67919

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Особенности нормативно-правового регулирования порядка функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации ПФР установлены нормами Постановления Верховного Совета России от 27 декабря 1991 г. № 21221 Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации России и утвержденного указанным постановлением...

Русский

2014-09-16

56 KB

1 чел.

В. УСКОВА,

соискатель

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Особенности нормативно-правового регулирования порядка функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) установлены нормами Постановления Верховного Совета России от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»1 и утвержденного указанным постановлением Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации.

В ходе пенсионной реформы, которая вызвана необходимостью обеспечить надлежащую реализацию конституционного права на государственную пенсию на основе обязательного (государственного) пенсионного страхования в условиях свободы экономической деятельности и признания и защиты равным образом собственности частной и публичной, в субъектах Российской Федерации создаются единые пенсионные службы на базе региональных отделений Пенсионного фонда. Эти службы осуществляют страховые выплаты (финансируют, назначают и выплачивают государственные пенсии) в рамках обязательного (государственного) пенсионного страхования как составной части общей системы обязательного социального страхования, закрепленной Федеральным законом от 16 июля 1999 года «Об основах обязательного социального страхования», а также назначение и выплату социальных пенсий.

Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 года № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета от 11 мая 1993 года № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета. К моменту издания Указа Президента «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» (27 сентября 2000 года) единые пенсионные службы были образованы в 24 субъектах Российской Федерации, а в настоящее время, как следует из представленных материалов, функционируют в 59 субъектах Российской Федерации.

Образование и деятельность единых региональных пенсионных служб и Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве организационной системы единой пенсионной службы страны легитимированы как на уровне субъектов Российской Федерации, принявших нормативные акты о создании таких служб, так и на федеральном уровне.

Начиная с 1993 года в федеральных законах об исполнении бюджета Пенсионного фонда за соответствующий год и о бюджете Пенсионного фонда отдельной строкой указывались расходы на содержание органов Пенсионного фонда из средств его бюджета, расходы на содержание единых пенсионных служб, финансируемые им за счет средств субъектов Федерации. Из статьи 1 Федерального закона от 9 августа 1994 года «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1993 год», соответствующих статей последующих федеральных законов, в том числе статей 1 и 2 Федерального закона от 23 июня 1999 года «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1997 год», а также из статей 2 и 3 Федерального закона от 5 августа 2000 года «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год» во взаимосвязи со статьями 7, 10, 13 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» и положениями статей 3 – 6, пункта 2 статьи 11, статей 13 и 16, пункта 3 статьи 19, статьи 22 и части первой статьи 27 Федерального закона от 16 июля 1999 года «Об основах обязательного социального страхования», распространяющегося и на обязательное (государственное) пенсионное страхование, – из всего этого вытекает, что в отношении тех трудовых пенсий, которые назначаются и выплачиваются в рамках такой важнейшей организационно-правовой формы социального обеспечения, как обязательное (государственное) пенсионное страхование, Пенсионный фонд, в силу названных норм федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий.

Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями на обеспечение конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием назначать указанные пенсии. Такие полномочия, как следует из смысла статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты «в», «ж»), 72 (пункт «ж» части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты «в», «г», «е» части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Основные функции Пенсионного фонда как государственного финансово-кредитного учреждения – государственное управление финансами пенсионного обеспечения и обеспечение формирования и функционирования системы (государственного и частного) пенсионного страхования в Российской Федерации.

Пенсионный фонд – юридическое лицо (самостоятельное финансово-кредитное учреждение), он имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном законодательством о банках и банковской деятельности. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Согласно указу Президента России от 9 марта 2004 г. № 314, координация деятельности Пенсионного фонда возложена на Министерство здравоохранения и социального развития.

Пенсионный фонд РФ обеспечивает:

– организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

– целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование соответствующих расходов;

– участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

– капитализацию средств ПФР, привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

– организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов;

– изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений о ее совершенствовании;

– межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

– проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

– разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

Кроме того, Пенсионный фонд России может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства Пенсионного фонда формируются за счет:

1) поступлений в рамках единого социального налога;

2) ассигнований из бюджетов Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

3) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;

4) добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

5) доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Собранные таким образом средства ПФР направляется на:

1) выплату в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

2) выплату пособий по уходу за ребенком;

3) оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

4) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов и др.

Отчеты об исполнении бюджета ПФР утверждаются в виде федеральных законов ежегодно, пусть и с некоторым запаздыванием. Например, в 2004 г. были утверждены итоги исполнения бюджета ПФР за 2002 г. Согласно положениям Федерального закона от 28 июля 2004 г. № 90-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2002 год»2, в указанном году в бюджет фонда поступило 815 476,14 млн. руб., а израсходовано 789 621,08 млн. руб.

Здесь же необходимо сказать об органах управления фондом. Руководство ПФР осуществляет правление фонда и его постоянно действующий исполнительный органом – исполнительная дирекция. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, управляющие двенадцатью отделениями ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, чья деятельность связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

Правление Пенсионного фонда РФ: несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР; определяет перспективные и текущие задачи ПФР; утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты; назначает на должность и освобождает от нее исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений; утверждает положения об исполнительной дирекции, о ревизионной комиссии и региональных органах ПФР; издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР.

Для контролирования деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.

Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным ПФР в районах и городах, ревизионной комиссии ПФР необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством. Работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти.

1 Российская газета. – 1992. – 23 января; Ведомости РСФСР. – 1992. – № 5. – Ст. 180.

2 СЗ РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3226.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10558. Улица как среда воспитания. Дети улицы 97.5 KB
  Тема. Улица как среда воспитания. Дети улицы План. Влияние улицы на ребенка. Организация социально-педагогической работы с детьми улицы. ЛИТЕРАТУРА. Семейный кодекс Российской Федерации Ст 11 13 18 20. Конвенция о правах ребенка // Справочник
10559. Особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 114 KB
  Тема. Особенности детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации 1. Сущность понятия трудные жизненные ситуации для детей их типология; 2. Приемные и замещающие семьи для детей находящихся в трудной жизненной ситуации; 3. Государственные и негосударственные учре...
10560. Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях 142.5 KB
  Тема. Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях План. 1. Общие задачи социальной педагогики в пенитенциарных учреждениях. 2. Технология процесса исправления осужденных. 3. Принципы перевоспитания осужденных. 4. Основные направления средства методы и фо...
10561. Социально-педагогические возможности СМИ 141 KB
  Тема. Социальнопедагогические возможности СМИ План СМИ: виды и основные функции; Основные методы воздействия СМИ на личность и группу. СМИ функции СМИ теории влияния СМИ действенность влияния результаты влияния методы воздействия. ЛИТЕРАТУРА .
10562. Философия и жизненный мир человека 50.5 KB
  Философия и жизненный мир человека. Генезис философии социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения. Проблема определения философии. Образы философии в истории культуры. Философия как знание и понимание. 1. Генезис философии социа...
10563. Философия как социокультурный феномен 67.5 KB
  Философия как социокультурный феномен. Понятие мировоззрения его структура и основные функции. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Философия и основные формообразования культуры: наука искусство мораль религи...
10564. Философия древнего востока. Специфика и основные проблемы Китайской философии 69.5 KB
  Философия древнего востока. Общая характеристика древневосточной философии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы идеи и категории. Специфика и основные проблемы Китайской философии. Основные философские школы дре...
10565. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции 66.5 KB
  Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции Периодизация античной философии. Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал философия досократиков. Концепция атомизма и материалистические тен...
10566. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре 40.5 KB
  Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков. Исторические этапы развития средневековой философии. Принципы средневекового философского мышления. Соотношение разума и ве