68326

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Научная статья

Педагогика и дидактика

Нормативный текст определяющий цели ценности образования учебный план учебные программы педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата. Организационно-управленческое знание позволяющее реализовать принцип личностной ориентации...

Русский

2014-09-21

74.5 KB

0 чел.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.

Программы средней школы - формы фиксации содержания учебного предмета, которые подготавливают содержание образования к переводу на уровень учебного материала для включения его в реальный учебный процесс, т.е. служат реализации в учебном процессе планируемого содержания. В рамках современного подхода учебная программа - конкретизация соответствующего образовательного стандарта с учётом необходимых требований к её построению.

Понятие «Образовательная программа общеобразовательного учреждения»

Понятие «образовательная программа» общеизвестно, но при этом его содержательное наполнение отличается бесконечным разнообразием. Ниже  мы попробуем дать наиболее распространённые определения данного понятия:

Образовательная программа – это:

  •  Документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.
  •  Нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата.
  •  Индивидуальный  образовательный  маршрут  учащегося,  при  прохождении которого он может выйти на тот  или  иной  уровень  образованности,  в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой.
  •  Совокупность  учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребёнка, направленных на его самореализацию, достижение им определённого  уровня  образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде.
  •  Организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной  ориентации  образовательного  процесса  через  определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования.
  •  Определение «образа будущего» и организация собственной деятельности в движении к нему. 

Учебная программаэто документ, титульный лист которого содержит основные реквизиты (автор, название, адресат, место издания, год издания, наличие рекомендации государственного органа образования).

В переводе с греческого слово «программа» означает «распоряжение, объявление». В Законе «Об образовании» нет прямого определения образовательной программы, но им устанавливается место и значение её в системе образования. В ст. 9 которого указывается: "Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности". Образовательная программа определяет уровень документа об образовании или уровень образованности личности. Компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация его деятельности устанавливаются в зависимости от показателей образовательной программы.

Итак, образовательное учреждение называется таковым, если оно осуществляет образовательный процесс – реализует одну или несколько образовательных программ. Содержание образовательного процесса в учреждении разделяется на учебные курсы, дисциплины и года обучения по ним, обеспеченные в обязательном порядке учебными планами и программами курсов.

Таким образом, образовательная программа – это тот нормативно- управленческий документ, который вместе с Уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменением параметров бюджетного финансирования и введения платных образовательных услуг в соответствии с потребностями и интересами детей и родителей.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. По своему объему и полноте содержание программы не должно быть ниже государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования.

К сожалению, в числе важнейших компонентов системы не названы физические лица, непосредственно участвующие в образовательном процессе. Это создает определенные трудности в правоприменении указанной статьи, так как не позволяет поименовать все стороны правоотношений, детально определить события, которые повлекут за собой ответственность любой из сторон перечисленных правоотношений.

Всем образовательным стандартам присущи общие элементы и нормы. К ним можно отнести всего два компонента стандарта: федеральный и национально-федеральный; требования к уровню подготовки выпускников, обязательный минимум содержания образовательной программы, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

Обязанности образовательного учреждения по отношению к обучающимся, возникающие при реализации образовательных программ, порядок возмещения ущерба, причиненного обучающемуся образовательным учреждением некачественной реализацией  образовательной программы.

Целый ряд образовательных стандартов уже принят, например, в сфере высшего образования. Но, к сожалению, до сих пор не принят Федеральный Закон «О государственном образовательном стандарте основного общего образования», проект которого был одобрен Коллегией Министерства общего и профессионального образования еще 28 октября 1997 года.

 Все образовательные программы подразделяются на 2 группы: общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых может иметь и дополнительную программу.

Общеобразовательные программы (направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации к жизни в обществе, создание условий для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ) включают программы:

1) дошкольного

2) начального общего образования

3) основного общего образования

4) среднего (полного) общего образования

Профессиональные программы (направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательныго уровней, подготовку специалистов соответсвующей квалификации) включают программы:

1) начального профессионального

2) среднего профессионального

3) высшего профессионального

4) послевузовского профессионального образования

Учебные программы правовых курсов и учебники представляют собой форму существования содержания школьного юридического образования.

Структура учебной программы предполагает наличие объяснительной записки, в которой определяются цели и задачи данного курса, место курса в системе обучения. Содержание курса, отражающее последовательность и систему изложения учебного материала, может быть изложено посредством таких структурно-композиционных единиц текста, как разделы, темы, в которых перечисляются основные вопросы, понятия, идеи.

Программа рекомендует, какое количество учебного времени отводится на изучение той или иной темы. Она также может содержать требования к правовым знаниям и умениям школьника, оснащенности курса (сведения о наличии учебных пособий и других средств обучения), а также вопросы для самопроверки и итоговой проверки, список литературы.

Различают три вида учебных программ:

  •  типовые (утверждаются Министерством образования РФ),
  •  рабочие, которые создаются на основе типовых и, как правило, отражают региональный или школьный компонент содержания образования.
  •  авторские программы для всевозможных факультативов. Авторские программы утверждаются при наличии положительных рецензий в рамках школы.

Долгие годы школьные программы являлись основным государственным документом для учителя. Программа определяла содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины, обеспечивала единый уровень образования. Таким образом, учебная программа рассматривалась как нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению по учебному предмету.

Сохраняет ли эти позиции современная учебная программа? Какова ее роль в учебном процессе и в реализации целей школьного юридического образования?

В настоящее время, когда идет реформирование системы российского образования, составитель учебной программы зачастую первоначально создает учебное пособие, а уже потом, на основе своего пособия, разрабатывает учебную программу, и, таким образом, автор скорее отдает дань традиции, нежели реализует потребность в учебной программе.

Рассмотрим отношение к учебной программе основных субъектов образовательного процесса: родителей, учеников, учителей и школьной администрации.

Вполне можно предположить, что ученик за все годы обучения ни разу не увидит, ни одной учебной программы, так как не ощутит в этом потребности. Современные Родители, осознав, что образование превратилось в капитал, могут интересоваться учебными программами, по которым учатся их дети.

Учителя интересуются учебными программами скорее по привычке. До недавнего времени учитель должен был выполнять требования учебной программы по предмету. Однако функция эталона знаний и умений, учащихся на методические указания о путях реализации программы, характеристику дидактической

Идея спирального способа построения школьных программ возникла еще в середине 1980-х годов. Воплощение данной идеи в конкретной программе по праву произошло уже в настоящее время в программах Я Соколова по Граждановедению, Н И. Элиасберг, Е. Н. Барышникова и др. (программа этико-правового курса «Социальная практика»), С. А. Морозовой (программа по правоведению «Основы российского права»).

Программа по правоведению «Основы российского права» является многоуровневой и представляет собой систему трех самостоятельных учебных курсов — этапов правового обучения учащихся учреждений начального профессионального образования:

  •  базовый курс «Основы правоведения» (30 ч.), соответствующий федеральному компоненту (данная программа может быть использована в правовом образовании школьников-старшеклассников);
  •  лицейский курс «Право в сфере труда» (20 ч.) (соответствует региональному компоненту и используется на второй ступени обучения в лицее);
  •  вариативный, профильный курс «Правовое регулирование в сфере деятельности» (ориентирован на школьный компонент и отражает специфику образовательного заведения).

Автор программы при ее составлении, прежде всего, исходил из того, что начальное профессиональное образование входит в систему непрерывного профессионального образования, то есть в первую очередь реализует профессиональные образовательные программы, направленные на подготовку работников квалифицированного труда. Вместе с тем данная программа является составной частью российской системы образования и, соответственно, базируется на ведущем принципе государственной политики в сфере образования — принципе единства федерального культурного и образовательного пространства.

В силу этого учебная правоведческая программа для учреждений начального профессионального образования должна иметь в своей основе образовательную программу для средних учебных заведений. Необходимость общеправового образования учащихся учреждений начального профессионального образования уже давно ни у кого не вызывает сомнения. Обязательный правовой курс в профессиональных училищах преподается с начала 70-х годов XX века. В недавнем прошлом система правового обучения в ПТУ разрабатывалась с учетом потребностей в профилактике правонарушений.

Выпускников готовили к работе на государственных предприятиях Понятно, что при такой позиции в учебных программах доминировали темы, посвященные трудовому и уголовному праву. В настоящее время у выпускников профессиональных училищ и лицеев имеется реальная возможность не только пополнить армию работников наемного труда, но и утвердиться в качестве работодателя, например, владельца ресторана, мастерской по оказанию услуг и т. п. В связи с этим современные программы правового образования должны содержать информацию о юридических механизмах управления предприятиями малого и среднего бизнеса.

Таким образом, программа курса «Право в сфере труда» помимо норм трудового законодательства содержит нормы муниципального, административного и гражданского права. Спиралеобразно сконструированное предметное содержание позволяет оптимально сочетать ранее усвоенные основные компоненты образования (знания, умения) с новой информацией и обогащением номенклатуры умений.

Каждый новый курс либо этап — это логическое продолжение предыдущего, как по содержанию учебного материала, так и по характеру учебно-познавательной деятельности. В результате ученик и учитель избавлены от методологической эклектичности содержания в одной предметной области.

  •  Учебные программы, содержание которых сконструировано системно, спиралеобразно, обеспечивают единство и преемственность не только методологических, но и методических подходов, основ, идей учебных курсов, их целей и задач. При этом создаются условия для эффективной реализации таких ведущих принципов образования, как: целостность и фундаментальность в их единстве (фундаментальность определяется как вхождение содержания обучения в главные процессы бытия);
  •  системность;
  •  адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  •  непрерывность образования;
  •  функциональность образования, то есть обслуживание данного социума, производства, учет рынка труда, связь с социальными институтами.

По характеру конструирования содержания учебные программы подразделяются на два вида. Первый — программы, содержание которых выстроено по отраслевому принципу. Как правило, это адаптированные варианты вузовских программ, исходящих из логики науки.

Содержание второго вида программ организовано по тематическому принципу. В качестве примера можно привести программу Н. Э. Элиасберг «Права человека в свободной стране». Структура курса «Права человека в свободной стране»

Тема 1. Введение в право. Человек, общество, государство (14 ч.).

Тема 2. Мировое сообщество и защита прав человека. Международное право о правах человека (13 ч.).

Тема 3. Обновляемая Россия. Конституция РФ (7 ч.).

Тема 4. Права, свободы и обязанности граждан России (30 ч.).

Тема 5. Защита гражданином своих прав и свобод (4 ч.).

Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК

На сегодняшний день подготовлено большое количество учебников и учебных пособий по обществознанию. В последние годы Министерство образования России усилило работу по формированию «линий» учебников (учебных изданий, связанных между собой по содержанию, методическому аппарату, подходам к иллюстративному материалу).

Образовательная программа подготовки учителя права дает уникальное сочетание юридических, психолого-педагогических, общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин. Молодые люди приобретают вполне конкурентно-способный набор знаний и компетентностей, который позволит им в будущем уверенно занять достойное место на рынке интеллектуального труда.

Выпускники готовятся для работы преподавателями права в школах, лицеях, гимназиях, техникумах, высших учебных заведениях в качестве юридического консультанта образовательного учреждения, ведомства, организатора правового воспитания, помощника руководителя образовательных учреждений, организаций, предприятий по юридическим вопросам, специалиста в области правозащитной деятельности и др.

Знания педагогики, психологии, общекультурной подготовки дают основу для высшего педагогического образования. Знание всех аспектов юриспруденции позволит выпускникам уверенно ориентироваться в правовых явлениях гражданского общества и демократического государства, рыночной экономики, закладывают серьезную теоретическую базу для практической работы.

Анализ ситуации в области преподавания прав человека в педагогических вузах, подготовки студентов - будущих - быть активными распространителями знаний о правах человека, правах ребёнка показывает, что за последнее время появились определённые положительные сдвиги. Однако, отсутствие чёткой концепции гражданско-правового образования и воспитания учащейся молодёжи и подготовки преподавательских кадров для её реализации, сдерживает утверждение одного из важных условий создания правового государства в РФ.

Распространение накопленного опыта подготовки студентов педвузов к обучению правам человека и воспитанию учащихся в духе прав и свобод человека сдерживается не только недостаточным осознанием важности этих проблем и недостаточной разработкой нормативных документов Министерства образования РФ и других соответствующих учреждений, но и отсутствием программы, учебных пособий, устаревшим фондом средств обучения, серьёзными финансовыми трудностями.

В целях качественного улучшения подготовки студентов к преподаванию прав человека и воспитанию учащихся можно рекомендовать:

  •  Обеспечить обучение правам человека студентов пединститутов всех специальностей;
  •  Насытить университетские и институтские библиотеки комплектами пособий по правам человека;
  •  Стимулировать подготовку диссертаций по образованию в духе прав человека и демократии;
  •  Ввести преподавание прав человека (либо интеграция в обществоведческий курс либо самостоятельный курс) в педагогические училища и колледжи;
  •  Включать в планы научно-исследовательских работ вузов и НИИ вопросы образования и воспитания в духе прав человека;
  •  Развернуть массовое движение общественности, включая педагогов, родителей учащихся, за широкую информированность населения, прежде всего детей, о правах человека, за создание благоприятных экономических и социальных условий для будущих поколений;
  •  Создать систему подготовки учителей к преподаванию прав человека; считаем целесообразным организацию соответствующего специализированного Центра;
  •  Обратиться к редколлегиям центральных педагогических изданий с предложением возможно чаще публиковать методическую литературу по проблеме воспитания в духе прав человека и демократии;
  •  Необходимо объединить все усилия представителей нескольких наук (правовой, педагогической и др.) для написания учебника, который отвечал бы специфике подготовки учителей (не юридического профиля).

PAGE  7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64172. Моделі показників фінансових потоків ПАТ «Приватбанк» 607.41 KB
  Згідно з офіційної статистики Національного Банку України з початку року обсяг депозитів у національній валюті скоротився на 103. Вирішення даної проблеми в більшій мірі залежить від можливості прогнозування та управління майбутньої поведінки фінансових потоків банку.
64173. Віруси і антивірусні програми 372 KB
  Робота з антивірусний комплектом АТ Діалог Наука Вступ Навряд чи варто нагадувати що комп'ютери стали дійсними помічниками людини і без них вже не може обійтися ні комерційна фірма ні державна організація. Віруси що одержали широке поширення в комп'ютерній техніці розбурхали увесь світ.
64174. Проект хлебозавода мощностью 35 т/сутки с цехом бараночных изделий в г. Сыктывкар 1.19 MB
  Наряду с мероприятиями по улучшению ассортимента продолжается работа по рациональному использованию и снижению расхода муки. На ряде предприятий для перемещения муки сахарапеска и других компонентов часто применяют различные виды пневматического транспорта.
64175. Анализ оплаты и организации труда в ОАО «Щомыслица» 536.5 KB
  Понятие оплаты труда её принципы формы и системы оплаты труда Тарифная система функции тарифных ставок и окладов Анализ оплаты и организации труда в ОАО Щомыслица Организационно-производственная характеристика предприятия Совершенствование организации и оплаты труда в АПК на примере ОАО Щомыслица...
64176. Электроснабжение ремонтно-механического цеха ЦРЭО ММК им. Ильича с проектировкой ТП 1.88 MB
  Цех ремонта энергетического оборудования предназначен для ремонта и изготовления различных деталей, необходимых для выполнения функций основных цехов. В цеху содержатся металлообрабатывающие станки, сварочное и грузоподъемное оборудование, а также вентиляторы и кондиционерная установка.
64180. Изучение взаимоотношений агрессивных подростков со сверстниками 850.5 KB
  Достоверно установлено что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности...