67949

Микробиологическая диагностика туберкулёза

Практическая работа

Медицина и ветеринария

Конкретные цели: Изучить морфологию и культуральные особенности возбудителя туберкулеза. Знать какие возбудители туберкулеза являются патогенными для человека. Изучить пути передачи туберкулеза и его патогенез. Ознакомиться с методами лабораторной диагностики туберкулеза.

Русский

2014-09-16

82.5 KB

9 чел.

Методическая разработка для студентов для практического занятия 31.

Тема: Микробиологическая диагностика туберкулёза.

Цель: Освоение методов микробиологической диагностики туберкулёза.

Модуль 2: Специальная, клиническая и экологическая микробиология.

Содержательный модуль 10: Патогенные прокариоты и эукариоты

Тема практического занятия 31. Микробиологическая диагностика туберку-лёза.

Актуальность темы: В Украине, как и во всём мире, наблюдается рост заболеваемости туберкулёзом, вот почему изучение возбудителя данного заболевания является крайне важным для современного врача.

Возбудители туберкулёза относятся к семейству Mycobacteriaceae рода Mycobacterium. Для человека патогенными являются Mycobacterium tuberculosis та M.bovis.

 Морфология и физиология. Возбудители представляют собой прямые или слегка изогнутые палочки, спор и капсул не образуют, неподвижны, по Граму окрашиваются положительно. Кислото и щелочеустойчивы, благодаря высокому содержанию липидов и липоловой кислоты в клеточной стенке, что позволяет окрашивать их по методу Циль–Нильсена.

Возбудители туберкулёза культивируются только на сложных питательных средах, содержащих глицерин, картофельную муку, яичный желток (глицериновый бульон, среды Левенштайна–Йенсена и Петраньяни). На плотных питательных средах Mycobacterium tuberculosis образует суховатые колонии с шероховатым краем. На жидких питательных средах – плёнку. Растут медленно до 25 – 40 дней. Аэроб.

 Токсинообразование и патогенность. Микобактерии туберкулёза не образуют экзотоксинов, в патогенном действии на организм ведущее значение имеют липиды, в частности фосфатиды, жирные кислоты и воска. Характерным свойством вирулентных штаммов Mycobacterium tuberculosis является способность к образованию корд–фактора.

 Патогенез. Заражение здорового человека происходит воздушно–капельным, контактным или алиментарным путём (через некипяченое молоко крупного рогатого скота).

Первичный очаг поражения туберкулёзом в большинстве случаев возникает в лёгких и характеризуется воспалительным процессом с последующим развитием лимфангоита и регионарного лимфаденита. Образуется первичный туберкулёзный комплекс. При доброкачественном течении первичного туберкулёзного комплекса пораженный участок кальцифинируется и рубцуется. Если резистентность организма снижена, может развиваться прогрессирующий процесс в виде хронического первичного туберкулёза.

Туберкулёзу присущи такие клинические формы: туберкулёз органов дыхания, кишечника, органов мочеполовой системы, костей; материалом для исследования соответственно могут служить мокрота, спинномозговая жидкость, моча.

 Лабораторная диагностика. Для обнаружения возбудителя туберкулёза применяют микроскопию мазков окрашенных по Цилю–Нильсену. Этот метод рассматривают как ориентировочный. Основной метод – бактериологический, позволяет получить чистую культуру возбудителя и идентифицировать её. При исследовании мочи используется биологический метод – заражение морских свинок.

Современными методами диагностики туберкулёза являются ИФА, ПЦР.

Для выявления лиц инфицированных туберкулёзом, при отборе кандидатур для ревакцинации, для оценки активности туберкулёзного процесса ставят внутрикожную пробу Манту с очищенным протеиновым дериватом (РРD). Через 48 – 72 часа на месте введения формируется папула, размеры и окраска которой играют диагностическую роль.

 Иммунитет при туберкулёзе нестерильный или инфекционный, связан с присутствием возбудителя в организме человека, развивается по типу реакции гиперчувствительности замедленного типа. Ведущее значение имеет клеточное звено иммунитета.

 Профилактика специфическая осуществляется путём активной иммунизации живой противотуберкулёзной вакциной БЦЖ. Первичную вакцинацию осуществляют всем здоровым новорожденным на 5-7 день жизни. Ревакцинацию проводят лицам с отрицательной туберкулиновой пробой с интервалом 5-7 лет до 30-летнего возраста.

 Лечение. Применяются противотуберкулёзные химиопрепараты и антибиотики. Все препараты делятся на препараты 1 и 2 ряда. К первому ряду относятся: изониазид, этамбутол, стрептомицин, рифампицин; ко второму – циклосерин, канамицин, виомицин, тибон, этионамид, ПАСК.

Конкретные цели:

  1.  Изучить морфологию и культуральные особенности возбудителя туберкулеза.
  2.  Знать какие возбудители туберкулеза являются патогенными для человека.
  3.  Изучить пути передачи туберкулеза и его патогенез.
  4.  Знать какой материал для исследования в зависимости от формы заболевания необходимо забирать.
  5.  Ознакомиться с методами лабораторной диагностики туберкулеза.
  6.  Изучить биологические препараты для диагностики и лечения туберкулеза.
  7.  Грамотно оценивать методы микроскопии препаратов и результаты других методов диагностики.

Уметь:

  1.  Окрашивать готовые зафиксированные мазки из мокроты больного по методу Циля–Нильсена.
  2.  Оценивать результаты микроскопии мазков.
  3.  Интерпретировать результаты пробы Манту.

Теоретические вопросы:

  1.  Таксономия возбудителя туберкулеза. Патогенные представители.
  2.  Культуральные особенности Mycobacterium tuberculosis.
  3.  Источник инфекции. Пути заражения туберкулезом. Патогенез. Материалы для исследования
  4.  Методы лабораторной диагностики туберкулеза.
  5.  Иммунитет при туберкулезе и его особенности.
  6.  Специфическая профилактика и лечение туберкулеза.

Практические задания, которые выполняются на практическом занятии.

  1.  Микроскопия готовых препаратов из мокроты больных  туберкулезом окрашенных по Цилю–Нильсену, с занесением в протокол.
  2.  Окрашивание по Цилю–Нильсену готовых зафиксированных препаратов из мокроты больных туберкулезом. Микроскопия, анализ результатов, зарисовка в протокол.
  3.  Знакомство с коллекцией готовых питательных сред для культивирования Mycobacterium tuberculosis.
  4.  Изучение биопрепаратов для диагностики и профилактики туберкулеза (туберкулин, вакцина БЦЖ), и препаратов для лечения.

Литература:

Коротяев А.И., Бабичев С.О. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология.- Санкт-Петербург «Специальная литература», 1998.- 579с.

Воробьев А.В., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбаков А.М. Микробиология.- М.: Медицина, 1998.- 336с.

Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.- М.: ГЕОТАФ-МЕД, 2001.- 768с.

Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія.- Київ «Вища школа»: 1992.– 431с.

Конспект лекции.

Короткие методические указания к работе на практическом занятии.

В начале занятия проводиться проверка уровня подготовки студентов к занятию.

Самостоятельная работа состоит изучения методов микробиологической диагностики туберкулеза: методы выделения чистой культуры Mycobacterium tuberculosis, бактериоскопический метод, ИФА, ПЦР, РИФ.

Практическая работа сводится к окраске готового зафиксированного препарата из мокроты больного туберкулезом, его просмотру под микроскопом и зарисовкой в протокол.

В конце занятия проводится тестовый контроль и анализ подведения итогов самостоятельной работы каждого студента.

Технологическая карта проведения практического занятия.

Этапы

Вре-мя в мин

Средства обучения

Оснащение

Место прове-дения

1

Проверка и коррекция исходного уровня подготовки к занятию

15

Тестовые задачи исходного уровня

Таблицы, атлас, рисун-ки, иммерсионный мик-роскоп, микропрепарат из мокроты больного туберкулезом окрашен-ный по Цилю-Нильсену, готовые зафиксирован-ные препараты из мок-роты больного туберку-лезом, красители для окраски по Цилю–Ниль-сену, биопрепараты для профилактики туберку-леза, антибиотики и химиопрепараты для лечения туберкулеза.

У Ч Е Б Н А Я  К О М Н А Т А

2

Самостоятельная работа

30

Граф логическая структура

3

Самоконтроль и коррекция усвоения материала

15

Целевые учебные задания

4

Тестовый контроль

15

Тесты

5

Анализ резуль-татов работы

5

Алгоритм практического занятия.

  1.  Изучить по таблице морфологию Mycobacterium tuberculosis.
  2.  Изучить технику окраски Mycobacterium tuberculosis по методу Циля–Нильсена.
  3.  Микроскопировать готовые зафиксированные препараты из мокроты больного туберкулезом и окрашенных по Цилю–Нильсену, и зарисовка в протокол.
  4.  Изучить по таблице схему лабораторной диагностики туберкулеза.
  5.  Окрасить по Цилю–Нильсену готовые зафиксированные мазки из мокроты больного туберкулезом, промикроскопировать зарисовать в протокол.
  6.  Изучить биологические препараты для диагностики, профилактики и лечения туберкулеза.
  7.  Оформить протокол.


Целевые учебные задания:

1. Для обнаружения палочки туберкулеза в мокроте больных, мазок красят по методу Циля–Нильсена, который позволяет выявить кислотоустойчивые бактерии. Какие структурные компоненты обеспечивают кислотоустойчивость возбудителя туберкулеза?

А Капсула

В. Полисахариды

С. Липиды

D. Белки

Е. Высокомолекулярные кислоты

2. У больных туберкулезом формируется инфекционный иммунитет (нестерильный). Что означает термин инфекционный иммунитет?

А. Невосприимчивость к инфекционным агентам вообще

В. Пассивно приобретенная невосприимчивость после введения антител (АТ) к какому либо инфекционному агенту

С. Активно приобретенная невосприимчивость после иммунизации антигеном какого-либо инфекционного агента

D. Невосприимчивость, обусловленная наличием инфекционного агента в организме

Е. Невосприимчивость к вторичному заражению, обусловленная циркуляцией инфекционного агента в организме

3. С целью диагностики туберкулеза пациентам ставят туберкулиновую пробу. Какие нижеуказанные положения верны применительно к туберкулиновой пробе, кроме:

А. Пробу считают положительной при появлении папулы, превышающей 10 см.

В. Наибольшее распространение нашло внутрикожное введение туберкулина (реакция Манту)

С. Повторное введение туберкулина способно вызвать конверсию отрицательной пробы в положительную

D. Проба Манту может быть отрицательной у больных туберкулезом на фоне аллергии

Е. Для постановки пробы Манту используется ППД-Л (новый туберкулин Коха)

4. У доярки, работающей на ферме, где содержатся больные туберкулезом коровы, был обнаружен туберкулез. Какие из перечисленных противотуберкулезных препаратов, которые будут использованы для лечения больной, являются средствами первого ряда, кроме:

А. Изониазид

В. Этамбутал

С. Стрептомицин

D. Рифампицин

Е. Пенициллин

5. Какая вакцина применяется для профилактики туберкулеза?

А. АКДС

В. БЦЖ

С. АДС

D. АД

Е. Холероген - анатоксин


Графологическая структура темы:

Микробиологическая диагностика туберкулеза”


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23761. Признак делимости на 3 и на 9 57.5 KB
  – А зачем нам нужны признаки делимости Что бы быстрее определять делится ли число на данное или нет. Затруднения могут быть при выполнении задания тех случаях где множитель не делится ни на 3 ни на 9 или делится только на 3. 54 делится на 3 и третье т. 15 делится на 3.
23762. Признак делимости на 9 43 KB
  – А зачем нам нужны признаки делимости – Что бы быстрее определять делится ли число на данное или нет. Будет ли число представленное выражением d 235 делиться на5 – Всё зависит от того какое значение принимает d потому что если каждое слагаемое делится на 5 то и вся сумма разделится на 5 ели одно слагаемое делится на 5 а другое не делится на 5 то вся сумма не разделится на 5. 2 Будет ли число представленное выражением 271k делится на 2 –Всё зависит какое значение принимает k т. по свойству делимости произведения...
23763. Признаки делимости на 10, на 2, на 5 87.5 KB
  1 Выберите из множества A = числа кратные: а 2 б 5 в 10 г и 2 и 5 и 10. Кратные 2: 110; 300; 404; 706 т. П1 Кратные 5: 110; 215; 300 т. На доске: П2 Кратные 10: 110; 300 т.
23764. Признаки делимости на 10, на 5, на 2 42 KB
  – Выясните делится ли: 1 на 10; – Делится на 10 т. 10 делится на 10 а произведение делится на число если один из множителей делится на число. 2 100a 10b на 5; – Делится на 5 т. 100 делится на 5 а значит 100a делится на 5 10 делится на 5 а значит 10b делится на 5 следовательно вся сумма делится на 5 по свойству делимости суммы на число.
23765. Отрицание общих высказываний 39 KB
  – Что вы ещё знаете о высказываниях Высказывания бывают разного вида. – Какие бывают высказывания Высказывания бывают общие высказывания о существовании и высказывания не относящиеся ни к одному ни к другому виду. Индивидуальное задание: – Постройте отрицание следующего высказывания: Сумма простого числа и составного является составным числом. то его можно отнести к высказываниям о существовании.
23766. Отрицание общих высказываний 38.5 KB
  Основные цели: –тренировать способность к построению отрицания общих высказываний; повторить и закрепить приёмы устных и письменных вычислений с десятичными дробями приближения чисел с точностью до данного разряда с недостатком и избытком признаки делимости. – Здравствуйте ребята Какую тему мы начали изучать Отрицание общих высказываний. – Сегодня мы продолжим работать с отрицанием высказываний.