67944

Кишечная палочка. Возбудители брюшного тифа, паратифов А и В

Практическая работа

Медицина и ветеринария

Эшерихиозы — заболевания, возбудителями которых является Escherichia coli. Различают энтеральные (кишечные, эпидемические) эшерихиозы — острые инфекционные болезни, характеризующиеся преимущественным поражением пищеварительного тракта, возбудителями которых являются...

Русский

2014-09-16

130.5 KB

2 чел.

Методическое указание для студентов к практическому занятию № 26

Тема: Кишечная палочка. Возбудители брюшного тифа, паратифов А и В.

Цель: Освоение методов микробиологической диагностики заболеваний, вызванных кишечной палочкой и сальмонеллами.

Модуль 2. Специальная, клиническая и экологическая микробиология.

Содержательный модуль 10. Патогенные прокариоты и эукариоты.

Тема занятия 25. Микробиологическая диагностика заболеваний, вызванных кишечной палочкой и сальмонеллами.

 Актуальность темы:

Возбудители эшерихиозов

Эшерихиозы — заболевания, возбудителями которых является Escherichia coli. Различают энтеральные (кишечные, эпидемические) эшерихиозы — острые инфекционные болезни, характеризующиеся преимущественным поражением пищеварительного тракта, возбудителями которых являются диареегенные штаммы Е. соli, и парентеральные эшерихиозы, протекающие с поражением любых органов и вызываемые условно-патогенными штаммами Е. coli. Кишечная палочка была открыта Т. Эшерихом (1885).

 Значение Е. coli. Кишечная палочка — нормальный представитель микрофлоры толстой кишки; выполняет ряд полезных функций, в том числе антагониста патогенных кишечных бактерий, гнилостных бактерий, грибов рода Candida, принимает участие в синтезе витаминов группы В, Е, К2, частично расщепляет клетчатку. В толстом кишечнике обитают Е. coli, относящиеся к серогруппам 02, 07, 09 и др.

 Е. coli широко используется в научных и практических целях, являясь универсальной генетической моделью, объектом, широко применяемым в генетической инженерии и биотехнологии; ее также используют как санитарно-показательный микроорганизм для выявления фекального загрязнения объектов окружающей среды.

 Однако Е. coli может причинить и вред человеку. Условно-патогенные штаммы, обитающие в толстой кишке, при ослаблении иммунной системы организма могут вызвать различные гнойно-воспалительные заболевания за пределами пищеварительного тракта: циститы, отиты, менингиты и даже коли-сепсис. Эти заболевания называют парентеральными эшерихиозами.

Существуют также и безусловно патогенные штаммы Е. coli диареегенные, или энтеропатогенные, кишечные палочки (ЭПКП), которые, попадая в организм извне, вызывают вспышки заболеваний, именуемых энтеральными (кишечными, эпидемическими) эшерихиозами. Представители более чем 80 серогрупп Е. coli являются энтеропатогенными (например, 055; 0111; 015). От ЭПКП чаще страдают грудные дети, у которых иммунная система еще не сформировалась, не вырабатываются собственные иммуноглобулины, защищающие от грамотрицательных бактерий, а кислотность желудочного сока низкая. У детей развивается колиэнтерит. Но ЭПКП могут поражать и взрослых, причем эшерихиоз может протекать, например, по типу холеры или дизентерии. Кроме того, Е. coli может быть причиной пищевой ток-сикоинфекции.

 Таксономия. E.coli-основной представитель рода Escherichia, семейства Enterobacteriaceae, входящего в отдел Gracilicutes

 Морфология и тинкториальные свойства. Е. coli — мелкие грамотрицательные палочки длиной 2—3 мкм, шириной 0,5—0,7 мкм с закругленными концами, в мазках располагаются беспорядочно; не образуют спор, некоторые штаммы имеют микрокапсулу; перитрихи; кроме жгутиков, иногда обнаруживаются пили.

 Культивирование. Кишечная палочка — факультативный анаэроб; не требовательна к питательным средам, хорошо растет на простых питательных средах при температуре 37°С и рН среды 7,2—7,4, вызывая диффузное помутнение жидкой среды и образуя обычные колонии на плотных средах. Для диагностики эшерихиозов широко используют дифференциально-диагностические среды Эндо, Левина и др.

Ферментативная активность. Е. coli обладает высокой ферментативной активностью. Кишечная палочка — представитель семейства Enterobacteriaceae, расщепляющий в течение 24 ч лактозу.

 Антигенная структура. Кишечная палочка обладает соматическим (О), жгутиковым (Н) и поверхностным (К) антигенами. Каждый из антигенов неоднороден: О-антиген насчитывает более 170 вариантов, К-антиген — более 100, Н-антиген — более 50. Строение О-антигена определяет принадлежность к серогруппе. Штамм, имеющий свой набор антигенов, свою антигенную формулу, называется серологическим вариантом Е. coli. Например, штамм О55:К5:Н21 относится к серогруппе 055.

 Факторы патогенности. Е. coli образует эндотоксин, оказывающий энтеротропное, нейротропное, пирогенное действие. (ЭПКГ). ЭПКГ продуцирует экзотоксин, который, адсорбируясь на эпителии тонкой кишки, вызывает гиперсекрецию воды и хлоридов в просвет тонкой кишки и нарушает обратное всасывание натрия, что приводит к усилению перистальтики, поносу и обезвоживанию. У некоторых диареегенных эшерихий, как и у возбудителей дизентерии, обнаружен инвазивный фактор, способствующий проникновению бактерий внутрь клеток. Патогенность ЭПКП также может проявляться в нефротоксическом действии, возникновении геморрагии. К факторам патогенности относятся также пили и белки, способствующие адгезии, и микрокапсула, препятствующая фагоцитозу.

 Условно-патогенные и диареегенные кишечные палочки отличаются антигенной структурой и набором факторов патогенности.

 Резистентность. Среди других энтеробактерий Е. coli отличается более высокой резистентностью к действию различных факторов окружающей среды.

 Эпидемиология энтеральных эшерихиозов. Источником энтеральных эшерихиозов являются больные люди и животные. Механизм передачи инфекции фекально-оральный, основные пути передачи — пищевой, контактно-бытовой. Заболевание чаще носит характер вспышек.

 Патогенез. Входные ворота инфекции — полость рта. Е. coli, попадая в тонкую кишку и обладая тропизмом к клеткам ее эпителия, адсорбируется на них с помощью пилей и белков наружной мембраны. Бактерии размножаются, погибают, освобождая эндотоксин, который усиливает перистальтику кишечника, вызывает диарею, повышение температуры, признаки общей интоксикации. Кроме того, кишечная палочка выделяет экзотоксин, обусловливающий более тяжелую диарею, рвоту и значительное нарушение водно-солевого обмена. ЭПКП, образующие другие факторы патогенности, оказывают соответствующее действие на организм, что и определяет клиническую картину болезни.

 Клиническая картина. Инкубационный период продолжается от до 6 дней. Заболевание начинается остро с повышения температуры тела, поноса, рвоты. Развивается обезвоживание, могут появиться кровь в испражнениях, признаки поражения почек. Формы энтеральных эшерихиозов могут быть различные — от бессимптомной до токсико-септической. Колиэнтериты являются одной из причин ранней детской смертности.

 Иммунитет после перенесенного заболевания непрочный и непродолжительный.

 Микробиологическая диагностика. Основной материал для исследования — испражнения. Диагностика осуществляется с помощью бактериологического метода, при котором не только определяют род и вид выделенной чистой культуры, но и устанавливают принадлежность ее к серогруппе; внутривидовая идентификация заключается в определении серовара; обязательно определение антибиотикограммы.

 Лечение. Для лечения заболеваний, вызываемых Е. coli, используют антибиотики.

 Профилактика. Проведение санитарно-гигиенических мероприятий.

Возбудители брюшного тифа и паратифов

 Брюшной тиф и паратифы А и В — инфекционные болезни, вызываемые соответственно Salmonella typhi, Salmonella paratyphi, Salmonella schottmuelleri, сопровождающиеся сходными патогенетическими и клиническими проявлениями, характеризующиеся поражением лимфатической системы кишечника, выраженной интоксикацией. Название рода Salmonella связано с именем Д. Сальмона.

 Таксономия. Возбудители брюшного тифа и паратифов А и В относятся к отделу Gracilicutes, семейству Enterobacteriaceae, роду Salmonella, включающему более 2000 видов.

 Морфология и тинкториальные свойства. Сальмонеллы — мелкие, длиной 2—3 мкм, шириной 0,5—0,7 мкм, грамотрицательные палочки с закругленными концами (см. рис. 10.1). В мазках располагаются беспорядочно. Не образуют спор, имеют микрокапсулу, перитрихи.

 Культивирование. Сальмонеллы — факультативные анаэробы. Они неприхотливы и растут без всяких особенностей на простых питательных средах при температуре 37 °С и рН среды 7,2— 7,4. Элективной средой является, например, желчный бульон. При диагностике брюшного тифа, как и других кишечных инфекций, используют дифференциально-диагностические среды: Эндо, Левина, висмут-сульфитный агар и др.

 Ферментативная активность. Биохимическая активность сальмонелл достаточно высока, но они обладают меньшим набором ферментов, чем Е. coli, в частности не сбраживают лактозу. S. typhi менее активна, чем возбудители паратифов: она ферментирует ряд углеводов без образования газа.

 Антигенные свойства. Сальмонеллы имеют О- и Н-антигены, состоящие из ряда фракций, или рецепторов. Каждый вид имеет определенный набор фракций. Ф. Кауфман и П.Уайт предложили схему классификации сальмонелл по антигенной структуре, в основу которой положено строение О-антигена. Все виды сальмонелл, имеющие общий, так называемый групповой, рецептор О-антигена, объединены в одну группу. Таких групп насчитывается в настоящее время 65. В схеме также указано строение Н-антигена. Некоторые виды сальмонелл, в том числе S. typhi, имеют поверхностный Vi-антиген — антиген вирулентности, с которым связана устойчивость бактерий к фагоцитозу.

 Факторы патогенности. Сальмонеллы образуют эндотоксин, оказывающий энтеротропное, нейротропное и пирогенное действие. Белки наружной мембраны обусловливают адгезивные свойства, устойчивость к фагоцитозу, связаны с микрокапсулой.

 Резистентность. Сальмонеллы довольно устойчивы к низкой температуре — в холодной чистой воде могут сохраняться до полутора лет; очень чувствительны к дезинфицирующим средствам, высокой температуре, УФ-лучам. В пищевых продуктах (мясе, молоке и др.) сальмонеллы могут не только долго сохраняться, но и размножаться.

 Эпидемиология. Источником брюшного тифа и паратифов являются больные люди и носители. Механизм передачи инфекции — фекально-оральный. Преобладает водный путь передачи, реже встречаются пищевой и контактно-бытовой пути. Брюшной тиф и паратифы — заболевания, которые регистрируются в разных странах мира. Чаще болеют люди в возрасте от 15 до 30 лет. Наиболее высокая заболеваемость отмечается летом и осенью.

 Патогенез. Возбудители попадают в организм через рот, достигают тонкой кишки, в лимфатических образованиях которой размножаются, а затем попадают в кровь. Током крови они разносятся по всему организму, внедряясь в паренхиматозные органы (селезенку, печень, почки, костный мозг). При гибели бактерий освобождается эндотоксин, вызывающий интоксикацию. Из желчного пузыря, где сальмонеллы могут длительно, даже в течение всей жизни сохраняться, они вновь попадают в те же лимфатические образования тонкой кишки. В результате повторного поступления сальмонелл может развиться своеобразная аллергическая реакция, проявляющаяся в виде воспаления, а затем некроза лимфатических образований. Выводятся сальмонеллы из организма с мочой и испражнениями.

 Клиническая картина. Клинически брюшной тиф и паратифы не отличимы. Инкубационный период продолжается 12—14 дней. Заболевание обычно начинается остро с повышения температуры тела, проявления слабости, утомляемости, нарушаются сон, аппетит. Для брюшного тифа характерны помрачение сознания (от греч. typhus — дым, туман), бред, галлюцинации, наличие сыпи. Очень тяжелыми осложнениями заболевания являются перитонит, кишечное кровотечение в результате некроза лимфатических образований тонкой кишки.

 Иммунитет. После перенесенного заболевания вырабатывается прочный и продолжительный иммунитет.

 Микробиологическая диагностика. В качестве материала для исследования используют кровь, мочу, испражнения. Основным методом диагностики является бактериологический, завершающийся внутривидовой идентификацией выделенной чистой культуры возбудителя — определением фаговара. Применяют также серологический метод — реакцию агглютинации Видаля, РНГА.

 Лечение. Назначают антибиотики. Применяют также иммуноантибиотикотерапию

 Профилактика. Для профилактики проводят санитарно-гигиенические мероприятия, а также используют вакцинацию в районах с неблагополучной эпидемической обстановкой. Применяют брюшнотифозную химическую и брюшнотифозную спиртовую вакцины, последняя обогащена Vi-антигеном. Для экстренной профилактики в очагах инфекции используют брюшнотифозный бактериофаг (в виде таблеток с кислотоустойчивой оболочкой и в жидком виде)

Конкретные цели:

  •  Ознакомиться с биологическими свойствами и классификацией представителей семейства энтеробактерий (Enterobacteriaceae).
  •  Изучить методы микробиологической диагностики эшерихиозов.
  •  Ознакомиться с биологическими свойствами рода Salmonella 
  •  Знать классификацию сальмонелл по биохимическим характеристикам и антигенной структуре (Кауфмана-Уайта)
  •  Описывать патогенез брюшного тифа
  •  Выучить методы микробиологической диагностики брюшного тифа.
  •  Трактовать результаты микроскопического исследования нативных препаратов.

 Уметь:

  •  Проводить дифференциацию представителей семейства энтеробактерий.
  •  Забирать материал для исследования от больных с заболеваниями, вызванными представителями семейства энтеробактерий.
  •  Выделять чистые культуры бактерий семейства энтеробактерий.
  •  Трактовать результаты микроскопического исследования материала от больных брюшным тифом.

Теоретические вопросы:

  1.  Классификация и общая характеристика представителей семейства энтеробактерий (Enterobacteriaceae).
    1.  Современные взляды на эволюцию кишечных бактерий. Антигенная структура.
      •  факторы вирулентности и их генетическая детерминанта;
      •  патогенне и условно-патогенные энтеробактерии.
    2.  Род эшерихий (Escherichia), основные особенности.
  •  Физиологическая роль и санитарно-показательное значение. Диареегенные эшерихиозы.
  •  Классификация по антигенной структуре и разделение на категории в зависимости от факторов вирулентности, серологических маркеров, клинико-эпидемиологических особенностей.
  •  Парентеральные эшерихиозы.
  •  Микробиологическая диагностика эшерихиозов.
    1.  Род сальмонелл (Salmonella). Общая характеристика рода.
    2.  Классификация по биохимическим характеристикам и антигенной структуре (Кауфмана-Уайта).
    3.  Сальмонеллы-возбудители генерализованых инфекций (брюшной тиф и паратиф)
  •  биологические особенности
  •  антигенная структура
  •  патогенез и иммуногенез заболеваний, бактерионосительство
  •  микробиологическая диагностика

 Практические задания, выполняемые на занятии:

  1.  Микроскопия микропрепаратов из чистых культур энтеробактерий их анализ и зарисовка в протокол.
    1.  Изучение посевов „фекалий „ больного брюшным тифом: отбор бесцветных колоний, приготовление мазков, окраска по Граму, микроскопия.
    2.  Зарисовка микропрепаратов в протокол.
    3.  Пересев изолированных колоний на среду Ресселя.
    4.  Посев крови больного брюшным тифом на желчный бульон.
    5.  Оформление протокола.

 Литература:

  1.  Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. Микробиология с вирусологией и имму-нологией.– Киев: Высшая школа, 1992.- 431с.
  2.  Воробьев А.В., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбакова А.М. Микробиоло-гия.- М.: Медицина, 1998.- 336с.
  3.  Медицинская микробиология /Под редакцией В.П. Покровского.– М.: ГЕОТАР-МЕД, 2001.– 768с.
  4.  Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммуноло-гия и вирусология /Учебник для медицинских ВУЗов, С-Пб.: «Специальная литература», 1998.- 592с.
  5.  Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина, 1983.- 512с.
  6.  Конспект лекции.

 Дополнительная литература:

  1.  Титов М.В. Инфекционные болезни.- К., 1995.– 321с.
  2.  Шувалова Е.П. Инфекционные болезни.– М.: Медицина, 1990.- 559с.
  3.  БМЭ, Т. 1,2,7.

Краткие методические указания для работы на практическом занятии.

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию.

Самостоятельная работа состоит из изучения методов микробиологической диагностики кишечных инфекций. Студенты изучают схему выделения чистой культуры эшерихий и сальмонелл, знакомятся с правилами забора материала от больных, микроскопируют готовые зафиксированные мазки из чистой культуры этих бактерий. Дальше студенты изучают схему выделения чистой культуры Salmonella typhi, отбирают бесцветные, изолированные колонии, микроскопируют их, после окраски по Грамму и пересевают на среду Ресселя. Кроме того, студенты проводят посев крови на желчный бульон. Потом студенты зарисовывают микропрепараты и дают необходимые пояснения. В состав самостоятельной работы входит также микроскопия демонстрационных препаратов и их зарисовка.

В конце занятия проводится оформление протокола, тестовый контроль и анализ результатов самостоятельной работы каждого студента.

Технологическая карта проведения практического занятия

№ п\п

Этапы

Время в мин.

Способы обучения

Оборудования

Место проведения

1.

Проверка и кор-рекция выходно-го уровня подго-товки к занятию

20

Тестовые задания выходного уровня

Тестовые задания выходного уровня

Учебная комната

2.

Самостоятель-ная работа

35’

Граф

логичной структуры

Иммерсионный мик-роскоп, краски, предметное стекло, бактериологические петли, посевы чистых культур бактерий.

3.

Самоконтроль и коррекция усвоенного материала

15’

Целевые обучающие программы

4.

Тестовый контроль

15’

Тесты

5.

Анализ резуль-татов работы

5

Алгоритм лабораторной работы:

Проверка уровня подготовки студентов к занятию: решение исходных тестов.

Самостоятельная работа: изучение методов микробиологической диагностики кишечных инфекций.

Изучение схемы выделения чистой культуры эшерихий и сальмонелл.

Знакомство с правилами забора материала от больных брюшным тифом, микроскопия готовых зафиксированных мазков из чистой культуры  бактерий.

Выделение чистой культуры  Salmonella typhi: отбор бесцветных, изолированных колоний, микроскопия их после окраски по Граму, и пересев на среду Ресселя.

Посев крови на желчный бульон.

Микроскопия и анализ демонстрационных препаратов.

Зарисовка микропрепаратов в протокол.

Оформление протокола.


Целевые учебные задания:

1. С крови больного выделена культура возбудителя брюшного тифа. Какие культуральные свойства характерны для этого возбудителя?

A. Образование колоний красного цвета с металлическим блеском на среде Эндо

B. Образование бесцветных колоний на  висмут-сульфит агаре

C. Образование гемолиза на кровяном агаре

D. Образование бесцветных колоний на среде Эндо и Плоскирева

E. Образование нежной пленки на щелочной пептонной воде

2. К врачу-инфекционисту на прием пришел больной с жалобами на лихорадку, которая длится три дня, общую слабость, бессонницу, ухудшение аппетита. При осмотре отмечается бледность кожных покровов, обложенный белым налетом язык. Врач заподозрил брюшной тиф. Какой метод лабораторной диагностики следует провести для подтверждения диагноза?

А. Выделение гемокультуры

В. Выделение копрокультуры

С. Выделение уринокультуры

D. Выделение биликультуры

Е. Выделение миелокультуры

3.При бактериологическом исследовании испражнений четырехмесячного ребенка с симптомами острой кишечной инфекции на среде Эндо выросли в большом количестве красные колонии. Какие это могут быть микроорганизмы?

А. Шигеллы

В. Сальмонеллы

С. Стрептококки

D. Стафилококки

Е. Эшерихии

4. Учитывая жалобы больного, данные объективного обследования и эпидситуацию, врач выставил предварительный клинический диагноз «Брюшной тиф» и направил исследуемый материал в бактериологическую лабораторию. Больной болеет 2 дня. Каким методом микробиологической диагностики можно подтвердить диагноз?

A. Микроскопическим

B. Бактериологическим

С. Серологическим

D. Биологическим

Е. Аллергическим

5. В баклаборатории испражнения больного с подозрением на кишечную инфекцию посеяны на питательную среду Эндо, на которой выросли колонии средних размеров, красного цвета с металлическим блеском. Для каких микроорганизмов характерны указанные в условии культуральные свойства?

А. Кишечных палочек

В. Холерного вибриона

С. Дизентерийных палочек

D. Сальмонелл

Е. Брюшнотифозных

    бактерий

6. Больному 50 лет с целью лечения брюшного тифа назначен левомицетин, но на следующий день состояние больного ухудшилось, температура поднялась до 39,6°С. Чем объяснить ухудшение состояния больного?

А. Аллергической реакцией

В. Нечувствительностью возбудителя к левомицетину

С. Присоединением вторичной инфекции

D. Реинфекцией

Е. Действием эндотоксинов возбудителя

7. Для серодиагностики брюшного тифа ставят реакцию, при которой к разным разведениям сыворотки больного добавляют диагностикумы трех видов микроорганизмов и результат которой оценивают по наличию осадка со склеенных бактерий. Эта реакция известна под названием:

А. Борде–Жангу

В. Вассермана

С. Видаля

D. Райта

Е. Асколи

 8. С испражнений больного ребенка 6-месячного возраста, который находился на искусственном вскармливании, выделена культура кишечной палочки с антигенной структурой О-111. Какой диагноз можно поставить?

А. Дизентериеподобное заболевание

В. Гастроэнтерит

С. Коли-энтерит

D. Холероподобное заболевание

Е. Пищевое отравление

 9. У больного с подозрением на брюшной тиф на протяжении двух недель заболевания микробиологический диагноз не был установлен. Какой материал  необходимо направить в лабораторию для бактериологического исследования

А. Выделения с носа

В. Кал и мочу

С. Выделения с зева

D. Мокрота

Е. Промывные воды

    желудка

 10. Из крови больного выделена культура возбудителя, дающая на питательной среде  рост, подозрительный  для брюшнотифозных  микробов. Какой из перечисленных ниже результатов позволил сделать такое предположение?

А. Образование бесцветных колоний на среде на среде Эндо

В. Образование красных колоний с металлическим блеском на Эндо

С. Образование бесцветных колоний на висмут-сульфит агаре

D. Oбразoвание гемолиза на кровяном агаре

Е. Образование нежной пленки на щелочной пептонной воде

 11. При изучении причины вспышки колиэнтерита в детском отделении у детей была выявлена энтеропатогенная кишечная палочка. Какую реакцию необходимо поставить для определения серотипа этого возбудителя?

А. Агглютинации с выделенной культурой микробов

В. Преципитации в геле с выделенной культурой микробов

С. Кольцепреципитации с выделенной культурой микробов

D. Агглютинации на стекле и в пробирках с живой  культурой

Е. Пассивной гемагглютинации с выделенной убитой культурой

 12. В инфекционное отделение поступил больной ребенок с подозрением на колиэнтерит. Из испражнений была выделена кишечная палочка. С помощью какого исследования можно установить принадлежность палочки к патогенным вариантам?

А. РА со смесью ОВ–сывороток патогенных групп

В. Провести фаготипирование микроорганизмов

С. Приготовить мазок и окрасить по Граму

D. Определить подвижность бактерий в темном поле

Е. Пересеять колонии на ЖСА


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68376. Философия: ее место и роль в обществе 70.5 KB
  Чем она отличается от иных гуманитарных дисциплин и иных видов духовной деятельности В чем ее специфика У почти что каждого философа было индивидуальное понимание философии В чем ее предмет Никто не сомневается что философия некий вид мировоззрения наряду с религиозным и мифологическим.
68377. Древнекитайская философия. Роль традиций в философии 74.5 KB
  Древнекитайская философия возникает в эпоху воющих государств (6—2 века до нашей эры). Именно в этом время возникает социальная нестабильность, которая позволяет человеку пересмыслить свои связи и отношения с миром. Время, когда происходит рассвет кит. философии
68378. Средние века и эпоха Возрождения 62 KB
  Учения Платона и Аристотеля – учения, где взгляд на мир как на целое. Философы стремились создать единую систему знаний о мире. Аристотель превратил философию в науку. Он разработал учения о политике, об этике. Они изучали систему политического устройства древнегреческих полисов.
68379. Английская эмпирическая школа философии 81 KB
  Возникают две прямопротиволожные теории познания: теория познания эмпиризма ориентированная на экспериментальные исследования природы и теория познания рационализма ориентированный на механо-математическое познание мира понимание. Но он также был озабочен методом научного познания...
68380. Классическая немецкая философия. Философия диалектического материализма 73 KB
  Под влиянием скептическим взгялдом Юма Кант меняет представление о возможностях рационального познания метафизического познания философского познания умозрительное спекулятивное основанное на разуме познание мире. Как возможно научно познание как оно совершается Можно ли объяснить сенсуализм и рационализм...
68381. Особенности русской философии и Западноевропейская философия XX века (ее основные направления) 77.5 KB
  В чем заключается особенность русской философии. Если ее сравнивать с ЗЕ философией, она имеет ряд особенностей: во-первых, русская философия никогда не основывалась на рацио, она не представляет собой системы рационального познания, что мы встречаем, например, в деятельности Декарта, Канта или Гегеля.
68383. Основные этапы развития акушерства 813.17 KB
  Нарушается гормональное взаимоотношение в организме женщины психоэмоциональные переживания местные изменения в органе в шейке матки. Материнская смертность: Смерть от акушерский осложнений разрыв матки травматический шок кровотечение Смерть от экстрагенитальных заболеваний острая сердечная недостаточность...
68384. Специфика, проблемы и генезис философии 552.24 KB
  Философию нельзя определить общепринятым образом как другие науки, потому что она осмысливает то, что не является предметом опыта. У философии нет определенного предмета, заранее известного метода; они всякий раз формируются в рамках конкретного философского направления.