68318

Философия личности. Значение слова «личность»

Доклад

Логика и философия

В европейских языках слово личность восходит к латинскому понятию персона что означало маску актера в театре а в юридическом смысле социальную роль и человека как некое целостное существо. Личность В процессе генезиса человек выступает сначала как биологическая особь индивид потом как индивидуальность...

Русский

2014-09-21

46 KB

0 чел.

PAGE  1

Философия личности

Значение слова «личность»

Понятие личности относится к числу сложнейших в учении о человеке (т.е. в философской антропологии).

В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, а в юридическом смысле социальную роль и человека как некое целостное существо.

Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком.

В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В русском языке слово «человек» по смыслу связано с лицом, т.е. имеет корень «чело», т.е. лоб, верхняя часть лица, где сосредоточено сознание человека.

Выражение «потерять лицо» означает разочарование  в человеке, разочарование в его духовных качествах. Утрату доверия. След., лицо символизирует душу человека.

Сохранение своего «лица», т.е. личности – это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой.

В XX веке это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей.

Индивидуализм и индивид

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид». Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то целого.

Это самая простая и абстрактная, характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Отделенность не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга и в этом смысле все объекты во Вселенной индивидуальности.

В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм – философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

Человек в различных вариантах индивидуализма понимается как противостоящий миру в целом, а его сознание – как единственная реальность, что логически ведет к субъективизму и солипсизму.

Индивидуализм делает человека, а не общество самоцелью развития.

В этом смысле индивидуализм был противоположностью коллективизму и особенно псевдоколлективистским концепциям казарменного коммунизма.

Индивидуальность

Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его качеств и свойств.

Индивидуальность – не просто «атомарность» человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности.

Индивидуальность занята сама собой: мой характер, моя раса, мое творчество, мой гений.

Личность

В процессе генезиса человек выступает сначала как биологическая особь (индивид), потом как индивидуальность и затем как личность.

Становление в полноценного человека происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества, что называют социализацией.

Человек учится выполнять особые социальные роли, т. е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т. д.

Социальные роли имеют выраженный культурный контекст – прививают поведение, принципы, правила, ценностные установки и нормы морали.

Становление личности – итог взаимодействия человека и общества.

Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Человек вбирает в себя всё многообразие социальных связей и отношений.

Личность не только продукт и объект общества, но обязательно - субъект, воздействующий своей активной деятельностью на окружающую его среду. И чем больше это воздействие, тем заметнее он проявляет себя как личность. Следовательно, нельзя сводить личность только к сознанию человека, его мыслям и мотивам. Личность как активно действующий субъект налагает свою печать на всё окружающее.

Исходным для материалистического представления о личности является тезис Маркса, что как социальное качество человека личность есть совокупность всех общественных отношений.

Стало быть, для личности характерно утверждение: «я есть», а для индивидуальности – «я такова».

Свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям.

Прежде всего, возникает вопрос – когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим,

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип – «деятели» охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги и менеджеры и т. д. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя. Бурный рост капитализма привел к культивированию именно такой личности – активной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью, свой народ.

Второй тип – мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать (как на Олимпийский играх), а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание) всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и пророки: Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами.

Так, однажды, проходя мимо поля, на котором пахал некий брахман, мудрец остановился и, опустив глаза, молча протянул ему чашу для подаяния. Это привело пахаря в негодование; он стал укорять бхикшу* в том, что тот бездельник и живет за счет честных людей. Почему он, здоровый мужчина, не хочет стать за плуг, а предпочитает попрошайничать? На эти обвинения мудрец со свойственным ему спокойствием ответил, что он не бездельник, что он также трудиться, но труд его иной и более высокий. Вера – это его семя, покаяние – дождь, размышления – плуг. “Вспахав эту пашню – ты избавишься от страданий”. На это нечего было возразить, ибо люди хорошо понимали, что работа учителя, странствующего проповедника действительно тяжелый труд и что он стоит своей цели – просвещения народа.

*бхикша – нищенствующий монах.

Размышление о мире всегда требует определенного дистанцирования, удаления из гущи событий. Поэтому мыслители оттачивают свое единственное оружие – слово, Логос, которым они, говоря словами поэта «жгут сердца людей». Еще с библейских времен известно, что «никакой пророк не принимается в своем Отечестве». Трагичны судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего.

Третий тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Практически каждый человек испытал влияние на себе силы искусства: восхищение и восторг и др. глубокие чувства по причине прочитанного или увиденного произведения искусства.

Четвертый тип – гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное и телесное страдание.

Их сила – в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии.

Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швейцер (сер 20-го века. Огрганиз. больницу в Габоне. Благоговение перед жизнью и выработка космической этики) и Федор Петр. Гааз (главн. врач московских тюрем нач.-сер 19 века), А. Дюнан (Ноб. премия 1901 года – создатель Красного Креста) и Мать Тереза, тысячи их последователей в истории и нашей действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение. «Спешите делать добро!»,— этот жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX в, Ф. П. Гааза символизирует стержень таких личностей.

Главный отличительный признак личности – любовь не к тем, кто любит ее, а любовь к врагам.

В европейской модели личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой основной «стержень».

Становление личности шло через этапы сознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности человека и корпаративной морали (феодальный мир) и, наконец, утверждения самоценности человеческой индивидуальности и появления феномена отчуждения в Новое время.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31881. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на примере ОАО «Сибиряк» Русско-Полянского района 387 KB
  Сущность методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством. Приложение А37 Приложение Б38 Приложение В39 Приложение Г40 ВВЕДЕНИЕ Процесс производства занимает центральное место в деятельности организации и представляет собой совокупность технологических операций связанных с созданием готовой...
31882. Электрический привод системы генератор-двигатель 1.05 MB
  Номер варианта Закон изменения момента сопротивления рабочей машины Момент инерции рабочей машины в долях от момента инерции двигателя Тип двигателя и способ его питания 4 1500 45 Постоянного тока от генератора постоянного тока Примечание: Характер момента сопротивления реактивный. Требуемую перегрузочную способность двигателя. Средняя температура нагрева изоляции двигателя не должна превышать допустимую. Предварительный подбор двигателя.
31883. Моделі реалізації об’єктно-орієнтованих систем 57.5 KB
  У кожного інтерфейсу СОМ два імена. Простої, символьне імя призначене для людей, воно не унікально (допускається, щоб це імя було однаковим у двох інтерфейсів). Інше, складне імя призначене для використання програмами. Програмне імя унікальне, це дозволяє точно ідентифікувати інтерфейс.
31886. Кассир. Должностные обязанности 23 KB
  Должен знать: постановления распоряжения приказы другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов касающиеся ведения кассовых операций; формы кассовых и банковских документов; правила приема выдачи учета и хранения денежных средств и ценных бумаг; порядок оформления приходных и расходных документов; лимиты остатков кассовой наличности установленной для организации; правила обеспечения их сохранности; порядок ведения кассовой книги составления кассовой отчетности; правила эксплуатации электронно вычислительной...
31887. Работа с формулами. Абсолютная и относительная адресация при работе с формулами 44.5 KB
  Вам необходимо определить стоимость каждой квартиры таким образом чтобы общая сумма полученных денег равнялась 7 млн. Известно что: дом 6ти этажный кирпичный; на каждом этаже по 4 квартиры 1но 2х 3х и 4х комнатные общей площадью 63; 90; 118; 146 соответственно; стоимость квартир зависит от этажа на первом и последнем дешевле; стоимость 1 м2 в центре Екатеринбурга 60. В ячейку G2 введите стоимость одного квадратного метра 60. Выделите все ячейки связанные с суммами стоимость квартир и задайте Финансовый формат с двумя...
31888. Сердечно-легочная и церебральная реанимация 103 KB
  Проверить реакцию пострадавшего: аккуратно встряхнуть его за плечи и громко спросить Что с Вами€. Принять решение: если пострадавший реагирует оставить его в том же положении попытаться выяснить причины происходящего и позвать на помощь регулярно оценивать состояние пострадавшего; если пострадавший не реагирует громко позвать на помощь повернуть на спину и открыть дыхательные пути путем запрокидывания головы и подтягивания подбородка рукой нужно надавить на лоб а другой рукой подтянуть подбородок. Альтернативный способ ...
31889. Русский язык и культура речи 247 KB
  ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Содержит задания отражающие проблемы связанные с нормами постановки ударения акцентологические нормы. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ В заданиях необходимо найти ошибки допущенные при образовании слов и исправить их. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ В данном блоке представлен комплекс заданий на проверку знания морфологических норм нормы образования форм слов различных частей речи и синтаксических норм нормы употребления форм слов в словосочетании и предложении нормы построения предложений. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Данный блок...