67987

Иван Михайлович Комов

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

В своем очерке посвященном общественно-историческим условиям в России во второй половине XVIII века считаю нужным указать наиболее важные для исторические черты с точки зрения развития и влияния на формирование Комова И. Иван Михайлович Комов Комов Иван Михайлович 1750-1324.

Русский

2014-09-16

201.5 KB

11 чел.

«История почвоведения»

Реферат

Тема реферата: «Иван Михайлович Комов»

Работу выполнила студентка 5-го курса

Факультета почвоведения МГУ

Кафедра общего почвоведения

Огнева Ольга Андреевна

Декабрь 2013
Комов Иван Михайлович (1750-1792)

1.Общественно-исторические условия.

В своем очерке, посвященном общественно-историческим условиям в России во второй половине XVIII века, считаю нужным указать наиболее важные для исторические черты с точки зрения развития и влияния на формирование Комова И.М. как и ученого. Поэтому в данной работе не будет подробного описания Внешней политики Екатерины и многих событий, относящихся к данной эпохе.

К концу XVIII в. территория Россия увеличилась. Приращение произошло за счет присоединенных земель на южном и западном направлениях от границ государства. К России были присоединены: Крым, Северное Причерноморье, Приазовье, Правобережная Украина, земли между реками Буг и Днестр, Белоруссия, Курляндия, Литва Население России в конце XVIII в. составляло 36 млн. человек, что было в два раза больше, чем в середине столетия. К концу XVIII в. в России было 634 города, хотя некоторые из них назывались так лишь формально, из-за того, что были наделены административными полномочиями. В городах проживало всего 4 % населения государства. Основная масса населения жила в сельской местности.

Царствование Екатерины II стало новой эпохой в истории России. Императрица вступила на престол в тяжелое для России время, государство было расстроено дворцовыми переворотами и системой управления. В первые пять лет правления Екатерина II выработала практические приемы своей деятельности, подобрала желаемый круг соратников. Она предприняла ряд поездок по России, посетив провинции. Это было сделано с целью выработки конкретной политики отвечающей запросам времени.

"Золотой век" Екатерины II Великой (1762 - 1796)

Свои главные задачи Екатерина II видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного аппарата с целью его усиления, в упрочении международного положения России. В значительной степени ей это удалось, и время ее правления считается одной из блестящих страниц русской истории. Екатерина II сразу же начала борьбу против пронемецкой ориентации Петра III. Из правящих кругов были удалены все немцы. Идеологией государства становится русский национализм.В своей политике Екатерина II стала опираться на дворянство. Дворянство было опорой престола и осуществляло важнейшие функции: дворяне были организаторами производства, полководцами, крупными администраторами, придворными. Екатерина II стала проводить так называемую политику просвещенного абсолютизма. Политика просвещенного абсолютизма была характерна для стран с монархической формой правления и со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений. Просвещенный абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства (оно сохраняло свои политические права и экономические привилегии), с другой стороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений.

Сельское хозяйство во II половине XVIII века

На протяжении второй половины XVIII в. главной отраслью экономики России являлось сельское хозяйство. Территории, присоединенные в этот период времени активно включались в экономику государства. Обширные земли от Причерноморья до Северного Кавказа, благодаря своим природно-климатическим условиям постепенно становятся важнейшими сельскохозяйственными районами России. По-прежнему продолжается развитие земледелия в Приуралье и Сибири. Во второй половине XVIII в. в сельскохозяйственных районах были распространены две различные по сути ренты: оброк и барщина. Оброк был распространен в нечерноземных регионах и являлся денежной или продуктовой рентой. В черноземных регионах, где сельское хозяйство являлось приоритетным направлением экономики, взималась барщина. Крестьяне должны были работать на землях помещика. Для обработки своих земельных наделов им оставался зачастую один день в неделю. К концу XVIII в. большую часть крепостных крестьян в аграрных районах государства перевели на месячину, при этом у них отбиралась земля, и за небольшую плату, они должны были работать все время на своего помещика. В некоторых помещичьих хозяйствах использовались современные технические устройства, разводились новые культуры (табак, подсолнечник и другие). Но в основной массе на сельскохозяйственных угодьях использовался тяжелый ручной труд крестьянина без использования передовых технологий выращивание сельхоз продуктов.

Важно отметить ужесточение крепостного права. По ряду указов Екатерины II права крепостного значительно сокращались. По указу 1765 г. крепостного могли сослать в Сибирь на каторгу без суда и следствия. В 1767 г. был издан указ, который запрещал крестьянам жаловаться на своих помещиков. Результатом такой политики в области сельского хозяйства стало с одной стороны, увеличение экономического потенциала государства, с другой, - происходило это увеличение за счет безграничной эксплуатации крестьян и экстенсивного освоения территорий.

Промышленность

Развитие мануфактурного производства способствовало развитию технической мысли. В 1760 г. Р. Глинков изобрел механический двигатель для прядильных машин, заменявший труд 9 человек. И.И. Ползунов (1728-1766) - самородок, мастер Колываново-Вознесенского завода на Алтае - впервые выдвинул идею об использовании силы пара в качестве двигателя. В 1765 г. он сконструировал первую в мире универсальную паровую машину. Наметилась тенденция, когда предприимчивые крестьяне сами организовывали мануфактурное производство. При этом они оставались крепостными, и им необходимо было платить большой оброк своему помещику. Точно также и подавляющая масса рабочих являлись крепостными.

Торговля

Продолжается процесс складывания всероссийского рынка. Интересно рассмотреть особенности торговли с точки зрения сельского хозяйства. Еще яснее стала ориентация отдельных регионов на определенное производство. Так к зерновым районам относились черноземные губернии центральной России и Украины, в Новгороде и Смоленске выращивали технические культуры, Сибирь и Север специализировались на выделке товаров из меха. Сбыт произведенных товаров происходил на ярмарках: в Нижнем Новгороде, Ирбите, Курске, Архангельске и других городах. Важной вехой в развитии внутренней торговли стала отмена в 1754 г. внутренних торговых таможенных пошлин.

Главным торговым партнером России в это время является Англия. Развитие внутренней и внешней торговли привело к росту производства и способствовало зарождению капиталистических отношений.

Образование

Укрепление экономической и военной мощи России в период Петра I, военные победы России в правление Екатерины II, вели к росту национального самосознания русского народа и, как следствие этого, к взлету русской культуры во второй половине XVIII века. Господствующим направлением в русской культуре во второй половине XVIII в. - начале XIX в. становится классицизм. Его идейной основой являлись борьба за мощную национальную государственность и национальную культуру. Во второй половине XVIII в. Екатерина II провела реформы сферы управления, экономики, сословной организации, образования. Но реформе образования Екатерина II придавала особое значение, так как она понимала, что успех социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его способности и желания воспринимать новое.

В связи с распространением просвещения во второй половине XVIII в. в обществе растет интерес к книге. В 1783 г. Екатерина II издала указ "О вольных типографиях", который впервые предоставлял всем желающим право заводить типографии (однако, в период борьбы Екатерины II и Павла I c проникновением в Россию идей Французской революции все частные типографии были закрыты). Во второй половине XVIII в. растет число библиотек при университетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях. Продолжала работать библиотека Академии наук. В 1758 г. была открыта библиотека Академии художеств, в которой могли работать не только ученики Академии, но и все желающие.

Заключение

В Отечественной истории правление Екатерины II называют "Золотой век", т.к. русскою монархию немецкая принцесса обернула в пышный блеск и пурпур, в то, чего не хватало Великой Империи.  Во внешней политике после завоеваний Екатерины II все европейские государства искали союза и поддержки России как у государства обладающего реальной и политической силой. Руководитель российской внешней политики при Екатерине II канцлер А.А. Безбородко говорил в конце своей карьеры молодым дипломатам: "Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела". Подводя итог можно сказать, что за время правления Екатерины II к концу 18 века Россия получила большой толчок в политическом, государственном, духовном, экономическом развитии.

Огромным новаторским прорывом, духовным скачком стали стремление и мотивация в развитии науки. На мой взгляд, истинное возникновение уже фундаментальной, могучей русской науки с ее светлыми идеями, находчивостью, широтой просторов для поиска истины относится именно ко второй половине восемнадцатого века.

Россия словно новый локомотив, в ярком блеске, под оглушающий рев двигателей, в клубах дыма, с роскошной машинисткой впереди, вышла на мировую арену. Однако, стоит помнить, что под ногами машиниста детали толкающие локомотив и тянущие тяжелую ношу. Так достигло своего апогея величие дворянства в России, всему свое время, а время крестьян на тот момент еще не пришло.

2. Иван Михайлович Комов

Комов Иван Михайлович (1750 — 13(24).6.1792, Москва), русский учёный, агроном. Происходил из разночинцев. Родился в семье бедного церковнослужителя. В 1776 окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве. В 1768—75 участвовал в географической экспедиции Петербургской АН. В 1776 был послан для изучения сельского хозяйства в Англию, изучал естественные науки в Оксфордском и Лондонском университетах. В 1784 вернулся на родину. В 1785 опубликован труд Комова «О земледельных орудиях» — первое в России руководство по сельскохозяйственным машинам и орудиям. В 1788 К. опубликовал труд «О земледелии». Основные агрономические вопросы применительно к России Комов трактует с учётом природных и экономических её условий и особенностей её сельскохозяйственной практики.

Выдающийся деятель русского земледелия, один из основателей отечественной агрономии Иван Михайлович Комов родился в 1750 году в Москве в семье бедного церковнослужителя. В 1776 году с успехом окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве и был переведен в Петербург. В первую экспедицию Академии наук он попал семнадцати лет от роду, не имея даже собственной фамилии, всюду числясь по документам как «студент Иван, Михайлов сын». 

В экспедицию Академии наук набирали слушателей духовных семинарий и академий, которые послали в помощь ученым лучших своих воспитанников. “Студента Ивана Михайлова” принял к себе в отряд молодой немецкий профессор на русской службе Самуил Гмелин, назвавший его впоследствии одним из лучших своих помощников, “который за честь и удовольствие почитает исправлять должность свою”.


Экспедиция профессора С. Гмелина в южные губернии была организована по повелению Екатерины
II (а по некоторым источникам по приказу Академии наук). Она состояла из нетривиального набора участников: профессор, четыре студента, аптекарь и живописец. Первоначальный маршрут участников экспедиции, пролегал от Санкт-Петербурга через Великий Новгород, Тверь, Москву, Тулу, Воронеж, Царицын до самых низовий Волги. И всюду путевые дневники ученых пополнялись новыми записями о состоянии помещичьих земель, запасах семян и фуража, приемах и способах обработки почвы, меняющихся по мере приближения к южным сухим степям. Базовым лагерем для отряда стала Астрахань, откуда ученые каждое лето отправлялись в свои полевые походы.

Комов участвовал во всех экспедициях С. Гмелина, который после экспедиции 1777года дважды выезжал в Персию.
По трагическому и роковому стечению обстоятельств вторая экспедиция Гмелина в Персию,  проходила как раз в то время, когда чуть севернее, в Поволжье и на Дону, в Приуралье заволновались казаки, пугачевский бунт разгорался, грозя основам империи, а потому, очевидно, и на ее окраинах, как теперь сказали бы, усилились сепаратистские настроения. Для Гмелина экспедиция закончилась ограблением, заточением и смертью,  в это время профессору было всего тридцать лет. Его захватил в плен горский хан Усмей.
Вскоре пленников отпустили, разрешив даже похоронить профессора Гмелина, и Иван Михайлов, будущий Комов, назначенный во главе экспедиции, вернулся, наконец, в Петербург, привезя с собой многочисленные отчеты и дневники, географические карты, альбомы с рисунками, ботанические гербарии и образцы почв.

Сам он главной своей задачей считал “ внятно примечать, какой где хлеб, овощ и траву и на какой земле и в какую пору сеют, какие плоды садят и сеют, как пашут, какие плуги, бороны, заступы и другие употребляют орудия, каким навозом какую землю удобряют и как и когда его возят, какую скотину держут и как чем кормят, какие имеют о земледелии книги и сему подобное”.

Сдав в июле 1775 года отчет о своих путешествиях, Иван Михайлович уходит из Академии наук, впервые получив аттестат на фамилию Комов, “природную поповского сына, для приискания себе места по способности в другой ее императорского величества команде”, преподает географию в Кадетском корпусе, а уже через год именным указом императрицы Екатерины II был послан в Англию “ для обучения земледелию и наукам, до оного надлежащих”.

В знаменитом Оксфордском университете Иван Михайлович начал с изучения тех наук, которые в Славяно-греко-латинской академии читали кратко – математики, химии, астрономии. Позднее Комов напишет «Земледелие с высокими науками тесный союз имеет, каковы суть история естественная, наука лечебная, химия, механика небесная и часть физики опытной, наиболее всех полезная». 
За годы пребывания в этой стране Комов пришел к однозначному выводу – вся мощь и богатство Британской империи стоит на развитом земледелии. В то время в Англии активно внедрялись различные плодосмены, культурные луга теснили обычные пастбища, развивалась сельскохозяйственная техника. Более же всего Комов «примечал» успехи английских агрономов. Вскоре он познакомился с известным британским агрономом и экономистом Артуром Юнгом. В его в усадьбе Иван Комов проводил опытные занятия. Отдавая должное знаниям и находчивости Комова, англичане даже избрали его членом Батского научного общества, “ к ободрению земледелия, рукоделий и торгов”, учрежденного вскоре после его приезда в Лондон.
Пробыв там восемь лет вместе с пятью своими сокурсниками, Иван Михайлович рассчитывал на преподавательскую работу, однако Екатерина II, внимательно следившая за подготовкой молодых “профессоров” по земледелию, распорядилась иначе, назначив их в помощь к губернским директорам экономии, “дабы в разных областях государства были люди, к коим жители в нужных случаях могли прибегнуть для совета”. 
Так Комов вновь оказался в Москве, в казенной палате, учрежденной “для домостроительных дел и попечения о земледелии”, иными словами, на должности главного агронома Московской губернии. Ему приходится следить за практическим ведением хозяйства в деревнях, селах и волостях, населенных государственными свободными крестьянами, толковать не всегда для них понятные распоряжения, приходившие «сверху», почасту выезжать на места, быть своего рода наставником, а порой и судьей в возникающих хозяйственных спорах.
Его должность не обязывала заниматься преподавательской деятельностью, но он по собственной воле решает создать некое подобие практического обучения передовым методам хозяйствования. Он с увлечением читает лекции о хлебопашестве для простых крестьян, “и не в одном месте, а в нескольких близлежащих селениях”, как отмечалось в рапорте Московского генерал-губернатора императрице, проводит научные опыты в селе Александровском по борьбе с сорняками и головней пшеницы, о чем докладывает в очередном выпуске “Трудов Вольного экономического общества” за 1787 год. 

В статье «Об отделении костеря от пшеницы и ржи семенной и предохранении пшеницы от головни» Комов пишет о разработанном им передовом для того времени способе очистки посевного зерна путем замачивания его в соляном растворе. Более тяжелые зерна пшеницы или ржи погружались на дно, семена сорняка всплывали вверх и легко могли быть удалены. По мнению Комова соль не только не вредила будущему урожаю, но даже способствовала всхожести зерен и предохраняла их от ранних заморозков, поскольку рожь успевала укорениться еще до их наступления.
В той же статье Иван Михайлович описывал и сходный способ борьбы с головней: озимую пшеницу он рекомендовал «перемывши хорошенько в рассоле и руками перетерши, чтобы черную пыль с зерен стереть, надобно тоненько по рогожам рассыпать и на нее из сита насеять золы столько, чтобы бела и суха стала, и потом сеять».
Вся эта многогранная деятельность И. М. Комова стала своего рода подготовительной работой к главному труду его жизни, в который вошли и многочисленные научные наблюдения в полных лишений экспедициях по Прикаспию, и продолжительная заграничная командировка, и глубокие познания ученого о земледелии. Блестящий дар Ивана Михайловича обнаруживается уже в первой его небольшой книге “О земледельных орудиях”, написанной им по возвращении из Англии. Даже сегодня, спустя более двух столетий, несмотря на все чудеса технического прогресса, эта книга не потеряла своего практического значения. “ Ибо как топором тупым рубить, так заступом худым рыть с утра до вечера не работа, но мука”, — считал автор, предлагая свои конструкции лопат, тележек, мотыг, сеялок, цепов и других удобных приспособлений. “Я держуся правила, в начале положенного, и описал только те орудия, кои для пользы и нужды, а не для забавы и похвальбы вымышлены”, — пишет он в заключение.
В 1788 году выходит его основная книга “О земледелии”, сразу же ставшая практическим руководством для сельских хозяев. Спрос на нее был столь велик (издание молниеносно исчезло с прилавков), что в следующем году понадобилось ее второе издание. По мнению специалистов, она является самым крупным и оригинальным трудом XVIII столетия по сельскому хозяйству, однако в не меньшей мере читателей привлекает живой и доступный стиль изложения, автор щедро ввел в нее личные наблюдения, нередко ссылаясь на то, что “сам видел”. “Не надобно откровений земледельных держать в тайне, но должно пчелам подражать, кои всегда на общее добро трудятся, — размышляет автор, — … за долг себе почитающий, чтобы описать разные способы земледелия, в разных странах употребляемые”.
Решительно возражая против распространенного мнения о том, что в России слишком суровые природные условия, он пишет, что “мы почти все европейские климаты имеем, и нет ни одного овоща, хлеба, травы или дерева в Европе, кое бы у нас в южных или северных провинциях расти не могло. А потому все дело в обмене опытом земледелия, перенимать который «не только не стыдно, но и славно». 

Особое значение в повышении плодородия почвы Комов придавал внесению навоза: "обилия навоза больших успехов иметь в земледелии не можно". Кроме того, он рекомендовал вносить и другие органические удобрения, "к животному и травному царству принадлежащие,... кои, гния в земле и раздробляют ее и утучняют, так что корни растений и довольно соку питательного в ней находить и удобно ходить за ним могут".

Что же касается севооборотов, то им посвящает Комов в своей книге целый раздел, снабженный таблицами. “Лучше с малого получать много, нежели со много мало”, — считал ученый, рекомендуя чередовать посевы трав и корнеплодов, “кои не только умножением навоза, но самим растением удобряют землю. Главное искусство состоит в том, дабы учредить оборот сева растений так, чтобы земли не изнурить, а прибыли от нее получить сколько можно больше”.
Главным побудительным мотивом для автора книги служила возможность создания более прибыльного хозяйства, повышения его доходности. Как представитель экономического учения о решающей роли физических факторов в земледелии, Комов на первый план ставил обмен практическим опытом агротехники. Однако и он отмечал немалую роль соединенных усилий крестьян на сельской страде, использования денег в складчину, говоря по-нынешнему, кредитной кооперации, особенно во время продолжительных недородов, когда “бедный народ по городам и деревням многим с голоду помирает”.
Среди российских землевладельцев в начале XIX века усилилось увлечение “прусским типом” развития сельского хозяйства, возобладало мнение, будто отечественная сельскохозяйственная наука, и экономика в особенности, не имеет своей самостоятельной истории, что она развивалась якобы исключительно под влиянием западноевропейской, прежде всего передовой немецкой, науки и полностью от нее зависела. Имя первопроходца российской агрономической науки было забыто. Между тем “Основания рационального сельского хозяйства”, — так называлась книга немецкого ученого А. Теэра, считавшегося родоначальником научной агрономии, вышла в свет спустя более 20 лет после опубликования трудов Комова “О земледелии” и во многом их повторяет. Именно Комов, задолго до немецкого ученого создал основы «гумусовой», или перегнойной теории питания растений (важнейшим материалом для питания растений он считал достаточно разложившийся перегной).

В 1792 году, в возрасте 42 лет Комов Иван Михайлович скончался. Подробности этой трагедии утеряны.

3. Текущая ситуация в науке о почве на момент жизни учёного

Восемнадцатый век в России отмечен взлетом науки: в Петербурге создается Академия наук, в Москве открывается университет, организуется Вольное Экономическое Общество, все больше печатается светская литература. Это не могло не сказаться на развитии агрономических, географических и геологических знаний, вмещавших тогда сведения о почвах. XVIII век был переломным в истории культуры сельскохозяйственного производства. Это проявлялось в постепенном возрастании роли индивидуального опыта в сельскохозяйственной практике, конечным импульсом которому было могучее влияние процесса общественного разделения труда и роста товарного производства. Менялся и сам характер индивидуального опыта: усложнялась его структура, более многообразными и действенными становились его проявления. Во второй половине XVIII в. появляются такие научные идеи, в которых уже угадывается будущая роль России в истории почвоведения.

Ведущую роль в распространении передовых методов ведения сельского хозяйства (и развитии почвоведения) сыграло «Вольное экономическое общество (далее ВЭО) к поощрению в России земледелия и домостроительства» и его «Труды», в которых печатались сочинения первых русских агрономов А. Т. Болотова, И. М. Комова, М. Е. Ливанова, В. А. Левшина и других. ВЭО было образовано в Петербурге в 1765 г. В числе его создателей и первых членов были Г. Г. Орлов, Р. И. Воронцов, И. Г. Чернышев, А. И. Черкасов, А. А. Нартов, А. В. Олсуфьев, Г. Н. Теплов, И. И. Тауберт, Т. И. фон Клингштет и другие. Главной своей целью общество провозгласило: «...все полезные и новые в земледелии и экономии, чужестранными народами поныне изобретенные, и опытами уже изведанные материи, прилежно собирать и сообщать любезным своим согражданам... Также... подробно узнать внутреннее состояние здешних провинций, открыть их недостатки, и изыскать полезные к отвращению тех недостатков средства». Эмблемой общества избраны были пчелы, несущие мед в улей, на рисунке была надпись «полезное». Создание общества отвечало задачам политики просвещенного абсолютизма и интересам дворянства. Екатерина II специальным рескриптом одобрила устав и девиз общества и пожаловала ему шесть тысяч рублей. ВЭО возникло как чисто дворянская организация, заботящаяся о повышении благосостояния помещиков. Противопоставление просвещенного помещика невежественному крестьянину звучит с первых страниц «Трудов ВЭО»: «Науками и опытами просвещенный человек гораздо более имеет способности делать полезные наблюдения, нежели тот, который ежедневно отправляет только сельскую работу своими руками наподобие махины». В исторический пик развития самосознания дворянства, устав ВЭО, на первый взгляд, носил продворянский характер, однако  гуманистические идеи и фразы об общем благе всех сельских жителей также записаны в строках устава.

Сбор сведений о состоянии земледелия и пропаганда передового отечественного и западноевропейского опыта стали основными направлениями работы ВЭО. Большое внимание уделяло ВЭО вопросам культуры земледелия. Наиболее полно и всесторонне ‘для своего времени они были поставлены в работах А. Т. Болотова (1738—1833). Задачи повышения продуктивности земледелия связывались во второй половине XVIII столетия прежде всего с восстановлением плодородия почв. Этой теме было посвящено около 50 русских и переводных сочинений, опубликованных в «Трудах ВЭО» . В работах А. Т. Болотова, П. И. Рычкова, А. А. Нартова, И. М. Комова, И. Г. Лемана и других обращалось внимание на различие почв по составу, на необходимость учитывать их свойства при внесении удобрений. Агрономические знания и опыт практического земледелия в этой области (как и во многих других) впервые получают научное осмысление. Так, наблюдения Болотова за различными почвами при внесении в них удобрений затем, как это отражалось на росте растений, позволили ему сделать важный вывод о минеральном питании растений. Во второй половине XVIII в. впервые в России получает теоретическое обоснование многополье, разрабатываются усовершенствованные системы земледелия, обеспечивавшие естественное восстановление плодородия.

XVIII столетие можно по праву назвать временем массовой интродукции растений: число возделываемых в России культур за сто лет увеличилось почти вдвое (с 55 видов в конце XVII в.). На страницах «Экономического магазина», «Сельского жителя», Трудов ВЭО» пропагандировался опыт возделывания картофеля, кукурузы, подсолнечника. ВЭО рассылало своим наиболее активным корреспондентам семена редких растений. Сообщения об опытах по выращиванию китайской конопли, брабантского льна, египетской ржи, риса, итальянской конопли, арабского овса и т. д. поступали из разных (преимущественно южных) губерний России. В истории интродукции ряда растений, помимо ВЭО, свою роль сыграли аптекарские и ботанические сады, а также немецкая колонизация Поволжья, начавшаяся в 1762 г.
Таким образом, развитие научных взглядов Комова В. И. развивалось под влиянием оформленных и признанных трудов Ломоносова М.В. и совместно с гениями Болотова, Левшина, Ливанова и проч.

4. Учителя и предшественники. Ученики и последователи.

Первым учителем И.М. Комова был Самуил Георг Готлиб Гмелин (1744- - путешественник и натуралист, немец по происхождению, который находился на русской службе.

Родился будущий выдающийся ученый, доктор медицинских наук, профессор ботаники и химии в июле тысяча семьсот сорок четвертого года в германском городе Тюбинген. В местном университете он изучал медицину. В возрасте двадцати двух лет Самуил Георг Готлиб Гмелин приглашен в академию наук Санкт-Петербурга, а уже буквально через год он становится профессором ботаники.
В двадцать четыре, молодой профессор отправляется в южные губернии, по одним источникам по повелению Екатерины II, по другим – поручению Академии наук. В его распоряжении было четверо студентов среди которых Комов, аптекарь и живописец.

Его исследовательские труды коснулись в тысяча семьсот шестьдесят восьмом году Валдайской возвышенности, годом позже он путешествовал по Дону, исследовал его устье и низовье Волги, побывал в Черкесске и Астрахани.
В тысяча семьсот семидесятом году им было предпринято путешествие в Персию. На его пути были такие города, как Дербент, Баку, Шемаху, Сальяны, Энзели, Реште, Балфруше. Между его второй поездкой в Персию, которая состоялась в тысяча семьсот семьдесят втором году, он возвращался в Астрахань, посещал Куманскую степь и Моздок, знакомился с Тереком и степями.
Второй его Персидский поход в восьмидесяти верстах Дербента и пяти днях езды от Кизляра, в который он, в сопровождении соратников и военной охраны из сорока человек, направлялся, закончился для него ограблением, заточением и смертью, было исследователю в это время всего тридцать лет. Его захватил в плен горский хан Усмей. Из обилия рукописей, которые были при себе у Самуила Гмелина, в Кизляр попала только малая часть. Все остальное пришлось, с большим трудом, выкупать у Хана.

Среди наследия, которое было оставлено гениальным путешественником и исследователем Самуилом Георгом Готлибом Гмелиным, самым ценным до сих пор считается его труд по истории Липецкого края под названием «Reise durch Russlaud zur Untersuchung d. drei Naturreiche». «Путешествие по России для исследования трёх царств естества», – труд, который был опубликован в Санкт-Петербурге в тысяча семьсот семьдесят первом году.

Иван Михайлович Комов восемь лет провел в Англии, где он старался ассимилировать в себе аграрное мастерство этой страны. Его учителем в Англии был агроном Артур Юнг (1741-1820), разносторонне развитый человек писатель, экономист и агроном, видный мыслитель своего времени. Юнг А. с юных лет интересовался земледелием, не выполнив волю отца (тот хотел сделать Артура коммерсантом)  Юнг начинает заниматься управлением фермы своей матери, на которой стал применять на практике всевозможные улучшения земледелия, которые его давно заинтересовали. Сначала они не имели успеха, но он упорно продолжал опыты и опубликовывал их результаты. Для лучшего ознакомления с своим делом он объездил всю Англию и Ирландию, а затем совершил большое путешествие по Франции, Испании и Италии. В 1793 г. Питт назначил его секретарём вновь учреждённого бюро земледелия. В это время он уже пользовался большой славой как в Англии, так и в Европе, его сочинения переводились на все европейские языки.

Он редактировал «Annals of agriculture» (Л., 1784—1804, 45 тт.). Сочинения Юнга, помимо их значения в агрономии, являются источником первостепенной важности для истории конца XVIII в.

Не просто выделить конкретных последователей Ивана Михайловича Комова. Его труды «О Земледелии» были настольной книгой просвещенных помещиков – земледелов того времени и использовалась ими как руководство к ведению хозяйства. Книга была настолько популярна, что, как уже говорилось выше, через год после издания была переиздана.

Охотнее хотелось бы сказать о «соратниках» Комова. Общие взгляды на процесс питания растений был и у академика Болотова, а также у значительного немецкого ученого Теэра его книга “Основания рационального сельского хозяйства”, считающаяся родоначальником научной агрономии, вышла в свет спустя более 20 лет после опубликования трудов Комова “О земледелии” и во многом их повторяет.

5. Вклад учёного в развитие науки о почве.

 В заключение хочется сказать, что Иван Михайлович Комов был великим обладателем неисчерпаемого энтузиазма, посвятил свою жизнь науке. В развитии науки Иван Михайлович видел путь к процветанию народа и счастливой жизни людей. В способах обработки почвы, которые пропагандировал Иван Михайлович, учитывались особенности почв, факторы почвообразования (такие как климат и рельеф, в частности Комов предлагал способы обработки склоновых почв, противоэрозионные мероприятия, такие как вспашка поперек склона). В методах ведения земледелия по Комову сочетаются его личные опыт и домыслы, а также практика ведущих английских коллег, адаптированная к особенностям отечественных почв и хозяйства.

Совместно с А.Т. Болотовым И.М. Комов искал более совершенную чем трехполье систему земледелия, он рассматривал севооборот как систему агротехнических мероприятий рассматривал. «Главное искусство, — писал он, — состоит в том, дабы учредить оборот сева разных растений так, чтобы земли не изнурить... сего можно достигнуть, есть ли поочередно то овощ, то хлеб, то траву сеять». Комов предлагал изменить существовавшее соотношение между зерновыми и кормовыми культурами путем введения плодосмена с травосеянием. Главное преимущество этого севооборота было в том, что «земледелец может сеять, что хочет, смотря по обстоятельствам».

Иван Михайлович замечательно разработал и описал в своей книге методику гранулометрического анализ почвы «перегнатой или переваренной водой» с отделением глины от песка путем декантации после предварительной обработки почвы соляной («морской») кислотой до того, пока она «кипеть перестанет», сообщается также, как определять в почве количество воды, извести и «питательного сока». Последний выражается плотным остатком двух водных вытяжек из «пуда земли» на 2,5 ведра воды и при кипячении в течение часа. Интерес к этому анализу вытекал из взгляда автора на питание растений «питательным соком», который «приготовляется... гнилью» и «ничем не разнится от пищи животных». Ввиду подобных открытий Комов особенно пропагандировал внесение навоза, утверждал, что «без обилия навоза больших успехов иметь в земледелии не можно».

Сейчас каждый первокурсник факультета почвоведения МГУ знает, что описание почвы начинается с описания почвенного разреза, знает от чего зависит плодородие почв, а следовательно и урожай сельскохозяйственных культур, поэтому мне хочется особенно выделить заслугу Комова И.М. в том, что именно он ввел не очевидный для своего времени метод изучения почв – профильное изучение. «Рекомендуется делать разрезы почвы с целью изучения ее профиля (узнать толщину гумусового слоя, плотность почвы, механический состав и др».  Также Комов еще в то время выдвинул гипотезу, которая нашла подтверждение уже в наши дни: Растения питаются не гумусом, а продуктами разложения органических веществ в почве.

“Родился я беден, беден живу и умру со всей своей бережливостью беды”, — с грустью писал Иван Михайлович. Его безвременная кончина в 1792 году прошла мимо внимания прессы, и только в “ Московских ведомостях” промелькнуло короткое объявление о продаже дома, в котором он жил.
Подробные архивные данные об И. М. Комове были разысканы лишь в середине двадцатого века. Они позволяют хотя бы в общих чертах воссоздать биографию замечательного ученого, полнее представить всю самобытность его творений, заложенных в основу отечественной сельскохозяйственной науки. К сожалению, до сих пор биографам не удалось найти ни одного его портрета или хотя бы словесного описания Ивана Комова. Также не удалось выяснить, отчего скончался 42-летний ученый, труды которого до сих пор не теряют своего значения. И поныне звучат завещанием для потомков его проникновенные строки: “Я презрел и покой и здоровье, стараюсь, чтобы ни минуты не потерять напрасно и быть не простым пахарем, но таким, который бы всему обществу мог показать лучший и удобнейший способ земледелия”.

6. Библиография

• «О земледельческих орудиях» (1785; 2 изд. 1791; 3 изд. 1879);

• «О земледелии» (1788, 2 изд. 1789).


Основные литературные источники:

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978. Гурьянов В. П., Иван Михайлович Комов, его жизнь и деятельность, М., 1953.

Крупеников И. А. История почвоведения (от времени его зарождения до наших дней). М.: Наука, 1981.

Очерки русской культуры XVIII века. Издательство Московского Университета  1986

Сергеев К А.., ж-л «Ресурсосберегающее земледелие», Самара., № 3.,2009


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58708. Число іменників (однина і множина) 87.5 KB
  Які іменники відносяться до власних Як пишуться власні іменники А як загальні Наведіть приклади. Які іменники відносяться до чоловічого роду Які до жіночого А які до середнього Актуалізація опорних знань. Я буду називати іменники а ви будете записувати у перший стовпчик іменники...
58709. Урок української літератури з використанням відеозаписів та особистісно орієнтованих технологій 59.5 KB
  Обладнання: портрети Сковороди книжки з його творами відеофільм Григорій Сковорода збірка Сад божественних пісень підручник. Де і коли народився Григорій Сковорода У Чорнухах на Полтавщині 3 грудня 1722 р. Сковорода Хто були його батьки...
58710. Клуб веселых математиков 39.5 KB
  Цель: обобщать и систематизировать знания по математике. Задачи: познакомить с различными видами задач по математике; развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, творческие способности...
58711. Здоровые дети – в здоровой семье 49.5 KB
  Оборудование Экран мультимедийный проектор ноутбук Набор цветных кружков красный желтый зеленый для каждого учащегося Ход мероприятия Слайд 1 Всем известно и понятно Что здоровым быть приятно. Слайд 2 Добрый день ребята.
58712. Поговорим об этикете 14.5 KB
  Цели: формирование у школьников этической культуры, дружелюбия и вежливости,уважения и чуткости по отношению к другим людям. Оборудование: сигнальные карточки - синего и красного цветов, иллюстрации.
58713. Умеем ли мы правильно питаться 39.5 KB
  Здравствуйте ребята А вы знаете что когда человек говорит слово здравствуйте он желает человеку здоровья. Помидоры Учитель: Кто догадался о чем пойдет речь на уроке ответы детей Верно ребята мы будем говорить о пользе продуктов.
58714. Національно-визвольна війна українського народу проти Речі Посполитої у 1648-1657 рр. Відродження української держави 71 KB
  Мета: Повторити й узагальнити вивчений матеріал з теми за схемою: передумови - хід подій – результати та змагання з метою систематизації набутих знань. Виховувати у учнів інтерес до навчання, почуття справжнього патріотизму і любові до своєї Вітчизни.
58716. Движение тела, брошенного под углом к горизонту 57 KB
  Цели урока. дидактическая: познакомить учащихся с особенностями движение тела, брошенного под углом к горизонту, а также с математическим описанием этого движения; развивающая: развивать образное мышление, качество речи, показать связь физических законов и явлений с математическими выражениями.