67963

Микробиологическая диагностика риккетсиозов

Практическая работа

Медицина и ветеринария

Актуальность темы: Заболевания, вызываемые риккетсиями, называются риккетсиозами, они распространены во всех странах мира. До недавнего времени семейство риккетсий включало роды Rickettsia, Orienta, Erlichia, Coxiella. По современной класификации семейство Rickettsiaceae включает два рода...

Русский

2014-09-16

97 KB

6 чел.

Методические указания для студентов к практическому занятию № 41.

Тема занятия: Микробиологическая диагностика риккетсиозов.

Цель: Изучение методов лабораторной диагностики риккетсиозов.

Модуль 2. Специальная, клиническая и экологическая микробиология.

Содержательный модуль 10. Патогенные прокариоты и эукариоты.

Тема 41: Микробиологическая диагностика риккетсиозов.

Актуальность темы: Заболевания, вызываемые риккетсиями, называются риккетсиозами, они распространены во всех странах мира. До недавнего времени семейство риккетсий включало роды Rickettsia, Orienta, Erlichia, Coxiella. По современной класификации семейство Rickettsiaceae включает два рода: Rickettsia, Orienta. Род Coxiella исключен из семейства Rickettsiaceae и отнесен к порядку Legionellales.

Распространение риккетсий

Представители

Болезни людей

Резервуар

Переносчик

Группа сыпного тифа

Rickettsia prowazekii

Эпидемический сыпной тиф (вшивый)

человек

Платяные вши

Rickettsia typhi

Эндемический (блошиный) сыпной тиф

Крысы, мыши

Блохи

Rickettsia felis

Калифорнийский крысиный тиф

опоссумы

Блохи

Группа пятнистых лихорадок (клещевых риккетсиозов)

Rickettsia rickettsii

Пятнистая лихорадка Скалистых гор

грызуны

Клещи

Rickettsia conorii

Марсельская (в том числе астраханская) лихорадка

Клещи, грызуны, собаки

Клещи

Rickettsia australis

Квинслендская клещевая лихорадка

Клещи, грызуны

Клещи

Rickettsia akari

Осповидный риккетсиоз

грызуны

Клещи

Rickettsia sibirica

Североазиатский клещевой риккетсиоз

Суслики, хомяки мыши, клещи.

Клещи

Rickettsia japonica

Японская (восточная) лихорадка

клещи

Клещи

Rickettsia honei

Лихорадка острова Флиндерс

Грызуны, клещи

Клещи

Группа Orientia

Orientia tsutsugamushi

Лихорадка цуцугамуши

Мышевидные грызуны

Краснотелковые клещи

Группа Ehrlichia (возбудитель тропической панцитопении собак)

Ehrlichia chaffeensis

Моноцитарный эрлихиоз

Олени, собаки, грызуны

клещи

Ehrlichia sennetsu

Эрлихиоз (инфекционный мононуклеоз)

Возможно, моллюски рыб

Неизвестно

Ehrlichia eguilike

Гранулоцитарный (нейтрофильный) эрлихиоз

Клещи, грызуны, лошади

клещи

Сохранилось клинико-эпидемиологическое деление риккетсий по связи с переносчиком. Выделена группа болезней передающихся вшами и блохами (сыпной и крысиный тиф), клещами (группа клещевых лихорадок, эрлихиозы, ориенции).

Эпидемический сыпной тиф - острая инфекционная болезнь, вызывается Rickettsia prowazekii, которая имеет форму кокков и палочковидных клеток, окрашивается по способу Здродовского.

Риккетсии Провацека - внутриклеточные паразиты. Их культивируют в желточном мешке куриного эмбриона, в культуре клеток, в кишечнике платяных вшей.

Риккетсии Провацека содержат два антигена. Один из них поверхностный, термостабильный растворимый, не является видоспецифичным. Второй антиген – термолабильный, видоспецифичен. Риккетсии Провацека образуют токсин, тесно связанный с телом клетки. Есть предположения, что он является белком т.к. термолабилен. К R. prowazekii восприимчивы морские свинки, белые мыши.

Источником инфекции при эпидемическом сыпном тифе является только больной человек, а передается заболевание через платяную и головную вошь. Последние, насосавшись крови больного сыпным тифом, становятся заразными через 5-6 дней. Зараженная вошь с фекалиями выделяет большое количество риккетсий, которые через поврежденную при расчесах кожу попадают в кровь. Риккетсии адсорбируются на поверхности эпителия сосудов, проникают внутрь клеток и размножаются в цитоплазме. Затем клетки разрушаются, риккетсии попадают в ток крови и поражают новые клетки. Инкубационный период при сыпном тифе равен 12-14 дней.

Риккетсии обнаруживаются в организме больного в течение всего лихорадочного периода. Болезнь характеризуется высокой температурой, интоксикацией, поражением нервной и сердечно-сосудистой системы, на коже появляется розеолезно-петехиальная сыпь.

Материалом для исследования является кровь. Используют серологические реакции: РСК, РА Вейгля с риккетсиями Провацека, РНГА (реакция непрямой гемагглютинации) для обнаружения антител.

После перенесенного заболевания формируется стойкий длительный антимикробный и антитоксический иммунитет. Во время острой риккетсиозной инфекции характерно образование IgM а в период реконвалесценции обнаруживаются в основном IgG.

У части переболевших сыпным тифом допускается длительное носительство риккетсий с возможным последующим рецидивом и возникновением повторного сыпного тифа или болезни Брилля. При болезни Брилля в крови больного определяются Ig G,что помогает дифференцировать эпидемический сыпной тиф от болезни Брилля. С этой целью сыворотки предварительно обрабатывают 2 меркаптоэтанолом, который разрушает дисульфидные связи Ig M.

Для профилактики сыпного тифа применяют живую комбинированную сыпно-тифозную вакцину ЖКСВ – Е из штамма Е, химическая сыпнотифозная вакцина из антигенов клеточной стенки риккетсий.

Лечение проводится антибиотиками тетрациклинового ряда, левомицетином.

Наряду с эпидемическим сыпным тифом встречается эндемический сыпной тиф, возбудителем которого является Rikettsia typhi. По своим биологическим свойствам она во многом сходна с риккетсиями Провацека.

Эндемический сыпной тиф распространен среди диких грызунов – крыс, мышей. Крысиные блохи нападают на человека и заражают его. Человек заражается при втирании в кожу фекалий блох, путем употребления пищевых продуктов, загрязненных мочой грызунов.

Патогенез эндемического сыпного тифа сходен с патогенезом эпидемического сыпного тифа. Лабораторная диагностика имеет большое значение для дифференциации с эпидемическим сыпным тифом и болезнью Брилля. Используются серологические реакции (РСК, РАР) со специфическими антигенами. В затруднительных случаях прибегают к заражению самцов морских свинок, у которых возбудитель эндемического сыпного тифа наряду с лихорадкой вызывает развитие периорхита (скротальный феномен). Возбудитель эпидемического сыпного тифа вызывает только лихорадку, без возникновения орхита.

 Конкретные цели:

  1.  Ознакомиться с биологическими особенностями и классификацией риккетсий.
  2.  Изучить методы лабораторной диагностики эпидемического и эндемического сыпного тифа.
  3.  Знать классификацию риккетсиозов.
  4.  Изучить биологические препараты для диагностики и профилактики эпидемического сыпного тифа.
  5.  Уметь трактовать результаты лабораторных исследований, которые проводятся для диагностики сыпных тифов – эпидемического и эндемического.

Уметь:

  1.  Микроскопировать готовые микропрепараты и находить в них риккетсии.
  2.  Знать, какой материал для исследований брать от больных риккетсиозом.
  3.  Ставить серологические реакции для диагностики сыпного тифа.
  4.  Трактовать результаты серологических исследований.

Теоретические вопросы:

  1.  Таксономия R.prowazekii.
  2.  Классификация риккетсиозов.
  3.  Морфология и методы окраски R.prowazekii.
  4.  Источник инфекции и пути передачи возбудителя сыпного тифа. Механизм передачи инфекций.
  5.  Патогенез. Материал для исследования.
  6.  Методы лабораторной диагностики эпидемического сыпного тифа.
  7.  Болезнь Брилля-Цинссера. Дифференциация ее от эпидемического сыпного тифа.
  8.  Иммунитет при сыпном эпидемическом тифе. Специфическая профилактика.
  9.  Источник инфекции, пути передачи эндемического сыпного тифа.
  10.  Дифференциация эпидемического и эндемического сыпного тифа.

Практические задания, которые выполняются на занятии:

  1.  Микроскопия микропрепаратов из материала, содержащего риккетсии, окрашенных по Здродовскому и Романовскому-Гимзе.
  2.  Учет готовой реакции агглютинации Вейгля. Трактовка результатов исследования.
  3.  Изучение диагностикумов для диагностики и вакцин для профилактики риккетсиозов.
  4.  Изучение метода культивирования риккетсий в кишечнике вши по фотографии.
  5.  Изучение схемы лабораторной диагностики эпидемического сыпного тифа.
  6.  Оформление протокола.

Литература:

1. Коротяев А.И., Бабичев С.А., Медицинская микробиология, иммунология и ви-усология /Учебник для медицинских ВУЗов, Ст-Пб.: «Специальная литература», 1998.- 592с.

2. Пяткин К.Д. Кривошеин Ю.С. Микробиология с вирусологией и иммунологией.- Киев: Вища школа, 1992.- 431с.

3. Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.- М.:ГЕОТАР-МЕД, 2001.- 768с.

4. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, иммунологии и вирусологии. /Под ред. М.П. Зыкова.- М. «Медицина». 1977.– 288с.

5. Конспект лекции.

Дополнительная литература:

1. Тiтов М.В. Iнфекцiйнi хвороби.- К., 1995.– 321с.

2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник /Под редакцией А.А. Воробьева.- М.: Медицинское информационное агенство, 2004.- 691с.

Короткие методические указания к работе на практическом занятии:

В начале занятия проводится проверка уровня полготовки студентов к занятию.

Самостоятельная работа состоит из изучения методов лабораторной диагностики эпидемического сыпного тифа. Ставится акцент на основном методе диагностики – серологическом.

Далее студенты микроскопируют готовые микропрепараты из риккетсий, окрашенные по Здродовскому, по фотографиям изучают методы культивирования риккетсий в кишечнике вши.

Студенты получают готовые демонстрационные штативы с реакцией Вейгля, проводят ее учет, трактуют результаты и делают выводы.

Потом студенты изучают биологические препараты: диагностикумы для серологических реакций, вакцины для профилактики эпидемического сыпного тифа.

В конце занятия проводится тестовый контроль и анализ результатов самостоятельной работы каждого студента.

Технологическая карта проведения практического занятия

N п/п

Этапы

Вре-мя в мин

Средства обучения

Оснащение

Место прове-дения

1

Проверка и коррекция исходного уровня подготовки к занятию

20'

Тестовые задачи исходного уровня

Схемы лабораторной диагностики; таблицы, рисунки; иммерсионный микроскоп, микропрепараты из материала с риккетсиями, окрашенные по Здродовскому; фотографии с методом культивирования риккетсий в кишечнике вши, биопрепараты: диагностикумы сыпно-тифозная вакцина, штативы с реакцией Вейгля.

У

Ч

Е

Б

Н

А

Я

К

О

М

Н

А

Т

А

2

Самостоятельная работа

25'

Граф логичес-кая структура

3

Самоконт-роль и коррекция усвоения материала

20'

Целевые учебные задания

4

Тестовый контроль

20'

Тесты

5

Анализ результатов работы

5'


Целевые
 учебные задания

1. К врачу обратился гражданин N из лагеря для беженцев с жалобами на головную боль высокую температуру. При осмотре врач обнаружил у него также сыпь на коже и заподозрил сыпной тиф. Какой материал для исследования следует брать от больного с подозрением на эпидемический сыпной тиф?

А. мочу

В. кровь

С. фекалии

D. слизь из носа

Е. плевральную жидкость

2. Какие симптомы являются классическими для клинической картины эпидемического сыпного тифа?

А. головная боль

В. лихорадка

С. васкулит

D. высыпания

Е. все перечисленные

3. Какой переносчик обеспечивает проникновение R. prowazekii в организм человека?

А. головная и платяная вошь

В. крысиные блохи

С. иксодовые клещи

D. комары

Е. клещи - краснотелки

4. К врачу обратился больной 70 лет с жалобами на высокую температуру, головную боль, сыпь на теле. В анамнезе - перенесенный эпидемический сыпной тиф. Врач предположил, что это болезнь Брилля–Цинссера. Определение какого класса иммуноглобулинов помогает дифференцировать болезнь Брилля-Цинссера от эпидемического сыпного тифа?

А. Ig G

B. Ig M

C. Ig A

D. Ig E

E. Ig D

5. Какой из перечисленных возбудителей вызывает эндемический сыпной тиф?

А. Rickettsia prowazekii

В. Rickettsia conori

С. Rickettsia typhi

D. Rickettsia burnetti

E. Rickettsia akari

6. Основу современной лабораторной диагностики риккетсиозов составляют серологические исследования. Какая из перечисленных реакций используется для серодиагностики эпидемического сыпного тифа?

А. реакция Вейгля

В. реакция Видаля

С. реакция Райта

D. реакция Хеддельсона

Е. реакция Вассермана

7. Наряду с эпидемическим сыпным тифом регистрируется спорадический сыпной тиф – болезнь Брилля-Цинссера. Какая это форма инфекции?

А. суперинфекция

В. реинфекция

С. рецидив

D. смешанная инфекция

Е. экзогенная инфекция

8. Какой препарат наиболее эффективен при лечении сыпного тифа

А. пенициллин

В. сульфаниламиды

С. тетрациклин

D. стрептомицин

Е. нистатин

9. Из крови больной женщины, работающей дояркой, был выделен возбудитель Ку-лихорадки. Какой из перечисленных микроорганизмов вызывает эту инфекцию?

А. Coxiella burnetii

В. Токсоплазмы

С. Rickettsia prowazekii

D. Chlamidia trachomatis

Е. Rickettsia typhi

10. В инфекционное отделение поступил больной с подозрением на сыпной тиф. Какие серологические методы наиболее часто применяют для диагностики риккетсиозов?

А. РА

В. РСК

С. РПГА

D. РИФ

Е. Все перечисленное

Алгоритм лабораторной работы:

1. Микроскопия микропрепаратов из материала, содержащего риккетсии, окрашенных по Здродовскому и Романовскому-Гимзе.

2. Учет готовой реакции агглютинации Вейгля. Трактовка результатов исследования.

3. Изучение диагностикумов для диагностики и вакцин для профилактики риккетсиозов.

4. Изучение метода культивирования риккетсий в кишечнике вши по фотографии.

5. Изучение схемы лабораторной диагностики эпидемического сыпного тифа.

6. Микроскопия и анализ демонстрационных препаратов.

7. Зарисовывание препаратов в протокол.

8. Разбор и запись схем лабораторной диагностики в протокол.

9. Оформление протокола.

10. Тестовый контроль и анализ результатов самостоятельной работы каждого студента.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25545. Единственный ребенок в семье 15.5 KB
  Ребенок маленький взрослый До поступления в детский сад а то и в школу единственный ребенок общается преимущественно со взрослыми. В семье ребенок хорошо усваивает модель отношений в которой один выше по иерархии родитель а другой ниже ребенок.Все это может привести к тому что в детском коллективе ребенок либо станет одиночкой либо будет всячески противопоставлять себя коллективу привлекая к себе персональное внимание учителя или воспитателя.
25546. Жизненный цикл семьи 12.27 KB
  Сорокин выделил 4 стадии: брачная пара в момент образования семья с маленькими зависимыми детьми семья с 1 взрослым ребенком стадия отделения всех детей. Эти события образуют 4 стадии семейного цикла: предродительство 11 года стадия репродуктивного родительства 25 года стадия социализированного родительства – ограничивается достижением совершеннолетия детьми либо моментом отделения последнего из взрослых детей стадия прародительства настает с наступлением первого внука 199 года Варианты стадий: продолженная...
25547. Функции семьи 12.52 KB
  Хозяйственнобытовая Поддержание физического здоровья членов семьи уход за детьми и престарелыми членами семьи. Получение хозяйственнобытовых услуг одними членами семьи от других. Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других.
25548. Характеристика жилищных проблем молодых семей и перспективы их решения 16.22 KB
  Жилищная проблема молодых семей и ее особенности Как отмечалось ранее жилищная проблема – одна из острейших проблем стоящих перед молодежью. Сутью жилищной проблемы стало обеспечение доступности жилища для семей и одиноких граждан у которых доходы не соответствуют затратам на его воспроизводство то есть строительство реконструкцию модернизацию ремонт содержание 18. Так жилье бедных семей только на 58 обеспечено телефонами на 83 централизованным водоснабжением холодной водой и на 73 горячей водой на 87 центральным...
25549. Сущность, цель, принципы, направления в РФ 17.58 KB
  В конце прошлого века в российской социологической литературе достаточно четко обозначились 2 концептуальных подхода интерпретирующие семейные отношения и необходимость воздействия на них в рамках семейной политики. Отсюда следовала цель семейной политики: укрепление семьи как социального института. Разнообразие подходов к раскрытию сущности и целей семейной политики привели к ее пониманию как комплексной и межотраслевой. В России семейная политика получила государственное определение в 1996 году в указе президента РФ Об основных...
25551. Традиции семейного воспитания 17.48 KB
  Семья как и другие социальные институты существует воспроизводя традиции следуя определенным образцам деятельности без которых немыслимо само ее развитие. Передаваясь из поколения в поколение традиции адаптируясь к условиям современной жизни не остаются застывшими раз навсегда данными. Но эти функции обычаи и традиции осуществляют разными путями.
25552. Удовлетворенность браком и условия сохранения супружества 12.99 KB
  Субъективная удовлетворенность браком – отношение реальности выполнения партнером своих обязательств к ожидаемым. Причины неудовлетворенности браком: неудовлетворенность адекватных потребностей нереалистич чрезмерно завш ожидания в отношении брала и партнера В иследованиях установили что семейные люди особенно те кто участ в браке ощущающие более высокую степень удовлетворенности. Удовлетворенность браком может быть: полная частичная Эйдемиллер и Юстицкис различают неудовлетворительность осознанная сопровожд конфликтом...