67925

ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЕЕ МЕСТО В ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ

Научная статья

Таможенное регулирование

Раскрывая основные элементы правового статуса Федеральной таможенной службы определяя ее место в системе исполнительной власти в России следует указать что исполнительная власть осуществляется той совокупностью органов которая закреплена в Конституции Российской Федерации а именно...

Русский

2014-09-16

94.5 KB

16 чел.

П. БЕЗВЕРХИЙ,

аспирант

ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЕЕ МЕСТО В ОРГАНИЗАЦИИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ

Раскрывая основные элементы правового статуса Федеральной таможенной службы, определяя ее место в системе исполнительной власти в России, следует указать, что исполнительная власть осуществляется той совокупностью органов, которая закреплена в Конституции Российской Федерации, а именно: Правительством России, образуемыми в виде министерств, служб и агентств федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, важным для характеристики деятельности ФТС РФ как органа исполнительной власти является определение данной власти как проявления реализованных, прикладных свойств государственной власти. Как указывают отдельные авторы1, исполнительная власть служит инструментом превращения продуктов законотворчества и правосудия в реалии общественной жизни. В руках исполнительной власти (и только у нее) находятся инструменты непосредственного, физического властного воздействия на общество и личность. В связи с этим необходимо учесть и характерные черты исполнительной власти, сформулированные, в частности, Ю.М. Козловым:

♦ исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с ее законодательной и судебной ветвями;

♦ она самостоятельна, но только в функционально-компетеционном смысле, т.е. исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или ее механизма;

♦ исполнительная власть – непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей;

♦ это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение; право и возможность подчинять других своей воле в общегосударственном масштабе;

♦ она не может отождествляться с видом государственной деятельности, т.е. она не тождественна исполнительной деятельности;

♦ исполнительная власть по своей сути правоприменительна;

♦ она имеет определенное субъектное выражение, т.е. олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией;

♦ для исполнительной власти характерно то, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все более существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования и др.;

♦ выступает как организованный институт, т.е., с одной стороны, весь механизм исполнительной власти организует исполнение законов; с другой стороны, данный механизм должен быть сам необходимым образом организован2.

Другие авторы, соглашаясь с Ю.М. Козловым, определяют признаки исполнительной власти следующим образом:3 

♦ исполнительная власть является органичной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;

♦ исполнительная власть является проводником государственной политики в жизнь;

♦ она подзаконна по своему характеру и задачам;

♦ объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;

♦ деятельность исполнительной власти является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

♦ исполнительная власть является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Характеризуя таможенные органы Российской Федерации как органы исполнительной власти, некоторые авторы обозначают их в качестве звеньев системы государственного управления4. Д.Н. Бахрах, например, отмечает5, что в законодательстве и юридической литературе такие термины, как «исполнительная власть» и «государственное управление», очень близки по смыслу.

Автор настоящей статьи солидарен с точкой зрения тех исследователей, которые исходят из того, что данные категории разноуровневые, разнопорядковые, т.е. попросту несравнимые. Как отмечается в литературе, для того, чтобы привести их к единому знаменателю, надо вспомнить, что государственное управление в узком смысле характеризуется властным характером, а исполнительная власть служит целям реализации управленческих задач6. Так, Ю.М. Козлов определяет, что государственное управление представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть7.

Если исходить из структурных характеристик, то надо подчеркнуть, что системы органов исполнительной власти и государственного управления не совпадают. Следовательно, логичнее отвести место таможенных органов и, в частности, ФТС в системе органов исполнительной власти.

Современная система и структура федеральных органов исполнительной власти утверждены Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»8.

Правовой статус ФТС определен вышеприведенным Указом и Положением «О Федеральной таможенной службе»9, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429, а также Таможенным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную службу, а его функции принятия нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации10.

Содержание правового статуса ФТС в качестве федерального органа исполнительной власти составляют его полномочия на осуществление функций контроля и надзора в области таможенного дела. Данные функции выражены в контроле над исполнением субъектами таможенных правоотношений требований таможенного законодательства и надзоре за ним, в выдаче разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в области таможенного дела.

До начала административной реформы система государственных органов характеризовалась сосредоточением у одного органа власти управленческих, регулирующих и разрешительных и контрольных функций, что, по мнению некоторых авторов, создавало благоприятную среду для злоупотребления и коррупции11. В частности, А.В. Калмыкова отмечает, что в работе контрольных органов было много параллелизма и дублирования, отсутствовала четкая координация контрольной деятельности, требовала совершенствования нормативная правовая база, регламентирующая проведение контрольно-надзорных мероприятий12. Вопросы, касающиеся порядка организации и деятельности государственного контроля, обсуждались в литературе неоднократно13.

Государственный контроль – необходимый элемент государственного управления, функционирования органов государственной власти, который призван обеспечивать нормальную жизнедеятельность общества. Контроль представляет собой один из важнейших каналов получения объективной информации о жизни общества, о тех политических, экономических и социальных процессах, которые происходят в государстве, о деятельности его органов власти и управления14. Следовательно, как указывалось выше, одной из основных концепций реформирования системы федеральных органов исполнительной власти является разделение исполняемых ими нормотворческих, контрольно-надзорных и организационно-хозяйственных функций по разным органам15. В связи с этим можно отметить, что контрольно-надзорные полномочия в экономической сфере, которые осуществляет Федеральная таможенная служба, носят межотраслевой характер.

Создание ФТС стало одним из составных элементов формирования новой структуры и системы федеральных органов исполнительной власти. В рамках указанного процесса был изменен статус контрольно-надзорных органов, введен новый вид федерального органа – федеральная служба. Данный вид федеральных органов уполномочен специально осуществлять контрольно-надзорные функции.

Указ Президента России от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»16 определяет федеральную службу как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

В литературе предлагается, исходя из данного определения, разграничивать федеральные службы в правовом и в организационном отношении, выделяя два типа таких служб17. Первый тип характеризуется осуществлением специальных функций в сфере обороны и безопасности страны. Контрольно-надзорная деятельность в ее традиционном понимании не является здесь доминирующей. Руководство федеральными службами этого типа осуществляет непосредственно Президент России. Административно-правовой статус таких служб устанавливается специальными законами.

Второй тип – это федеральная служба, специально созданная для выполнения контрольно-надзорных функций государства. Она не имеет права осуществлять нормативное правовое регулирование, за исключением случаев, устанавливаемых указами Президента и постановлениями Правительства. К данному типу относится и Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

Будучи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, Федеральная таможенная служба (ФТС России) осуществляет в соответствии с законодательством функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

В соответствии с пунктом 1 ст. 73 Федерального закона от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» ФТС, как и федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, в пределах своей компетенции обеспечивает единообразное применение таможенного законодательства всеми таможенными органами.

Таможенный кодекс в статье 402 определяет наличие центрального таможенного органа, который входит в единую систему таможенных органов России, являющихся правоохранительными органами. В самóм Кодексе правовой статус и функции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, сформулированы весьма сжато и схематично. По существу, отсутствует развернутая характеристика правовой и функциональной организации центрального таможенного органа18.

Как указывалось выше, ФТС как федеральный орган исполнительной власти уполномочена осуществлять в соответствии законодательством все функции контроля и надзора в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, находится в ведении Министерства экономического развития и торговли.

Будучи федеральным органом исполнительной власти, ФТС в своей деятельности обязана руководствоваться Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, международными договорами России, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России, Минфина России и Центрального банка, а также Положением о ФТС.

В рамках правового статуса ФТС России осуществляет свою деятельность непосредственно через таможенные органы и свои зарубежные представительства во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком, общественными объединениями и иными организациями. ФТС России может вступать в непосредственные отношения и с должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, с физическими лицами (например, когда должностные лица ФТС проводят дознание по факту контрабанды и во многих других случаях)19.

В соответствии с возложенными на нее задачами ФТС России выполняет многочисленные и разнообразные функции. Функции и полномочия ФТС в общей форме определены в статье 403 ТК РФ; в пунктах 5.1–5.28 Положения о ФТС закреплены 28 ее основных функций. (Для сравнения отметим, что в Положении о Государственном таможенном комитете Российской Федерации от 25 октября 1994 г. № 2014 в ред. от 16.09.1999 на ГТК России возлагалась 64 основных функции.) Функции ФТС устанавливаются и в других нормативных актах, регулирующих деятельность таможенных органов.

ФТС взимает таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролирует правильность исчисления и своевременность их уплаты, налогов и сборов, принимает меры к их принудительному взысканию.

По вопросам применения законодательства, соблюдения законности в таможенной сфере ФТС обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами России запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; обеспечивает единообразное применение таможенными органами таможенного законодательства.

ФТС осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль; принимает решения о классификации товаров в соответствии и ТН ВЭД и обеспечивает опубликование таких решений; в пределах своей компетенции обеспечивает защиту прав интеллектуальной собственности; принимает предварительные решения о классификации товара в соответствии ТН ВЭД, о происхождении товара из той или иной страны.

ФТС ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; ведет реестры банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей; ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности; аннулирует квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению; выдает лицензии на учреждение свободного склада; выдает квалификационные аттестаты специалистам по таможенному оформлению.

ФТС осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

По вопросам правоохранительной деятельности ФТС осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством об административных правонарушениях; дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; в соответствии с законодательством – оперативно-розыскную деятельность, выполняет и другие функции.

ФТС разрабатывает и создает используемые таможенными органами информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения; выполняет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке; организует профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы; проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности; осуществляет функции заказчика по строительству таможен, таможенных пунктов пропуска и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры; выполняет функции заказчика по разработке эскизов и изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию России; реализует программы развития таможенного дела в стране.

ФТС ведет статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику; безвозмездно информирует и консультирует участников внешнеэкономической деятельности; рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством срок.

ФТС взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства России интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и в других международных организациях.

Перечень функций ФТС, установленных в Положении о ней (п. 5.1-5.28), не является закрытым. ФТС осуществляет и иные функции в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента или Правительства России20.

В настоящее время таможенные органы не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства России. Тем самым федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, лишен управляющей, консолидирующей и организующей роли, специфического характера задач и функций как ведущего государственного органа в реализации таможенной политики страны21.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Правовой статус Федеральной таможенной службы Российской Федерации определен Таможенным кодексом Российской Федерации 2003 г., Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 и Положением о Федеральной таможенной службе 2004 г. Содержание правового статуса ФТС составляют контрольно-надзорные полномочия в экономической сфере, которые носят межотраслевой характер.

2. Цели деятельности ФТС вытекают из целей, определенных для вышестоящих органов исполнительной власти, а именно: Министерства экономического развития и торговли и Министерства финансов. Вместе с тем ФТС как контрольный орган обладает иными специфическими целями, вытекающими из сущности контрольной деятельности государства.

3. Осуществление контрольной, разрешительно-лицензионной и регистрационной деятельности ФТС необходимо дополнить и законодательно закрепить функциями разработки предложений, подготовки нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области таможенного дела.

4. В целях развития и совершенствования административно-правового статуса ФТС следует законодательно разграничить и определить права и обязанности данного органа исполнительной власти, установить меры и основания ответственности ФТС за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

5. Следует вернуть ФТС функцию нормативного регулирования правоотношений в области таможенного дела в целях повышения эффективности деятельности данного органа исполнительной власти.

1 Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – С. 224.

2 См.: Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М., 2002. – С. 23–25.

3 Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Указ. соч. – С. 225–226.

4 Российское таможенное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. – С. 89.

5 См.: Бахрах Д.Н. Административное право. – М., 1993. – С. 1.

6 Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Указ. соч. – С. 226.

7 Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М., 2002. – С. 26.

8 СЗ РФ. – 2004. – № 11. – Ст. 945 в ред. Указа Президента России от 20 мая 2004 г. № 649; СЗ РФ. – 2004. – № 21. – Ст. 2023.

9 СЗ РФ. – 2004. – № 35. – Ст. 3637.

10 Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443 // СЗ РФ. – 2004. – № 3670.

11 Калмыкова А.В. Совершенствование правового статуса федеральных контрольно-надзорных органов в условиях административной реформы // Журнал российского права. – 2004. – № 8. – С. 23.

12 Там же. – С. 23.

13 Контролирующие органы и организации России: Компетенция и полномочия: Учебник / Под ред. А.П. Гуляева. М.: МАЭП, НИК «Калита», 2000; Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. – М.: Юридическая литература; Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. – М.: Юридическая литература, 1987.

14 Андрийк  О.Ф. Контроль в демократическом государстве: проблемы и тенденции. – Киев: Наукова Думка, 1994. – С. 12.

15 Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Новая система и структура органов исполнительной власти: Справ.-учеб. пособие. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – С. 4.

16 СЗ РФ. – 2004. – № 11. – Ст. 945.

17 Калмыкова А.В. Указ. соч. – С. 24.

18 Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: Учебно-практическое пособие. – М.: МЦФЭР, 2005. – С. 194.

19 Ноздрачев А.Ф. Правовое обеспечение новой организации и деятельности таможенных органов: состояние и задачи дальнейшего совершенствования // Законодательство и экономика. – 2005. – № 2. – С. 37.

20 Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: Учебно-практическое пособие. – М.: МЦФЭР, 2005. – С. 198.

21 Ноздрачев А.Ф. Правовое обеспечение новой организации и деятельности таможенных органов: состояние и задачи дальнейшего совершенствования // Законодательство и экономика. – 2005. – № 2. – С. 17.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79561. История в системе социально-гуманитарных наук. Предмет, принципы изучения и значение истории 20.8 KB
  Предмет принципы изучения и значение истории. Место истории в системе наук. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные принципы изучения истории: Принцип дополнительности Нильс Бор: ни одна концепция не может описать объект столь исчерпывающим образом чтобы полностью исключить возможность других подходов.
79562. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории 22.6 KB
  Сущность История рассматривается с одной стороны как процесс развития природы и человечества а с другой как система наук изучающих прошлое и настоящее природы и общества. История выполняет несколько социально значимых функций: познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса. Сущность её в том что история как наука выявляя на основе...
79563. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Этапы развития исторической науки 21.47 KB
  Историография в узком смысле слова это совокупность исследований в области истории посвящённых определённой теме или исторической эпохе например историография эпохи Крестовых походов или совокупность исторических работ обладающих внутренним единством в идеологическом языковом или национальном отношении например марксистская англоязычная или французская историография. В более широком смысле слова историография это вспомогательная историческая дисциплина изучающая историю исторической науки. Историография проверяет насколько...
79564. Россия в мировом человеческом сообществе. Факторы самобытности Русской истории 20.08 KB
  Факторы самобытности Русской истории. В отечественной и мировой историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей русской истории. Сторонники первой из них придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории считают что те или иные особенности российской истории проявляются как отсталость России и русских.Историкипрофессионалы придерживаются термина отсталости России Сторонники второго подхода к изучению русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития.
79565. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности 20.74 KB
  Постижение высшего сакрального смысла а не реализация конкретных целей главная ценность бытия народов Востока. Общества Востока построены на принципах коллективизма.
79566. Место средневековья во всемирном историческом процессе 20.93 KB
  Основой феодального строя считался такой способ производства материальных благ при котором земля главное средство производства находится в собственности крупных землевладельцев эксплуатирующих труд зависимых от них крестьян ведущих свое хозяйство на землях принадлежащих землевладельцам. характеризовался расцветом феодального способа производства; появлением и развитием городов положивших начало формированию светской городской культуры; образованием централизованных монархий с сословным представительством. состояло в разложении...
79567. Формирование Древнерусской государственности. Принятие христианства и его влияние на дальнейшее развитие страны 21.69 KB
  Крещение Руси введение в Киевской Руси христианства как государственной религии осуществлённое в конце X века в 988 году князем Владимиром Святославичем. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком культурой этническим самосознанием. Ликвидация местных языческих культов также способствовала дальнейшей...
79568. Эволюция древнерусской государственности в 11-12 веках. Международные связи древнерусских земель 22.14 KB
  князья перестают признавать власть киевского князя. Их князьям подчинялись князья чьи владения уделы входили в состав крупных земель. Южные князья во главе со Святославом Киевским нанесли им несколько поражений но в 1185 г. Международные отношения: Ярослав Мудрый 10191054 в 1036 году наголову разгромил печенегов которые стали служить русским князьям или откочевали в Венгрию.
79569. Борьба народов Руси с иноземными захватчиками в 13 веке 19.54 KB
  ведомые Батыем вторглись на Русь. Русь платила ей дань десятину от которой освобождалась лишь церковь и поставляла воинов. Ордынцы вмешивались в распри князей и многократно разоряли Русь.