68057

Влияние экономических реформ Петра I на развитие нашего края

Конспект урока

История и СИД

Воспитать интерес к истории своего края через понимание роли Вологодской области в истории всей страны в эпоху Петра I; 3. Задачи: актуализировать знания обучающихся по теме Экономика при Петре I; познакомить обучающихся с пребыванием Петра I в нашем крае; сформировать знания обучающихся о развитии...

Русский

2014-09-17

84 KB

4 чел.

Конспект урока по истории России XVIIXVIII века (7 класс)

Тема урока: Влияние экономических реформ Петра I на развитие нашего края

Тип урока: изучение нового материала

Цели:  1. выявить, как повлияли экономические реформы Петра I на развитие нашего края;

          2. воспитать интерес к истории своего края через понимание роли Вологодской области в истории всей страны в эпоху Петра I;

          3. развивать универсальные учебные действия: регулятивные – постановка цели, поиск путей её достижения; познавательные – извлечение информации из разных источников, анализ фактов; коммуникативные – умение работать в группе.

Задачи:

- актуализировать знания обучающихся по теме «Экономика при Петре I»;

- познакомить обучающихся с пребыванием Петра I  в нашем крае;

- сформировать знания обучающихся о развитии экономики нашего края при Петре I;

- подвести обучающихся к пониманию значения влияния реформ Петра I  на наш край;

- продолжить формирование навыка работы с исторической картой, с текстом источника информации рассказом В. Железняка «Пётр на Сухоне».

Оборудование:

- компьютер,

- мультимедиапроектор,

- презентация,

- карта «Россия при Петре I»,

- карта «Наш край в 18-19 веках»,

- раздаточный материал.

План урока:

  1.  Вводно-мотивационный этап (2 минуты)
  2.  Этап изучения нового материала: Петр I  в Вологодском крае (7 минут)
  3.  Этап повторения и закрепления ранее пройденного материала: Развитие промышленности и торговли при Петре I ( 8 минут)
  4.  Физминутка (2 минуты)
  5.  Этап изучения нового материала: Развитие экономики нашего края в эпоху Петра I  (15 минут)
  6.  Подведение итогов  урока  (2 минуты)
  7.  Рефлексивный этап (2 минуты)
  8.  Контрольно-оценочный этап (2 минуты)

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оборудование

Вводно-мотивационный

Формировать положительную учебную мотивацию. Определить цель урока. Ознакомить обучающихся с планом работы на урок.

Здравствуйте Ваше высокопревосходительство, Ваше превосходительство.  Такое обращение к дворянам было принято в «Табеле о рангах», введенном Петром, портрет которого перед вами. (Слайд 1). Пётр был великим реформатором, им также была проведена денежная реформа и введены новые деньги. Сегодня на уроке вы можете их заработать за свои знания. Критерии оценки: (1 рубль –за развёрнутый ответ на вопрос, полтина(половина стоимости рубля) – за дополнение, полуполтина (четверть стоимости рубля) – за краткий ответ ). Кто набирает 5 рублей, получает оценку «5»(Слайд 2).

 

- Ребята, на экране (Слайд 3 ) вы видите портрет Пётра I. Тема нашего урока будет связана непосредственной с этой выдающейся личностью. Надеюсь эта фотография вам известна? (Слайд 3) (Домик Петра в Вологде). Что вам известно о Домике Петра?

- Как вы думаете, каким образом портрет и эта фотография могут быть связаны с темой нашего сегодняшнего урока?

- Действительно. Эпоха Петра Великого – время преобразований, охвативших все сферы жизни страны.  Сегодня мы с вами обратимся к изучению развития экономики во время Петра, уделив особое внимание развитию нашего края.

Тема нашего урока «Влияние экономических реформ Петра I на развитие нашего края» Открываем тетради, подписываем число и тему урока (Слайд 4).

Давайте теперь определим цель урока?

На доску вывешивает табличку «Выяснить, как повлияли экономические реформы Петра Великого на развитие нашего края.».

- Что нам  необходимо для достижения цели?

Обобщает ответы: 1. Узнать, какое отношение имеет Петр I  к Вологодскому краю; 2. Закрепить знания о развитии  промышленности и торговли при Петре I; 3. Выяснить, как развивалась  экономика нашего края в эпоху Петра I (Слайд 6).

Нам на уроке помогут, полученные вами знания по теме «Экономика при Петре I» и материалы, которые лежат у вас на столах.

 

- Пётр Великий жил в этом доме пять раз во время своих приездов в город.

- Мы будем говорить о Петре I в Вологде.

в тетрадях подписывают число и тему

- Выяснить, как повлияли экономические реформы Петра Великого на развитие нашего края. (Слайд 5).

- делают предположения

Регулятивные:

- принятие и сохранение цели

Презентация слайд  1- 6

Изучение нового материала.

Петр I в Вологодском крае

- Вологодский край, входивший в состав Архангелогородской губернии, Пётр посетил 5 раз (показать территорию на карте Слайд 7).  При Петре I Вологодский кремль стал государственной военной базой. Здесь хранилось военное и техническое снаряжение, привезенное из Москвы для отправки водным путем, оборудование и оснащение для строящихся в Архангельске крепости и первых кораблей. В кремле останавливался сам царь во время своих приездов в Вологду. Уже в первые годы своего царствования Петр I совершил три поездки на Север: один раз обследовал Кубенское озеро (показать на карте озеро Слайд 7) на возможность использовать его для учебных плаваний для «потешного флота». Но озеро показалось царю мелким и поэтому непригодным для флота.  Ещё  два раза проплыл от Вологды до Архангельска по Сухоно-Двинскому водному пути (показать путь на карте Слайд 7). В третий свой приезд в 1694 году Пётр посетил Тотемские солеварни (показать на карте Тотьму Слайд 7).(Картинка солеварен Слайд 8 ) Перед вами рассказ «Пётр на Сухоне» Из книги вологодского писателя и краеведа Владимира Железняка «Голоса времени». (Приложение) Ваша задача прочитать его и ответить на вопросы устно.

- Итак. В каком городе Пётр посетил соляные варницы? О каких богатствах нашего края Пётр расспрашивает Макарова? (Слайд 10 ), Каково было положение рабочих на солеварницах? Ответ аргументируйте.

Читают документ

Отвечают на вопросы.

Познавательные:

- извлечение информации из предложенного источника

Печатный материал В.Железняк «Петр на Сухоне».

Презентация слайд  7 - 10

Повторение и закрепление ранее пройденного материала

Развитие промышленности и торговли при Петре I 

Актуализировать знания обучающихся по теме «Экономика при Петре I»

- Ребята чтобы выяснить, как же реформы Петра повлияли на наш край, нам следует вспомнить, какие нововведения были внесены при Петре в экономику. Что вам известно о развитии промышленности при Петре I?

 В период царствования Петра I в России происходит мощный экономический подъем. Если в начале 18 в. в России была всего 21 мануфактура, то к концу Петровской реформы уже 220. Во сколько раз выросло количество мануфактур?

- Что такое мануфактура?

- Берём  карту «Развитие экономики при Петре I» (Слайд 11 ),  и давайте определим основные центры развития производства. Железоделательные и оружейные заводы где открываются?

 

- Посмотрите на карту в каких городах открываются суконные и полотняные мануфактуры (Слайд 12)

- А где мы с вами видим судостроительные верфи (Слайд 13)?

- Экономика это не только промышленность, но и торговля. Что вам известно о торговле при Петре I?

- Какие внешнеторговые порты существовали ещё в 17 веке?

- При Петре I появились новые порты, назовите их.

- В результате какого события Россия получила эти порты?
- Петр
I проводил политику протекционизма. Как вы поняли выражение политика протекционизма?

- В ходе политики протекционизма что было принято в 1724 году?

- Что он предусматривал?

- И действительно, в результате политики протекционизма в 1726 году экспорт уже вдвое превышал импорт, что способствовало увеличению прибыли в стране. Итак,  какой вывод о развитии промышленности и торговли при Петре мы можем сделать?

- Какое влияние оказали реформы Петра на развитие экономики страны?

- В чём это выразилось?

- отвечают на вопрос

- Почти в 11.

- Мануфактура - промышленное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.

Открывают карту, называют по ней промышленные центры: Тула. Москва, Тырпицкий и Ижинский заводы Екатеринбургский, Невьянский, Нижнетагильский, Верхнетагильский.  

- Тверь, Нижний Новгород, Москва, Ярославль, Астрахань, Белгород, Казань.

- Санкт-Петербург, Архангельск, Холмогоры, Казань, Брянск, Воронеж, Азов, Астрахань.

Отвечают на вопрос

- Архангельск, Астрахань.

- Санкт-Петербург, Рига, Выборг, Нарва, Ревель.

- В результате Северной войны.

- Поддержка российского производства.

- Таможенный тариф.

- поднятие  пошлин на ввозимый товар, снижение на вывозимый из страны товар.

-Промышленность и торговля в стране развивалась быстрыми темпами.

- Положительное

- Рост производства, числа мануфактур, внешней торговли.

Познавательные:

- формулировка

и обоснование выводов;

- оперирование понятиями;

- умение работать с исторической картой

Карта учебника «Европейская часть России при Петре I».

Презентация слайд 11 - 13

Изучение нового материала.

Развитие экономики нашего края в эпоху Петра I  

Проанализировать конкретные факты, характеризующие экономическое положение нашего края при Петре,

сделать вывод о влияния экономических реформ Петра I на развитие нашего края.

- А как же обстояло дело в нашем крае?  Существует такая информация. Добыча болотных и луговых железных руд накануне петровских реформ 120 пудов в год / к концу правления Петра I 

уменьшилась примерно в 8 раз; Промысел поваренной соли 200 пудов в год / уменьшился примерно в 6 раз;  Количество крупных речных судов, проходящих по Сухоно-Двинскому водному пути 500 судов в год / Сухоно-Двинский путь закрыт.(Слайд 15 таблицей).

Физминутка:

- Чтобы немного отдохнуть объединимся в группы организованно, проведём физминутку. Повторите, какие богатства в нашем крае существовали?

- рыба- руки в стороны, лес – руки вверх, соль – перед собой в горсти. Я говорю одно, а показываю другое, ваша задача показывать то что я говорю.  

- Гимнастика для глаз. Теперь смотрим на точку вдали как Пётр I на корабли вдали Балтийского моря, переводим взгляд на нос (повторяем несколько раз).

- Итак, каждая группа получает карточку, анализирует тот факт, который подчеркнут и отвечает на вопрос: Как повлияли изложенные факты на развитие экономики нашего края? Докажите почему вы так считаете?

В работе вам поможет

Памятка по работе с фактами:

  1.  Прочитай факт;
  2.  Определи, что мы узнаём из этого факта;
  3.  Сделай вывод, как повлияли изложенные факты на развитие экономики нашего края.

Выводит на слайды текст каждой карточки (Слайды 17 -22)

Корректирует выводы обучающихся, вывешивает на доску карточки с выводами о влиянии экономических реформ на наш край:

  •  Торговый путь теряет значение.
  •   Города приходят в упадок.
  •   Заводы открываются.
  •   Корабельные верфи создаются.
  •   Территории безлюдеют.
  •   Земли пустеют.
  •   Железное дело приходит в упадок.
  •   Рыбный промысел приходит в упадок.
  •   Добыча соли приходит в упадок.

- Хорошо, теперь перед вами ряд выводов . Опираясь на них мы можем ответить на главный вопрос нашего урока? Кто сможет сделать общий вывод?

- Добавляет, обобщает ответы ученика.

- соль, рыба, лес.

- выполняют действия

Работают в группах по 4 человека, обсуждают факт.

Представитель от группы озвучивает свои выводы перед классом.

записывают выводы в тетрадь.

- Один ученик обобщает выводы, отвечает на вопрос «Как повлияли экономические реформы Петра Великого на развитие нашего края».

Познавательные:

- извлечение информации из предложенного источника;

-установление причинно-следственных связей;

- формулирование

и обоснование выводов;

- построение оценочных суждений

Коммуникативные:

- организовывать учебное взаимодействие в группе

Печатный материал: карточки с историческими фактами.

Презентация слайд 15 - 22

Подведение итогов  урока  

Проанализировать достижение цели

- Удалось нам достигнуть цели сегодняшнего урока?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Да удалось. Я  на уроке узнал …

Регулятивные

- удержание цели;

- оценка достижения цели

Рефлексивный этап

Выявить отношение обучающихся к содержанию урока

- Ребята, какие чувства у вас вызывает такое положение в нашем крае во времена Петра I?

- Для того чтобы исправить или не допустить повторения негативной ситуации, мы с вами должны обладать знанием о происходящем. Сегодня за свои знания вы получили деньги, давайте посчитаем, кто сколько заработал и может вложить в развитие экономики нашего края.

-

- сожаление, негодование.

Личностные

- чувство сопричастности истории своего края

Контрольно -оценочный этап

Оценить работу на уроке

- Поднимите руку те, кто набрал 5 рублей? Меньше 5-ти, меньше трёх. После урока подойдите с дневниками за оценками. Спасибо за работу.

Регулятивные

- оценка своего вклада в достижение цели урока

PAGE   \* MERGEFORMAT 16


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41500. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТОЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 123 KB
  Основные принципы организации движения. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место среди всех видов транспорта автомобильный воздушный речной морской трубопроводный это определяется следующими положениями: 1 железнодорожный транспорт работает непрерывно в течении года и суток осуществляя массовую перевозку народнохозяйственных грузов пассажиров; 2железнодорожный транспорт участвует в различных фазах производственного процесса: в начальной если перевозят сырьё исходные материалы; в средней если перевозят комплектующее...
41502. РАБОТА СТАНЦИИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ 49.5 KB
  Ремонт оборудования сортировочных горок устройств СЦБ и связи и наружного освещения на горках капитальный ремонт замедлителей воздухопроводной сети компрессорного оборудования в устройствах СЦБ ремонт стрелочных переводов гарнитуры; в устройствах связи громкоговорящей связи в первую очередь пополнение количества динамиков; выправка профилей сортировочных горок вытяжек и сортировочных путей; эти работы являются очень ответственными трудоемкими и поэтому на практике не редко не производятся это приводит к замедлению темпа...
41503. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, УЧЕТ И АНАЛИЗ РАБОТ СТАНЦИИ 236.5 KB
  Основные показатели работы станции. Учет работы станции формы учета и отчетности. Анализ работы станции.
41504. Провозная и пропускная способность железных дорог 37.5 KB
  Провозная способность прямо пропорциональна пропускной способности участка и массе составов поездов а также существенно зависит от конструктивных схем и параметров вагонов. Провозная способность увеличивается с понижением коэффициента тары вагонов улучшением использования их грузоподъемности. Расчеты ВНИИЖТа показывают что массовое применение восьмиосных полувагонов и цистерн габаритов Тпр и Тц позволяет увеличить провозную способность железных дорог на 18 .
41505. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ТРАНЗИТНЫХ ВАГОНОВ С ПЕРЕРАБОТКОЙ. РАБОТА ПАРКА ПРИЁМА 206.5 KB
  Телетайпы устанавливаются в ИЦ станции расположенным обычно рядом с СТЦ. Таким образом до прибытия поезда СТЦ получает точную информацию о составе поезда в виде ТГНЛ в которой в порядке размещения в составе содержатся основные сведения о вагонах: его номер вес груза и наименование станция назначения получатель особые отметки. Оператор СТЦ различает полученную телеграмму натурку в соответствии с планом формирования поездов данной станции. Станция обычно получает 3 экземпляра натурки после разметки один экземпляр передается сначала...
41506. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПАРКОВ ОТПРАВЛЕНИЯ 144.5 KB
  На сортировочной станции А производится смена поездных локомотивов у всех поездов как транзитных так и прибывших в расформирование. На сортировочной станции Б четные и нечетные поезда отправляются с локомотивами депо 1; у транзитных поездов смена локомотивов не производится только смена бригад. Могут быть любые другие сочетания участков обращения локомотивов с участками работы локомотивных бригад. В зависимости от схемы обслуживания поездов поездными локомотивами и локомотивными бригадами на сортировочных станциях с локомотивами могут...
41507. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОРТИРОВОЧНЫХ ПАРКОВ. ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ ВАГОНОВ В СОРТИРОВОЧНОМ ПАРКЕ 109 KB
  Процесс накопления вагонов отдельного назначения его показатели. Процесс накопления вагонов отдельного назначения его показатели. График накопления вагонов отдельного назначения.
41508. Технология работы станции с местными вагонами 120 KB
  Планирование и организация подачи и уборки вагонов на грузовой пункт. По характеру грузовых операций различают 4 вида местных вагонов: прибывшие в груженом состоянии под выгрузку; прибывшие в порожнем состоянии под погрузку; прибывшие гружеными выгруженными загруженные вновь со сдвоенными операциями; сборные вагоны и вагоны с контейнерами проходящие грузосортировку. С ними выполняются те же операции что и с транзитными вагонами с переработкой но кроме того с местными вагонами производятся: подача к грузовым пунктам...