68315

Формы организации правового обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Наука обучения – это не искусство заставить. Это не умение убедить ученика учиться. Это наука создавать условия, при которых ученик сам себя убеждает в этом. И если у вас по-настоящему коллективные занятия, то наиболее убедительным аргументом в пользу принятия и выполнения учеником решения...

Русский

2014-09-21

201.5 KB

29 чел.

PAGE  1

Формы организации правового обучения

План.

  1.  Формы организации правового обучения: понятие, особенности, классификация. Факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.
  2.  Индивидуальная форма обучения. Индивидуально-групповая форма организации учебного процесса при обучении праву.
  3.  Основные формы организации правового обучения в образовательных учреждениях: урок, лекция, практические занятия, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа учащихся, педагогико-правовая практика.

Наука обучения – это не искусство заставить. Это не умение убедить ученика учиться. Это наука создавать условия, при которых ученик сам себя убеждает в этом. И если у вас по-настоящему коллективные занятия, то наиболее убедительным аргументом в пользу принятия и выполнения учеником решения учиться является тот непреложный факт, что его одноклассники стремятся образовываться, воспитываться, развиваться. А система, в том числе такие элементы, как табло учёта, рефлексия, самоуправление, позволяет подвести ученика к такому решению.

1.Формы организации правового обучения: понятие, основания, классификация. Факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.

Формой называют внешнее выражение какого-либо содержания.

Формы организации обучения входят в операционно-деятельностный компонент процесса обучения и представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определённом режиме.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, варианты непосредственного и опосредованного педагогического общения между обучающими и обучаемыми в учебно-воспитательном процессе.

Особенности организационных форм обучения.

  •  Внешнее проявление функций учителя и учащихся в соответствии с определенным распорядком (фронтальное слушание рассказа, групповая или индивидуальная работа над заданиями учителя и т.д.)
  •  Временной и организационный режим, которому подчиняется та или иная форма (40, 45, 30 минут; сдвоенные уроки, пары и т. п.)
  •  Постоянность или изменчивость состава (класс на уроке, языковая группа, групповая работа в классе)
  •  Определенный порядок построения общения учителя и учащихся (непосредственное или опосредованное)
  •  Влияет на конкретный ход обучения, на результат учебного процесса, содействуя его успешности.

Исторические организационные формы обучения.

  1.  Индивидуальная форма обучения (первобытное общество, знания связаны с добыванием пищи, передавались от одного человека другому, повседневный процесс общения, знания усложняются с появлением письменности, репетиторство).
  2.  Индивидуально-групповая форма обучения (в рабовладельческих государствах, один человек  одновременно  учит нескольких   10-15,  учитель объясняет самое  трудное, остальное учащиеся изучают самостоятельно, групповое заучивание (молитвы), группы непостоянны по составу, уровню).
  3.  Классно-урочная система организации занятий - постоянные группы учащихся - классы. В класс должны объединиться учащиеся, имеющие одинаковый уровень подготовки. Занятия должны проводиться на уроках. Основная задача урока - объяснение учебного материала. Учитель должен подать материал доступно, заинтересовать учащихся, следить за работой всего класса, проводить опрос.
  4.  Белль-ланкастерская форма организация занятий - система взаимного обучения. Учитель обучал только взрослых учеников - мониторы - обучали младших учеников.
  5.  Мангеймская система организация занятий -    при классно-урочной системе классы формируются по способностям. Способности определяются по специально составленным тестам, которые выявляют не способности, а уровень развития ребёнка.
  6.  Дальтон-план - лабораторный план организаций занятий. Уроки отменялись, объяснение учителем нового материала заменялось письменным заданием, в котором указывалась литература для самостоятельного изучения, ставились задачи. Учащиеся самостоятельно работали над материалом, сдавали отчёт о проделанной работе.

Бригадно-лабораторная    организация   учебных    занятий   -   общая   работа    класса, коллективная работа бригады, индивидуальная работа каждого ученика. В общую работу класса входили: планирование, обсуждение заданий, подготовка к общим экскурсиям, обсуждение нового трудного для самостоятельных изысканий материала, разъяснение затруднений.

План   Трампа   сочетание   занятий   с   большой   аудиторией,   в   малых   группах   и индивидуальных занятий.  В больших аудиториях читаются лекции с применением технических    средств.    Лекции   в    потоке    читают    наиболее    квалифицированные преподаватели, по группам проводятся дискуссии, делаются дополнения, которыми руководят не обязательно учителя, а и самые сильные ученики. Индивидуальная работа проводится как по заданиям, выбранным учителем, так и отчасти по выбору самих учащихся.

Общие формы организации обучения (в зависимости от особенностей общения).

  1.  Фронтальная.
  2.  Индивидуальная.
  3.  Групповая.

Именно в этих формах осуществляется главное дидактическое отношение - связь взаимодействия преподавания, учения и содержания образования.

Непосредственное общение чаще всего происходит в парной форме организации занятий (учитель - ученик, ученик - ученик). Групповая форма обучения имеет две разновидности: фронтальную (например, работа учителя с классом) и звеньевую (бригадную). Общение каждого с каждым и по очереди в парах сменного состава (по М.Н. Скаткину) или в диалогических сочетаниях (по А.Г. Ривину), или в динамичных парах (по А.С. Границкой) представляет собой коллективную форму организации занятий.

Опосредованное общение людей происходит без личного контакта, гл.о. через письменную речь или средства, её заменяющие. В учебно-воспитательном процессе это т.н. индивидуальная (индивидуально-обособленная) самостоятельная работа учащихся.

Формы учебных работ.

  1.  Урок.
  2.  Семинар.
  3.  Практикум.
  4.  Научно – исследовательская работа учащихся.
  5.  Факультативные занятия.
  6.  Учебные экскурсии.
  7.  Дополнительные занятия, консультации и собеседования.
  8.  Внеурочные формы организации трудового и производственного обучения учащихся.
  9.  Учебно-производственная практика.
  10.  Домашняя учебная работа учащихся.
  11.  Экзамены, зачёты.

Г. Лихтенберг писал: «Человека ничему нельзя научить. Он должен всему научиться сам». Действительно, научить нельзя, но помочь научиться можно. Об этом говорит весь опыт человеческой истории. Но какую форму использовать?

Формы обучения

Направлены преимущественно на теорию.        Направлены преимущественно на практику

Существуют разные точки зрения, чего должно преобладать больше, теории или практики. К сожалению, педагогика пока еще не относиться к числу точных наук, где верный ответ можно вычислить по формуле. В педагогике крайне затруднен чистый эксперимент. Причины этого – результат проявляется с большим запаздыванием; условия, в которых проявляется обучение, весьма различны для разного уровня обучающихся; сами обучаемые сугубо индивидуальны. Есть два способа приближения к истине:

  1.  Выяснить мнения педагогов, имеющих большой пед. стаж.
  2.  Истина лежит по середине.

Но истины нам не достичь никогда, ибо все есть интерпретация.

Факторы, влияющие на выбор организационной формы учебных занятий.

1. Объективные:

  •  основные дидактические цели обучения
    •  общая дидактическая цель данного урока
      •  частные дидактические цели, заложенные в отдельные структурные элементы урока
  •  особенности содержания учебного материала курса
    •  особенности, выявляемые в ходе анализа курса с целью определения научно-практического значения содержания учебного материала на каждом этапе обучения
    •  особенности, выявляемы в ходе дидактического анализа содержания учебного материала курса
  •  особенности материальной базы
    •  возможности организации кабинетов, технических средств и т.д.
    •  возможности организации учебного процесса в тесной связи с производством.

2. Субъективные:

  •  психологические особенности учащихся
    •  индивидуальные психологические особенности каждого учащегося
    •  психологические особенности учебно-производственной группы как ученического коллектива
  •  динамика работоспособности у учащихся в учебном режиме урока, дня, недели, года определение места урока в учебном режиме дня, недели учёт санитарно-гигиенических условий труда учащихся особенности динамики работоспособности учащихся на уроке  особенности педагогического мастерства преподавателей
  •  основные общепсихологические черты личности преподавателя
  •  уровень ЗУН и владение ими в объёме конкретного курса на основе принципа развивающего обучения
  •  уровень педагогической оперативности в области воспитания
  •  уровень творческой преподавательской и педагогической деятельности.
  1.  Потребности учащихся, уровень эмоционально ценностной подготовки
  2.  Значимость учебного материала.
  3.  Характер активности учащихся
  4.  Вид содержания.

2. Индивидуальная форма обучения. Индивидуально-групповая форма организации учебного процесса при обучении праву.

Фронтальная форма организации обучения.

 Фронтальная - учитель общается  со всеми учащимися; перед учащимися ставится одна или несколько дидактических задач; учащиеся сопричастны к коллективу, разделяется общий успех или не успех.

Опрос проходит устно, посредством «мозговой атаки». Фронтальная форма представляет собой совместные действия всех учащихся, при этом они выполняют одинаковую, общую для всех деятельность, педагог ведет работу со всем классом. Используется на уроках, семинарах, экскурсиях и т.д.

Достоинства фронтальной формы:

  •  возможность активного взаимодействия в группе учащихся;
  •  создание атмосферы коллективного думанья;
  •  воспитание чувства коллективизма;
  •  умение работать в коллективе;
  •  умение вести диалог с товарищами, педагогом;
  •  экономичность по временным затратам.

Недостатки фронтальной формы:

  •  нацеленность на некоторого абстрактного, усредненного учащегося;

При подготовке данной формы учитель должен:

  1.  Запроектировать учебные ситуации
  2.  Создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие учебно-воспитательным целям.
  3.  В начале занятия обеспечить контакт с классом, привлечь внимание, вызвать интерес к тем знаниям, которые собирается передать.
  4.  Ставится проблема. (формы могут быть разными: состояние научных знаний, новые факты, противоречия). Противоречия вызывают интерес, удивление, мобилизует внимание. По ходу изложения знаний создаются дополнительные проблемные ситуации с целью поддержания интереса и внимания.
  5.  Применяется  информационный и объяснительно-иллюстративный  метод  изложения (тогда планируется и создаётся учебная ситуация в виде демонстрации, риторических вопросов).
  6.  В конце урока создаёт контрольную ситуацию - задаёт проверочные вопросы (поняли учащиеся суть или нет).
  7.  Рекомендуется литература.

Могут быть использованы и другие варианты использования фронтальной формы обучения на уроках и внеурочных занятиях: проблемная беседа, лекция,   производственная и другие экскурсии, киноурок, семинары, дискуссии, диспут и т.п.

Учитель должен:

  •  Держать в поле зрения всех учащихся
  •  Обеспечить активную работу каждого
  •  Поддерживать внимание
  •  Поддерживать дисциплину
  •  Поддерживать атмосферу сотрудничества, доверия, эмпатии.

Индивидуальная форма организации обучения.

Может применяться как при фронтальной форме организации обучения, так и при

групповой.

Выделяется два вида индивидуальной формы организации обучения:

  1.  Индивидуализированная (конкретному ученику даётся задание)

Индивидуально-групповая (несколько человек выполняет задание под контролем педагога, остальная часть группы работает самостоятельно).

Индивидуальное задание ученик должен выполнить независимо от других. Может применяться на уроке, экскурсии, в домашней работе и т.д.

Достоинства:

  •  Обеспечивается активная учебная деятельность каждого ученика
  •  Позволяет каждому работать в индивидуальном темпе
  •  Возможность дифференцированного подхода
  •  Возможность восполнять пробелы в знаниях
  •  Активизируется работу каждого
  •  Усиливается самоконтроль, является основой для  самообразования.

Применяется для решения различных дидактических задач:

  •  Усвоения новых знаний
  •  Закрепление новых знаний
  •  Формирование и закрепление умений и навыков
  •  Овладение исследовательским методом
  •  Обобщение и повторение пройденного
  •  Контроль

3.   Программированное обучение

Степень самостоятельности может быть разной:

  1.  Работа по детализированным заданиям (фронтальный разбор задач по алгоритму).
  2.  Работа по общим, не детализированным заданиям без непосредственного
    вмешательства учителя.
  3.  Работа исследовательского характера (самостоятельный поиск путей решения).

По организации деятельности учащихся использована индивидуальная форма обучения. Такая форма предполагает организацию деятельности одного учащегося с учетом его индивидуальных особенностей.

Существует два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальная и индивидуализированная. Первая предполагает деятельность учащегося по выполнению общего для всего класса задания самостоятельно в едином для всех темпе работы. Вторая предусматривает выполнение учащимися специфических, индивидуальных заданий, что позволяет реализовать индивидуальный, дифференцированный подход в обучении и воспитании. Индивидуальную форму организации деятельности учащихся уместно использовать как при закреплении пройденного материала, совершенствовании умений и навыков, так и при их формировании.

Индивидуальная форма организации деятельности учащихся дает возможность индивидуализировать процесс обучения и воспитания, учитывать особенности учащихся, формирует опыт самостоятельной познавательной деятельности, потребность и готовность к самообразованию, способствует воспитанию самостоятельности, организованности учащихся.

Индивидуальная форма организации деятельности учащихся имеет также свои недостатки: она ограничивает общение учащихся и  возможность участия в коллективных достижениях.

Индивидуально-групповая, групповая (звеньевая) форма организации обучения.

Достоинства групповой формы:

  •  приобретения навыков учащимися навыков совместного планирования деятельности;
  •  распределение обязанностей взаимопомощи;
  •  развитие нравственных качеств учащихся;
  •  воспитание ответственности, взаимного уважения.

Недостатки групповой формы:

  •  трудности комплектования групп и организации работы в них;
  •  проблемы при организации оценки деятельности членов группы.

 При групповой работе класс делится на несколько подгрупп - бригад. Бригады не должны быть постоянными, так как это может привести к возникновению групп разного уровня успеваемости. В таком классе невозможно будет вести общую  работу со всеми учащимися, осуществлять принципы единства обучения, равное право на образование и на развитие способностей.

Величина групп различна в зависимости от содержания и предстоящей деятельности. Состав должен быть смешанным, что обеспечивает интенсивный обмен знаниями, опытом, укрепляет межличностные отношения.

При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, приобретают опыт контактов с окружающей средой взрослых – в естественных деловых, производственных и социальных отношениях, адаптируются к производственному, жизненному ритму. Большую роль выполняют организационные формы обучения и в воспитании учащихся, где главным выступает характер самоуправления личностью.

Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

  •  класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  •  каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  •  задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  •  состав группы непостоянный, он  подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы непостоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения учеников разного уровня облученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов при отработке навыков разговорной речи на уроках права и обществознания, при решении правовых задач, при изучении текстов, копий юридических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются обсуждение результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении правовых документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.

Можно назначить консультанта, успевающего ученика, желающего помогать товарищам, которого выбирает коллектив класса. Консультант выполняет как объяснительные (помощь членам звена в овладении теоретическим материалам), так и организаторские функции (распределение работы между членами бригады).

Каждая группа получает учебное задание либо одинаковые, либо дифференцированные. Деятельность группы на уроке складывается из следующих этапов:

  1.  Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
  2.  Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей.
  3.  Работа по выполнению учебного задания.
  4.  Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
  5.  Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
  6.  Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация, формулировка окончательных выводов.
  7.  Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Но для решения определённых дидактических задач выделяются другие разновидности групповых форм организации обучения:

  •  Звеньевая (постоянные группы)
  •  Кооперированно-групповая (группа выполняет одну часть одного общего задания)
  •  Дифференцированно групповые (постоянные и временные группы подбираются преподавателем в зависимости от способностей, успеваемости и т.д.)

3. Формы организации правового обучения в образовательных учреждениях: урок, лекция, практическое занятия, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа учащихся, педагогико-правовая практика.

Все формы организации правового обучения можно разделить на три группы:

  1.  Основная классно-урочная.
  2.  Дополнительныеэкскурсия, дополнительные занятия и консультации, домашняя работа, самостоятельная работа, учебная конференция, лекция, практикумы, семинары, зачеты, педагогико-правовая практика.

Лекция. 

ЛЕКЦИЯ- это наиболее экономичная по времени форма передачи учебной информации. Она во многом приближается к рассказу, вместе с тем  отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов доказательств и обобщений, большей продолжительностью. Именно поэтому лекции применяются в старших классах средней школы, техникумах, в вузах.

Аккумулируя в себе возможность развернутого и организованного в доступную форму систематического изложения сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания, лекция широко используется во внеурочной воспитательной работе. Логическим центром её является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходными, отправным моментом.

Основная цель лекции – формирование знаний по предмету. Она учит логике мышления, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности. Её недостаток – слабая обратная связь. Различают вводную, эпизодическую, информационную, проблемную лекции.

При проведении лекционного занятия используется  объяснительно-иллюстративный метод, классифицируемый по характеру познавательной деятельности И.Я.Лернером, М.Н.Скаткиным. При использовании данного метода знания учащимся предлагаются в «готовом виде», педагог организует различные способы восприятия материала, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают материал. Данный метод реализуется через такой методический прием, как логическое осмысление правового явления.

На лекционном занятии используются средства обучения, представляющие описания предметов и явлений объективной действительности, в частности учебные книги, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и т. д.

На лекции слушатель впервые знакомиться с содержанием проблемы юридческой дисциплины, которые должны быть им изучены. Устное изложение направлено на формирование интереса у слушателей. Здесь раскрываются основное содержание науки, её ведущие, главные положения, которые затем детализируются и конкретизируются в процессе других форм занятий. (Чугунов, с. 16) Информационный метод, включающий стремление педагогов рассказать как можно больше материала, в том числе, содержащий пересказ огромного количества юридических норм, не может принести желаемые плоды. Прежде всего, следует точно определить объект изучения каждой отраслевой юридической науки с тем, чтобы избежать дублирования в процессе обучения. Лекционный курс призван дать студентам знания принципиальных положений науки, основных категорий, вооружить их методом познания правовых явлений, показать тенденции развития той или иной отрасли права и науки.

Цели лекции: передать знания, воспитать определённое отношение к предмету, оказать влияние на формирование мировоззрения, убеждений.

Принципы построения лекций:

  1.  Логическая последовательность в изложении материала.
  2.  Динамичность.
  3.  Формирование понятий.
  4.  Движение от общего к частному или к особенному.
  5.  От конкретного к общим выводам.

Расположение   материала   соответственно   практической   значимости   его   составных
частей (Чугунов, с. 17).

Для того чтобы лекция носила творческий характер в её основу должна быть положена глубокая научно-исследовательская работа. (Чугунов, с. 27) Чтение лекций всегда требует основательного знакомства с широким кругом проблем данной науки. В процессе чтения лекций следует отмечать ошибки, недостатки, устаревшие места и дискуссионные положения.

«Живое,  яркое,   страстное  слово  лектора играет  огромную  роль  в  формировании  у слушателей   определённого   отношения   к   предмету,   в   становлении   их   убеждений, мировоззрения. (Чугунов, с.29).

Методические правила чтения:

  1.  Всемерное использование материалов смежных наук, т.к. это социально-правовая отрасль
    знаний, междисциплинарная
  2.  Тщательный отбор статистических данных
  3.  Излагать острые и трудные проблемы борьбы с преступностью реалистично
  4.  Системный подход к чтению лекций - использовать моделирование анализируемых
    явлений
  5.  Практическая направленность
  6.  Вовлечение студентов в работу государственных и общественных правоохранительных
    органов (Кузнецова, с. 25-31)

Лекции не монолог, а диалог между лектором и аудиторией с обратной связью от слушателей к лектору. Студенты учат себя на лекциях активно, творчески перерабатывая услышанное с кафедры, а преподаватель знает, достигают ли его выступления целей. (Кузнецова, с.34). Поскольку объём информации всё увеличивается, а максимальная нагрузка в неделю остаётся  32-36  часов,   необходима  интенсификация  процесса,  перенесение  акцента  на активные  методы  познания,  на самостоятельную  работу  студентов  под  руководством преподавателя.

Изучение частных положений, практики применения отдельных норм, институтов целесообразней проводить в рамках семинара, практических занятий, контрольных работ, письменных работ и в иных формах, обеспечивающих активную и творческую работу, прежде всего самих студентов. Поэтому, в процессе обучения юридической дисциплине необходимо больше ориентироваться на практические и семинарские занятия. По абсолютному большинству учебных дисциплин предусматривается сочетание лекционных и семинарских занятий.

Семинары 

Она из наиболее действенных, эффективных форм в общей системе организации преподавания всех юридических дисциплин.     На семинарах не столько проверяют знания, сколько расширяют, совершенствуют их. Об этом говорит уже простой перевод с латинского языка слова "семинар" (Seminarium) - рассадник знаний. Они стимулируют регулярное изучение источников права и другой юридической литературы, усиливают внимательное отношение к лекционному курсу; закрепляют знания, полученные во время лекций и изучения литературы; расширяют круг этих знаний в процессе самостоятельной подготовки к семинару, а также в результате выступлений других студентов и преподавателя на занятии; позволяют проверять правильность полученных знаний, вычленить наиболее важное, существенное в них; способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают неясности, которые могли возникнуть в ходе лекций или при чтении юридической литературы; прививают навыки самостоятельного мышления и устного выступления, оттачивают мысль; помогают свободно оперировать правовыми категориями.     Кроме того, семинары служат одним из важнейших каналов обратной связи между преподавателем и студентами, что в конечном итоге также содействует повышению эффективности учебного процесса. В этом отношении семинары выполняют следующие функции:

а) позволяют преподавателю систематически проверять и направлять самостоятельную работу студентов, в особенности изучение источников права;

б) предоставляют преподавателю возможность проконтролировать и свою собственную лекторскую работу, выясняя, насколько его лекции оказались убедительными и доходчивыми для студентов;

в) помогают преподавателю не только выяснить уровень знания всех студентов, но и изучить их мнения, интересы, формировать у них научное мировоззрение, устраняя ошибочные взгляды, нездоровые настроения и совершенствуя, закрепляя правильные.

Примерную классификацию видов семинарских занятий.

Первый - семинары, взаимосвязанные с лекционным курсом, являющиеся его органическим дополнением или продолжением.

 Второй - семинары, независимые от лекционного курса, являющиеся одной из форм проведения спецкурсов.

Третий - практические семинары, практикумы. Цель их проведения - отработка конкретных навыков. 

В практике преподавания юридических дисциплин сложился ряд форм семинаров. Основные из них таковы:

а) развернутая беседа на основе заранее врученного студентам плана семинара;

б) устные доклады отдельных студентов с последующим обсуждением их;

в) обсуждение письменных рефератов, заранее написанных отдельными студентами по заданию преподавателя и прочитанных остальными студентами до семинара;

г)теоретическая конференция;

д)письменная контрольная работа по отдельным вопросам плана или по всей теме того или иного семинара;

е)устный опрос студентов по вопросам плана семинара (вопросно-ответный метод);

За последнее время в ряде юридических вузов стала складываться еще одна форма семинаров-комментированное чтение сложных источников права, а также решение юридических задач и упражнений на самостоятельность мышления.

Среди всего разнообразия существующих в настоящее время методик проведения семинарских занятий хотелось бы выделить две наиболее распространенные и находящиеся на острие педагогических дискуссий в печати.

Первую методику условно можно было бы назвать обучающей, традиционной, ориентированной на преподавателя. Согласно этой методике одни студенты, приходя на семинар, представляют свои рефераты или доклады, а другие слушают их. Преподаватель пытается активизировать аудиторию, организовать дискуссию. Для проведения подобных семинаров необходимо соблюдение рада условий: наличие разработанных преподавателем контрольных вопросов и тем, наличие списка рекомендованной литературы и источников, возможность доступа к этой литературе. В основе изложенной выше методики лежит следующая схема: преподаватель - активное звено, он знает, что нужно делать, как учить, что иметь в результате; студент - пассивное звено, он получает набор информации, обрабатывает ее и сообщает результат. Преподаватель стимулирует и активизирует учебу студента приближением или отдалением итоговой аттестации - зачета или экзамена (которые иногда проставляются экстерном). Слабые звенья этой методики: преподаватель должен хорошо представлять, что нужно знать студенту по данному предмету (а в условиях меняющейся социальной действительности это очень сложно); студент должен быть уверен, что, не овладев этими, знаниями, он не сможет работать по специальности. Данная методика будет оптимальной в условиях стабильного развития общества и при наличии четко известных потребностей практики.

Однако возрастает интерес ко второй методике, которую условно можно назвать тренирующей, инновационной, ориентированной на обучаемого. Ее цель - активизация творческого потенциала студентов. Формы ее разнообразны. Выделим лишь некоторые из них.

Первая форма - организационно-деятельная игра. Проведение таких игр помогает активизировать творческий потенциал учащихся, выработать у них умение анализировать сложные социальные процессы, привить навыки коллективной работы над конкретной проблемой.

Вторая форма - диалоги персоналий. Во время игры учащиеся и студенты сопоставляют позиции ученых, представляющих различные научные школы. Для проведения таких диалогов необходимо хорошо знать факты из жизни исторических личностей: биографию, основные взгляды, вклад в науку.

Третья форма - творческие работы, творческие сочинения. Задача подготовки таких работ - почувствовать вкус к юридическим рассуждениям, сформировать интерес к самостоятельному творчеству, осуществить междисциплинарный подход. Задача пробуждения самосознания студентов решается с помощью тестирования. Цель тестирования - познание учащимся и студентом самого себя, своих возможностей, раскрытие своих способностей и творческого потенциала. Методика тестирования позволяет в ряде случаев заменить традиционные контрольные формы проверки знаний, помочь студентам определить ближайшие и отдаленные цели работы над собственным самосовершенствованием.

Следующая форма - тренировка основных навыков и умений.

В основу второй методики положена следующая схема: преподаватель - эксперт, арбитр, тренер. Студент - активное звено, он собирает информацию, применяет свои навыки и использует знания в конкретной ситуации. В этой системе студент стимулирует себя сам - он на каждом этапе проверяет собственные силы, способности и возможности. Слабые звенья методики: преподаватель должен быть готов ко всяким неожиданностям, даже к тому, что он может чего-то не знать. Студент должен испытывать доверие к преподавателю, к Учителю, эксперту, чтобы раскрыть в процессе обучения свои слабые стороны. Таким образом, выбор оптимального варианта методики проведения семинарского занятия зависит от преподавателя и определяется многими факторами: спецификой предмета, потребностями подготовки конкретных специалистов, возможностями преподавателя и готовностью студента. В современных условиях семинарские занятия должны активизировать творческий потенциал обучаемых, способствовать познанию ими собственной личности, своих способностей, дать инструмент (в форме знаний и навыков) поддержки себя в этом сложном, меняющемся мире. В этом случае образование для каждого студента действительно станет средством социальной самозащиты и приумножения собственного капитала, а информация в наше время, безусловно, является капиталом. 

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия

1. Вступительное слово преподавателя:

 - Какое значение имеет тема для деятельности слушателей.

 - Какие вопросы нужно обсудить глубже, чтобы понять теорию и научиться  ею пользоваться в жизни.

 - Каков порядок семинара: как выступать по основным и дополнительным вопросам; как строить выступление (коротко, четко, предметно, без общих слов, с выводами из сказанного)

2. Предоставить слово одному из слушателей.

3. Внимательно слушать и следить за содержанием речи и ее аргументированностью.

4. Если речь по содержанию и аргументированности удовлетворяет, то продолжать до 3-5 мин. Ограничение времени выступления 3-5 минутами исключает чтение конспекта, приучает говорить по существу, а при подготовке лучше обдумывать материал.

5. Если речь по содержанию не самостоятельна (читает печатный текст или конспект), не аргументирована, то прервать ее вопросом. Вопрос должен быть обращен к содержанию уже сказанного в выступлении. Например: "Почему Вы утверждаете, что…",  "Можно ли объяснить сказанное…".

6. Если на вопрос отвечает правильно и кратко, то дать продолжить выступление до 3-5 мин.

7. Если на вопрос не мог ответить, то прекратить выступление, а вопрос обратить ко всей группе.

8. Если вся группа не находит правильного ответа, то вопрос "раздробить", конкретизировать.

9. Если один или несколько человек ответили верно, вопрос, то дать слово другому слушателю (по этому и следующему вопросу плана семинара).

10. После окончания выступления (или прервав его по истечении 3-5 мин) спросить группу: нет ли вопросов, дополнений, уточнений, поправок, возражений по существу обсуждаемого вопроса?

11. Если нет желающих, то самому руководителю семинара поставить дополнительный (уточняющий или дискуссионный) вопрос, обращенный ко всем.

12. Если есть вопрос из аудитории, то обратить его ко всем и предложить высказаться желающим.

13. Если есть желающие  высказаться, то дать им слово. На дополнительные вопросы целесообразны выступления по желанию, а не по принудительному вызову, ибо иначе снизится активность, все привыкнут к вызовам и не будет желающих.

14. Если группа не сумела правильно ответить на дополнительный вопрос, то дать ответ на него самому и сделать вывод.

15. Если выступление не по существу, то прервать его вопросом.

16. После обсуждения первого основного вопроса плана семинара сделать вывод, поставить второй основной вопрос и предоставить слово одному из слушателей.

17. После того, как будут обсуждены все вопросы плана семинарского занятия или истечет время занятия, подвести итог:

  •  оценить степень обсуждения вопросов и глубину их уяснения и усвоения;
  •  оценить качество выступлений слушателей;
  •  поставить задачу на дальнейшую самостоятельную работу по недостаточно усвоенным вопросам.

Помимо организации подготовки слушателей, преподавателю самому придется тщательно подготовиться не только по содержанию темы, но и по вопросам методики, вернее, по методическим вопросам реализации содержания. Здесь самый, пожалуй, важный вопрос - это определение цели занятия. Поскольку семинарское занятие проводится в форме дискуссии, то оно ни в коем случае не может ограничиваться примитивной целью «закрепить знания».

Цель семинарского занятия, проводимого в форме дискуссии, может быть такой, чтобы ее достижение знаменовало собой формирование каких-то важных личностных черт - убеждений, взглядов, умения аргументирование выступать, анализируя и оценивая явления природы и социальной жизни с позиций науки.

Действия преподавателя по подготовке к проведению дискуссии на семинарском занятии

1. Продумывание цели семинара по данной теме.

2. Отбор и формулировка основных вопросов семинара.

Если предусмотрен реферат, то:

  •   формулировка темы реферата и назначение докладчика;
  •   помощь в составлении плана реферата и советы по его написанию;
  •   предоставление слова докладчику для выступления с рефератом.

3. Формулировка дополнительных вопросов семинара для развёртывания дискуссии на семинаре.

4. Формулировка практических заданий для слушателей к семинару.

5. Слушание реферата и выступлений, вопросов и реплик слушателей, постановка очередного основного и дополнительных вопросов для обсуждения.

6. Вмешательство в ход обсуждения в форме реплик, замечаний, вопросов, поправок, дополнений и разъяснений.

8. Подведение итогов семинара и постановка задач на будущее.

9. Оценка степени достижения цели.

10. Выводы на будущее (для изучения очередной темы).

Проведение семинарского занятия в виде дискуссии поможет добиться более глубокого анализа и понимания "спорной" проблемы всеми слушателями, а значит, более глубокого усвоения ими всей темы, разбудить мысль диспутантов, разжечь их любознательность, вызвать интерес к науке, научной проблеме и возбудить их мыслительную, познавательную активность, чтобы они, в конечном счете, глубже усвоили изучаемый предмет.  Мы сможем добиться не менее важного результата долгосрочного характера. Это - умение вести дискуссию в цивилизованных рамках, управлять ею интеллигентно, с соблюдением всех "правил игры", что, безусловно, окажется полезным как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Практические работы.

Практические занятия, в основном по специальным дисциплинам материального и процессуального права - направлены на изучение литературы, нормативного материала, уяснение роли и социальной ценности соответствующей отрасли права, предназначены для того, чтобы научить студентов понимать смысл правовых норм, правильно их применять к конкретным жизненным ситуациям. Студенты обучаются применению нормативных актов, Постановлений Пленума Верховного Суда РФ, положений теории уголовного права при решении конкретных практических вопросов

Основу составляют задания в виде казусов, которые они должны самостоятельно решить на основе изучения необходимого законодательного материала, судебной практики, учебников и иной литературы, записей лекций. Причём, в начале работы следует разъяснить студентам, что казусы, как правило, взяты из жизни и представляют собой материал, построенный на каком-либо конкретном деле, или результат обобщения и переработки нескольких дел. (Ткачевский с. 85) Студенту необходимо объяснить, что он обязан аргументировать свою точку зрения, свои выводы, своё решение. И основой для этого является закон. Студента надо убедить, а не навязывать ему то или иное решение или мнение. Нецелесообразно задавать большое число казусов, так как решение их становится поверхностным. Ускорить процесс способны инвариантные изменения фабулы дела. Подобный подход к делу обогащает занятия, приближает его к запросам жизни, развивает любознательность студентов, заставляет их при необходимости оперативно мыслить без предварительной подготовки, оживляет занятия. (Ткачевский с. 88) Иллюстрация правильного решения тех или иных вопросов темы ссылками на материалы опубликованной судебной практики приближает казусы к жизни, к деятельности органов юстиции, к профессиональной деятельности юристов. Все конкретные суждения должны базироваться на предписаниях закона, а не только на суждениях разума и логики. (Ткачевский с.89) Со временем решение казусов усложняется, становится более комплексным, объемлющим, что способствует углублению и укреплению знаний студентов. (Ткачевский с. 90)

Подбор ситуаций заранее из судебной к арбитражной практики позволяет максимально приблизиться к. практической деятельности юриста, выработать необходимые навыки.

Студенты должны научиться:

  1.  Быстро находить правовые нормы, которыми регулируются данные отношения.
  2.  Анализировать  содержание  норм,  устанавливать  их  конкретный  смысл, определять действие во времени, в пространстве, по кругу лиц.
  3.  Научится выделять в фабуле  задачи  юридические  факты  и   определять  правовые

последствия.

4.   Усвоить терминологию, научиться оперировать юридическими понятиями и терминами, совершенствовать навыки выступления перед аудиторией, умения спорить, отстаивать свои   позиции,   вырабатываю   юридическую   культуру,   и   повышают   свой   общий культурный уровень. (Корнеев, с. 69)

Выделяют три подхода к проведению практических работ:

  1.  Практический - решение задач без обсуждения теоретических вопросов, относящихся к теме, теоретические задачи обсуждаются только по ходу решения задач;
  2.  На практическом занятии проходится теоретическая тема (нет самостоятельной работы
    студентов, происходит натаскивание на решение задач);
  3.  Соединяются практический и теоретический подход: наиболее оптимальное соединение
    решения задач с обсуждением теоретических вопросов. (Обсуждение теоретических
    вопросов 10-15 минут, остальное время - решение задач).

На  практическое  занятие - привлечение  архивных  уголовных дел.  Ставится  задача разрешить ряд процессуальных вопросов, изменяя, так или иначе, фабулу уголовного дела. Что   даёт   возможность   проследить,   куда   бы   пошло   расследование   при   различном доказательственном материале. На их основе можно научиться составлять процессуальные документы, систематизировать их. Помогают выработать навыки самостоятельного анализа норм УПП, умения правильно применять нормы УПП, составлять процессуальные документы.

Такая форма, как спецкурсы, помогает закрепить и углубить теоретические знания, а также приобрести     практические    навыки     по    работе     с    доказательствами,    составлению процессуальных документов и т.д.

Дополнительные   занятия   и   консультации.

Дополнительные   занятия   проводятся   для устранения пробелов в знаниях, предупреждения отставания, а также для углубления знаний по дисциплинам (если это нельзя решить с помощью факультативных занятий). Проводятся во внеурочное время, могут быть групповыми и индивидуальными, носить характер консультаций. Консультации как одна из форм обучения имеют цель - помочь слушателям в творческом усвоении всех вопросов, составляющих предмет юридической дисциплины. Консультации эпизодические, организуются по мере необходимости. Различаются текущие, тематические, обобщающие консультации.

Экскурсия.

Это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. Экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:

  1.  Реализует принцип наглядности обучения;
  2.  Повышает научность обучения и укрепляется его связь с жизнью и с практикой;
  3.  Расширяет технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний;
  4.  Играют значительную роль в профессиональной работе колледжа.

       В зависимости от дидактической цели экскурсии бывают: вводные при изучении нового материала, сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении изученного.

Предусмотренные программами экскурсии являются обязательными. Проводятся за счёт времени, отведённого на изучение предмета, Экскурсия реализует дидактические принципы, способствует изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи, формированию научного мировоззрения, подготовке учащихся к профессиональной деятельности. Виды экскурсий: вводные, текущие, итоговые. Если экскурсия по нескольким предметам — комплексная. Экскурсия не является самоцелью, и проводятся в связи с другими формами организации обучения праву. Определяются цели, задачи, содержание; составляется план: этапы, распределение время, последовательность, материальное оснащение; проводится вступительная беседа; конце - итоговая беседа (обобщение).

Домашняя работа.

Дополняет урочную, отличается большой самостоятельностью и отсутствием руководства учителя. Успех домашней работы зависит от следующих условий:

  1.  Сформированности познавательного интереса,
  2.  Педагогического руководства и контроля со стороны учителей и родителей,
  3.  Соблюдение дидактических принципов, в частности доступности, посильности.
    Подготовка к выполнению домашнего задания происходит на уроке: чёткое разъяснение содержания  и методики.  Объём домашней работы регламентируется в соответствии с нормами затрат времени.

Исходя из дидактических задач выделяется тир типа домашних заданий:

  •  Подготавливающие к восприятию нового материала;
  •  Направленные  на закрепление ЗУН;
  •  Требующие применение полученных знаний на практике.
  •  Творческие задания.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа сводится не только  к усвоению материала, но направлена на развитие собственной мыслительной работы, что обеспечит подготовку к решению конкретных практических задач, входящих в профессиональные обязанности.

Функции самообразования:

  1.  Часть образования студентов
  2.  Важный составной компонент психического развития и саморазвития личности
  3.  Выступает как условие, результат, средство умственного самовоспитания.

Особенности самообразования:

  1.  Связано с учебным процессом и жизненным самоопределением;
  2.  Зависит от устойчивости познавательных интересов и практической деятельности, в которой обучающиеся хотят добиться успеха;
  3.  Выполняет функции: закрепляет и углубляет результат учебной работы; удовлетворяет познавательные интересы; является средством подготовки к будущей профессии; способ самоутверждения в глазах сверстников и взрослых;
  4.  Различные трудности, которые возникают из-за недостаточности культуры умственного труда и общей неподготовленности учащихся к самообразовательной деятельности, всегда связаны с неумением учащихся работать самостоятельно.

Самообразовательная деятельность учащихся способствует:

  1.  Формированию качеств личности, необходимых для успешного развития умственных сил и способностей человека (Назарова, с. 15);
  2.  Развитию способности к восприятию и осмысливанию преподаваемой информации, к её оценке, увязыванию с другими отраслями права;
  3.  Овладению приёмами и навыками конкретизировать полученную информацию, умению переводить на конкретный уровень общие рекомендации, содержащиеся в учебниках, лекциях;
  4.  Выработке  привычки  к  поиску  информации  и  навыков  её  получения,  усилению информационной потребности студента;
  5.  Отработке навыков владения юридической техникой.

Отработке навыков постановки вопросов;

Привитию вкуса к поиску новых средств и методов работы, а также повышению профессионального, общеобразовательного и культурного уровня, сплочению коллектива;

Приобщает     к     организации     массовых     мероприятий,     улучшает     нравственно-психологический климат в коллективе, содействует лучшему пониманию, установлению личных контактов и обмену мнениями, создавала атмосферу дружелюбия, формируются навыки самоуправления.

Научно-исследовательская деятельность.

По мере овладения навыками научного мышления учащиеся получают возможность решать всё более и более сложные познавательные задачи, и, наконец, их умственное развитие достигает такого уровня, что для них становятся посильными все этапы поисковой деятельности (Скаткин, О путях..., с. ЗЗ). Совместное научно-исследовательское творчество учёных, преподавателей, студентов - эффективный проверенный практикой путь развития, раскрытия талантов, становления характера студента-исследователя, воспитания инициативы, потребности и навыков постоянного самообразования. Участие студентов в учебно-исследовательской работе, введение исследовательских элементов в различные формы учебных занятий является в настоящее время эффективным путём преодоления известного противоречия между массовым характером подготовки в среднем профессиональном образовании и потребностями к развитию у каждого обучаемого самостоятельности и инициативы, индивидуального профессионального почерка, творческих способностей. (Никитина Т.А.)

Студенческий реферат также является одним из средств повышения познавательной активности. Он содержит элемент исследований и предполагает творческую  самостоятельность в процессе работы и изложения избранной темы, критическое осмысление материала (Костров, с.92). Если выполнение курсовой работы в колледже по данной специальности встречает объективные затруднения (отсутствие доступа студентов к данной специальной литературе), то реферат, требующий меньше времени, затрат способен решить и эту проблему.

Учебная конференция.

Цель: обобщить материал по какому-либо разделу программы. Для проведения требуется большая подготовительная работа. Проводится по всем учебным предметам и может выходить за рамки учебных программ.

Экзамены и зачёты.

Цель экзамена:

  1.  Проверка усвоения теоретических положений курса;
  2.  Проверка знания законодательства;
  3.  Выявление навыков применения полученных знаний на практике;
  4.  Выявление навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой;
  5.  Оценка знаний слушателей. (Гуткин, с. 116)
    Педагогико-правовая практика

Цели педагогико – правовой практики – углубление и закрепление теоретических знаний по освоенным юридическим, психологическим  и педагогическим дисциплинам, развитие навыков самостоятельной работы, приобретение умений преподавания права, общения с учащимися, проведения социально-воспитательных мероприятий.

Задачи:

  •  знакомство со структурой и функциями учреждения (среднего общего образования, либо начального профессионального, либо среднего профессионального образования), осуществляющего образовательную деятельность;
  •  изучение документов правового характера (устава, правил внутреннего трудового распорядка);
  •  подготовка  и осуществление публичного выступления по вопросам поступления в высшие учебные заведения;
  •  приобретение практического навыка работы с аудиторией;
  •  оказание необходимой консультативной помощи учащимся и их родителям по вопросам поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования.
  •  изучение опыта преподавательской, методической и воспитательной работы;
  •  подготовка необходимых разработок для проведения аудиторных занятий на заданную тему;
  •  осуществление преподавательской деятельности;
  •  подготовка и проведение необходимых внеаудиторных (воспитательных) мероприятий.

3. Вспомогательные - те, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей в соответствии со склонностями - факультативы, различные формы кружковой работы. Целью является углубление знаний и умений, посещение занятий добровольно, но состав стабильный, учебная программа не дублируется, сочетаются лекции руководителя и самостоятельная работа учащихся, как правило, исследовательского характера. Контроль и оценка выполняют обучающую, а не контролирующую функцию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6831. Налаштування без провідної точки доступу 33.5 KB
  Налаштування без провідної точки доступу. Мета роботи: ознайомитись з основними налаштування без провідних точок доступу. Елементи системи Ethernet. Систему Ethernet складають три основні елементи: Адреси і рамки Ethernet. Основою систем...
6832. Конфігурування протоколу RIP v.2 233.5 KB
  Конфігурування протоколу RIP v.2 Мета: Навчитися конфігурувати дистанційно - векторний протокол RIP v.2, виявляти та виправляти несправності у його роботі. Задачі поставлені у лабораторній роботі виконуються в два етапи На віртуальному емуля...
6833. Конфігурування протоколу EIGRP 229.5 KB
  Конфігурування протоколу EIGRP Мета: Навчитися конфігурувати протокол EIGRP. Проестувати створену конфігурацю протоколу EIGRP. Задачі поставлені у лабораторній роботі виконуються в два етапи 1. На віртуальному емуляторі Packet Tracer На лабо...
6834. Початкова настройка маршрутизаторів. Конфігурування статичних маршрутів та маршрутів по замовчуванню 378.5 KB
  Початкова настройка маршрутизаторів. Конфігурування статичних маршрутів та маршрутів по замовчуванню Мета: Навчитися налаштовувати маршрутизатори, задавати ім'я маршрутизатору, конфігурувати: інтерфейси, статичні маршрути та маршрути по з...
6835. Фильтрация сетевого трафика в iptables 79 KB
  Фильтрация сетевого трафика в iptables В общем случае правила фильтрации могут использовать любые данные заголовков IP (IP-адреса источника и получателя), ICMP (type и code), UDP (порт - источник и порт - получатель), TCP (порт - источник,...
6836. Конфігурування протоколу OSPF 230 KB
  Конфігурування протоколу OSPF Мета: Ознайомитися з протоколом маршрутизації OSPF, навчитися створювати конфігурацію цього протоколу та тестувати OSPF - маршрутизацію. Задачі поставлені у лабораторній роботі виконуються в два етапи 1. На віртуал...
6837. Основы организации VPN в ОС Windows 150 KB
  Основы организации VPN в ОС Windows Организация VPN средствами протокола PPTP В данном сценарии моделируется VPN-соединение по выделенному каналу на основе Ethernet между клиентом и шлюзом некоторой сети. Предлагается организовать соединение п...
6838. Конфігурування протоколу РРР. Налаштування аутентифікації РАР і СHAP 261.5 KB
  Конфігурування протоколу РРР. Налаштування аутентифікації РАР і СHAP Мета роботи: Вивчити принципи конфігурування протоколу PPPна маршрутизаторі Cisco2800. Порядок виконання роботи: Виконання даної лабораторної ро...
6839. Налаштування початкової конфігурації комутатора 226 KB
  Налаштуванняпочаткової конфігурації комутатора Мета Налаштування початкової конфігурації комутатора CiscoCatalyst 2960. Загальні відомості/підготовка В даній лабораторній роботі PacketTracer описується налаштування клієнтсько...