67918

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Основными видами административных правонарушений в сфере финансово-правового регулирования рынка ценных бумаг выступают: 1 недобросовестная эмиссия ценных бумаг; 2 воспрепятствование осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом; 3 использование служебной информации на рынке ценных бумаг...

Русский

2014-09-16

66 KB

0 чел.

О. УРБАНОВИЧ,

соискатель

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Основными видами административных правонарушений в сфере финансово-правового регулирования рынка ценных бумаг выступают:

1) недобросовестная эмиссия ценных бумаг;

2) воспрепятствование осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом;

3) использование служебной информации на рынке ценных бумаг;

4) нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг;

5) уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг;

6) публичное размещение, реклама под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства.

Рассмотрим особенности указанных правонарушений более подробно. Нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50, а на юридических лиц – от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Ценная бумага – это документ, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142 Гражданского кодекса).

Применительно к комментируемой статье особое значение имеет деление ценных бумаг на эмиссионные и неэмиссионные.

Согласно статье 2 Федерального закона о рынке ценных бумаг, эмиссионной ценной бумагой является любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

1) закреплением совокупности имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;

2) размещением выпусками;

3) равными объемами и сроками осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценной бумаги.

Согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»1, эмиссионными ценными бумагами являются акция и облигация. Однако этот перечень эмиссионных ценных бумаг не ограничен акциями и облигациями. Нормативные акты к эмиссионным ценным бумагам относят опционное свидетельство, инвестиционный пай и жилищный сертификат.

Эмиссия ценных бумаг – установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Под процедурой эмиссии ценных бумаг понимается совокупность этапов размещения эмиссии. Процедура эмиссии и ее этапы установлены статьей 19 Федерального закона о рынке ценных бумаг. Согласно последней процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством, включает следующие этапы: принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг; регистрация их выпуска; для документарной формы выпуска – изготовление сертификатов ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

При эмиссии ценных бумаг проспект эмиссии регистрируется при размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного или заранее известного круга владельцев, которых более 500, а также когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Недобросовестной эмиссией считаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, установленной финансовым законодательством в части рынка ценных бумаг, служащие основанием отказа регистрирующих органов в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или приостановления эмиссии эмиссионных ценных бумаг.

Совершение профессиональными участниками рынка ценных бумаг сделок с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30, а на юридических лиц – от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда.

Статья 5 Федерального закона от 5 марта 1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»2 запрещает совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до регистрации отчета об итогах их выпуска. Правила ведения брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации (утв. постановлением ФКЦБ РФ от 11 октября 1999 г.3) запрещают совершение сделок с ценными бумагами до регистрации отчета об итогах их выпуска.

Государственная регистрация эмиссии ценных бумаг является основным фактором, определяющим действительность сделок с ценными бумагами. В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона о рынке ценных бумаг эмиссионные ценные бумаги, не прошедшие государственной регистрации, размещению не подлежат, а следовательно, не могут быть допущены к обращению. Ограничения совершения сделок с ценными бумагами (обращение ценных бумаг) до регистрации отчета об итогах их выпуска, установленные Федеральным законом о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, направлены на защиту инвесторов от риска признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся в случае отказа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Несоблюдение данного требования может повлечь причинение убытков инвесторам, которые приобрели ценные бумаги на вторичном рынке. Таким инвесторам может быть неизвестно, что ценные бумаги при их размещении не были полностью оплачены, а также что процесс эмиссии таких ценных бумаг еще не завершен и выпуск ценных бумаг в соответствии с законодательством может быть признан несостоявшимся.

Рассмотрим нарушения требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда. Нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность раскрыть которую предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

Порядок предоставления информации на рынке ценных бумаг регулируется Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом от 5 марта 1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» и др. Обязанность эмитента предоставить инвестору информацию, определенную законодательством, установлена в статье 6 Федерального закона о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

К информации, которую по требованию инвестора обязан предоставить профессиональный участник рынка ценных бумаг, относятся следующие сведения: копия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; копия документа о государственной регистрации профессионального участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; сведения об органе, выдавшем лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; его наименование, адрес и телефоны; сведения об уставном капитале, о размере собственных средств профессионального участника в его резервном фонде.

Воспрепятствование эмитентом или регистратором осуществлению инвестором прав на управление хозяйственным обществом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Под инвестором понимается физическое или юридическое лицо, объектом инвестирования которого являются эмиссионные ценные бумаги. Как было сказано выше, Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» к числу эмиссионных ценных бумаг отнесены акция и облигация, которыми, однако, не ограничен перечень эмиссионных ценных бумаг. Это следует, например, из анализа пункта 4 ст. 33 Федерального закона об акционерных обществах, где помимо акций и облигаций говорится о наличии иных ценных бумаг, которые размещаются так же, как эмиссионные ценные бумаги. В статье 2 Федерального закона о рынке ценных бумаг перечень эмиссионных ценных бумаг также не является закрытым. Нормативными актами ФКЦБ РФ к числу эмиссионных ценных бумаг отнесены опционное свидетельство, инвестиционный пай и жилищный сертификат.

Единственной эмиссионной ценной бумагой, которая закрепляет право ее владельца на участие в управлении хозяйственным обществом, является акция.

Акция определена законодателем как эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Федеральный закон об акционерных обществах подчеркивает, что акции удостоверяют обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Эмитентами акций могут выступать только акционерные общества. Акции делятся на две категории – обыкновенные и привилегированные. Последние могут подразделяться на типы, в соответствии с уставом акционерного общества предоставляющие различные права их владельцам. Акционерное общество вправе размещать обыкновенные акции и один или несколько типов привилегированных акций.

Использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а равно передача служебной информации для совершения сделок третьим лицам влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

Служебной информацией признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг.

К лицам, располагающим служебной информацией, относятся: члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором; профессиональные участники рынка ценных бумаг – физические лица; аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором. Под членами органа управления эмитента и профессионального участника рынка ценных бумаг – юридического лица понимаются лица, постоянно или временно занимающие в указанных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также выполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

Незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений по вине держателя реестра, либо нарушение сроков выдачи выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

Реестр владельцев ценных бумаг – часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.

Уклонение от передачи или нарушение срока передачи регистратору информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, в случаях, установленных законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Система ведения реестра владельцев ценных бумаг в течение установленных законодательством сроков должна обеспечивать сбор и хранение информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений.

Регистратор (держатель реестра) – профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг как исключительную на основании договора с эмитентом и имеющий лицензию на осуществление данного вида деятельности, или эмитент, самостоятельно ведущий реестр владельцев именных ценных бумаг в соответствии с законодательством.

Согласно Федеральному закону о рынке ценных бумаг, держателем реестра может быть эмитент, самостоятельно ведущий реестр, или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. Если владельцев более 500, держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая деятельность по ведению реестра. Федеральный закон об акционерных обществах определяет, что в обществе, где акционеров более 50, держателем реестра акционеров должен быть регистратор.

Публичное размещение, реклама или предложение в любой иной форме под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся ценными бумагами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Законодатель запрещает публичное размещение, рекламу и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством. Под публичным размещением в данной статье понимается отчуждение документов, удостоверяющих денежные или иные обязательства, под видом ценных бумаг, но не отнесенные законом к ценным бумагам, первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, лицом, принявшим решение о выпуске данных документов и несущим от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных в данных документах (право уплатить определенную сумму, передать имущество и т.п.).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.17–15.24 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области рынка ценных бумаг.

В рамках конкретного финансового органа рассматривать такие дела вправе руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, и его заместители, руководители региональных отделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг.

1 СЗ РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1918.

2 СЗ РФ. – 1999. – № 10. – Ст. 1163.

3 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2000. – № 4.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65374. УДОСКОНАЛЕННЯ ТЕХНОЛОГІЇ ШВИДКОЗАМОРОЖЕНИХ ДЕСЕРТІВ 207 KB
  Наявність в Україні різноманітної фруктової та ягідної сировини дозволяє впровадити виробництво заморожених десертів з підвищеним вмістом біологічно активних речовин: легкозасвоюваних вуглеводів органічних кислот вітамінів каротиноїдів фенольних сполук мінеральних речовин харчових волокон.
65375. Авіаційна термінологія сучасної перської мови (характеристика, класифікація, створення та засоби поповнення) 125 KB
  Мета дослідження визначення ресурсів термінотворення в авіаційній термінології сучасної перської мови далі СПМ. Предмет дослідження і поставлена мета передбачають розв’язання низки конкретних завдань теоретичного та практичного характеру: характеристика стану лексичного складу авіаційної...
65376. МЕТОД НАТУРНИХ ВИПРОБУВАНЬ ПЛИТ І ОБОЛОНОК 210 KB
  Задачі досліджень: аналіз існуючих методів натурних випробувань будівельних конструкцій включаючи виявлення їх особливостей а також економічної доцільності; формування принципів і основних наукових положень які фундують послідовність планування проведення та обробки...
65377. Очищення продувних вод оборотних систем водопостачання гальванічних виробництв від іонів важких металів 433 KB
  Разом із промисловими стічними водами у водойми надходить така велика кількість іонів важких металів (ІВМ), що вони стають суттєвою перешкодою в життєдіяльності гідробіонтів. Основними технологічними процесами, в яких задіяні ІВМ, є процеси нанесення гальванопокриття.
65378. Діагностика вірусних інфекцій пшениці за дії абіотичних чинників 174.5 KB
  Для одержання стабільних валових зборів зерна в Україні важливе значення має наявність сортів озимої пшениці з високим адаптаційним потенціалом до несприятливих чинників довкілля. Тому актуальним є вивчення вмісту...
65379. МЕХАНІЗМ ОЦІНЮВАННЯ ДЕРЖАВНОГО УПРАВЛІННЯ ЗА ЧИННИКОМ ЛЮДСЬКОГО ВИМІРУ 198.5 KB
  На європейському шляху розвитку України найбільш актуальними напрямами є подальша демократизація країни принципова зміна відношення до людини в суспільстві не тільки визначення її у всіх правових та програмних документах як найбільшої суспільної цінності...
65380. ФОРМУВАННЯ ІНФОРМАТИЧНИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МАЙБУТНІХ ВЧИТЕЛІВ ІНФОРМАТИКИ У ПРОЦЕСІ НАВЧАННЯ МЕТОДІВ ОБЧИСЛЕНЬ 238 KB
  Більшість науковців схиляються до ідей компетентнісного підходу в оцінюванні результатів навчання формування компетентностей на основі сучасних досягнень науки і техніки. Сьогодні розробляються стандарти та моделі підготовки фахівців...
65381. Формування високопродуктивних агроценозів багаторічних трав при залуженні орних земель вилучених із обробітку в південному Степу 4.66 MB
  Обґрунтувати теоретичні засади сучасного ландшафтноекологічного стану сільськогосподарських угідь південного Степу та розробити в умовах природного зволоження без зрошення енергоощадні технології створення високопродуктивних агрофітоценозів...
65382. Удосконалення технології обробки стебел безнаркотичних конопель 542 KB
  Наукові дослідження з вивчення властивостей і хімічного складу волокна конопель показали, що воно має високі показники гігроскопічності, повітропроникності, антибактеріальні, гігієнічні та антиелектростатичні властивості.