68057

Влияние экономических реформ Петра I на развитие нашего края

Конспект урока

История и СИД

Воспитать интерес к истории своего края через понимание роли Вологодской области в истории всей страны в эпоху Петра I; 3. Задачи: актуализировать знания обучающихся по теме Экономика при Петре I; познакомить обучающихся с пребыванием Петра I в нашем крае; сформировать знания обучающихся о развитии...

Русский

2014-09-17

84 KB

4 чел.

Конспект урока по истории России XVIIXVIII века (7 класс)

Тема урока: Влияние экономических реформ Петра I на развитие нашего края

Тип урока: изучение нового материала

Цели:  1. выявить, как повлияли экономические реформы Петра I на развитие нашего края;

          2. воспитать интерес к истории своего края через понимание роли Вологодской области в истории всей страны в эпоху Петра I;

          3. развивать универсальные учебные действия: регулятивные – постановка цели, поиск путей её достижения; познавательные – извлечение информации из разных источников, анализ фактов; коммуникативные – умение работать в группе.

Задачи:

- актуализировать знания обучающихся по теме «Экономика при Петре I»;

- познакомить обучающихся с пребыванием Петра I  в нашем крае;

- сформировать знания обучающихся о развитии экономики нашего края при Петре I;

- подвести обучающихся к пониманию значения влияния реформ Петра I  на наш край;

- продолжить формирование навыка работы с исторической картой, с текстом источника информации рассказом В. Железняка «Пётр на Сухоне».

Оборудование:

- компьютер,

- мультимедиапроектор,

- презентация,

- карта «Россия при Петре I»,

- карта «Наш край в 18-19 веках»,

- раздаточный материал.

План урока:

  1.  Вводно-мотивационный этап (2 минуты)
  2.  Этап изучения нового материала: Петр I  в Вологодском крае (7 минут)
  3.  Этап повторения и закрепления ранее пройденного материала: Развитие промышленности и торговли при Петре I ( 8 минут)
  4.  Физминутка (2 минуты)
  5.  Этап изучения нового материала: Развитие экономики нашего края в эпоху Петра I  (15 минут)
  6.  Подведение итогов  урока  (2 минуты)
  7.  Рефлексивный этап (2 минуты)
  8.  Контрольно-оценочный этап (2 минуты)

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оборудование

Вводно-мотивационный

Формировать положительную учебную мотивацию. Определить цель урока. Ознакомить обучающихся с планом работы на урок.

Здравствуйте Ваше высокопревосходительство, Ваше превосходительство.  Такое обращение к дворянам было принято в «Табеле о рангах», введенном Петром, портрет которого перед вами. (Слайд 1). Пётр был великим реформатором, им также была проведена денежная реформа и введены новые деньги. Сегодня на уроке вы можете их заработать за свои знания. Критерии оценки: (1 рубль –за развёрнутый ответ на вопрос, полтина(половина стоимости рубля) – за дополнение, полуполтина (четверть стоимости рубля) – за краткий ответ ). Кто набирает 5 рублей, получает оценку «5»(Слайд 2).

 

- Ребята, на экране (Слайд 3 ) вы видите портрет Пётра I. Тема нашего урока будет связана непосредственной с этой выдающейся личностью. Надеюсь эта фотография вам известна? (Слайд 3) (Домик Петра в Вологде). Что вам известно о Домике Петра?

- Как вы думаете, каким образом портрет и эта фотография могут быть связаны с темой нашего сегодняшнего урока?

- Действительно. Эпоха Петра Великого – время преобразований, охвативших все сферы жизни страны.  Сегодня мы с вами обратимся к изучению развития экономики во время Петра, уделив особое внимание развитию нашего края.

Тема нашего урока «Влияние экономических реформ Петра I на развитие нашего края» Открываем тетради, подписываем число и тему урока (Слайд 4).

Давайте теперь определим цель урока?

На доску вывешивает табличку «Выяснить, как повлияли экономические реформы Петра Великого на развитие нашего края.».

- Что нам  необходимо для достижения цели?

Обобщает ответы: 1. Узнать, какое отношение имеет Петр I  к Вологодскому краю; 2. Закрепить знания о развитии  промышленности и торговли при Петре I; 3. Выяснить, как развивалась  экономика нашего края в эпоху Петра I (Слайд 6).

Нам на уроке помогут, полученные вами знания по теме «Экономика при Петре I» и материалы, которые лежат у вас на столах.

 

- Пётр Великий жил в этом доме пять раз во время своих приездов в город.

- Мы будем говорить о Петре I в Вологде.

в тетрадях подписывают число и тему

- Выяснить, как повлияли экономические реформы Петра Великого на развитие нашего края. (Слайд 5).

- делают предположения

Регулятивные:

- принятие и сохранение цели

Презентация слайд  1- 6

Изучение нового материала.

Петр I в Вологодском крае

- Вологодский край, входивший в состав Архангелогородской губернии, Пётр посетил 5 раз (показать территорию на карте Слайд 7).  При Петре I Вологодский кремль стал государственной военной базой. Здесь хранилось военное и техническое снаряжение, привезенное из Москвы для отправки водным путем, оборудование и оснащение для строящихся в Архангельске крепости и первых кораблей. В кремле останавливался сам царь во время своих приездов в Вологду. Уже в первые годы своего царствования Петр I совершил три поездки на Север: один раз обследовал Кубенское озеро (показать на карте озеро Слайд 7) на возможность использовать его для учебных плаваний для «потешного флота». Но озеро показалось царю мелким и поэтому непригодным для флота.  Ещё  два раза проплыл от Вологды до Архангельска по Сухоно-Двинскому водному пути (показать путь на карте Слайд 7). В третий свой приезд в 1694 году Пётр посетил Тотемские солеварни (показать на карте Тотьму Слайд 7).(Картинка солеварен Слайд 8 ) Перед вами рассказ «Пётр на Сухоне» Из книги вологодского писателя и краеведа Владимира Железняка «Голоса времени». (Приложение) Ваша задача прочитать его и ответить на вопросы устно.

- Итак. В каком городе Пётр посетил соляные варницы? О каких богатствах нашего края Пётр расспрашивает Макарова? (Слайд 10 ), Каково было положение рабочих на солеварницах? Ответ аргументируйте.

Читают документ

Отвечают на вопросы.

Познавательные:

- извлечение информации из предложенного источника

Печатный материал В.Железняк «Петр на Сухоне».

Презентация слайд  7 - 10

Повторение и закрепление ранее пройденного материала

Развитие промышленности и торговли при Петре I 

Актуализировать знания обучающихся по теме «Экономика при Петре I»

- Ребята чтобы выяснить, как же реформы Петра повлияли на наш край, нам следует вспомнить, какие нововведения были внесены при Петре в экономику. Что вам известно о развитии промышленности при Петре I?

 В период царствования Петра I в России происходит мощный экономический подъем. Если в начале 18 в. в России была всего 21 мануфактура, то к концу Петровской реформы уже 220. Во сколько раз выросло количество мануфактур?

- Что такое мануфактура?

- Берём  карту «Развитие экономики при Петре I» (Слайд 11 ),  и давайте определим основные центры развития производства. Железоделательные и оружейные заводы где открываются?

 

- Посмотрите на карту в каких городах открываются суконные и полотняные мануфактуры (Слайд 12)

- А где мы с вами видим судостроительные верфи (Слайд 13)?

- Экономика это не только промышленность, но и торговля. Что вам известно о торговле при Петре I?

- Какие внешнеторговые порты существовали ещё в 17 веке?

- При Петре I появились новые порты, назовите их.

- В результате какого события Россия получила эти порты?
- Петр
I проводил политику протекционизма. Как вы поняли выражение политика протекционизма?

- В ходе политики протекционизма что было принято в 1724 году?

- Что он предусматривал?

- И действительно, в результате политики протекционизма в 1726 году экспорт уже вдвое превышал импорт, что способствовало увеличению прибыли в стране. Итак,  какой вывод о развитии промышленности и торговли при Петре мы можем сделать?

- Какое влияние оказали реформы Петра на развитие экономики страны?

- В чём это выразилось?

- отвечают на вопрос

- Почти в 11.

- Мануфактура - промышленное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.

Открывают карту, называют по ней промышленные центры: Тула. Москва, Тырпицкий и Ижинский заводы Екатеринбургский, Невьянский, Нижнетагильский, Верхнетагильский.  

- Тверь, Нижний Новгород, Москва, Ярославль, Астрахань, Белгород, Казань.

- Санкт-Петербург, Архангельск, Холмогоры, Казань, Брянск, Воронеж, Азов, Астрахань.

Отвечают на вопрос

- Архангельск, Астрахань.

- Санкт-Петербург, Рига, Выборг, Нарва, Ревель.

- В результате Северной войны.

- Поддержка российского производства.

- Таможенный тариф.

- поднятие  пошлин на ввозимый товар, снижение на вывозимый из страны товар.

-Промышленность и торговля в стране развивалась быстрыми темпами.

- Положительное

- Рост производства, числа мануфактур, внешней торговли.

Познавательные:

- формулировка

и обоснование выводов;

- оперирование понятиями;

- умение работать с исторической картой

Карта учебника «Европейская часть России при Петре I».

Презентация слайд 11 - 13

Изучение нового материала.

Развитие экономики нашего края в эпоху Петра I  

Проанализировать конкретные факты, характеризующие экономическое положение нашего края при Петре,

сделать вывод о влияния экономических реформ Петра I на развитие нашего края.

- А как же обстояло дело в нашем крае?  Существует такая информация. Добыча болотных и луговых железных руд накануне петровских реформ 120 пудов в год / к концу правления Петра I 

уменьшилась примерно в 8 раз; Промысел поваренной соли 200 пудов в год / уменьшился примерно в 6 раз;  Количество крупных речных судов, проходящих по Сухоно-Двинскому водному пути 500 судов в год / Сухоно-Двинский путь закрыт.(Слайд 15 таблицей).

Физминутка:

- Чтобы немного отдохнуть объединимся в группы организованно, проведём физминутку. Повторите, какие богатства в нашем крае существовали?

- рыба- руки в стороны, лес – руки вверх, соль – перед собой в горсти. Я говорю одно, а показываю другое, ваша задача показывать то что я говорю.  

- Гимнастика для глаз. Теперь смотрим на точку вдали как Пётр I на корабли вдали Балтийского моря, переводим взгляд на нос (повторяем несколько раз).

- Итак, каждая группа получает карточку, анализирует тот факт, который подчеркнут и отвечает на вопрос: Как повлияли изложенные факты на развитие экономики нашего края? Докажите почему вы так считаете?

В работе вам поможет

Памятка по работе с фактами:

  1.  Прочитай факт;
  2.  Определи, что мы узнаём из этого факта;
  3.  Сделай вывод, как повлияли изложенные факты на развитие экономики нашего края.

Выводит на слайды текст каждой карточки (Слайды 17 -22)

Корректирует выводы обучающихся, вывешивает на доску карточки с выводами о влиянии экономических реформ на наш край:

  •  Торговый путь теряет значение.
  •   Города приходят в упадок.
  •   Заводы открываются.
  •   Корабельные верфи создаются.
  •   Территории безлюдеют.
  •   Земли пустеют.
  •   Железное дело приходит в упадок.
  •   Рыбный промысел приходит в упадок.
  •   Добыча соли приходит в упадок.

- Хорошо, теперь перед вами ряд выводов . Опираясь на них мы можем ответить на главный вопрос нашего урока? Кто сможет сделать общий вывод?

- Добавляет, обобщает ответы ученика.

- соль, рыба, лес.

- выполняют действия

Работают в группах по 4 человека, обсуждают факт.

Представитель от группы озвучивает свои выводы перед классом.

записывают выводы в тетрадь.

- Один ученик обобщает выводы, отвечает на вопрос «Как повлияли экономические реформы Петра Великого на развитие нашего края».

Познавательные:

- извлечение информации из предложенного источника;

-установление причинно-следственных связей;

- формулирование

и обоснование выводов;

- построение оценочных суждений

Коммуникативные:

- организовывать учебное взаимодействие в группе

Печатный материал: карточки с историческими фактами.

Презентация слайд 15 - 22

Подведение итогов  урока  

Проанализировать достижение цели

- Удалось нам достигнуть цели сегодняшнего урока?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Да удалось. Я  на уроке узнал …

Регулятивные

- удержание цели;

- оценка достижения цели

Рефлексивный этап

Выявить отношение обучающихся к содержанию урока

- Ребята, какие чувства у вас вызывает такое положение в нашем крае во времена Петра I?

- Для того чтобы исправить или не допустить повторения негативной ситуации, мы с вами должны обладать знанием о происходящем. Сегодня за свои знания вы получили деньги, давайте посчитаем, кто сколько заработал и может вложить в развитие экономики нашего края.

-

- сожаление, негодование.

Личностные

- чувство сопричастности истории своего края

Контрольно -оценочный этап

Оценить работу на уроке

- Поднимите руку те, кто набрал 5 рублей? Меньше 5-ти, меньше трёх. После урока подойдите с дневниками за оценками. Спасибо за работу.

Регулятивные

- оценка своего вклада в достижение цели урока

PAGE   \* MERGEFORMAT 16


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63795. Статика населения, динамика населения 28.5 KB
  Статика - это сведения об общей численности населения и его составе: возрастно-половом этническом профессиональном плотности места жительства и др. Возрастно-половой состав имеет значение для характеристики состояния здоровья и воспроизводства населения.
63796. Рождаемость 23 KB
  Рождаемость - это число родившихся живыми на 1000 населения. Выдают свидетельство о рождении регистрируют рождаемость. Показатель рождаемости = Число родившихся живыми среднегодовая численность населения х 1000 На рождаемость влияет половая и возрастная структура населения.
63797. Смертность как медико–социальная проблема 34 KB
  Изучается по свидетельствам о смерти. В 3 х дневный срок со дня смерти регистрация умерших в загсе или поселковом совете. Регистрация проводится на основании медицинских свидетельств о смерти в загсе...
63798. Характеристика детской смертности 28 KB
  Показатель младенческой С = Число детей умерших до года Число родившихся 1000; Показатель мл. С по Ратсу для сельского населения = Число детей умерших за год 012 мес. С по Вахитову Альбицкому для города = Число умерших в возрасте до года 1000 4 5 от данного года 1 5 от предыдущего года...
63800. Заболеваемость и методы её изучения 28.5 KB
  Населения характеризует распространение заболеваний среди всего населения или отдельных его групп в расчете на 1000 или 10000 человек. имеют важнейшее значение для научной организации системы медико-санитарного обслуживания населения...
63801. Характеристика уровней и структур причин заболеваемости 27 KB
  В структуре причин с возрастом все большую роль играют несчастные случаи и инфекционные заболевания. У женщин до 20 лет болезни связанные с беременностью с возрастом больше проявляются хронические заболевания. После 60 лет выявляются на 1 больного 25 3 заболевания...
63802. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности 26 KB
  Единицей наблюдения при изучении заболеваемости с ВУТ является каждый случай временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой в данном году. Учетным документом служит листок нетрудоспособности который является не только медицинским...
63803. Инвалидность и инвалидизация населения 24.5 KB
  В России средний уровень инвалидности колеблется от 40 до 49 на 10000 жителей. 3 группы инвалидности: 1 группа полная утрата способности к регулярному профессиональному труду в обычных условиях и нуждающихся в постоянном уходе.