68325

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Научная статья

Педагогика и дидактика

В ответ нам покажут один максимум три листика с аккуратным указанием количества часов по каждому предмету в каждом классе. То есть практически учебный план сетка часов. Учебный план должен состоять из двух частей: объяснительная записка и сетка часов.

Русский

2014-09-21

32 KB

0 чел.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Действительно - что такое учебный план? Такой вопрос можно задать любому работнику школы. В ответ нам покажут один, максимум три листика с аккуратным указанием количества часов по каждому предмету в каждом классе. То есть практически учебный план - сетка часов. Это в школах.

Учебный план должен состоять из двух частей: объяснительная записка и сетка часов.

Сетка часов, выполняя нормативную функцию, представляет вторую часть учебного плана не только по номеру, но и по существу, должна быть следствием первой (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Объяснительная записка должна содержать совокупность теоретических положений, обосновывающих последующие нормативные материалы.

Практически ни один учебный план не имеет объяснительной записки, а имеющийся текст (2-3 страницы) не имеет никакого значения для работы школы. Потому-то на первое место и вышла сетка часов.

Это, в частности, приводит к тому, что при разработке программ и учебников по такому учебному плану в расчет практически берется только выданное количество часов (неизвестно откуда взявшееся!) и каждый предмет "гордо шествует в одиночестве". Следствия этого хорошо известны: нестыковки между предметами, например историей и литературой, химией и общей биологией, математикой и физикой. Так как никто не знает какой смысл авторы учебного плана заложили в предметы (математика, физика, химия, история и т.д.), то дискуссия вокруг количества часов сводится к дискуссии вокруг самого содержания образования, которое разными людьми понимается по-разному, что, естественно, приводит к большому расхождению в требованиях к сетке часов. Выстраивается типичный замкнутый круг. Опишем два этапа, которые позволяют его избежать.

Сначала создается объяснительная записка. Прежде всего, в ней должны быть представлены общие цели школьного образования, которое предлагается реализовать с помощью данного содержания образования, место и роль каждого предмета в достижении этих целей. Далее должны быть раскрыты особенности отдельных учебных предметов и их общие черты, позволяющие сблизить учебные предметы, объединить их в циклы, группы. По ведущему компоненту учебные предметы, должны быть разведены по типам, что дает дополнительные сведения о составе планируемого содержания образования. Здесь же намечается возможность и необходимость межпредметных связей, главные основания межпредметного взаимодействия, место межпредметных связей как средство (вспомогательный характер) и межпредметных связей как целей.

Таким образом, объяснительная записка - педагогическая модель социального заказа (цели обучения), обращенного к школе.

На следующем этапе строится сетка часов, которая регламентирует основные временные показатели работы школы: количество часов на предмет в год и количество часов на предмет в неделю. Первый норматив получается как следствие основных теоретических положений, заложенных в объяснительной записке. Только в этом случае можно проводить сравнение различных учебных планов и говорить об их оптимизации. Второй норматив получается простым арифметическим делением первого норматива на количество недель в учебном году.

Итак, учебный план - это дидактическая модель процесса обучения, содержащая общие цели школьного образования, состав и обобщенное содержание учебных предметов, связей между ними, их распределение по годам обучения, недельные и годовое распределение времени, отводимое на каждый предмет.

На этапе общеправовой подготовки может быть реализована как линейная, так и концентрическая модель правового образования.

Линейное построение юридического образования характерно для курса «Человек и общество», рассчитанного на четырехлетнее изучение. В рамках данного курса правовые знания изучаются в выпускном классе основной школы.

Примером реализации второго концентра может послужить учебный план для старших классов школы № 463 г. Санкт-Петербурга. В нем присутствуют учебные предметы, обеспечивающие полноценную правовую общеобразовательную подготовку старшеклассников, ориентированную на общегражданские потребности. Учебный план рассчитан на обычные классы, учащиеся которых не изучают право углубленно.

Модель правового образования может быть представлена и тремя концентрами. Третий концентр реализуется на этапе профильного обучения. Профильность в образовании обычно понимается как углубленное изучение отдельных предметов. Профильность в юридическом школьном образовании предполагает разработку особых учебных планов, программ и учебных пособий, ориентированных либо на поступление в конкретный юридический вуз, либо на изучение правовых аспектов будущей профессиональной деятельности, например, в курсе «Правовые основы медицинской деятельности». Профильный этап юридического образования школьников — это, как правило, школьный компонент учебного плана, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями деятельности адвокатов, юрисконсультов, судей и других представителей юридической профессии.

В отличие от общеправовой подготовки, на профильном этапе правового школьного (среднего) образования доминируют образовательные цели и задачи, когда процесс правового обучения направлен на формирование знаний, умений и опыта творческой деятельности, где знания рассматриваются как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, категорий, теорий и т. п., а умение — как владение способом деятельности, способность применять знания.

    

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31703. Класифікація конфліктів, причини їх виникнення. Методи вирішення конфліктів 80 KB
  Цей стиль полягає в тому що людина намагається відійти від конфлікту. Цей стиль характерний такою поведінкою яка диктується переконанням що не варто злитися. Цей стиль є ефективним у ситуаціях коли керівник має велику владу над підлеглими. Цей стиль характеризується прийняттям погляду але тільки до певної межі.
31704. Авторитет вчителя 80.5 KB
  Досвід переконує що вплив вчителя на учня успішна його педагогічна діяльність залежить від авторитету вчителя. Авторитет сам приходить чи за нього треба боротись Якщо треба боротися то кому Авторитет не дається звичайно разом з дипломом про закінчення інституту. Одне з найважливіших значень в оцінці педагога має авторитет викладача як одне із складових ознак професійного педагога. Авторитет викладача це інтегральна характеристика його професійної педагогічної та особистісної значущості в колективі яка виявляється через взаємини з...
31705. СТРУКТУРА ПЕДАГОГІЧНОГО СПІЛКУВАННЯ 42.5 KB
  Моделювання педагогом майбутнього спілкування прогностичний етап. У цей час окреслюються контури майбутньої взаємодії: планування і прогнозування змісту структури засобів спілкування. Зміст спілкування формування мети взаємодії для чого аналіз стану співрозмовника чому він такий і ситуації що сталося.
31706. Учнівський колектив 30 KB
  Ціль колективу обов'язково повинна збігатися з суспільними цілями не суперечити пануючій ідеології конституції і законам держави. Єдиний шкільний колектив складається з колективу педагогів і загального колективу учнів. Учнівський колектив має органи управління: загальні збори учнівський комітет і рада колективу комісії штаби; у первинних колективах також працюють загальні збори та інші органи самоуправління обираються уповноважені особи та ін. Наявність у відносинах між членами колективу певної моральнопсихологічної єдності яка терпима...
31708. Складові психології спілкування 47 KB
  Складові психології спілкуванняСпілкування завжди займало важливе значення в житті людини. Хоч людське спілкування належить до основи соціального буття безпосереднім об’єктом психологічного та соціальнопсихологічного аналізу воно постало лише в ХХ столітті. Спілкування – дуже складний та многогранний процес. Паригіна “Основи соціально – психологічної теоріїâ€ автор відзначив що процес спілкування може виступати як процес взаємодії людей як інформаційний процес як відношення людини до оточуючих як процес впливу один на одного а...
31710. Основні види діяльності 59 KB
  У дошкільному віці провідним різновидом діяльності є гра у шкільному навчання а в зрілому праця. Гра та навчання властиві і людям і тваринам. Але вона відрізняється від навчання та праці.
31711. Колектив як соціокультурне середовище виховання і розвитку 52.5 KB
  Емоціональний рівень ввзаємодії в колективі відображає домінуючі емоціональні стани дітей їх спільні переживання стосунки симпатій чи антипатій між членами колективу гуманістичні та суспільно значимі мотиви. Ініціатива творча позиція особистості зростання самостійності і самоуправління дітей ціннісний зміст їх спільної діяльності є індикаторами виховного потенціалу дитячого колективу. Підходи до розробки колективу та індивідуальності. Погляди на проблеми колективу відобразили сутність суспільних культурноісторичних процесів розвитку...