68325

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Научная статья

Педагогика и дидактика

В ответ нам покажут один максимум три листика с аккуратным указанием количества часов по каждому предмету в каждом классе. То есть практически учебный план сетка часов. Учебный план должен состоять из двух частей: объяснительная записка и сетка часов.

Русский

2014-09-21

32 KB

0 чел.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Действительно - что такое учебный план? Такой вопрос можно задать любому работнику школы. В ответ нам покажут один, максимум три листика с аккуратным указанием количества часов по каждому предмету в каждом классе. То есть практически учебный план - сетка часов. Это в школах.

Учебный план должен состоять из двух частей: объяснительная записка и сетка часов.

Сетка часов, выполняя нормативную функцию, представляет вторую часть учебного плана не только по номеру, но и по существу, должна быть следствием первой (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Объяснительная записка должна содержать совокупность теоретических положений, обосновывающих последующие нормативные материалы.

Практически ни один учебный план не имеет объяснительной записки, а имеющийся текст (2-3 страницы) не имеет никакого значения для работы школы. Потому-то на первое место и вышла сетка часов.

Это, в частности, приводит к тому, что при разработке программ и учебников по такому учебному плану в расчет практически берется только выданное количество часов (неизвестно откуда взявшееся!) и каждый предмет "гордо шествует в одиночестве". Следствия этого хорошо известны: нестыковки между предметами, например историей и литературой, химией и общей биологией, математикой и физикой. Так как никто не знает какой смысл авторы учебного плана заложили в предметы (математика, физика, химия, история и т.д.), то дискуссия вокруг количества часов сводится к дискуссии вокруг самого содержания образования, которое разными людьми понимается по-разному, что, естественно, приводит к большому расхождению в требованиях к сетке часов. Выстраивается типичный замкнутый круг. Опишем два этапа, которые позволяют его избежать.

Сначала создается объяснительная записка. Прежде всего, в ней должны быть представлены общие цели школьного образования, которое предлагается реализовать с помощью данного содержания образования, место и роль каждого предмета в достижении этих целей. Далее должны быть раскрыты особенности отдельных учебных предметов и их общие черты, позволяющие сблизить учебные предметы, объединить их в циклы, группы. По ведущему компоненту учебные предметы, должны быть разведены по типам, что дает дополнительные сведения о составе планируемого содержания образования. Здесь же намечается возможность и необходимость межпредметных связей, главные основания межпредметного взаимодействия, место межпредметных связей как средство (вспомогательный характер) и межпредметных связей как целей.

Таким образом, объяснительная записка - педагогическая модель социального заказа (цели обучения), обращенного к школе.

На следующем этапе строится сетка часов, которая регламентирует основные временные показатели работы школы: количество часов на предмет в год и количество часов на предмет в неделю. Первый норматив получается как следствие основных теоретических положений, заложенных в объяснительной записке. Только в этом случае можно проводить сравнение различных учебных планов и говорить об их оптимизации. Второй норматив получается простым арифметическим делением первого норматива на количество недель в учебном году.

Итак, учебный план - это дидактическая модель процесса обучения, содержащая общие цели школьного образования, состав и обобщенное содержание учебных предметов, связей между ними, их распределение по годам обучения, недельные и годовое распределение времени, отводимое на каждый предмет.

На этапе общеправовой подготовки может быть реализована как линейная, так и концентрическая модель правового образования.

Линейное построение юридического образования характерно для курса «Человек и общество», рассчитанного на четырехлетнее изучение. В рамках данного курса правовые знания изучаются в выпускном классе основной школы.

Примером реализации второго концентра может послужить учебный план для старших классов школы № 463 г. Санкт-Петербурга. В нем присутствуют учебные предметы, обеспечивающие полноценную правовую общеобразовательную подготовку старшеклассников, ориентированную на общегражданские потребности. Учебный план рассчитан на обычные классы, учащиеся которых не изучают право углубленно.

Модель правового образования может быть представлена и тремя концентрами. Третий концентр реализуется на этапе профильного обучения. Профильность в образовании обычно понимается как углубленное изучение отдельных предметов. Профильность в юридическом школьном образовании предполагает разработку особых учебных планов, программ и учебных пособий, ориентированных либо на поступление в конкретный юридический вуз, либо на изучение правовых аспектов будущей профессиональной деятельности, например, в курсе «Правовые основы медицинской деятельности». Профильный этап юридического образования школьников — это, как правило, школьный компонент учебного плана, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями деятельности адвокатов, юрисконсультов, судей и других представителей юридической профессии.

В отличие от общеправовой подготовки, на профильном этапе правового школьного (среднего) образования доминируют образовательные цели и задачи, когда процесс правового обучения направлен на формирование знаний, умений и опыта творческой деятельности, где знания рассматриваются как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, категорий, теорий и т. п., а умение — как владение способом деятельности, способность применять знания.

    

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46881. Леонтьев А.Н. «К теории развития психики ребенка» 34.5 KB
  К теории развития психики ребенка.В ходе развития ребенка изменяется место которое он занимает в системе человеческих отношений.Все другие люди отношения к которым опосредованы для ребенка отношениями устанавливающимися в первом круге. Перестраивается система отношений; появляется общественная функция роль ребенка.
46883. Методы диагност обследования больных туберкульозом лёгких 34.5 KB
  Диагностика (туберкулодиагностика) - метод изучения инфицированности микобактериями туберкулеза, а также реактивности инфицированных или вакцинированных людей, основанный на применении туберкулиновых проб.
46884. ТУБЕРКУЛЁЗ ВНУТРИГРУДНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ 34.5 KB
  ТУБЕРКУЛЁЗ ВНУТРИГРУДНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ Туберкулёз внутригрудных лимфатических узлов обычно морфологически подразделяют на инфильтративную форму сходную с прикорневой пневмонией характеризующейся преимущественно перифокальными реакциями вокруг поражённых узлов и туморозную форму сходную с опухолевыми заболеваниями и характеризующуюся преимущественно гиперплазией лимфатических узлов и казеозом. При хорошо работающей педиатрической службе туберкулёз внутригрудных лимфатических узлов чаще выявляют при обследовании ребёнка или подростка...
46886. ИСКУССТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ БАЗЫ 34.99 KB
  К категории искусственных технологических баз относятся также такие технологические базы которые в целях повышения точности базирования обрабатываемой заготовки в приспособлении предварительно обрабатываются с более высокой точностью чем это требуется для готового изделия по чертежу.Характерным примером искусственных технологических баз могут служить центровые отверстия не требующиеся для готового пала и необходимые исключительно из технологических соображений.
46887. Особенности философии Возрождения. Человек как центральная проблема философии эпохи Возрождения 35 KB
  Гуманизм представляет собой в эту эпоху образ мышления где идея блага человека объявляется главной целью социального и культурного развития. Обращение к человеку не просто анализ его земного бытия а показатель сущности человека в мире. Путь творческой деятельности и творчества Особое значение приобретает не только духовная красота человека но и его телесная красота. Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности необходимости освобождения от...
46888. Метод проектов 35 KB
  Для комплексного решения задач технологического обучения используются различные методы в том числе выполнение творческих проектов целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Выполняя проекты школьники осваивают методы инновационной творческой деятельности учатся самостоятельно находить и анализировать информацию получать и применять знания по различным отраслям приобретать умения и навыки практической работы опыт...
46889. Планування площадки з «нульовим» балансом земляних мас 35 KB
  Розроблення ґрунтів здійснюють з метою підготовки основи під будинки та споруди для зміни природного рельєфу місцевості. Процес розроблення ґрунту складається з трьох основних операцій: розроблення ґрунту його переміщення транспортування та укладання з ущільненням. Розроблення може виконуватись з метою створення виїмки та насипу. Під час виконання земляних робіт велике значення має транспортування ґрунту до місця його призначення тому важливим завданням технолога є вибір і розроблення найефективніших методів розроблення та...