67939

Вакцины. Учение о фагоцитозе

Практическая работа

Медицина и ветеринария

Вакцины. Вакцины это иммунобиологические препараты которые предназначены для создания активного специфического иммунитета. Кроме того вакцины могут быть использованы для лечения инфекционных болезней.

Русский

2014-09-16

77.5 KB

1 чел.

9

Методические указания для студентов к практическому занятию № 20

Тема: Вакцины. Учение о фагоцитозе.

Цель: Изучение иммунобиологических препаратов, для специфической

 профилактики. Изучение роли клеточных факторов защиты

 организма от инфекционных агентов.

Модуль 1. Морфология и физиология микроорганизмов. Инфекция.

  Иммунитет.

Содержательный модуль 9. Реакции иммунитета. Иммунопатология.

Тема занятия № 20. Вакцины. Учение о фагоцитозе.

Актуальность темы:

1). В общем аспекте противоэпидемических мероприятий большое значение придается профилактике инфекционных заболеваний. Вакцины - это иммунобиологические препараты, которые предназначены для создания активного специфического иммунитета. Кроме того вакцины могут быть использованы для лечения инфекционных болезней. Действующим началом вакцин является специфический антиген. В качестве антигена используют:

  •  живые микроорганизмы (бактерии, вирусы);
  •  инактивированныеі микроорганизмы;
  •  выделенные из микроорганизмов специфические, так называемые проективные, антигены;
  •  токсины, которые выделяют микробы;
  •  химически синтезированные антигены, аналогичные естественным;
  •  антигены, полученные с помощью генной инженерии.

Вакцины должны быть: 1) безопасными - не вызвать заболевания, поствакцинальные реакции и осложнения; 2) иммуногенными - вызвать развитие надежного и продолжительного иммунитета; 3) стандартными - содержать равное количество иммуногенного вещества в единице объема. Вакцины вводят в организм внутримышечно, накожно, подкожно, внутрикожно, перорально, через слизистую носа и зева. Активный иммунитет создается через 10-12 суток после введении вакцины.

Различают следующие вакцины: из живых ослабленных микроорганизмов, из инактивированных (убитых) микроорганизмов, химические, анатоксины, субкомпонентные, генно-инженерные, синтетические, антиидиотипические и ДНК-вакцины.

Живые вакцины. Первую живую вакцину использовал Э. Дженнер в 1796 году. Он показал, что прививка людям возбудителя коровьей оспы предохраняет их от заражения натуральной оспой.

Живые вакцины готовят из ослабленных (атенуированных) штаммов микроорганизмов. Атенуированными называют штаммы, которые под влиянием тех или иных факторов потеряли вирулентность, но сохранили иммуногенность. Вакцинные штаммы получают путем селекции, в условиях повышенной температуры, действием бактериофагов, антибиотиков, пассажами через животных и неблагоприятные питательные среды. К живым вакцинам относят оспенную, полиомиелитную (вакцину Себина), гриппозную, БЦЖ, туляремическую, бруцеллезную.

Живые вакцины создают более продолжительный иммунитет, который может сохраняться на протяжении многих лет.

К живым вакцинам относят. так называемые, векторные рекомбинантные вакцины. Их получают, встраивая в геном (ДНК) вакцинного штамма вируса или бактерии ген инородного антигена. Уже полученные рекомбинантные штаммы вируса оспенной вакцины с встроенным антигеном HBs вируса гепатита В, антигенов вируса бешенства и клещевого энцефалита.

Инактивированные корпускулярные вакцины. Содержат взвесь убитых (нагреванием, обработкой спиртом, или формалином и др.) микробных клеток, убитых с сохранением иммуногенных свойств и наименьшим повреждением антигенной структуры. Это может быть достигнуто щадящим нагреванием (56-58°С), действием формалина, спирта, ацетона и др. К убитым вакцинам относят вакцину против полиомиелита (вакцина Солка),  гриппа, бешенства, брюшного тифа, холеры, чумы, коклюша и др.

Аутовакцины вакцины, изготовлении из убитых микробов, которые были выделены от больного, для лечения которого предназначен этот препарат.

Анатоксины – это очищенные токсины патогенных микробов, которые обезврежены формалином и теплом. Такие токсины потеряли свои токсические свойства, но сохранили иммуногенные. Анатоксины предназначены для создания активного антитоксического иммунитета и для гипериммунизации животных - продуцентов антитоксических сывороток (дифтерия, столбняк, холера).

Химические: получают методом химического синтеза или содержат иммуногенные фракции (проективные антигены) микроорганизмов. Извлеченные из микробов антигены имеют довольно высокую стабильность и их легче стандартизировать, чем корпускулярные. В настоящее время используют химические вакцины против холеры, брюшного тифа, коклюша.

Синтетические: готовят из синтетических антигенов. Основными компонентами таких вакцин является антиген или его детерминанта в молекулярном виде, полимерный высокомолекулярный носитель для придания макромолекуряности антигена и адьювант, неспецифично повышающий активность антигена.

ДНК-вакцини: представляют собой плазмидную (бактериальную) ДНК, в которую встроен ген, кодирующий  наиболее важный для иммуногенности вирусный белок. Полученные и испытываются ДНК-вакцины против ротавирусной  инфекции, гепатита С, ВИЧ.

Антиидиотипические: основаны на использовании идиотипических детерминант. В настоящее время разрабатывается вакцина против ВИЧ – инфекции.

Вакцинация проводится с учетом эпидемиологической обстановки и медицинских противопоказаний. К противопоказаниям относят острые  заболевания, недавно перенесенные инфекционные заболевания, хронические инфекции (туберкулез, малярия), пороки сердца, тяжелые поражения внутренних органов,  вторая половина беременности, при кормлении грудью.

2). Фагоцитоз – это древнейшая форма неспецифичной защиты, которая представляет собой процесс активного поглощения и переваривания клетками организма микробов или других посторонних тел, которые попали к нему. Фагоцитами называют клетки организма, которые способные к фагоцитозу. Среди фагоцитов различают профессиональные и факультативные фагоциты.

К профессиональным фагоцитам принадлежат нейтрофилы, моноциты крови и макрофаги тканей. Полиморфноядерные нейтрофилы (микрофаги) обеспечивают основную защиту организма от патогенных бактерий. Макрофаги (моноциты крови, тканевые макрофаги) являются основными клетками в борьбе с бактериями, вирусами. Макрофаги в иммунных реакциях выступают в качестве клеток, которые презентируют антиген, являются продуцентами цитокинов, которые играют важную роль в развитии и регуляции иммунных реакций.

Распознание профессиональными фагоцитами инородных агентов происходит по помощи рецептора (неиммуноглобулиновой природы) с лектинотропными свойствами через антитела, С3 – комплемент, или через АТ и С3, которые могут быть фиксированы на инородном веществе или на фагоците.

К факультативным фагоцитам принадлежат фибробласты соединительной ткани, ендотелиоциты синусов селезенки и печени, ретикулярные клетки костного мозга, селезенки, лимфатических узлов, эозинофилы крови. Эти клетки имеют слабую фагоцитарную активность и на своей поверхности не несут рецепторов к АТ и С3 – комплемента.

В процессе фагоцитоза различают три стадии:

1 стадия – адгезии частей или молекул на фагоците;

2 стадия – поглощение, когда твердые и растворимые частички поглощаются клеткой образуя фагосому, которая в свою очередь сливается с лизосомами клетки, образовывая фаголизосому.

3 стадия – стадия переваривания.

Для разрушения поглощенных микробов и вирусов фагоцитирующие клетки используют кислородозависимые и кислородо-независимые механизмы. В случае действия кислородозависимого механизма уничтожения поглощенных объектов происходит в результате влияния на них надпероксидных анионов (ОБ2-), пероксиду водорода (Н2О2), гидроксильных радикалов. При кислородонезависимом механизме уничтожение микробных клеток происходит за счет протеиназного эффекта. В этом случае разрушение бактерий происходит путем расщепления мукопептидов их стенки катионными белками и лизоцимом.

Фагоцитированные микробы под влиянием бактерицидных систем в большинстве случаев гибнут внутри фагоцита. Процесс, который сопровождается гибелью бактерий, называется завершенным фагоцитозом. В некоторых случаях поглощенные микроорганизмы в результате сниженной бактерицидной активности фагоцитов или высокой стойкости микробов к действию бактерицидных факторов могут выживать и активно размножаться внутри фагоцитов, обуславливая хроническое воспаление или хронический ход инфекции. Это явление получило название незавершенного фагоцитоза. Наблюдается оно при туберкулезе, бруцеллезе, туляремии, гонореи и других инфекциях.

Конкретные цели:

  1.  Изучение классификации вакцин.
  2.  Принципы получения разных вакцин.
  3.  Использование вакцин для профилактики и лечение инфекционных болезней.
  4.  Изучение роли клеточных иммунных факторов организма от инфекционных  агентов.
  5.  Правильно интерпретировать результаты фагоцитоза при проведении  лабораторной диагностики инфекционных заболеваний.

Уметь:

  1.  Правильно определять стадии фагоцитоза.
  2.  Уметь интерпретировать результаты фагоцитоза при проведении  лабораторной диагностики инфекционных заболеваний.

Теоретические вопросы:

  1.  Понятие об активном искусственном приобретенном иммунитете.
  2.  Вакцинопрофилактика инфекционных болезней.
  3.  Виды вакцин. Требования к вакцинам и пути их введения.
  4.  Вакцинотерапия инфекционных заболеваний.
  5.  Понятие о фагоцитозе.
  6.  Виды фагоцитарных клеток.
  7.  Стадии фагоцитоза. Завершенный и незавершенный фагоцитоз
  8.  Связь клеточного и гуморального иммунитета.
  9.  Использование фагоцитоза для лабораторной диагностики.

Практические задачи, которые выполняются на занятии:

  1.  Изучают стадии фагоцитоза в микропрепаратах под иммерсионным микроскопом.
  2.  Интерпретируют результаты завершенного и незавершенного фагоцитоза.
  3.  Зарисовывают стадии фагоцитоза в альбом.

Дополнительная литература:

  1.  Воробьев А.В., Быков А.С., Пашков Э.П., Рыбакова А.М. Микробиоло-гия.- М.: Медицина, 1998.- 336с.
  2.  Попов М.М., Циганенко А.Я., Мінухін В.В. Основы иммунологии: Учебник.- Харьков: Вид-во “Основа”, 2005.- 276с.
  3.  Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Микробиология с вирусологией и иммунологией.- Киев.: Высшая шк., 1992.- 431с.
  4.  Медицинская микробиология /Под ред. В.И. Покровского.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.- 768с.
  5.  Конспект лекции.

Короткие методические указания к работе на практическом занятии:

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию.

Самостоятельная работа состоит из изучения коллекции вакцин и наблюдений стадий фагоцитоза в микропрепаратах, интерпретации результатов завершенного и незавершенного фагоцитоза. В состав самостоятельной работы входит зарисовка демонстрационных препаратов.

В конце занятие проводится тестовый контроль и анализ итогов результатов самостоятельной работы каждого студента.

Технологическая карта проведения практического занятия

№ п\п

Этапы

Время в мин.

Способы обучения

Оборудования

Место проведения

1.

Проверка и кор-рекция выходно-го уровня подго-товки к занятию

20

Тесты исходного уровня

Таблицы, коллекция вакцин, микропрепа-раты со стадиями фагоцитоза

Учебная комната

2.

Самостоятель-ная работа

35’

Графы логичес-кой структуры

3.

Самоконтроль и коррекция усвоенного материала

15’

Целевые учебные задачи

4.

Тестовый контроль

15’

Тесты

5.

Анализ резуль-татов работы

5


Целевые учебные задачи:

1. В связи со случаем дифтерии возникла необходимость провести профилактические прививки в студенческой группе. Какой препарат нужно использовать для создания искусственного активного иммунитета?

A. дифтерийный анатоксин;

B. антидифтерийную сыворотку;

C. специфические иммуноглобулины;

D. вакцину АКДС;

E. вакцину из убитых бактерий.

2. С приближением эпидемии гриппа районный эпидемиолог составляет заявление на профилактические препараты. Который из них способструет формированию активного специфического иммунитета и является наименее реактогенним?

A. субединичная вакцина;

B. живая вакцина;

C. убитая вакцина;

D. донорский γ-глобулин;

E. лейкоцитарный интерферон.

3. Для создания активного иммунитета у человека используются многочисленные вакцинные препараты. Какой препарат представлен живыми атенуированными бактериями?

A. вакцина АКДС;

B. вакцина БЦЖ;

C. вакцина Солка;

D. вакцина против гепатита В;

E. вакцина против гепатита А.

4. После проникновения в организм бактерии фагоцитируются макрофа-гами. Какую роль играют макрофаги в кооперации иммунокомпетентных клеток на первом этапе  формирования иммунного ответа?

A. активируют NK-клетки;

B. активируют Т-киллери;

C. обеспечивают процессинг и презентацию антигена Т-хелперам;

D. продуцируют иммуноглобулины;

E. обеспечивают процессинг и презентацию антигена Т-киллерам.

5. Какой из перечисленных иммунных препаратов предназначенный для создания антитоксического иммунитета?

A. противодифтерийная антитоксическая сыворотка;

B. противогриппозный γ-глобулин;

C. анатоксин дифтерийный;

D. противокоревой γ-глобулин;

E. сыворотка лептоспирозная.

6. Из материала, взятого у больного с подозрением на гонорею, был приготовлен мазок из уретры и окрашен по Граму. Внутри лейкоцитов были найденные грамотрицательные диплококки. Как правильно называется это явление?

A. поглощение бактерий;

B. завершенный фагоцитоз;

C. переваривание бактерий;

D. разрушение бактерий;

E. незавершенный фагоцитоз.

7. Для профилактики какого заболевания используют живую вакцину БЦЖ:

A. дифтерии;

B. лептоспироза;

C. гриппа;

D. столбняка;

E. туберкулеза.

8. Какие основные требования предъявляют к вакцинам?

A. безопасность;

B. иммуногенность;

C. стандартность;

D. отсутствие посторонней микрофлоры;

E. все перечисленное.

9. В процессе приготовления вакцины возбудитель инфекции был обработан формалином. Как называется этот тип вакцины?

A. инактивированная;

B. аттенуированная;

C. субъединичная;

D. химическая;

E. синтетическая.

10. Женщина со сроком беременности 32 недели была в контакте с больной корью. В анамнезе данные о заболевании на корь отсутствуют. Что необходимо предпринять?

A. провести вакцинацию живой коревой вакциной;

B. ввести иммуноглобулин нормальный человеческий;

C. ввести интерферон лейкоцитарный;

D. провести вакцинацию убитой коревой вакциной;

E. ничего не следует делать.

Алгоритм лабораторной работы:

  1.  Современные представления о механизме иммунного ответа.
  2.  Определение понятия “вакцины”.
  3.  Классификация вакцин.
  4.  Принцип и общая процедура изготовления вакцин разных типов.
  5.  Преимущества и недостатки вакцин живых и инактивированных вакцин.
  6.  Требования к вакцинам.
  7.  Изучение механизма действия вакцин.
  8.  Противопоказание к применению вакцин.
  9.  Определение понятия “фагоцитоз”.
  10.  Свойства и  функции фагоцитов.
  11.  Ознакомление со стадиями фагоцитоза в микрослайдах.
  12.  Оформление протокола.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85094. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации — закон воинской жизни 43.44 KB
  Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации закон воинской жизни. Изучить структуру и содержание общевоинских уставов. Ознакомиться с историей создания уставов в России. О воин службою живущий Читай устав на сон грядущий И утром ото сна восстав Читай внимательно устав Конечно это типичный образец армейской сатиры но зерно истины в нем есть.
85095. Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России 42.76 KB
  Изучить условия и порядок приведения военнослужащим к военной присяге. Студенты обучающиеся на военной кафедре университета проходят военные сборы в одной из воинских частей. Их он получает только после принятия военной присяги. В армии обычаев которые бы так четко разделяли солдат не принявших военной присяги от тех кто ее принял нет.
85096. Прохождение военной службы по контракту 44.58 KB
  Прохождение военной службы по контракту Цель: изучить порядок поступления на военную службу по контракту и её прохождения. В этих условиях количество военнослужащий по контракту в армии и на флоте должно возрасти в несколько раз а самое главное должно существенно повыситься их качество уровень образования состояние здоровья социальный статус до поступления на военную службу. Что такое служба по контракту Чем служба по контракту отличается от службы по призыву Кто может поступить на службу по контракту Происходит ли отбор граждан...
85097. Права и ответственность военнослужащих 42.27 KB
  Права и ответственность военнослужащих. Изучить обязанности военнослужащих и ее виды юридическую ответственность военнослужащих. С правами и свободами военнослужащих и особенностями их реализации в Российской Федерации мы уже познакомились. Сегодня мы изучим остальные составляющие правового статуса военнослужащих их обязанности и ответственность.
85098. Альтернативная гражданская служба 40.41 KB
  Изучить особенности альтернативной гражданской службы по сравнению с военной службы. Из приведенного списка причин отметьте знаком те причины по которым контракт с гражданином не может быть заключен: отсутствие в Вооруженных силах Российской Федерации других войсках воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военноучетной специальности; в отношении гражданина вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание ; в отношении гражданина ведется...
85099. Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий 45.71 KB
  Военнослужащий патриот с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества Цели урока. Темой нашего сегодняшнего урока станут узловые понятия военной этики патриотизм воинская честь и воинский долг. Что такое патриотизм В чем особенности чувства патриотизма военнослужащего Что вы знаете о военнопатриотических клубах и обществах В чем состоят особенности деятельности этих организаций Какие боевые традиции связанные с чувством патриотизма вы запомнили из курса ОБЖ для 10го класса В чем состоит верность Боевому знамени...
85100. Правила личной гигиены и здоровье 44.16 KB
  Нормальная жизнь человека в любом населенном пункте а особенно в крупном городе станет короткой и невыносимой если не соблюдать нормы гигиены. Гигиена основа санитарии а следовательно безопасности человека. Понятие гигиены очень широкое но начинается она с малого с гигиены отдельного человека т. Что такое личная гигиена и какова ее структура Меняются ли правила личной гигиены с изменением возраста человека Какое правило личной гигиены вы считаете главным В чем состоит великое гигиеническое изобретение русского народа Какие...
85101. Нравственность и здоровье. Заболевания, передаваемые половым путем 43.35 KB
  Заболевания передаваемые половым путем. Изучить роль нравственности в обеспечении безопасных взаимоотношений полов и профилактики заболеваний передаваемых половым путем. За последние годы в России отмечен интенсивный рост заболеваний передаваемых половым путем. А также инфекции передаваемые половым путем так называемого второго поколения урогенитальный хламидиоз уреамикоплазмоз кандидоз гарднерелез генитальный герпес ВИЧинфекция гепатит В бактериальные уретриты вагиниты и другие.
85102. Психологическое состояние человека и причины самоубийств 46.77 KB
  Самоубийства детей и подростков всегда вызывали тревогу общества и считались и считаются огромным горем не только для семьи погибшего ребенка но и для всего общества. Более того уровень самоубийств детей и подростков социологи относят к числу важнейших показателей здоровья нации. Что такое суицид Каковы его причины у детей и подростков Какие группы детей и подростков подвержены суициду Ответ обоснуйте. Можно ли предотвратить самоубийства среди детей и подростков В чем по вашему мнению состоит главное содержание предупреждения...