68292

Процесс и технологии правового обучения

Лекция

Педагогика и дидактика

Функции процесса обучения обусловлены базисным законом, детерминирующим само его существование: объективной общественной потребностью в обучении и усвоении молодым поколением социального опыта для его воспроизведения и развития.

Русский

2014-09-20

284.5 KB

14 чел.

PAGE  6

                                                                                                                  

Что же мы видим, товарищи? Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо.

И никакие лекции не изменят этого соотношения сил.

Если каждый индивидуум в отдельности не будет постоянно тренироваться…

Из лекции О. Бендера в  шахматном клубе г. Васюки

Процесс и технологии правового обучения.

План.

  1.  Процесс правового обучения.
  2.  Понятие и характеристика педагогических технологий.
  3.  Классификация обучающих технологий.
  4.  Типы пед. технологий.
  5.  Основные личностно-ориентированные технологии обучения праву
  6.   Технологии коммуникативного обучения праву на основе зарубежного опыта (Street Law).
  7.  Живое право.

  1.  Процесс правового обучения.

 ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ, педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты - учитель и ученик. Как элементы процесса обучения. могут теоретически рассматриваться в динамике и на каждом этапе цели и содержание образования, мотивы субъектов обучения, формы его организации, средства и результаты. Усвоение каждой дидактической единицы содержания образования приводит к изменению других элементов процесса обучения, к переходу их от одного состояния в другое. Взаимодействие и взаимовлияние всех названных элементов составляет педагогический механизм процесса обучения

 Функции процесса обучения обусловлены базисным законом, детерминирующим само его существование: объективной общественной потребностью в обучении и усвоении молодым поколением социального опыта для его воспроизведения и развития. Закон раскрывает осн. противоречие и движущие силы обучения - рассогласованность между развивающейся потребностью общества в обучении молодёжи и уровнем подготовки молодёжи к выполнению ожидаемых социальных функций. Цель, кроющаяся в противоречии (организация усвоения социального опыта), порождает процесс обучения.; внутренний источник его самодвижения - постоянная смена учебно-познавательных задач, по мере решения которых перед учащимися ставятся новые цели и задачи. Логика постановки и решения этих задач воплощает сценарий обучения.

 Процесс обучения рассматривается на четырёх уровнях:

  •  теоретическом (обобщённой модели);
  •  отдельных учебных предметов;
  •  проекта конкретного осуществления   процесса обучения в форме плана для каждого урока и системы уроков;
  •  реальном, на котором осуществляются первые три проектных уровня.

Процесс обучения. отличает три группы свойств: две - инвариантные и одна - вариативная. Первая инвариантная группа характерна для любого вида обучения независимо от времени, места и т.д. Это - неподменяемость другими путями функции организации усвоения молодым поколением социального опыта; единство преподавания, учения и содержания образования; единство содержательной и процессуальной сторон обучения; взаимосвязь формы предъявления преподавателем учебной информации и воспроизводящей деятельности учащихся; наличие в обучении исходных мотивов у учителя и учащихся, адекватных целям и функциям обучения; обязательность одной из организационных форм обучения; результативность в виде разностороннего влияния на личность учащегося.

Вторая группа инвариантных свойств отличает обучение определённой цивилизации, специфического социального организма; т.е. направленность воспитания и образования и развитие личности человека; соотношение общего образования с жизнью общества; формирование социально ценной активности личности и её готовности к самореализации. Вторая группа свойств содержательно наполняет первую. Вместе с тем их реализация зависит от педагогического сознания общества.

Вариативная группа признаков процесса обучения обусловлена конкретным временем и зависит от знаний учителя, его гражданских и профессиональных воззрений и воли.

Знание свойств процесса обучения помогает определить сферу поисков закономерностей воспитывающего обучения, область возможных педагогических инноваций, пути повышения эффективности обучения и качества образования и устранения недостатков. Сложность установления закономерностей процесса обучения привела к попыткам преодолеть её путём определения аспектов процесса, для которых эти закономерности поддаются формулировке. Ю.К. Бабанский выделил (1983) такие дидактические закономерности, как зависимость процесса обучения. от общественных потребностей, связь его с образованием, воспитанием и развитием как сторонами целостного процесса обучения, зависимость от возможностей учащихся и внешних условий. Можно выделить несколько видов закономерностей процесса обучения: структурные, системные, эволюционные, функциональные, исторические.

Средством познания и управления процесса обучения является его моделирование. Педагог имеет обширное пространство для творческой конкретизации методик, средств и путей проектирования и построения учебного процесса в целом и каждого его урока в частности. Единственное ограничение этого пространства - детерминация П.о. его моделью, логикой и основными, инвариантными свойствами.1

Образовательный процесс - процесс движения от цели к результату, взаимодействие педагогов с учащимися, когда учащийся превращается в полноправно действующее лицо образовательного процесса. 

внедрить в учебный  

процесс  новейшие

достижения  

науки и техники

Функции образовательного процесса.

  •  Развитие духовных сил, способностей, позволяющих преодолевать жизненные препятствия
    •  Формирование характера и моральной ответственности  социуме
    •  Обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста
    •  Создание условий для саморазвития творческой индивидуальности

Формы образовательного процесса.

  •  Коллективные
    •  Групповые
      •  Индивидуальные

Организационное обеспечение образовательного процесса.

  •  Общая методическая тема
  •  Кадровое обеспечение
  •  Обязательность учебно – методических целей и задач
  •  Единая концепция развития

Организация образовательного процесса регламентируется

  •  Учебный план (обеспечивают разработку примерных учебных планов и программ государственные  органы управления  образованием )
  •  Годовой календарный учебный график
  •  Расписание занятий (разрабатываются и утверждаются  образовательными учреждениями самостоятельно).

Образовательный процесс включает:

  •  Теоретическое обучение (определяются Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций органов здравоохранения)
    •  Производственное обучение
    •  Производственная практика
    •  Воспитательная работа с обучающимися

Содержание образовательного учреждения формируется на трех уровнях:

  1.  весь процесс обучения.
    1.  предмет.
      1.  Урок

Качество образовательного процесса зависит от:

  •  Уровня квалификации преподавателя
  •  Качества организации образовательного  процесса
  •  Степени подготовленности учащихся

Организация образовательного процесса должна быть ориентирована на:

  •  воспитание уважения к правам человека
  •  развитие личностей, талантов ребенка
  •  воспитание уважения к родителям, культурной самобытности ребенка
  •  бережное отношение к окружающей среде

Общие требования к организации образовательного процесса:

  1.  Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график образовательного учреждения
  2.  Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка периодичности промежуточной аттестации обучающихся;
  3.  Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогов;
  4.  Родителям несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность после их утверждения; ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса.

Средство совершенствования организации образовательного процесса – это педагогический мониторинг, технология реализации которого может постоянно совершенствоваться за счет использования современных научно-технических достижений. ЦЕЛЬ введения системы мониторинга образовательного процесса – возможность контролировать и корректировать образовательную ситуацию.

Требования к системе образовательного процесса:

  1.  вариативность
  2.  динамичность
  3.  адаптивность
  4.  стабильность

  1.  Понятие и характеристика педагогических технологий. 

 Педагогической технологией обычно называют направление зарубежной педагогики, которое имеет целью повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения. Собственно словосочетание “педагогическая технология” является неточным переводом английского “an educational technology” - “ образовательная технология”.

Попытки внести технологию в учебный процесс не прекращались все наше столетие. Приблизительно до середины 50-х годов они были связаны с созданием некоей технической Среды, комплекса автоматизированных средств для традиционного обучения. С середины 50-х годов появился новый технологический подход к построению самого учебного процесса. Но и первый подход продолжает развиваться по пути освоения новых информационных технологий. Оба направления все более смыкаются, меняя саму парадигму образования. Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться широко как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология.

Человеческая психология - важный фактор в развитии технологии, так же, как коммуникации и информационный обмен. Исторически образовательная технология развивалась и действовала тактически, а не стратегически. Единственный же путь создания чего-либо ценного в образовательной технологии - это разработка общей стратегии.

Для того чтобы процесс учебной деятельности осуществлялся эффективно, необходимо научиться пользоваться современными педагогическими технологиями, разбираться в их сути и создавать свои профессиональные стратегии деятельности, учитывать то обстоятельство, что гармоничный педагогический процесс возможен только как точное воспроизведение заранее спроектированной педагогической технологии, т. е. четко поставленной цели и педагогических задач в совокупности с адекватной технологией их решения. Лишь в этих условиях представляется возможным превращение учебно-воспитательной работы из малоупорядоченной совокупности действий в целенаправленный процесс. Анализ определения понятия "педагогическая технология" обнаруживает вариативность его трактовок. Оно понимается как проект учебно-воспитательного процесса, как модель этого процесса, как закономерности и принципы его организации, как система учебно-воспитательного процесса, как сам процесс, как методы, средства, операции, способы, приемы, условия, формы организации учебно-воспитательного процесса и т. п.

Педагогическая технология - это не дидактика, не теория воспитания, это и не методика обучения или воспитания. Специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Второе отличие технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия учителя и учащихся, что не находит отражения ни в дидактике, ни в теории воспитания, ни в методиках преподавания.

На первый взгляд личностно-ориентированный подход, определяемый нами в качестве ведущего в сфере образования, и технологический подход противоречат друг другу. Действительно, первый подход предполагает обращение к внутреннему миру ученика, его ценностям, взглядам. А в технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. И тогда возникает вопрос - разве можно четко описать внутренний мир обучаемого и способы его использования в образовательном процессе? Как поступить в этой ситуации?

Всем очевидно, что современный образовательный процесс должен быть ориентирован на ученика. А это означает, что в нем в соответствии с синергетическим подходом имеют право на существование спонтанность, неопределенность, нелинейность. Можно ли говорить о технологичности образовательного процесса и тут же сразу делать оговорки по поводу синергии субъектов? С целью ответа на поставленные вопросы обратимся к определению понятия "технология" и, в частности, понятию "образовательная технология".

Сегодня в педагогической науке отсутствует единое понимание педагогической технологии:

В словаре иностранных слов дается следующее определение технологии. Технология» - слово греческого происхождения, которое в оригинале обозначает знание о мастерстве.

В толковом словаре этот термин определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.

Технология - категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов (М.Чошанов).

  •  ПТ - есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П.Митчелл).
  •  ПТ - совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
  •  ПТ - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
  •  ПТ - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М.Монахов).
  •  ПТ - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  •  ПТ-  означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (Кларин М.В., 1989).
  •  ПТ - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату.
  •  ПТ - это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
  •  ПТ - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций (Пальчевский, Фридман).
  •  ПТ - это описание, проект процесса формирования личности (А.П. Беспалько).
  •  ПТ - это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса (Цветков).
  •  ПТ - есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США).
  •  ПТ - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

 С определенной мерой условности мы переносим, следуя толковому словарю, в котором говорится, что "технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве", этот термин и на область человеческих взаимодействий. В таком случае, педагогическую технологию целесообразно определить как совокупность способов и приемов, форм взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, обеспечивающую эффективность функционирования педагогической системы и достижение поставленных педагогических целей. Педагогическая технология выступает в качестве динамической, операционально-сущностной характеристики процесса, происходящего в педагогической системе.

Сегодня под технологией понимают, с одной стороны, совокупность приемов и способов обработки, изменения состояния и свойств объекта с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов, а с другой стороны, - науку о таких способах. При имеющихся различиях в подходах к объяснению сущности и содержания педагогической технологии все они направлены на создание оптимальных условий для решения практических задач.

Из приведенных определений можно вычленить следующие признаки технологии:

  •  процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся;
  •  совокупность приемов, методов;
  •  проектирование и организация процесса;
  •  наличие комфортных условий.

Однако, на наш взгляд, здесь не полно учитывается управленческий аспект.

С позиции управления образовательный процесс представляет собой сочетание управленческой деятельности учителя и самоуправления ученика в целостном управленческом цикле как взаимодействия участников образовательного процесса. Отмеченное дает нам основание для следующего определения понятия "образовательная технология".

Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Дадим пояснения в связи с приведенным определением. Во-первых, в нем дается указание на совместную деятельность учителя и учащихся, что означает фактическое отрицание программирования только педагогом конечных результатов и построения им жесткой программы деятельности ученика по их достижению. Иными словами речь идет об ученике как субъекте учения, определяющим и конечные результаты своей деятельности и процесс их достижения. Во-вторых, в приведенном определении фиксируется полный цикл управления учеником своей учебной деятельностью. В этой связи можно констатировать, что образовательная технология призвана обеспечивать обучение учащихся самоуправлению учением. В-третьих, в определении обращается внимание на создание комфортных условий деятельности субъектов образовательного процесса, что ориентирует , в первую очередь, педагогов на поиск и создание условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Любая образовательная технология включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий учителя и ученика (в первую очередь в категориях управления); критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Итак, современную технологию характеризуют следующие позиции: 2

  •  технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передача знаний, умений и навыков; технологии развивающей педагогики);
  •  технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
  •  функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;
  •  поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;
  •  органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
  •  Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения)
  •   Технология разноуровневого обучения
  •   Технология модульного обучения.
  •   Технологии развивающего обучения
  •   Технология проблемного обучения
  •  . Технология проблемно-модульного обучения
  •  . Технология организации обучения в форме педагогических Мастерских
  •  . Технология проектного обучения
  •  . Дальтон-технология
  •  . Технология развития критического мышления учащихся
  •  . Технология проведения учебных дискуссий
  •  Технология учебной деловой игры

 Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:

  •  некоторого представления планируемых результатов обучения;
  •  средств диагностики текущего состояния обучаемых;
  •  набора моделей обучения;
  •  критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Педагогические приемы независимы от применяемых средств. Лучшим доказательством этому могут служить приемы, используемые, без применения каких бы то ни было средств вообще. Даже такая мелочь, как умение задать вопрос, может заметно повысить качество работы. Вокруг подобных “мелочей” нередко сосредоточены исследования современной зарубежной образовательной технологии.

Педагогическая технология определятся как научное обоснование выбора оптимального операционного воздействия педагога на учащегося в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него ценностного отношения к этому миру.

В структуре категории "педагогическая технология" исследователи выделяют две части: технологию обучения и технологию воспитания. Мы считаем, что в основу характеристики педагогической технологии как совокупности приемов и способов в неразрывном учебно-воспитательном процессе, должна быть положена идея целостности педагогического процесса. Ценность "педагогической технологии" как отрасли педагогической науки и практики состоит в том, что она позволяет в реальном педагогическом процессе осуществить единство обучения, воспитания и развития личности на прикладном уровне.

Методологические качества педагогической технологии3

  •  Технологическая схема (карта)
  •  Научная база
  •  Системность
  •  Управляемость
  •  Эффективность
  •  Воспроизводимость

Технологическая схема (карта):

Условное изображение технологии процесса с помощью разделения его на отдельные функциональные элементы и обозначения логических связей между ними.

Научная база:

Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей.

Системность:

Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

  •  логикой процесса;
  •  взаимосвязью всех его частей;
  •  целостностью.

Управляемость:

Предполагает возможность:

  •  целеполагания;
  •  планирования;
  •  проектирования процесса обучения;
  •  поэтапной диагностики;
  •  варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность:

Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

Воспроизводимость:

Подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Методологические качества педагогической технологии

  •  Технологическая схема (карта)
  •  Научная база
  •  Системность
  •  Управляемость
  •  Эффективность
  •  Воспроизводимость

 Воспроизводимый обучающий цикл.

  •  Общая постановка цели обучения
  •  Переход от общей формулировки цели к ее конкретизации
  •  Предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности учащихся
  •  Совокупность учебных процедур
  •  Оценка результата

Правила организации учебного процесса в обобщенном виде:

Правило “эквивалентной практики” Условия обучения и ожидаемые действия учащихся в ходе обучения в точности соответствуют ожидаемым действиям во время теста или экзамена.

Правило “аналогичной практикиВозможность упражняться в актах поведения, сходных, но не идентичных с конечным поведением.

Правило “знания результатов” Незамедлительное сообщение учащемуся результата каждого действия.

Правило “положительных подкрепляющих реакций”  Действие ученика подкрепляется конструктивным, побуждающим образом “Попробуй сформулировать еще раз” или “Тебе нужно снова проработать содержание раздела”.

Вариант структуры урока, направленного на достижение четких целей:

- Организация внимания учащихся;
- Информирование их о дидактической цели;
- Стимулирование припоминания необходимых знаний и умений;
- Предъявление учебного материала, который должен вызвать определенную реакцию;
- Стимулирование реакций учащихся;
- Обеспечение обратной связи;
- Руководство мыслительной деятельностью;
- Стимулирование прочности полученных знаний и умений и их переноса;
- Оценка действий учащихся.

Технология полного усвоения.

Детальное уточнение целей курса
Составление перечня конкретных результатов обучения
    Детальный анализ учебного материала и его дополнительная проработка, при которой материал разбивается на отдельные фрагменты (учебные единицы)
    Определение результатов, которые должны быть достигнуты в ходе изучения учебных единиц
Подготовка альтернативных коррекционных учебных материалов по каждому из тестовых вопросов.
Ориентация на такую дополнительную проработку не усвоенного материала, которая отличается от первоначальной и дает возможность ученику подобрать подходящий для него способ работы.

Для современного этапа развития образовательных технологий характерна ориентация на конкретного обучаемого. Особенно актуальна индивидуализация процесса обучения для дистанционного и виртуального, т.е. "массового", образования. В то же время большинство образовательных систем "перегружены" учебной информацией до такой степени, что обучаемый в силу ограниченности психофизиологического потенциала не может усвоить весь объем знаний, предлагаемых в учебной программе. Многие исследователи пытаются решить эту проблему, разрабатывая способы, методы и модели для более интенсивного усвоения материала учащимися (например, модель полного усвоения знаний Б.С. Блума)…

 Новые педагогические технологии, применяемые в настоящее время в образовательных учреждениях, создаются на основе гуманизации и демократизации отношений (личностно ориентированные технологии ): вероятностное образование (А. Лобок), развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер), гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили) и т. д..

 Так, существует группа предметно-ориентированных технологий, построенных на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала (в первую очередь, в учебниках). В модульно-рейтинговой технологии (П. Яцявичене, К. Вазина, И. Прокопенко и др.) основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ (укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки усвоения. 

 В технологиях дифференцированного обучения (Н. Гузик, И. Первин, В. Фирсов и др.) и связанных с ним групповых технологиях основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. 

 В технологиях развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. Важным при этом является мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин - В. Давыдов), индивидуальный опыт личности (И. Якиманская), творческие потребности (Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов), потребности самосовершенствования (Т. Селевко). К этой же группе можно отнести так называемые природосообразные технологии (воспитания грамотности - А. Кушнир, саморазвития - М. Монтессори); их основная идея состоит в опоре на заложенные в ребенке силы развития, которые могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать прежде всего сензитивность - наивысшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

 В технологиях, основанных на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин, Н. Суртаева и др.) обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.

 Технологии авторских (инновационных) школ построены на оригинальных (авторских) идеях, которые, как правило, понятны из их названия. Это - школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б. Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский), "Русская школа" (И. Гончаров, Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан).

 Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) основывается на следующих положениях: главной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение; психологической причиной плохого чтения и счета является недостаточность оперативной памяти; основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика; должна быть преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня умений. 

 Большинство так называемых альтернативных технологий - Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), технология свободного труда (С. Френе), технология вероятностного образования (А. Лобок), технология мастерских (П. Коллен, А. Окунев) представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся. К ним, по-видимому, можно отнести и технологию интеграции различных школьных дисциплин, цель которых - создание у учащихся в результате образования более отчетливой единой картины мира и мироощущения.

В  зависимости от психологических структур (И.Я. Лернер) выделяются и классифицируются следующие технологии: информационные (формирование знаний, умений, навыков - ЗУНов); операциональные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоциональные, нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН); технологии саморазвития (формирование саморазвивающихся механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей - РТС).

 Таким образом, "педагогическая технология" является тем педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное - может помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как толерантность, искренность, креативность" (Е.Ф. Широкова).

  1.  Классификация обучающих технологий.

 Классификация педагогических технологий выступает в качестве важнейшей исследовательской задачи теории педагогических систем.

 Попытка создания такой классификации была сделана Г.К. Селевко в упоминавшейся выше работе, а также в учебном пособии (Селевко Г.К., 1998).

Таблица классификаций педагогических технологий

По ведущему фактору психического развития

Биогенные

Социогенные

Психогенные

Идеалистические

По ориентации на личностные структуры

Информационные (формирование знаний, умений, навыков)

Операционные (формирование способов умственных действий)

Эмоционально-художественные (воспитание эстетических отношений)

Эмоционально-нравственные (воспитание нравственных отношений)

Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов)

Эвристические (развитие творческих способностей)

По характеру содержания образования

Обучающие - воспитательные

Светские - религиозные

Общеобразовательные - профессиональные

Гуманитарные - технократические

Частнопредметные

По организационным формам

Классно-урочные - альтернативные

Академические - клубные

Индивидуальные - групповые

Коллективный способ обучения

Способы дифферинцированного обучения

По отношению к ребенку

Авторитарные

Дидактоцентрические

Личностно-ориентационные

Гуманно-личностные

Технологии сотрудничества

Технологии свободного воспитания

По преобладающему (доминирующему) методу

Догматические, репродуктивные

Объяснительно-иллюстративные

Развивающее обучение

Проблемные, поисковые

Творческие

Программированное обучение

Диалогические

Игровые

Саморазвивающее обучение

Информационные (компьютерные)

По категории обучающихся

Массовая технология

Продвинутого образования

Компенсирующие

Виктимологические

Технологии работы с трудными детьми

Технологии работы с одаренными детьми

По концепции усвоения

Ассоциативно-рефлекторные

Бихевио-ристические

Гештальт-технологии

Интериоризаторские

Суггестивные

Нейролингвистические

По типу управления познавательной деятельностью

Классическое лекционное

Современное традиционное обучение

Традиционное классическое

Программированное обучение

Обучение с помощью ТСО

Система "консультант"

Обучение по книге

Система малых групп

ГСО, дифференцирование

Компьютерное обучение

Система "репетитор"

Программное обучение

Современные технологии:

1. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

2.Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.

3. Система "Школа-2100".

4. Личностно-ориентированное развивающее обучение /И.С.Якиманская/.

5. Технология обучения математике на основе решения задач /Р.Г. Хазанкин/.

6. Технология саморазвивающего обучения /Г.К.Селевко/.

7. Технология проблемного обучения.

8. Технология программного обучения.

9. Технология группового обучения.

10. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

11. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте /Н.А.Зайцев/.

12. Предагогическая технология на основе системы эффективных уроков /А.А.Окунев/.

13. Технология мастерских.

14. Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение.

15. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала /В.Ф.Шаталов/.

16. Коллективный способ обучения /В.К.Дьяченко/.

17. Класс интенсивного обучения.

18. Модульная технология.

19. Технология творческого развития интеллектуальных способностей.

20. Проблемно-целостное изучение литературных произведений/Бранже/.

21. Технология непрерывного обучения /профильные школы-лагеря/.

22. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе /В.Н.Зайцев/.

23.Педагогика сотрудничества.

24. Технология обучения в диалоговом режиме.

25. Организация самовоспитания школьников /Г.В.Селевко/.

26. Игровые технологии.

27. Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация /Н.П.Гузик/.

28. Технология проектирования /Штейнберг/.

И т. д.

4. Типы педагогических технологий и основания их классификации

 Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий

 Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

 Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

 Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. 

Современные информационно - образовательные технологии.

 Современные образовательные среды характеризуются высоким уровнем адаптивности и интерактивности с обучаемым. Это реализуется посредством пересмотра концепции построения учебных материалом и процессов. Основой новой концепции становится объектный принцип построения учебных материалов. В соответствии с концепцией, учебный материал разбивается на части - объекты. В результате, происходит переход от больших негибких курсов к многократно используемым отдельным объектам обучения (RLO - Reusable Learning Object) доступных для поиска и включения. Разработка объектов может вестись различными авторами, в различных средах и впоследствии они могут быть доступными для использования из репозитария объектов.

 Каждый элементарный объект обучения может включать в себя учебный текстовый или мультимедийный материал; глоссарий, понятия которого расшифровываются в данном тексте; элементы обсуждения (чат, форум, доска для рисования); элементы практических занятий; набор контрольных вопросов и тестов; метаданные объекта; инструкции для обработки информационного содержания объекта. Данное определение несколько шире определения даваемого LTSC (Learning Technology Standards Committee, IEEE) и большей частью аналогично определению CAREO. Основное отличие состоит в том, что такое определение расширяет понятие объекта от просто "учебная структура" (учебный план) до "учебная структура и средства администрирования, управления и разработки" - то есть так же включаются технологические инструменты.

 Множество элементарных объектов (в литературе также называемых информационными) объединённых в один в определённой последовательности (линейной или иерархической) образуют учебный курс. Получившаяся в результате подобного объединения структура называется агрегированным объектом обучения (Aggregated RLO). В свою очередь агрегированные объекты-курсы могут естественным образом объединяться в учебные программы.

Таким образом, применением технологических стандартов, прежде всего, достигаются:

  •  повышение эффективности создания и применения как учебно-методического обеспечения, так и учебных процессов;
  •  устойчивость и стабильность, как учебных материалов, так и процессов, поскольку они не подвергаются переделкам для взаимной стыковки благодаря заложенным в стандарты системным и межсистемным соглашениям;
  •  доступность - учебные материалы и технологические процессы легко доступны, так как они хранятся в известных форматах и доставляются стандартными механизмами;
  •  переносимость - учебные материалы легко переносимы (мобильны), поскольку построены по модульному (объектному) принципу, соответственно ориентированы на процессы декомпозиции и композиции;
  •  масштабируемость (расширяемость) - достигается принципами иерархии и модульности, заложенными в систему стандартов;
  •  множественность применения - объектный принцип, стандартизация представления учебной информации, открытость стандартов и размещение информации на серверах интернет позволяют многократное использование информационных ресурсов;
  •  актуализация - достигнутые применением стандартов стабильность и множественность применения, в свою очередь, позволяют добиться актуальности учебных материалов, поскольку их коррекция производится централизованно;
  •  интероперабельность - создатели новых технологических систем ориентируются в форматах учебных материалов и процессов по общим принципам стандартизации, базирующихся на полиморфизме сообщений и динамическом связывании, и это позволяет применять их в различных, в том числе новых, функциональных системах.
  •  разделяемость - один и тот же ресурс может быть одновременно использован (разделен) в нескольких приложениях, поскольку не требуется его модификация в зависимости от приложения;
  •  технологичность - создание новых учебных материалов и процессов происходит с максимальным использованием уже имеющихся и с применением известных по интерфейсам, параметрам и функциям инструментов.

Несомненно, самым главным в данной области является тот потенциал учебных материалов, который будет накоплен в итоге стандартизованной разработки. А здесь уже возникает вопрос наличия готового комплекса инструментов кроме фундаментальных теорий, который уже не подвергаются сомнениям.

5. Основные личностно-ориентированные технологии обучения праву.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

  •  антропоцентричностью;
  •  гуманистической направленностью;
  •  психотерапевтической направленностью;
  •  имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

 «Пермская школа прав человека» (Бочаров, Погодин, Помадова, Чарная, Щедровицкий) разработали новые педагогические технологии правового обучения – «модель организационно-деятельностных игр».

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  •  гуманно-личностные технологии;
  •  технологии сотрудничества;
  •  технологии свободного воспитания;
  •  эзотерические технологии.

 Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

 Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

 Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

 Так же как и позиция ребенка в образовательном процессе, способ, метод, средство обучения определяют специфические особенности многих существующих технологий. В этой связи существуют технологии:

  •  догматические;
  •  репродуктивные;
  •  объяснительно-иллюстративные;
  •  программированного обучения;
  •  проблемного обучения;
  •  развивающего обучения;
  •  саморазвивающего обучения;
  •  диалогические;
  •  коммуникативные;
  •  игровые;
  •  творческие и др.

6.  Технологии коммуникативного обучения праву на основе зарубежного опыта.

 Street Law – это программа практического общего образования в области права, демократии и прав человека (посредством изучения именно уличного права, т. е. тех ситуаций, с которыми каждый из нас сталкивается на улице, и происходит осмысления права). Она представляет собой уникальную комбинацию содержательной информации и методологических подходов. Учащиеся овладевают реальной информацией в области права, демократии и прав человека посредством педагогических методик, которые способствуют совместному обучению, критическому мышлению и способности быть полноправными членами демократического общества.

 Человек, который обучается по программе Street Law , сможет поступать как грамотный потребитель или даже эффективно отстаивать необходимость в изменениях закона. При помощи своей философии и программ Street Law дает людям возможность помогать самим себе и преобразовывать демократические идеалы в практические гражданские действия.

 Из истории (американский правовой курс имеет уже немалую историю. В течение 25 лет 17 раз менялось его содержание). 

 Street Law, Inc. возникла в 1971 г. как развитие инициативы Юридического факультета Джорджтауна, когда студенты-юристы решили обучать практическому праву учеников соседних школ под руководством профессора Эда О'Брайена Учебные пособия, включающие учебник, руководство для учителя, сборник тестов и контрольных заданий, видеоматериалы, переиздаваемые каждые четыре года, являются самыми популярными у американских учителей и школьников, изучающих правовые курсы. В рамках Street Law разработаны и изданы учебно-методические комплекты для организаций специальных программ: "Подростки, преступность и местное сообщество", "Разрешение проблем при помощи медитации", "Проведение учебных игровых судебных процессов", "Права человека для всех" и др. Огромный успех имело создание южноафриканского варианта Street Law - "Демократия для всех". Они продемонстрировали, что знание права является мощным оружием в защите индивидуальных прав и свобод человека. В настоящее время Street Law, Inc. предоставляет учебные пособия и программы во всех 50 штатах в США.

 Street Law, Inc. работает в тесном контакте с педагогами и юристами всего мира по обмену опытом и идеями, позволяющими улучшить качество жизни и усовершенствовать общество посредством верховенства права. В течение 10 последних лет Street Law, Inc. оказывала помощь декану юридического факультета из Южной Африки в разработке программы, которые в настоящее время осуществляются на 18 юридических факультетах в Южной Африке. Вскоре после этого развернулись международные программы в Польше, России и в других странах. В настоящее время Street Law, Inc. предоставляет подобную техническую помощь и обучение в более чем 30 странах.

С 1997 по 2002 гг. осуществлялись сетевые программы Street Law "Института Открытое Общество" по гражданскому и правовому образованию в Центральной и Восточной Европы, СНГ и Монголии. Эти программы развивают способность молодых людей стать активными и знающими членами гражданского общества. Посредством программ Street Law граждане приобретают важные знания, навыки и отношения, которые позволяют им стать активными членами плюралистического общество, где главенствует закон.

Что такое Street Law?

 Street Law – это знания  с помощью Street Law молодые люди приобретают практические знания о праве, юридической системе, фундаментальных принципах, на которых базируется демократия. Молодежь приобретает влияние, узнавая о своих правах и обязанностях, и как стать активными гражданами. Учащиеся получают информацию о правовой системе наряду с освоением концепций, таких как свобода, обязанность, равенство и власть. Они изучают важные темы, такие как права человека, разрешение конфликтов, принципы работы правоохранительных органов, судебной системы, которые дают им понимание, как жить в мире, управляемом законом.

 Street Law – это практические навыки. Street Law помогает учащимся приобрести важные для повседневной жизни и необходимые для успеха навыки, которые включают разрешение проблем, критическое мышление, участие, общение, умение видеть многообразие взглядов на тот или иной вопрос. Учащиеся обсуждают проблемы и общественную жизнь, учатся разрешать споры, участвовать в учебных судебных процессах. Все методологии Street Law являются интерактивными, в которых молодые люди становятся партерами в процессе обучения.

 Street – это действие и участие. Учителя Street Law работают вместе с юристами, студентами юридических факультетов, судьями, сотрудниками служб по работе с подростками, представителями правоохранительных органов, законодателями и другими профессионалами, приглашая их на уроки. Через использование приглашенных специалистов от общественности учащиеся узнают информацию из первых рук о мире правительственных учреждений и о людях, которые работают в этой системе. Давая возможность участия во множестве демократических процессов, таких как выборы, написание писем правительственным чиновникам, участие в общественных проектах, Street Law поощряет граждан проявлять активный интерес к улучшению жизни в их округе.

 Street Law - это практическое обучение праву, демократии и правам человека с помощью интерактивных методов. Это уникальное сочетание предметной информации и методик обучения. Учащиеся получают обширные знания по праву, правам человека и демократии посредством методик обучения, которые способствуют развитию навыков общения, критического мышления и способности активно участвовать в жизни общества. По окончании обучения по программе Street Law учащиеся могут выступать как знающие потребители и даже добиваться желаемых перемен. Посредством своей философии и программ Street Law предоставляет возможность людям помощь самим себе и трансформировать демократические идеалы в действия граждан.

 Международные программы Street Law предоставляют педагогам, юридическим факультетам и руководителям ЯГО возможность разработать учебный план, обучающий практическому применению принципов демократии, прав человека и верховенства права. Street Law, Inc. пропагандирует международное сотрудничество, обмен идеями и гражданское образование как международное движение.

 В 1998 году началось осуществление регионального проекта по разработке и внедрению программ типа Street Law в странах Центральной и Восточной Европы, бывшего СССР и Монголии. Огромный интерес к использованию активных методик преподавания права проявили руководители и преподаватели юридических факультетов. Авторы курса, сотрудники и преподаватели, студенты института совместно с консультантами Street Law Inc., лидерами аналогичных проектов из Польши, ЮАР участвуют в организации и проведении тренингов, семинаров для учителей, юристов, преподавателей вузов, студентов-юристов, активистов неправительственных организаций по внедрению программ правового образования и активных.

7. Характеристика интерактивного курса «Живое право».4

В 1996 году Санкт-Петербургский институт права имени принца П.Г.Ольденбургского при поддержке ряда американских образовательных организаций проводит разработку и внедрение курса для школьников "Живое право", который может быть полностью или частично использован с 8-го по 11-й класс.

Миссия: развитие человека через правовое образование и гражданское участие.

Цель - распространение материалов курса в 1999 году для экспериментального преподавания в разных классах, школах и ВУЗах в различных регионах России, а также установление обратной связи и получение оценок и рекомендаций для дальнейшей доработки курса

К 2003 году более 100 школ, клубов, воспитательных учреждений в 30 регионах России преподают курс "Живое право"; около 20 российских юридических и педагогических ВУЗов создали юридические клиники, в которых студенты преподают право школьникам; проведено более 150 тренингов, семинаров и стажировок для более чем 4 000 участников из 50 регионов России и 25 стран мира.

В основе лежит американский правовой курс «Street Law», который имеет уже немалую историю.  В течение 25 лет 17 раз менялось его содержание.

Это  программа практического общего образования в области права, демократии и прав человека, дает людям возможность помогать самим себе и преобразовывать демократические идеалы в практические гражданские действия. Это уникальная комбинация содержательной информации и методологических подходов. Данные педагогических методики способствуют совместному обучению,  критическому мышлению и способности быть полноправными членами демократического общества. Это знания праве, юридической системе, фундаментальных принципах, на которых базируется демократия. Это практические навыки  разрешение проблем, критическое мышление, участие, общение, умение видеть  многообразие взглядов на тот или иной вопрос. Это действия и участие - работают вместе с юристами, студентами юридических факультетов,  судьями, сотрудниками служб по работе с подростками, представителями правоохранительных органов, законодателями и другими профессионалами.

Философия  «Живого права».

  •  Атмосфера доброжелательности и сотрудничества.
  •  Позитивное решение общественных и личных задач.
  •  Совместное обучение и изменение себя.

Структура программы курса  «Живое право»:

  •  Введение в право и способы разрешения конфликтов
    •  Конституционное право
    •  Уголовное право
    •  Уголовный процесс
    •  Административное право
    •  Гражданское право
    •  Гражданский процесс
    •  Семейное право
    •  Жилищное право
    •  Трудовое право
    •  Права человека

Это практическое обучение праву, демократии и правам человека  с помощью интерактивных технологий.

Активные и интерактивные методики:

  •  дискуссии, дебаты;
  •  ролевые игры;
  •   моделирование ситуаций;
  •   работа в малых группах;
  •   решение проблем, задач, казусов;
  •   шкала мнений, ранжирование;
  •   проективные техники;
  •   мозговой штурм;
  •   использование общественных ресурсов (приглашение специалистов, экскурсии);
  •  внеклассная работа и другие.

Акцент - на применение материала, решение реальных проблем, совместную работу, творческое мышление.

1 Педагогический современный словарь/ http://dictionary.fio.ru/article.php?id=33103

2 http://sdo.bsu.edu.ru

3 Технологии обучения в структуре целостного педагогического процесса. / http://yesnet.purpe.ru/youngteach/edtehnol.htm

4 Пронькин В. Н., Гутников А. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Методические материалы для преподавателя: Учеб.-метод. пособие - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2001.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34144. Собственность 16.99 KB
  В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности. Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты имущество сводится к набору прав: праву владения праву пользования и праву распоряжения имуществом. В хозяйственной практике признаются два основных типа собственности: частная и общественная. Основные типы и формы собственности В настоящее время выделяют следующие формы собственности: 1 государственную; 2 собственность республик входящих в Российскую Федерацию автономных...
34145. Субъект собственности (собственник) 17.41 KB
  Экономическое содержание собственности имеет две стороны: субъект собственник и объект имущество. Объектом собственности является все то что включено в сферу жизнедеятельности субъекта а также его производственной деятельности. Субъектами собственности являются отдельные люди их группы государство и т. Итак в экономическом содержании собственности надо различать две стороны: 1 материальновещественную объекты собственности имущество; 2 социальноэкономическую отношения между людьми в связи с их присвоением.
34146. Экономическая обособленность 32.86 KB
  Характерные особенности предприятия приведены ниже. Но всех действующих лиц предприятия обычно объединяет наличие общего интереса произвести продукцию продать ее и получить денежный доход. Юридическая обособленность находит свое выражение в наличии устава предприятия для отдельных видов предприятий только учредительного договора счета в банке ведении бухгалтерского баланса наличии права договорных отношений и найма работников определенной имущественной ответственности во взаимоотношениях с другими предприятиями и отдельными...
34147. Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности 17.14 KB
  Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям между тем как механизм регулирования достаточно хорошо отработан хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране. В обобщенном виде в задачи государственного регулирования...
34148. Рынок 16.16 KB
  Это самое простое но одновременно и самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка. Есть и определение рынка как действительного пространства на котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага товары и услуги и существуют способы их взаимодействия. Для нормального функционирования рынка необходимы следующие основные условия: 1 свобода предпринимательской деятельности; 2 конкуренция совершенная и несовершенная; 3 наличие различных форм собственности; 4 свободное...
34149. Деньги 29.36 KB
  Сущность денег раскрывается в их функциях. Ученыеэкономисты считают что можно выделить пять функций денег Современные экономисты считают что деньги выполняют три функции деньги как мера стоимости деньги как средство обращения и деньги как средство накопления. движение денег в наличной и безналичной формах закрепленная национальным законодательством; включает следующие элементы денежную единицу масштаб цен виды денег в стране и порядок их эмиссии порядок обращения денег и платежей а также государственный аппарат осуществляющий...
34150. Закон стоимости 14.56 KB
  Закон стоимости вынуждает товаропроизводителей следить за тем чтобы индивидуальные затраты труда на производство товаров не превышали общественно необходимые. Закону стоимости свойственны следующие черты: в основе стоимости лежит общественно необходимый труд; величина стоимости товара прямо пропорциональна количеству воплощенного в нем общественно необходимого труда и обратно пропорциональна его производительной силе; обмен товаров совершается в соответствии с количеством воплощенного в них общественно необходимого труда; с возникновением...
34151. Понятие «рынок» и «рыночная экономика» 14.23 KB
  Рынок возникает и развивается вместе с разделением труда в обществе задолго до формирования рыночной экономики. В современной экономической литературе понятия рынок и рыночная экономика употребляются в одном и том же значении: для характеристики рыночной экономики одновременно понимаемой и как рынок. Рынок это одна из важнейших категорий товарного хозяйства выражающая его наиболее существенные связи и отношения связанные с обменом.
34152. Спрос 17.46 KB
  Объем спроса это количество товара которое покупатели желают приобрести за некоторый период например день или год. Объем спроса зависит от цены данного товара цены других товаров товаровзаменителей доходов покупателей и их вкусов. Графическое выражение между ценой товара и величиной спроса предъявляемого покупателями на этот товар называется кривой спроса. Кривая спроса обычно является убывающей.