68328

Формы, уровни, содержание и участники процесса правового обучения

Лекция

Педагогика и дидактика

Формы и уровни содержание гражданско-правового юридического образования право как обучение. Формы и уровни содержание гражданско-правового образования право как предмет обучения. Уровни образования. Законодатель допускает возможность получения образования в следующих формах каждая из которых есть особый способ...

Русский

2014-09-21

236 KB

3 чел.

PAGE  6

Формы, уровни, содержание  и участники процесса правового обучения.

План.

  1.  Формы и уровни, содержание гражданско-правового (юридического) образования (право – как обучение).
  2.  Учащиеся и их категории.
  3.  Участники образовательного процесса.

1. Формы и уровни, содержание гражданско-правового образования (право, как предмет обучения).

Уровни образования.

  •  Дошкольное.
  •  Начальное.
  •  Полное среднее.
  •  Начально-профессиональное.
  •  Средне-профессиональное.
  •  Высшее.

Процесс обучения и воспитания призван сформировать у учащихся представление о гражданском обществе, его нормах и ценностях.

Однако не существует канонической трактовки демократических ценностей. В любом современном демократическом обществе, в силу своей специфики и традиций, существуют разные подходы к морали и ценностям. Эти различия часто становятся источниками конфликтных ситуаций. Поэтому гражданское образование формирует уважение к другим людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам полемики, тем самым инициирует цивилизованный диалог в обществе, а также дает возможность каждому гражданину участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений.

Законодатель допускает возможность получения образования в следующих формах, каждая из которых есть особый способ организации деятельности человека по освоению образовательных программ:

  •  очная форма;
  •  очно-заочная (вечерняя) форма;
  •  заочная форма;
  •  семейное образование;
  •  самообразование;
  •  экстернат;
  •  смешанная форма получения образования, предполагающая сочетание нескольких из вышеперечисленных форм.
  •  предметная, где основу составляют курсы "Граждановедение" или "Введение в гражданско-правовое образование" для основной школы и в последующем курсы "Обществознание";
  •  межпредметная, где основное содержание гражданско-правового образования включается в ряд предметов общего образования. Такие как: история, литература, иностранные языки, предметы естестественно - математического цикла, предметы художественно-эстетического цикла, основы безопасности и жизнедеятельности, физическая культура;
  •  воспитательная;
  •  институциональная (т.е. организация школьного сообщества, в котором реализуется гражданско-правовое образование);
  •  проектная и другие.

Педагогические коллективы самостоятельно выбирают формы реализации гражданско-правового образования исходя из собственных возможностей и особенностей детского коллектива, образовательной и социальной среды. Наиболее целесообразен комплексный подход, при котором сочетаются все вышеперечисленные формы. Именно он представляется наиболее перспективным в гражданском образовании учащихся, так как позволяет решать многие актуальные задачи модернизации современной школы: повысить роль воспитательной составляющей процесса обучения и развития школьников, сделать воспитание гражданственности и гражданского сознания единой линией педагогического воздействия, наконец, определиться с важнейшими компетентностями, формируемыми у учащихся в школе (а они носят междисциплинарный характер), избежать перегрузки учащихся в учебном процессе.1 

Основными содержательными компонентами гражданско-правового (правового) образования являются:

  •  политические знания,
  •  правовые знания,
  •  социальные знания,
  •  экономические знания,
  •  экологические знания,
  •  основы социально-психологических знаний,
  •  знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации.

В процессе гражданско-правового (правового) образования учащиеся должны овладеть следующими основными знаниями, умениями и навыками (УМЕНИЯ, освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. Умения могут быть как практическими, так и умственными. В отличие от навыков, умения может образовываться и без специальных упражнений в выполнении к.-л. действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретённые ранее, при выполнении действий, сходных с данным. Вместе с тем умения совершенствуются по мере овладения навыком. Высокий уровень мений означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом умении действие может выполняться в разных вариантах. Приобретённые человеком умения. могут стать показателем уровня его общего умственного развития, качеств его ума. НАВЫК, действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный навык - автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный навык - автоматизированный приём, способ решения встречавшейся ранее задачи.. Двигательный навык - автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшегося ранее. Двигательные навыки включают в себя перцептивные и интеллектуальные навыки и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов действия, направленного на преобразование реальных объектов. Различают также навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонентов, и навыки вторично автоматизированные, которые формируются с предварительным осознанием компонентов действия и при необходимости легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются. Навыки характеризуются и разной степенью обобщённости: чем шире класс объектов, по отношению к которым навык может быть осуществлён, тем более он обобщён и лабилен.)2:

Знания: 

  •  демократия,
  •  человек,
  •  право,
  •  права и свободы человека, механизмы их защиты,
  •  права ребенка и аспекты законодательства о несовершеннолетних,
  •  основные международно-правовые документы о правах человека,
  •  общество, основные сферы жизни общества,
  •  гражданское общество,
  •  государство, институты государственной власти и управления,
  •  принципы организации местного самоуправления,
  •  политика,
  •  политические институты общества,
  •  политические свободы,
  •  политическая и правовая культура,
  •  власть,
  •  принципы принятия решении,
  •  формы правления и государственного устройства,
  •  правовое государство,
  •  разделение властей,
  •  формы политического участия,
  •  выборы и референдумы,
  •  избирательные системы,
  •  основы избирательного права,
  •  политические партии, общественные организации,
  •  внешняя политика,
  •  гражданин, статус гражданина,
  •  правонарушения и правовая ответственность,
  •  экономика, собственность,
  •  правовое регулирование имущественных отношении,
  •  предпринимательская деятельность, ее правовое регулирование,
  •  права потребителя, защита прав потребителя,
  •  труд, правовое регулирование трудовых отношении, трудовая этика,
  •  социальная структура общества, социальные группы, социальная стратификация,
  •  социальные роли личности,
  •  межличностные конфликты, пути их разрешения,
  •  основы социально - психологических знаний,
  •  выбор жизненного пути,
  •  семья, этика семейных отношений,
  •  правовое регулирование семейно - брачных отношений,
  •  этнос, нация, межнациональные отношения,
  •  основы социальной экологии, влияние человека на окружающую среду,
  •  правовая защита природной среды,
  •  экологическая этика,
  •  духовная жизнь общества, духовная культура,
  •  образование, его роль в гражданском становлении личности,
  •  роль образования в формировании гражданского общества, демократии,
  •  средства массовой информации,
  •  религия,
  •  гуманистическая этика,
  •  патриотизм,
  •  Россия и мир,
  •  Россия и Европа,
  •  глобальные проблемы современности.

Результатами освоения знаний должны быть сформированные у учащихся на разных уровнях конкретные навыки, умения. 

К ним в создаваемой концепции могут быть отнесены:

  •  умения выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями, т.е. придавать им и формировать свой личностный смысл;
  •  умения создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться или критически относиться к нормам, созданным другими, обществом и государством;
  •  строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном ее цикле: - постановка целей, анализ ситуации, планирование и проектирование, практическая реализация, получение готового продукта, анализ результатов, рефлексия и самооценка;
  •  умения строить коммуникацию с другими людьми - вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
  •  ориентироваться во времени, уметь соотносить факты и события прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывать предположения о тенденциях;
  •  понимать, создавать, сохранять, изменять уклад жизни малой группы, класса, школы, города;
  •  занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей;
  •  освоение способов критического мышления (выдвижение оснований для суждения,
  •  умение отбирать, перерабатывать и осмыслять информацию в сфере общественной жизни;
  •  умение делать выбор позиции, роли, темы, объекта для гражданского действия;
  •  проводить самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии.
  •  умение принимать решения, принимать ответственность на себя,
  •  умение реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности,
  •  умение использовать механизмы защиты прав человека на местном, региональном, государственном и международном уровнях,
  •  устанавливать конструктивные отношения с людьми,
  •  умение работать в группах и участвовать в дискуссии, слушать другого человека,
  •  умение определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки,
  •  возможность участвовать в дискуссии (толерантность, уважение к доводам собеседника вне зависимости от согласия или несогласия с ним).

В связи с этим, перед современной школой ставится задача формировать у учащихся не просто знания, умения и навыки, а многофункциональные, надпредметные, базовые компетенции. Данное понятие включает в себя как, знания, умения и навыки, а также результаты обучения, систему ценностнностных ориентаций учащихся, особенности их социального поведения, привычки и т. д.

Сам характер базовых компетенций, их востребованность в различных сферах политической, трудовой, учебной деятельности, в семье, общении и т. д., делают развитие межпредметного подхода приоритетным.

Средствами гражданского образования можно формировать следующие ключевые компетентности: 

  •  компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина и т. д.);
  •  компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере рыночных отношений, трудовом законодательстве, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т. д.);
  •  компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.) и другие.

Реализация целей и задач гражданско-правового образования возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством политических, правовых и нравственных идей, преемственностью содержания гражданско-правового образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание гражданско-правового образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

3 этапа правового обучения.

  1.  Пропевдический (формирование навыков нормативной культуры).
  2.  Общеправовой (обще-правовая подготовка – базовое образование).
  3.  Профессиональный.

Система правового образования.3

Пропедевтика гражданско-правового образования (начальная школа (I-III (IV) классы).

Основная задача гражданско-правового образования - ознакомление учащихся с наиболее распространенными и доступными понятиями и формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе, в частности. У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции Российской Федерации, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т. д.), принятию решений. Этому может способствовать приобщение учащихся начальной школы к первичным формам нормотворчества (совместная работа по выработке детьми законов (правил) жизни класса). Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, интервьюирование, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.

Гражданско-правовое образование реализуется:

  •  через образовательные программы учебных предметов начальной школы;
  •  использование возможностей межпредметного подхода;
  •  применение единого методического приема (групповая работа, дискуссия);
  •  систему факультативных занятий;
  •  различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы (классные и библиотечные часы и т. д.);
  •  участие учащихся выпускных классов начальной школы в работе органов школьного самоуправления в качестве стажеров.

Возможно введение на завершающем этапе начального образования в учебный план начальной школы предмета гражданско-правового содержания (1 час в неделю) включить в часть интегрированного курса образовательной области «Окружающий мир», или небольшой модульный курс (практические правила поведения и действия). Либо взять за основу учебные программы рассчитанные на один год обучения в начальной школе:

  •  программа "Я и мой мир"  под редакцией Элиасберг.
  •  программа пропедевтического курса «Я и мои права» под редакцией Луховицкого В. В.

Учащихся начальной школы необходимо научить:

I.

  •  избирательно относиться к людям, событиям и явлениям окружающего мира, различать справедливость и несправедливость, правильное и неправильное, хорошее и плохое;
  •  объяснять свои взгляды, выражать свое мнение о том, что для них является важным;
  •  управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение;
  •  учиться на собственном опыте, оценивать свои поступки и прогнозировать их последствия;
  •  ставить перед собой несложные цели.

II.

  •  участвовать в несложных дискуссиях с одним человеком, группой, классом;
  •  обсуждать несложные актуальные темы;
  •  определять варианты возможного выбора, принимать решения и делать осознанный выбор;
  •  принимать правила своего класса или группы, следовать им и осознавать необходимость и важность их исполнения;
  •  осознавать наличие у людей потребностей и необходимость выполнения определенных обязанностей для их удовлетворения;
  •  осознавать свою принадлежность к различным группам и коллективам (семья, класс, школа);
  •  понимать, что помогает и вредит окружающей среде и каким образом следует заботиться о ее сохранении;
  •  участвовать в жизни своего класса и школы;
  •  иметь представления о различных источниках благосостояния и понимать, что цели использования средств могут быть различными.

III.

  •  оценивать влияние своего поведения на других людей;
  •  слушать других, играть, учиться и трудиться сообща;
  •  определять сходства и различия между людьми и уважать их;
  •  понимать, что члены семьи и друзья должны проявлять заботу друг о друге.

IY.

  •  брать ответственность на себя и разделять ее с другими (например, хорошо себя вести, способствовать поддержанию порядка в классе, заботиться о домашних животных и т.д.);
  •  правильно оценивать результаты своей деятельности, испытывать удовлетворение от успешности своей учебы или поведения (например, добиваться признания своих успехов и адекватно воспринимать мнение других о себе);
  •  встречаться и общаться с людьми;
  •  развивать конструктивные взаимоотношения в процессе учебы, игры (например, уметь работать в группе);
  •  размышлять и рассуждать о несложных социальных и моральных проблемах, с которыми они сталкиваются в обычной жизни (например, агрессивное поведение, справедливость и несправедливость, правда и ложь, использование денежных средств, охрана природы и т.д.);
  •  обращаться за помощью (например, к членам семьи или друзьям, учителям, старшеклассникам, милиции и т.д.).

I-й концентр - основная школа (V- IX классы).

Основной школе принадлежит особая роль в системе гражданско-правового образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления о "большом" и "малом" социумах, своем месте в них, формируются навыки социального поведения, участия в ситуациях и процессах, требующих реализации индивидуума как гражданина.

Гражданско-правовое образование в основной школе реализуется:

  •  В 5-7 классахинтегрированный курс «Общество и Я» пропедевтического характера, закладывающий основы для изучения в последующие годы не только правового, но и остальных курсов обществоведческого цикла (в рамках такого курса рассматриваются поведение человека, формирование способов регулирования отношений «человек – человек» и «человек – общество» в различные исторические эпохи, в различных культурах, в современном мире). Очень интересена программа модульного курса «Права человека» под редакцией Луховицкого В. В. для 5-8 классов средней школы. Она относится к предметной области «Обществоведение» и может входить в состав таких курсов как «Граждановедение», «Человек и общество», «Правоведение» и т.д. Данный курс посвящен изучению основных прав и свобод человека, провозглашенных во Всеобщей Декларации прав человека, зафиксированных в Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также гарантированных Конституцией РФ. Его основная цель - не заучивание теоретических сведений, а воспитание детей в духе прав человека. По этому большое внимание в курсе уделяется играм и дискуссиям, посвященным развитию идей прав человека и актуальным проблемам их реализации в нашей стране. Тема прав человека является исходной для изучения взаимоотношений человека, общества и государства, отношений граждан между собой. На ней основываются все остальные темы: правовая система, законодательство, правовое государство, демократия и т.д. Эта программа - итог 4 летней работы группы авторов из Москвы и множества их коллег и партнеров из разных городов России. Она прошла апробацию в десятках школ России и в 1998 г. была рекомендована Экспертным советом Министерства образования Российской Федерации в качестве экспериментальной для средних школ. Предлагаются следующие варианты изучения курса:
    •  трехлетний курс - 5 - 7 классы
      •  5 и 6 классы - один час в неделю.
        •  7 класс - 2 часа в неделю.
      •  трехлетний курс - 6 - 8 классы
        •  6 и 7 классы - один час в неделю
        •  8 класс - 2 часа в неделю
      •  двухлетний курс - 7 - 8 классы
        •  7 и 8 класс - 2 часа в неделю

В зависимости от возраста детей и наличия часов Вы можете выбрать любой из предложенных вариантов или сократить один из них.

В 8-9 классах – рекомендованы  Министерством образования и науки программы: «Введение в обществознание» под редакцией Л. Н. Боголюбова, «Основы обществознания» Никитина А. Ф., «Обществознание» Кравченко А. И., «Обществознание» Мишунского В. О.Вызывают огромный интерес программа «Права человека в свободной стране» под редакцией Н. И. Элиасберг, программа «Живое право»,  авторов В. Проонькин, А. Гутников - учебный курс практического права для школьников на основе интерактивных методов обучения, а так же систематический курс «Основы правовых знаний» Российского фонда правовых реформ, который знакомит с конкретными моделями правового поведения в типичных жизненных ситуациях.

  •  через изучение гуманитарных и естественно - научных дисциплин (русский язык и литература, история, география, биология и химия, иностранный язык, музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура и т.д.),
  •  через факультативные курсы гражданско-правового содержания - "Основы избирательного права", "Основы экономики", "Социальная экология", "Основы религиоведения" и др.;
  •  через организацию внеклассной и внешкольной деятельности учащихся;
  •  через ознакомление учащихся с деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных организаций и т.д.;
  •  посредством участия учащихся в работе органов ученического самоуправления, организации активной деятельности школьников по управлению школой, создания в общеобразовательных учреждениях модели демократического общества;
  •  в процессе изучения истории, этнографии, культуры родного края.

Учащихся основной школы необходимо научить:

I.

  •  навыкам самостоятельной работы, включая организацию и контроль своей деятельности, оценку ее результатов;
  •  умению в письменной и устной форме излагать свое мнение, обосновывать свою позицию по проблемам и событиям, касающимся как их лично, так и общества в целом;
  •  осознавать самоценность своей личности, свои сильные и слабые стороны, замечать свои ошибки, исправлять их, заниматься самоусовершенствованием;
  •  анализировать собственный опыт, интересы и мотивы, ставить перед собой цели, разрабатывать способы их достижения и добиваться их выполнения;
  •  осознавать, как изменяются эмоции и поведение в подростковый период, контролировать их по отношению к самому себе, членам коллектива, другим людям;
  •  понимать возможности и пути развития собственных способностей, умений и навыков, с учетом интересов общества и государства;
  •  осознавать роль и важность политических, экономических, социальных и культурных знаний, умений и навыков в жизни человека;
  •  бережно расходовать средства и понимать важность экономного ведения хозяйства.

II.

  •  исследовать и обсуждать сущность общественных проблем и событий, анализировать информацию, собирать ее, пользоваться различными источниками;
  •  понимать необходимость существования в обществе различных норм и законов, их функции и значения; почему различные ситуации регулируются различными нормами; как создаются и изменяются нормы и законы;
  •  понимать последствия антиобщественного девиантного и агрессивного поведения по отношению к отдельным людям и социуму (например, устрашение, расизм и т.д.); знать, как адекватно реагировать на подобное поведение, защищаться и искать помощи;
  •  осознавать существование различных видов гражданской и юридической ответственности, прав и обязанностей человека и гражданина, знать их сущность;
  •  понимать сущность и значение правосудия, знать основные элементы и принципы системы судопроизводства в Российской Федерации, основные положения законодательства о несовершеннолетних;
  •  понимать сущность духовных, моральных, культурных и социальных проблем современного российского общества и человечества в целом;
  •  осознавать мир как глобальное сообщество и место России в мире и Европе, понимать роль и значение ООН в современном мире;
  •  понимать важность справедливого разрешения конфликтов, устранять разногласия через рассмотрение альтернативных вариантов и объяснять варианты выбора;
  •  знать характеристики основных форм правления, представлять сущность демократии и значение ее основных институтов на национальном и местном уровнях;
  •  знать основные федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, их функции и основные направления деятельности;
  •  понимать и оценивать наличие многообразия этнических, региональных, религиозных и других групп в нашей стране, знать существо различий между ними, осознавать необходимость взаимопонимания и уважения инакости;
  •  иметь представление о различных способах размещения и использования ресурсов и об их влиянии на состояние человека, общества и окружающей среды;
  •  понимать важность участия в голосовании и знать сущность избирательной системы России;
  •  понимать значение средств массовой информации в обществе, знать различные способы ее подачи, используемые различными СМИ.

III.

  •  осознавать, что их действия и поступки затрагивают как их собственные права, так и интересы других людей, уважать интересы и чувства других, вставать в позицию другого;
  •  знать, что сходства и различия между людьми являются следствием множества факторов: половой принадлежности, этнических, расовых, религиозных и т.д.;
  •  определять стереотипы и преодолевать их;
  •  уважительно относиться к людям из других стран, эпох и народов, их ценностям, традициям и образу жизни;
  •  оценивать опыт и деятельность других людей, уметь объяснять взгляды и позицию другого человека;
  •  знать, куда можно обратиться за помощью и поддержкой в критической ситуации.

IY. Приобретать знания, развивать умения, навыки, формировать собственные взгляды, предоставляя учащимся следующие возможности:

  •  брать ответственность на себя, делать осознанный выбор и принимать решения;
  •  осознанно участвовать в деятельности органов школьного ученического самоуправления, принятии коллективных решений в классе и школе, коллективных делах, жизни школы и местного сообщества;
  •  встречаться и общаться с людьми (государственными и общественными деятелями, депутатами, должностными лицами органов местного самоуправления, работниками правоохранительных органов, активистами общественных организаций и т.д.);
  •  критиковать и принимать конструктивную критику;
  •  договариваться и придерживаться принятых договоренностей;
  •  оценивать собственное участие в различных видах деятельности.

Правовая и политическая информация воспринимается учащимися в процессе развития у них соответствующих нравственных установок. Учитывая психологические особенности возраста учащихся, их стремление к общению, необходимо широко использовать такие формы занятий, как дискуссии, встречи, диспуты, практикумы, игры и т.д.

II-й концентр - средняя (полная) школа (Х-XI классы).

На ступени средней (полной) школы гражданско-правовое образование также осуществляется:

  •  в зависимости от профиля школы, класса, индивидуального учебного плана обучающегося право может быть представлено различными курсами: самостоятельный курс «Основы правоведения», набор специализированных (модульных) курсов «Право и экономика» Кашанин А. В. и Кашанина Т. В., «Право и демократия» и т. п., часть интегрированного курса «Человек, общество, право», а также их комбинациями. Традиционные курсы «Человек и общество» под редакцией Боголюбова Л. Н., Лабезниковой Л. Н., «Обществознание» Кравченко А. И., Певцова С. А.
  •  через факультативные курсы гражданско-правового содержания: "Основы избирательного права", "Основы правовой и избирательной культуры", "История избирательного права", "Введение в социальную философию", "Права человека", "Основы потребительских знаний" и др.;
  •  через общеобразовательные дисциплины полной средней школы;
  •  через работу органов школьного ученического самоуправления;
  •  через изучение дисциплин национально - краеведческих материалов;
  •  через организацию учебно-исследовательской работы учащихся (научные кружки, научные ученические общества и т. д.).

Учащимся полной средней школы необходимо дать знания и представления о:

  •  основных нормах права, правах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации, роли правосудия в жизни общества, основах судопроизводства в Российской Федерации;
  •  происхождении и сущности этнического, религиозного, регионального и культурного многообразия в России, необходимости взаимопонимания и уважения этих различий;
  •  деятельности органов власти и управления Российской Федерации;
  •  сущности и основных стадиях процесса законотворчества;
  •  необходимости активного участия граждан в демократических и избирательных процедурах;
  •  функционировании экономики;
  •  возможностях отдельных граждан и их объединений оказывать влияние на принятие решений на местном, региональном, федеральном и международном уровнях;
  •  значении свободной прессы и роли средств массовой информации в обществе, в том числе ИНТЕРНЕТЕ, их влияние на формирование собственного мнения;
  •  правах потребителя и обязанностях производителя и предпринимателя;
  •  отношениях России с мировым сообществом, зарубежными странами, ее месте и роли в мире, деятельности и позиции России на мировой арене и ООН;
  •  единстве, целостности и взаимозависимости современного мира.

Учащихся необходимо научить:

  •  исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы и события, анализируя информацию, поступающую из различных источников;
  •  выражать, обосновывать и отстаивать в устной и письменной форме собственное мнение о проблеме, событии или явлении;
  •  вносить вклад в групповую и исследовательскую работу в классе, принимать участие в дискуссиях и дебатах;
  •  оценивать опыт, идеи и взгляды других людей, объяснять свое отношение к ним;
  •  формулировать собственные нормы и ценности, оценивать собственный вклад в различные виды деятельности;
  •  договариваться, устанавливать конструктивные отношения с окружающими;
  •  принимать активное и осознанное участие в жизни класса, школы и местного сообщества;
  •  использовать исследовательские навыки, навык рефлексии, а также социально-коммуникативные навыки в процессе принятия решений.

Исходным компонентом содержания юридического образования являются правовые знания (знания рассматриваются как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, категорий, теорий и т. п., а умениекак владение способом деятельности, способность применять знания.), то есть информация о предметном содержании правовой действительности. Характер этой информации зачастую зависит от того, на каких теоретических позициях находится тот, кто ее сообщает. Как известно, только по вопросу происхождения государства и права существует несколько теорий — теологическая, договорная, психологическая и т. д. Многообразие правовых знаний создает условия для выделения их разных видов. Это общетеоретические правовые знания, в основе которых: закон, правовые нормы как система абстрактных правовых категорий, знания о способах деятельности в правовой сфере, знания о правовой действительности, полученные эмпирическим путем, оценочные правовые знания, учебные правовые знания. Учебные правовые знания — это знания о правовой действительности, адаптированные для достижения дидактических  и методических целей

Учебные правовые знания, с которыми в основном имеет дело преподаватель и обучаемый, могут быть классифицированы следующим образом4:

  •  если в основе знаний лежат нормы конкретных отраслей права, законодательства, то это область позитивного права, которое рассматривает только действующее в данный момент отраслевое право;
  •  если в основе знаний — правовые идеи, принципы, то эти знания относятся к философии права.
  •  Это, прежде всего проблемы социальной ценности права, его сущности и методологии как совокупности принципов, средств и методов познания правовой действительности. Усвоение основ философии права, несомненно, является обязательным элементом политического и правового образования, так как философия права, исследующая связь между различными правовыми феноменами, раскрывает социальный смысл закона, этическую сущность правовых взглядов. Без представлений о философских основах права школьники вряд ли смогут объективно анализировать особенности правовой реформы);
  •   если в основе знаний — правоотношения, то эти знания относятся к социологии права, которая рассматривает социальное правовое поведение с точки зрения закона, права. К социологии права относятся вопросы ответственности, проблемы эффективности права, условия и причины правоотношений, структура и уровни правосознания.

Особый вид правовых знаний составляют историко-правовые знания. История права изучает историю правовой культуры народов, юридический быт, воспроизводит процесс возникновения и развития права, выявляет историчность содержания юридических понятий, демонстрирует отпечаток исторической конкретности в этих понятиях, анализирует и характеризует конкретно-исторические правовые памятники и факты, имеющие принципиальное значение для современной жизни.

Смысловыми единицами юридических учебных знаний могут также выступать юридические понятия, категории, термины (например, кодекс, закон, норма), правовые явления (например, право, преступность), юридические представления.

Представленная градация правовых знаний имеет практическое значение для процесса обучения, так как все эти виды правовых знаний выполняют определенную роль в формировании правосознания, которое условно может быть представлено тремя компонентами: когнитивным, аксиологическим и регулятивным. Так, факты, представления, понятия составляют когнитивный компонент правосознания; оценочные знания — аксиологический компонент; а знания о способах юридической деятельности, правовые установки — регулятивный компонент. Если соотнести эти компоненты с возрастными возможностями школьников, то в программах правоведческих курсов для основной школы должны доминировать когнитивный и аксиологический компоненты, а в курсах для старшеклассников — когнитивный и регулятивный.

В системе правового образования могут быть выделены такие самостоятельные блоки правовых знаний, как знания о системе российского федерального права и права субъектов федерации, национальные правовые системы зарубежных стран, вопросы международного права.

Государственные требования к содержанию школьного юридического образования содержатся в образовательных стандартах. Стандарт — это норма, мерило, образец.

Стандарт образования это система основных параметров в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал, учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.5

Образованность — индивидуально-личностный результат образования.

Стандартизация образования была вызвана необходимостью создания единого образовательного пространства в стране, где провозглашен принцип плюрализма образования.

Стандартизация обеспечивает единый уровень образования, так как образовательный стандарт представляет собой эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный исторический отрезок времени. Образовательный стандарт является инвариантным компонентом образования.

Введение образовательного стандарта законодательно закреплено в Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании». Согласно ст. 7 Закона РФ «Об образовании», федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, а также требования к уровню подготовки выпускников.  Стандарты в образовании — это правила, требования, принципы для всеобщего и многократного использования в сфере образования. Система образовательных стандартов призвана защищать интересы ученика, его родителей, учителя, государства, так как стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Приказ от 30.06.1999 г. №56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» определил требования к обязательному минимуму правовых знаний выпускника средней школы. В 1998 г. были составлены «Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования». Сложность для учителя представляет неопределенный характер формулировки «основные понятия и нормы», относящиеся к таким отраслям права, как конституционное, уголовное, гражданское, трудовое.

Анализ учебных программ и пособий, используемых в практике правового обучения, позволяет предложить следующий перечень основных понятий вышеуказанных отраслей права.

Конституционное право: конституционное право, конституция,  конституционный строй,  гражданство  РФ, конституционные права и обязанности человека и гражданина РФ, органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления.

Уголовное право: уголовное право, уголовный кодекс, преступление, уголовная ответственность, обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Трудовое право: трудовое право, трудоустройство, трудовой договор, порядок приема на работу, рабочее время, время отдыха, дисциплинарный проступок, дисциплинарные взыскания, прекращение трудового договора, трудовые споры, занятость.

 Административное право: административное право, административная ответственность, органы, правомочные налагать административные наказания, субъекты административной ответственности, виды административных наказаний, порядок наложения административных наказаний.

Гражданское право: гражданское право, основные принципы гражданского права, юридическое лицо, гражданская правоспособность, гражданская дееспособность, эмансипация, право собственности, виды собственности, завещание, сделка, защита имущественных прав, договор, отдельные виды договоров: договор купли-продажи, договор займа, договор мены, договор дарения, договор хранения6.

Особое значение приобретает гражданско-правовое образование во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, в системе дополнительного образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в политических актах, моделирование ситуаций, позволяющих реализовать гражданские права и свободы, форм политического участия, актов социального поведения в "малом" и "большом" сообществах. Предпочтение отдается активным формам деятельности: организуется непосредственное знакомство учащихся с работой органов власти страны, области, местного самоуправления, судов, правоохранительных органов, избирательных комиссий и т.д.

Важное значение приобретает практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов, проведение благотворительных акций, поисковая работа. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс гражданско-правового образования учащихся.

2. Учащиеся и их категории.

Категория переводится с древне греческого языка как разряд, признак и т. п.

Возрастные категории учащихся:

  •  1 категория - учащиеся 1 - 5 классов;
  •  2 категория - учащиеся 6-8 классов;
  •  3 категория - учащиеся 9-11 классов.

Социальные категории учащихся:

  •  дети-сироты и дети, находящиеся под опекой (попечительством);
  •  дети-инвалиды, проживающие в семьях;
  •  дети из семей военнослужащих срочной службы;
  •  дети, родители которых не имеют работы и состоят на учете в службе занятости;
  •  дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  •  дети, у которых один из родителей погиб в местах ведения боевых действий;
  •  дети, чьи родители являются инвалидами либо пенсионерами;
  •  дети из семей участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС,
  •  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Категории:

  •  Учащийся основной школы
  •  Учащийся школы ЗПР
  •  Учащийся специализированной гимназии или лицея с определенным уклоном.

Уровни образованности учащихся (по Гузееву В. В.):

  1.  Продвинутый.
  2.  Общий.
  3.  Минимальный.

Продвинутый уровень образовательной деятельности

Продвинутый уровень предполагает совместное согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «отлично». Это проектно-исследовательский уровень адекватно медико-педагогическим возможностям и притязаниям данной категории учащихся на обучение в творческом, проектно-исследовательском режиме Данный уровень независимо от профиля максимально приближен к вузовским технологиям образования.

Выбор учеником предпрофильного класса обучения на «продвинутом уровне» (соответственных форм и методов обучения) определяется мотивацией на следующие конечные результаты:

1. Установка и получение услуг от образовательного учреждения гарантированного успешного выполнения экзамена по окончанию школы всех трех уровней сложности («А», «В», «С»), что соответствует оценке «5»;

2. Установка заказчика (ученика) и обеспечение исполнителем (школой) образовательных услуг для гарантированного поступления и успешного обучения в престижном (ведущем) вузе избранного профиля;

3. Успешная реализация потенциальных медико-педагогических возможностей и способностей ученика (как заказчика образовательных услуг высокого уровня) как по дисциплинам профиля, так и на продвинутом уровне образования;

4. В процессе обучения инструментом согласования и контроля по реализации возможностей, мотивации учащихся с одной стороны, и образовательной деятельности учителя, с другой, является оценка «отлично».

Общий уровень образовательной деятельности.

Общий уровень предполагает совместное согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «хорошо» и по возможности «отлично». Это уровень, адекватный медико-педагогическим возможностям и притязаниям основной части учащихся на обучение в реконструктивно-вариативном режиме с ознакомлением и участием в проектной и исследовательской работе в составе коллектива. Организация образовательного процесса для данной категории учащихся предполагает уровень содержательного расширения знаний основной школы и практического применения их в новых, но сходных ситуациях. Данный уровень независимо от профиля приближен к вузовским технологиям образования в условиях семинаров, практикумов, лабораторных работ и коллективных проектов.

Общий уровень предполагает согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «хорошо». Выбор учеником предпрофильного класса обучения на «общем уровне» (выбора соответственных форм и методов обучения) определяется мотивацией на следующие конечные результаты:

1. Установка и получение услуг от образовательного учреждения   гарантированного успешного выполнения ЕГЭ по окончанию школы двух уровней сложности («А», «В» с элементами выполнения заданий «С»), что соответствует оценке «4»;

2. Установка заказчика и обеспечение исполнителем образовательных услуг гарантированное поступления и стабилное обучение в высшем учебном заведении среднего уровня по избранной специальности;

3. Реализация потенциальных медико-педагогических возможностей ученика и мотивированных установок на приобретение законченного среднего образования для поступления в вуз;

4. В процессе обучения инструментом согласования и контроля по реализации возможностей, мотивации учащихся с одной стороны, и образовательной деятельности учителя, с другой, является стабильная средняя оценка «хорошо».

Минимальный уровень сложности образовательной деятельности

Минимальный уровень предполагает совместное согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «удовлетворительно» и по возможности «хорошо». Процесс обучения и контроля знаний и навыков учебной работы предполагает  в основном репродуктивное применение знаний основной школы и расширение фактологических знаний на уровне общих стандартов (Уровень узнавания, припоминания, запоминания). Данный уровень в значительной степени адекватно предопределен медико-педагогическими возможностями части учащихся, избравших профильное обучение. Притязания данной категории учащихся предполагают уровень закрепления и содержательного расширения знаний основной школы и отработки практического применения их в сходных ситуациях.

Выбор учеником предпрофильного класса обучения на минимальном уровне (выбора соответственных форм и методов обучения) определяется мотивацией на следующие конечные результаты :

  •  Установка и получение услуг от образовательного учреждения   гарантированного успешного выполнения ЕГЭ по окончанию школы уровня сложности «А» с выполнением отдельных заданий уровня «В», что соответствует оценке «3»;
  •  Установка заказчика и обеспечение исполнителем образовательных услуг гарантированное поступления и стабилное обучение в среднем профессиональном учебном заведении по избранной специальности;
  •  Реализация потенциальных медико-педагогических возможностей ученика и мотивированных установок на приобретение законченного среднего образования для поступления в ссуз (училище, техникум, колледж);
  •  В процессе обучения инструментом согласования и контроля по реализации возможностей, мотивации учащихся с одной стороны, и образовательной деятельности учителя, с другой, является стабильная средняя оценка «удвлетворительно».

Три категории учащихся:

  •  энциклопедисты -  знают очень много фактов из истории права, нормативные документы и т. д.;
  •  логики - умеют сопоставлять фактический материал, делать выводы из наблюдений, способны к аналитической работе;
  •  репродуктанты - способны идеально воспринимать изученный и понятный материал, хорошо обучаются алгоритмам действий, но поисковую работу самостоятельно вести не могут.
  1.  Участники правового просвещения.

Правовой всеобуч - повышение правовой культуры населения, в целях создания единой системы распространения правовых знаний среди населения.

Сегодня пятую часть всех правонарушений совершают подростки. Причина такого большого количества правонарушений — в отсутствии правовой грамотности. Именно поэтому постоянно уделяется внимание правовому образованию молодежи. Существуют и  реализуются комплексные программы "Правовой всеобуч молодежи" и др., целью которой является профилактика правонарушений среди молодежи путем повышения правовой культуры. Юристы с помощью специалистов из правоохранительных органов, военкоматов, центров занятости проводят серии лекций по правовым вопросам на темы "Молодежь и милиция", "Молодежь и армия", "Труд молодежи", "Молодежь и жилье", "Права и льготы молодежи" и т. п.

Участники всеобуча.

Разработаны и внедряются типовых программы правового всеобуча граждан старшего поколения по разъяснению их прав в области здравоохранения, социальной защиты, труда и отдыха. Ожидаемый результат: повышение информированности граждан пожилого возраста об их правах, реализация принципа адресной социальной помощи, снижение количества обращений лиц пожилого возраста в органы исполнительной власти.

3. Участники образовательного процесса.

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области образования:

  •  на уважение своего человеческого достоинства;
  •  на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  •  на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
  •  выражать свое мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;
  •  на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  •  на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
  •  на уважение и свободное выражение своих собственных мнений и убеждений;
  •  на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебных планом;
  •  при прекращении деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования – на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа;
  •  на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;
  •  на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей (язык, на котором ведется обучение и воспитание, определяется учредителями образовательного учреждения или Уставом);
  •  по достижении возраста 15 лет — на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования (по согласию родителей и местного органа управления образованием);
  •  получающий образование в семье – на любом этапе обучения при положительной аттестации имеет право на продолжение образования в образовательном учреждении (по решению родителей или лиц, их заменяющих).

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами. Руководящим принципом, закрепленным в международном праве и внутреннем законодательстве, является положение, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.

Права родителей

Родители имеют право, несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Согласно Семейному Кодексу это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Родители имеют право:

•на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования ;

•выбора для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;

•на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования;

•на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;

•на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;

•участвовать в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;

•на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;

•на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в образовательном учреждении при положительной аттестации;

•выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;

•при наличии оснований для жалобы на школу или преподавателя предварительно обсуждать вопросы с директором школы и учителем, имеющим к этому отношение;

•на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;

•обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями;

•проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, в решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. В представлении родителю информации о ребенке может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка;

• защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;

• на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав.

Основные обязанности родителей:

  •  обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
  •  обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;
  •  выполнять Устав образовательного учреждения;
  •  не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
  •  обеспечивать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;
  •  содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).

Ответственность родителей

За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и материальную ответственность.

Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:

  •  уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  •  злоупотребляют родительскими правами;
  •  жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность;
  •  совершили преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка.

С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Такое решение возможно по обстоятельствам, от родителей не зависящим (опасные заболевания, стечение тяжелых семейных обстоятельств и др.), и в случаях, когда оставление ребенка с родителями опасно для него.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства может немедленно отобрать ребенка у родителей на основании решения органа местного самоуправления.

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф)

• в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей,

• за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача,

• за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения,

• за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:

• за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;

• за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;

• в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

• за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;

• за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолетними детьми (до 14 лет).

3. Права, обязанности и ответственность работников образовательных учреждений

В Рекомендациях специальной межправительственной конференции ЮНЕСКО по вопросу о статусе учителей от 05.10.66 признается решающая роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитие человеческой личности и современного общества. В силу этого учитель должен иметь соответствующий статус, а профессия учителя должна быть окружена общественным уважением.

В Конституции Российской Федерации преподавание отнесено к творческой деятельности. Как творческая деятельность оно разрешается по совместительству с выборными должностями в представительных органах власти, судах и даже на государственной службе.

Работники образовательных учреждений имеют права:

• на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством;

• создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным или одобренным государством, и руководить этими учебными заведениями

• иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;

• на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний;

• на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

• на защиту профессиональной чести и достоинства;

• создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на единственных условиях подчинения уставам этих организаций;

• на участие в забастовках;

• на сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю;

• на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения

• на заключение трудового договора (контракта), в котором оговариваются вопросы учебной нагрузки, оплаты труда и другие условия ;

• на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;

• на участие в управлении образовательным учреждением;

• на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учеников.

Право на свободу преподавания закреплено в Конституции Российской Федерации.

 Обязанности работников  образовательных учреждений:

• стремиться к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы;

• проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и взрослыми, выходящих за рамки плана образовательного учреждения;

• уважать личность ребенка, его права на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения их человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;

• проходить периодические бесплатные медицинские обследования;

• принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися.

Более подробно права и обязанности учителей в образовательном процессе регулируются в Уставе образовательного учреждения.

Ответственность работников образовательных учреждений

За нарушение норм профессионального поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут административную и уголовную ответственность.

Основания прекращения трудового договора предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации без согласия профсоюза до истечения срока действия трудового договора являются:

•повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

•применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью ученика;

•появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

За нарушение норм профессионального поведения и Устава учреждения предусматриваются также другие дисциплинарные меры; дисциплинарное расследование проступка может производиться только по письменной жалобе, копия которой должна вручаться педагогическому работнику. Ход расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью или при необходимости защиты интересов учеников.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

1 Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. М., 1998.

2Педагогический энциклопедический словарь / http://dictionary.fio.ru/article.php?id=103020

3 Певцова Е. А. Основные концепции правового образования//Учитель.2001, №4.

4 Морозова С.А. Методика преподавания права в школе/М.: «Издательский дом «Новый учебник», 2004, с. 50-51

5 Леднев В. С. Содержание образования. М., 1989.

6Морозова С.А. Методика преподавания права в школе/М.: «Издательский дом «Новый учебник», 2004, с.55


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42346. ИЗУЧЕНИЕ ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ МЕТОДОМ НЕКОНТАКТНОЙ ТЕРМОМЕТРИИ 221.5 KB
  Цель работы: изучение теплового излучения и ознакомление с методами оптической пирометрии на примере определения температурной зависимости коэффициента поглощения нечёрного тела. Все тела температура которых отлична от абсолютного нуля непрерывно излучают лучистую энергию. Этот процесс сопровождается уменьшением внутренней энергии тела вследствие чего тело остывает. Одновременно с излучением энергии происходит поглощение лучистой энергии падающей на поверхность тела.
42347. Определение световой характеристики и интегральной чувствительности фотосопротивления 59 KB
  Цель работы: определение световой характеристики и интегральной чувствительности фотосопротивления. Ф 1 где Ф световой поток; В чувствительность как одна из важнейших характеристик фотосопротивления. Проводимость фотосопротивления в сильной степени зависит от величины падающего на него светового потока внутренний фотоэффект. При освещении поверхности фотосопротивления лучистым потоком Ф ток возрастает так как увеличивается число носителей тока.
42348. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ВНЕШНЕГО ФОТОЭФФЕКТА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ ПЛАНКА 88 KB
  Световой поток Ф падающий на катод покрытый фоточувствительным слоем фотокатод вызывает фотоэлектронную эмиссию и при положительном напряжении на аноде относительно катода в вакуумном промежутке создается поток свободных электронов фототок рис. Основными характеристиками фотоэлемента являются следующие: 1 вольтамперная характеристика зависимость фототока от анодного напряжения U при постоянном световом потоке рис.2; 2 частотная характеристика зависимость фототока от частоты при постоянном световом потоке рис. При...
42349. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЗАКОНА ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ ПЛАНКА 121 KB
  Цель работы: построение по опытным данным кривой распределения излучения чёрного тела по длинам волн по частотам и ознакомление с методами оптической радиационной пирометрии. Этот вид излучения может существовать независимо от агрегатного состояния вещества в газообразных жидких и твёрдых телах. Основной особенностью теплового излучения является его равновесность: в изолированной системе тел имеющих разные начальные температуры в...
42350. ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ФОТОЭФФЕКТА. ПОЛУЧЕНИЕ СВЕТОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОТОСОПРОТИВЛЕНИЯ 188.5 KB
  Цель работы: изучение явления внутреннего фотоэффекта и работы фотосопротивления. 2 Приборы работающие на принципе внутреннего фотоэффекта называются фотосопротивлениями. Для предохранения от влияния воздуха фоточувствительная поверхность фотосопротивления покрывается тонкой пленкой лака.
42351. ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ФОТОЭФФЕКТА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕКТРАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОТОСОПРОТИВЛЕНИЯ 87 KB
  Цель работы: получение спектральной характеристики фотосопротивления для определения спектральной области его использования. Дело в том что проводимость фотосопротивления зависит от частоты длины волны поглощаемого им света так как поглощение фотонов различной энергии происходит по-разному. Спектральная характеристика фотосопротивления – это кривая зависимости отношения фототока I при данной частоте к максимальному фототоку во всем диапазоне чувствительности фотосопротивления.
42352. Опыт Франка и Герца 75 KB
  Описание метода и экспериментальной установки В работе используется метод задерживающего потенциала для регистрации неупругих соударений и определения величины энергии передаваемой электроном атому при его соударении с атомом в тиратроне. При абсолютно упругих столкновениях внутренняя энергия взаимодействующих частиц не изменяется и поэтому их суммарная кинетическая энергия после столкновения равна суммарной кинетической энергии до взаимодействия. При неупругом соударении наблюдается переход механической энергии во внутреннюю энергию что...
42353. Разработка функциональных модулей обработки агрегатных данных 112 KB
  Даны две вещественные квадратные матрицы размер вводится пользователем. Даны две вещественные квадратные матрицы размер вводится пользователем. Даны четыре вещественные матрицы произвольной размерности размерность вводится пользователем. Упорядочить по возрастанию элементы главной диагонали той из полученных матриц след которой является наибольшим следом матрицы называется сумма элементов главной диагонали.
42354. Оценка и планирование доходов предприятия 114 KB
  Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.