67968

Клиническая микробиология. Госпитальные инфекции

Практическая работа

Медицина и ветеринария

Клиническая микробиология – это раздел частной медицинской микробиологии, посвященный изучению заболеваний, вызванных условно-патогенными микроорганизмами. Развитие подобных заболеваний связано со снижением иммунного статуса человека, развитием иммунодефицитных состояний, интенсивной антибиотикотерапией...

Русский

2014-09-16

67 KB

21 чел.

Методические указания для студентов к практическому занятию № 44.

Тема занятия: Клиническая микробиология. Госпитальные инфекции.

Цель: Изучение понятий клиническая микробиология, ознакомление с методами профилактики госпитальных инфекций.

Модуль 2. Специальная, клиническая и экологическая микробиология.

Содержательный модуль

Тема 44: Клиническая микробиология. Госпитальные инфекции.

Актуальность темы:

Клиническая микробиология – это раздел частной медицинской микробиологии, посвященный изучению заболеваний, вызванных условно-патогенными микроорганизмами. Развитие подобных заболеваний связано со снижением иммунного статуса человека, развитием иммунодефицитных состояний, интенсивной антибиотикотерапией, нарушением экологического баланса в составе нормальной микрофлоры и др. Данные инфекции нередко возникают у больных в хирургических, детских и других отделениях, а также среди новорожденных в акушерских клиниках. В этих случаях их называют внутрибольничными или госпитальными инфекциями. Таким образом, заболевания, связанные с оказанием медицинской помощи, обозначают термином ятрогения, внутрибольничные (нозокомиальные) инфекции.

Задача клинической микробиологии – совершенствование лабораторных методов бактериологической диагностики, изучение роли отдельных видов условно-патогенных м/о и их ассоциаций в этиологии, патогенезе воспалительных процессов экзогенного и эндогенного происхождения, обоснование методов рациональной специфической и неспецифической терапии, а также разработка методов профилактики.

Значение клинической микробиологии в работе врача: знание о видовом составе микрофлоры при гнойно-воспалительных заболеваниях  и внутрибольничных инфекциях, о частоте устойчивых к антибиотикам штаммов, причинах антибиотикоустойчивости, степени вирулентности м/о и факторов, их определяющих, имеет большое значение для разработки  профилактики и лечебных методик.

Эпидемиология. Практически любой пациент стационара предрасположен к развитию инфекционных процессов. Внутрибольничные инфекции характеризует высокая контагиозность, возможность вспышек в любое время года, наличие пациентов с повышенным риском заболевания, возможность рецидивов, а также широкий спектр возбудителей. Особенности эпидемического процесса определяют вид этиологического агента и тип стационара. Среди заболевших ВБИ выделяют три группы пациентов: 1) пациенты, инфицированные внутри стационара; 2) пациенты, инфицированные в условиях поликлиник; 3) медицинский персонал, заразившийся при работе в условиях стационара или поликлиник. Распространению внутрибольничных инфекций способствуют нарушения правил асептики, любые отклонения от санитарно-гигиенических норм для стационаров и поликлиник, а также значительная частота носительства патогенной флоры среди медицинского персонала.

Этиология: Спектр возбудителей ВБИ  чрезвычайно широк и включает вирусы, бактерии, грибы и простейшие. Основные возбудители бактериальных инфекций – стафилококки, пневмококки, грамотрицательные энтеробактерии, псевдомонады и анаэробы. На современном этапе ведущую роль играют стафилококки (60% случаев всех внутрибольничных инфекций), грамотрицательная микрофлора, респираторные вирусы и грибы рода Candida. Механизмы передачи возбудителей: фекально-оральный, воздушно-капельный, рансмиссивный, бытовой и ятрогенный (в результате лечебных и диагностических процедур).

Штаммы бактерий, выделенные от пациентов с нозокомиальными инфекциями, как правило, более вирулентны и обладают большей устойчивостью к антибактериальным препаратам. В лечебно-профилактических учреждениях имеет место постоянное изменение видового состава возбудителей внутрибольничных инфекций за счет заноса из вне, что требует постоянного контроля за микробным биоценозом и определения чувствительности к антибиотикам.

Основными источниками госпитальных инфекций являются больные, носители, посещающие лечебные учреждения, медицинские работники. Роль лиц, привлеченных к уходу за больными, и посетителей, навещающих больных, крайне органичена.

Клинические проявления: определяются локализацией процесса, количеством и вирулентностью проникших штаммов.

Первичные симптомы развиваются быстро, часто внезапно. Первое проявление – повышении температуры.

Диагностика: Инфекцию следует считать ятрогенной, если она развилась после медицинского вмешательства или посещения лечебно-профилактических учреждений через промежуток времени продолжительностью не менее минимального инкубационного периода. Для оппортунистических инфекций он составляет 2-4 суток. Косвенным признаком развития ятрогенной инфекции является внезапный подъем температуры у пациента, подвергшегося какой либо процедуре. Для постановки окончательного диагноза следует провести забор соответствующих проб и провести их бактериологическое исследование.

При заборе образцов для бактериологического исследования необходимо соблюдать следующие правила: 1) образцы следует забирать в стерильные контейнеры с соблюдением правил асептики, т.к. потенциальным возбудителем может быть любой м/о; 2) необходима максимально быстрая доставка материала в лабораторию; 3) отбор проб следует проводить регулярно.

При подозрении на конкретное заболевание следует широко использовать серологические тесты

Терапия: важнейшая составляющая специфической терапии у госпитализированных пациентов с повышенным риском развития инфекции – их профилактика. Крайне необходимы частая смена повязок, дренирование и санация ран, обеспечение чистоты окружающей среды; следует проводить постоянный контроль за носительством потенциально патогенных м/о  среди медицинского персонала и назначать превентивную санацию при их выявлении.

 Конкретные цели:

  •  Определить понятие клиническая микробиология
  •  Определить понятия нозокомиальные и ятрогенные инфекции.
  •  Определить круг возможных возбудителей госпитальных инфекций.
  •  Определить причины возникновения госпитальных инфекций.
  •  Ознакомиться с микробиологическими методами исследования госпитальных инфекций.
  •  Определить понятие «дисбактериоз»

Уметь:

Забирать диагностический материал для исследований.

Проводить бактериоскопическое и бактериологическое изучение исследуемого материала.

 Теоретические вопросы:

Понятия клиническая микробиология и госпитальные инфекции.

Понятие ятрогенные инфекции.

Причины возникновения и источники внутрибольничных инфекций.

Микроорганизмы – возбудители внутрибольничных инфекций.

Разбор схем лабораторной диагностики внутрибольничных инфекций.

Нормальная микрофлора организма человека.

Дисбактериоз.

Литература:

1. Коротяев А.И., Бабичев С.А., Медицинская микробиология, иммунология и ви-усология /Учебник для медицинских ВУЗов, Ст-Пб.: «Специальная литература», 1998.- 592с.

2. Тимаков В.Д., ЛевашевВ.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник.-2-е изд., перераб. и доп.- М.:Медицина, 1983,- 512с.

3. Пяткин К.Д. Кривошеин Ю.С. Микробиология с вирусологией и иммунологией.- Киев: Вища школа, 1992.- 431с.

4. Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.- М.:ГЕОТАР-МЕД, 2001.- 768с.

5. Руководство к практическим занятиям по микробиологии, иммунологии и вирусологии. /Под ред. М.П. Зыкова.- М. «Медицина». 1977.– 288с.

6. Черкес Ф.К., Богоявленская Л.Б., Бельскан Н.А. Микробиология. /Под ред. Ф.К. Черкес.– М.: Медицина, 1986.– 512с.

7. Конспект лекции.

Дополнительная литература:

1. Макияров К.А. Микробиология, вирусология и иммунология.- Алма-Ата.: «Казахстан», 1974.– 372с.

2. Тiтов М.В. Iнфекцiйнi хвороби.- К., 1995.– 321с.

3. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни.- М.: Медицина, 1990.- 559с.

4. БМЭ, Т. 1, 2, 7.

5. Павлович С.А. Медицинская микробиология в графах: Учеб. пособие для мед. ин-тов.– Мн.: Выш. шк., 1986.– 255с.

Краткие методические указания к работе на практическом занятии.

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию.

Разбор и запись схем лабораторной диагностики в протокол.

В состав самостоятельной работы входит также микроскопия демонстрационных препаратов и их зарисовка в протокол занятия.

В конце занятия проводится тестовый контроль и анализ итоговых результатов самостоятельной работы каждого студента.

Технологическая карта проведения практического занятия

№ п\п

Этапы

Время мин.

Способы обучения

Оборудования

Место проведе-ния

1.

Проверка и кор-рекция выход-ного уровня подготовки к занятию

20

Тестовые задания выходного уровня

Таблицы.

Тесты по теме

Учебная комната

2.

Самостоятель-ная работа

35’

Граф

логичной структуры

Иммерсионный микроскоп.

Коллекция питательных сред, демонстрацион-ных препаратов, биопрепаратов.

3.

Самоконтроль и коррекция усвоенного материала

15’

Целевые обучающие программы

4.

Тестовый контроль

15’

Тесты

5.

Анализ резуль-татов работы

5

Алгоритм лабораторной работы:

Микроскопия готовых мазков.

Ознакомление с правилами забора материала от больных для микроскопии исследуемого материала.

Микроскопия и анализ демонстрационных препаратов.

Зарисовка препаратов в протокол.

Тестовый контроль и анализ результатов самостоятельной работы каждого студента.


Целевые обучающие задания:

1. В хирургическом отделении участились случаи послеоперационных осложнений в виде загноения операционных ран. Назовите наиболее вероятный источник инфекции.

A. носители патогенной флоры среди медицинского персонала;

B. кожа пациентов;

C. руки хирурга;

D. шовный и перевязочный материал;

Е. воздух операционной.

2. Во время перевязки ожоговой раны медсестра заметила на повязке выделения сине-зеленого цвета. Какой микроорганизм стал причиной данного осложнения?

A. S.aureus;

B. Proteus vulgaris;

C. S.epidermidis;

D. E.coli;

Е. Pseudornonas aeruginosa.

3. У мужчины 79 лет, находящегося на постельном режиме по поводу перелома бедренной кости, неожиданно повысилась температура тела до 39,4оС, появился кашель с выделением мокроты и прожилками крови. При окрашивании мокроты по Грамму микроскопически преобладали грамположительные диплококки. Какой микроорганизм является наиболее вероятным возбудителем?

A. S.aureus;

B. Streptococcus pneumoniae;

C. Legionella pneumophila;

D. Klebsiella pneumoniae;

Е. Mycoplasma pneumoniae

4. После проведения операции на кишечнике у больного развилась бактериемия. Какой микроорганизм является наиболее вероятной причиной возникновения данного осложнения?

A. Escherichia coli;

B. Salmonella typhi;

C. Shigella sonne;

D. Vibrio cholerae;

Е. все вышеперечисленное

5. У пациента урологического отделения после проведения катетеризации мочевого пузыря развился острый цистит, вызванный Pseudornonas aeruginosa. Как называется такой тип инфекции?

A. вторичная;

B. реинфекция;

C. внутрибольничная;

D. суперинфекция;

Е. рецидив

6. В хирургическом отделении участились случаи гнойных послеоперационных осложнений, вызванных стафилококками. Какой метод необходимо провести для установления источника инфекции?

A. обнаружение гемолизинов;

B. тест на плазмокоагулазу;

C. определить чувствительность к антибиотикам;

D. фаготипирование;

Е. все вышеперечисленное


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54913. Внешняя политика России в конце 19 – начале 20 вв. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. 35 KB
  Актуализация ЗУН учащихся Задание. слайд 1 Вопросы классу: С чем ассоциируется связана в вашем сознании война Ответы учащихся Слово учителя: Перед нами – проблемное задание: Как отразилась русско –японская война в сознании российского народа слайд 2 На него вы попытаетесь ответить в конце урока. Слайды 34 Основные направления внешней политики России – европейское и дальневосточное работа учащихся в тетрадях Задание: прочитайте материал учебника стр. Задание: Почему Япония стремиться к расширению своего влияния в Восточной...
54914. Гражданское общество и государство 36 KB
  Задачи Образовательная: сформировать представление учащихся о структуре и признаках гражданского общества; Развивающая: развивать умения учащихся анализировать тексты документов делать выводы составлять схемы; Воспитательная: Способствовать формированию у учащихся гражданского самосознания...
54915. Религия древних египтян 95 KB
  Тема урока класс: Религия древних египтян 5 А класс и 5 Б клас; Тип урока: урок повторения и проверки полученных ранее знаний получение новых знаний комбинированный.Вигасина Цели урока: 1. Этапы или ход урока: Время Этап урока Цель этапа урока Деятельность учителя Деятельность учеников 2 Орг.
54916. Портрет в музыке 45.5 KB
  Я а сейчас ребята мы поприветствуем друг друга чтоб подарить каждому однокласснику частичку своего тепла и дружелюбности. А сейчас ребята я спою вам небольшую песенку про вас. Подумайте как она может называться В каком классе вы учитесь Правильно Песенка называется Мы третьеклассники...
54918. Жизнь диких животных осенью 72 KB
  Цели: познакомить учащихся с подготовкой к зиме диких животных кроме насекомых и птиц показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в живой и неживой природе и в мире растений; создать условия для приобретения новых знаний выявить общий уровень знаний о диких животных; расширить и углубить знания о диких животных и привести их в систему; выявить уровень усвоения понятий; обобщить знания детей по теме “Жизнь диких животных осеньюâ€. Оборудование: кроссворд плакат; слова отгадки; иллюстрации диких...
54919. Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина 61 KB
  Тип урока Комбинированный игровой Цель урока Выполнить: иллюстрацию к Сказке о рыбаке и рыбке А. Задачи Обучать учащихся умению выполнять иллюстрации к сказке передавать основные события произведения смысловую связь между предметами и героями в рисунке; формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла правильно выбирать размер изображения в листе...
54920. Ознайомлення учнів із дією множення. Знак множення. Розв’язання задач 33 KB
  Мета уроку: Ознайомлення учнів з дією множенням як знаходження суми однакових доданків; увести назву цієї дії; розвівати абстрактне мислення математичну мову уміння узагальнювати й порівнювати; виховувати старанність у роботіповагу до вчителя та однокласників.
54921. Развитие силовых способностей волейболистов 11-12 лет 376 KB
  В связи с исследованием нами был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие силовых способностей волейболистов 11-12 лет, который позволит повысить результативность за менее короткий период обучения.