67960

Патогенные простейшие. Малярия

Практическая работа

Медицина и ветеринария

Малярия - антропонозная инфекционная болезнь, вызываемая несколькими видами простейших рода Plasmodium, передающаяся комарами (Anopheles), сопровождающаяся лихорадкой, анемией, увеличением печени и селезенки. Возбудители малярии относятся к Protozoa, типу Apicomplexa, классу Sporozoa и видам...

Русский

2014-09-16

80 KB

5 чел.

Методические указания для студентов к практическому занятию № 38.

Тема занятия: Патогенные простейшие. Малярия.

Цель: Изучение методов микробиологической диагностики малярии.

Модуль 2. Специальная, клиническая и экологическая микробиология.

Содержательный модуль 10. Патогенные прокариоты и эукариоты.

Тема 38: Возбудитель малярии.

Актуальность темы:

Возбудители малярии

Малярия - антропонозная инфекционная болезнь, вызываемая несколькими видами простейших рода Plasmodium, передающаяся комарами (Anopheles), сопровождающаяся лихорадкой, анемией, увеличением печени и селезенки.

Возбудители малярии относятся к Protozoa, типу Apicomplexa, классу Sporozoa и видам Pl. vivax, Pl. malariae, Pl. falciparum, Pl. ovale.

Жизненный цикл плазмодиев проходит в организме комара (окончательном хозяине) и организме человека (промежуточном хозяине). В организме комара происходит половое размножение, или спорогония (образование мелких клеток - спорозоитов), а в организме человека осуществляется бесполое размножение - шизогония или, точнее, мерогония, при которой образуются мелкие клетки - мерозоиты. После укуса спорозоиты из слюнных желез комара попадают в кровь, затем проникают в печень, в клетках которой совершается первый этап мерогонии - тканевая мерогония (шизогония). В клетках печени спорозоит переходит в стадию тканевого шизонта, после развития которого наступает деление (меруляция), завершающееся образованием тканевых мерозоитов, поступающих в кровь. Мерозоиты проникают в эритроциты, в которых совершается несколько циклов эритроцитарной мерогонии (шизогонии). При этом мерозоиты превращаются в растущие формы паразита (трофозоиты) в эритроците: кольцевидный, юный, взрослый трофозоит. Последний делится и превращается в шизонт. Из делящихся шизонтов образуются мерозоиты, внедряющиеся в другие эритроциты; этот процесс повторяется многократно. В эритроцитах мерозоиты дают начало как бесполым формам трофозоита (агамонтам), так и половым формам (гамонтам). Продолжительность цикла развития у Pl. vivax, Pl. falciparum, Pl. ovale составляет 48 ч, у Pl. malariae - 72 ч. При укусе половые формы возбудителя попадают вместе с кровью больного человека в желудок самок комаров. В комаре гамонты приступают к гаметогонии. Половые формы созревают и оплодотворяются, образуя зиготу, превращающуюся в удлиненную, подвижную форму - оокинету. Оокинета проникает через стенку желудка и превращается в ооцисту, в которой завершается спорогония с образованием до 10 тыс. спорозоитов. Спорозоиты затем попадают через гемолимфу в слюнные железы комара.

Характеристика возбудителей. Pl. vivax открыт в 1890 г. В. Грасси и Р. Фелетти. Является возбудителем трехдневной малярии. В эритроците при окраске мазка из крови по Романовскому-Гимзе имеет форму кольца правильной формы: крупная вакуоль в центре, окаймленная голубой цитоплазмой с рубиново-красным ядром (кольцевидный трофозоит). Иногда в одном эритроците встречается 2-3 кольца. Полувзрослый трофозоит имеет в эритроците форму амебы с псевдоподиями. На некоторых стадиях развития в пораженном эритроците выявляется кирпично-красная зернистость. В стадии деления паразита образуется 12-24 мерозоита.

Pl. malariae открыт в 1880 г. А. Лавераном. Является возбудителем четырехдневной малярии. Полувзрослый трофозоит внутри эритроцита отличается от форм Pl. vivax, так как имеет лентовидную форму и паразит делится на 6-12 мерозоитов, располагающихся упорядоченно вокруг пигмента, обычно в виде розетки.

Pl. falciparum открыт в 1897 г. У. Уэлчем. Является возбудителем тропической малярии. Характерно наличие юных форм паразита в виде мелких колец в эритроците, часто по 2-3 в одном эритроците, а также появление в периферической крови половых клеток в виде полулуний.

Pl. ovale открыт в 1922 г. Ж. Стивенсеном. Является возбудителем трехдневной малярии. Паразит в стадии кольца в эритроците имеет более крупное ядро, чем в кольце Pl. vivax. Некоторые эритроциты имеют овальную форму. В эритроците выявляется зернистость. Паразит делится на 6-12 мерозоитов.

Эпидемиология. Малярией болеют сотни миллионов человек, живущих в странах тропического климата, что определяет важность проблемы завоза малярии в нашу страну. Источник инфекции - инвазированный человек; переносчик - самка комара рода Anopheles. Основной механизм передачи - трансмиссивный, через укус инвазированной самки комара.

Патогенез и клиническая картина. Инкубационный период при различных формах малярии колеблется от недели до года и более. Малярии свойственно приступообразное течение: озноб с сильной головной болью сменяется подъемом температуры тела до 39-400С и выше, после чего происходит быстрое снижение температуры тела с обильным потоотделением и выраженной слабостью.

Иммунитет. При заболевании формируется нестойкий видо-специфический нестерильный иммунитет. Возможны повторные заболевания.

Микробиологическая диагностика. Основана на приготовлении мазков из крови, окраске их по Романовскому-Гимзе, микроскопии и обнаружении различных форм возбудителя; применяют РНГА, ИФА, ДНК-гибридизацию для обнаружения ДНК паразитов в крови.

Лечение и профилактика. Противомалярийные препараты оказывают различное действие на бесполые, половые стадии плазмодиев. К основным противомалярийным препаратам относят хинин, хлорохин, акрихин, примахин, хиноцид, бигумаль, хлоридин и др.

Профилактические мероприятия направлены на источник возбудителя (лечение больных малярией и носителей) и уничтожение переносчиков возбудителя - комаров. Разрабатываются методы вакцинации на основе антигенов, полученных методом генетической инженерии.

 Конкретные цели:

Ознайомиться с классификацией патогенних простейших.

Изучить схему жизненного цикла малярийного плазмодия.

Ознакомиться с биологическими свойствами и классификацией малярийных плазмодиев.

Описывать патогенез малярии.

Трактовать и анализировать результаты микроскопического исследования патогенных простейших.

Изучить методы микробиологической диагностики малярии.

Ознакомиться с методами профилактики и специфической терапии малярии.

Уметь:

Проводить дифференциацию разных видов малярийных плазмодиев на стадии эритроцитарной шизогонии.

Забирать материал для исследования от больных малярией.

Готовить препараты для исследования крови больных малярией («тонкий мазок» и «толстая капля»).

Трактовать результаты микроскопического исследования нативных препаратов.

Трактовать результаты серологического исследования сыворотки больных малярией.

 Теоретические вопросы:

Характеристика и классификация простейших.

Структура клеток простейших (эукариотов).

Этиология малярии. Биологические свойства малярийных плазмодиев и их дифференциация по морфологическим свойствам.

Эпидемиология и патогенез малярии.

Методы микробиологической диагностики малярии.

Лечение и профилактика малярии.

Практические задания, которые выполняются на занятии:

Микроскопия микропрепаратов «толстая капля» с разными стадиями малярийных плазмидиев на стадии эритроцитарной шизогонии. (Окраска по Романовскому-Гимзе).

Разбор схемы жизненного цикла малярийных плазмодиев.

Разбор и запись схемы диагностики малярии.

Изучение коллекции противомалярийных препаратов.

Оформление протокола.

Литература:

1. Коротяев А.И., Бабичев С.А., Медицинская микробиология, иммунология и ви-усология /Учебник для медицинских ВУЗов, Ст-Пб.: «Специальная литература», 1998.- 592с.

2. Тимаков В.Д., ЛевашевВ.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник.-2-е изд., перераб. и доп.- М.:Медицина, 1983,- 512с.

3. Пяткин К.Д. Кривошеин Ю.С. Микробиология с вирусологией и иммунологией.- Киев: Вища школа, 1992.- 431с.

4. Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.- М.:ГЕОТАР-МЕД, 2001.- 768с.

5. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, иммунологии и вирусологии. /Под ред. М.П. Зыкова.- М. «Медицина». 1977.– 288с.

6. Черкес Ф.К., Богоявленская Л.Б., Бельскан Н.А. Микробиология. /Под ред. Ф.К. Черкес.– М.: Медицина, 1986.– 512с.

7. Циганенко А.Я., Павленко Н.В. Мікробіологія, вірусологія та імунологія /Керівництво до практичних занять для студентів медичних та фармацевтичних ВУЗів.- Харків: ХДМУ, 1996.– 272с.

8. Конспект лекции.

Дополнительная литература:

1. Макияров К.А. Микробиология, вирусология и иммунология.- Алма-Ата.: «Ка-захстан», 1974.– 372с.

2. Тiтов М.В. Iнфекцiйнi хвороби.- К., 1995.– 321с.

3. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни.- М.: Медицина, 1990.- 559с.

4. БМЭ, Т. 1, 2, 7.

5. Павлович С.А. Медицинская микробиология в графах: Учеб. пособие для мед. ин-тов.– Мн.: Выш. шк., 1986.– 255с.

6. Казанцев А.П. Токсоплазмоз.- М.: Медицина, 1985.- 168с.

7. Епiдемiологiя. /За ред. Синяк К.М.- К.: Здоров’я, 1993.- 460с.

8. Иммунология инфекционного процесса. /Под ред. Покровского В.И., Гордиенко С.П., Литвинова В.И.- М.: Медицина, 1993.- 305с.

9. Лобан К.М., Полозок Е.С. Малярия.– М.: Медицина, 1983.- 224с.

Краткие методические указания к работе на практическом занятии.

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию.

Самостоятельная работа состоит из изучения классификации простейших и этиологии, эпидемиологии, патогенеза малярии. Потом студенты изучают методы микробиологической диагностики малярии, учатся готовить препараты «тонкий мазок» и «толстая капля» и определяют дифференциальные особенности разных видов малярийных плазмодиев на стадии эритроцитарной шизогонии. Далее студенты знакомятся с коллекцией противомалярийных препаратов и проводят микроскопию демонстративных препаратов и зарисовывают их в протокол занятия.

В конце занятия проводится тестовый контроль и анализ итоговых результатов самостоятельной работы каждого студента.

Технологическая карта проведения практического занятия

№ п\п

Этапы

Время в мин.

Способы обучения

Оборудования

Место проведения

1.

Проверка и кор-рекция выходно-го уровня подго-товки к занятию

20

Тестовые задания выходного уровня

Таблицы, атлас.

Учебная комната

2.

Самостоятель-ная работа

35’

Граф

логичной структуры

Иммерсионный микроскоп, микро-препараты патоген-ных простейших, ок-рашенные по Рома-новскому-Гимзе.

3.

Самоконтроль и коррекция усвоенного материала

15’

Целевые обучающие программы

4.

Тестовый контроль

15’

Тесты

5.

Анализ резуль-татов работы

5

Алгоритм лабораторной работы:

Знакомство с классификацией простейших.

Изучение морфологии малярийных плазмодиев по схемам, таблицам и в демонстрационных препаратах.

Разбор схемы жизненного цикла малярийных плазмодиев.

Изучение правил забора крови больных малярией для микроскопического исследования.

Изучение правил приготовления препаратов «тонкий мазок» и «толстая капля».

Микроскопия и анализ демонстрационных препаратов простейших.

Зарисовывание демонстрационных препаратов и схем жизненных циклов простейших в протокол.

Оформление протокола.

Тестовый контроль и анализ результатов самостоятельной работы каждого студента.


Целевые обучающие задания:

1. Женщина, прибывшая из Африки, жалуется на пароксизмальные приступы озноба, обильное потоотделение, лихорадку. Эти приступы длятся 1 или 2 дня и снова появляются через каждые 36-48 часов. При исследовании окрашенных мазков крови выявлено наличие нескольких кольцевидных форм внутри эритроцитов. Назовите возбудитель данного заболевания.

A. Plasmodium falciparum

B. Trypanosoma gambiense

C. Schistosoma mansoni

D. Plasmodium vivax

Е. Wuchereria bancrofti

2. У журналиста через 3 недели после пребывания в Индии резко повысилась температура тела, это сопровождалось ознобом и головной болью. Через несколько часов температура снизилась. Приступы начали повторяться через день. У него была диагностирована тропическая малярия. Какая стадия развития плазмодия является инфекционной для самки комара анофелес?

A. стадия шизонта

B. стадия микрогаметы

C. стадия мегозоита

D. стадия спорозоита

Е. стадия гаметоцита

3. Известно, что продолжительность эритроцитарной шизогонии у разных видов малярийного плазмодия неодинакова. Какая продолжительность цикла развития у P. mallarie?

А. 36 часов.

В. 48 часов.

С. 24 часа.

D. 72 часа.

Е. 96 часов.

4. При объективном обследовании больного с анемией и жалобами на приступы лихорадки, которые сопровождаются периодами ремиссии, выявлено увеличение печени и селезенки. Из анамнеза установлено, что несколько дней назад он возвратился с Мали. Какое основное лабораторное исследование из перечисленных следует провести для подтверждения диагноза?

А. Выделение гемокультуры.

В. Паразитоскопическое исследование в электронном микроскопе.

С. Микроскопия толстой капли и мазка крови, взятой во время приступа.

D. Серологическое исследование.

E. Заражение лабораторных животных.

5. В клинику поступил больной с предварительным диагнозом: малярия, вызванная P. malariae. Какие из перечисленных морфологических признаков имеет этот возбудитель на стадии меруляции в мазках, окрашенных по Романовскому-Гимзе?

A. В увеличенных эритроцитах – количество мерозоидов 6-8 в виде «цветка-маргаритки»

B. В увеличенных эритроцитах – большое количество мерозоидов в виде «морулы»

C. В эритроцитах периферической крови эта стадия не определяется.

D. Округлые клетки с красным ядром, голубой цитоплазмою, 5 розовыми жгутиками и аксостилем

Е. округлые клетки с 1 ядром и кинетопластом

6. В больницу поступил больной, которому был поставлен предварительный диагноз: малярия, вызванная P. vivax. Какие из перечисленных морфологических признаков имеет этот возбудитель на стадии кольца в мазках, окрашенных по Романовскому-Гимзе?

A. В увеличенных эритроцитах – кольцевидный трофозоит с крупной центральной вакуолью, окруженной голубой цитоплазмой с рубиново-красными ядрами, и зерна Шюффнера.

B. В увеличенных овальных эритроцитах – трофозоит с вакуалями, которые окружены голубой цитоплазмой с рубиновыми большими ядрами и крупные зерна Джеймса.

C. В эритроцитах 2-3 мелких трофозоита и одиночные розово-фиолетовые зерна Мауэра.

D. Округлые клетки с красным ядром, голубой цитоплазмой, 5 розовыми жгутиками и аксостилем.

Е. Округлые клетки с 1 ядром и кинетопластом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27428. Понятие образования и образовательных моделей. Историческая реконструкция образовательных моделей как форм организации содержания образования и технологии воспроизводства культуры 15.02 KB
  Историческая реконструкция образовательных моделей как форм организации содержания образования и технологии воспроизводства культуры Образование это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире ценностям опыту накопленному предшествующими поколениями.Модели образования История зафиксировала различные модели образования каждая из которых имеет свои положительные тенденции и сыграла определенную роль. Модель образования как государственноведомственной организации.
27429. Методика обучения как педагогическая наука. Предмет методики. Современное понимание содержания и структуры образования. Специфика художественного образования и обучения искусству 30 KB
  Современное понимание содержания и структуры образования. Специфика художественного образования и обучения искусству. Содержание образования – это социальный опыт деятельности. В содержание образования входит 4 компонента: знания; умения навыки; опыт эмоциональноценностных отношений; опыт творческой деятельности.
27430. Методы обучения искусству в эпоху Возрождения. Школа-мастерская.Ченнино Ченнини, Альберта, Леонардо да Винчи, А.Дюрер.Методы обрубовки.Метод завесы 38 KB
  Методы обучения искусству в эпоху Возрождения. Постановка обучения в эпоху Возрождения представляла собой следующие этапы. После 6 – 8 лет обучения ученик мог остаться в мастерской в качестве помощника но мог и перейти к другому мастеру. Основа обучения – рисунок.
27431. Особенности развития художественного образования в России и за рубежом конца 19-начала 20 в. История становления современной системы художественного образования в общеобразовательной школе. Истоки многообразия концепций и подходов 39 KB
  Особенности развития художественного образования в России и за рубежом конца 19начала 20 в. История становления современной системы художественного образования в общеобразовательной школе. – определяется приоритетным значением в среде художественнопедагогической общественности как в нашей стране так и за рубежом идея всеобщего эстетического и художественного воспитания. Ведущим в данный период развития художественного образования становится лозунг от ребёнка к методу.
27432. Основные дидактические принципы, методы, средства и ресурсы обучения искусству, их взаимосвязь и взаимозависимость в педагогической практике 36 KB
  Основные дидактические принципы методы средства и ресурсы обучения искусству их взаимосвязь и взаимозависимость в педагогической практике. Основные дидактические положения методики преподния изоискусства. С методологической и методической точки зрения неверна теория утверждающая что раз все люди поразному видят и поразному воспринимают мир то и натуру они могут передавать поразному как видят. Принципы и методы обучения изоискусству концепции Приобщение к мировой художественной культуре как части духовной культуры Б.
27433. Особенности проблемного обучения изобразительному искусству в школе. Понятие проблемы и проблемной ситуации в обучении искусству. Специфика организации, проектирования/ моделирования проблемной ситуации на уроках ИЗО 33.5 KB
  В программе она формулируется как задача формирования художественнотворческой активности школьника. Познавательная усвоение способов постижения и организации художественного образа. Основные типы проблем: познание способов методов художественного творчества усвоение способов создания художественного образа специфики языка искусства усвоение приемов изобразительной деятельности. Первый тип проблем объединяет проблемы художественного образного обобщения фактов явлений объектов предметов действительности через художественный замысел.
27434. Урок изобразительного искусства как форма организации и управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся. Особенности структуры и оргформ в контексте целей и содержания различных концепций и программ обучения искусству 31.5 KB
  Урок изобразительного искусства как форма организации и управления художественнопознавательной и творческой деятельностью учащихся. Эта разница особенности различных подходов к художественному образованию проявляется и на уроке т. Эти особенности проявляются и в построении структуре урока его проектировании моделировании оценке результатов. Понимание этапов процесса обучения структуры урока зависит от типа обучения: традиционное развивающее проблемное программированное и т.
27435. Традиционная и инновационная структуры урока искусства. Урок-трансляция и урок содержательной коммуникации 33 KB
  Традиционная и инновационная структуры урока искусства. Программа обучения задаётся через предметность содержания класснопоурочную систему тематическое планирование планирование каждого урока. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов этапов звеньев урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Элементами урока являются: организационный момент; проверка знаний предыдущего учебного материала логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала;...
27436. Особенности авторского урока. Педагогическая драматургия авторского урока искусства; элементы театрализации. Сценарий урока: замысел, сюжет, режиссура, «сценография», «персонажи» и «роли», эстетические эффекты и последствия 32 KB
  Особенности авторского урока. Педагогическая драматургия авторского урока искусства; элементы театрализации. Сценарий урока: замысел сюжет режиссура сценография персонажи и роли эстетические эффекты и последствия. можно говорить об авторском характере урока искусства.