68329

Управление и нормативно-правовое регулирование в области правого обучения

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Нормативно-правовые акты регламентирующие процесс обучения. Муниципальная система образования это территориально обособленная и относительно самостоятельная часть системы образования республики взаимосвязанная с другими аналогичными частями.

Русский

2014-09-21

166 KB

0 чел.

PAGE  10

Управление и нормативно-правовое регулирование в области правого обучения.

План лекции.

  1.  Муниципальные органы управления образованием.
    1.  . Управление качеством образования
      1.  Нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс обучения.

1. Муниципальные органы управления образованием.

5500 муниципальных образований 89 регионов РФ.

Муниципальная система образования – это территориально обособленная и относительно самостоятельная часть системы образования республики, взаимосвязанная с другими аналогичными частями. Она действует на основе и в рамках нормативно-правовых актов и других ограничений, налагаемых федеральными и региональными органами власти и управления образованием, имеет самостоятельные связи и отношения с другими объектами и институтами как внутри, так и за пределами своего региона, что предполагает открытость образовательной системы для социального партнерства.

Главная цель управления муниципальной системой образования в современных условиях должна состоять в обеспечении максимально высоких темпов наращивания ее возможностей и их использования для подъема муниципального образования на качественно новый уровень, в создании благоприятной инновационной обстановки, побуждающей образовательные и иные институты к активному обновлению.

Исходя из этого, основными задачами муниципального управления образованием должны быть:

  •  изучение состояния, своевременная коррекция и прогнозирование развития образования в муниципалитете; 
  •  обеспечение максимальной реализации прав личности на получение качественного образования;
  •  организация активного взаимодействия органов управления с родительскими и общественными организациями;
  •  сотрудничество с другими муниципальными органами управления образованием в реализации единой образовательной политики республики.

Для решения указанных задач требуется:

  •  разработка и проведение экспериментальной апробации новых моделей управления образованием;
  •  разработка методики комплексной диагностики состояния системы образования и образовательных учреждений, планирования их развития, оценки деятельности управленческого персонала;
  •  разработка новых учебных программ и организация обучения управленческого персонала новым методам управления;
  •  организация разработки территориальных программ развития образования;
  •  отработка механизма контроля на всех уровнях системы управления образованием;
  •  отработка технологии освоения управленческих нововведений.

Варианты организационной структуры муниципальных органов управления образованием

Анализ теоретических исследований и практического опыта организации управленческой деятельности дает основания говорить о трех основных моделях организационной структуры муниципальных органов управления образованием:

  1.  По образовательным сферам. Он предполагает формирование в рамках органов управления основных подразделений по числу контролируемых образовательных сфер, в каждом из которых группируются все работы по обеспечению условий функционирования и развития учреждений соответствующего вида: дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования. Основное достоинство подобной структуры состоит в том, что каждое подразделение отвечает за весь комплекс условий в относительно обособленной образовательной сфере и может работать в автономном режиме. Это способствует формированию целостного образа ситуации внутри конкретной образовательной сферы и облегчает принятие согласованных решений по ее изменению в желательном направлении, создаются благоприятные условия для координации взаимодействия специалистов внутри подразделения. К недостаткам такой структуры относится потребность в большом количестве узкопрофильных специалистов (например, по вопросам материально-технического обеспечения, по подготовке и переподготовке кадров и т.д.), которые, находясь в разных подразделениях, не могут взаимозаменять друг друга. Затруднено профессиональное общение однопрофильных специалистов, что препятствует их взаимообогащению опытом и профессиональному росту. Затруднена также адекватная оценка руководителями подразделений способностей и качества работы подчиненных.
  2.  По функциональным подсистемам. Он порождает структуру, состоящую из специализированных функциональных подразделений, внутри каждого из которых сосредоточено управление определенным видом необходимых для развития системы образования условий или ресурсов. Это могут быть подразделения, реализующие функции управления кадровым потенциалом, материально-техническим, методическим, финансовым обеспечением и т.п. Достоинства данной модели: в ней обеспечивается четкое распределение ответственности за реализацию функций органа управления; специализация подразделений позволяет обходиться меньшим числом специалистов каждого профиля, облегчает рост квалификации управленческого персонала и повышает взаимозаменяемость сотрудников в подразделениях. Недостатки: из-за характерного для функциональных структур большого числа горизонтальных связей резко усложняется их координация. Особенно сильно это сказывается при необходимости одновременного решения увеличивающегося числа новых, нестандартных задач, связанных с развитием системы образования и требующих согласованной работы всех подразделений. Функциональная дифференциация приводит к тому, что общие цели деятельности всего органа управления оказываются вне поля зрения его структурных подразделений.
  3.  Программно-целевая. Эта модель предполагает структуризацию работ, связанных с управлением развитием образования, за счет создания как новых постоянно действующих подразделений в рамках базовой структуры, так и временных особых структурных единиц, ориентированных на разработку и управление реализацией целевых программ развития. Такая модель повышает гибкость и адаптивность управления развитием системы образования, улучшает его скоординированность в условиях нестабильности внутренней и внешней среды, поэтому является предпочтительной.

В целях оптимизации управления вполне возможно формирование моделей смешанного типа.

Организационный механизм муниципального управления образованием можно представить в следующей схеме:

Необходимо организовать внутренний (силами стратегической группы и партнеров, привлекаемых внутри региона) и внешний (с помощью внешних, в том числе российских экспертов) мониторинги. В качестве основных качественных показателей следует использовать:

  •  “степень изменения подходов к управленческой деятельности”,
  •  “уровень участия общественных структур в управлении системой образования”,
  •  “степень сформированности нового педагогического мышления”,
  •  “уровень сформированности у учащихся ключевых компетенций”.

Результаты этих исследований будут служить основой для оперативной корректировки модели управления и модели переподготовки кадров.

Алгоритм построения системы муниципального управления образованием

Указанный ниже перечень действий не обязательно должен осуществляться в той последовательности, которая приведена. В реальной практике переустройства системы управления действия по ее преобразованию осуществляются зачастую параллельно и не могут быть отделены друг от друга. Алгоритм представляет собой следующие действия:

  1.  Определение или уточнение статуса муниципального органа управления образованием, его роли и места в системе управления образованием в районе.
  2.  Выяснение его целей и задач.
  3.  Определение или корректировка функций органа управления образованием.
  4.  Выбор типа и модели оргструктуры органа управления образованием, обеспечивающей лучшие возможности для реализации его статуса, целей, задач и функций.
  5.  Определение должностей руководителей органа управления образованием, состав его структурных подразделений и должностей работников аппарата, являющихся отдельными структурными единицами.
  6.  Распределение обязанностей между руководителями органа управления образованием, его подразделениями и сотрудниками аппарата.
  7.  Установление связей подчинения, координации, способ кооперации и взаимозаменяемости между подразделениями и работниками аппарата.
  8.  Разработка документов, фиксирующих построение оргструктуры органа управления образованием, основы содержания и организации его работы.
  9.  Определение примерного состава типовых управленческих мероприятий и процедур, выполняемых регулярно органом управления образованием, перечня разрабатываемых им документов, оформление результатов этой работы в виде оперограммы и документограммы.
  10.  Разработка распорядка и режима работы аппарата органа управления образованием, его подразделений и работников, закрепление их в виде регламента правил внутреннего распорядка и циклограмм.
  11.  Определение комплекса мер по преобразованию отношений между органом управления образованием и его объектом управления (системой учреждений образования района) с целью приведения их в соответствие с новым стилем, организационной структурой и механизмом управления, формирование их в виде раздела программы развития образования района.
  12.  Внесение корректив в состав аппарата органа управления образованием с учетом изменений в стиле руководства, структуре аппарата, механизме его работы.
  13.  Определение отношений и организация взаимодействия с социальными партнерами.
  14.  Организация переподготовки работников аппарата, их самообразовательной работы с учетом необходимости ориентации на освоение скорректированного статуса, обновленных структуры и механизма работы.

Структура модели общественно-государственного управления образованием на муниципальном уровне

Предлагаем модель управления образованием, разработанную Департаментом образования Саратовской области. В основе лежит принцип общественно-государственного управления. Он предусматривает, что система образования корректирует свои задачи и достижения с потребностями и целями гражданского общества. Значительная часть функций и полномочий при этом передается общественным институтам.

Функции основных структурных элементов государственного компонента управления:

Школьный отдел (отдел инспектирования образовательных учреждений):

  •  отслеживание проведения государственной политики в области образования и по мере необходимости корректировка действий руководителей школ; 
  •  контроль исполнения законодательства в области образования; 
  •  содействие соблюдению прав участников образовательного процесса; 
  •  поиск механизма совершенствования управления качеством образования; 
  •  сопоставление внутренней и внешней экспертизы результатов оценки деятельности;
  •  определение и содействие повышению уровня обученности и развития учащихся в рамках государственных образовательных стандартов. 

Муниципальная методическая служба:

  •  анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы в образовательных учреждениях; 
  •  обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития образования, учебниках и учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников;
  •  прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, координация этой работы с институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования; 
  •  выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательных учреждениях, его обобщение и распространение;
  •  создание банка педагогического опыта в сфере образования, проведение информационно-библиографической работы;
  •  оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательных учреждений в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, учебных планов, в подготовке работников образования к аттестации. 

Центр педагогической диагностики и мониторинга:

  •  создание единой системы диагностики и контроля состояния образования, осуществление мониторинга образования в муниципальном районе; 
  •  создание методик диагностики качества образования на основе разработки измерителей качества знаний, учебных умений и практических способов учащихся; 
  •  анализ качества образования учащихся по образовательным областям и предметам; выработка шкал оценок и критериев результативности педагогического труда; 
  •  разработка содержания и процедур аттестации учащихся, педагогов, руководителей и образовательных учреждений; 
  •  изучение опыта управления качеством образования, определение возможностей его использования в районе; 
  •  научная, методическая, экспертно-консультационная помощь образовательным учреждениям и педагогам в вопросах диагностики качества образования.

Основные функции структурных элементов общественного компонента модели состоят в следующем.

Муниципальный родительский комитет:

  •  содействие осуществлению прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и образовательным процессом;
  •  решение проблем семейного воспитания, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений, оказание поддержки и помощи семье в создании условий для воспитания и развития детей;
  •  повышение ответственности родителей за выполнение ими конституционных обязанностей по воспитанию детей;
  •  развитие совместной деятельности детей и родителей в сфере образования и досуга;
  •  взаимодействие с культурно-просветительскими учреждениями по вопросам создания условий для нравственно-эстетического и духовного развития детей и родителей;
  •  оказание содействия и помощи детям, семьям, находящимся в особо трудных условиях: сиротам, социально дезадаптированным детям, детям-инвалидам, детям-беженцам и вынужденным переселенцам;
  •  пропаганда и распространение положительного опыта семейного воспитания.

Совет попечителей:

  •  объединение усилий и привлечение к активной деятельности государственных и общественных структур, представителей малого и среднего бизнеса, трудовых коллективов предприятий для реализации программ гражданской, экономической и социальной защиты обучающихся и педагогов;
  •  формирование заказов на виды и уровни образовательных услуг учащимся;
  •  проведение независимой экспертизы уровня и качества подготовки выпускников;
  •  формирование устойчивого дополнительного финансового фонда образовательных учреждений;
  •  оказание по мере возможности содействия администрации образовательных учреждений в ремонте зданий и помещений, в приобретении учебных пособий и оборудования;
  •  оказание материальной, финансовой и иной благотворительной помощи учащимся из малообеспеченных, многодетных семей;
  •  участие в организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий с призовым фондом;
  •  установление стипендий для обучающихся, имеющих особые успехи в учении;
  •  выделение средств для поощрения отдельных педагогов, имеющих значительные успехи в воспитании и обучении школьников.

Ассоциация педагогических работников:

  •  обновление содержания образования;
  •  выработка современных технологических приемов обучения и воспитания;
  •  участие в разработке нормативно-правовой базы функционирования развития системы образования;
  •  обеспечение социальной и правовой защиты работников образования;
  •  участие в разрешении социальных конфликтов:
    •  “учитель - администрация образовательного учреждения”,
      •  “педколлектив - администрация образовательного учреждения”,
      •  “педколлектив - орган управления муниципальной системой образования”.

Муниципальный совет учащихся:

  •  внесение предложений и обсуждение вопросов, связанных с обновлением содержания образования;
  •  общественная экспертиза нормативно-правовых документов, связанных с функционированием и развитием системы образования;
  •  участие в решении вопросов социальной защиты детства;
  •  содействие в разрешении социальных конфликтов:
    •   “учитель - учащиеся”,
      •   “педколлектив - коллектив учащихся”;
  •  обсуждение процедуры итоговой и промежуточной аттестации учащихся и внесение предложений по ее корректировке;
  •  организация досуга молодежи.

Участие родителей и общественности в деятельности образовательных учреждений должно осуществляться по следующим направлениям:

  •  внедрение системы планирования развития школы с регулярным предоставлением отчета в местные органы управления (в них дается актуальное описание целей школы, оценка ее работы, сводка достигнутого в выполнении ранее поставленных задач и список задач на следующий отчетный период);
  •  контроль за эффективностью расходования бюджетных ассигнований; 
  •  определение политики ОУ (участие в подготовке концепции и программы развития); 
  •  прямое участие в аттестации учащихся; 
  •  совместная работа в качестве партнеров по подведению итогов деятельности педагогов (аттестация); 
  •  создание общественной комиссии по подведению итогов деятельности образовательного учреждения за год; 
  •  закрепление прав родителей в части организации обучения (подбор учебных материалов, определение методов обучения, оценка успеваемости) соглашением между ними и образовательным учреждением в соответствии с уставом последнего.  

1. Управление качеством образования.

Управление любым процессом невозможно без определения его текущего состояния и сравнения с некоторым эталоном, т.е. необходимо количественно характеризовать «расстояние» текущего состояния объекта до некоторого желательного.

Объективная система оценки качества образования наряду с банком контрольных измерительных материалов и средствами обработки информации должна стать действенным и надёжным инструментом управления образовательной деятельностью. Проявляясь в личных достижениях учащегося или выпускника образовательного учреждения, качество образования есть продукт общественный, зависящий от позиции и комплексной организации усилий всего образовательного сообщества.1

Уже в ближайшее время Правительство должно проработать решения по обязательному полному среднему образованию, по кардинальному изменению качества работы средних специальных и всех профессиональных учебных заведений, поскольку качество образования является, по словам В.Путина, проблемой номер один. Для повышения качества образования нужна не только хорошая материально-техническая и методическая база, но и достойные условия жизни и работы педагога. Вместе с тем сами педагоги должны пройти путь обновления подходов к воспитанию, к внедрению современных образовательных технологий. 2 

  Образовательный аудит - контроль качества подготовки учащихся и специалистов в учебных заведениях и других организациях, проводящих образовательную подготовку. Образовательный аудит - аттестация учебного заведения по качеству образования3.

Словосочетание "качество образования" в начале девяностых годов прошлого века в России чаще использовалось управленцами, чем учеными. Это было вызвано, скорее всего, тем, что в Законе РФ "Об образовании" (1992 и 1996 гг.) появилась статья о государственном контроле за качеством образования, что породило большое количество различных практик такого контроля. Инициированная правительственными решениями практика организации контроля качества образования дала импульс для разработки соответствующих теоретических концепций, явилась основным фактором устойчивого возрастания интереса ученых к данной проблеме. В настоящее время общее число публикаций по проблемам качества образования исчисляется тысячами; более десяти лет назад их было значительно меньше. В России, в частности, только в 2001 г. проведено 74 научных и научно-практических конференций, посвященных вопросам качества образования.

Следует отметить, что оценка качества образования связана с рядом противоречий.

1. Отсутствие тезауруса.

2. Стабильность и изменчивость образования.

3. Выделение качества образования.

4. Теоретическое и практическое обучение.

5. Стандарты оценки преподавателя и квалификационные требования к специалисту.

6. Декларируемый гуманистический и фактический технологический подходы к оценке качества образования учащегося.

Наблюдение позволяет выделить два основных подхода к оценке качества образования. Первый подход – гуманистический - ориентирован на обеспечение потребности обучающегося в объективной оценке качества его образования. Второй подход – технологический направлен на технологию оценивания.

В рамках гуманистического подхода как критерий качества образования исследователи выделяют уровень самореализации личности в деятельности, в том числе профессиональной, трудовой деятельности. Оценка качества образования предназначена для объективной фиксации результата подготовки учащегося, Сторонники гуманистического подхода выступают против отмены традиционных форм оценивания. Сторонники технологического подхода основными критериями качества образования считают внешние показатели: успеваемость, условия организации образовательного процесса и др.4

"Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития". А.Н. Майоров 

Мониторинг - всего лишь новое модное слово. В хороших школах всегда собирались статистические данные по успеваемости, по которым можно было следить за качеством работы каждого учителя и школы в целом. Именно для быстрого реагирования на учебную ситуацию был создан новый инструмент - мониторинг, под которым понимают непрерывное, длительное наблюдение учебного процесса и управление им. Педагогический мониторинг обеспечивает преподавателя и учащихся необходимой информацией для принятия решения. Объекты педагогического мониторинга - это результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения. Педагогический мониторинг определяет, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в инновационном процессе.

Образовательный процесс в школе строится по принципу трехтактной информационной системы, предусматривающей организацию надежной обратной связи в системе "учитель - ученик". Осуществляется отработка различных количественных и качественных форм оценивания академической деятельности обучающихся. В частности, ведется работа по внедрению "балльно-рейтинговой" системы текущего контроля на уроках математики, а также апробация этой системы в ходе изучения информатики, физики, истории и психологии.

При таком подходе выявляется роль учителя как более опытного партнера, старшего товарища, сопровождающего ребенка на пути к познанию, а не начальства, раздающего материальные блага. Требование соответствия стандарту перестает быть доминирующим и превалировать над учетом индивидуальных особенностей ученика. Процесс обучения приобретает самостоятельную ценность. Основной целью его становится не только овладение программой, но и сохранение и развитие познавательного интереса, создание внутренней мотивации к учению.

В трудах отечественных ученых (А.С. Белкин, В.П. Беспалько, В.Г. Горб, Г.А. Карпова, А.А. Орлов, С.А. Равичев, С.Н. Силина) проведен системно-генетический анализ педагогического мониторинга, обоснованы общепедагогические и общепсихологические позиции, которые доказывают необходимость использования мониторинга в образовательном процессе.

В разработке содержания педагогического мониторинга важным является определение его принципов:

1. Принцип непрерывности (определение перехода одного качества в другое, корректировка, поддержание или ослабление соответствующих тенденций образовательного процесса).

2. Принцип научности (построение на научно-обоснованных характеристиках образовательного процесса).

3. Принцип воспитательной целесообразности (недопустимость применения технологий, наносящих ущерб интересам, достоинствам, правам личности ребенка).

4. Принцип диагностико-прогностической направленности (основа мониторинга - научно-исследовательское слежение, в процессе которого обнаруживается до сих пор не исследованная сущность образования).

Технология педагогического мониторинга предполагает поэтапное его осуществление. Научно- обоснованное, проверенное практикой последовательное проведение исследовательской деятельности позволяет внедрить оптимально приемлемую организацию труда в педагогическую деятельность работников образования.

Понятно, что для обработки большого количества данных необходимы компьютеры. Сейчас уже созданы специальные компьютерные программы педагогического мониторинга. С их помощью систематизируются и анализируются статистические показатели качества образования по классам и по школе в целом за многие годы.

В современной педагогике пока не существует единого показателя качества образования. Принятые показатели многофакторные и комплексные, состоят из совокупности нескольких параметров. Приведем некоторые из них, разработанные академиком РАО В.П.Беспалько:

  •  число учебных элементов в содержании предмета;
  •  осознанность усвоения учебного материала;
  •  коэффициент усвоения деятельности;
  •  средняя степень автоматизации учебной деятельности.

На основе этих параметров становится возможным задавать цели обучения диагностично, а также проводить объективный контроль степени их достижения. Существуют компьютерные программы “индивидуального мониторинга”. В электронную таблицу заносятся данные по каждому ученику на основе проведенных контрольных, срезовых работ, тестов, программированных опросов и экзаменов. Результаты учебной работы каждого ученика видны в динамике, могут быть представлены в наглядной, занимательной форме диаграмм, графиков и т. д. Наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие индивидуальные показатели:

  •  прочность усвоения знаний;
  •  уровень сформированности навыков (определяется количеством ошибок);
  •  и другие.

Названные параметры взяты из образовательных стандартов по предмету и могут быть дополнены.

И еще об одном показателе хотелось бы сказать особо. Кроме качества знаний учащихся имеет значение эффективность способов их получения. То есть нужно разобраться, а какова нагрузка на учителя и ученика? Бывают случаи применения “силового воздействия”, которые дают неплохие результаты по качеству знаний, но происходит это за счет здоровья ребенка. Поэтому важным показателем мастерства педагога является высокая и устойчивая мотивация к обучению; преподавателю необходимо выбрать и адаптировать к конкретным условиям нужную педагогическую технологию, дающую гарантированный, воспроизводимый результат.

Пример5. Основными задачами мониторинга качества общего образования в учебном году являются:

  •  1. Оценить уровень подготовки выпускников начальной школы по чтению и выявить особенности обучения чтению в начальной школе.
  •  2. Оценить уровень подготовки выпускников основной школы по математике и русскому языку.
  •  3. Выявить отношение учителей к используемой в основной школе форме итоговой аттестации школьников.
  •  4. Провести анализ факторов, влияющих на систему оценивания учебных достижений в основной школе.
  •  5. Оценить уровень подготовки выпускников средней школы по математике, русскому языку и литературе.
  •  6. Разработать научно-методическое обеспечение мониторинга общего среднего образования (показатели, инструментарий, сопроводительные материалы).

В качестве основных показателей, по которым будет собираться информация в процессе мониторинга общего образования в 2000-2001 г, выбраны следующие:

1. Характеристики школ:

  •  - расположение школы (город, поселок, сельская местность);
  •  - тип школы (общеобразовательная, гимназия, лицей, школа- вуз, с углубленным изучением отдельных предметов, учебно-воспитательный комплекс, школа-сад, интернат, другая).

2. Характеристики класса:

  •  - тип класса (общеобразовательный, гимназический или лицейский, с углубленным изучением иностранного языка, компенсирующего обучения, коррекционный, другой);
  •  - число учащихся в классе;
  •  - мнение учителя о подготовке класса (высокий уровень подготовки, средний, низкий),

3. Характеристики обучающихся: пол, данные о рождении.

4. Характеристики преподавателей: стаж, разряд, недельная нагрузка, влияние учителей на выбор учебников (никакое, некоторое, решающее).

5. Обеспечение образовательного процесса:

  •  - число уроков (по математике и русскому языку) в неделю,
  •  - продолжительность урока,
  •  - программа обучения (государственная, школьная, авторская),
  •  - используемые учебники,
  •  - использование экзаменационных материалов в учебном процессе (на этапе итогового повторения, в ходе изучения конкретных тем курса, для ознакомления учащихся с обязательными требованиями по предмету, для организации дифференцированной работы).

6. Результаты обучения: годовые отметки, экзаменационные отметки, данные анализа выполнения экзаменационных работ.

Дополнительно по начальной школе будет собираться следующая информация:

  •  1. Организация учебного процесса.
  •  2. Отношение учащихся к чтению.
  •  3. Выполнение домашнего задания по чтению.
  •  4. Отношение учащихся к школе.
  •  5. Социально-экономический статус семьи.
  •  6. Подготовка ребенка к школе в семье.
  •  7. Отношение родителей к школе.
  •  8. Демографические характеристики учителя.
  •  9. Характеристика тестируемого класса.
  •  10. Особенности обучения русскому языку и чтению.
  •  11. Оценка учебных достижений.
  •  12. Система повышения профессионального мастерства.
  •  13. Взаимосвязь школы и семьи.
  •  14. Характеристика школы.
  •  15. Материально-техническое обеспечение.

3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс обучения.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ документов, локальных актов организационно-правового обеспечения деятельности образовательного учреждения.

1. Устав. 

2. Договор с учредителем.

3. Программа развития ОУ.

4. Учебный план.

5. Годовой календарный учебный план.

6. Положение о педагогическом совете. 

7. Положение о научно-методическом совете.

8. Положение о предметной кафедре ОУ.

9. Положение о методическом объединении учителей-предметников ОУ.

10. Положение об аттестационной комиссии.

11. Положение об инспекционно-контрольной деятельности в ОУ.

12. Положение о промежуточной аттестации обучающихся в 5-8 и 10 классах.

13. Положение о получении образования в форме экстерната.

14. Положение о получении образования в семье. 

15. Положение о конфликтной комиссии по вопросам аттестации обучающихся.

16. Положение об аттестационной комиссии (на период проведения аттестации учащихся).

17. Положение о проведении единых экзаменов для ОУ, взаимодействующего с Вузами.

18. Договор о проведении итоговой аттестации выпускников с учреждениями высшего профессионального образования.

19. Положение об аттестации учащихся, обучающихся в форме экстерната.

20. Положение о специализированных классах.

21. Положение о научном обществе учащихся.

22. Положение о школьной предметной олимпиаде.

23. Положение о конференции и Совете ОУ.

24. Положение об оказании платных образовательных услуг.

25. Правила для учащихся.

26. Правила о поощрениях и взысканиях учащихся школ.

27. Декларация прав учащихся школы.

28. Положение о школьном дежурстве.

29. Положение о смотрах, конкурсах, проводимых в ОУ.

30. Договор ОУ с родителями.

31. Положение об общешкольном родительском собрании. 

32. Положение о библиотеке. 

33. Правила пользования библиотекой.

34. Положение об учебном кабинете.

35. Положение о столовой ОУ.

36. Положение о мастерских технических труда.

37. Положение о музее (при наличии музея).

38. Положение об оздоровительном лагере для учащихся с дневным пребыванием.

39. Должностная инструкция директора ОУ.

40. Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.

41. Должностная инструкция зам. директора по учебно-воспитательной работе.

42. Должностная инструкция зам. директора школы по научно-методической работе.

43. Должностная инструкция учителя. 

44. Должностная инструкция классного руководителя.

45. Должностная инструкция заведующего библиотекой.

46. Должностная инструкция библиотекаря.

47. должностная инструкция социального педагога.

48. Должностная инструкция преподавателя-организатора ОБЖ.

49. Должностная инструкция лаборанта.

50. Должностная инструкция зам. директора школы по административно- хозяйственной работе.

51. Должностная инструкция уборщика служебных помещений.

52. Должностная инструкция воспитателя.

53. Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

54. Должностная инструкция секретаря-машинистки.

55. Должностная инструкция гардеробщика.

56. Должностная инструкция рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования.

57. Правила внутреннего трудового распорядка для работников.

58. Положение о порядке и условиях предоставления длительного отпуска за непрерывную преподавательскую работу.

59. Положение о материальном поощрении и материальной помощи.

60. Штатное расписание.

61. Трудовой договор (контракт) с сотрудниками.

62. Положение об установлении доплат и надбавок к должностным окладам сотрудников.

63. Положение об общем собрании трудового коллектива.

64. Положение о комиссии по трудовым спорам.

65. Номенклатура дел.

66. Положение о фонде развития ОУ.

67. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме.

68. Положение об отряде юных инспекторов движения.

69. Инструкции по охране труда и технике безопасности, правила работы на травмоопасных участках, рабочих местах, учебных кабинетах.

70. Приказы, распоряжения.

71. Положение об инспекторско-контрольной деятельности в образовательном учреждении.

72. Коллективный договор.

73. Положение о попечительском совете ОУ.

1 http://lko.paideia.ru/

2 Доступность и качество образования прямо влияют на национальные перспективы http://www.kremlin.ru/text/themes2005/10/96100.shtml

3 Экономический и финансовый словарь// http://slovari.yandex.ru

4 Некрасов С.Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста// Университетское управление. 2003.  № 1(24). С. 42-45. 

5Мониторинг качества общего среднего образования  http://www.centeroko.ru/monitor01/monit01.htm


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35517. Гилерболоидные зубчатые передачи 414.5 KB
  Для обеспечения точечного касания линий зубьев можно применить более простые по форме поверхности, чем гиперболоиды вращения, что упрощает изготовление зубчатых колес.
35518. НЕРВНЫЕ БОЛЕЗНИ ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ КОЖНЫЕ И ВЕНЕРИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ БОЛЕЗНИ УХА, ГОРЛА, НОСА 285 KB
  Глазные болезни Нервные болезни Психические болезни Нуриева Л. Болезни уха горла носа Насыбуллина С. Кожные и венерические болезни Самойлова Л.
35519. ПЕДИАТРИЯ С ДЕТСКИМИ ИНФЕКЦИЯМИ 407.5 KB
  Обучение студентов в медицинском колледже(училище) завершается проведением итоговой аттестации, которая включает в себя вопросы педиатрии с детскими инфекциями. Данное пособие поможет Вам подготовиться к предстоящей аттестации. При подготовке к аттестации следует. Проверить свои знания, ответив на тестовые задания по всем разделам и сверить свои ответы с эталонами. Для оценки знаний пользуйтесь критериями
35520. Лечебное дело. Сборник тестовых заданий 98.5 KB
  Концентрация раствора хлорамина для обработки поверхности загрязненной кровью а 3 б 1 в 05 г 025 2. При попадании хлорсодержащего раствора в глаза медсестры необходимо а промыть раствором гидрокарбоната натрия б закапать раствором альбуцида в немедленно обратиться к врачу г промыть глаза проточной водой 6. Пациент разбил ртутный термометр действие медсестры а собрать в герметичную емкость и сообщить в СЭС б собрать влажным тампоном и выбросить в мусорный контейнер в собрать грушевидным баллоном и вылить в раковину г собрать...
35521. ТЕРАПИЯ. Сборник тестовых заданий 285.5 KB
  При подготовке к аттестации следует: 1. При неудовлетворительной оценке следует вновь проработать учебный материал 3. Повторить решение тестовых заданий Желаем успеха Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области терапии для специальности 0401 Лечебное дело Фельдшер должен: знать систему организации терапевтической службы; знать причины механизмы развития клинические проявления методы диагностики осложнения принципы лечения и профилактики заболеваний внутренних органов; уметь...
35522. МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ. АКУШЕРСТВО. ГИНЕКОЛОГИЯ. КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ. ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ С ЭПИДЕМИОЛОГИЕЙ 167.5 KB
  Для профилактики раневой инфекции на первом этапе медицинской эвакуации применяют: а первичную хирургичесую обработку ран наложение асептической повязки б антибиотикотерапию обезболивание инфузионную терапию в транспортную иммобилизацию обезболивание г наложение асептической повязки антибиотикотерапию 19. Для профилактики раневой инфекции на первом этапе медицинской эвакуации применяют: а первичную хирургичесую обработку ран наложение асептической повязки б антибиотикотерапию обезболивание инфузионную терапию в транспортную...
35523. КОМПАС - ГРАФИК LT 5.10. Краткое руководство пользователя 159.5 KB
  Открыть: страницу меню Файл команды Создать и Лист. Открыть: страницу меню Настройка команды Параметры текущего листа Параметры листа. Открыть команду Оформление выбрать тип основной надписи: Чертеж констр. открыть нужную папку по указанию.
35524. bCAD Полезные Советы 831 KB
  Использование форматов трёхмерных данных не поддерживаемых bCAD непосредственно [1.3] Вставка иллюстраций из bCAD в документ MSWord [2] Советы по плоскому черчению [2.23] Использование растровых изображений не поддерживаемых системой bCAD непосредственно [2.
35525. Виды стандартов и технических регламентов (ТР). Содержание стандартов на продукцию и ТР. Обязательные требования технических регламентов на продукцию 18.93 KB
  Технический регламент — документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства...