68330

Методика преподавания учебной дисциплины «Уголовное право»

Лекция

Педагогика и дидактика

Задачи изучения дисциплины В результате изучения уголовного права студенты должны знать: − понятие предмет задачи и принципы уголовного права как отрасли национального права; − понятие значение структуру уголовного закона отдельных его статей; − понятие уголовной ответственности и ее основание...

Русский

2014-09-21

39 KB

30 чел.

Методика преподавания учебной дисциплины «Уголовное право»

Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания курса уголовного права является:

− обеспечение усвоения студентами основных институтов уголовного права, составов конкретных видов преступлений, методики оценки общественно опасных деяний, роли уголовного права в сфере правового обеспечения экономической деятельности;

− формирование у студентов умений применять нормы уголовного закона, уважения к закону, правам и интересам граждан, интересам общества и государства, убежденности в необходимости строжайшего соблюдения законности.

Задачи изучения дисциплины

В результате изучения уголовного права студенты должны знать:

− понятие, предмет, задачи и принципы уголовного права как отрасли национального права;

− понятие, значение, структуру уголовного закона, отдельных его статей;

− понятие уголовной ответственности и ее основание;

− понятие преступления и состава преступления, их значение;

− элементы преступления и их характеристику;

− стадии совершения преступления, соучастие в преступлении и множественность преступлений;

− обстоятельства, исключающие преступность деяния;

− понятие уголовного наказания, системы наказаний и их виды, принудительные меры безопасности и лечения;

− назначение наказания как основной формы реализации уголовной ответственности и другие формы ее реализации;

− освобождение от уголовной ответственности и наказания;

− особенности ответственности несовершеннолетних;

− составы конкретных видов преступлений;

уметь:

− применять положения Общей части уголовного закона при решении вопросов уголовной ответственности лиц, совершивших общественно опасные деяния;

− квалифицировать общественно опасные деяния;

− разграничивать составы различных видов преступлений;

− ориентироваться в уголовных законах и других нормативных актах в интересах решения задач в сфере правового обеспечения экономической деятельности.

Связь уголовного права с другими учебными дисциплинами

Изучение курса уголовного права основано на использовании знаний, которые студенты получили по курсам Теории государства и права, Истории государства и права зарубежных стран, Истории государства и права славянских народов, Истории государства и права Беларуси, Конституционного права, Административного права, Судоустройства, Философии и Психологии.

В свою очередь уголовное право является исходной для дисциплин криминального цикла. Знания по курсу уголовного права будут использованы студентами при изучении курсов Уголовного процесса, Уголовно-исполнительного права, Криминологии, Криминалистики, Судебной бухгалтерии, Судебной медицины, Судебной психиатрии, Прокурорского надзора. Определенную роль знания уголовно-правовых вопросов играют в изучении и усвоении студентами гражданско-правовых дисциплин, в частности Гражданского права, Хозяйственного права, Финансового права, Трудового права, Экологического права.

Методика преподавания.

Основой процесса образования, профессионального становления специалиста-юриста является усвоение соответствующей совокупности знаний, умений и навыков.

Уголовное право относится к числу учебных дисциплин, составляющих основу правоведения и юридического образования. Его изучение призвано сформировать у студентов необходимый запас прочных теоретических знаний, базирующихся на законодательстве, обобщениях судебной, прокурорской и следственной практики, привить навыки применения уголовного закона в конкретных ситуациях. Особую актуальность эти знания приобретают в современных условиях: обострение борьбы с преступностью, в которой уголовный закон выступает основным орудием государственных органов охраны правопорядка.

Введение в действие с 1 января 1997 г. нового Уголовного кодекса РФ потребовало научного анализа системы составов преступлений против личностей, общества, государства. В ходе кодификации уголовного законодательства произошли существенные изменения, вследствие чего материал о преступлениях, изложенных ранее, несколько устарел, что создает определенные трудности в преподавании такой учебной дисциплины как «Уголовное право».

При изучении курса «Уголовное право» работу со студентами (лекции, семинарские, практические занятия) надо начинать с анализа его Общей части, в которой сконцентрированы положения, касающиеся практически всех институтов данного курса. Без глубокого усвоения студентами базовых понятий, категорий, институтов невозможно уловить и осознать специфику уголовного права как учебной дисциплины, отрасли права, социальной ценности, источника необходимой информации для будущего юриста.

Специфика преподавания Общей части уголовного права такова, что в лекционном материале приходится оперировать обобщающими категориями, обладающими высоким порогом абстракции. Давая лекционный материал по данной части уголовного права, следует обращаться к определениям (дефинициям), раскрывающим сущностные признаки того или иного уголовно-правового института. В ходе семинарских занятий, самостоятельных работ студент должен уяснить, что действующее отечественное уголовное законодательство исходит из синтеза материальных и формальных признаков преступления.

После изучения и закрепления студентами необходимых, обязательных признаков логично приступить к изучению разграничений преступлений от смежных институтов и, прежде всего, таких, как «иные правонарушения» и «малозначительные деяния». Далее, учитывая неоднородность преступлений, дается лекционный материал по классификации преступлений по видам (группам) и определяется практическая значимость такой категоризации. При этом от студента требуется не только правильные, но и достаточно полные рассуждения по поводу рассматриваемой проблемы, глубокое знание действующего законодательства.

Методика преподавания особенной части уголовного права обладает определенной спецификой, поскольку здесь отрабатываются навыки и умения преломлять вопросы общего характера через призму конкретного факта. Этот процесс (квалификация преступления) может осуществляться путем нахождения тождества признаков явлений и нормы уголовного права или путем исключения из круга исследования тех норм, которые к содеянному либо вообще не имеют никакого отношения, либо могут иметь – опосредованно, через другую норму. Третий путь – комбинация первого и второго. Выбор того или иного пути во многом зависит от логического мышления студента.

В лекционном материале особое внимание нужно обратить на юридический анализ состава преступления. Именно здесь допускается наибольшее количество ошибок.

На наш взгляд построение лекционного материала возможно по следующей схеме:

1. Характеристика объекта.

2. Анализ объективной стороны.

3. Анализ субъективной стороны.

4. Анализ субъекта.

5. Содержание признаков основного и квалифицированных составов

преступлений.

6. Отграничение от смежных составов преступлений.

7. Конкуренция уголовно-правовых норм.

При проведении семинарских занятий предлагается идти от знания основных положений Общей и Особенной частей уголовного права к анализу конкретного случая; от решения конкретного случая к повторению и углублению знаний теории, нормативных актов, судебной практики. Этим обеспечивается системный характер получения знаний и приобретаются необходимые умения и навыки применения уголовного закона.

Примерно такое построение изучаемого материала представляется наиболее оптимальным. Главное здесь заключается в том, чтобы студент понял и усвоил и мог толковать уголовно-правовые нормы через призму положений нового уголовного закона.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39588. Лента конвейерная 109.87 KB
  Тяговым каркасом резинотканевой ленты рис. Резинотросовые ленты рис. имеют тяговый каркас состоящий из стальных тросов уложенных в один ряд параллельно друг другу вдоль ленты с обеих сторон покрытый резиной. Количество прокладок может быть от 3 до 10 в зависимости от условий эксплуатации свойств транспортируемого груза ширины прочности и жесткости ленты.
39589. Натяжные устройства ленточного конвейера 34.2 KB
  Грузовые натяжные устройства делятся на грузовые тележечные и грузовые вертикальные рамные. Каждое из названных натяжных устройств состоит из натяжной тележки или натяжной рамы и грузового устройства. Грузовые устройства могут быть без полиспаста с полиспастом или грузолебедочные.
39590. Приводы ленточного конвейера 152.77 KB
  Приводы ленточного конвейера выполняютсяоднобарабанными с одним или двумя двигателями рис. 1;двухбарабанными с близко расположенными друг около друга приводными барабанами рис. 2 а 3 и с раздельным расположением приводных барабанов на переднем и заднем концах конвейера рис. 3 3;трехбарабанными с близко расположенными друг около друга барабанами рис.
39591. Разгрузочные устройства 189.55 KB
  Наименование воронки Характеристика воронки Схема воронки Исполнение воронки Трехрукавная Разгрузка на две стороны и вперед I Двухрукавная Разгрузка на две стороны II Двухрукавная односторонняя правая Разгрузка на правую сторону или вперед III Двухрукавная односторонняя левая Разгрузка на левую сторону или вперед IV Однорукавная правая Разгрузка на правую сторону V Однорукавная левая Разгрузка на левую сторону VI Тележки могут иметь левое и правое расположение привода по направлению движения ленты. Пример условного обозначения...
39592. Ролики конвейерные 113.41 KB
  Верхние желобчатые усиленные роликоопоры предназначаются для транспортировки по верхней ветви ленты материалов, имеющих размер кусков 150 - 500 мм. Они находят применение в тяжелонагруженных магистральных конвейерах, к примеру, в угольных разрезах, шахтах и пр.
39593. Привод ленточного транспортёра с червячным редуктором 591 KB
  Подготовка исходных данных для расчета редуктора на ЭВМ и выбор электродвигателя Расчет червячного редуктора Предварительный расчет валов Уточнённый расчёт валов. Выбор смазки редуктора Проверка прочности шпоночного соединения Расчёт штифтового соединения. Подготовка исходных данных для расчета редуктора на ЭВМ...
39594. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАБОТЫ СТАНЦИИ БОЙНЯ МОСКОВСКО-КУРСКОГО ЦЕНТРА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ 2.13 MB
  В успешном решении задач полного удовлетворения потребностей государства в перевозках ведущая роль отводится железным дорогам и их основным линейным подразделениям – станциям, которые предназначены для организации перевозок грузов, пассажиров и багажа. Именно на железнодорожных станциях начинается и завершается перевозочный процесс.
39595. Разработка основных принципов организации работы станции 1.2 MB
  Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонов и формирования поездов в соответствии с общесетевым планом формирования. Формирование на сортировочных станциях сквозных поездов дает возможность пропускать эти поезда без переработки через многие участковые и некоторые попутные сортировочные станции что ускоряет доставку грузов оборот вагонов и снижает себестоимость перевозок. На сортировочных станциях выполняются также операции с транзитными грузовыми поездами ремонт вагонов экипировка локомотивов снабжение льдом...