67968

Клиническая микробиология. Госпитальные инфекции

Практическая работа

Медицина и ветеринария

Клиническая микробиология – это раздел частной медицинской микробиологии, посвященный изучению заболеваний, вызванных условно-патогенными микроорганизмами. Развитие подобных заболеваний связано со снижением иммунного статуса человека, развитием иммунодефицитных состояний, интенсивной антибиотикотерапией...

Русский

2014-09-16

67 KB

17 чел.

Методические указания для студентов к практическому занятию № 44.

Тема занятия: Клиническая микробиология. Госпитальные инфекции.

Цель: Изучение понятий клиническая микробиология, ознакомление с методами профилактики госпитальных инфекций.

Модуль 2. Специальная, клиническая и экологическая микробиология.

Содержательный модуль

Тема 44: Клиническая микробиология. Госпитальные инфекции.

Актуальность темы:

Клиническая микробиология – это раздел частной медицинской микробиологии, посвященный изучению заболеваний, вызванных условно-патогенными микроорганизмами. Развитие подобных заболеваний связано со снижением иммунного статуса человека, развитием иммунодефицитных состояний, интенсивной антибиотикотерапией, нарушением экологического баланса в составе нормальной микрофлоры и др. Данные инфекции нередко возникают у больных в хирургических, детских и других отделениях, а также среди новорожденных в акушерских клиниках. В этих случаях их называют внутрибольничными или госпитальными инфекциями. Таким образом, заболевания, связанные с оказанием медицинской помощи, обозначают термином ятрогения, внутрибольничные (нозокомиальные) инфекции.

Задача клинической микробиологии – совершенствование лабораторных методов бактериологической диагностики, изучение роли отдельных видов условно-патогенных м/о и их ассоциаций в этиологии, патогенезе воспалительных процессов экзогенного и эндогенного происхождения, обоснование методов рациональной специфической и неспецифической терапии, а также разработка методов профилактики.

Значение клинической микробиологии в работе врача: знание о видовом составе микрофлоры при гнойно-воспалительных заболеваниях  и внутрибольничных инфекциях, о частоте устойчивых к антибиотикам штаммов, причинах антибиотикоустойчивости, степени вирулентности м/о и факторов, их определяющих, имеет большое значение для разработки  профилактики и лечебных методик.

Эпидемиология. Практически любой пациент стационара предрасположен к развитию инфекционных процессов. Внутрибольничные инфекции характеризует высокая контагиозность, возможность вспышек в любое время года, наличие пациентов с повышенным риском заболевания, возможность рецидивов, а также широкий спектр возбудителей. Особенности эпидемического процесса определяют вид этиологического агента и тип стационара. Среди заболевших ВБИ выделяют три группы пациентов: 1) пациенты, инфицированные внутри стационара; 2) пациенты, инфицированные в условиях поликлиник; 3) медицинский персонал, заразившийся при работе в условиях стационара или поликлиник. Распространению внутрибольничных инфекций способствуют нарушения правил асептики, любые отклонения от санитарно-гигиенических норм для стационаров и поликлиник, а также значительная частота носительства патогенной флоры среди медицинского персонала.

Этиология: Спектр возбудителей ВБИ  чрезвычайно широк и включает вирусы, бактерии, грибы и простейшие. Основные возбудители бактериальных инфекций – стафилококки, пневмококки, грамотрицательные энтеробактерии, псевдомонады и анаэробы. На современном этапе ведущую роль играют стафилококки (60% случаев всех внутрибольничных инфекций), грамотрицательная микрофлора, респираторные вирусы и грибы рода Candida. Механизмы передачи возбудителей: фекально-оральный, воздушно-капельный, рансмиссивный, бытовой и ятрогенный (в результате лечебных и диагностических процедур).

Штаммы бактерий, выделенные от пациентов с нозокомиальными инфекциями, как правило, более вирулентны и обладают большей устойчивостью к антибактериальным препаратам. В лечебно-профилактических учреждениях имеет место постоянное изменение видового состава возбудителей внутрибольничных инфекций за счет заноса из вне, что требует постоянного контроля за микробным биоценозом и определения чувствительности к антибиотикам.

Основными источниками госпитальных инфекций являются больные, носители, посещающие лечебные учреждения, медицинские работники. Роль лиц, привлеченных к уходу за больными, и посетителей, навещающих больных, крайне органичена.

Клинические проявления: определяются локализацией процесса, количеством и вирулентностью проникших штаммов.

Первичные симптомы развиваются быстро, часто внезапно. Первое проявление – повышении температуры.

Диагностика: Инфекцию следует считать ятрогенной, если она развилась после медицинского вмешательства или посещения лечебно-профилактических учреждений через промежуток времени продолжительностью не менее минимального инкубационного периода. Для оппортунистических инфекций он составляет 2-4 суток. Косвенным признаком развития ятрогенной инфекции является внезапный подъем температуры у пациента, подвергшегося какой либо процедуре. Для постановки окончательного диагноза следует провести забор соответствующих проб и провести их бактериологическое исследование.

При заборе образцов для бактериологического исследования необходимо соблюдать следующие правила: 1) образцы следует забирать в стерильные контейнеры с соблюдением правил асептики, т.к. потенциальным возбудителем может быть любой м/о; 2) необходима максимально быстрая доставка материала в лабораторию; 3) отбор проб следует проводить регулярно.

При подозрении на конкретное заболевание следует широко использовать серологические тесты

Терапия: важнейшая составляющая специфической терапии у госпитализированных пациентов с повышенным риском развития инфекции – их профилактика. Крайне необходимы частая смена повязок, дренирование и санация ран, обеспечение чистоты окружающей среды; следует проводить постоянный контроль за носительством потенциально патогенных м/о  среди медицинского персонала и назначать превентивную санацию при их выявлении.

 Конкретные цели:

  •  Определить понятие клиническая микробиология
  •  Определить понятия нозокомиальные и ятрогенные инфекции.
  •  Определить круг возможных возбудителей госпитальных инфекций.
  •  Определить причины возникновения госпитальных инфекций.
  •  Ознакомиться с микробиологическими методами исследования госпитальных инфекций.
  •  Определить понятие «дисбактериоз»

Уметь:

Забирать диагностический материал для исследований.

Проводить бактериоскопическое и бактериологическое изучение исследуемого материала.

 Теоретические вопросы:

Понятия клиническая микробиология и госпитальные инфекции.

Понятие ятрогенные инфекции.

Причины возникновения и источники внутрибольничных инфекций.

Микроорганизмы – возбудители внутрибольничных инфекций.

Разбор схем лабораторной диагностики внутрибольничных инфекций.

Нормальная микрофлора организма человека.

Дисбактериоз.

Литература:

1. Коротяев А.И., Бабичев С.А., Медицинская микробиология, иммунология и ви-усология /Учебник для медицинских ВУЗов, Ст-Пб.: «Специальная литература», 1998.- 592с.

2. Тимаков В.Д., ЛевашевВ.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник.-2-е изд., перераб. и доп.- М.:Медицина, 1983,- 512с.

3. Пяткин К.Д. Кривошеин Ю.С. Микробиология с вирусологией и иммунологией.- Киев: Вища школа, 1992.- 431с.

4. Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.- М.:ГЕОТАР-МЕД, 2001.- 768с.

5. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, иммунологии и вирусологии. /Под ред. М.П. Зыкова.- М. «Медицина». 1977.– 288с.

6. Черкес Ф.К., Богоявленская Л.Б., Бельскан Н.А. Микробиология. /Под ред. Ф.К. Черкес.– М.: Медицина, 1986.– 512с.

7. Конспект лекции.

Дополнительная литература:

1. Макияров К.А. Микробиология, вирусология и иммунология.- Алма-Ата.: «Казахстан», 1974.– 372с.

2. Тiтов М.В. Iнфекцiйнi хвороби.- К., 1995.– 321с.

3. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни.- М.: Медицина, 1990.- 559с.

4. БМЭ, Т. 1, 2, 7.

5. Павлович С.А. Медицинская микробиология в графах: Учеб. пособие для мед. ин-тов.– Мн.: Выш. шк., 1986.– 255с.

Краткие методические указания к работе на практическом занятии.

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию.

Разбор и запись схем лабораторной диагностики в протокол.

В состав самостоятельной работы входит также микроскопия демонстрационных препаратов и их зарисовка в протокол занятия.

В конце занятия проводится тестовый контроль и анализ итоговых результатов самостоятельной работы каждого студента.

Технологическая карта проведения практического занятия

№ п\п

Этапы

Время мин.

Способы обучения

Оборудования

Место проведе-ния

1.

Проверка и кор-рекция выход-ного уровня подготовки к занятию

20

Тестовые задания выходного уровня

Таблицы.

Тесты по теме

Учебная комната

2.

Самостоятель-ная работа

35’

Граф

логичной структуры

Иммерсионный микроскоп.

Коллекция питательных сред, демонстрацион-ных препаратов, биопрепаратов.

3.

Самоконтроль и коррекция усвоенного материала

15’

Целевые обучающие программы

4.

Тестовый контроль

15’

Тесты

5.

Анализ резуль-татов работы

5

Алгоритм лабораторной работы:

Микроскопия готовых мазков.

Ознакомление с правилами забора материала от больных для микроскопии исследуемого материала.

Микроскопия и анализ демонстрационных препаратов.

Зарисовка препаратов в протокол.

Тестовый контроль и анализ результатов самостоятельной работы каждого студента.


Целевые обучающие задания:

1. В хирургическом отделении участились случаи послеоперационных осложнений в виде загноения операционных ран. Назовите наиболее вероятный источник инфекции.

A. носители патогенной флоры среди медицинского персонала;

B. кожа пациентов;

C. руки хирурга;

D. шовный и перевязочный материал;

Е. воздух операционной.

2. Во время перевязки ожоговой раны медсестра заметила на повязке выделения сине-зеленого цвета. Какой микроорганизм стал причиной данного осложнения?

A. S.aureus;

B. Proteus vulgaris;

C. S.epidermidis;

D. E.coli;

Е. Pseudornonas aeruginosa.

3. У мужчины 79 лет, находящегося на постельном режиме по поводу перелома бедренной кости, неожиданно повысилась температура тела до 39,4оС, появился кашель с выделением мокроты и прожилками крови. При окрашивании мокроты по Грамму микроскопически преобладали грамположительные диплококки. Какой микроорганизм является наиболее вероятным возбудителем?

A. S.aureus;

B. Streptococcus pneumoniae;

C. Legionella pneumophila;

D. Klebsiella pneumoniae;

Е. Mycoplasma pneumoniae

4. После проведения операции на кишечнике у больного развилась бактериемия. Какой микроорганизм является наиболее вероятной причиной возникновения данного осложнения?

A. Escherichia coli;

B. Salmonella typhi;

C. Shigella sonne;

D. Vibrio cholerae;

Е. все вышеперечисленное

5. У пациента урологического отделения после проведения катетеризации мочевого пузыря развился острый цистит, вызванный Pseudornonas aeruginosa. Как называется такой тип инфекции?

A. вторичная;

B. реинфекция;

C. внутрибольничная;

D. суперинфекция;

Е. рецидив

6. В хирургическом отделении участились случаи гнойных послеоперационных осложнений, вызванных стафилококками. Какой метод необходимо провести для установления источника инфекции?

A. обнаружение гемолизинов;

B. тест на плазмокоагулазу;

C. определить чувствительность к антибиотикам;

D. фаготипирование;

Е. все вышеперечисленное


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59351. СЦЕНАРІЙ ВЕЧОРА ГЕОГРАФІЇ 61.5 KB
  На протязі минулого тижня в нашій школі проходив Тиждень географії і екології. Учні школи прийняли активну участь у проведенні цього Тижня. Були проведені цікаві конкурси, такі, як:...
59352. ІНТЕЛЕКТУАЛЬНО-ПІЗНАВАЛЬНА ГРА “LG-ЕВРИКА” 76 KB
  Мета: сприяти формуванню та розвитку інтелектуальних і творчих здібностей учнів, поглибити й розширити знання учнів з математично-природничих дисциплін; розвивати пізнавальний інтерес, творчу активність...
59353. Ток-шоу: “Ціна перемоги: баланс втрат і здобутків України в роки Другої світової війни (1939-1945 рр.)” 42 KB
  Розвиваюча: В учнів уміння працювати і порівнювати статистичні дані, аналізувати позиції істориків та діячів стосовно масштабів втрат та руйнувань, завданих українському народові Другої Світовою війною.
59354. Сценарій. Свято рідної мови 112 KB
  Йому має передувати попередня робота можливо тиждень української мови в школі спрямована на зацікавлення учнів історією та розвитком української мови. Зал святково прикрашений рушниками кетягами калини колоссям плакатами стіннівками...
59355. Сценарій вечора-реквієму: Чорнобиль не має минулого часу 51.5 KB
  26 квітня, 19 років тому о І годині ночі 23 хвилини 40 секунд, коли всі спали безтурботним сном, над четвертим реактором Чорнобильської АЕС несподівано розірвало нічну темряву велетенське полумя.
59356. Свято матері: Низький поклін і шана матерям 46.5 KB
  Якби стільки доброти скільки випромінює серце матері випромінювалось би ним на всіх оточуючих зло би загинуло. День матері він прийшов до нас з самих давніх літ. Моляться матері про діточок своїх.
59357. Сценарій: Казка в гостях у математики 44.5 KB
  Дорогі друзі! Сьогодні казка прийшла в математику. Сьогодні казка буде разом з нами рахувати і сміятися. Ми розповімо багато цікавих пригод та історій, що сталися з нашими героями. Тому прошу всіх вас бути дуже уважними і слідкувати за всім, що діється на сцені.
59358. Позакласний захід з математики “Сильна ланка” 39.5 KB
  Скільки нулів в розрядній одиниці яка називається мільйон шість Яке число без остачі ділиться на всі числа нуль Як називається закон який формулюється так: €œЩоб помножити суму на число можна помножити на це число кожний доданок і одержані добутки додати розподільний...
59359. Христос народився! Славімо Його! 82.5 KB
  Діккенса Різдвяні повісті. Діккенса €œРіздвяні повісті виробляти вміння аналізувати зміст художнього твору стежити за авторською думкою в творі; удосконалювати навички аналізу тексту виразного читання. Діккенс присвятив 5 творів які об’єднав в цикл...