67940

Химиотерапевтические препараты. Антибиотики

Практическая работа

Медицина и ветеринария

В основе выборочного действия антибиотиков лежат возникшие в процессе эволюции структурные и биохимические отличия двух основных групп клеточных организмов: прокариотов и эукариотов. Действие антибиотиков на микробы связано с их способностью угнетать биохимические реакции происходящие в микробной клетке.

Русский

2014-09-16

81 KB

5 чел.

Методические указания для студентов к практическому занятию № 21.

Тема занятия: Антибиотики.

Цель: Овладение практическими навыками по определению чувствительности бактериальной культуры к антибиотикам и составление антибиотикограммы.

Модуль 1. Морфология и физиология микроорганизмов.

Содержательный модуль 5. Микробиологические основы антимикробной химиотерапии и антисептики.

Тема: Химиотерапевтические препараты. Антибиотики.

Актуальность темы. Антибиотики (от греч. аnti bios - против жизни) – химиотерапевтические препараты природного или синтетического происхождения, способные выборочно подавлять в организме больного рост и размножение возбудителей инфекционных заболеваний или задерживать развитие злокачественных новообразований. В основе выборочного действия антибиотиков лежат возникшие в процессе эволюции структурные и биохимические отличия двух основных групп клеточных организмов: прокариотов и эукариотов. Действие антибиотиков на микробы связано с их способностью угнетать биохимические реакции, происходящие в микробной клетке. В зависимости от молекулярного механизма действия антибиотики делят на: ингибиторы синтеза клеточной стенки (β-лактамные), ингибиторы синтеза белка (аминогликозиды, тетрациклины, макролиды), ингибиторы синтеза нуклеиновых кислот (фторхинолоны – нарушают синтез ДНК, рифампицин – РНК), ингибиторы синтеза цитоплазматической мембраны - ЦПМ (полимиксины, полиены), ингибиторы биосинтеза пуринов и аминокислот (сульфаниламиды).

В настоящее время антибиотики широко применяются в практической медицине, что имеет большое значение для лечения многих инфекций. Но, как и все лечебные препараты, антибиотики имеют побочные эффекты, что оказывает нежелательное  влияние на макроорганизм, на микроорганизм и на другие лекарственные препараты.

Наиболее частыми осложнениями антимикробной терапии со стороны макроорганизма являются:

  1.  токсическое действие препаратов – может проявляться как нейротоксическое (гликопептиды и аминогликозиды оказывают ототоксическое действие за счет воздействия на слуховой нерв); нефротоксическое (полиены, макролиды, сульфаниламиды и др.); общетоксическое (противогрибковые препараты – полиены, имидазолы); угнетение кроветворения (тетрациклины, левомицетин / хлорамфеникол, который содержит нитробензен – супрессор функции костного мозга); тератогенное (аминогликозиды, тетрациклины нарушают развитие костей, хрящей у плода и детей, формирование зубной эмали (коричневая окраска зубов), левомицетин токсичен для новорожденных, у которых ферменты печени не полностью сформированы («синдром серого ребенка»: появляется серый цвет кожи, увеличивается печень, отеки, рвота); хинолоны (фторхинолоны: ципрофлоксацин, офлоксацин, гатифлоксацин и др.) – действуют на развивающуюся хрящевую и соединительную ткани).
  2.  дисбиоз – нарушение функций ЖКТ, авитаминоз, нарушение нормофлоры человека, присоединение вторичной инфекции (кандидоз, псевдомембранозный колит и др.).
  3.  иммунодепрессия – развитие вторичного иммунодефицита.
  4.  аллергические реакции – анафилактический шок (пенициллины), реакция гиперчувствительности замедленного типа (сульфаниламиды) и др.

Для того, чтобы предупредить развитие антибиотикорезистентности и, по возможности, избежать нежелательных побочных эффектов необходимо придерживаться следующих правил назначения антибиотиков: применять антибиотики только по показаниям (с учетом чувствительности микроорганизма к антибиотикам, которую определяют методом серийных разведений, диско - диффузионным методом, методом микротестсистем (ТПК), методом колодцев), избегать их применения с профилактической целью, после 10-15 суток проводить замену препарата, использовать антибиотики узкого спектра действия, придерживаться принципа ротации (проводить замену антибиотика после некоторого времени (1-2года) в больнице и в регионе), ограничить употребление антибиотиков в ветеринарии (как фактор роста) и в пищевой промышленности.

Современные стандартизированные методы определения чувствительности микроорганизмов к антибактериальным препаратам подразделяют на методы серийных разведений и диффузионные. Методы серийных разведений основаны на прямом определении основного количественного показателя, который характеризует микробиологическую активность препарата -  величины его минимальной подавляющей концентрации. Диффузионные методы основаны на диффузии антибактериального препарата из носителя в плотную питательную среду и подавлении роста исследуемой культуры в той зоне, где концентрация препарата превосходит МПК; существует две основные модификации диффузионного метода: диско-диффузионный и Е-тест. В диско-диффузионном методе в качестве носителя антибактериального препарата используют бумажный диск, а в Е-тесте – полоску полимера на которую нанесен градиент концентраций антибактериального препарата от min до max.

При определении чувствительности микроорганизма к антибактериальным препаратам диско-диффузионным методом необходимо соблюдение следующих правил: толщина плотной питательной среды в чашках Петри должна быть 4,0±0,5 мм, чашки с расплавленной средой устанавливают строго горизонтально, оставляют до застывания при комнатной температуре, инокулюм микроорганизмов наносят на поверхность среды, равномерно распределяют по поверхности покачиванием и удаляют остаток инокулюма пипеткой, после чего приоткрытые чашки подсушивают при комнатной температуре в течение 10-15 мин (это обусловлено тем, что при t=370С имеет место опережающий рост микроорганизмов по сравнению с диффузией антибиотика из диска в агар), после подсушивания на поверхность чашек накладывают диски с антибактериальными препаратами стерильным пинцетом, расстояние от диска до стенок чашки и между дисками должно быть 15-20 мм, на одну чашку диаметром 100мм не следует помещать более 6 дисков, непосредственно после аппликации дисков чашки Петри ставят в термостат кверху дном и инкубируют при 370С 18-24 ч, после окончания инкубации проводят учет результатов, измеряя зоны задержки роста с точностью до 1 мм, используя таблицы значений зон задержки роста культуры, микроорганизм характеризуется как чувствительный, умеренно чувствительный (промежуточный) или резистентный.

Конкретные цели:

1. Ознакомиться с основами учения об антибиотиках

2. Научиться трактовать методики получения и титрования антибиотиков.

3. Ознакомиться и изучить классификацию антибиотиков по происхождению, по механизму действия, по химическому составу.

4. Научиться анализировать и оценивать антибиотикограмму.

Уметь:

1. Посеять бактериальную культуру на чашки Петри методом газона.

2. Подсушить чашки с посевами.

3. Поставить диски с антибиотиками на чашку с посевом.

4.Определить чувствительность культуры к антибиотикам методом серийных разведений.

5.Определить чувствительность культуры к антибиотикам на демонстрационных чашках методом бумажных дисков  с антибиотиками.

Теоретические вопросы:

  1.  Микробный антагонизм. Антибиотики. Их получение и титрование.
  2.  Антимикробный спектр химиотерапевтического действия антибиотиков.

3. Единицы действия антибиотиков.

4. Классификация антибиотиков по происхождению.

5. Классификация антибиотиков по химическому составу.

6. Классификация антибиотиков по молекулярному механизму действия.

7.Определение чувствительности культур к антибиотикам методом серийных разведений, диско - диффузным методом.

8. Механизм действия антибиотиков на микробную клетку.

9. Влияние антибиотиков на организм.

10. Лекарственная устойчивость микроорганизмов.

11. Методы преодоления лекарственной устойчивости патогенных микробов.

12. Принципы рациональной антибиотикотерапии.

13. Синергизм и антагонизм антибиотиков.

14. Правила применения антибиотиков.

Практические задания, которые выполняются на занятии:

1. Определить чувствительность культуры стафилококка к линкомицину методом серийных разведений.

2. Засеять культуру стафилококка на чашки Петри методом газона, подсушить и наложить диски с антибиотиками.

3. Определить бактериостатическое и бактерицидное действие антибиотиков на демонстрационной чашке Петри с помощью линейки путем измерения зоны ингибиции роста в миллиметрах вокруг дисков.

  1.  Оценить антибиотическое действие линкозамида по таблицам.
  2.  Разобрать схему классификации антибиотиков.
  3.  Сделать выводы по поводу антибиотикограммы.
  4.  Оформить протокол.

Литература:

1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология /Учебник для медицинских ВУЗов, Санкт-Петербург «Спе-циальная литература», 1998.- 592с.

2. Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 1983.-512с.

3. Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія з вірусологією та імуноло-гією.– Київ: Вища школа, 1992.– 431с.

4. Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.- М.: ГЕОТАР - МЕД, 2001.- 768с.

  1.  Конспект лекции.

 Дополнительная литература:

  1.  Березняков И.Г. Резистентность микробов к антибиотикам //Клиничес-кая антибиотикотерапия.- 1999.- № 1(1).– С. 27 – 31.
  2.  Гурин Н.Г., Бурак Г.Г., Захаренко А.Г. Рациональное применение антибиотиков - основа профилактики их побочных эффектов //Анти-биотики и химиотерапия.- 1996.- Т. 41, № 3.- С. 40 - 43.
  3.  Караулов А.В. Влияние антибактериальных препаратов на иммунную систему организма //Практический врач.- 1996.- № 5-6.- С. 7-10.
  4.  Корнева Э.Г. Применение полистироловых пластин при определении чувствительности бактерий к антибиотикам //Лабораторное дело.- 1987.- №9.- С. 709 -710.
  5.  Машковский М.Д. Лекарственные средства: В 2-х т. /Из-во 13-е, но-вое.– Торсинг.- Харьков.- 1997.- Т.1-2.– 1152с.
  6.  Методические указания по определению чувствительности микроорга-низмов к антибиотикам методом диффузии в агар с использованием дисков. МЗ СССР.- М.- 1983.- 15с.

Краткие методические указания к работе на практическом занятии.

 В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию.

Самостоятельная работа состоит из изучения методов определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам. Студенты засевают на чашки Петри с агаром бактериальную культуру методом газона, подсушивают чашки, накладывают диски с антибиотиками и ставят чашки в термостат. Затем студенты определяют чувствительность культуры стафилококка к линкомицину методом серийных разведений. Также студенты измеряют в миллиметрах зону задержки роста бактериальной культуры вокруг дисков с антибиотиками на демонстрационной чашке Петри, анализируют, оценивают и делают вывод о чувствительности микроорганизма к каждому антибиотику по таблицам. Оформляют протокол.

В конце занятия проводится  тестовый контроль и анализ конечных результатов самостоятельной роботы каждого студента.

Технологическая карта проведения практического занятия.

п/п

Этапы

Время в мин

Способы обучения

Оснащение

Место прове дения

1

Проверка и коррекция исходного уровня подготовки к занятию

20

Тестовые задания исходного уровня

Таблицы, атлас, учебный стенд “Антибиотики”, коллекция антибиотиков

Учеб ная комна та

2

Самостоятельная работа

35

Граф логической структуры

Чашки Петри с агаром, бактериальная культура, бактериологические петли, диски с антибиотиками, штатив с пробирками для метода серийных разведений, демонстрационные чашки с иллюстрацией чувствительности дисковым методом

3

Самостоятельная проверка и коррекция освоения материала

15

Целевые обучающие задания

4

Тестовый контроль

15

Тесты

5

Анализ результатов работы

5


Целевые обучающие задания:

1. Ребенку 9 лет, болеющему ангиной, назначили комбинированный сульфаниламидный препарат бактерицидного действия. Какой препарат был назначен?

А. Сульфален.

В. Уросульфан.

С. Бисептол.

D. Энтеросептол.

Е. Этазол.

2. К антимикробным химиотерапевтическим препаратам, ингибирующим синтез нуклеиновых кислот относятся:

А. Фторхинолоны

В. Гликопептиды

С. Макролиды

D. Линкозамиды

Е. Полиены

3. В больницу поступил ребенок, на слизистой оболочке щек, неба и языка которого был видимый точечный налет белого и желтого цвета, вызванный Candida albicans. Какой из перечисленных препаратов используется для лечения кандидоза? 

А. Пенициллин

В. Тетрациклин.

С. Гентамицин.

D. Цефепим.

Е. Нистатин.

4. У больного туберкулезом после длительного лечения появился шум в ушах, снижение слуха, сыпь на коже, отек слизистых оболочек и нарушение  координации движений. После отмены препарата состояние больного значительно улучшилось. Какой препарат применял больной?

А. Стрептомицина

    сульфат.

В. Этамбутол.

С. Изониазид.

D. Бепаск.

Е. Рифампицин.

5. Из гнойной раны больного выделен возбудитель – патогенный стафилококк и определена его чувствительность к антибиотикам: пенициллин – зона задержки роста бактериальной культуры – 8 мм; оксациллин – 9 мм; ампициллин – 10мм; цефотаксим – 22 мм; линкомицин – 11 мм. Какой антибиотик следует выбрать для лечения больного?

А. Оксациллин

В. Ампициллин

С. Цефотаксим.

D. Линкомицин.

Е. Пенициллин

6. К неонатологу поступил новорожденный с серым цветом кожи, отеками, гепатомегалией («синдром серого ребенка»). Какой антибактериальный препарат может оказывать такое токсическое действие?

А. Левомицетин

В. Феноксиметилпенициллин

С. Бензилпенициллин

D. Карбенициллин

Е. Оксациллин.

7. Перечислите возможные побочные эффекты антимикробных препаратов на макроорганизм:

А. Дисбиозы, иммуномупрессия, токсические реакции

В. Появление атипичных форм бактерий, дисбактериозы

С. Формирование антибиотикорезистентности, аллергия

D. Токсические реакции, угнетение появление L - форм

Е. Нефротоксический эффект, антибиотикорезистентность

8. К стоматологу обратилась мать с жалобами на деструкцию зубов у ребенка 2 лет. При обследовании молочные зубы деформированы, поражены кариесом, у шейки коричневая кайма. Из анамнеза известно, что мать во время беременности принимала антибиотики без контроля врача. Укажите, антибиотики какой группы, обладающие наиболее выраженным  тератогенным эффектом, принимала мать?

A. Пенициллины

B. Макролиды

C. Тетрациклины

D. Аминогликозиды

E. Цефалоспорины

9. Назовите основные принципы рациональной антибиотикотерапии:

А. Микробиологический, клинический, фармацевтический

B. Фармацевтический, эпидемиологический, химический

С. Микробиологический, эпидемиологический, физический

D. Клинический, биологический, фармакологический

E. Эпидемиологический, физико-химический, клинический

10. Назовите антимикробные препараты, ингибиторы функции клеточ-ных мембран (ЦПМ):

А. Полимиксины

В. Хинолоны

С. Макролиды

D. Гликопептиды

Е. Бета - лактамы

Алгоритм лабораторной работы:

Ознакомление с основами учения об антибиотиках, микробный антагонизм, спектр антибактериального действия антибиотиков, определение чувствительности бактериальной культуры к антибиотикам по кафедральным таблицам, стенду “Антибиотики” и демонстрационному оборудованию.

Разбор схемы классификации антибиотиков.

Определение чувствительности культуры стафилококка к линкомицину методом серийных разведений с помощью демонстрационного штатива с пробирками. Оценка антибиотического действия линкозамида по таблицам.

Посев культуры стафилококка на чашки Петри методом газона и наложение дисков с антибиотиками.

Определение бактериостатического и бактерицидного действия антибиотиков на демонстрационной чашке Петри с помощью линейки путем измерения зоны ингибиции роста бактериальной культуры в миллиметрах вокруг дисков.

Анализ антибиотикограммы.

Оформление протокола.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52935. Европа в XVI веке - смена эпох 54 KB
  ЭТАП По историческим местам: о ком идет речь; какое открытие было сделано; в каком году. 2 Этап Рост промышленности. ЭТАП Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной мастерской Вопросы для сравнения Ремесленная мастерская Капиталистическая...
52936. Використання евристик на уроках математики 346.5 KB
  Завдання: Знайдіть графіки функцій змальованих на картині і запишіть ним відповідні формули. Завдання: Які чотирикутники змальовані на картині Перерахуєте їх дайте визначення кожному розкажіть якими властивостями і ознаками вони володіють. Що ви знаєте про вписані багатокутники Біля будьякого чотирикутника можна описати коло Біля яких чотирикутників на картині описані кола Прямокутник квадрат. Які багатокутники називаються описаними біля кола У які чотирикутники можна вписати коло Які описані чотирикутники змальовані на...
52937. Подорож по країні Excel. Введення та редагування даних різного типу. Автозаповнення. Копіювання, переміщення, вилучення, форматування таблиці 205.5 KB
  Домашнє завдання на наступний урок та інструктаж щодо його виконання: Достатній рівень: надр.процесорі таблицю Календар на 2011 рік Високий рівень: робота над проектом Розробка системи електронних таблиць що буде забезпечувати роботу певного магазину і складу при ньому 1 таблиця Прайслист товарів послуг в різній валюті. Д Зберегти виконане завдання до своєї папки з ім'ям Розрахунки Домашнє завдання: Достатній рівень: надр.процесорі таблицю Календар на 2011 рік Високий рівень: робота над проектом Розробка...
52938. Екскурсія до військово – історичного музею Повітряних Сил Збройних Сил України 8.52 MB
  Вінниця 2012 Тема: Екскурсія до військово історичного музею Повітряних Сил Збройних Сил України. Хід екскурсії Сьогодні експозиція музею Повітряних Сил Збройних Сил України нараховує 41 експонат військової техніки а у фонді налічується більше 2000 предметів. Колективом музею створено декілька тематичних експозицій: âВінничани Герої Радянського Союзуâ â43тя Ракетна армія та Ракетні війська стратегічного призначенняâ âІсторія створення ВійськовоПовітряних Силâ âІсторія військ Протиповітряної оборониâ âАвіаційна...
52939. ЕКСКУРСІЯ ПО МІСТАМ УКРАЇНИ 147.5 KB
  T. The last time we spoke about Zaporizhyan Sich and Zaporizhya, the city closely connected with Zaporizhyan Sich. But in the history of our Motherland there were very many other historical events. Today we’ll start our talk about Ukrainian towns and cities.
52940. Эйдетические формы обучения русскому языку 179.5 KB
  Владимир Троицкий А когда уроки для нас становятся светлыми и радостными праздниками Когда они проходят интересно плодотворно на одном дыхании Наверное когда у вас всё получается когда всё понимаете и запоминаете и эти знания вы можете применить на практике. Уже 17 лет на каждом уроке русского языка я провожу такой эксперемент используя различные формы и методы развития образной памяти и всякий раз убеждаюсь что применение эйдетической...
52941. Перетворюємо навчання у захоплюючу творчу гру 764 KB
  Синий слон Оранжевый арбуз Голубой газета Желтый жук Красный карандаш Зеленый замок Фиолетовый фрукты Белый бант Чёрный часы Учитель называет слова один раз ученики повторяют в такой же последовательности а потом в разброс. Начинают игру словами: Бабушка укладывает в свой чемодан. Заучування вірша за піктограмами і словами вчителя. Етап проектування і покладання мети Давайте пригадаємо: що таке ейдетика Які прийоми ейдетики ми використовуємо щоб краще запамятати слова Цифри Сьогодні використовуючи різні...
52942. Задачі Ейлера 2.09 MB
  Захоплення математикою здебільшого починається з міркування над якоюсь цікавою задачею. Вона може зустрітися на уроці, на заняті математичного гуртка, в математичній літературі. Завдання сучасної школи виховати творчу особистість. Знання, навички уміння здобувають в результаті власної активної діяльності.
52943. Використання ігрового методу навчання іноземної мови на прикладі казок. Тестові завдання 49 KB
  A beautiful princess lives in a palace with her father the King and her seven sisters. She has got a golden ball. Every day she plays with her ball in the garden of the palace. There is a deep, dark pond in the garden. When the weather is hot, the princess likes to play near the pond. One day she drops her ball into the pond.