68029

Матвей Иванович Афонин (1739-1810 гг.)

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

XVIII век в истории России - это жестокий, даже беспощадный век правления Петра I, решившего в короткие сроки изменить Россию, время стрелецких бунтов и дворцовых переворотов, правления Екатерины Великой, крестьянских войн и усиления крепостного права. Но в то же время для этого периода русской...

Русский

2014-09-17

494.24 KB

3 чел.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ПОЧВОВЕДЕНИЯ

КАФЕДРА РАДИОЭКОЛОГИИ И ЭКОТОКСИКОЛОГИИ

Реферат на тему:

Матвей Иванович АФОНИН

(1739-1810 гг.)

Выполнила: студентка

                                                                                      5 курса

                                                                                      Ратникова Н.В.

                                                                                      Преподаватели:

                                                                                      Красильников П.В.

                                                                                      Прокофьева Т.В.

Москва 2013

Содержание:

  1.  Общественно-историческое положение в России в ХVIII веке................. 3
  2.  Биография Матвея Ивановича Афонина………………………….............. 6
  3.  Текущая ситуация в науке о почве на момент жизни М.И. Афонина..... 11
  4.  Учителя и предшественники ………………………………………..…… 14
  5.  Вклад М.И. Афонина в развитие науке о почве....……………………… 15
  6.  Ученики и последователи ……………………………………………..…. 19
  7.  Библиография…………………………………….……………………….. 20
  8.  Список литературы…………………………………….………………….. 21


Общественно-историческое положение в России в ХVIII веке

XVIII век в истории России - это жестокий, даже беспощадный век правления Петра I, решившего в короткие сроки изменить Россию, время стрелецких бунтов и дворцовых переворотов, правления Екатерины Великой, крестьянских войн и усиления крепостного права. Но в то же время для этого периода русской истории характерно развитие просвещения, открытие новых учебных заведений, среди которых Московский университет, Академия художеств.

Петровские реформы (конец XVII века — 1-я четверть XVIII века) оказали значительное влияние на социально-экономическое и культурное развитие страны. В 1714 году был издан «Указ о единонаследии», приравнявший дворянское поместье к боярской вотчине. Боярская дума перестала созываться, высшим исполнительно-распорядительным органом становился Сенат, в который могли входить как бояре, так и дворяне. Центральными исполнительно-распорядительными органами вместо приказов становились коллегии, территория России была разделена на губернии во главе с губернаторами, губернии — на провинции во главе с воеводами, управление в городах вместо земских изб стали осуществлять магистраты.

Победа в Великой Северной войне дала выход России к Балтийскому морю. Были вновь захвачены Карелия и Ингерманландия. В устье Невы с 1703 года строится город-порт Санкт-Петербург, куда в 1712 году переносится столица России.

В 1725 г. вместе со смертью Петра I началась эпоха дворцовых переворотов.

В годы царствования Екатерины I, с 1725 по 1727, и Петра II, с 1727 по 1730, функции императора выполнял Меньшиков. В правление Анны Иоановны,с 1730 по 1740 гг., и Иоана Антоновича, с 1740 по 1741 гг., у власти были разного рода немецкие авантюристы. При Елизавете Петровне, взошедшей на престол в ноябре 1741 г., видную роль играли Шуваловы, Разумовские - фавориты императрицы. Наследником Елизаветы стал Петр III Федорович. Он проводил политику, которую не приемлило русское дворянство.  В результате, в 1762 г. на престол, после очередного переворота, 33 лет от роду взошла жена Петра III - Екатерина II . Было объявлено, что ее мужа Петра убили "случайно".

34 года правления Екатерины II вошли в историю как "золотой век дворянства", т.к. она проводила продворянскую политику. Вслед за своим мужем, Петром III, она разрешила дворянам не служить, провела Генеральное межевание в 1765 г., т.е. поделила землю между дворянами. Появилась возможность купли-продажи залога, что не дало казне ни копейки, но все дворянство было на стороне Екатерины. Кроме этого, она подарила дворянам за службу, 600 тыс. крепостных, например, Александру Васильевичу Суворову досталось несколько тысяч человек.  В интересах дворянства она лишает крестьян последних прав - под страхом каторги запрещалось жаловаться на помещика, разрешилось торговать крепостными "в розницу", т.е.  безжалостно дробились семьи.  Таким образом, если для дворянства конец XVIII века был золотым периодом истории, то для крестьян - самым страшным периодом рабства. Во время своего правления, Екатерина II опиралась на личную преданность фаворитов, воспитала целую плеяду русских политиков, всеми способами подавляла революции, болела идеями философа Вольтера, читала книги Руссо и Монтескье, но восприняла Просвещение по-своему, оригинально. Так она считала, что просвещение должно затронуть только высшие слои общества, не давала свободу крестьянам, т.к. это привело бы к бунту.  Особенно сильно испугал Екатерину II Пугачевский бунт (1773-1775), в котором участвовали крепостные крестьяне, казаки, работные люди, башкиры, калмыки. Крестьянская война потерпела поражение, но Екатерина извлекла из нее главный урок - нельзя давать свободу крестьянам, и не отменяла крепостное право.

Екатерина II cоздала целый ряд учебных образовательных учреждений, например, Вольное экономическое общество, Институт благородных девиц. Так, в Вольном экономическом обществе изучали и внедряли агрокультуру, технические новинки (за каждое изобретение давали премии), усилиями этого общества внедряется картофель (инициатор-Андрей Болотов).

При Екатерине расширилось строительство мануфактур, происходит освоение новых земель. Чтобы освоить новые территории на юге страны (Крым, Кубань, Юж. Украина), она дарит их дворянам.

Итак, изучение различных сторон развития России в XVIII в. свидетельствует о крайней сложности и противоречивости исторического процесса, наличии множества нерешенных и спорных проблем. Вместе с тем для этого периода были характерны существенные изменения почти во всех сферах социально-экономической и общественно-политической жизни страны. На протяжении конца XVII-XVIII вв. был решен ряд крупных задач прогрессивного значения. Среди них: воссоединение и вхождение в состав России народов Украины, Белоруссии, Прибалтики; получение Россией выхода к Балтийскому и Черному морям, возможности освоения и использования плодородных земель Юга; создание регулярных армии и флота; развитие крупной мануфактурной промышленности.


Биография Матвея Ивановича Афонина

Матвей Иванович Афонин родился в Москве в 1739 году. Сведений о раннем периоде жизни Матвея Ивановича очень немного. Известно лишь, что его сословная принадлежность – дворянин. Это подтверждается и то, что из двух из двух гимназий – дворянской и для разночинцев, которые были открыты вместе с Московским Университетом и являлись неотделимой частью, М. И. Афонин попал в первый набор дворянской гимназии. Первое образование он получил дома. Больше всего он сдружился с олноклассником Григорием Александровичем Потемкиным – сыном знаменитого, но небогатого смоленского помещика, который впоследствии стал некоронованным наследником России, фельдмаршалом, светлейшим князем Таврическим.

М. И. Афонин успешно закончил учебу и признан достойным золотой медали, которую заменили ему правом поездки за рубеж для подготовки к профессорскому званию в старейших университетах Европы. Перед заграничной поездкой четырех выпускников гимназии, среди которых Матвей Иванович Афонин, наставлял М. В. Ломоносов. С напутствием Михаила Васильевича студенты направились в Кенингсбурский университет, который недавно отвоевали русские.

В 1756 году Россия вступила в общеевропейскую Семилетнюю войну между двумя сложившимися коалициями. В первую из них входили Австрия, Франция и Россия, к которым затем примкнули Швеция и Саксония. Противниками их была Пруссия, поддержанная Англией. В январе 1758 года русская армия заняла Кёнигсберг, а затем всю Пруссию. Провинция была включена в состав России, жители ее приняли присягу на верность императрице Елизавете и в Кёнигсберге появился российский губернатор. Естественно, не мог оставаться в стороне и университет с его богатым интеллектуальным потенциалом, о чем не в последнюю очередь свидетельствует богатство его библиотеки.

Первая группа студентов из России прибыла в Кёнигсберг 6 сентября 1758 года.

Вот что писал о первом этапе учебы в Кёнигсберге М. Афонин в “Отчете о моей научной работе, которой я занимался с того времени, как мне было дозволено посещать иностранные университеты”: “По прибытии же туда... мы, как было приказано в Петербурге, явились к тогдашнему, ныне покойному, губернатору Кёнигсберга Николаю Андреевичу Корфу, но так как мы не знали немецкого языка, на котором там читались лекции, то Кёнигсбергский университет не мог принять нас в число студентов. Поэтому для усовершенствования в немецком языке и упражнения в латинском мы занимались целый год у ректора Надровского по совету губернатора. По истечении этого срока, по нашей просьбе, нас проэкзаменовал по немецкому и латинскому языкам декан философского факультета Ф. Теске, и мы были приняты обычным порядком в число студентов университета”.

Завершался третий год учебы первой группы российских студентов в Кёнигсберге. На следующем курсе они должны были перейти к изучению последней части метафизики – натуральной теологии. Но в это время, в июле 1761 г., в Кёнигсберг приходит распоряжение И.И. Шувалова об отправке двух студентов в Упсалу, в знаменитый в то время университет. М. Афонин писал: “Тогда по письменному распоряжению, присланному от нашего куратора высокоблагородного господина Шувалова к господину губернатору Кёнигсберга Василию Ивановичу Суворову (отцу генералиссимуса А.В. Суворова. – авт.), о том чтобы выбрать из нас двух и послать в Швецию для изучения земледелия и так называемых горных наук, господин губернатор в соответствии с этим приказал, чтобы туда были посланы мы двое, т.е. мой сотоварищ господин Александр Карамышев и я”.

В Кенингсберском университете Матвей Иванович овладел немецким и латинским языками и прослушал курсы математики, логики, опытной и экспериментальной физики и части метафизики (онкологию, космологию и психологию). Лекции по этим предметам читал доктор юриспруденции и философии Иоганн Бук.

В 1761 году М. И. Афонин Карамышев были направлены в Уппсальский университет (Швеция). Университет в Упсале, который был основан в 1477 г. и которому король Густав-Адольф пожертвовал фамильные богатства на дальнейшее развитие, вел обучение студентов в области земледелия и горного дела. Его ученые занимались разработкой научных основ ботаники, зоологии, минералогии, химии, металлургии. Достаточно сказать, что слушал лекции знаменитого Карла Линнея, который и стал его научным руководителем.

По указанию И.И. Шувалова, Афонин и Карамышев получали по 400 рублей в год, сумму значительную. Однако «спекулятивные механизмы на финансовой бирже в Швеции, подогреваемые плохо скрываемым недружелюбием королевского двора к России, подчас оказывались разорительными для занесенных судьбою в Упсалу россиян». «Они сводили концы с концами, экономили на одежде и пропитании. Для М. И. Афонина хождение в дырявой обуви по снежной каши на упсальских мостовых обернулись годы спустя «слабостью груди» (по всей вероятности – туберкулезом легких)» (Сеятели и хранители, кн. 1, 1992, с. 107).

В Упсале Афонин слушал зоологию и ботанику у знаменитого Линнея, а минералогию у Андрея Тидстрема, химию и металлургию у столь же известного в свое время, как и Карла Линнея, Иоанна Готшалка Валлерия. В то же время Матвей Иванович изучал шведский и датский языки. По земледелию и луговодству Афонин не имел особого руководителя, а сам старался ознакомиться с этими предметами чтения, практически исследовал почвы, их свойства, способ обработки и удобрения.

Таким образом, Афонин приобрел весьма хорошие сведения по этим наукам, доказательством чего служит написанная им диссертация: «De usu historiae naturalis in vita communi» («О приложении естественной истории к общежитию»), изд. в Упсале в 1766 г. Этот труд, посвященный Шувалову и Ададурову, заслужил самые лестные одобрения со стороны Линнея, Валлерия и Ире (упсальский профессор древностей Иоанн Ир).

М. И. Афонин вернулся в Россию в 1769 г. доктором философии и медицины. К этому времени уже четыре года не было в живых М.В. Ломоносова. Покровитель, же его, и через него и наук российских - И.И. Шувалов был в немилость Екатерины и проводил свои дни в бессрочном отпуске в Италии, а университетом правил из Питербурга тайный советник Василий Евдокимович Адодуров. Он невзлюбил Афонина. Поэтому М. И. Афонину, словно студенту, пришлось выдерживать многодневный придирчивый экзамен. Однако он произведен в экстраординарные профессоры, а в экстраординарные профессоры, а в 1774 г. получает звание ординарного профессора. Русским студентам предоставилась возможность слушать М. И. Афонина по всем естественным наукам. После отъезда в 1770 году проф. И.Х. Керштенса в Германию ему было поручено чтение лекций по зоологии, ботанике и минералогии. В связи с этим была организована новая кафедра – естественной истории, первым профессором которой стал Матвей Иванович Афонин. На него же было возложено преподавание курса земледелия. Естественную историю читал на латинском языке, следуя Линнею и Валлерию, а земледелие – на русском языке по шведским источникам.

В сложившейся среде М.И. Афонину весьма трудно было работать. Об этом свидетельствует некоторые сохранившиеся источники. «И вплоть до 1779 года Афонин – один из немногих профессоров-россиян защищает интересы отечественной науки от заполонивших ее иноземных выходцев, многие из которых стремятся похоронить заживо любую здоровую идею и российскую, и зарубежную».

Трудно было М.И. Афонину без поддержки М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова. По-видимому, это явилось одной из важных причин, кроме болезни легких, уходи из Московского университета.

Непонятно лишь, почему Матвей Иванович с учетом его здоровья не принял приглашения его давнего друга – Григория Александровича Потемкина – переехать к нему в Новороссию, во вновь осваиваемые земли Причерноморья (обещая, кроме того, и земли и чин по достоинству), а принял предложение Александра Ивановича Карамышева занять его место преподавателя в Горном училище в Петербурге. Там он преподает минералогию, общую химию и «пробирное искусство», т.е. по существу, аналитическую химию. Земледелие он временно оставил (правда, земледелие в то время как таковое отдельно не выделяли из общего ряда предметов все еще неразрывной натуральной истории), хоть и сознавал большую теоретическую и практическую значимость этой науки для отечества. Г.А.Потемкину же нужны были просвещенные, понимающие в землеустройстве специалисты, поэтому он продолжает звать своего друга из сырого Петербурга к себе на юг для освоения высоко-плодородных, столетиями заброшенных исконно славянских земель. Требовала принятия этого решения и прогрессирующая болезнь Матвея Ивановича. И вот он уже «директор экономии» в Екатеринославской губернии, произведен в чин коллежского советника, получил и собственную землю возле только что построенного города и порта Николаева.

Мало известно о последних годах жизни и творческой деятельности М.И. Афонина. С ним был дружен исследовавший по поручению Потемкина юг России академик Санкт-Петербургской академии П.С. Паллас, видный естествоиспытатель и географ. Совместно проводили они и агрономические опыты. Писал Матвей Иванович и статьи для «Трудов» императорского Вольного экономического общества. По состоянию здоровья в 1788 г. Матвей Иванович уходит в отставку и поселяется в Николаеве, где и скончался в 1810 году в возрасте 72 лет.

 
Текущая ситуация в науке о почве на момент жизни М.И. Афонина

Профессор Московского университета Н. А. Качинский в своей работе «Агрономия и почвоведение в Московском университете за 200 лет (1755-1955 гг.)» (1957) приводит довольно интересные исторические факты, свидетельствующие о достижении земледельцев Московской Руси в XVI-XVII вв. «В старой Москве еще в XIII веке было развито садоводство, а с 1500 года уже существовали слободы «Садовая» и «Огородная» где усиленно возделывали «всякий огородный овощ и садовое слетье», т.е. плоды…Адольф Пизек (секретарь цесарского австрийского посольства в Москве) в 1645 г. писал, что «смородины, вишни, яблок и слив; огурцов, арбузов и дынь родится в Москве множество, отменной доброты и необыкновенной величины. Нам подавали дыни больше 20 фунтов…».

Такие успехи в огородничестве и садоводстве не могли быть получены без знаний почвы и требованиях к условиям произрастания культурных растений. Неслучайно уже тогда велись «писцовые книги», делалась оценка земель и угодий: «худа земля», «добра земля», «лес пашенный», «лес непашенный», «некось», «земля камениста» и т.д. В целом же в те века Русь не отличалась культурой земледелия. В районах многоземелья господствовала залежная и переложная система, а при малоземелье – экстенсивный трехпольный севоборот.

Естествознание как таковое не делилось в полной мере на области. В то время не было научного подхода в оценке плодородия почвы, да и в целом к ведению земледелия. На этом историческом этапе был открыт Московский университет в 1755 г. при активном и непосредственном участии великого русского ученого М.В, Ломоносова. Его научная деятельность совпала с периодом господства в естественноисторических дисциплинах взглядом Линнея, Генкеля, Валериуса. Их точка зрения на плодородие почв была весьма примитивна. В работе же М.В. Ломоносова «О слоях земных» мы находим ряд высказываний о почве, которые опережают взгляды его современников и «приближают его учение к нашим дням» (Качинский, 1957, с. 6).

Ломоносов понимал почву динамически, в развитии. Она по его мнению, зарождается на материнских породах пд воздействием живых существа и развивается вместе с ними.

Высказывания М.В. Ломоносова о роли различной растительности в почвообразовании и характере гумуса роднят его взгляды со взглядами В.В. Докучаева, П.А. Костычева и В.Р. Вильямса, отмечает Н.А. Качинский.

Михаил Васильевич наряду с растительностью значительную роль отводил антропогенному фактору в образовании «чернозема» (гумуса почвы). «Чернозем, который буде человеческими руками для плодоносия удобряется, называется пахотною и огородную землею. Обще примечено, что таковую землю, чем больше утучняют, тем толще черный слой становится. Места жилые, особливо, где много всякого скота содержится, черноземом тем толще покрыты, чем старее селение. Разнится от природного чернозема тем, что в населенном примешаны разные обломки от дел рук человеческих» («О слоях земных», № 24, 1949, с. 25).

В XVIII веке были мысли не только о происхождении почвы, но и об их переделке. Примером может быть незавершенная работа М.В. Ломоносова «Об исправлении земледелия». Он пытался собрать статистический материал о плодородии различных почв. В опроснике Географического департамента Академии наук, который при участии Михаила Васильевича Ломоносова составлялся для «поправления Российского атласа» и «верной и обстоятельной российской географии», значился вопрос, касающийся почв: «Каких родов хлеб сеют больше, и плодовито ли выходит, рассуждая общую перед посевом прибыль» (Щусев, 1916, с. 3). Этот опросник прямо или косвенно породил позднейшие опросники Вольного экономического общества (Клингштета) в 1765 и в 1790 гг. по сбору сведений о сельском хозяйстве и о почвах разных провинций России (Ярилов, 1940), с которыми, как известно, были связаны и первые произведения А. Т. Болотова.

В 1765 г. в Петербурге было создано Вольное экономическое общество, которое публиковало труды по различным вопросам земледелия, в том числе по улучшению почв. Оно сыграло ведущую роль в осуществлении первых научных работ В.В. Докучаева — основателя почвоведения.

С другой стороны, вторая половина XVIII века ознаменовалась в Европе, особенно в Англии развитием промышленности, захватом колоний, ростом городского населения. Одновременно отмечалось обезземеливание крестьян, сокращение посевных площадей под зерновыми культурами. А это приводило к возрастанию потребности на импортный хлеб, цены на который стали повышаться. Поэтому русский экспорт в Европу стал характеризоваться повышенным вывозом пшеницы.

Это привело к повышенному интересу к почвам, особенно к черноземам как к самым плодородным землям.

В такой экономической обстановке получила развитие в Московском университете агрономия, а вернее земледелие, так как в русском лексиконе слово «агрономия» появилась только в XIX столетии.


Учителя и предшественники

У Матвея Ивановича Афонина были воистину выдающиеся учителя такие как: М.В. Ломоносов, К. Линней, И.И. Шувалов, И. Гук, И. Ире, А. Тидстрема, И.Г. Валлерия.

М. В. Ломоносов первый кто заметил Афонина еще в юношеские годы, после окончания университета его направили в г. Кенинсберг для дальнейшего обучения.  Ломоносов, как и Афонин занимался черноземной почвой.  О черноземе Ломоносов писал: «И так нет сомнения, что чернозем не первообразная и не первозданная материя, но произошел от согнития животных и растущих тел со временем». Так же Ломоносов изучал вопросы эрозии почв («Где на низких и покатных местах вымывает легкие черноземные частицы дождями и в даль сносит, а песок садясь скорее на дно, остается удобнее на старом месте»), как и в будущем этими вопросами озадачится Матвей Иванович Афонин.

После другой его наставник, И. И. Шувалов направил Матвея Ивановича, как одного из лучших студентов в Швецию для подготовки специалистов более практического склада, изучать земледелие и горные науки.

М. И. Афонин был учеником крупнейших для своего времени ученых – ботаника Карла Линнея и Юхана Готшалька Валериуса (автор первого систематизированного руководства по агрономии «Сельскохозяйственная фундаментальная химия»). Так же, Афонин и его товарищи обучались у доктора прав и профессора Иоганна Гука математике и логике, экспериментальной физике, психологии, космологии и другим предметам. Так же в Упсале Афонин слушал минералогию у Андрея Тидстрема.

На мой взгляд, самое большое влияние на научные труды Матвея Ивановича Афонина повлиял М.В. Ломоносов и К. Линней. Что можно увидеть в его трудах и сочинениях.

Вклад М.И. Афонина в развитие науке о почве 

Матвей Иванович Афонин – первый русский профессор земледелия

Земледелие в Московском университете до 1770 г. не читалось и лишь вэтом году вместе с натуральной историей поручено было только что вернувшемуся из-за границы профессору М.И. Афонину, которого следует считать первым профессором, преподававшим сельскохозяйственные дисциплины в Московском университете.

Курс земледелия был организован при кафедре зоологии и ботаники. Он именновался «Сельскохозяйственным домоводством». Матвей Иванович Афонин читал этот курс 7 лет (с 1770 по 1770 гг.).

Свое знаменитое сочинение – исторический доклад «Слово о пользе, знаний, собирании и расположении чернозему, особливо в хлебопашестве» - он произнес в 1771г. В основу сочинения Матвей Иванович положил свою речь, произнесенную на торжественном акте в Московском унивеситете устроенном в апреле 1771 г.  в связи с посещением университета Екатериной II. Развивая идеи М.В. Ломоносова, который в своей книке «О словах земных» отмечал, что чернозем «не первозданное несто», а произошел «от согнития животных и растущих тел со временем», М.И. Афонин утверждает, что чернозем «состоит по большей части из согнивших трав и растений, которые части в самом воздухе…, а части в живущих телах перемену сию протерпели». Далее Матвей Иванович подчеркивает, что «изобильной добротой» и «плодоностью» чернозем «превосходит все прочие роды земли». Из всех проблем земледелия наиболее пристальное внимание он уделял изучению самых плодородных почв – черноземов. Поистине, мы прослеживаем связь веков в оценке плодородия черноземов. Через 100 лет В.В. Докучаев скажет: «Царь почв – русский чернозем».

Отмечая же эволюционную теорию происхождения черноземов выдвинутую М.В. Ломоносовым в работе «О слоях земных», В.И. Вернадский назвал его не только первым русским почвоведом, но и первым почвоведом вообще, так как никто ранее не высказывал такого подхода к эволюции чернозема.

Ученые России всегда обращали внимание на необходимость заботливого и ьережного отношения к этому дарованному природой богатсву – чернозему. Еще во второй половине XVIII века М.И.Афонин рекомендовал «для великого подкрепления и удержания его силы или способности к хлебородию осенним временем, когда уже хлеб сжат и убран, должно его несколько раз поднимать и таким образом освобождать его от негодных ему вредных трав, от коих он обыкновенно зарастает и кои истощают его силы и отнимают ту влажность, тот питательный сок, который дает способ к урожаю хлеба».

Более чем через два века в России этот вопрос будет стоять с особой остротой. В связи с недооценкой разработанных учеными систем мер по воспроизводству плодородия черноземов, их активному использованию, наблюдается практически во всех регионах России их деградация, развивается водная эрозия и дефляция.

А ведь еще М.И. Афонин врекомендовал действенный способ борьбы с таким злом, как водная эрозия: «После каждого вспахивания и когда уже вредные травы помощию боронования все вычищены, чтоб оставлены были частые водяные борозды. Таким образом, не может вода так скоро смыть и свести жирность». Развивая эту мысль далее, он рекомендует: «… Надобно провести больше перед прочими поперечные борозды или небольшие каналы, которые б проводили с него (чернозема) воду в главный канал». И затем он рекомендует эту воду не тратить зря, а использовать для полива – «поливать или распределять ее по каналу, сколь возможно, на то же поле».

Из теоретических высказываний М.И. Афонина наиболее интересны его представления о происхождении гумуса из органических тел под влиянием живого населения почвы и атмосферных агентов (воды, воздух).

Все ценное, что изложено в его работе «Слово…» позаимствовано М.И. Афонином из практики отечественного земледелия. Это относится к его попытке дать классификацию чернозему:

  1.  «глинистый, чернозем»;
  2.  «каменистой или песчаной или с хрящем смешанный»
  3.  «лесной на смолу похожей чернозем, который также легкою землею слывет и кой всегда масляным кажется, и при том рыхл почему и растения на нем скоро всходят»;
  4.  «болотной чернозем, который также называется и мерзлою землей или тиною. Он кисловат и при том много холоден»;
  5.  «березовой чернозем, кой всегда сух и холоден»;
  6.  «можжевеловой и сосновой чернозем, который натурою не только тепл, но и горяч»;
  7.  «еловой чернозем, который так же жирен, но несколько холоднее нежели сосновой»;
  8.  «ореховый чернозем, который также и лесным черноземом называется. Он по большей части состоит из хорошей и плодородной земли, потому что он в себе имеет как жирность, так и теплоту, с помощью который растения скоро восходят и имеют хорошие соки к своему питанию...».

Первым русским профессором земледелия М.И. Афонин обращал внимание на необходимость учета пложородия и свойств почв каждого отдельного участка возделываемой земли. Он обращал внимание не только на необходимость исследования и инвентаризации земель государтсва, но и к составлению своего рода «паспорта» для каждого поля с точки зрения его природных свойств и качеств.

М.И. Афонин пытался осуществить одно из важнейших мероприятий в унивеситете – организацию Почвенного музея.

 


Ученики и последователи М.И. Афонина

После ухода Матвея Ивановича Афонина их Московского университета чтение курса по проблеме земледелия «сельскохозяйственное домоводство» прекратилось. По новому уставу Московского университета в 1804 г. было образовано четыре факультета. Наибольшее число кафедр было на физико-математичекском факультете, среди которых была создана кафедра минералогии и сельского хозяйства. Первым руководителем этой кафедры с 1804-1818 гг был Антон Антонович Антонов-Прокопович. Он и читал курс минералогии и сельского хозяйства. Будучи продолжателем дела М.И. Афонина по сельскому хозяйству, он был первым официальным представителем этой кафедры и оставался в этой должности до 1818 г.

Достоверных источников не сохранилось об учениках Матвея Ивановича, да и скорее всего их и не было, так преподавал в Московском университете он не так долго. Однако, идеи его ученья прослеживаются во многих работах известных ученых таких, как   В.В. Докучаева, П.А. Костычева и многих других, кто занимался черноземами и пытался их классифицировать.


Библиография

Кроме диссертации и нескольких речей, произнесенных при торжественных случаях в Мосвке, Афонин не оставил после себя других документов.

В крыму, где Матвей Иванович получил землю по ходатайству бывшего своего товарища по гимназии, княза Г.А. Помекина-Тавричевкого, занимался агрономическими опытами, о которых имеются известия в «Трудах вольного экономического общества».

Диссертация «De usu Historiae Naturalis in vita communi» (1766);

"O пользе, знании, собирании и расположении чернозема, особливо в хлебопашестве" — речь, читанная в торжественном собрании Московского университета 22 апр. 1771 г. 

Список литературы

  1.  Крупеников. И. А. История почвоведения. – Наука, М., 1981.
  2.  Минеев В.Г., Лебедева JI.A., История агрохимии и методологии агрохимических исследований: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 2003.
  3.  Ломоносов М.В., О слоях земных, № 24, 1949.
  4.  Качинский Н.А., Агрономия и  почвоведение в Московском  университете за 200 лет (1770—1970). М.: Изд-во МГУ, 1970.
  5.  Добровольский Г.В., Лекции по истории и методологии почвоведения: Учебник. – М.: Издательство Московского университета, 2010.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39835. Приемы работы с инструментом Отрезок 700.5 KB
  Кнопка выбора инструмента Отрезок – находится на панели Геометрия. Расширенная панель команд Отрезок имеет вид представленный на рис. Расширенная панель команд инструмента Отрезок.
39836. Чертеж плоской детали 1.9 MB
  В этой работе мы выполним чертеж плоской детали – прокладки рис. Заполнение основной надписи штампа Основная надпись чертежа предназначена для записи наименования детали материала для ее изготовления масштаба чертежа фамилий исполнителя и проверяющего а так же других технических характеристик. Выполните обводку контура детали основной линией в указанном ниже порядке.
39837. Выполнение чертежа в системе прямоугольной проекции 657.5 KB
  Заполнение основной надписи чертежа и создание вида 1. Установите Масштаб вида равным 2:1. Введите координаты точки привязки вида т. начало системы координат вида – 70; 200 которое выберем в качестве центра сквозного отверстия опоры на виде спереди.
39838. Наглядные изображения. Построение изометрической проекции опоры 652.5 KB
  Построение изометрической проекции опоры 6 Работа № 18 Наглядные изображения.Построение изометрической проекции опоры Цель работы: Изучение традиционных приемов построения изометрической проекции в чертежноконструкторском редакторе КОМПАС3D LT: построение изометрических осей изображение плоских фигур и окружности в изометрической проекции. Познакомились с особенностями формирования трехмерной модели по чертежу и создания заготовки чертежа с изометрической проекцией детали. В этой работе вы сможете познакомиться с основными приемами...
39839. Геометрические построения при выполнении чертежей. Сопряжения 1004 KB
  В расширенной панели команд Точка выберите команду Точки по кривой – стиль точки выберите самостоятельно. По запросу команды Укажите кривую по которой нужно проставить точки выберите построенный отрезок. Выберите команду Точки по кривой. Выберите команду Отрезок стиль линии Осевая и проведите ось симметрии на главном виде.
39840. Сечения и разрезы 1.47 MB
  По расположению на чертеже сечения разделяются на вынесенные и наложенные. Разрез отличается от сечения тем что на нем показывают не только то что находится в секущей плоскости но и то что находится за ней. Фигуру сечения на чертеже выделяют штриховкой.
39841. Закрепление навыков создания чертежа и трехмерной модели на примере плоской детали Шаблон 2.6 MB
  Вспомогательная прямая выберите команду Параллельная прямая; в строке параметров объекта включите режим Одна прямая − и простановку точек пересечения; по запросу в строке сообщений выберите вспомогательную горизонтальную прямую; сместите курсор немного ВЫШЕ этой прямой; введите в строке параметров поле Расстояние расстояние между прямыми равным высоте пластины – число 50; нажмите клавишу Еnter; создайте объект еще раз нажмите Еnter или нажмите кнопку...
39842. Сборочные чертежи. Болтовые и шпилечные соединения 580.5 KB
  Болтовые и шпилечные соединения 6 Работа № 22 Сборочные чертежи. Болтовые и шпилечные соединения Цель работы: изучение и выполнение типовых соединений деталей: болтовое и шпилечное. На сборочных чертежах резьбовые соединения вычерчивают по относительным размерам. В первой части работы вы выполните чертеж болтового соединения по относительным размерам.
39843. Приемы работы с инструментом Окружность 916.5 KB
  – поле выбора стиля линии окружности Примечание. Две оси симметрии окружности в системе КОМПАС–3D LT формируются как один элемент который называется макроэлементом. Построение окружности по центру и точке на ней Постройте на листе фрагмента окружность радиусом 15 мм. Центр окружности должен находиться в начале координат фрагмента.