68330

Методика преподавания учебной дисциплины «Уголовное право»

Лекция

Педагогика и дидактика

Задачи изучения дисциплины В результате изучения уголовного права студенты должны знать: − понятие предмет задачи и принципы уголовного права как отрасли национального права; − понятие значение структуру уголовного закона отдельных его статей; − понятие уголовной ответственности и ее основание...

Русский

2014-09-21

39 KB

35 чел.

Методика преподавания учебной дисциплины «Уголовное право»

Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания курса уголовного права является:

− обеспечение усвоения студентами основных институтов уголовного права, составов конкретных видов преступлений, методики оценки общественно опасных деяний, роли уголовного права в сфере правового обеспечения экономической деятельности;

− формирование у студентов умений применять нормы уголовного закона, уважения к закону, правам и интересам граждан, интересам общества и государства, убежденности в необходимости строжайшего соблюдения законности.

Задачи изучения дисциплины

В результате изучения уголовного права студенты должны знать:

− понятие, предмет, задачи и принципы уголовного права как отрасли национального права;

− понятие, значение, структуру уголовного закона, отдельных его статей;

− понятие уголовной ответственности и ее основание;

− понятие преступления и состава преступления, их значение;

− элементы преступления и их характеристику;

− стадии совершения преступления, соучастие в преступлении и множественность преступлений;

− обстоятельства, исключающие преступность деяния;

− понятие уголовного наказания, системы наказаний и их виды, принудительные меры безопасности и лечения;

− назначение наказания как основной формы реализации уголовной ответственности и другие формы ее реализации;

− освобождение от уголовной ответственности и наказания;

− особенности ответственности несовершеннолетних;

− составы конкретных видов преступлений;

уметь:

− применять положения Общей части уголовного закона при решении вопросов уголовной ответственности лиц, совершивших общественно опасные деяния;

− квалифицировать общественно опасные деяния;

− разграничивать составы различных видов преступлений;

− ориентироваться в уголовных законах и других нормативных актах в интересах решения задач в сфере правового обеспечения экономической деятельности.

Связь уголовного права с другими учебными дисциплинами

Изучение курса уголовного права основано на использовании знаний, которые студенты получили по курсам Теории государства и права, Истории государства и права зарубежных стран, Истории государства и права славянских народов, Истории государства и права Беларуси, Конституционного права, Административного права, Судоустройства, Философии и Психологии.

В свою очередь уголовное право является исходной для дисциплин криминального цикла. Знания по курсу уголовного права будут использованы студентами при изучении курсов Уголовного процесса, Уголовно-исполнительного права, Криминологии, Криминалистики, Судебной бухгалтерии, Судебной медицины, Судебной психиатрии, Прокурорского надзора. Определенную роль знания уголовно-правовых вопросов играют в изучении и усвоении студентами гражданско-правовых дисциплин, в частности Гражданского права, Хозяйственного права, Финансового права, Трудового права, Экологического права.

Методика преподавания.

Основой процесса образования, профессионального становления специалиста-юриста является усвоение соответствующей совокупности знаний, умений и навыков.

Уголовное право относится к числу учебных дисциплин, составляющих основу правоведения и юридического образования. Его изучение призвано сформировать у студентов необходимый запас прочных теоретических знаний, базирующихся на законодательстве, обобщениях судебной, прокурорской и следственной практики, привить навыки применения уголовного закона в конкретных ситуациях. Особую актуальность эти знания приобретают в современных условиях: обострение борьбы с преступностью, в которой уголовный закон выступает основным орудием государственных органов охраны правопорядка.

Введение в действие с 1 января 1997 г. нового Уголовного кодекса РФ потребовало научного анализа системы составов преступлений против личностей, общества, государства. В ходе кодификации уголовного законодательства произошли существенные изменения, вследствие чего материал о преступлениях, изложенных ранее, несколько устарел, что создает определенные трудности в преподавании такой учебной дисциплины как «Уголовное право».

При изучении курса «Уголовное право» работу со студентами (лекции, семинарские, практические занятия) надо начинать с анализа его Общей части, в которой сконцентрированы положения, касающиеся практически всех институтов данного курса. Без глубокого усвоения студентами базовых понятий, категорий, институтов невозможно уловить и осознать специфику уголовного права как учебной дисциплины, отрасли права, социальной ценности, источника необходимой информации для будущего юриста.

Специфика преподавания Общей части уголовного права такова, что в лекционном материале приходится оперировать обобщающими категориями, обладающими высоким порогом абстракции. Давая лекционный материал по данной части уголовного права, следует обращаться к определениям (дефинициям), раскрывающим сущностные признаки того или иного уголовно-правового института. В ходе семинарских занятий, самостоятельных работ студент должен уяснить, что действующее отечественное уголовное законодательство исходит из синтеза материальных и формальных признаков преступления.

После изучения и закрепления студентами необходимых, обязательных признаков логично приступить к изучению разграничений преступлений от смежных институтов и, прежде всего, таких, как «иные правонарушения» и «малозначительные деяния». Далее, учитывая неоднородность преступлений, дается лекционный материал по классификации преступлений по видам (группам) и определяется практическая значимость такой категоризации. При этом от студента требуется не только правильные, но и достаточно полные рассуждения по поводу рассматриваемой проблемы, глубокое знание действующего законодательства.

Методика преподавания особенной части уголовного права обладает определенной спецификой, поскольку здесь отрабатываются навыки и умения преломлять вопросы общего характера через призму конкретного факта. Этот процесс (квалификация преступления) может осуществляться путем нахождения тождества признаков явлений и нормы уголовного права или путем исключения из круга исследования тех норм, которые к содеянному либо вообще не имеют никакого отношения, либо могут иметь – опосредованно, через другую норму. Третий путь – комбинация первого и второго. Выбор того или иного пути во многом зависит от логического мышления студента.

В лекционном материале особое внимание нужно обратить на юридический анализ состава преступления. Именно здесь допускается наибольшее количество ошибок.

На наш взгляд построение лекционного материала возможно по следующей схеме:

1. Характеристика объекта.

2. Анализ объективной стороны.

3. Анализ субъективной стороны.

4. Анализ субъекта.

5. Содержание признаков основного и квалифицированных составов

преступлений.

6. Отграничение от смежных составов преступлений.

7. Конкуренция уголовно-правовых норм.

При проведении семинарских занятий предлагается идти от знания основных положений Общей и Особенной частей уголовного права к анализу конкретного случая; от решения конкретного случая к повторению и углублению знаний теории, нормативных актов, судебной практики. Этим обеспечивается системный характер получения знаний и приобретаются необходимые умения и навыки применения уголовного закона.

Примерно такое построение изучаемого материала представляется наиболее оптимальным. Главное здесь заключается в том, чтобы студент понял и усвоил и мог толковать уголовно-правовые нормы через призму положений нового уголовного закона.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50931. Государство. Функции государства 101.5 KB
  Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников
50932. Знаходження коренів нелінійного рівняння комбінованим методом хорд та дотичних 37 KB
  Мета. Навчитися уточнювати корені нелінійного рівняння комбінованим методом хорд та дотичних. Обладнання. Лист формату А4, ручка , олівець, лінійка, програмне забезпечення С ++.
50933. Метод Гауса рішення системи лінійних рівнянь, складання алгоритму 48.5 KB
  Мета. Навчитися вирішувати системи лінійних рівнянь методом Гауса, скласти алгоритм. Устаткування: папір формату А4, ручка, програмне забезпечення , ПК.
50934. Метод Крилова побудови власного багаточлена матриці 61.5 KB
  Мета. Навчитися знаходити власний багаточлен матриці методом Крилова. Устаткування: лист формату А4, ручка, програмне забезпечення Borland C++
50936. Знаходження власних чисел і векторів матриці по методу Крилова 60.5 KB
  Мета: навчитися знаходити власні числа і вектори матриці по методу Крилова. Устаткування: лист формату А4, ручка, С ++. Хід роботи Правила техніки безпеки Теоретичні дані Індивідуальне завдання. Знайти одне з власних чисел і відповідний йому власний вектор матриці А по методу Крилова (використати результати лабороторної роботи № 18).
50938. Знаходження розвязку системи лінійних рівнянь методом ітерацій, складання алгоритму 43.5 KB
  Мета. Навчитися вирішувати систему лінійних рівнянь методом ітерацій с заданою точністю, скласти алгоритм. Устаткування: папір формату А4, ПК, С++. Хід роботи Правила техніки безпеки Теоретичні дані Індивідуальне завдання. Методом ітерацій вирішити систему лінійних рівнянь з точністю до 0,001, визначивши число ітерацій к.