68325

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Научная статья

Педагогика и дидактика

В ответ нам покажут один максимум три листика с аккуратным указанием количества часов по каждому предмету в каждом классе. То есть практически учебный план сетка часов. Учебный план должен состоять из двух частей: объяснительная записка и сетка часов.

Русский

2014-09-21

32 KB

0 чел.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Действительно - что такое учебный план? Такой вопрос можно задать любому работнику школы. В ответ нам покажут один, максимум три листика с аккуратным указанием количества часов по каждому предмету в каждом классе. То есть практически учебный план - сетка часов. Это в школах.

Учебный план должен состоять из двух частей: объяснительная записка и сетка часов.

Сетка часов, выполняя нормативную функцию, представляет вторую часть учебного плана не только по номеру, но и по существу, должна быть следствием первой (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Объяснительная записка должна содержать совокупность теоретических положений, обосновывающих последующие нормативные материалы.

Практически ни один учебный план не имеет объяснительной записки, а имеющийся текст (2-3 страницы) не имеет никакого значения для работы школы. Потому-то на первое место и вышла сетка часов.

Это, в частности, приводит к тому, что при разработке программ и учебников по такому учебному плану в расчет практически берется только выданное количество часов (неизвестно откуда взявшееся!) и каждый предмет "гордо шествует в одиночестве". Следствия этого хорошо известны: нестыковки между предметами, например историей и литературой, химией и общей биологией, математикой и физикой. Так как никто не знает какой смысл авторы учебного плана заложили в предметы (математика, физика, химия, история и т.д.), то дискуссия вокруг количества часов сводится к дискуссии вокруг самого содержания образования, которое разными людьми понимается по-разному, что, естественно, приводит к большому расхождению в требованиях к сетке часов. Выстраивается типичный замкнутый круг. Опишем два этапа, которые позволяют его избежать.

Сначала создается объяснительная записка. Прежде всего, в ней должны быть представлены общие цели школьного образования, которое предлагается реализовать с помощью данного содержания образования, место и роль каждого предмета в достижении этих целей. Далее должны быть раскрыты особенности отдельных учебных предметов и их общие черты, позволяющие сблизить учебные предметы, объединить их в циклы, группы. По ведущему компоненту учебные предметы, должны быть разведены по типам, что дает дополнительные сведения о составе планируемого содержания образования. Здесь же намечается возможность и необходимость межпредметных связей, главные основания межпредметного взаимодействия, место межпредметных связей как средство (вспомогательный характер) и межпредметных связей как целей.

Таким образом, объяснительная записка - педагогическая модель социального заказа (цели обучения), обращенного к школе.

На следующем этапе строится сетка часов, которая регламентирует основные временные показатели работы школы: количество часов на предмет в год и количество часов на предмет в неделю. Первый норматив получается как следствие основных теоретических положений, заложенных в объяснительной записке. Только в этом случае можно проводить сравнение различных учебных планов и говорить об их оптимизации. Второй норматив получается простым арифметическим делением первого норматива на количество недель в учебном году.

Итак, учебный план - это дидактическая модель процесса обучения, содержащая общие цели школьного образования, состав и обобщенное содержание учебных предметов, связей между ними, их распределение по годам обучения, недельные и годовое распределение времени, отводимое на каждый предмет.

На этапе общеправовой подготовки может быть реализована как линейная, так и концентрическая модель правового образования.

Линейное построение юридического образования характерно для курса «Человек и общество», рассчитанного на четырехлетнее изучение. В рамках данного курса правовые знания изучаются в выпускном классе основной школы.

Примером реализации второго концентра может послужить учебный план для старших классов школы № 463 г. Санкт-Петербурга. В нем присутствуют учебные предметы, обеспечивающие полноценную правовую общеобразовательную подготовку старшеклассников, ориентированную на общегражданские потребности. Учебный план рассчитан на обычные классы, учащиеся которых не изучают право углубленно.

Модель правового образования может быть представлена и тремя концентрами. Третий концентр реализуется на этапе профильного обучения. Профильность в образовании обычно понимается как углубленное изучение отдельных предметов. Профильность в юридическом школьном образовании предполагает разработку особых учебных планов, программ и учебных пособий, ориентированных либо на поступление в конкретный юридический вуз, либо на изучение правовых аспектов будущей профессиональной деятельности, например, в курсе «Правовые основы медицинской деятельности». Профильный этап юридического образования школьников — это, как правило, школьный компонент учебного плана, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями деятельности адвокатов, юрисконсультов, судей и других представителей юридической профессии.

В отличие от общеправовой подготовки, на профильном этапе правового школьного (среднего) образования доминируют образовательные цели и задачи, когда процесс правового обучения направлен на формирование знаний, умений и опыта творческой деятельности, где знания рассматриваются как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, категорий, теорий и т. п., а умение — как владение способом деятельности, способность применять знания.

    

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26043. D-триггеры 13.79 KB
  Характеристическое уравнение триггера: Qn1=Dn. Оно означает что логический сигнал Qn1 повторяет значение сигнала установленное на входе триггера в предшествующий момент времени. Благодаря включению элемента D1 на входы RSтриггера поступают разнополярные сигналы Рисунок 47а поэтому запрещённое состояние входных сигналов исключено но время задержки распространения сигнала элемента D1 должно быть меньше чем у элементов D2 и D3 tзд. В приведённой выше схеме Dтриггера вследствие задержки распространения сигналов сигнал на выходе Q...
26044. Счётные триггеры 18.55 KB
  Функционирование триггера определяется уравнением: Из уравнения следует что Ттриггер каждый раз изменяет своё состояние на противоположное с приходом на счётный вход Т очередного тактирующего импульса длительностью tи. Этому способствует наличие перекрёстных обратных связей с выходов триггера на входы элементов D1 и D2. Для надёжной работы триггера с целью сохранения информации о предыдущем состоянии триггера в момент его переключения в схему вводят элементы задержки имеющие время задержки tз tи. Сигнал на этом входе разрешает при V=1...
26045. Сумматоры, их схемы 98.69 KB
  Сумматоры их схемы В цифровой вычислительной технике используются одноразрядные суммирующие схемы с двумя и тремя входами причём первые называются полусумматорами а вторые полными одноразрядными сумматорами. приведена таблица истинности полусумматора на основании которой составлена его структурная формула в виде СДНФ Основными параметрами характеризующими качественные показатели логических схем являются быстродействие и количество элементов определяющее сложность схемы. Быстродействие определяется суммарным временем задержки сигнала...
26046. Программированные логические матрицы(ПЛЦ) 14.64 KB
  Программированные логические матрицыПЛЦ Основная идея работы ПЛМ заключается в реализации логической функции представленной в СДНФ дизъюнктивной нормальной форме. В схеме ПЛМ приведенной на рисунке 1 ранг терма ограничен количеством входов и равен четырем количество термов тоже равно четырем. В реально выпускавшихся микросхемах программируемых логических матриц ПЛМ количество входов было равно шестнадцати максимальный ранг минтерма 16 количество термов равно 32 и количество выходов микросхемы 8. Следует отметить что полная...
26047. Большие интегральные схемы(БИС) запоминающихся устройств(ЗУ). Организация БИС ЗУ 15.67 KB
  Большие интегральные схемы БИС запоминающихся устройств ЗУ. Организация БИС ЗУ Большая интегральная схема БИС интегральная схема ИС с высокой степенью интеграции число элементов в ней достигает 10000 используется в электронной аппаратуре как функционально законченный узел устройств вычислительной техники автоматики измерительной техники и др. По количеству элементов все интегральные схемы условно делят на следующие категории...
26048. Двоичные счётчики 15.41 KB
  Двоичные счётчики Счетчик представляет собой устройство состояние которого определяется числом поступивших на его вход импульсов. Счетчики используют для подсчета числа импульсов и фиксации этого числа в заданном коде деления частоты следования импульсов формирования последовательностей импульсов и кодов управления цифровыми блоками. Двоичный n разрядный счетчик содержит n каскадносоединенных ячеек в качестве которых используют счетные Ттриггеры При поступлении входных импульсов по их спаду происходит последовательное изменение...
26049. Инвертор 13.41 KB
  Единица на выходе схемы И будет тогда и только тогда когда на всех входах будут единицы. Связь между выходом z этой схемы и входами x и y описывается соотношением: z = xy читается как x и y . Когда хотя бы на одном входе схемы ИЛИ будет единица на её выходе также будет единица. Условное обозначение схемы ИЛИ представлено на рис.
26050. Понятие информации в информатике 22.96 KB
  Система представления чисел двоичными цифрами называется двоичной системой счисления. В общем случае позиционной системой счисления называется позиционное представление чисел в котором последовательные цифровые разряды являются целыми степенями целого числа называемого основанием системы. Например в десятичной системе счисления основанием которой является число 10 каждый следующий старший разряд в 10 раз больше предыдущего. Целое число М в позиционной системе счисления с основанием n записывается в виде M=ak ak1a1 a0 где ak ak1a1 a0...
26051. Импульсные и непрерывные электрические сигналы. Характеристики импульсных непрерывных электрических сигналов 14.34 KB
  Импульсные и непрерывные электрические сигналы. Характеристики импульсных непрерывных электрических сигналов Электрические импульсы генерируемые с определённой частотой тактовой частотой управляют всей работой компьютерного процессора побуждая его совершать ряд последовательных операций по обработке информации. Электрические импульсы возникающие в результате природных или техногенных процессов могут приводить к нежелательным результатам. Электрические импульсы различаются по форме виду зависимости тока или напряжения от времени и...