субъекты Союзного государства самостоятельно несут расходы, связанные с осуществлением мероприятий, не предусмотренных бюджетом Союзного государства.

Бюджет Союзного государства не может иметь дефицит.

Исполнение бюджета до создания Казначейства Союзного государства осуществляют казначейства субъектов Союзного государства.

Проект бюджета Союзного государства вносится в Палату Представителей Парламента Союзного государства Советом Министров Союзного государства.

После принятия Палатой Представителей и одобрения Палатой Союза Парламента Союзного государства бюджет утверждается Высшим Государственным Советом Союзного государства.

Глава V. Органы Союзного государства Статья 36

Статья 36

Государственную власть в Союзном государстве осуществляют Высший Государственный Совет Союзного государства, Парламент Союзного государства, Совет Министров Союзного государства, Суд Союзного государства.

В соответствии с настоящим Конституционным Актом и принятыми на его основе законами Союзного государства Высший Государственный Совет в пределах своей компетенции может создавать и упразднять отраслевые и функциональные органы управления Союзного государства.

Статья 37

Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства.

В состав Высшего Государственного Совета входят главы субъектов Союзного государства, главы правительств и руководители палат парламентов субъектов Союзного государства.

В заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатели палат Парламента, Председатель Совета Министров, Председатель Суда Союзного государства.

Высший Государственный Совет:

решает важнейшие вопросы развития Союзного государства;

назначает и освобождает Председателя Совета Министров;

образует отраслевые и функциональные органы управления Союзного государства;

по представлению Председателя Совета Министров назначает и освобождает Государственного секретаря, руководителей отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства;

назначает выборы в Палату Представителей Парламента, созывает первые заседания Палаты Представителей и Палаты Союза;

утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом, и годовые отчеты о его исполнении;

утверждает международные договоры Союзного государства;

утверждает государственную символику Союзного государства;

награждает наградами Союзного государства и присваивает почетные звания Союзного государства;

определяет местопребывание органов Союзного государства;

заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров о деятельности Совета Министров и реализации принятых решений.

Высший Государственный Совет выполняет иные функции, предусмотренные Договором, настоящим Конституционным Актом и законами Союзного государства.

Статья 38

Председателем Высшего Государственного Совета является глава одного из субъектов Союзного государства на основе ротации, осуществляемой каждые два года, если главы субъектов Союзного государства не договорились об ином.

Порядок деятельности Высшего Государственного Совета определяется законом Союзного государства и Регламентом Высшего Государственного Совета.

Председатель Высшего Государственного Совета:

организует работу Высшего Государственного Совета, председательствует на его заседаниях и подписывает принятые Высшим Государственным Советом акты, а также законы Союзного государства и основы законодательства Союзного государства;

обращается к Парламенту с ежегодными посланиями о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития;

по поручению Высшего Государственного Совета ведет переговоры и подписывает от имени Союзного государства международные договоры, представляет Союзное государство в отношениях с иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права;

организует контроль за ходом реализации Договора, настоящего Конституционного Акта и принимаемых Высшим Государственным Советом решений;

в пределах своих полномочий дает поручения Совету Министров;

по поручению Высшего Государственного Совета выполняет иные функции.

Статья 39

Высший Государственный Совет в пределах своих полномочий принимает декреты, постановления и директивы.

Решения Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия субъектов Союзного государства. Решение не является принятым, если один из субъектов Союзного государства высказался против его принятия.

Голосование на заседаниях Высшего Государственного Совета от имени субъекта Союзного государства осуществляет глава субъекта Союзного государства либо лицо, им уполномоченное.

Заседания Высшего Государственного Совета проводятся на регулярной основе в соответствии с Регламентом Высшего Государственного Совета.

Статья 40

Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства. Парламент Союзного государства состоит из двух палат: Палаты Представителей и Палаты Союза.

Палата Представителей Парламента состоит из 75 депутатов от Российской Федерации и 28 депутатов от Республики Беларусь, избираемых на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

Палата Союза Парламента состоит из 36 членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, делегированных палатами Федерального Собрания Российской Федерации, и 36 членов Совета Республики, депутатов Палаты Представителей, делегированных палатами Национального собрания Республики Беларусь.

В случае прекращения полномочий палат парламентов субъектов Союзного государства члены Палаты Союза сохраняют свои полномочия до обновления депутации соответствующего парламента.

Компетенция и порядок образования Парламента, а также правовой статус депутатов Палаты Представителей и членов Палаты Союза определяются Договором, настоящим Конституционным Актом и законами Союзного государства.

Порядок деятельности палат Парламента определяется регламентами палат.

Статья 41

Депутаты Палаты Представителей и члены Палаты Союза обладают неприкосновенностью на всей территории Союзного государства в течение всего срока их полномочий.

Вопрос о лишении неприкосновенности депутата Палаты Представителей, члена Палаты Союза решается на заседании соответствующей палаты в порядке, определенном законом Союзного государства и регламентами палат Парламента.

Депутаты Палаты Представителей занимают государственные должности Союзного государства, работают на постоянной профессиональной основе и не могут занимать другие государственные должности, находиться на государственной службе и заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности.

Статья 42

К ведению Палаты Представителей относятся:

принятие законов Союзного государства и основ законодательства Союзного государства;

принятие закона о государственной символике Союзного государства;

принятие законов о ратификации международных договоров Союзного государства;

содействие гармонизации и унификации законодательства субъектов Союзного государства;

принятие бюджета Союзного государства и заслушивание годовых и полугодовых отчетов о его исполнении;

утверждение отчетов, заслушивание докладов и сообщений Счетной . палаты;

утверждение по представлению Высшего Государственного Совета на должность и освобождение от должности членов Комиссии по правам человека;

назначение по представлению Высшего Государственного Совета на должность и освобождение от должности членов Счетной палаты;

осуществление иных полномочий, предусмотренных Договором, настоящим Конституционным Актом и законами Союзного государства.

Решения Палаты Представителей по вопросам, отнесенным к ее ведению, принимаются в форме постановлений.

Решения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Палаты Представителей, если иное не. предусмотрено настоящим Конституционным Актом.

Решение Палаты Представителей считается непринятым, если против него проголосовало более одной четверти от общего числа депутатов палаты.

Статья 43

К ведению Палаты Союза относятся:

одобрение законов Союзного государства и основ законодательства Союзного государства, принятых Палатой Представителей;

одобрение закона о государственной символике Союзного государства;

одобрение законов о ратификации международных договоров Союзного государства;

содействие гармонизации и унификации законодательства субъектов Союзного государства;

одобрение бюджета Союзного государства;

назначение по представлению Высшего Государственного Совета на должность и освобождение от должности судей Суда Союзного государства;

обеспечение взаимодействия парламентов субъектов Союзного государства;

осуществление иных полномочий, предусмотренных Договором, настоящим Конституционным Актом и законами Союзного государства.

Решения Палаты Союза по вопросам, отнесенным к ее ведению, принимаются в форме постановлений.

Решения принимаются большинством голосов от общего числа членов Палаты Союза, если иное не предусмотрено настоящим Конституционным Актом.

Статья 44

Заседания Палаты Представителей и Палаты Союза проводятся на регулярной основе в соответствии с регламентами палат. Палата Представителей и Палата Союза заседают раздельно, кроме случаев, предусмотренных настоящим Конституционным Актом, законами Союзного государства и регламентами палат Парламента.

Первые заседания Палаты Представителей и Палаты Союза созываются Высшим Государственным Советом.

Палата Представителей собирается на первое заседание не позднее чем через тридцать дней после дня выборов депутатов.

Первое заседание Палаты Представителей открывает и ведет до избрания председателя палаты старейший по возрасту депутат палаты.

Со дня начала работы Палаты Представителей нового созыва полномочия Палаты Представителей прежнего созыва прекращаются.

Палата Союза собирается на первое заседание не позднее чем через тридцать дней после ее формирования.

Первое заседание Палаты Союза открывает и ведет до избрания председателя палаты старейший по возрасту член палаты.

Заседания Палаты Представителей и Палаты Союза являются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от полного состава депутации каждого субъекта Союзного государства в каждой из палат Парламента.

Каждая из палат избирает из своего состава Председателя, его' заместителей и образует комиссии. Председатель палаты и его заместители избираются на основе ротации, они не могут быть гражданами одного субъекта Союзного государства. Порядок избрания председателей палат и их заместителей определяется регламентами палат Парламента.

Статья 45

Палата Представителей и Палата Союза проводят совместные заседания в случае:

заслушивания ежегодных посланий Высшего Государственного Совета о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития;

заслушивания докладов и информации о деятельности Совета Министров;

рассмотрения предложений по вопросам присоединения к Союзному государству третьих государств, принятия соответствующих рекомендаций и направления их для утверждения в Высший Государственный Совет;

в иных случаях, предусмотренных Договором, настоящим Конституционным Актом и законами Союзного государства.

Совместное заседание палат Парламента является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа депутатов Палаты Представителей и не менее двух третей от общего числа членов Палаты Союза.

Палата Представителей и Палата Союза по вопросам, рассматриваемым "на совместных заседаниях, принимают постановления. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Палаты Представителей и членов Палаты Союза путем раздельного голосования.

Постановление считается непринятым, если против него проголосовало более одной -четверти от общего числа депутатов Палаты Представителей.

Статья 46

Право законодательной инициативы принадлежит Высшему Государственному Совету, Совету Министров, а также группе депутатов Палаты Представителей численностью не менее 20 депутатов и группе членов Палаты Союза численностью не менее 12 членов.

Законопроекты вносятся в Палату Представителей.

Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета Союзного государства, могут быть внесены только при наличии заключения Совета Министров.

После принятия Палатой Представителей закон Союзного государства направляется в Палату Союза для одобрения. В случае неодобрения закона Палатой Союза палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению палатами Парламента.

Принятый закон Союзного государства не позднее семи дней со дня его одобрения Палатой Союза направляется Председателю Высшего Государственного Совета и главе другого субъекта Союзного государства, не являющегося на момент подписания закона Председателем Высшего Государственного Совета.

Председатель Высшего Государственного Совета не позднее тридцати дней со дня принятия закона Парламентом подписывает его, если у него и у главы другого субъекта Союзного государства нет возражений в отношении принятия этого закона.

Возражения главы другого субъекта Союзного государства оформляются в письменном виде.

Если у Председателя Высшего Государственного Совета или у главы другого субъекта Союзного государства имеются возражения, то закон отклоняется. Решение об отклонении закона направляется в палаты Парламента не позднее десяти дней со дня отклонения закона.

Председатель Высшего Государственного Совета вправе предложить палатам Парламента создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

Статья 47

Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства. В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств субъектов Союзного государства, заместители Председателя Совета Министров, Государственный секретарь Союзного государства на правах заместителя Председателя Совета Министров, министры иностранных дел, экономики и финансов субъектов Союзного государства, руководители отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.

Компетенция, порядок создания и деятельности Совета .Министров определяются Договором, настоящим Конституционным Актом, законами Союзного государства и актами Высшего Государственного Совета.

Статья 48

Совет Министров:

разрабатывает основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносит их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;

вносит в Высший Государственный Совет предложения по формированию отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства и осуществляет руководство их деятельностью;

обеспечивает контроль за выполнением положений Договора, настоящего Конституционного Акта и нормативных правовых актов Союзного государства;

разрабатывает и вносит в Палату Представителей Парламента проект бюджета Союзного государства, обеспечивает исполнение бюджета, представляет Палате Представителей Парламента годовые и полугодовые отчеты об исполнении бюджета;

рассматривает доклады и сообщения Счетной палаты Союзного государства;

осуществляет управление собственностью Союзного государства;

обеспечивает создание и развитие единого экономического пространства, проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, инвестиционной, ценовой, торговой и таможенной политики;

координирует процесс гармонизации и унификации законодательства субъектов Союзного государства;

способствует проведению согласованной политики субъектов Союзного государства в международных делах, в сфере обороны, безопасности, охраны границ, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с терроризмом и преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды;

осуществляет иные полномочия, определенные Договором, настоящим Конституционным Актом, законами Союзного государства и актами Высшего Государственного Совета.

Совет Министров принимает решения в форме постановлений, директив.

Решение Совета Министров может быть приостановлено или отменено Высшим Государственным Советом.

Статья 49

Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом.

Председатель Совета Министров:

осуществляет руководство деятельностью Совета Министров и организует его работу;

представляет Высшему Государственному Совету и Парламенту ежегодные доклады и информацию о деятельности Совета Министров;

представляет Высшему Государственному Совету кандидатуры для назначения на должности Государственного секретаря, руководителей отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства и предложения об освобождении от указанных должностей;

подписывает акты Совета Министров;

по поручению Высшего Государственного Совета ведет переговоры и подписывает от имени Союзного государства международные договоры;

осуществляет иные полномочия, определенные Договором, настоящим Конституционным Актом и нормативными правовыми актами Союзного государства:

Статья 50

Совет Министров формирует Постоянный Комитет, руководимый Государственным секретарем.

Компетенция, порядок формирования и деятельности Постоянного Комитета определяются Договором и Положением о Постоянном Комитете, утверждаемым Высшим Государственным Советом по представлению Совета Министров.

Статья 51

Суд Союзного государства является органом Союзного государства, который обеспечивает единообразное толкование и применение Договора, настоящего Конституционного Акта и нормативных правовых актов Союзного государства.

Суд Союзного государства рассматривает любые переданные ему субъектами Союзного государства или органами Союзного государства вопросы, связанные с толкованием и применением Договора, настоящего Конституционного Акта и нормативных правовых актов Союзного государства.

Решения Суда Союзного государства имеют обязательную юридическую силу и подлежат официальному опубликованию.

В состав Суда Союзного государства входят 9 судей, назначаемых Палатой Союза по представлению Высшего Государственного Совета сроком на шесть лет. Допускается их назначение еще на один срок. Каждые два года происходит обновление одной трети состава членов Суда. В составе Суда Союзного государства не должно быть более 5 судей, являющихся гражданами одного из субъектов Союзного государства.

Судьи Союзного государства занимают государственные должности Союзного государства, не могут занимать другие государственные должности, находиться на государственной службе и заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности.

Судьи назначаются из числа граждан Союзного государства, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, удовлетворяющими требованиям, предъявляемым для назначения на судебные должности в субъектах ^Союзного государства, и действуют в личном качестве.

Компетенция, порядок создания и деятельности Суда Союзного государства определяются Договором, настоящим Конституционным Актом, а также Уставом и Регламентом Суда Союзного государства, утверждаемыми Высшим Государственным Советом.

Статья 52

Для осуществления контроля за финансами Союзного государства создается Счетная палата Союзного государства.

Счетная палата Союзного государства осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного государства, а также доходов и расходов органов Союзного государства, включая отраслевые и функциональные органы управления Союзного государства.

По запросу Счетной палаты Союзного государства органы Союзного государства, включая отраслевые и функциональные органы управления Союзного государства, органы субъектов Союзного государства и иные организации обязаны предоставлять документы и информацию, необходимые для выполнения Счетной палатой „Союзного государства возложенных на нее функций.

Счетная палата Союзного государства состоит из 11 членов, назначаемых сроком на шесть лет Палатой Представителей Парламента Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета Союзного государства. В состав Счетной палаты Союзного государства не могут входить более 7 граждан одного из субъектов Союзного государства.

Члены Счетной палаты Союзного государства занимают государственные должности Союзного государства, не могут занимать другие государственные должности, находиться на государственной службе и заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности.

Счетная палата представляет Палате Представителей Парламента Союзного государства ежегодный отчет.

Компетенция, порядок создания и деятельности Счетной палаты определяются Договором, настоящим Конституционным Актом, законами Союзного государства и Регламентом, утверждаемым Высшим Государственным Советом.

Статья 53

Работающие на постоянной основе должностные лица органов Союзного государства и их аппаратов, финансируемых за счет средств союзного бюджета, являются государственными служащими Союзного государства.

Правовой статус государственных служащих Союзного государства, их социальные гарантии устанавливаются Высшим Государственным Советом Союзного государства по представлению Совета Министров.

Глава VI. Акты Союзного государства

Статья 54

В Союзном государстве принимаются акты, предусмотренные Договором и настоящим Конституционным Актом, а именно: законы и основы законодательства Союзного государства, декреты, постановления и директивы Высшего Государственного Совета, постановления и директивы Совета Министров, постановления палат Парламента и решения Суда Союзного государства, а также резолюции, рекомендации и заключения органов Союзного государства.

Статья 55

Законы Союзного государства принимаются по предметам исключительного ведения Союзного государства и являются актами прямого действия.

Основы законодательства принимаются по предметам совместного ведения Союзного государства и его субъектов и реализуются путем принятия соответствующих законов субъектов Союзного государства.

Статья 56

Декреты принимаются Высшим Государственным Советом по предметам исключительного ведения Союзного государства и являются актами прямого действия.

Постановления принимаются Высшим Государственным Советом или Советом Министров по предметам исключительного ведения Союзного государства на основании Договора, настоящего Конституционного Акта, законов Союзного государства и декретов Высшего Государственного Совета и являются обязательными для того субъекта Союзного государства, физического или юридического лица, которым они адресованы.

Директивы принимаются Высшим Государственным Советом или Советом Министров по предметам совместного ведения Союзного государства и его субъектов и реализуются путем принятия соответствующих актов субъектов Союзного государства при сохранении за органами субъектов Союзного государства свободы выбора форм и методов действий по выполнению директив.

Постановления палат Парламента принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции палат Парламента.

Решения Суда Союзного государства принимаются по вопросам, отнесенным к его компетенции, и имеют обязательную юридическую силу.

Статья 57

Резолюции являются актами, посредством которых обеспечивается текущая деятельность органов Союзного государства.

Рекомендации являются актами органов Союзного государства, содержащими предложения по тому или иному вопросу.

Заключения являются актами органов Союзного государства, содержащими мнение (оценку) органов Союзного государства и принимаемыми на основании обращений других органов Союзного, государства или органов субъектов Союзного государства.

Рекомендации и заключения не имеют обязательной юридической силы.

Статья 58

Законы и основы законодательства Союзного государства, декреты, постановления и директивы Высшего Государственного Совета, постановления и директивы Совета Министров, постановления палат Парламента и решения Суда Союзного государства подлежат официальному опубликованию на официальных языках Союзного государства.

Порядок вступления в силу актов Союзного государства, указанных в части первой настоящей статьи, определяется законом Союзного государства.

Статья 59

В случае коллизии нормы закона Союзного государства и декрета Высшего Государственного Совета действует норма закона Союзного государства.

В случае коллизии нормы закона Союзного государства или декрета Высшего Государственного Совета и нормы конституции субъекта Союзного государства действует норма конституции субъекта Союзного государства.

В случае коллизии нормы закона Союзного государства или декрета Высшего Государственного Совета и нормы закона или иного нормативного правового акта субъекта Союзного государства действует норма закона Союзного государства или декрета Высшего Государственного Совета.

Глава VII. Поправки к Конституционному Акту Союзного государства

Статья 60

Поправки, то есть изменения и дополнения, вносятся в настоящий Конституционный Акт путем принятия закона Союзного государства о поправках к Конституционному Акту Союзного государства.

Право законодательной инициативы о поправках к Конституционному Акту принадлежит Высшему Государственному Совету.

Статья 61

Проект закона о поправках к Конституционному Акту Союзного государства вносится в Палату Представителей Парламента Союзного государства.

В случае принятия закона тремя четвертями голосов от общего числа депутатов Палаты Представителей он направляется в Палату Союза. В случае одобрения Палатой Союза указанного закона двумя третями голосов от общего числа членов Палаты Союза он направляется в Высший Государственный Совет.

В случае одобрения Высшим Государственным Советом закона Союзного государства о поправках к Конституционному Акту Союзного государства Председатель Высшего Государственного Совета направляет его парламентам субъектов Союзного государства на рассмотрение. Акты парламентов субъектов Союзного государства об одобрении или отклонении указанного закона направляются в Высший Государственный Совет.

В случае одобрения парламентами всех субъектов Союзного государства закона Союзного государства о поправках к Конституционному Акту Союзного государства Высший Государственный Совет вводит его в действие путем официального опубликования текста новой редакции Конституционного Акта Союзного государства с внесенными поправками.

Глава VIII. Заключительные и переходные положения

Статья 62

Настоящий Конституционный Акт, принятый на референдумах в субъектах Союзного государства, вступает в силу на всей территории Союзного государства через тридцать дней после его одновременного официального опубликования в субъектах Союзного государства. Опубликование должно состоятся не позднее десяти дней после проведения референдумов в субъектах Союзного государства.

Статья 63

До принятия Конституции Союзного государства настоящий Конституционный Акт обладает высшей юридической силой по отношению к актам Союзного государства и актам субъектов Союзного государства по вопросам, переданным в ведение Союзного государства.

Статья 64

После вступления в силу настоящего Конституционного Акта субъекты Союзного государства вносят необходимые дополнения и изменения в свои конституции.

Статья 65

Субъекты Союзного государства в установленном порядке приводят в соответствие с Договором и настоящим Конституционным Актом международно-правовые акты, действующие в отношениях между ними.

Статья 66

Порядок рассмотрения обращений других государств о принятии в состав Союзного государства устанавливается Высшим Государственным Советом в соответствии с Договором и настоящим Конституционным Актом.

В случае присоединения к Союзному государству новых субъектов Союзного государства изменяются порядок формирования, численный состав органов Союзного государства путем принятия закона Союзного государства о поправках к Конституционному Акту Союзного государства.

Статья 67

Выход субъекта Союзного государства из Союзного государства осуществляется в порядке, установленном статьей 67 Договора.

Статья 68

Выборы в Палату Представителей и формирование Палаты Союза Парламента Союзного государства первого созыва проводятся не позднее шести месяцев после вступления в силу соответствующих законодательных актов субъектов Союзного государства.

PAGE  25


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46027. Роль связей с общественностью в современном обществе и в организациях: основные определения public relations; функции PR и их классификация 18.38 KB
  Блэк Функция управления способствующая налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью от которой зависит ее успех или неудача. Одна из главных целей связей с общю корпоративной системы формирование и текущая информационная поддержка её позитивного имиджа. Это осуществляется путем налаживания и оптимизации связей с различными ЦА: представители финансовых и бизнескругов органы власти политич.
46028. Концептосфера текстов песен детских французских поп-групп 81.41 KB
  Концепт имеет определенную структуру, которая является необходимым условием существования концепта и его вхождения в концептосферу. У концепта сложная структура. С одной стороны, к ней относится всё, что принадлежит строению понятия
46034. Управление корпоративной культурой организации 27.5 KB
  Управление корпоративной культурой организации. Корпоративная культура – это комплекс особых оригинальных внешних и внутренних опознавательных знаков свойственных только данной организации также это комплекс разделяемых членами организации мнений эталонов поведения настроений отношений определяющих индивидуальность компании. Фирменный стиль – это визуальное и смысловое единство всего образа организации ее товаров и услуг всей исходящей от нее информации ее внешнего и внутреннего оформления логотип товарный знак фирменные цвета...