68296

ЯКУБ КОЛАС

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Родился Якуб Колас (Константин Мицкевич) 3 ноября 1882 г. в деревне Акинчицы на Столбцовщине в семье лесника. В то время в Акинчицах было около 10 крестьянских дворов, дом лесничего и канцелярия лесничества. Отец Коласа Михаил Казимирович Мицкевич работал лесником в лесничестве...

Русский

2014-09-20

46 KB

1 чел.

ЯКУБ КОЛАС

Родился Якуб Колас (Константин Мицкевич) 3 ноября 1882 г. в деревне Акинчицы на Столбцовщине в семье лесника. В то время в Акинчицах было около 10 крестьянских дворов, дом лесничего и канцелярия лесничества. Отец Коласа Михаил Казимирович Мицкевич работал лесником в лесничестве польского магната кн. Радзивилла.

В 1883 г. семья Мицкевичей перебирается из Акинчиц в Ласток , где живет до 1890 г. Вместе со старшими братьями Якуб Колас учится у странствующего учителя - Алеся Фурсевича, а с 1892 г. - в Николаевщинской начальной школе, где восхищается баснями Крылова, стихотворениями Пушкина, рассказами Гоголя, знакомится со стихотворениями Лермонтова, Жуковского, Некрасова, сказками и рассказами Л.Толстого, с произведениями на белорусском языке, среди которых были стихотворения Янки Лучины.

В 1894 г. появляются первые литературные опыты - басня "Лисица и ворона", стихотворение "Весна". Якуб Колас вспоминает:"В Альбути, когда мне было 12 лет, я начал пробовать свои литературные силы. Помню, прочитал отцу свое стихотворение "Весна". Он внимательно выслушал, потом спросил, правда ли, что это написал я, и подарил мне рубль".

После окончания народной школы Якуб Колас живет в Альбути, помогает родителям по хозяйству и готовится к поступлению в учительскую семинарию: читает Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Кольцова… В августе 1898 г. поступает в Несвижскую учительскую семинарию. После ее окончания в 1902 г. работает учителем на Полесье и Минщине до 1906 г.

За участие в нелегальном учительском съезде Я. Колас был уволен, зимой 1906-1907 гг. жил в урочище Смольня, вел частную школу. В 1907 г. работал в газете "Наша нива" в Вильно, в 1908 г. - в частной школе в деревне Сани Толочинского района. 15 сентября 1908 г. за участие в учительском съезде и нелегальную работу был осужден на три года и отбывал наказание в минском остроге.

В 1912-1914 гг. Я.Колас работал учителем в 3-ем приходском училище в Пинске. Во время первой империалистической войны вместе с семьей эвакуировался в Дмитровский уезд Московской губернии, учительствовал в селе Стариково. Был мобилизован в армию (сентябрь 1915), закончил в 1916 г. в Москве Александровское военное училище и служил в запасном полку в Перми. Летом 1917 г. был направлен на Румынский фронт, но тяжело заболел и был эвакуирован в город Обоянь. По декрету Советского правительства в начале 1918 г. уволен из армии как учитель.

По вызову правительства БССР в мае 1921 г. переехал в Минск. Преподавал в Минском белорусском педагогическом техникуме, в Белорусском государственном университете, читал лекции на курсах учителей, занимался научной работой в Институте белорусской культуры.

Со дня образования АН БССР (1 января 1929 г.) был ее неизменным вице-президентом. В 1935 г. участвовал в работе Конгресса в защиту культуры в Париже.

Во время Великой Отечественной войны Я.Колас жил в подмосковной Клязьме, Ташкенте (август 1941 - ноябрь 1943), Москве и продолжал заниматься творческой и научно-общественной деятельностью. В декабре 1944 г. возвратился в Минск.

Я. Колас являлся депутатом Верховного Совета СССР (1946-1956гг.) и БССР (1938-1956гг.), председателем Белорусского республиканского комитета защиты мира; был награжден пятью орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени и медалями, удостоен звания народного поэта БССР (1926г.), заслуженного деятеля науки Белорусской ССР (1944г.).

Самые ранние стихотворения написаны на русском языке и датируются 1898 г. Первым опубликованным стихотворениям является "Наш родной край" (1906 г., газета "Наша доля "). В 1910 г. в Вильно вышел первый сборник стихотворений "Песні-жальбы" (факсимильное издание в 1982г.), затем - книги прозы "Апавяданні" (1912г.), "Родныя з'явы" (1914г.). В Петербурге в 1913 г. отдельными изданиями вышли рассказы "Тоўстае палена" и "Нёманов дар", рассказы в стихах "Прапаў чалавек. Паслушная жонка. Грушы сапяжанкі" и "Батрак. Як Юрка збагацеў".

В советское время были изданы книга рассказов "Казкі жыцця" (1926г., 1-е издание - Ковно, 1921г.), сборник стихотворений "Водгулле" (1922г.), поэма "Новая зямля" (1923г.), повесть "У палескай глушы" (1923), сборники рассказов "Крок за крокам", "На рубяжы", "Першыя крокі", "У ціхай вадзе", поэма "Сымон-музыка" (1925г.), повесть "На прасторах жыцця" (1926, экранизировано в 1929г.; включающее рассказы 2-е дополненное издание в 1928г.), повести "У глыбі Палесся" (1927г.), "Адшчапенец" (1932г.), "Дрыгва" (1934г.), сборники стихотворений "Нашы дні" (1937г.), "Адпомсцім" (1942г.), "Голас зямлі" (1943г.), поэмы "Суд у лесе" (Москва, 1943г.), "Адплата" (1946г.), сборник стихотворений "Мой дом" (1946г.), поэма "Рыбакова хата" (1947г.), трилогия "На ростанях" (1955г., инсценирована под названием "Навальніца будзе" в 1958г.; экранизирована в 1960-1961 гг.), сборник стихотворений "Жыве між нас геній" (1952г.) и др.

Многие стихотворения Я. Колоса положены на музыку: http://www.pesnyary.com/songs-by-poet.97.html

Я.Колас - автор произведений для детей: поэмы "Міхасёвы прыгоды" (1935г.), стихотворной сказки "Рак-вусач" (1938г.), сборников стихотворений "На рэчцы зімой" (1941г.), "Вершы для дзяцей" (1945г.): http://yakubkolas.ru/tags/vershy-dlya-dzyatsei, сборников рассказов "У старых дубах" (1941г.), "Раніца жыцця" (1950г.). Обработал ряд белорусских народных сказок.

Неотъемлемой частью литературного наследия Якуба Коласа являются драматургические произведения, такие как пьеса "Антось Лата" (1917г., поставлена в 20-я годы), "Забастоўшчыкі" (1925г.), "Вайна вайне" (1927г., окончательная редакция в 1938г., поставлена в 1937г.), "У пушчах Палесся" (1938г., поставлена в 1937г.),одноактные пьесы "На дарозе жыцця" (1917г.).

Я. Колас выступал также с публицистикой и литературной критикой:в 1957 г. вышел сборник "Публіцыстычныя і крытычныя артыкулы",издавались его учебники "Другое чытанне для дзяцей беларусаў" (Петербург, 1909г.) и "Методыка роднае мовы" (1926г.).Перевел на белорусский язык поэмы "Полтава" А.Пушкина, отдельные произведения Т.Шевченки, П.Тычины, А.Мицкевича, Р.Тагора и пр. Был одним из редакторов "Русско-белорусского словаря" (1953г.).

Лауреат Государственной премии СССР (1946г.) за стихотворения военного времени, Государственной премии СССР (1949)г. за поэму "Рыбакова хата".

Якуб Колас был поэтом, прозаиком, драматургом, детским писателем и педагогом, публицистом, критиком, переводчиком.

Якуб Колас

Песня аб вясне

Уцякай, мароз-дзядуля,

Чуеш ты, стары, ці не?

На пагорках — булі-гулі! —

Песні чуюцца вясне.

Звоніць, скача, як дзіцятка,

Гэты жэўжык-ручаёк.

На яго, бы тая матка,

Сонца кідае свой зрок.

А ён, гучны і смяшлівы,

Так і ходзіць аж дрыжыць,

I другі сябрук шчаслівы

Насустрэч яму бяжыць.

Ты паслухай, дзед сярдзіты,

Што там чуецца ўгары?

Што за спеў за самавіты

У небе правяць песняры?

А зіма аж пачарнела —

Годзе ёй тут кросны ткаць!..

Гэй, маленства, жыва, смела

Выйдзем весну прывітаць!

Песня о весне

Уходи, мороз косматый,
Слышишь, старый, или нет?
И над садом,
И над хатой
Голубой весенний свет.

Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.

Он лучистый, серебристый,
Он сверкает и дрожит,
А другой, такой же чистый,
Рядом весело бежит.

Ты не слышишь, дед сердитый,
Как в заоблачной дали,
Над землей, дождем умытой,
Закричали журавли.

А зима сдала, осела, -
Хватит ей озорничать!
Выходи, ребята, смело
Песни петь и май встречать!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13628. История сама по себе не может заставить человека совершить грязное дело 15.68 KB
  История сама по себе не может заставить человека совершить грязное дело П.Сартр категория Философия.Огромный простор для размышлений открывает высказывание П.Сартра о роли человека в формировании истории а также истории в формировании человека. Существуют ли зак
13629. Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения 13.85 KB
  Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения. Д. Дьюи. Вначале дадим определение науки. Наука это систематизированные взгляды на окружающий мир воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на науч...
13630. Вольтер. Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля. Они его иногда топят, но без них он не может существовать 14.7 KB
  Как значимы эмоции и чувства Это ветры надувающие паруса корабля. Они его иногда топят но без них он не может существовать Вольтер По моему мнению высказывание Вольтера известного поэта и философа о том что эмоции и чувства играют немаловажную роль в жизни человека...
13631. Культура - лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом 14.08 KB
  Культура лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом.Ф. НицшеЯ глубоко не согласен с данным высказыванием немецкого философа XIX века Ф. Ницше. Данное высказывание принижает значение культуры для человечества. По Ницше инстинктивное бессознательное в челов...
13632. Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней 16.16 KB
  Наука не сводится к сумме фактов как здание не сводится к груде камней.А. ПуанкареНаука является одной из форм духовной культуры. Увеличение дальнейшее совершенствование научных знаний во многом определяет развитие материального производства социальноэкономическ...
13633. Поэт бесконечно уступает художнику в изображении видимого, и музыканту - в изображении невидимого 14.72 KB
  Поэт бесконечно уступает художнику в изображении видимого и музыканту в изображении невидимого. Леонардо да Винчи И поэт и художник и музыкант являются творцами искусства. Мы знаем что искусство особый способ познания и отражения действительности посредством ...
13634. Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно 14.86 KB
  Проповедовать мораль легко обосновать ее трудно. А. Шопенгауэр.Что такое мораль И почему согласно Шопенгауэру обосновать ее трудно Мораль – это часть духовности форма общественного сознания это система норм регулирующих поведение людей основанная на общеприняты
13635. Кеннеди. У искусства есть враг, имя которому - невежество 15.65 KB
  У искусства есть враг имя которому невежество. Д. Кеннеди Автор считает что незнание не способность разбираться в чемлибо а тем более в искусстве может принести огромный вред искусству. И мы можем с этим согласиться. Невежество происходит от слова ведать знат
13636. Цивилизация есть стадия умирания культуры 14.68 KB
  Цивилизация есть стадия умирания культуры.О. ШпенглерРазвитие культуры и цивилизации неразрывно связаны: вне духовных ценностей созданных в процессе культурной деятельности людей не может сложиться и цивилизационная общность.Некоторые исследователи полностью ото...