68294

ЯНКА КУПАЛА (ИВАН ДОМИНИКОВИЧ ЛУЦЕВИЧ)

Доклад

Литература и библиотековедение

Творчество Янки Купалы летопись жизни белорусского народа отражение национального характера. Купалы Жалейка. Деятельность Янки Купалы его роль и значение в национальном духовном возрождении белорусов высоко оценено потомками.

Русский

2014-09-20

48 KB

2 чел.

ЯНКА КУПАЛА

(ИВАН ДОМИНИКОВИЧ ЛУЦЕВИЧ)

(1882 – 1942)

Янка Купала – классик всемирной и белорусской литературы, один из основателей современного белорусского литературного языка, народный поэт Беларуси, духовный лидер белорусского национального возрождения, драматург, публицист, переводчик, общественный деятель.

Янка Купала прожил непростую жизнь, полную трудностей и испытаний. Однако его высокие качества как человека, гражданина и творца: благородство, гуманизм, любовь к своему народу и родине, верность идее своего творчества – национальному, социальному и духовному освобождению, раскрытой на высоком художественном уровне, оставались неизменными и неоспоримыми с течением времени.

Творчество Янки Купалы – летопись жизни белорусского народа, отражение национального характера. Оно отличается глубокой народностью, художественной оригинальностью, национальным своеобразием.

Первые стихотворения – сентиментально-романтические – были написаны на польском языке (1902 г.). Однако скоро поэт понял, что в языке – душа народа, своеобразие видения мира, то неповторимое, что отличает белорусский народ от других народов, и только на родном белорусском языке он может наиболее полно выразить свои мысли, и помыслы.

15 мая 1905 г. в минской газете «Северо-Западный край» было напечатано стихотворение «Мужык» – первое опубликованное произведение поэта на белорусском языке. А первое выступление Я.Купалы в белорусскоязычной печати состоялось в 1907 г., в газете «Наша Нiва» было напечатано стихотворение «Касцу».

С этого времени вместо официального имени – Иван Луцевич – литератор начал использовать псевдоним Янка Купала. Выбор этого литературного имени был связан с народным праздником Купалье, поиском цветка счастья, что для поэта стало воплощением поиска лучшей доли для белорусского народа, стремлением к счастливому будущему.

В начале 1908 г. в Санкт-Петербурге вышел первый сборник Я. Купалы «Жалейка». В лирических произведениях поэт отразил тяжелую долю белорусского крестьянина, его мечты и стремления. В сборнике впервые было опубликовано стихотворение «А хто там ідзе?», которое сыграло значительную роль в становлении белорусской нации, на долгое время стало неофициальным белорусским гимном. С творчеством Я.Купалы познакомился М.Горький, на которого большое впечатление оказали стихи поэта. Известно, что у Горького было всего два перевода. Один из них – стихотворение «А хто там ідзе?». С легкой руки Горького произведения Я.Купалы стали переводить на другие языки. Позднее вышла книга, где стихотворение «А хто там iдзе» переведено на 82 языка. А сегодня это стихотворение звучит уже на 85 языках.

Героико-романтические поэмы Я.Купалы «Курган», «Бандароўна» выделили его как создателя классического национального эпоса. Пьесы Я.Купалы «Паўлінка», «Раскіданае гняздо» представляют собой самое высокое достижение славянских литератур.

В творчестве поэта большое место занимают мотивы национального возрождения, защиты родного языка. Я.Купала выступал с публицистическими статьями в печатных изданиях. Высказывал свое видение принципов тогдашней белорусской литературы, говорил про достижения национального и культурного движения, значение родного языка, называя его наивысшей ценностью. Взгляды Я.Купалы отличались демократичностью, отрицанием насилия, утверждением приоритета общечеловеческих духовных ценностей.

Значение творчества Я.Купалы заключается в том, что он поднял белорусскую литературу на сравнительно высокий уровень и своим творчеством и общественной деятельностью влиял на формирование и развитие белорусского литературного языка. Через все творчество поэта проходит мотив: наибольшее счастье для поэта – быть вместе с народом, знать его жизнь и найти слова, «каб люд маю песню запеу i пазнау, аб чым песня пяе».

Купала активно участвовал в литературной и культурной жизни, в том числе, в организации Белорусского государственного университета, национального театра, республиканских издательств. В 1925 г. Совет Народных Комисаров БССР присвоил Янке Купале – первому из белорусских писателей – почетное звание народного поэта Беларуси. В 1934 г. поэт был принят в члены Союза советских писателей. В 1939 г. Я.Купала был награжден орденом Ленина. За сборник «Ад сэрца», куда вошли поэма «Тарасова доля», а также за стихи, написанные в 1937-39 гг., Я.Купале была присвоена Государственная премия СССР 1-й степени.

В стихах и публицистических выступлениях времен Великой Отечественной войны поэт призывал к борьбе с немецкими захватчиками, высказывал уверенность в победе над врагом. Купала был членом президиума Всеславянского антифашистского комитета.

Янка Купала первым переложил на белорусский язык «Слово о полку Игореве», используя исторический памятник для призыва к единению славянских народов. Также на белорусский язык им были переведены «Медный всадник» Пушкина, произведения Шевченко, Мицкевича, Некрасова, Кольцова, Крылова.

Деятельность Янки Купалы, его роль и значение в национальном духовном возрождении белорусов высоко оценено потомками.

Произведения поэта неоднократно переиздавались. В 1959-1965 гг. была присуждена Литературная премия имени Купалы, с 1965 г. – Государственная премия имени Купалы. Работает Государственный литературный музей Янки Купалы в Минске и четыре его филиала. Именем поэта названы Институт литературы Национальной академии наук Беларуси, Национальный академический театр в Минске, Гродненский университет, колхозы, библиотеки, школы, улицы во многих городах и населенных пунктах Беларуси. Ему посвящены скульптурные, художественные, музыкальные произведения, стихи. Памятники Янке Купале поставлены в Вязанке, Акопах, Радошковичах, Минске. Жизни и творчеству поэта посвящен фильмы «А зязюля кукавала», «Паклон мой народу за песнi», «Ніколі я не паміраў», «Імша па Купалу». Произведения Янки Купалы стали источником вдохновенья многих композиторов. М. Чуркиным написана опера «Раскіданае гняздо». По мотивам поэмы «Магіла льва» написал оперу «Машэка» Р. Пукст, а Я. Глебов – симфоническую «Паэму-легенду». Он же на сюжэты «Кургана» и «Магілы льва» создал балеты «Выбранніца» и «Курган». И. Лученок написал поэму-легенду «Гусляр». Семяняка – музыкальную комедию «Паўлінка». Оперу-притчу «Песня пра долю» В. Мулявина на слова Купалы исполнял ансамбль «Песняры», многие другие известные белорусские композиторы писали свои произведения на слова Я.Купалы. Его пьесы «Паўлінка», «Раскіданае гняздо», паэма «Магіла льва» экранизированы.

Творчество Я.Купалы заслужило всемирное признание. Произведения белорусского поэта переведены на 100 языках мира. Про международное увековечивание памяти поэта свидетельствуют купаловские мемориальные знаки за пределами Беларуси. Памятники Купале установлены в Нью-Йорке, планируется открытие памятника в Москве. В городах России. Украины, Литвы установлены мемориальные доски, посвященные поэту. Именем Янки Купалы были названы суда Дунайского и Волжского пароходства, Купаловские названия получили школы в Таджикистане, Грузии, Латвии, России, Польше. В 1996 г. создан Международный фонд Янки Купалы.  

ВЯСНА

Згінулі сцюжы, марозы, мяцеліцы,

Болей не мерзне душа ні адна,

Сонейкам цёпленькім, зеленню вабнаю

Абдаравала зямельку вясна.

Рэчкі бурлівыя, ўчора санлівыя,

Сёння усталі, плывуць і бурляць;

Рыбкі шмыглівыя скачуць, купаюцца,

К небу прыветна з вадзіцы глядзяць.

Пушчы паважныя, зімку праспаўшыя,

Радасна песні зайгралі свае;

Лісці зашасталі, птушкі зачыркалі,

Свішча салоўка, і дзяцел клюе.

Поле травіцаю сочнай адзелася,

Выйшла скацінка і дружна скубе,

Каля скацінкі падпасвіч з жалейкаю

Хадзіць навокал ды йграе сабе.

Грай, грай, жалеечка! Грай, грай, вясёлая!

Выйграй з вясною і долечку мне;

З пушчаю, з птушкамі, з вольнымі ветрамі

Грай мне аб шчасці, грай аб вясне!

Пакінуць водгук

Янка Купала 1906

МУЖЫК

 

Што я мужык, усе тут знаюць,

і, як ёсць гэты свет вялік,

З мяне смяюцца, пагарджаюць, —

Бо я мужык, дурны мужык.

Чытаць, пісаць я не ўмею,

Не ходзіць гладка мой язык...

Бо толькі вечна ару, сею, —

Бо я мужык, дурны мужык.

Бо з працы хлеб свой здабываю,

Бо зношу лаянку і крык,

і свята рэдка калі знаю, —

Бо я мужык, дурны мужык.

Галеюць дзеці век без хлеба,

Падзёрты жончын чаравік,

Не маю грошы на патрэбу, —

Бо я мужык, дурны мужык.

Заліты потам горкім вочы;

Ці я малы, ці я старык, —

Працую, як той вол рабочы, —

Бо я мужык, дурны мужык.

Як хвор ды бедзен – сам бяруся

Лячыць сябе: я чараўнік!

Бо я без доктара лячуся, —

Бо я мужык, дурны мужык.

Што голы я павінен згінуць,

Як той у лесе чашчавік,

І, як сабака, свет пакінуць, —

Бо я мужык, дурны мужык.

Але хоць колькі жыць тут буду,

Як будзе век тут мой вялік,

Ніколі, браткі, не забуду,

Што чалавек я, хоць мужык.

І кожны, хто мяне спытае,

Пачуе толькі адзін крык:

Што хоць мной кожны пагараджае,

Я буду жыць! — бо я мужык!

Пакінуць водгук

Янка Купала 1905

Документальный фильм "Янка Купала. Неназванное", созданный по заказу Телерадиовещательной организации Союзного государства, пытается раскрыть тайну загадочной смерти выдающегося белорусского поэта и общественного деятеля Янки Купалы.

Сайт телеканала ТРО: http://www.tro-soyuz.com/

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45727. Основные этапы развития слуховой функции у ребенка. Особенности исследования слуха у детей (шепотной, разговорной речью, камертонами) 15.49 KB
  Закладка слухового анализатора происходит на 5–7 неделе внутриутробной жизни. Начиная с 20–й недели беременности, плод различает частоту и интенсивность звука.
45728. Рото- и гортаноглотка, строение, назначение и иннервация, возможные заболевания 16.18 KB
  Ротоглотка - это щелевидное пространство спереди которой располагается зев, который образован сверху мягким небом и передней и задней дужками по бокам, передняя небно-язычная мышца, между ними располагаются небные миндалины.
45729. Субъектное пространство и сферы паблик рилейшнз 49 KB
  Вопросы которые задают субъектное пространство PRдеятельности: Кому чему делается PR предметный Для кого функциональностратегический = базисный. Базисный субъект: Именно он выступает основанием для начала PRдеятельности у него образуется потребность в оптимизации коммуникационного пространства он задает исходные параметры PRдеятельности часто формирует заказ подписывает и финансирует контракт. Для кого функциональностратегический Исходный технологический субъект – лицо осуществляющее PRдеятельность которое может...
45730. Общественное мнение: понятие, диагностика, технологии формирования. Диагностика общественного мнения: цели, подходы, методики измерения 40 KB
  Общественное мнение: понятие диагностика технологии формирования. ОМ при этом вступает как совокупное мнение соответствующего субъекта имеющее внутр. Программы деятсти субъектов ПР нацелены на: убедить людей изменить своё мнение; сформировать ОМ когда его нет; усилить существующее ОМ. Характерные признаки ОМ: Направленность – преобладающее установившееся мнение за и против к опред.
45734. Ю. Хабермас. Моральное сознание и коммуникативное действие 38 KB
  Действия в этих мирах выражаются в языке. Теория коммуникативного действия: центром усилий Хабермаса различение противопоставление инструментального и коммуникативного действия. Воплощение инструментального действия сфера труда. При совершении инструментального действия реализуются определенные цели осуществляются предсказания касающиеся последствий данного действия.
45735. Хайдеггер. Бытие и время 47 KB
  Бытие и время. Бытиевмире вообще как основоустройство присутствия Гл. Бытиевмире как событие и бытие самости. Бытиев как таковое Гл.