68327

Учебник. Учебный материал

Научная статья

Педагогика и дидактика

Как известно содержание единицы учебника параграфы главы характеризуется следующими параметрами: структурная сложность число разнородных единиц элементов их иерархия связи и отношения; содержательная сложность категория цели; информативность степень изменения тезауруса учебника...

Русский

2014-09-21

66 KB

4 чел.

УЧЕБНИК.

Учебный материал - это конкретное предметно выраженное воплощение (фиксация) различных видов содержания образования. Он подлежит усвоению за определенное время.

Как известно, содержание единицы учебника, (параграфы, главы) характеризуется следующими параметрами:

  1.  структурная сложность - число, разнородных единиц элементов, их иерархия, связи и отношения;
  2.  содержательная сложность - категория цели;
  3.  информативность - степень изменения тезауруса учебника;
  4.  ясность структуры - степень близости связанных элементов.

Следовательно, модель учебника, кроме прочего, должна в максимально возможной степени помогать рассчитывать эти параметры.

Представление учебника может быть выполнено по-разному. Отсюда следует необходимость структурного представления содержания учебника, как первого шага на пути его превращения в интеллектуального самоучителя. Кроме этого, подобное представление большинства учебников с единых позиций служит надежной основой для развития общенаучных учебно-интеллектуальных умений:

  1.  анализ и выделение главного;
  2.  сравнение;
  3.  обобщение и систематизация;
  4.  определение понятий;
  5.  конкретизация;
  6.  доказательство и опровержение.

Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования Российской Федерации для всех школ страны.

Исследованием проблемы школьного учебника занимался Д.Д. Зуев. Он выделил и всесторонне описал его функции:

  •  информационная функция - обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира;
  •  трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения;
  •  систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;
  •  функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;
  •  интегрирующая функция заключается в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук;
  •  координирующая функция способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур);
  •  развивающе-воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на учащихся, формировании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству;
  •  обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования

Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.

Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Учебники содержат изложение основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, он учит учиться. В этой связи к нему предъявляются требования, касающиеся не только построения учебных текстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Он должен представлять собой изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.

Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Основным ориентиром в содержании школьного правового курса, его стержнем является учебник правовых знаний.

Школьный учебник — это учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного освоения.

Отношение к учебнику как средству обучения различно. Например, Н. В. Гоголь считал, что учебная книг «умерщвляет» воображение ученика. Отдельные современные педагоги также предлагают отказаться от традиционного учебника. Однако большинство учителей полагают, что учебник нужен и полезен в силу его специфических функций:

  •  информационной: учебник раскрывает основы наук в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности;
  •  систематизирующей: учебный материал излагается в строгой последовательности;
  •  координирующей: учебник обеспечивает усвоение дополнительных сведений, если он включает такие разделы, как: «над чем подумать и что обсудить», «что читать» и т. п.;
  •  интегрирующей: учебник призван дать целостное представление о предмете изучения.

Современные учебники часто снабжаются инструкцией автора о том, как пользоваться данной книгой, вопросами и заданиями для закрепления и самоконтроля. В этом случае учебник обладает функцией самообразования. Существует мнение о том, что при всей важности поиска новых информационных технологий в образовании, общепризнанных обучающих свойств компьютера особое место в учебном процессе принадлежит учебнику, который со времен изобретения письменности остается главным носителем учебной информации, посредником между учителем и учеником.

Поскольку учебник по праву — это материализованная фиксация школьного юридического образования, то он должен учитывать требования современной дидактики, а именно: доступность, развивающий и воспитывающий характер обучения. В учебнике, следовательно, Должны быть представлены такие виды содержания образования, как дидактически переработанные правовые знания, проблемные и творческие задания, средства воздействия на эмоционально-ценностную сферу ученика. Желательно, чтобы разумно сочеталось повествование и Рассуждающее, проблемное изложение.

По мнению А. Н. Алексашкиной, школьный учебник Призван дать если и не системное, то, во всяком случае, ясное и последовательное изложение знаний в избранной области. В него могут включаться и проблемные сюжеты, но это не означает произвольность и путаницу в 66-67 категориально понятийных основах. Все это справедливо и для учебника правовых знаний.

Методологической базой современного учебника по праву являются основы теоретико-правовой науки, законодательно закрепленные современные правовые ценности российского общества. Особой структурной частью содержания учебника по праву выступает материал по российскому законодательству, обладающий значительной динамичностью и изменчивостью. Последняя характеристика содержания учебника правовых знаний предполагает, что особое место в нем должны занимать знания о способах деятельности, позволяющие ученику самостоятельно находить и корректировать юридическую информацию.

Таким образом, учебник, отвечающий современным дидактическим требованиям, призван не только отражать состав образования, но и процесс обучения. Учитель, выбирая учебник по праву, в значительной степени определяет и вариант организации учебной деятельности на своих уроках. Так, учитель, который отдал предпочтение учебнику, включающему большое количество фрагментов нормативно-правовых актов, сопровождающихся соответствующими вопросами и заданиями, несомненно, будет проводить часть уроков в форме лабораторных занятий. Если же изложение учебного материала носит диалогический характер, то данное обстоятельство побудит учителя активно использовать диалоговые формы обучения.

В зависимости от целевого назначения можно выделить следующие типы учебников (классификация Н. Т. Тупальского):

Учебники энциклопедического типа обусловлены сообщающе-информационным типом обучения с целевой установкой на заучивание материала главным образом посредством механической памяти.

Учебники монографического типа соответствуют объяснительно-сообщающему типу обучения. Они способствуют формированию убеждений и сознательному овладению учебным материалом посредством логической памяти.

Проблемный тип учебника ориентирует на развитие диалектического мышления, понимание изучаемых явлений и процессов, на поиск, формирование интереса к исследовательской деятельности.

Знаково-контекстный тип учебника — это новый тип, обеспечивающий цели и задачи развивающего обучения, так как он ориентирует и организует ученика на деятельные формы обучения. В основе такого учебника могут быть деловые игры, проектная деятельность (то есть знания преподаются по правилам деловых игр).

Структурная модель учебника содержит такие компоненты, как: педагогический (включает воспитательный и дидактический элементы), предметный (перспективность, научная обоснованность учебного материала), вспомогательный (справочный и ориентировочный элементы). Справочный элемент вспомогательного компонента содержания учебника представлен различными указателями (алфавитными, простыми, развернутыми). Считается, что они не должны превышать 3-5% объема учебника.

В конце параграфа, главы, раздела, всего учебника может быть помещена библиография.

Важным элементом учебника являются пояснения к тексту или ссылки. Система ссылок призвана содействовать взаимосвязи тематических циклов данного учебника. Ссылки подразделяются на комментарии и примечания. Комментарий — это толкования, пояснения, необходимые для правильного понимания части, главы, Учебника в целом. Комментарий может включать сведения по истории, критическую оценку, информацию об Упоминаемых в учебнике событиях и лицах. Это может быть лингвистический комментарий, объясняющий слова и обороты речи. Комментарий всегда исходит из текста, толкует его.

К элементам ориентации в содержании учебника относятся:

  •  предисловие;
  •  оглавление;
  •  заключение;
  •  рубрикация.

Как правило, в предисловии указываются основные задачи учебника, его особенности, характер построения и изложения материала, целевое назначение, способ работы с книгой и т. п. Предисловие может иметь заглавие: «От автора», «Как работать с учебником». Л. Н. Алексашкина считает, что отсутствие вводного обращения авторов к учащимся в современном учебнике может расцениваться как явление антипедагогическое, как равнодушие авторов к школьникам, к отказу от диалога с ними.

Значение заключения состоит в том, что оно помогает увидеть учебный предмет как систему.

Важным средством ориентации является рубрикация. Структура учебника делится на рубрики, части, разделы, главы, параграфы, имеющие свой заголовок. В школьном учебнике такое деление в значительной степени подчинено особенностям учебного процесса. В современных учебниках появляются такие дополнительные рубрики, как: «Калейдоскоп мнений», где приводятся спорные, неоднозначные суждения; «Попытайтесь понять самих себя», побуждающая обращаться к дополнительной литературе, чтобы решить обозначенную проблему, найти выход из непростых жизненных ситуаций, имеющих юридическое значение.

Параграф — это основная структурно-законченная часть учебника, обусловливающая определенную ступень в познании школьников. Параграфы подразделяются на абзацы, иногда на самостоятельные, относительно законченные части со своим заголовком — «фонарики». Важно, чтобы последовательность параграфов способствовала легкому и успешному усвоению материала. Каждый предыдущий параграф является базой для последующего. Желательно, чтобы название параграфа обозначало тему в предельно сжатой форме, то есть состояло из двух-трех слов. Размещение материала по параграфам подчиняется целям обучения, соблюдается пропорциональность между нагрузкой на память, разум, язык, а сложность материала возрастает постепенно.

Особое место в учебнике занимает так называемый методический аппарат. В него входят различные по уровню сложности вопросы, задания, упражнения, цель которых — организовать процесс усвоения правовых знаний и умений.

Задание — это требование   выполнить какое-либо действие.

Задание, требующее совершения повторной деятельности, представляет собой упражнение. Упражнение может состоять из серии вопросов, обусловливающих воспроизводящую деятельность. Это может быть одно и то же действие, но с разным материалом, в отличие от повторения, цель которого — неоднократное воспроизведение одного и того же действия с одним и тем же материалом. В зависимости от степени усвоения задания подразделяются на:

  •  направленные на восприятие учебного материала;
  •  направленные на воспроизведение воспринятого;
  •  направленные на творческое применение усвоенного материала.

Задания могут выполнять разные функции, например, воспитательную: способствовать воспитанию воли и ответственности. Задание может способствовать развитию навыка самостоятельной работы. Важнейшая функция задания состоит в том, что оно позволяет закрепить, углубить знания, подготовить активное восприятие учебного материала. Такие задания могут начинаться словами: укажите; прочтите; запомните; расскажите; подчеркните; опишите; отыщите; сравните; обоснуйте; составьте; докажите; охарактеризуйте.

Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).

При написании учебника авторы учитывали его предназначенность учащимся общеобразовательных школ различных возрастов и уровней подготовки. В связи с этим были введены два уровня (базовый и углубленный) вопросов, заданий и основного текста (для природного блока). В учебнике помещены многочисленные графики, диаграммы, карты и фотографии, способствующие зрительному восприятию приложении, включающем разнообразный статистический и терминологический материал, углубляющий знания учащихся

15 января 2004 г. министр образования подписал приказ № 111 «Об утверждении федеральных перечней учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год».

Здесь приводятся выдержки из Федерального перечня учебников и учебно-методических пособий по обществознанию на 2004/2005 учебный год.

Учитель вправе выбирать ту «линию» учебников, которые в наибольшей степени соответствуют познавательным возможностям его учащихся, направленности работы школы и его собственным творческим интересам. Очевидно, что обдуманный выбор учебников предполагает предварительное ознакомление учителя со всеми учебниками по выбираемой параллели классов, их сравнительный анализ и учет особенностей класса, для которого выбирается учебник. При этом надо исходить из принципов доступности учебника конкретным учащимся, их возрастным особенностям, возможностям и интересам.

Важно максимально использовать воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин для становления гуманистического, демократического, патриотического мировоззрения учащихся, их противостояния идеям экстремизма во всех сферах жизни общества.

7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3217. Совершенствование организации оценки и аттестации персонала на примере районного отдела народного образования г. Данкова Липецкой области 1.64 MB
  Введение Глава 1. Теоретико – методологические основы организации оценки и аттестации персонала 1.1. Деловая оценка персонала: подходы, понятие, виды, этапы 1.2. Методы деловой оценки персонала 1.3. Организация процесса аттестации персонала в г...
3218. Проектирование детали Вал-шестерня и ее технологические характеристики 959 KB
  Введение. Машиностроение – важнейшая отрасль промышленности. Его продукция – машины различного назначения поставляются всем отраслям народного хозяйства. Рост промышленности в значительной степени зависит от уровня развития машиностроения....
3219. Монтаж санитарно-технических кабин. Кладка столбов и простенков. Сварка швов в нижнем положение. 696.22 KB
  Монтаж санитарно-технических кабин. 1. Общая характеристика санитарно-технической кабины. В настоящее время в связи с массовым строительством крупноблочных и крупнопанельных зданий решают по-новому вопросы индустриализации монтажа санитарно-технич...
3220. Проект девятиэтажного жилого дома с подвалом 48.34 KB
  Введение В данной курсовой работе разработан проект девятиэтажного жилого дома с подвалом. Проект разработан в соответствии с заданием на проектирование. Объемно-планировочное конструкционное решение здания соответствует требованиям нормативной доку...
3221. Технологические харатеристики детали 532 KB
  Данная деталь называется «вал-шестерня» и служит для установки сопрягаемых деталей и передачи вращающего момента. Вал устанавливается в корпусе редуктора с помощью двух подшипников. Вращение передается через шпонку.
3222. Проектирование кулисного механизма 306.5 KB
  Одной из ведущих отраслей современной техники является машиностроение. По уровню развития машиностроения судят о развитии производительных сил в целом. Прогресс машиностроения в свою очередь определяется созданием новых высокопроизвод...
3223. Теория информационных процессов и систем 393 KB
  Теория информационных процессов и систем : методические указания к лабораторным работам № 1–4 для студентов специальности 071900 «Информационные системы и технологии» сост. А. В. Левенец. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2...
3224. Предмет физики и его связь со смежными науками 327 KB
  Предмет физики и его связь со смежными науками. Физика (природа в переводе с греческого) - одна из основных наук о природе, изучающая общие свойства и законы движения вещества физических полей. В современном виде физика включает в себя следующие осн...
3225. Генератор импульсных последовательностей 295 KB
  Техническое задание. Спроектировать генератор двух идентичных псевдослучайных последовательностей, сдвинутых во времени. Временной сдвиг может изменяться от 0 до 99999 мкс с шагом 1 мкс. Период последовательности T = 65535 мкс. Длительность импул...