67921

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Обострение социально-политической ситуации в бывших республиках СССР межнациональные и религиозные конфликты экономический кризис сопровождающийся резким социальным расслоением населения и иные причины привели к росту потоков мигрантов увеличению количества правонарушений совершаемых данной категорией...

Русский

2014-09-16

81.5 KB

4 чел.

О. ВОСТРОКНУТОВА,

соискатель

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Административно-правовое регулирование миграции в Российской Федерации – весомый инструмент сдерживания многих негативных тенденций, наметившихся в последнее время в рамках развития и совершенствования отдельных аспектов миграционной политики. Обострение социально-политической ситуации в бывших республиках СССР, межнациональные и религиозные конфликты, экономический кризис, сопровождающийся резким социальным расслоением населения, и иные причины привели к росту потоков мигрантов, увеличению количества правонарушений, совершаемых данной категорией лиц, и к необходимости конструктивного развития механизма реализации миграционной политики.

Положения ст. 27 Конституции Российской Федерации, как один из показателей уровня свободы личности и развития демократии в обществе, закрепляют право на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства, определяя тем самым гарантии, защиту и реализацию прав и свобод человека и гражданина в рассматриваемой сфере. Вместе с тем провозглашение данного тезиса невозможно без введения действенного механизма установления цензов миграционной политики с целью обеспечения общественной безопасности и правопорядка в стране.

Право имеет смысл и ценность для личности, если оно реализуется. Под правореализацией в широком смысле обычно понимают претворение, воплощение юридических норм в фактической деятельности организаций, органов, должностных лиц и граждан, в самом поведении участников общественных отношений1.

Реализация конституционных прав и свобод представляет собой претворение личностью в жизнь предусмотренных нормами конституционного права социальных возможностей, достижения ими целей, т.е. пользование гражданином разнообразными благами для удовлетворения личных и общественных потребностей и интересов на основе их единства и сочетания2. Провозглашение Конституцией прав и свобод человека высшей ценностью вовсе не означает их эффективного осуществления в рамках конкретных правоотношений – необходим действенный, реально функционирующий механизм гарантирования, обеспечения этих прав и свобод.

Таким образом, основная задача государства в рамках структурирования механизма реализации миграционной политики – не только законодательное признание, соблюдение, защита неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина в сфере свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства, но и практическое воплощение взятых на себя обязательств по созданию эффективных правовых средств, устраняющих любые посягательства на права и свободы личности.

Государственные органы, участвующие в реализации права граждан на свободу передвижения и выбора места жительства, образуют стройную систему, в рамках которой осуществляется специализация их деятельности с учетом поставленных перед ними конкретных функций. Это позволяет своевременно реагировать на любые противоправные деяния, оперативно и квалифицированно, на основе законности принимать эффективные меры к устранению причин, способствующих их совершению, вести профилактическую работу с целью предупреждения нелегальной миграции, охватывать право-воспитательными мероприятиями большую часть населения Российской Федерации. Их деятельность строго регламентирована правовыми документами, неукоснительное соблюдение которых служит важной гарантией выполнения возложенных на них задач в сфере обеспечения стабильности, порядка, поддержания общественной безопасности.

В сочетании с правовыми принципами, средствами, процедурами, формами и методами деятельности, предназначенными для обеспечения ст. 27 Конституции, государственные органы образуют крупное звено в системе административно-правового механизма реализации миграционной политики, безусловно имеющего свои особенности.

Сам термин «механизм» в переводе с древнегреческого означает «орудие», «машина». В науке под механизмом принято понимать совокупность (последовательность) состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление, а также систему, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности3.

В юриспруденции наиболее часто категория «механизм» употребляется в таких устоявшихся словосочетаниях, как механизм правового регулирования, механизм правотворчества, механизм формирования правомерного поведения, юридический механизм управления, механизм правового воспитания, механизм реализации личных конституционных прав и свобод граждан, общий механизм действия права, социальный механизм уважения к праву, механизм действия правовой системы, социально-психологический механизм поступка, социально-психологический механизм перевода экономических фактов в юридические категории, механизм укрепления законности, социально-юридический механизм обеспечения прав человека, механизм государства4.

Термин «механизм» стал использоваться в юридической литературе потому, что субъективные права почти всегда реализуются в определенном порядке при прямом или косвенном воздействии факторов правового и неправового характера.

Под механизмом реализации субъективного права в широком смысле понимается социально обусловленный, психологически регулируемый и, что особенно важно, законодательно предусмотренный комплекс согласованных действий, прежде всего, личности как правообладателя, а также обязанных и других субъектов в целях получения заинтересованной личностью социального блага, опосредованного правом (свободой).

Реализация субъективного права на деле означает «осуществление положений целой системы разных по своей юридической природе норм, в которых могут конкретизироваться содержание данного права, условия и порядок его использования»5.

В соответствии с различными аспектами встречающейся юридической интерпретации категории «механизм» интересна точка зрения некоторых авторов, в своих научных работах анализирующих сущность и природу этого термина применительно к рассматриваемой теме. Так, Н.А. Лимонова механизм реализации права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства рассматривает через организационно-правовую базу института регистрации, а С.А. Прудникова раскрывает механизм административно-правового регулирования миграции населения через обеспечение защиты основных прав личности.

А.С. Мордовец исследует механизм социально-юридической защиты прав человека, под которым понимает систему средств и факторов, обеспечивающих необходимые условия уважения всех прав и основных свобод человека, вытекающих из достоинства, присущего человеческой личности, и являющихся существенными для ее свободного и полного развития. Он включает в структуру механизма социально-юридической защиты прав человека общественные нормы, правомерную деятельность субъектов прав человека и гражданина, гласность, общественное мнение, гарантии – общие, специальные (юридические), организационные процедуры, ответственность, контроль. Главная цель функционирования исследуемого им механизма – защита субъективных прав человека и гражданина, а задачи – охрана, защита и восстановление нарушенных прав, формирование общей и правовой культуры населения6.

А.С. Мордовец отмечает, что в «качестве элементов подсистемы механизма социально-юридического обеспечения прав человека можно назвать: «механизм охраны», «механизм защиты», «механизм восстановления нарушенных субъективных прав», а также «механизм воспитания». Будучи самостоятельными механизмами и одновременно находясь в диалектической взаимосвязи друг с другом, они создают целостную структуру механизма социально-юридического обеспечения прав человека и гражданина7.

Хотелось бы несколько слов сказать и о механизме правового регулирования. Механизм правового регулирования – один из важнейших научных понятий современной теории права, которое неоднократно подвергалось научным исследованиям8. Его значимость объясняется тем, что механизм правового регулирования представляет собой фундаментальную методологическую категорию, которая охватывает различные правовые явления, позволяя изучать их в совокупности, взаимосвязи, взаимодействии и в процессе функционирования. Правовые нормы, принципы права, субъективные права и юридические обязанности, запреты, дозволения, санкции, льготы и поощрения, юридические факты и правоотношения, формы реализации права, правоприменительные процессы, правовые документы, правовые институты, процедуры, режимы и множество других правовых явлений предстают в рамках единой системы последовательно организованных юридических средств, при помощи которых обеспечивается целенаправленное и результативное воздействие на общественные отношения – это называется в юриспруденции инструментальным подходом к исследованию механизма правового регулирования. Суть подобного подхода заключается в том, что правовые средства характеризуются преимущественно с точки зрения их регулятивных и охранительных функций и возможностей.

Основоположником исследования механизма правового регулирования стал С.С. Алексеев. В своей работе «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве» он дает следующее определение: «Механизм правового регулирования – это взятая в единстве совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения»9. Автор полагает, что рассматриваемая категория позволяет не только собрать вместе явления правовой действительности, связанные с решением жизненных ситуаций, и обрисовать их как целостность, но и представить их в работающем, системно воздействующем виде10. Концепция, разработанная С.С. Алексеевым, признается многими учеными-правоведами, но является далеко не единственной. О понятии и о структурном строении механизма правового регулирования среди них нет единства мнений.

А.В. Малько дает следующее определение механизма правового регулирования: это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права11. В данном случае он определяет механизм правового регулирования через понятие его цели – обеспечение беспрепятственного продвижения интересов субъектов к ценностям. «Как известно, – писал Л.А. Тихомиров, – во всяком механизме тратятся на две задачи: преодоление инерции, трения и т.п. препятствий и на «полезную работу», ту, которая составляет цель механизма. Механизм тем более совершенен, чем выше процент силы, идущей на полезную работу»12. Разрешение спорных ситуаций, реализация санкции правовой нормы, перевод требований правовых норм в поведение субъектов права, а в итоге упорядоченность общественных отношений возможны только с помощью оптимального правового регулирования, что осуществляется в рамках эффективного механизма13.

В.Н. Хропанюк под механизмом правового регулирования понимает систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства14, а Т.Н. Радько определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств (элементов), осуществляющих одновременное взаимосвязанное регулирование общественных отношений определенного вида15.

Таким образом, понятие данного феномена общей теорией права было выработано в итоге дискуссии о правовом регулировании. Однако, как отмечает в своей работе А.П. Шергин, «проблемы механизма регулирования не получили достойного внимания в современной юридической литературе, особенно в административном праве, так как усилия ученых-административистов были ориентированы на разработку преимущественно отдельных элементов рассматриваемого механизма (административно-правовых норм, административных правоотношений и др.). В большинстве учебников по административному праву этому фундаментальному понятию вообще не уделяется внимания, за исключением единственной работы И.И. Веремеенко16, исследовавшего эту проблему применительно к сфере охраны общественного порядка и адаптировавшего общепринятую концепцию механизма правового регулирования к сфере правоохраны»17.

В настоящее время в России существует значительный разрыв между той моделью общественных отношений в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которая формируется предписаниями законодательства, регламентирующего правовую основу миграционной политики, и действительной ситуацией, сложившейся в данной области. Это не может не оказывать влияния на эффективность действия административно-правового механизма реализации миграционной политики и защиты прав и свобод человека и гражданина. Очевидно, что общество интересует не только существо проблем, возникающих при сохранении указанного разрыва, но и возможность их разрешения.

Механизм реализации миграции, на наш взгляд, может быть рассмотрен в двух основных аспектах.

Во-первых, как система нормативно-правовых предписаний, обеспечивающих соблюдение, использование и защиту норм законодательства в сфере миграционной политики. В данном случае механизм реализации миграции будет отражать правовой статус личности, ее основные права и свободы как высшую ценность; цель правового государства, направленную на достижение благосостояния каждого человека и всего общества, на обеспечение каждому равных возможностей для раскрытия творческого потенциала личности и достойного уровня жизни; гарантии конституционных прав и свобод человека как главную задачу правового государства.

Во-вторых, как система различных действий (бездействия), выполняемых субъектами механизма реализации миграции в процессе осуществления норм миграционного законодательства.

Здесь большое внимание обращают на себя такие элементы механизма реализации миграции, как:

– обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в государстве;

– создание стройной системы государственных органов в качестве определяющей основы против незаконной миграции населения и выработка единой программы миграционной политики;

– разграничение полномочий между субъектами соответствующих государственных органов, реализующих миграции, а также их взаимодействие и сотрудничество в решении совместных вопросов.

Понятием «механизм реализации миграции» характеризуется, прежде всего, статистическая и динамическая стороны государственного регулирования в сфере поддержания необходимого уровня безопасности и правопорядка в стране в рамках проведения реформ, в частности направленных на эффективное управление миграционными процессами. Такой механизм создается в соответствии со стоящими перед государством задачами и целями для реализации его функций по обеспечению миграции населения.

Административно-правовой механизм реализации миграции населения – это сложная и многосторонняя в юридическом и организационно-политическом отношениях система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов регулирования миграционной сферы, позволяющая наиболее эффективно проводить государственный контроль над законным и незаконным перемещением граждан в стране и за ее пределами.

Механизм реализации миграции населения представляет собой организованное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей государством, т.е. результативности и эффективности правового регулирования, оптимизации и действенности правовой и организационной форм, создающих благоприятный режим для развития содержания полезных общественных отношений в сфере миграции населения. Стабильность, непротиворечивость и согласованность механизма реализации миграции предопределяют следующие его характерные признаки:

– является результатом необходимости для каждого государства реализовывать функцию в выстраивании национальных приоритетов, требующих государственно-правового реагирования через органы государственной власти на изменяющуюся обстановку в социальной, демографической, миграционной, административной, трудовой и иных сферах жизнедеятельности общества;

– всегда базируется на единых принципах организации и деятельности аппарата государства, которые, как правило, устанавливаются и закрепляются на законодательном уровне;

– имеет сложную многоуровневую структуру, что объясняется необходимостью решения различных по своей сложности управленческих задач, стоящих перед государством в рамках проведения приоритетных направлений миграционной политики;

– основывается на объективных требованиях к легитимному и эффективному функционированию государственных органов, в том числе и правоохранительных, осуществляющих общее и специальное регулирование миграционными процессами;

– характеризуется наличием необходимых материальных, финансовых, организационных, научных и кадровых ресурсов, без которых он не сможет развиваться и совершенствоваться;

– наличие в механизме реализации миграции человеческого фактора; наличие людей, специально занимающихся реализацией властных и общественных функций, выполняющих руководящие, управленческие, организационные, стимулирующие, запретительные, предупредительные, охранительные, благотворительные и иные функции, осуществляющих правотворчество, исполняющих правовое предписание, охраняющих их от нарушений.

Концептуальные положения системы административно-правового механизма регулирования миграции населения и обеспечения миграционной политики основываются на законодательстве Российской Федерации и международных соглашениях о правах человека, в соответствии с которыми реализация прав и свобод граждан – одно из приоритетных направлений государственной деятельности. Государство призвано играть решающую роль в организации административно-правового регулирования миграции населения. Социальная ценность этой охраны определяется следующими обстоятельствами: она представляет собой наиболее действенный путь борьбы с нарушениями основных прав и свобод граждан, прежде всего потому, что обеспечивает выявление и устранение их корней, истоков. В значительной мере это предупреждение самой возможности совершения нарушений основных прав и свобод. В процессе охраны противоправные факторы могут подвергаться воздействию, когда они еще не набрали силы и поэтому легче поддаются устранению (нейтрализации, блокированию)18.

1 См.: Алексеев С.С. Общая теория права. – М., 1981. Т. 1. – С. 303.

2 См.: Обеспечение и охрана советской милицией конституционных прав и свобод граждан. – М., 1988. – С. 8.

3 См.: Краткий экономический словарь / Под ред. А.Н. Азриеляна; – М., 2001. – С. 401.

4 См.: Нурпеисов Е.К. Механизм формирования правомерного поведения личности: Автореф. Дис. … канд. юрид. наук. – М., 1980; Дюрягин И.Я. Право и управление. – М., 1981; Лебедев В.М. Воспитательная функция советского трудового права. – М., 1981; Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. – Уфа, 1991; Кудрявцев В.Н. Право и поведение. – М., 1978; Личность и уважение к закону. Социологический аспект. – М., 1979; Правовая система социализма. Функционирование и развитие. – М., 1987; Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. – М., 1981 г.; Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. – М., 1986; ОВД в механизме формирования правового государства. – Уфа, 1991; Вопросы обеспечения законности в уголовном судопроизводстве. – Тверь, 1993; Охранительный механизм в правовой системе социализма. – Красноярск, 1989; Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел. – Свердловск, 1973; Ростовщиков И.В. Права личности в России их обеспечение и защита ОВД. – Волгоград, 1997; Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. – Саратов, 1996; Бутылин В.Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. – М., 2001; Радько Т.Н. Механизм государства. – М., 2002; Теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева; – М., 2001; Теория государства и права / Под ред. Н.М. Матузова и А.В. Малько; – М., 2001.

5 См.: Лимонова Н.А. Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. – М., 2001. – С. 48.

6 См.: Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. – Саратов, 1996. – С. 85.

7 Там же. – С. 86.

8 См.: Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. – М., 1961; Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. – М., 1965; Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений. – Саратов, 1974; Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). – М., 1992; Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. – М., 1972; Лазарев В.В. Применение советского права. – Казань, 1972; Малько А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. – 1996. – № 3; Матузов Н.И. Личность. Право. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. – Саратов, 1972; Шабалин В.А. Системный анализ механизма правового регулирования // Советское государство и право. – 1969. – № 10; Шергин А.П. К Концепции механизма административно-правового регулирования // Административное и административно-процессуальное право – М., 2004; Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. – М., 1961.

9 См.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. – М., 1966. – С. 30.

10 См.: Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. – М., 1999. – С. 364.

11 См.: Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько; – М., 1997. – С. 625.

12 См.: Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. – СПб., 1992. – С. 415.

13 См.: Томилова Ю.Ю. Охранительные правоотношения в механизме правового регулирования. – М., 2004. – С. 67–70.

14 См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1995. – С. 341–342.

15 См.: Радько Т.Н. Теория государства и права. – М., 2001. – С. 319.

16 См.: Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. – М., 1981. – С. 123.

17 См.: Шергин А.П. К концепции механизма административно-правового регулирования. // Административное и административно-процессуальное право. – М., 2004. – С. 100.

18 См.: Прудникова С.А. Административно-правовое регулирование миграции населения в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2002. – С. 118.

PAGE  11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40915. Транзистори НВЧ 109 KB
  Ці транзистори є видозміненими звичайними транзисторами. Серійно випускають транзистори з . Використовують транзистори.
40916. Підсилювачі на НВЧ транзисторах 59.5 KB
  Аналогічно створюється резонанс та узгодження по опору на виході: Принципова схема підсилювача:Для узгодження з лінією 50 Ом підключають і трансформатор (лампу)підбирається так, щоб узгодити з опорам 50 Ом. Аналогічно створюється резонанс та узгодження по опору на виході:
40917. Невзаємні елементи НВЧ 98.5 KB
  Нехай маємо феромагнітне середовище в , при цьому орієнтація доменів , оскільки це енергетично вигідно. Нехай тепер , тобто додали невелике змінне поле у перпендикулярному напрямку. Звичайно, при цьому зміниться Тепер треба знайти , тобто . Розглядатимемо лінійну задачу, нелінійності не враховуємо.
40919. Плоскі хвилі в гіротропному середовищі 107.5 KB
  Тобто, у взаємодіючій хвилі довжина хвилі буде менша. Зсунемось від початку на період, тоді друга хвиля повернеться в початковий стан, а перша не встигне. Тоді дасть вектор під кутом до нульової площини. - кут Фарадея (кут повороту площини поляризації). , ми розглянули . Цей кут змінюється в залежності від відстані.
40920. Фарадеївський вентиль і циркулятор 66 KB
  Ці прилади працюють на великих потужностях. Вхідна та вихідна щілини повернуті на одна відносно іншої. Всередині – ферит, навколо – електромагнітна котушка. Підбираємо параметри так, щоб хвиля змінювала поляризаційний кут на після проходження
40921. Аналіз та синтез НВЧ елементів 124 KB
  Розглянемо відому матрицю розсіювання . Нехай маємо - полюсник, у нього входів і виходів. Для кожного входу та виходу є падаюча та відбита хвилі.Будемо користуватися нормованими величинами: - для падаючої хвилі, - для відбитої. , - амплітуди падаючої та відбитої хвиль, , - відповідні потужності.Будемо вважати, що відбита хвиля зумовлена всіма хвилями, що увійшли в - полюсник:
40922. Метод орієнтованих графів 153.5 KB
  Можна виключити вершину . Для цього стрілки продовжують так, ніби вузла і не було. В діамагнетику вказується - коефіцієнт при виключеній вершині.
40923. Синтез НВЧ – елементів 116.5 KB
  Фільтри НВЧ. Спробуємо створити такий фільтр для НВЧ оскільки розрахунки дають нереальні з точки зору технології значення ємності та індуктивності. В НВЧ маємо еквівалентні схеми: Паралельний контур: Ємність: Чебишевська апроксимація Баттервордська апроксимація Ємність на землю Індуктивність Діелектрик.