67933

Инфекционный процесс, его виды и условия возникновения

Практическая работа

Медицина и ветеринария

Инфекционные болезни отличаются от других болезней тем, что они вызываются живыми возбудителями. По характеру взаимоотношений микробы бывают сапрофитами и паразитами. Последние живут за счет других организмов. Какое-либо совместное проживание микроба с макроорганизмом называется симбиозом, который имеет...

Русский

2014-09-16

78.5 KB

2 чел.

Методическое указание для студентов к практическому занятию 15

Тема: Инфекционный процесс, его виды и условия возникновения.

Цель: Изучение методов исследования инфицированных лабораторных животных.

Модуль1. Морфология и физиология микроорганизмов.

Содержательный модуль 6. Инфекция.

Тема занятия 14. Инфекционный процесс, его виды и условия возникновения.

Актуальность темы: Под понятием «инфекция» (заражение) и «инфекционный процесс» понимают совокупность биологических процессов, происходящие в макроорганизме при внедрении в него патогенного микроорганизма.

Инфекционные болезни отличаются от других болезней тем, что они вызываются живыми возбудителями. По характеру взаимоотношений микробы бывают сапрофитами и паразитами. Последние живут за счет других организмов. Какое-либо совместное проживание микроба с макроорганизмом называется симбиозом, который имеет следующие формы: комменсализм – проживание, не причиняющее друг другу вреда; мутуализм – симбиоз, при котором оба организма имеют для себя взаимную пользу; паразитизм – когда один организм живет за счет другого.

Болезнетворные микробы имеют название патогенных и есть следствием эволюции паразитизма. Паразитизм – это видовой признак микробов.

Вирулентность – это степень патогенности микробов. Для характеристики вирулентности используют количественные показатели гибели экспериментальных животных при поражении их микробной культурой.

- Dlm (Dosis letalis minima) – гибель больше 80% животных, взятых в опыт;

- Dcl (Dosis certa letalis) – гибель 100% животных;

  •  LD 50 – доза, которая вызывает гибель 50% животных, что позволяет получить более достоверные результаты.

Вирулентность патогенных микробов связана с токсинообразованием, инвазивностью и другими факторами.

Токсины подразделяются на экзо- и эндотоксины. Особую роль в патологии человека играют микроорганизмы, продуцирующие экзотоксины (дифтерийный, столбнячный, ботулинический), которые характеризуются выраженной токсичностью, поражением отдельных органов и тканей.

Экзотоксины – это белковой природы токсины, способные вызывать образование антител-антитоксинов. Токсигенность микробов определяется также как и вирулентность. Единицами измерения токсигенности есть Dlm та LD 50.

Эндотоксины крепко связаны с телом бактериальной клетки, менее токсичны, поражают организм только в больших дозах.

Кроме бактерий, токсины обнаружены у риккетсий. Они тесно связаны с телом самих риккетсий и сравнительно быстро разрушаются при гибели риккетсий. Под действием токсинов происходит глубокое угнетение окислительного цикла трикарбоновых кислот (цикл Кребса).

В организм человека патогенные микробы попадают различными путями. При попадании микробов в кровь возникает бактериемия, при попадании вирусов – вирусемия. Когда микробы заселяют органы и ткани – септицемия, а когда септический процесс сопровождается образованием гнойных очагов в разных органах и тканях – септикопиемия. Наличие токсинов в крови – токсинемия.

Развитие инфекционного процесса складывается из 4 периода:

  1.  инкубационный – с момента проникновения микроба до появления первых признаков заболевания;
  2.  продромальный – когда развиваются общие признаки для многих болезней и отсутствуют характерные для данной болезни симптомы;
  3.  разгар болезни – наиболее типичные признаки для этой болезни;
  4.  период выздоровления (реконвалесценции) – угасание болезни.

По своему проявлению инфекции подразделяются:

  •  острые (грипп);
  •  хронические (малярия);
  •  явные;
  •  скрытые, латентные (туберкулез);
  •  смешанные (несколько возбудителей);
  •  вторичные (когда после перенесенного гриппа возникает воспаление легких).

Одну из форм взаимоотношений между возбудителем и организмом человека или животного без проявления явной болезни представляет носительство патогенных микроорганизмов. Носительство длительностью до 3 месяцев принято считать острым, а дольше этого срока – хроническим.

  •  Реинфекция – повторное заражение тем или иным видом микроба, который вызвал заболевание, завершившееся выздоровлением (грипп, гонорея).
  •  Суперинфекция – повторное заражение организма, у которого не закончилось основное заболевание.
  •  Рецидив – возврат симптомов того же заболевания без повторного заражения (болезнь Брыля при сыпном тифе).

В борьбе с инфекционными болезнями сначала проводят исследования на лабораторных животных. Заражение лабораторных животных используется для создания «модели» инфекции. Например, при внутрибрюшинном заражении возникает перитонит, при внутривенном – сепсис, при внутрикожном – некроз ткани. Далее животным проводят лечение с подбором и назначением антибиотиков различного спектра действия. Эти методы называются биологическими или экспериментальными. Широко используются достижения науки и техники для борьбы с инфекционными болезнями, создавая наилучшие условия работы и жизни людей.

Конкретные цели:

  •  Трактовать понятие „инфекционный процесс”.
  •  Анализировать формы инфекционного процесса, их характеристики и условия возникновения.
  •  Оценивать факторы патогенности бактерий.
  •  Характеризовать понятия „патогенность”, „вирулентность”.
  •  Анализировать механизмы развития инфекционного процесса (патогенез).

Уметь:

Проводить заражение лабораторных животных.

Проводить вскрытие лабораторных животных.

Готовить микропрепараты - мазки-отпечатки из органов лабораторных животных.

Окрашивать микропрепараты метиленовым синим.

Проводить забор крови из сердца мышей.

Проводить посев забранной крови на потательные среды (МПА та МПБ).

Анализировать полученные результаты.

Теоретические вопросы:

Определение понятия “инфекция”, “инфекционный процесс”, “инфекционная болезнь”.

Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. Патогенность микробов, определение.

Вирулентность, определение, единицы измерения. Факторы патогенности бактерий.

Фазы и динамика развития инфекционной болезни.

Формы инфекций и механизмы передачи инфекции.

Понятие о патогенезе инфекционной болезни.

Биологический метод исследования. Его применение при изучении этиологии, патогенеза, иммуногенеза, диагностики, терапии и профилактики инфекционных заболеваний.

 Практические задания, выполняемые на практическом занятии:

Заражение лабораторных животных (мышей) чистой культурою антракоида.

Вскрытие лабораторных животных.

Приготавление микропрепаратов - мазков-отпечатков из органов лабораторных животных.

Окрашивать микропрепараты метиленовым синим.

Забор крови из сердца мышей.

Посев забранной крови на питательные среды (МПА та МПБ).

Оформление протокола.

Литература:

  1.  Воробьев А.В., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбаков А.М. Микробиология.- М.: Медицина, 1998.- 336с.
  2.  Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.- М.: ГЕОТАФ-МЕД, 2001.- 768с.
  3.  Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія.- К.: "Вища школа", 1992.– 431с.
  4.  Коротяев А.И., Бабичев С.О. Медицинская микробиология, иммунология и вірусологія /Учебник для медицинских ВУЗов.- С-Пб.: «Специальная литература», 1998.- 592с.
  5.  Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина, 1983,- 512с.
  6.  Конспект лекцій.

Дополнительная литература:

  1.  Тiтов М.В. Iнфекцiйнi хвороби.- К., 1995.– 321с.
  2.  Шувалова Е.П. Инфекционные болезни.- М.: Медицина, 1990.- 559с.
  3.  БМЭ, Т. 1, 2, 7.

Короткие методические указания к работе на практическом занятии.

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию. Самостоятельная работа состоит из заражения лабораторных животных (мышей) чистой культурой антракоида в брюшину. Потом студенты проводят вскрытие животных, погибших от инфекции, и готовят микропрепараты – мазки-отпечатки из органов животных (печенки, селезенки, лимфатических узлов и т.д.), которые окрашивают по Романовскому-Гимза и микроскопируют. После анализа микропрепаратов их зарисовывают в протокол.

Кроме этого, студенты проводят забор крови из сердца мышей и проводят посев забранной крови на питательные среды (МПА и МПБ).

В конце занятие проводится оформление протокола, тестовый контроль и анализ итогов результатов самостоятельной работы каждого студента.


Технологическая карта проведения практического занятия

п/п

Этапы

Вре-мя в мин.

Средства обучения

Оснащение

Место проведения

1

Проверка и коррекция ис-ходного уровня подготовки к занятию

20'

Тестовые задачи исходно-го уровня

Тесты по теме «Инфек-ция»

У

Ч

Е

Б

Н

А

Я

К

О

М

Н

А

Т

А

2

Самостоятель-ная работа

35'

Графы логичес-кой структу-ры.

Лабораторные животные (мыши), стерилизатор со шприцами, скальпели, Пастеровские пипетки, взвесь культуры антроко-ида. Иммерсионный мик-роскоп, краска (метиле-новый синий), предмет-ные стекла, бактериоло-гические петли, среды МПА и МПБ.

3

Самоконтроль и коррекция ус-воения матери-ала

15'

Целевые учебные задания

4

Тестовый контроль

15'

Тесты

5

Анализ резуль-татов работы

5'


Целевые учебные задачи:

К факторам патогенности микроорганизмов относят колонизацию. Какой из перечисленных микроорганизмов имеет такую способность?

А. E. coli

В. C. diphtheriae

С. S. typhy

D. N. gonorrhoeae

Е. V. tuberculosis 

Известно, что патогенным микроорганизмам присуща инвазивность, обусловленная факторами распространения. Какой фермент обуславливает проникновение микроорганизмов в глубь ткани?

А. Гемолизины

В. Пермеазы

С. Гиалуронидазы

D. Карбогидразы

Е. Лигазы

3. В хирургическом отделении возникла вспышка госпитальной инфекции, вызванная S. aureus. Какая питательная среда используется для выявления гемолитической активности S. aureus?

А. МПА

В. МПБ

С. Среда Эндо

D. Среда Ру

Е. Кровяной агар

4. Известно, что в состав клеток бактерий входят различные ферменты. Какие из перечисленных ферментов есть ферментами агрессии?

А. Коллагеназы

В. Пермеазы

С. Дегидрогеназы

D. Карбогидразы

Е. Лигазы

5. При бактериологическом обследовании больного ангиной на кровяном агаре изолировано культуру патогенного стафилококка. Какой фермент патогенности стафилококка определяется на такой среде? 

A. Лецитиназа

В. Гемолизин

С. Плазмокоагулаза

D. Фибринолизин

Е. Каталаза

6. У больного С. выявлена острая гонорея. Из анамнеза известно, что пациент раньше болел гонореей и полностью вылечился. К какой группе инфекций можно отнести это новое заболевание?

А. Секундарная инфекция

В. Суперинфекция

С. Рецидив

D. Реинфекция

Е. Аутоинфекция

7. У ребенка, болеющего корью, диагностирована стафилококковая пневмония. К какой группе инфекций можно отнести это заболевание?

А. Секундарная инфекция

В. Суперинфекция

С. Рецидив

D. Реинфекция

Е. Аутоинфекция

8. Пациент В., находящийся на учете в кожно-венерологическом диспансере, где проходит курс лечения по поводу сифилиса, повторно инфицированный T. рallidum. К какой группе инфекций можно отнести это новое заболевание?

А. Секундарная инфекция

В. Суперинфекция

С. Рецидив

D. Реинфекция

Е. Аутоинфекция

9. У больного случился приступ малярии. Из анамнеза известно, что малярию у него диагностировали 3 года назад. К какой группе инфекций можно отнести обострение этой болезни?

А. Секундарная инфекция

В. Суперинфекция

С. Рецидив

D. Реинфекция

Е. Аутоинфекция

Алгоритм лабораторной работы:

1. Изучение роста выделенной чистой культуры на скошенном МПА:

а) описание роста бактерий,

б) проверка чистоты культуры – приготавление мазков, окраска по Граму, микроскопия и анализ.

2. Зарисовать приготовленный микропрепарат в протокол.

3. Пересеять выделенную чистую культуру на среду Гисса.

4. Пересеять выделенную чистую культуру на МПА и установить индика-торы на индол сероводород.

5. С целью подготовки следующего занятия, посеять грунт на среду Китт-Тароцци и молоко под вазелиновым маслом.

6. Оформление протокола.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75781. Реализация электронного приложения для наиболее быстрого создания телефонного справочника 453.5 KB
  Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: изучить и проанализировать учебно-методическую документацию, учебную литературу и интернет – источники по выбранной теме дисциплины; выбрать наиболее оптимальный способ реализации поставленной цели...
75782. Экологическая безопасность ОАО «Редуктор-ПМ» (комплекс 32) 57.88 KB
  В ходе производственной деятельности предприятия образуется большое количество опасных и вредных веществ, таких как свинец, хром, оксид алюминия, марганец, серная кислота и др., которые негативно влияют на состояние окружающей среды, а также состояние здоровья не только рабочего персонала, но и простого населения.
75783. Расчет экономических показателей АТП 235.8 KB
  В соответствии с исходными данными, используя справочные и нормативные материалы определяем технико-эксплуатационные показатели, производственную программу по эксплуатации парка, показатели наличия подвижного состава.
75784. Решение многокритериальных задач. Формирование плана продаж различных видов товаров 2.53 MB
  В курсовой работе нам необходимо рассмотреть задачу о планах продаж компьютеров как на внешнем так и на внутреннем рынке. Для этого нам надо построить ЭММ многокритериальной задачи и решить все задачи всеми методами проходимыми на практике по ММЭ, учитывая различные условия...
75787. Синтез цифрового устройства управления (ЦУУ) в базисах мультиплексоров, логических элементов Шеффера и Пирса 2.33 MB
  Преобразование минимальной ДНФ для реализации в базисе элементов Шеффера с двумя и тремя входами9 Синтез ЦУУ для логической функции 5 переменных на основе мультиплексоров с 4мя информационными входами на первом уровне мультиплексирования и 2мя информационными входами...
75788. Уроки английского языка 3.83 MB
  I was brought up in a small town in the countryside. Growing up in the countryside offered lots of advantages for young people. The only problem was that we often got into trouble as we made up stories that we acted out around town. I can remember one adventure in particular...
75789. Роль ВТО в развитии мировой торговли 364 KB
  Цель работы – рассмотреть отношения ВТО в развитии мировой торговли. Объектом исследования курсовой работы является организация ВТО. Основной задачей курсовой работы является определить важность организации ВТО в развитии мировой торговли.