68318

Философия личности. Значение слова «личность»

Доклад

Логика и философия

В европейских языках слово личность восходит к латинскому понятию персона что означало маску актера в театре а в юридическом смысле социальную роль и человека как некое целостное существо. Личность В процессе генезиса человек выступает сначала как биологическая особь индивид потом как индивидуальность...

Русский

2014-09-21

46 KB

0 чел.

PAGE  1

Философия личности

Значение слова «личность»

Понятие личности относится к числу сложнейших в учении о человеке (т.е. в философской антропологии).

В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, а в юридическом смысле социальную роль и человека как некое целостное существо.

Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком.

В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В русском языке слово «человек» по смыслу связано с лицом, т.е. имеет корень «чело», т.е. лоб, верхняя часть лица, где сосредоточено сознание человека.

Выражение «потерять лицо» означает разочарование  в человеке, разочарование в его духовных качествах. Утрату доверия. След., лицо символизирует душу человека.

Сохранение своего «лица», т.е. личности – это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой.

В XX веке это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей.

Индивидуализм и индивид

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид». Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то целого.

Это самая простая и абстрактная, характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Отделенность не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга и в этом смысле все объекты во Вселенной индивидуальности.

В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм – философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

Человек в различных вариантах индивидуализма понимается как противостоящий миру в целом, а его сознание – как единственная реальность, что логически ведет к субъективизму и солипсизму.

Индивидуализм делает человека, а не общество самоцелью развития.

В этом смысле индивидуализм был противоположностью коллективизму и особенно псевдоколлективистским концепциям казарменного коммунизма.

Индивидуальность

Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его качеств и свойств.

Индивидуальность – не просто «атомарность» человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности.

Индивидуальность занята сама собой: мой характер, моя раса, мое творчество, мой гений.

Личность

В процессе генезиса человек выступает сначала как биологическая особь (индивид), потом как индивидуальность и затем как личность.

Становление в полноценного человека происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества, что называют социализацией.

Человек учится выполнять особые социальные роли, т. е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т. д.

Социальные роли имеют выраженный культурный контекст – прививают поведение, принципы, правила, ценностные установки и нормы морали.

Становление личности – итог взаимодействия человека и общества.

Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Человек вбирает в себя всё многообразие социальных связей и отношений.

Личность не только продукт и объект общества, но обязательно - субъект, воздействующий своей активной деятельностью на окружающую его среду. И чем больше это воздействие, тем заметнее он проявляет себя как личность. Следовательно, нельзя сводить личность только к сознанию человека, его мыслям и мотивам. Личность как активно действующий субъект налагает свою печать на всё окружающее.

Исходным для материалистического представления о личности является тезис Маркса, что как социальное качество человека личность есть совокупность всех общественных отношений.

Стало быть, для личности характерно утверждение: «я есть», а для индивидуальности – «я такова».

Свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям.

Прежде всего, возникает вопрос – когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим,

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип – «деятели» охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги и менеджеры и т. д. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя. Бурный рост капитализма привел к культивированию именно такой личности – активной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью, свой народ.

Второй тип – мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать (как на Олимпийский играх), а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание) всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и пророки: Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами.

Так, однажды, проходя мимо поля, на котором пахал некий брахман, мудрец остановился и, опустив глаза, молча протянул ему чашу для подаяния. Это привело пахаря в негодование; он стал укорять бхикшу* в том, что тот бездельник и живет за счет честных людей. Почему он, здоровый мужчина, не хочет стать за плуг, а предпочитает попрошайничать? На эти обвинения мудрец со свойственным ему спокойствием ответил, что он не бездельник, что он также трудиться, но труд его иной и более высокий. Вера – это его семя, покаяние – дождь, размышления – плуг. “Вспахав эту пашню – ты избавишься от страданий”. На это нечего было возразить, ибо люди хорошо понимали, что работа учителя, странствующего проповедника действительно тяжелый труд и что он стоит своей цели – просвещения народа.

*бхикша – нищенствующий монах.

Размышление о мире всегда требует определенного дистанцирования, удаления из гущи событий. Поэтому мыслители оттачивают свое единственное оружие – слово, Логос, которым они, говоря словами поэта «жгут сердца людей». Еще с библейских времен известно, что «никакой пророк не принимается в своем Отечестве». Трагичны судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего.

Третий тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Практически каждый человек испытал влияние на себе силы искусства: восхищение и восторг и др. глубокие чувства по причине прочитанного или увиденного произведения искусства.

Четвертый тип – гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное и телесное страдание.

Их сила – в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии.

Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швейцер (сер 20-го века. Огрганиз. больницу в Габоне. Благоговение перед жизнью и выработка космической этики) и Федор Петр. Гааз (главн. врач московских тюрем нач.-сер 19 века), А. Дюнан (Ноб. премия 1901 года – создатель Красного Креста) и Мать Тереза, тысячи их последователей в истории и нашей действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение. «Спешите делать добро!»,— этот жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX в, Ф. П. Гааза символизирует стержень таких личностей.

Главный отличительный признак личности – любовь не к тем, кто любит ее, а любовь к врагам.

В европейской модели личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой основной «стержень».

Становление личности шло через этапы сознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности человека и корпаративной морали (феодальный мир) и, наконец, утверждения самоценности человеческой индивидуальности и появления феномена отчуждения в Новое время.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53158. ГОЛОДОМОР 1932 – 1933 рр. НА УКРАЇНІ 127.5 KB
  Обладнання: книга сталінських злочинів макет карта України на якій позначений райони що були охоплені голодом макет Меморіалу жертвам голодомору в Києві панно на стінні Ціна йому – життя рушник ікона. Страшно уявити що невеликий шматок хліба став символом для багатьох наших співвітчизників життя. Мама боролась за наше життя. То був останній день коротенького Лізиного життя.
53159. Голгофа голодної смерті 88 KB
  Мета: розказати учням про страшні події 19321933 років показати причини голодомору та його наслідки вшанувати пам’ять загиблих Обладнання: стіл з вишитими рушниками на ньому колоски калина запалена свічка виставка художньої та документальної літератури про голодомор на дошці плакат Епіграф: Нема в світі вищих братських могил ніж ті що заповнені останками безневинних жертв...
53160. Трагічні уроки історії (В пам’ять про голодомори 1921-1923, 1932-1933, 1947 роки) 250.5 KB
  Пам’ять – нескінченна книга, в якій записано все: і життя людини, і життя країни. Та багато сторінок у нашу історію вписано кривавим і чорним. Особливо вражаючі сторінки, де смертельним шрифтом вкарбовано слова: Голод, Голодомор.
53162. Голодомор в Україні 1932 – 1933 року 52 KB
  Мета: поглибити і систематизувати знання учнів про одну з найстрашніших сторінок історії України – голодомор 1932-1933 років на матеріалі історичних джерел художніх творів; формувати вміння самостійно та критично оцінювати історичні процеси вдумливо сприймати прочитане; сприяти виробленню в школярів об’єктивної оцінки; пробудити історичну пам'ятьрозвивати логічне та аналітичне мислення уміння користуватися додатковою літературою. Обладнання: ікона Спасителявидання творів українських письменників про голодомор фоторепродукції...
53163. Різноманітність голонасінних, значення їх в природі і житті людини 207.5 KB
  Мета уроку: сформувати знання учнів про різноманітність голонасінних рослин, їх практичне значення і значення у природі, показати взаємозв’язок природи і людини, їхній вплив одне на одного; продовжити екологічне...
53164. Голонасінні 67 KB
  Голонасінні Тема уроку: Роль голонасінних у природі та житті людини Мета уроку: розглянути значення голонасінних у природі та житті людини ознайомити з використанням голонасінних у господарській діяльності людини навчитись правильно застосовувати знання про використання голонасінних виховувати бережливе ставлення до голонасінних. Обладнання та матеріали: таблиці малюнки фотографії що ілюструють різноманітність голонасінних і їх значення в природі та житті людини; камінці бурштину невеличкі картинки викладені бурштином конвалюти...
53165. Виховний захід «Здоров'я –всьому голова» 113 KB
  Мета: формувати уявлення про корисні і шкідливі звички, їхній вплив на здоров'я дитини; поглибити поняття про те, що для людини головне-це здоров'я. Розвивати вміння берегти і зміцнювати здоров'я, прищеплювати навички здорового способу життя. Виховувати життєву потребу бути завжди здоровим і гарним.