67945

Серодиагностика брюшного тифа, паратифов А и В. Сальмонеллы – возбудители острых гастроэнтеритов

Практическая работа

Международные отношения

Цель: Освоение методов микробиологической диагностики сальмонеллезов и серологической диагностики брюшного тифа и паратифов А и В. Серодиагностика брюшного тифа паратифов А и В. Серологическая диагностика брюшного тифа и паратифов А и В.

Русский

2014-09-16

100 KB

5 чел.

Методическое указание для студентов к практическому занятию № 27

Тема: Серодиагностика брюшного тифа, паратифов А и В. Сальмонеллы – возбудители острых гастроэнтеритов.

Цель: Освоение методов микробиологической диагностики сальмонеллезов и серологической диагностики брюшного тифа и паратифов А и В.

Модуль 2. Специальная, клиническая и экологическая микробиология.

Содержательный модуль 10. Патогенные прокариоты и эукариоты.

Тема занятия 25. Серодиагностика брюшного тифа, паратифов А и В. Сальмонеллы – возбудители острых гастроэнтеритов.

 Актуальность темы:

Сальмонеллез – острая кишечная инфекция. характеризующаяся преимущественным поражением желедочно-кишечного тракта, возбудителями которой являются многочисленные бактерии рода Salmonella (кроме S. typhi, S, paratyphi A, S. schottmuelleri).

 Таксономическое положение и свойства. см. в методичке 26.

 Морфология и тинкториальные свойства.

 Эпидемиология. Основной источник заболевания – животные, преимущественно домашние и птицы. Реже источниками заболевания являются люди – больные и носители. Механизм заражения – фекально-оральный. Основной путь передачи инфекции – пищевой. Факторами передачи могут быть не только мясо животных и птиц, инфицированное при жизни животного либо при его обработке, но и яйца. Наиболее восприимчивы к заболеванию люди со сниженным иммунным статусом (в том числе грудные дети) и больные, получающие антибиотики. Подъем заболеваемости наблюдается летом.

 Патогенез. Сальмонеллы проникают в организм через рот, достигают тонкого кишечника, где и развертывается патологический процесс. Бактерии благодаря факторам адгезии прикрепляются к слизистой оболочке, проникают в ее глубокие слои, где захватываются макрофагами. Сальмонеллы размножаются и погибают с освобождением эндотоксина, который, помимо общей интоксикации, вызывает диарею и нарушение вводно-солевого обмена. Находящаяся в нормальном состоянии микрофлора кишечника в значительной мере препятствует накоплению сальмонелл. В некоторых случаях (при снижении иммунного статуса и высокой вирулентности возбудителя) возможно развитие бактериемии и поражение костей, суставов, мозговых оболочек и других органов.

 Клиническая картина. Инкубационный период равен в среднем 12-24 часа. Заболевание характеризуется повышением температуры, тошнотой, рвотой, поносом, болью в животе. Как правило, продолжительность болезни составляет 7 дней. но в некоторых случаях наблюдается молниеносная токсическая форма, приводящая к смерти больного.

 Иммунитет после перенесенного заболевания сохраняется менее года.

 Микробиологическая диагностика. Основной материал для исследования — рвотные массы, испражнения, промывные воды желудка. Применяют бактериологический и серологический (РА, РПГА) методы диагностики.

 Лечение сальмонеллеза заключается в промывании желудка, диете, введении жидкостей для нормализации вводно-солевого обмена. Антибиотики при формах средней тяжести и легких не назначают, т.к. их применение приводит к дисбактериозу и в результате более длительному течению болезни; кроме того, очень велико число антибиотикорезистентных сальмонелл.

 Профилактика неспецифическая - санитарно-гигиенические мероприятия, заключающиеся, в частности, в правильной кулинарной обработке мяса и яиц.

Серологическая диагностика брюшного тифа и паратифов А и В.

Для постановки диагноза применяется реакция агглютинации Видаля, основанная на обнаружении в сыворотке крови людей агглютининов, которые появляются в конце 1-й - начале 2-й недели заболевания. Особенности реакции заключаются в том, что реакция ставится одновременно с 4 разными диагностикумами (антигенами): ОН-диагностикум брюшного тифа, О-диагностикум брюшного тифа, ОН-диагностикум паратифа А и ОН-диагностикум паратифа В. Брюшнотифозные монодиагностикумы применяются для установления стадии болезни, т.к. содержание О- и Н-антител в разные ее периоды неодинаково. О-антитела накапливаются в разгвр заболевания и исчезают к моменту выздоровления. Н-антитела появляются к концу заболевания и сохраняются у переболевших в течение длительного времени.

Это помогает дифференцировать острую стадию заболевания и «прививочную» или анамнестическую реакции.

У больных брюшным тифом в сыворотке крови определяются О- и Н-антитела, а в сыворотке крови людей, перенесших брюшной тиф или вакцинированных против него, сохраняются только Н-антитела.

Для серологического исследования реконвалесцентов и выявления бактерионосителей широко используют реакцию пассивной Vi-гемагглютинации (РПГА), с помощью которой определяют Vi-антитела в сыворотке крови людей, появляющиеся только к концу заболевания, но постоянно обнаруживающиеся у носителей брюшного тифа.

Конкретные цели:

  •  Ознакомиться с биологическими свойствами и классификацией представителей семейства Salmonella.
  •  Описывать патогенез сальмонеллезов.
  •  Изучить методы микробиологической диагностики сальмонеллезов.
  •  Ознакомиться с методами серологической реакции брюшного тифа, паратифов А и В.
  •  Ознакомиться с методами профилактики и специфической терапии брюшного тифа, паратифов А и В.
  •  Трактовать результаты бактериологического и серологического исследования.

 Уметь:

  •  Проводить дифференциацию сальмонелл – возбудителей сальмонеллезов.
  •  Забирать материал для исследования от больных сальмонеллезами.
  •  Выделять чистые культуры сальмонелл.
  •  Трактовать результаты бактериологического и серологического исследования.

Теоретические вопросы:

  1.  Сальмонеллы – возбудители пищевых токсикоинфекций.
    1.  Биологические свойства.
    2.  Антигенная структура, факторы патогенности.
    3.  Патогенез и иммуногенез заболеваний. Бактерионосительство.
    4.  Методы микробиологической диагностики сальмонеллезов.
    5.  Специфическая профилактика и лечение сальмонеллезов.

 Практические задания, выполняемые на занятии:

  1.  Выделение чистой культуры S. typhi :
    •  Изучение посевов «фекалий» больного брюшным тифом на среде Ресселя.
      •  Проверка чистоты культур: приготовление мазков, окраска по Грамму, микроскопия и зарисовывание.
      •  Пересев чистой культуры на среду Гиса и МПБ для выявления индола и сероводорода.
      •  Постановка реакции агглютинации на стекле с диагностическими сыворотками для идентификации выделенной чистой культуры.
    1.  Микроскопия демонстрационных микропрепаратов чистых культур S. typhimurium, S. choleraesuis, S. enteritidis.
    2.  Зарисовывание демонстрационных микропрепаратов в протокол.
    3.  Оформление протокола.

 Литература:

  1.  Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. Микробиология с вирусологией и иммунологией.– Киев: Высшая школа, 1992.- 431с.
  2.  Воробьев А.В., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбакова А.М. Микробиология.- М.: Медицина, 1998.- 336с.
  3.  Медицинская микробиология /Под редакцией В.П. Покровского.– М.: ГЕОТАР-МЕД, 2001.– 768с.
  4.  Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология /Учебник для медицинских ВУЗов, С-Пб.: «Специальная литература», 1998.- 592с.
  5.  Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина, 1983.- 512с.
  6.  Конспект лекции.

 Дополнительная литература:

  1.  Титов М.В. Инфекционные болезни.- К., 1995.– 321с.
  2.  Шувалова Е.П. Инфекционные болезни.– М.: Медицина, 1990.- 559с.
  3.  БМЭ, Т. 1,2,7.

Краткие методические указания для работы на практическом занятии.

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию.

Самостоятельная работа состоит из изучения методов микробиологической диагностики сальмонеллезов и серологической диагностики брюшного тифа, паратифов А и В. Далее студенты знакомятся с правилами забора материала от больных сальмонеллезами для бактериологического и серологического исследования. Потом продолжают выделение чистой культуры S. typhi :

  •  Изучение посевов «фекалий» больного брюшным тифом на среде Ресселя.
    •  Проверка чистоты культур: приготовление мазков, окраска по Грамму, микроскопия и зарисовывание.
      •  Пересев чистой культуры на среду Гиса и МПБ для выявления индола и сероводорода.
      •  Постановка реакции агглютинации на стекле с диагностическими сыворотками для идентификации выделенной чистой культуры.

В состав самостоятельной работы входит также микроскопия демонстрационных микропрепаратов чистых культур S. typhimurium, S. choleraesuis, S. enteritidis и зарисовывают их в протокол.

В конце занятия проводится оформление протокола, тестовый контроль и анализ результатов самостоятельной работы каждого студента.


Технологическая карта проведения практического занятия

№ п\п

Этапы

Время в мин.

Способы обучения

Оборудования

Место проведения

1.

Проверка и кор-рекция выходно-го уровня подго-товки к занятию

20

Тестовые задания выходного уровня

Таблицы, атлас

Учебная комната

2.

Самостоятель-ная работа

35’

Граф

логичной структуры

Иммерсионный мик-роскоп, краски, предметное стекло, бактериологические петли, среда Эндо с посевом «фекалий» больного брюшным тифом, среда Ресселя, жолчный бульон, кровь «больного» брюшным тифом

3.

Самоконтроль и коррекция усвоенного материала

15’

Целевые обучающие программы

4.

Тестовый контроль

15’

Тесты

5.

Анализ резуль-татов работы

5

Алгоритм лабораторной работы:

Проверка уровня подготовки студентов к занятию: решение исходных тестов.

Изучение методов микробиологической диагностики сальмонеллезов.

Изучение схемы выделения чистой культуры S. typhimurium, S. choleraesuis, S. enteritidis.

Знакомство с правилами забора материала от больных сальмонеллезом.

Продолжение выделения чистой культуры S. typhi:

  •  изучение посевов «фекалий» больного брюшным тифом на среде Ресселя;
  •  приготовление мазков, окраска по Граму, микроскопия и зарисовывание:
  •  пересев на среду Гиса и МПБ дляя выявления индола и сероводорода.

Ознакомление с постановкой реакции Видаля. Учет реакции.

Ознакомление с постановкой реакции Vi-гемагглютинации.

Микроскопия демонстрационных препаратов чистых культур S. typhimurium, S. choleraesuis, S. enteritidis и их зарисовывание.

Тестовый контроль и анализ итогов результатов самостоятельной работы каждого студента.

Оформление протокола.


Целевые учебные задания:

1. Из крови больного выделена культура возбудителя брюшного тифа. Какие культуральные свойства характерны для этого возбудителя?

A. Образование бесцветных или бледно-розовых колоний на среде Эндо и Плоскирева

В. Образование колоний красного цвета с металлическим блеском на среде Эндо

С. Образование бесцветных колоний на  висмут-сульфит агаре

D. Образование гемолиза на кровяном агаре

E. Образование нежной пленки на щелочной пептонной воде

2. В инфекционную клинику поступил больной с предварительным диагнозом «Сальмонеллез». Какой метод микробиологической диагностики необходимо применить, чтобы подтвердить или отклонить диагноз?

A. Бактериологический

B. Микроскопический

C. Аллергический

D. Биологический

E. Серологический

3. При плановом обследовании работников пищевого предприятия на носительство возбудителя брюшного тифа с помощью пассивной агглютинации выявлен титр по Vi-антигену 1:80. Можно ли отнести этого человека к носителям?

A. Да, это носитель.

B. Это больной человек.

C. Это разгар заболевания.

D. Это не носитель.

E. Это острая форма брюшного тифа.

4. Для серодиагностики брюшного тифа ставят реакцию, при которой к разным разведениям сыворотки больного добавляют диагностикумы трех видов микроорганизмов и результат которой оценивают по наличию осадка из склеенных бактерий. Эта реакция известна под названием:

A. Видаля

B. Борде-Жангу

C. Вассермана

D. Райта

E. Асколи

5. В связи с эпидемиологическим состоянием необходимо провести иммунизацию жителей села В. против брюшного тифа. Какая вакцина используется для специфической профилактики брюшного тифа?

A. Живая авирулентная

B. Химическая

C. Анатоксин

D. Генно-инженерная

E. -

6. От больного с подозрением на пищевую токсикоинфекцию из кала и рвотных масс были выделены микроорганизмы палочковидной формы, грамотрицательные, в мазках располагаются беспорядочно, растущие на среде Ресселя с изменением цвета в столбике, расщепляющие на среде Гиса глюкозу, маннит и мальтозу. Проведение какого дополнительного исследования позволит определить вид микробов, вызвавшего это заболевание у больного?

A. РСК

B. РА

C. РПГА

D. Реакция Видаля

E. РП

7. При микробиологическом исследовании мясного фарша выделены бактерии, относящиеся к роду сальмонелл. Изучение каких свойств микробов, позволило прийти к такому заключению

A. Культуральных

В. Тинкториальных

С. Антигенных

D. Протеолитических

Е. Сахаролитических

8. В стационар поступил больной с подозрением на пищевую токсикоинфекцию сальмонеллезной этиологии. Какие методы микробиологической диагностики используются для подтверждения клинического диагноза. Выберите наиболее полный ответ.

A. Аллергический, серологический, биологический

В. Микроскопический, серологический, биологический

С. Бактериологический, аллергический, биологический

Д. Серологический, РИФ, ИФА

Е. Бактериологический, РИФ, ИФА

9. При бактериологическом исследовании рвотных масс больных выделены грамотрицательные палочки средних размеров с закругленными концами, подвижные, агглютинирующие с сальмонеллезной О-сывороткой группы В. Идентичные микроорганизмы обнаружены в мясном салате, который накануне употребляли все заболевшие. О возбудителях какого заболевания можно думать в данном случае?

А. Протеи - возбудители пищевой токсикоинфекции

В. Сальмонеллы - возбудители паратифа А

С. Сальмонеллы - возбудители брюшного тифа

D. Эшерихии - возбудители пищевой токсикоинфекции

Е. Сальмонеллы - возбудители острого гастроэнтерита

10. При бактериологическом обследовании сыра, рвотных масс, промывных вод желудка, испражнений больных выделены грамотрицательные, средних размеров палочки, подвижные, с закругленными краями, ферментирующие глюкозу, маннит и мальтозу с образованием кислоты и газа, образующие сероводород. Выделенная культура агглютинировалась сальмонеллезной О-сывороткой группы В. Об этиологии какого заболевания можно думать в этом случае?

А. Брюшной тиф

В. Эшерихиоз

С. Сальмонеллезная токсикоинфекция

D. Дизентерия

Е. Вирусный гепатит

11. При идентификации возбудителя пищевой токсикоинфекции выяснилось, что по своим биохимическим свойствам он относится к роду Salmonella. Какой признак возбудителя позволит наиболее точно установить его видовую принадлежность?

А. Антигенная структура

В. Фаготип

С. Антибиотикограмма

D. Патогенность для разных лабораторных животных

Е. Серологический тип возбудителя

12. К врачу-инфекционисту на прием пришел больной с жалобами на лихорадку, которая длится три дня, общую слабость, бессонницу, ухудшение аппетита. При осмотре отмечается бледность кожных покровов, обложенный белым налетом язык. Врач заподозрил брюшной тиф. Какой метод лабораторной диагностики следует провести для подтверждения диагноза?

А. Выделение гемокультуры

В. Выделение копрокультуры

С. Выделение уринокультуры

D. Выделение биликультуры

Е. Выделение миелокультуры


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8007. Дидактические принципы обучения 57.5 KB
  Дидактические принципы обучения Дидактические принципы - содержание, организационные формы и методы процесса обучения. Дидактические правила - конкретные указания учителю, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Принципы...
8008. Процесс обучения 27 KB
  Процесс обучения Учебный процесс - двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов деятельности и развитие их способностей и наклонностей. Со...
8009. Основні принципи реформування змісту сучасної шкільної освіти 18.43 KB
  Основні принципи реформування змісту сучасної шкільної освіти Зміст шкільної освіти не може бути вузьким через те, що особистість, засвоюючи його, готується до збереження і розвитку культури. Тому зміст освіти повинен мати джерела наука, виробничі ...
8010. Зміст освіти в національній школі 22.64 KB
  Зміст освіти в національній школі. Наукові основи визначення змісту освіти та шляхи його вдосконалення відповідно до Законів України Про освіту, Про загальну середню освіту У Законах України Про освіту, Про загальну середню освіту, у Національ...
8011. Характеристика навчальних планів, програм і підручників національної школи 21.08 KB
  Характеристика навчальних планів, програм і підручників національної школи Основним джерелом змісту освіти на державному рівні є такі документи: навчальний план школи, освітні стандарти, предметні програми, підручники. Шкільні навчальні плани. У шкі...
8012. Зміст освіти зарубіжної школи 15.94 KB
  Зміст освіти зарубіжної школи Проблема змісту навчання є однією зі стрижневих у теорії та практиці навчання в зарубіжній педагогіці. Уявлення про зміст освіти в зарубіжних школах дає середньостатистичне співвідношення предметів у навчальному плані. ...
8013. Педагогический коллектив в школе. Аттестация педагогических кадров 31 KB
  Педагогический коллектив в школе. Аттестация педагогических кадров. Цель аттестации - создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирование их профессионального роста, непрерывн...
8014. Аттестация педагогических кадров 45.5 KB
  Аттестация педагогических кадров Профессионализм педагога - решающий фактор обеспечения качества образования. АПК стимулирует рост педагога как профессионала, повышает продуктивность педагогического труда. Готов ли сегодняшний учитель раб...
8015. Управление современной школой 37.5 KB
  Управление современной школой Управление школой - научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного и...