67926

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

Научная статья

Таможенное регулирование

В развитии таможенных органов России можно выделить несколько этапов: дореволюционный период советский период и период деятельности таможенных органов в Российской Федерации с начала 90х годов до настоящего времени. Проблемы таможенной политики организации таможенных органов нашли освещение в трудах...

Русский

2014-09-16

125.5 KB

49 чел.

П. БЕЗВЕРХИЙ,

аспирант

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ

РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

В развитии таможенных органов России можно выделить несколько этапов: дореволюционный период, советский период и период деятельности таможенных органов в Российской Федерации с начала 90-х годов до настоящего времени. Приведенная периодизация носит условный характер, автор статьи намерен использовать ее в целях исследования истории развития таможенной службы.

Анализ сложного и длительного процесса становления и развития Таможенной службы России на различных этапах его развития необходим для более четкого представления о современном состоянии и развитии российского таможенного дела, понимания эволюции основных таможенно-правовых институтов и норм, более ясного видения тенденций и перспектив совершенствования таможенной службы1. Проблемы таможенной политики, организации таможенных органов нашли освещение в трудах многих ученых2.

Исследования ученых говорят о том, что в России еще до в. существовали внешнеторговые операции. К этому времени относятся первые упоминания о торговых пошлинах, которыми были обложены в древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Сборщики торговых пошлин (мытники) фигурируют в таком древнейшем своде русского права, как «Русская Правда» (свод древне-русского феодального права, включающий Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха)3. Уже в договоре князя Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления4.

Таможенное законодательство и первые элементы системы таможенных органов в Древней Руси складывались под влиянием международного права5. Такое влияние оказали правила, регламентировавшие ввоз и вывоз товаров и сбор таможенных пошлин за несколько столетий до нашей эры6.

Известно, что в Древней Руси за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, аренду торговых площадей, покровительство купцам взимался мыт (или мыто) – своеобразный налог на право торговли, главная цель которого состояла в том, чтобы пополнить казну. Поэтому сборщиков пошлин называли «мытник», или «мытчик», а места взимания мыта – мытницей7. В договоре князя Олега с греками содержится положение о купле-продаже: «И да творят куплю, якоже или подобе не платяче мыта ни в чем же»8.

Как указывает Ю.Г. Кисловский, картина развития таможенного права в Древней Руси и в других государствах во многом сходна. Таможенное законодательство было направлено в большей степени на пополнение государственной казны и в меньшей – на регулирование внешних торговых отношений9. Сами «пошлины возникли из поборов, взимавшихся феодалами с проезжающих через их владения торговцев, откупавшихся таким способом от ограбления, – поборов, которые впоследствии взимались также городами, и при возникновении современных государств явились для казны удобнейшим средством добывать деньги»10.

По мере того, как складывалось само понятие торговых пошлин и сопутствовавших им сборов за право купли и продажи товаров, формировались обычаи, правила и процедуры их взимания или отсутствия такового. В органичной связи с ними создавалась таможенная служба, обустраивалась таможня. Со временем эти меры получили свое организационное, правовое и дипломатическое закрепление11. Безусловно, развитие таможни всегда находилось во взаимосвязи с общественно-политическим строем государства. Если в в. натуральное хозяйство переходит в денежное, то деньги становятся конечной целью хозяйственной деятельности. Таможенная политика в это время стояла на страже накопительства. В VIIXI вв. таможенное дело превращается в инструмент регулирования товарообмена, а таможенники приобретают высокий статус. Интересен зарубежный опыт: среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, а казначей – четвертое. И если граф и мэр назначались, то таможенник и казначей избирались из числа горожан. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовое положение определялось демократическими институтами12.

На Руси избирались таможенные головы, как правило, на один год. Условия, необходимые для того, чтобы занимать эту должность, были таковы: хорошее поведение, знание дела, зажиточность, грамотность (впрочем, последнее условие не было непременным). Избранный голова приводился к присяге13.

На протяжении значительного периода времени укрепление таможенной службы способствовало развитию экономических отношений Российского государства. В то же время введение протекционистских тарифов порождало незаконный ввоз и вывоз товаров, особенно в конце XVIII – начале XIX вв.14

Постепенно формировались сами таможенные органы. Система таможенных учреждений XIX в. представлена в Таможенном уставе 1857 г.15 Таможня и таможенные заставы учреждались во внешней сухопутной и морской границе империи царства Польского, а на северо-западе – по границе России с Финляндией. В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие – первого класса (Архангельская, Санкт-Петербургская, Московская и др.), средние – второго класса (Евпаторийская и др.) и малые – третьего класса (Николаевская, Мариупольская и др.). Некоторые таможни имели передовые филиалы. Например, в Санкт-Петербурге форпостом была Кронштадтская таможня. В некоторых таможнях имелись передовые посты, называвшиеся заставами16. Существовали и другие таможенные органы.

В 1904 г. был принят Таможенный устав, который определил новую структуру таможенных органов17. Согласно данному акту, эту структуру составил Департамент таможенных сборов, окружные и участковые таможенные управления, таможни, заставы, посты и пункты. Все таможни и таможенные заставы надзирались управляющими и состояли из таможенных и канцелярских чиновников, вольнонаемных досмотрщиков и служителей. Таким образом, к концу XIX – началу XX вв. в России была создана единая система таможенных органов.

События первой мировой войны 1914–1918 гг. и последующий крах Российской империи и всего привычного механизма государства, привели к тому, что к осени 1917 г. управление таможенными учреждениями России органами государственной власти практически не осуществлялось. Большинство таможен в это время были закрыты, Департамент таможенных сборов бездействовал18.

Основным принципом таможенной политики и таможенной системы России с момента установления советской власти был принцип монополии государства во внешней торговле. Советский период становления таможенного дела лишь подтвердил общее правило о том, что структура и объем компетенции таможенных органов зависят от общего направления внешнеэкономической и таможенной политики государства19. В.И. Ленин, раскрывая данный вопрос, писал: «Ни о какой серьезной таможенной политике сейчас, в эпоху империализма, не может быть и речи, кроме монополии внешней торговли»20.

Давая характеристику указанному периоду, ученые отмечают, что новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в результате Октябрьского переворота в России, скептически отнеслась к дореволюционной системе таможенных органов, так же как и к концепции таможенного дела21. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля лишь вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть таможенные учреждения22. С октября 1917 г. и до конца 80-х гг. XX в. таможенная политика, за небольшим исключением, определила деятельность таможенных органов в принципиально иной системе координат, чем до революции, или чем в других странах со свободной экономикой. Отсюда вытекало и существенное изменение функций и структурной организации таможенных органов23.

До Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Руководил управлением в области таможенного дела образованный в составе Министерства финансов в 1864 г. Департамент таможенных сборов, который к этому времени находился в довольно плачевном состоянии: большинство таможен было закрыто, а их служащие эвакуированы; таможенная система России практически была разрушена24. В этот период таможенные органы лишились своей функции как налогово-фискального органа, а таможенные платежи перестали служить существенным источником доходов государственного бюджета. Установление монополии внешней торговли проявилось в отказе государства от таможенно-тарифных механизмов регулирования внешней торговли.

Практика проведения таможенных операций подтвердила, что таможенный тариф не является инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности, выявила его узость и несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары, сложившимся на внутреннем и внешнем рынках25.

Таможенные органы, охраняя государственную монополию и обеспечивая ее своими действиями, превратились в элемент «административной машины», воздействовавшей на внешнеэкономические отношения. Декретом СНК, изданным 29 июня 1918 г., Департамент таможенных сборов переименовывался в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности. В соответствии с декретом СНК о внешней торговле от 11 июня 1920 г. Наркомат торговли и промышленности был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли26. В декабре 1921 г. создается Главное таможенное управление, в функции которого входила организация и управление таможенными учреждениями, разработка таможенной политики, соответствующих правовых актов, а также борьба с контрабандой27.

Переход к нэпу в начале 20-х гг. практически возродил потерянные функции таможенных органов и вызвал значительное развитие структуры всей таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 гг. (особенно в 1924–1925 гг.) формировалась сложная многоступенчатая система управления таможенным делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные учреждения того времени28. Для данного периода характерно возвращение к тарифным методам регулирования внешней торговли. Таможенный тариф по европейской провозной торговле СНК РСФСР впервые после революции утвердил 14 февраля 1922 г.29

Таможенный устав СССР был утвержден 12 декабря 1924 г. Президиумом ЦИК СССР30, этот документ представлял собой первый кодифицированный акт по таможенному делу. Данный Устав и определенное число подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ, законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 20-х гг. Согласно статье 1 Устава таможенным делом на всей территории Союза ССР управлял НКВТ, который выполнял свои задачи в центре и на местах через входившее в его состав Главное таможенное управление, состоявший при НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иные учреждения. За деятельностью таможенных учреждений на местах наблюдали уполномоченные НКВТ при СНК союзных республик, в компетенцию которых входило наблюдение за выполнением таможенными учреждениями в пределах союзной республики законов и распоряжений центральных союзных органов по таможенной части; ревизия таможенных учреждений; рассмотрение конфликтов между таможенными учреждениями и местными органами власти; разработка мероприятий по борьбе с контрабандой.

Главное таможенное управление разрабатывало планы всех таможенных мероприятий общего характера, инструкции и разъяснения к ним, организовывало борьбу с контрабандой и руководило ею на территории СССР. ГТУ подразделялось на отделы: административно-хозяйственный, тарифный, оперативно-судебный, по борьбе с контрабандой, сменно-расчетный, статистический и инспекторскую часть. Анализ структуры ГТУ показывает, что в то время правоохранительная деятельность составляла незначительную часть деятельности Управления; ею занимался только один отдел по борьбе с контрабандой, а все остальные отделы замыкались на тарифно-пошлинной и фискальной деятельности31.

Таможенный Устав предусматривал возможность создания отделений ГТУ в союзных республиках. Такие отделения учреждались распоряжением НКВТ по представлению уполномоченных НКВТ при СНК союзных республик (ст. 7). Отделения ГТУ создавались по федеративному принципу. Границы деятельности отделения совпадали с территорией союзной республики. В 1925 г. отделения ГТУ были созданы в БССР, УССР, ЗСФСР и Средней Азии32. Каждое отделение действовало на основании положения. Так, например, Положение об Отделении ГТУ в УССР, утвержденное приказом НКВТ от 10 марта 1925 г., устанавливало, что Отделение действует под прямым руководством ГТУ НКВТ СССР. Начальник отделения и его заместители назначались НКВТ по согласованию с СНК УССР.

Таможенными учреждениями на местах руководили районные таможенные инспекторские управления, возглавляемые районными таможенными инспекторами. Границы деятельности районных инспекторских управлений устанавливались НКВТ по согласованию с НКФ и с СНК союзной республики, на территории которой действовало данное управление. Инспекторы осуществляли общее руководство деятельностью таможенных учреждений своего района, надзор и контроль над точным исполнением ими всех инструкций, приказов, постановлений, распоряжений и др.33

В 1925 г. в СССР было создано 11 районных таможенных инспекторских управлений: Карельское, Северо-Западное, Белорусское, Северокавказское, Туркменское, Узбекское, Алма-Атинское, Зайсанское, Читинское, Благовещенское, Владивостокское. Это было сделано в соответствии с планом реорганизации таможенного аппарата на местах. Таможни первого разряда учреждались при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом; второго разряда – в небольших портах на реках и озерах, на шоссейных дорогах; третьего разряда – на грунтовых дорогах. Открытие и упразднение таможенных учреждений, изменение их дислокации, отнесение таможен к тому или иному разряду, переименование постов в таможни и таможен в посты производил НКВТ. Оформление экспортно-импортных грузов, контроль над перемещаемым через границу имуществом вели таможни первого и второго разрядов. Таможни третьего разряда имели право на указанные действия, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможенные посты занимались только пропуском пассажиров, багажа и ручной клади, пересылкой международных почтовых отправлений34.

При железных дорогах были созданы таможенные агентства. Для разрешения споров между таможенными и транспортными организациями на железных дорогах и в портах были организованы согласительные комиссии.

5 мая 1925 г. приказом НКВТ было утверждено Положение о технических совещаниях. В соответствии с ним рабочим органом в таможне являлось техническое совещание. На основании Положения о технических совещаниях его работой руководил управляющий, в состав совещания входили помощники управляющего и инспекторы. Оно было консультативным органом, а персональную ответственность за всю деятельность таможенного учреждения нес управляющий. Местное таможенное учреждение возглавлял управляющий, который осуществлял надзор, руководство своей таможней и другими учреждениями, входившими в район деятельности данной таможни.

В тот период порядок приема на службу сотрудников Главного таможенного управления и его местных органов регулировало трудовое законодательство и правила о государственной службе. Таможенный устав устанавливал виды деятельности, которыми не могли заниматься таможенные служащие. Согласно статье 27 Устава, они не имели права участвовать в организациях, выполнявших работу по погрузке, выгрузке, приему и подготовке грузов, пассажирского багажа и почтовых посылок. Кроме того, запрещалось участвовать в каких-либо мероприятиях коммерческого характера лично или через подставных лиц, принимать на себя доверенности и поручения по таможенным делам от посторонних лиц, покупать товары на таможенных аукционах.

Таможенный устав 1924 г. устанавливал сложную четырехзвенную систему управления таможенным делом: НКВТ – ГТУ – уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ – районные таможенные инспекторские управления – таможни и таможенные посты. Поскольку таможни первого разряда контролировали деятельность всех таможенных учреждений, входивших в их район, то получалась пятизвенная система управления. Реальная же картина организации таможенных органов была еще более разнообразной: на практике существовала и трехзвенная система управления (в УССР, в ЗСФСР, где районных управлений не было), и двухзвенная (три таможни – Астраханская, Архангельская и Московская – подчинялись непосредственно ГТУ)35.

Таможенное законодательство конца 20-х гг. вновь изменяется в сторону укрепления контроля над перевозкой товаров и выполнением решений Правительства о монополии государства на внешнюю торговлю. В 1928 г. был принят Таможенный кодекс, который стал правовой базой административного управления таможенной системой36. Данный акт закреплял за государством монополию на внешнюю торговлю. Создается новая система таможенных органов. Управление таможенным делом на всей территории страны поручается Народному комиссариату внешней торговли (НКРТ)37.

В 30-е гг. все отчетливее обозначается переход к административному регулированию общественных отношений, что отразилось на правовом регулировании таможенного дела. В это время сокращается оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшается число участников внешнеторговых сделок38. В годы Великой Отечественной войны деятельность многих таможен на западе СССР была прекращена: таможенные органы выполняли новые, специфические задачи.

Система таможенных органов в послевоенный период состояла из Главного таможенного управления, таможен 1-го, 2-го, 3-го классов и таможенных постов.

В 1964 г. был утвержден новый Таможенный кодекс39, который также устанавливал государственную монополию на внешнюю торговлю. Данный акт ввел понятие таможенного режима, режим экспорта, импорта и транзита. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела). Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержавший лишь семь статей. Управление таможенным делом в СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входившее в его состав Главное таможенное управление. Оно состояло из отделов: оперативно-инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможенного права и международных связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля40.

Следующий, наиболее значительный этап в реформировании системы таможенных органов начался в середине 80-х гг. 12 февраля 1986 г. Решением Совета Министров СССР Главное таможенное управление МВТ было преобразовано в самостоятельный орган – Главное управление государственного таможенного контроля при СМ СССР41. ГУ ГТК наделялось полномочиями на участие в разработке таможенной политики государства; осуществление государственного таможенного контроля над соблюдением установленного порядка перемещения через границу товаров и иного имущества; полномочиями по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

Безусловно, выработка новых, серьезных задач, поставленных перед Главным управлением государственного таможенного контроля, расширение его полномочий вызвали необходимость изменений и во всей остальной структуре таможенных органов. Создавались новые управления, отделы и административно-хозяйственные подразделения.

Однако в конце 80-х гг. функции таможенных органов в целом все-таки сохранились в прежнем виде, несмотря на то, что таможенная служба выделилась в самостоятельную отрасль государственного управления. Кроме того, после закрепления на нормативном уровне указанных функций в 1989–1990 гг. они все еще носили характер деклараций, так как прежний Кодекс и остальная законодательная база не позволяли наполнить их конкретным содержанием.

Следующим важным этапом в развитии таможенных органов стало принятие нового Таможенного кодекса СССР в 1991 г.42 Новшеством данного нормативного акта явилось наименование таможенных учреждений таможенными органами. Основополагающими принципами, которые закрепили положения Кодекса 1991 г., были единство таможенной территории и таможенного законодательства, создание необходимых экономических условий для формирования единого экономического пространства, охватывающего все регионы страны.

Таким образом, за время существования СССР было принято три таможенных кодекса (1928, 1964 и 1991 гг.) и Таможенный устав 1924 г. Данные нормативные акты стали основой таможенного законодательства, послужили правовыми средствами, обеспечивающими, по мнению С.А. Смирнова, преемственность в использовании институционно-правовых категорий, понятий таможенного дела, организационных форм и методов таможенного контроля, видов таможенных пошлин и их классификации, в организации деятельности таможенных органов, хотя существенно изменились и само понятие «таможенное дело» и его структура43.

Как отмечают Н.М. Блинов и П.В. Дзюбенко44, из-за распада СССР срок действия Таможенного кодекса СССР 1991 г. оказался непродолжительным. Суверенному Российскому государству пришлось почти заново создавать таможенную систему. Россия унаследовала крайне ослабленную сеть таможенных органов, так как значительная часть (около 80%) таможенных структур, хорошо оснащенных технически, имеющих высокопрофессиональные кадры, оказалась за ее пределами. Протяженность подлежащих таможенному контролю границ с бывшими союзными республиками увеличилась до 13,5 тыс. километров, в том числе около 1,1 тыс. километров – со странами Балтии.

Указом Президента России от 25 октября 1991 г.45 была образована таможенная служба России. В Указе: «В целях обеспечения экономической основы суверенитета и государственной безопасности Российской Федерации образовать Государственный таможенный комитет РСФСР». ГТК РФ разработал программу развития таможенной службы России, которая была одобрена правительством46. Планировалось в 1992–1993 гг. создать 227 таможен, из них 201 внутри страны и только 26 на границе. Было решено привлечь на работу в таможенную систему дополнительно к имевшимся 8 тыс. таможенников еще 15 тыс.47 

В связи с новыми подходами были пересмотрены взгляды на таможенную политику. Ее основу составили три основополагающих принципа. Первый из них состоял в том, что возрождался опыт дореволюционной России. Таможенные органы совместно с другими государственными структурами стали органами экономической защиты новой России как внутри страны, так и на границе. Второй принцип исходил из того, что таможенная служба нацеливалась на сближение с соседними странами путем упрощения и унификации таможенных процедур в соответствии с мировым опытом. Третий принцип предполагал переориентировку таможенного контроля с границы внутрь страны, где оформлялась основная масса грузооборота48.

Серьезным шагом в развитии таможенного законодательства в России стало принятие в 1993 г. Таможенного кодекса и Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»49. Данные законы вместе с принятыми в их развитие, дополнение и в целях конкретизации другими актами по таможенному делу отразили концептуально новое видение не только таможенного дела, но и роли таможенных органов в его непосредственном осуществлении50.

Именно Таможенный кодекс РФ 1993 г. в статье 8 определил таможенные органы как единую систему. Данная система состояла из ГТК России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов. С принятием Таможенного кодекса РФ 1993 г. таможенная служба преобразуется из правоохранительного органа в фискальный, поэтому основной задачей его становится максимум поступлений от внешнеторговой деятельности. Сохранение правоохранительных функций осуществляется в рамках выполнения экономических целей: пополнение бюджета за счет уплачиваемых таможенных платежей, а также штрафов, пеней, недоимок, взимаемых с виновных лиц.

Принятие нового Таможенного кодекса 2003 г. позволяет говорить о смене эпох в области международных экономических отношений, о начале перехода от «таможни для правительства» к «таможне для участников внешней торговли». Этот важнейший закон (основополагающий источник таможенного права) призван способствовать внешней торговле, а не создавать условия для работы контролирующих органов и вмешательства государства в данную сферу. Это именно те требования, выполнение которых является одним из условий членства России в ВТО51.

Таможенный кодекс 2003 г. уже не является рамочным нормативным актом, а во многом представляет собой закон прямого действия. Его значимость состоит в том, что законодатель закрепил в нем нормы, которые направлены на повышение эффективности деятельности таможенных органов, в частности, за счет упрощения таможенных формальностей; данные нормы приведены в соответствие с международными стандартами и федеральными законами Российской Федерации.

В результате административно-правовой реформы 2005 г. был изменен статус российской таможни. Отсутствие единого правового акта, определяющего правовой статус как всей системы таможенных органов Российской Федерации, так и ее отдельных элементов, позволяет говорить о серьезном упущении законодателя в области таможенного дела. В настоящее время федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, не обладает необходимыми полномочиями на управление и организацию, на нормативно-правовое регулирование в области таможенных отношений. После передачи функции принятия нормативных правовых актов в сфере таможенного дела Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации значительно снизилась роль ФТС в реализации таможенной политики России.

В последние годы работа таможенных органов велась в условиях действия нового Таможенного кодекса, административной реформы, которая затронула таможенную систему. Изменилась иерархия отношений участников внешнеэкономической деятельности с государственными органами, которым были переданы многие функции бывшего ГТК РФ, – Минфином и Минэкономразвития России. Были разработаны и внедрены в практику новые правила регулирования внешнеэкономической деятельности, организации таможенного оформления, определения таможенной стоимости, исчисления размеров таможенных платежей, применения таможенных режимов и пр. Идея реформы таможенных органов, в частности, заключалась в том, чтобы разделить функции нормотворчества и исполнения законов.

Функция нормотворчества и определения таможенной политики в настоящее время находится у Минэкономразвития России, определения методологии таможенной стоимости и соответственно таможенных платеже, составляющих не менее 40% доходных поступлений бюджета, – у Минфина России. Лишь небольшая часть нормативной работы осталась у Федеральной таможенной службы России, которая в настоящее время должна сосредоточить основное внимание на контроле над исполнением правил и норм в таможенной сфере52.

Итак, можно сделать следующие выводы.

1. Развитие таможенных органов в дореволюционное время характеризовалось постепенным формированием структуры таможенных органов, которая в целом соответствовали мировому опыту в области таможенного дела. Таможенные органы эффективно защищали экономические интересы России, регулировали внешнюю торговлю, направляли в государственный бюджет значительные таможенные доходы, следовательно, целью деятельности таможенных органов было выполнение налогово-фискальной функции.

2. В советский период структура и объем компетенции таможенных органов были кардинально изменены. После введения государственной монополии на внешнюю торговлю (за исключением периода нэпа) последовал отказ государства от таможенно-тарифных механизмов регулирования данного вида торговли. Таможенные органы утратили свою налогово-фискальную функцию и сосредоточили усилия на выполнении основной правоохранительной функции. Результатом стало свертывание задач, а затем и структуры таможенных органов, снижение роли таможенных органов в осуществлении государственного управления, сокращение общего количества структурных подразделений таможни. В этот период таможенные органы в основном осуществляли надзорно-карательную функцию.

3. В конце 80-х – начале 90-х гг. произошла перестройка таможенных органов Российской Федерации, изменился характер направленности деятельности таможенных органов, превратившись из ведомственного в государственно-регулирующий. Система таможенных органов России, как объединенная общими целями и задачами совокупность таможенных органов, прошла новый этап формирования. Полномочия государственного органа по регулированию внешнеторговых операций, а также борьбе с контрабандой и пресечением нарушений таможенных правил были закреплены за таможенными органами России законодательно. После принятия Таможенного кодекса была восстановлена фискальная функция таможенных органов.

4. В результате административно-правовой реформы 2005 г. был изменен статус российской таможни. Отсутствие единого правового акта, определяющего правовой статус как всей системы таможенных органов Российской Федерации, так и ее отдельных элементов, позволяет говорить о серьезном упущении законодателя в области таможенного дела. В настоящее время федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на управление таможенным делом, не обладает необходимыми полномочиями для управления и организации и нормативно-правового регулирования в области таможенных отношений. После передачи функции принятия нормативных правовых актов в сфере таможенного дела Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации значительно снизилась роль ФТС в реализации таможенной политики России.

1 Смирнов С.Л. Административно-правовая деятельность Федеральной таможенной службы. На материалах Московской южной таможни. – М.: УНЦ ДО, 2004. – С. 17.

2 См.: Блинов Н.М. Таможенная политика России X–XX вв. – М., 1997; Бутов Я.В. Таможенно-торговая политика России во второй половине XIX в. – М., 2000; Габричидзе Б.Н., Чернявский А.С.  Курс таможенного права Российской Федерации: Учеб. для вузов: В 3 ч. – М., 2002; Тимошенко И.В. Таможенное право России. – М., 2002, и др.

3 Таможенное право России. Учебник / Отв. ред. С.И. Истомин, В.А. Максимцев. – М.: Софт Издат, 2005. – С. 12.

4 Лодыженский К.И. История русского таможенного тарифа. – СПб., 1886. – С. 2.

5 Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России. Кн. 1. – М.: Русина-Пресс, 2004. – С. 42.

6 См.: Циммерман С.В. О таможнях и промышленности древних народов. – СПб., 1859. – С. 10; Schucmacher. Ker Lollner in der Geschiechte und Literatur, 1910; Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. – Иркутск, 1987. – С. 10–11.

7 Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. – Казань, 1850. – С. 5.

8 Памятники русского права. Т. 1. – М., 1953. – С. 65.

9 Кисловский Ю.Г. Указ. соч. – С. 42.

10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. – С. 57.

11 Косаренко Н.Н., Кочергина Т.Е. Таможенное право России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С. 6.

12 Кисловский Ю.Г. Указ. соч. – С. 31.

13 Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины Второй. – СПб.,1848. – С. 118–119.

14 Косаренко Н.Н., Кочергина Т.Е. Указ. соч. – С. 6.

15 См.: Свод законов Российской империи. Т. 6. – СПб., 1857. – С. 1.

16 Российское таможенное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. С. 26.

17 См.: Свод законов Российской империи. 1904. Т. 6. – С. 1.

18 Основы таможенного дела: Учебное пособие. Вып. 1. – М., 1996. – С. 27.

19 Смирнов С.Л. Административно-правовая деятельность Федеральной таможенной службы. – М.: УНЦ ДО, 2004. – С. 138.

20 Ленин В.И. О монополии внешней торговли // ПСС. Т. 45. С. 335–336.

21 Российское таможенное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. М., НОРМА-ИНФРА. – М., 1998. – С. 30–31.

22 Красин Л.Б. Вопросы внешней торговли. – М., 1970. – С. 75.

23 Зобов В.К. Таможенная служба в Российской Федерации. – М., 1993. – С. 28.

24 Шапошников Н.Н. Таможенная политика до и после революции. – М. – Л., 1924. – С. 42.

25 Кисловский К.Г. История таможни государства российского. – М., 1995. – С. 176.

26 Михайлов Б.В. Таможенная система в первые годы советской власти // Ученые записки МГИМО. – М., 1953. – С. 147.

27 СУ РСФСР. – 1922. – № 27. – Ст. 447.

28 Российское таможенное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: НОРМА-ИНФРА.–М., 1998. – С. 31.

29 Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. – Иркутск, 1987. – С. 78.

30 СЗ СССР. – 1925. – № 5. – Ст. 53.

31 Российское таможенное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: НОРМА-ИНФРА. М., 1998. – С. 36.

32 См.: Марков Л.Н. Указ. соч. – С. 102.

33 Российское таможенное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: НОРМА-ИНФРА. М., 1998. – С. 37.

34 Там же.

35 Российское таможенное право. Учебник для вузов / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – С. 36–38.

36 СЗ СССР. – 1929. – № 1. – Ст. 1.

37 Кузьмин В.П. Практика таможенного дела. – М., 1927. – С. 30.

38 Дмитриев С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы // Социалистический таможенный контроль. – 1967. – № 3. – С. 11.

39 ВВС СССР. – 1964. – № 20. – Ст. 242.

40 Храбсков В.Г. Таможня и закон. – М., 1979. – С. 30.

41 Таможенное законодательство СССР. Сборник. – М., 1991. – С. 118.

42 ВВС СССР. – 1991. – № 17. – Ст. 486.

43 Смирнов С.Л. Указ. соч. – С. 43.

44 Блинов Н.М., Дзюбенко П.В. Введение в таможенное дело. – М., 1997. – С. 29.

45 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. – 1991. – № 48. – Ст. 1071.

46 Внешняя торговля. – 1992. – № 1. – С. 4.

47 Таможенный вестник. – 1993. – С. 11.

48 Кисловский Ю.Г. Указ. соч. – С. 206.

49 ВВС РФ. – 1993. – № 23. – Ст. 821.

50 Габричидзе Б.Н., Суслов Н.А. Таможенные органы Российской Федерации: правовой статус и пути его совершенствования // Государство и право. – 1995. – № 3. – С. 26.

51 Бакаева О.Ю. Оптимальная модель таможенных органов в новом Таможенном кодексе Российской Федерации // Юридический вестник РГЭУ. – 2003. – № 3. – Ст. 52.

52 О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и работе органов прокуратуры в 2004 г. Информационно-аналитическая записка / Под общ. ред. проф. А.Я. Сухарева. – М.: НИИ ГП РФ, 2005. – С. 28.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18240. Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка 218 KB
  Пространственная предметная среда обеспечивает психологическое здоровье личности, базис личностной культуры, способствует развитию индивидуальности (ориентированной не на «запрограммированность», а на содействие развитию, где основная тактика общения педагога - сотрудничество).
18241. Особые формы финансирования инвестиционных проектов. Особенности проектного финансирования 90 KB
  Финансирование капитальных вложений представляет собой расходование денежных средств на приобретение элементов основного капитала (основных фондов, основных средств), в том числе на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое обновление действующих предприятий, приобретение машин, оборудования; инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и др.
18242. Изучение ассортимента и оценка качества безалкогольных газированных напитков, поступающих на реализацию в магазин «Дикси» 723.5 KB
  Провести анализ рынка безалкогольных газированных напитков России и Челябинска; дать подробную товароведную характеристику безалкогольных газированных напитков; дать характеристику организационно-хозяйственной деятельности магазину «Дикси» и его материально-технической базе; рассмотреть условия и сроки хранения безалкогольных газированных напитков в магазине...
18243. Технологическое производство консервы «Сайра натуральная» 635.5 KB
  Под технологическими процессами подразумевают искусственное воздействие на объект переработки с целью изменения или сохранения на длительное время структурно-механических, физико-химических, биологических, микробиологических или иных его свойств, формы, размеров, состояния и пр.
18244. Вивчення законів постійного струму на прикладі містка Уітстона і компенсаційної схеми 361 KB
  Лабораторна робота №4 Вивчення законів постійного струму на прикладі містка Уітстона і компенсаційної схеми Мета роботи: 1.Вивчити метод вимірювання опору за допомогою мостової схеми а також компенсаційний метод вимірювання електрорушійної сили далі ЕРС. ...
18245. ДОСЛІДЖЕННЯ ЗАЛЕЖНОСТІ РЕЛАКСАЦІЙНИХ КОЛИВАНЬ У НЕОНОВІЙ ЛАМПІ ВІД ОПОРУ ЕЛЕКТРИЧНОГО КОЛА 64.5 KB
  PAGE 3 ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 2 ДОСЛІДЖЕННЯ ЗАЛЕЖНОСТІ РЕЛАКСАЦІЙНИХ КОЛИВАНЬ У НЕОНОВІЙ ЛАМПІ ВІД ОПОРУ ЕЛЕКТРИЧНОГО КОЛА Мета роботи: а виміряти великий опір за допомогою електричного розряду у неоновій лампі; б дослідити залежність періоду рела
18246. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА 467 KB
  ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА. ОБРАТИМОСТЬ МАШИН. По назначению электрические машины постоянного тока делятся на генераторы и двигатели. Генераторы вырабатывают электрическую энергию поступающую в энергос...
18247. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПОЛУЧЕНИЕ И ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 303.5 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЕ И ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА Переменным называют ток изменение которого по значению и направлению повторяется периодически через равные промежутки времени. Широкое применение переменного тока в различных областях техники объясняется ...
18248. ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ПРИБОРЫ ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ ПОЛУПРОВОДНИКОВ. БЕСПРИМЕСНЫЕ И ПРИМЕСНЫЕ ПОЛУПРОВОДНИКИ 763.5 KB
  ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ПРИБОРЫ ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ ПОЛУПРОВОДНИКОВ. БЕСПРИМЕСНЫЕ И ПРИМЕСНЫЕ ПОЛУПРОВОДНИКИ Полупроводники занимают по электропроводности промежуточное положение между металлами проводниками электрического тока и диэлектриками. Особенность электро