68296

ЯКУБ КОЛАС

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Родился Якуб Колас (Константин Мицкевич) 3 ноября 1882 г. в деревне Акинчицы на Столбцовщине в семье лесника. В то время в Акинчицах было около 10 крестьянских дворов, дом лесничего и канцелярия лесничества. Отец Коласа Михаил Казимирович Мицкевич работал лесником в лесничестве...

Русский

2014-09-20

46 KB

1 чел.

ЯКУБ КОЛАС

Родился Якуб Колас (Константин Мицкевич) 3 ноября 1882 г. в деревне Акинчицы на Столбцовщине в семье лесника. В то время в Акинчицах было около 10 крестьянских дворов, дом лесничего и канцелярия лесничества. Отец Коласа Михаил Казимирович Мицкевич работал лесником в лесничестве польского магната кн. Радзивилла.

В 1883 г. семья Мицкевичей перебирается из Акинчиц в Ласток , где живет до 1890 г. Вместе со старшими братьями Якуб Колас учится у странствующего учителя - Алеся Фурсевича, а с 1892 г. - в Николаевщинской начальной школе, где восхищается баснями Крылова, стихотворениями Пушкина, рассказами Гоголя, знакомится со стихотворениями Лермонтова, Жуковского, Некрасова, сказками и рассказами Л.Толстого, с произведениями на белорусском языке, среди которых были стихотворения Янки Лучины.

В 1894 г. появляются первые литературные опыты - басня "Лисица и ворона", стихотворение "Весна". Якуб Колас вспоминает:"В Альбути, когда мне было 12 лет, я начал пробовать свои литературные силы. Помню, прочитал отцу свое стихотворение "Весна". Он внимательно выслушал, потом спросил, правда ли, что это написал я, и подарил мне рубль".

После окончания народной школы Якуб Колас живет в Альбути, помогает родителям по хозяйству и готовится к поступлению в учительскую семинарию: читает Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Кольцова… В августе 1898 г. поступает в Несвижскую учительскую семинарию. После ее окончания в 1902 г. работает учителем на Полесье и Минщине до 1906 г.

За участие в нелегальном учительском съезде Я. Колас был уволен, зимой 1906-1907 гг. жил в урочище Смольня, вел частную школу. В 1907 г. работал в газете "Наша нива" в Вильно, в 1908 г. - в частной школе в деревне Сани Толочинского района. 15 сентября 1908 г. за участие в учительском съезде и нелегальную работу был осужден на три года и отбывал наказание в минском остроге.

В 1912-1914 гг. Я.Колас работал учителем в 3-ем приходском училище в Пинске. Во время первой империалистической войны вместе с семьей эвакуировался в Дмитровский уезд Московской губернии, учительствовал в селе Стариково. Был мобилизован в армию (сентябрь 1915), закончил в 1916 г. в Москве Александровское военное училище и служил в запасном полку в Перми. Летом 1917 г. был направлен на Румынский фронт, но тяжело заболел и был эвакуирован в город Обоянь. По декрету Советского правительства в начале 1918 г. уволен из армии как учитель.

По вызову правительства БССР в мае 1921 г. переехал в Минск. Преподавал в Минском белорусском педагогическом техникуме, в Белорусском государственном университете, читал лекции на курсах учителей, занимался научной работой в Институте белорусской культуры.

Со дня образования АН БССР (1 января 1929 г.) был ее неизменным вице-президентом. В 1935 г. участвовал в работе Конгресса в защиту культуры в Париже.

Во время Великой Отечественной войны Я.Колас жил в подмосковной Клязьме, Ташкенте (август 1941 - ноябрь 1943), Москве и продолжал заниматься творческой и научно-общественной деятельностью. В декабре 1944 г. возвратился в Минск.

Я. Колас являлся депутатом Верховного Совета СССР (1946-1956гг.) и БССР (1938-1956гг.), председателем Белорусского республиканского комитета защиты мира; был награжден пятью орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени и медалями, удостоен звания народного поэта БССР (1926г.), заслуженного деятеля науки Белорусской ССР (1944г.).

Самые ранние стихотворения написаны на русском языке и датируются 1898 г. Первым опубликованным стихотворениям является "Наш родной край" (1906 г., газета "Наша доля "). В 1910 г. в Вильно вышел первый сборник стихотворений "Песні-жальбы" (факсимильное издание в 1982г.), затем - книги прозы "Апавяданні" (1912г.), "Родныя з'явы" (1914г.). В Петербурге в 1913 г. отдельными изданиями вышли рассказы "Тоўстае палена" и "Нёманов дар", рассказы в стихах "Прапаў чалавек. Паслушная жонка. Грушы сапяжанкі" и "Батрак. Як Юрка збагацеў".

В советское время были изданы книга рассказов "Казкі жыцця" (1926г., 1-е издание - Ковно, 1921г.), сборник стихотворений "Водгулле" (1922г.), поэма "Новая зямля" (1923г.), повесть "У палескай глушы" (1923), сборники рассказов "Крок за крокам", "На рубяжы", "Першыя крокі", "У ціхай вадзе", поэма "Сымон-музыка" (1925г.), повесть "На прасторах жыцця" (1926, экранизировано в 1929г.; включающее рассказы 2-е дополненное издание в 1928г.), повести "У глыбі Палесся" (1927г.), "Адшчапенец" (1932г.), "Дрыгва" (1934г.), сборники стихотворений "Нашы дні" (1937г.), "Адпомсцім" (1942г.), "Голас зямлі" (1943г.), поэмы "Суд у лесе" (Москва, 1943г.), "Адплата" (1946г.), сборник стихотворений "Мой дом" (1946г.), поэма "Рыбакова хата" (1947г.), трилогия "На ростанях" (1955г., инсценирована под названием "Навальніца будзе" в 1958г.; экранизирована в 1960-1961 гг.), сборник стихотворений "Жыве між нас геній" (1952г.) и др.

Многие стихотворения Я. Колоса положены на музыку: http://www.pesnyary.com/songs-by-poet.97.html

Я.Колас - автор произведений для детей: поэмы "Міхасёвы прыгоды" (1935г.), стихотворной сказки "Рак-вусач" (1938г.), сборников стихотворений "На рэчцы зімой" (1941г.), "Вершы для дзяцей" (1945г.): http://yakubkolas.ru/tags/vershy-dlya-dzyatsei, сборников рассказов "У старых дубах" (1941г.), "Раніца жыцця" (1950г.). Обработал ряд белорусских народных сказок.

Неотъемлемой частью литературного наследия Якуба Коласа являются драматургические произведения, такие как пьеса "Антось Лата" (1917г., поставлена в 20-я годы), "Забастоўшчыкі" (1925г.), "Вайна вайне" (1927г., окончательная редакция в 1938г., поставлена в 1937г.), "У пушчах Палесся" (1938г., поставлена в 1937г.),одноактные пьесы "На дарозе жыцця" (1917г.).

Я. Колас выступал также с публицистикой и литературной критикой:в 1957 г. вышел сборник "Публіцыстычныя і крытычныя артыкулы",издавались его учебники "Другое чытанне для дзяцей беларусаў" (Петербург, 1909г.) и "Методыка роднае мовы" (1926г.).Перевел на белорусский язык поэмы "Полтава" А.Пушкина, отдельные произведения Т.Шевченки, П.Тычины, А.Мицкевича, Р.Тагора и пр. Был одним из редакторов "Русско-белорусского словаря" (1953г.).

Лауреат Государственной премии СССР (1946г.) за стихотворения военного времени, Государственной премии СССР (1949)г. за поэму "Рыбакова хата".

Якуб Колас был поэтом, прозаиком, драматургом, детским писателем и педагогом, публицистом, критиком, переводчиком.

Якуб Колас

Песня аб вясне

Уцякай, мароз-дзядуля,

Чуеш ты, стары, ці не?

На пагорках — булі-гулі! —

Песні чуюцца вясне.

Звоніць, скача, як дзіцятка,

Гэты жэўжык-ручаёк.

На яго, бы тая матка,

Сонца кідае свой зрок.

А ён, гучны і смяшлівы,

Так і ходзіць аж дрыжыць,

I другі сябрук шчаслівы

Насустрэч яму бяжыць.

Ты паслухай, дзед сярдзіты,

Што там чуецца ўгары?

Што за спеў за самавіты

У небе правяць песняры?

А зіма аж пачарнела —

Годзе ёй тут кросны ткаць!..

Гэй, маленства, жыва, смела

Выйдзем весну прывітаць!

Песня о весне

Уходи, мороз косматый,
Слышишь, старый, или нет?
И над садом,
И над хатой
Голубой весенний свет.

Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.

Он лучистый, серебристый,
Он сверкает и дрожит,
А другой, такой же чистый,
Рядом весело бежит.

Ты не слышишь, дед сердитый,
Как в заоблачной дали,
Над землей, дождем умытой,
Закричали журавли.

А зима сдала, осела, -
Хватит ей озорничать!
Выходи, ребята, смело
Песни петь и май встречать!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78784. ФАКТОРЫ РИСКА ХРОНИЧЕСКИХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В НЕОРГАНИЗОВАННОЙ ПОПУЛЯЦИИ МУЖЧИН ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА 2.48 MB
  В процессе диспансеризации неорганизованной популяции мужчин трудоспособного возраста изучить особенности структуры и распространенность факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, их динамику в условиях пятилетнего проспективного наблюдения...
78785. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 2.02 MB
  Исходя из этого для обеспечения конкурентоспособности авиакомпаниям требуется проводить постоянный поиск новых или совершенствование известных форм методов моделей рекламной деятельности в системе маркетинговых коммуникаций на предприятиях авиационной отрасли позволяющих...
78786. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ БАЗИСНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В ТЕКСТЕ: ПОЗИЦИОННЫЙ АСПЕКТ 3.64 MB
  Данная диссертационная работа посвящена экспериментальному исследованию восприятия базисных частей речи в позиционной структуре текста и выполнена в русле общей теории текста с учетом знаний, накопленных в области теории языка, психолингвистики и лингвосинергетики.
78787. Формирование траектории устойчивого развития региональной социально-экономической системы 861 KB
  Социально-экономическое развитие общества в XX веке, ориентированное в основном на быстрые темпы экономического роста, нанесло огромный ущерб окружающей природной среде. По существу развитие отождествлялось с экстенсивным вовлечением природных ресурсов в экономику, индустриализацией промышленности...
78788. Сім’я буде щасливої коли… 156 KB
  Завдання для груп: І група Відшукати словничок свого роду. ІІ група Що робити щоб були злагода щастя і радість Знайти відповіді з народних джерел. ІІІ група Скласти кросворд ребус про сімю родину. Самостійна пошукова робота учнів: Група 1 Віками складається й передається...
78789. Голос рідної природи серцем слухати навчись (інтегрований урок) 371.5 KB
  Мета: вдосконалювати навички виразного читання, навички чітко і повно відповідати на запитання, збагачувати словниковий запас образними висловами, розвивати усне мовлення учнів; розширювати уявлення про поняття птахи, ознайомити учнів із зимуючими птахами своєї місцевості...
78790. Скарб над скарбами. Казки народів світу. Пагінець місячного дерева (Японська народна казка) 3.93 MB
  Завдання проекту. Розширити і поглибити знання про народні казки світу. Розвивати вміння оцінювати вчинки персонажів і визначати мотиви їхньої поведінки. Учити здійснювати проектну діяльність на основі відбору інформації з довідкової літератури.
78791. Мова – дивний скарб 63.5 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної – дотримуватися норм мовленнєвої культури, зв’язно висловлюватися в контексті змісту; соціальної – здатність працювати в групі, в парі, з усіма в колективі...
78792. Скарби бабусиної скрині 77.5 KB
  Ліна: Ну а я що можу зробити? Візьми он книжку яку почитай. Марія: Та ти що з дуба впала, яка книжка, я ж покоління ХХІ століття - часу інтернету, - ми книжок не читаємо. Ліна: Тобі ж гірше. Не хочеш читати - візьми в хаті поприбирай. Подвійна користь буде: себе займеш і бабусі допоможеш.