67951

Микробиологическая диагностика чумы и туляремии

Практическая работа

Медицина и ветеринария

Чума (от лат. pestis) - высококонтагиозная инфекционная болезнь, вызываемая Yersinia pestis, характеризующаяся тяжелой интоксикацией, высокой лихорадкой, поражением лимфатической системы, септицемией. Возбудитель чумы открыт в 1894г. А. Йерсеном и С. Китасато.

Русский

2014-09-16

89.5 KB

16 чел.

Методические указания для студентов к практическому занятию № 33.

Тема занятия: Микробиологическая диагностика чумы и туляремии.

Цель: Изучение методов микробиологической диагностики, терапии и профилактики чумы и туляремии.

Модуль 2. Специальная, клиническая и экологическая микробиология.

Содержательный модуль 10. Патогенные прокариоты и эукариоты.

Тема 10: Микробиологическая диагностика чумы и туляремии.

Актуальность темы:

 Возбудитель чумы

Чума (от лат. pestis) - высококонтагиозная инфекционная болезнь, вызываемая Yersinia pestis, характеризующаяся тяжелой интоксикацией, высокой лихорадкой, поражением лимфатической системы, септицемией. Возбудитель чумы открыт в 1894г. А. Йерсеном и С. Китасато. Таксономия. Y. pestis относится к отделу Gracilicutes, семейству Enterobacteriaceae, роду Yersinia.

 Морфология и тинкториальные свойства. Y. pestis . полиморфная мелкая овоидная палочка, жгутиков не имеет, спор не образует, может образовывать капсулу, грамотрицательна, с биполярной окрашиваемостью в мазках, взятых из патологического материала.

 Культивирование. Возбудитель чумы - факультативный анаэроб, психрофил: оптимум роста при 280С. На плотных средах может вырастать в виде колоний R- и S-формы; R-формы обладают высокой вирулентностью, S-формы менее вирулентны.

 Ферментативная активность. Возбудитель обладает биохимической активностью, ферментирует углеводы до углекислого газа, синтезирует фибринолизин и коагулазу. В зависимости от ферментации глицерина выделяют «+» и «-»варианты.

 Антигенная структура и факторы патогенности. Y. pestis имеет термолабильный капсульный и термостабильный соматический антигены; основные из них F1-, V- и W-антигены. Имеет общие антигены с другими иерсиниями, эшерихиями, сальмонеллами, шигеллами.

Бактерии чумы отличаются высокой вирулентностью, проникают даже через неповрежденную кожу, образуют особый токсин, высокоядовитый для мышей, бактериоцины - пестицины. Большинство факторов вирулентности (V-, W-антигены, мышиный токсин, F1 коагулаза и др.) контролируется генами плазмид.

 Резистентность. Солнечный и ультрафиолетовый свет, высушивание, высокая температура и дезинфицирующие средства (фенол, хлорамин и др.) вызывают быструю гибель Y. pestis. Хорошо переносят низкие температуры, замораживание и оттаивание; в патологическом материале переживают до 10 сут, при 0°С сохраняются до 6 мес.

 Восприимчивость животных. К возбудителю чумы чувствительны грызуны (сурки, песчанки, суслики, крысы, домовые мыши). Восприимчивы верблюды, кошки, лисицы, ежи и др. Среди лабораторных животных наиболее восприимчивы белые мыши, морские свинки, кролики, обезьяны.

 Эпидемиология. Чума - природно-очаговое заболевание, относится к особо опасным инфекциям. Эпидемии чумы в средние века уносили десятки миллионов жизней. Существуют очаги чумы и в настоящее время, особенно в странах Юго-Восточной Азии. Встречаются единичные случаи заболевания в Средней Азии. Основной источник Y. pestis . различные виды грызунов. Основной механизм передачи инфекции - трансмиссивный. Человек заражается в результате укуса инфицированной блохи, а также контактным (при убое больного животного, снятии шкуры, разделке туши) и пищевым (употребление недостаточно термически обработанного мяса больного животного) путями. После заражения источником чумы является больной человек. Особо высокой контагиозностью отличается больной с легочной формой чумы. При любой форме заболевания больных изолируют, проводят строгие карантинные мероприятия.

 Патогенез. Возбудитель, проникая через кожу и слизистые оболочки, распространяется по лимфатическим сосудам, быстро размножается, вызывает интоксикацию, поражение лимфатических узлов, легких и других органов.

Различают бубонную, легочную и первично-септическую формы. При бубонной форме поражаются лимфатические узлы (бубон - увеличенный лимфатический узел), откуда возбудители могут распространяться по всему организму, в том числе попадать в легкие, вызывая вторичную пневмонию. При воздушно-капельном пути передачи развивается первичная легочная форма чумы. При массивном заражении может быть первично-септическая форма. Независимо от формы чумы поражаются все системы и органы: сердечно-сосудистая, почки, печень, селезенка, костный мозг, железы внутренней секреции и др.

 Клиническая картина. Инкубационный период обычно продолжается 2.3 дня. Заболевание проявляется общими симптомами (головная боль, повышение температуры тела, озноб и др.), а также симптомами, характерными для бубонной или легочной формы.

 Иммунитет. Иммунитет различной длительности и напряженности. Описаны случаи повторных заболеваний.

 Микробиологическая диагностика. Все исследования проводятся в специальных лабораториях, в защитных костюмах. Материалом для исследования могут служить содержимое бубона, мокрота, кровь, кал, кусочки органов умерших, трупов животных и др. При бактериоскопии мазков обнаруживаются грамотрицательные овоидные биполярно окрашенные палочки, позволяющие поставить предварительный диагноз. Окончательный диагноз ставится на основании выделения и идентификации культуры и гибели зараженных морских свинок и белых мышей после введения исследуемого материала. Используют также ускоренный метод для определения антигена в исследуемом материале (РИФ) и серологический метод (ИФА).

 Лечение. Из антимикробных препаратов применяют тетрациклин, левомицетин, рифампицин и др.

 Профилактика. Основными являются предупредительные мероприятия, предотвращающие занос инфекции из-за рубежа, и возникновение заболеваний в эндемических по чуме очагах. Специфическую профилактику проводят по эпидемическим показаниям: в случае появления больных чумой или в отношении лиц, проживающих в природных очагах чумы. Применяют живую вакцину из аттенуированного штамма EV, которую можно вводить накожно, подкожно (безыгольная инъекция), перорально и аэрозольно.

 Возбудитель туляремии

Туляремия - зоонозная инфекционная болезнь с природной очаговостью, вызываемая Francisella tularensis, характеризующаяся лихорадкой и поражением лимфатических узлов.

 Таксономия. F. tularensis относится к отделу Gracilicutes, роду Francisella.

 Морфология и культивирование. Мелкие грамотрицательные бактерии грациликуты, жгутиков не имеют, спор не образуют, вокруг бактерий выявляется капсулоподобный слизистый покров. F. tularensis - факультативный анаэроб, не растет на простых питательных средах; культивируется на средах с добавлением желтка или цистина. При культивировании происходят аттенуация бактерий и превращение их из вирулентной S-формы в авирулентную R-форму.

 Антигенные свойства и факторы патогенности. F. tularensis содержит оболочечный Vi- и соматический О-антигены, обнаруживает антигенную близость к бруцеллам. Болезнетворные и иммуногенные свойства связаны с Vi-антигеном, с токсическими веществами типа эндотоксина.

 Резистентность. F. tularensis длительно сохраняется в окружающей среде, особенно при низкой температуре (8-10 мес); нестойка к высоким температурам: кипячение убивает немедленно, нагревание до 60ºС вызывает гибель через 20 мин; под действием прямых солнечных лучей погибает через 20-30 мин. Бактерии F. tularensis не стойки к обычным дезинфектантам и ионизирующему излучению.

 Восприимчивость животных. Возбудитель туляремии патогенен для млекопитающих многих видов, особенно грызунов и зайцев.

 Эпидемиология. Туляремия распространена на многих континентах. Источником инфекции являются все виды грызунов, чаще водяная полевка, ондатра, домовая мышь, заяц и др. Передача возбудителя среди животных происходит чаще через кровососущих членистоногих: клещей, комаров, реже блох. Пути заражения человека - трансмиссивный (при укусах инфицированными клещами, комарами, слепнями), контактно-бытовой (через поврежденную кожу или слизистую оболочку глаз), пищевой (при употреблении зараженной воды или пищевых продуктов), воздушный (при вдыхании с воздухом пыли или капелек, загрязненных выделениями грызунов). От человека человеку возбудитель не передается.

 Патогенез. В месте внедрения возбудителя развивается первичный очаг. Ведущее значение в патогенезе имеет распространение возбудителей по лимфатическим сосудам. Возбудитель, его токсины, проникая в кровь, вызывают поражение лимфатических узлов (образование бубонов).

 Клиническая картина. Инкубационный период составляет 3-7 дней. Болезнь начинается внезапно, температура тела повышается до 38-40ºС, симптомы зависят в значительной степени от пути передачи инфекции и формы болезни. Различают бубонную, глазобубонную, ангинозно-бубонную и септическую формы. Летальность до 5 %.

 Иммунитет. После перенесенной инфекции иммунитет сохраняется долго, иногда пожизненно; развивается аллергизация к антигенам возбудителя.

 Микробиологическая диагностика. Основана на серологическом, биологическом и бактериологическом исследованиях материалов, взятых от больного (смывы, кровь, пунктат бубонов). Применяют РА с туляремийным диагностикумом, РИГА с эритроцитарным диагностикумом, а также РСК, РИФ, ИФА. Бактериологические исследования материала, взятого от больного, обычно безуспешны. Выделяют и идентифицируют возбудителя после заражения исследуемым материалом морских свинок или белых мышей. Проводят кожные аллергические диагностические пробы с тулярином . туляремийным антигеном. При положительной реакции на месте инъекции через 12-24 ч появляются краснота и отечность.

 Лечение. Применяют аминогликозиды (стрептомицин, канамицин и др.), тетрациклин, левомицетин, эритромицин.

 Профилактика. Профилактические меры сводятся к борьбе с грызунами, защите водоисточников, санитарно-просветительской работе. Для создания активного иммунитета по эпидемическим показаниям применяют эффективную живую туляремийную вакцину, полученную из штамма № 15.

Конкретные цели:

  1.  Выучить морфологию, культуральные, биохимические и антигенные свойства возбудителей чумы и туляремии.
  2.  Выучить источники, пути передачи и некоторые клинические проявление чумы и туляремии.
  3.  Ознакомиться с методами лабораторной диагностики чумы и туляремии.
  4.  Определить значение токсина в развитии чумы и туляремии.
  5.  Обусловить понятие “анатоксин” и “антитоксин”.
  6.  Особенности иммунитета при чуме и туляремии.
  7.  Ознакомление с методами и средствами профилактики и лечение чумы и туляремии.

 Уметь:

1. Осуществить посев на питательные среды исследуемого материала.

2. Приготовить мазки и окрасить их.

3. Провести микроскопию препаратов с помощью иммерсионного микроскопа.

4. Анализировать морфологические, культуральные, ферментативные признаки возбуди-телей чумы и туляремии.

 Теоретические вопросы:

1. Характеристика возбудителей чумы и туляремии. Биологические свойства.

2. Эпидемиология, патогенез и клинические особенности чумы и туляремии.

4. Лабораторная диагностика.

5. Особенности и характер иммунитета.

6. Принципы лечения и профилактики чумы и туляремии.

 Практические задачи, которые выполняются на занятии:

  1.  Изучение морфологии возбудителей чумы и туляремии в микропрепаратах.
  2.  Изучение культуральных и биохимических свойств чумы и туляремии.
  3.  Микроскопия демонстрационных препаратов из чистых культур возбудителей чумы и туляремии.

4. Зарисовка демонстрационных препаратов и схемы микробиологической диагностики чумы и туляремии в протокол занятия.

5. Оформление протокола.

 Литература:

  1.  Воробьев А.В., Быков А.С., Пашков Э.П., Рыбакова А.М. Микробиология.- М.: Медицина, 1998.- 336с.
  2.  Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. Микробиология с вирусологией и иммунологией.- Киев.: Высшая шк., 1992.- 431с.
  3.  Медицинская микробиология /Под ред. В.И. Покровского.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.- 768с.
  4.  Конспект лекции.

 Короткие методические указания к работе на практическом занятии:

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию. Самостоятельная работа состоит из микроскопии и зарисовки демонстрационных препаратов, изучения биологических препаратов для диагностики, специфической терапии и профилактики чумы и туляремии, изучения схемы постановки и учета реакции агглютинации с «сывороткой крови больного туляремией», постановки кровяно-капельной реакции на стекле, изучение схем лабораторной диагностики чумы и туляремии.

В конце занятие проводится тестовый контроль и анализ итогов результатов самостоятельной работы каждого студента.

Алгоритм лабораторной работы:

1. Изучение биологических свойств возбудителей чумы и туляремии.

3. Разбор схемы патогенетических и клинических проявлений этих заболеваний.

4. Изучение методов лабораторной диагностики возбудителей чумы и туляремии.

5. Изучение основных принципов терапии и профилактики чумы и туляремии.

6. Микроскопия и анализ демонстрационных препаратов из чистых культур.

7. Зарисовка демонстрационных препаратов и схемы лабораторной диагностики чумы и туляремии в протокол.

8. Оформление протокола.

Технологическая карта проведения практического занятия

п/п

Этапы

Время, мин.

Средства обучения

Оборудование

Место проведения

1.

Проверка и коррекция исходного уровня подготовки к занятию

20

Тестовые задачи исходного уровня

Таблицы, тесты.

Учебная комната

2.

Самостоятельная работа

35

Графы логической структуры

Иммерсионный микроскоп, красители, предметные стекла, бактериологические петли, питательные среды

3

Самопроверка и коррекция усвоения материала

15

Целевые учебные задачи

4

Тестовый контроль

15

Тесты

5

Анализ результатов работы

5

Целевые учебные задачи:

1. У больного в мокроте выявлены мелкие грамотрицательные овоиды, концы которых окрашены интенсивно. Какие микроорганизмы из приведенных имеют такие морфологические и тинкториальные свойства?

А. B.melitensis.

В. C.diphteriae.

С. S.typhi.

D. M.tuberculosis.

Е. Y.pestis.

2. У больного с жалобами на лихорадку врач обнаружил увеличенный с четкими контурами лимфатический узел (бубон). Какая из перечисленных серологических реакций может дать основание для постановки диагноза “туляремия”?

А. Реакция агглютинации с тулярином.

В. Реакция торможения гемагглютинации.

С. Реакция агглютинации с тулярийным диагностикумом.

D. Реакция Видаля.

3. Во время микроскопии мокроты больного с предварительным диагнозом острая пневмония выявлены хаотично расположенные микроорганизмы овоидной формы длиной до 2 мкм, интенсивно окрашенные по полюсам. Какой наиболее вероятный диагноз можно установить на основании полученных данных?

A. Легочная форма чумы.

B. Стрептококковая пневмония.

C. Стафилококковая пневмония.

D. Клебсиеллезная пневмония.

E. Дифтерия.

4. В одном из горных селений наблюдалась массовая гибель грызунов. Одновременно болели жители этой местности. Заболевание сопровождалась быстрым повышением температуры тела до 400С, выраженной интоксикацией, увеличением паховых лимфатических узлов. В препаратах-мазках из трупного материала выявили грамотрицательные палочки овоидной формы с биполярным окрашиванием. Какие микроорганизмы являются возбудителями этого инфекционного заболевания?

A. Стафилококк

B. Палочка чумы

E. Клостридии

C. Возбудитель туляремии

D. Возбудитель сибирской язвы

5. Геолог, три дня тому назад вернулся из Ливии. Первый день заболевания, температура 400С, пульс 140 уд/мин, АД – 80/40 мм рт. ст., рвота, бред, петехилиальная сыпь на коже, резко болезненный паховый лимфаденит. В пунктате лимфатического узла обнаружена мелкая, овоидная, грамотрицательная палочка. Какой диагноз можно поставить на основании полученных данных?

A. туляремия

B. сибирская язва

C. дифтерия

D. чума

E. туберкулез

6. Группа врачей из Украины едет в Африку в командировку. Известно, что в этой стране каждый год сотни людей болеют чумой. Какую из перечисленных вакцин необходимо использовать украинским специалистам для профилактики чумы:

A. СТИ

B. живая вакцина EV

C. чумный анатоксин

D. комбинированная вакцина

E. химическая вакцина

7. Известно, что чума – особо опасное природно-очаговое заболевание. При какой форме чумы больной отличается особо высокой контагиозностью?

A. кожно-бубонная

B. первично-септическая

C. вторично-септическая

D. кишечная

E. легочная

8. Назовите наиболее эффективный метод выделения возбудителя туляремии из исследуемого материала:

A. бактериоскопический

B. иммунологический

C. биологический

D. серологический

E. бактериологический

9. В больницу поступил больной с клиническим диагнозом «Туляремия». Более 10 дней. Какой из перечисленных методов необходимо использовать при проведении лабораторной диагностики?

A. серологический

B. бактериологический

C. биологический

D. аллергический

E. бактериоскопический

10. Известно, что существует несколько клинических форм чумы. Какой из перечисленных материалов берут у больного при подозрении на септическую форму чумы?

A. мокрота

B. моча

C. слизь из зева

D. желчь

E. кровь

11. В одном из районов Украины, где отмечено много грызунов, на протяжении нескольких лет регистрировали случаи заболевания туляремией. По эпидемиологическим показателям населения было привито вакциной против туляремии Гайского-Эльберта. К какому из перечисленных типов относится эта вакцина?

A. синтетическая

B. ассоциированная

C. анатоксин

D. инактивированная

E. живая

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74438. История западноевропейской правовой науки 18.62 KB
  История западноевропейской правовой науки. Порожденная практическими потребностями общества правовая наука вырабатывала представления об идеальном государстве и о справедливом праве характерные для конкретноисторических особенностей соответствующей эпохи и формулировала свои предложения о путях совершенствования политикоправовой практики. Поэтому историю правовой науки как и историю общества можно подразделить на четыре большие по времени эпохи: Древний мир Средневековье Новое время и современный период. Начало западноевропейской...
74440. Классификация как процедура научного исследования 17.46 KB
  При этом каждый обособленный класс образуют явления представляющие собой какую-либо одну форму признака взятого основанием классификации. Объектом классификации всегда выступает определенное множество однородных предметов явлений а не какой-либо единичный предмет или отдельное событие. Основание классификации представляет собой какой-либо признак присущий объекту исходя их которого производится классифицирование. Компоненты классы классификации это группы предметов явлений и т.
74441. Метод общей теории права и методы отраслевых юридических наук 15.1 KB
  Метод общей теории права и методы отраслевых юридических наук. По мнению одних авторов специфический метод правовой науки может быть представлен только ее теоретико-понятийным аппаратом а общие и специальные методы лишь применяются учеными-юристами но не разрабатываются ими. Его всеобщность выражается в том что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях этапах научного познания; общие методы анализ синтез абстрагирование системно-структурный подход восхождение от абстрактного к конкретному которые как...
74442. Новизна метатеоретических юридических исследований 14.59 KB
  Исследование проводимое в целях получения новых знаний в сфере теории познания и методологии правовой науки понимается как метатеоретическое. Наиболее весомые результаты в разработке метатеоретических проблем правовой науки достигаются разработкой конкретных методологических правил обеспечивающих успешное применение в правовой науке конкретного специального или общего метода. Однако такие позитивные результаты в разработке проблем методологии правовой науки достигаются отнюдь не всегда. Другая распространенная форма новизны...
74443. Новизна прикладных правовых исследований: концепция проекта закона, иного нормативного правового акта, предложений по совершенствованию действующего законодательства 14.66 KB
  Новизна прикладных правовых исследований: концепция проекта закона иного нормативного правового акта предложений по совершенствованию действующего законодательства. Новизна прикладных правовых исследований определяется сферой их применения. Следует отметить что предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения сформулированные ученымиюристами а также подготовленные ими проекты законов иных нормативных правовых актов не обладают новизной научного знания а представляют собой разновидность конструкторских...
74445. Критика правовой теории 44.5 KB
  Специфика критики как процедуры научного познания состоит в следующем. Например объектом правовой науки предстает социальноправовая практика тогда как объектом критики в об iи правовой науки выступает существующее наличное научное знание о праве которое сохранилось дошло до наших дней в письменных и иных источниках. Объектом критики могут стать положения какой либо правовой теории школы доктрины взгляды отдельного ученого положения конкретной монографии иного научного труда либо просто отдельные высказывания по какомулибо...