68331

Евреи в Сибири

Доклад

История и СИД

Первые упоминания о евреях в Сибири отнесятся к началу 2й четверти XVII века. В деле Сибирского приказа за 1635 год о возвращении из Сибири военнопленных сосланных в службу и на пашню упоминаются литовские немецкие люди и жиды. Относительно последних приказ дает воеводам подробные инструкции...

Русский

2014-09-21

40 KB

1 чел.

Евреи в Сибири. 

Турецкий Г. 

Первые упоминания о евреях в Сибири отнесятся к началу 2-й четверти XVII века. В деле Сибирского приказа за 1635 год о возвращении из Сибири военнопленных, сосланных «в службу» и «на пашню», упоминаются «литовские, немецкие люди и жиды». Относительно последних приказ дает воеводам подробные инструкции: как им поступить с теми, кто в Сибири крестились и женились на русских, которые крестились, но не женились и т.д., что свидетельствует о том, что среди сосланных в Сибирь военнопленных было немало евреев. Имеются документальные данные, что в 1659 году в Сибирь были сосланы евреи, проживавшие в Новонемецкой слободе в Москве. После установления в 1794 году «черты еврейской оседлости», из которой Сибирь была исключена, евреи в течение многих десятилетий просачиваются за Урал исключительно в качестве каторжан и ссыльных, которые водворяются преимущественно в восточных районах Сибири - Иркутской губернии, Якутской и Забайкальской областях. В начале XIX века небольшие колонии евреев встречаются и в Западной Сибири. Например, о Каинской общине пишет в своем дневнике Сперанский, посетивший проездом этот город. Небольшие общины имелись тогда же в Омске, Томске и Канске.

В 1836 году царское правительство, в целях оживления далекой окраины, направляет в Сибирь часть евреев, предназначенных к водворению в южно-русских степях. Для этих переселенцев первоначально выделяется земельный фонд на пяти различных участках Западной Сибири. Переселенцы снабжаются за счет казны земледельческими орудиями, рабочим скотом и необходимой домашней утварью. В виду значительного числа евреев, желавших переселиться в Сибирь, министр финансов Канкрин возбуждает вопрос о выделении для них еще десяти участков свободных казенных земель в Омской области.

Николай I не только не утверждает этого представления, но в связи с ним приказывает совершенно прекратить переселение евреев в Сибирь. Те переселенцы, которые до издания этого приказа усспели добраться до места назначения, остаются в Сибири, находившиеся же в пути задерживаются и водворяются в Херсонской губернии. Всего осталось тогда в Западной Сибири, на отведенных участках, 1367 чел. Потомки этих колонистов 1836 года впоследствии расселились по всей Сибири.

В 1837 году были изданы особые правила, основной целью которых было «решительно и навсегда прекратить» переселение евреев в Сибирь, а также уменьшить «число поселенных уже в Сибири евреев». По этим правилам, для евреев до 40 лет ссылка в Сибирь по приговору суда заменяется другими наказаниями: сдачей в солдаты или заключением в арестантских ротах. Лишь осужденных старше 40 лет «правила» разрешают отправлять в Сибирь, но предписывают водворять их в наиболее отдаленных местах — Иркутской губернии и Забайкальской области. Для уменьшения количества уже поселенных в Сибири евреев, «правила» предписывают детей ссыльно-поселенцев евреев мужского пола зачислять в кантонисты, а детей потомков ссыльно-поселенцев, по достижении ими 16-летнего возраста, в случае отказа родителей записывать их в кантонисты, выселять в «черту оседлости». Но ни эти, ни другие многочисленные и разнообразные правовые ограничения не прекращают притока евреев в Сибирь, и к концу XIX века количество их достигает 34477, что составляет 0.6% от всего населения края. Отдельные губернии и области в это время имеют уже довольно значительные еврейские общины: в Иркутской число евреев достигает 8239, Томской — 7696, Забайкальской - 7550 и т.д. В последующие годы до начала империалистической войны приток евреев в Сибирь еще больше усиливается, главным образом за счет политических ссыльных и каторжан, число которых с развитием революционного движения в черте оседлости значительно увеличивается.

В хозяйственной жизни Сибири евреи с самого своего появления здесь и вплоть до установления советской власти играют роль преимущественно торгово-промышленного элемента. Поселенные первоначально в сельских местностях, они постепенно стягиваются в города, где занимаются ремеслами и торговлей, в развитии которых остро нуждался колонизуемый край. Евреи занимают видное место в средней и крупной торговле, особенно в снабжении припасами и товарами приисковых районов, торговле сельско-хозяйственными продуктами, скупке скота в Монголии и т.п. Значительную роль они играют также в развитии мелкой и кустарно-ремесленной промышленности, а также в свободных профессиях - их много среди врачей, юристов и т.д. Начиная с 70-х гг. прошлого века евреи играют некоторую роль и в золотопромышленности, особенно за Байкалом: в Баргузинском, Нерчинском и Читинском округах.

По данным переписи 1897 года, профессиональный состав сибирских евреев представлется в таком виде: занятых торговлей 3792 чел., в промышленности 2810, сельским хозйством — 825, извозом — 585, прислуг и поденщиков — 507, на государственной, общественной службе и свободных професий — 322, неопределенными профессиями — 713, в армии — 446. На протяжении последующих 20 лет профессиональный состав еврейского населения Сибири подвергается незначительным изменениям, но заметно изменется его социальный состав: в первых двух группах (торговле и промышленности) значительно увеличивается процент служащих и наемных рабочих, комплектуемых, главным образом, из бывших каторжан и ссыльно-поселенцев.

Социальный состав сибирской еврейской общины определял характер и содержание и ее общественно-культурной жизни. Еврейская общественность концентрируется вокруг религиозных общин. Позже в более крупных городах появляются различные филантропические организации: богадельни, благотворительные общества, бесплатные начальные школы и пр.

Из общественных движений, возникших в конце прошлого века среди еврейского населения России, в Сибири нашел живой отклик сионизм. Сионистские организации возникают почти во всех сибирских городах. В 1905 году состоялся нелегальный краевой съезд сионистских организаций, который формулировал их задачи и установил тактику в сибирских услових. Представляя собой единственную организованную и сплоченную группу среди еврейского населения Сибири, сионисты быстро овладевают местной еврейской общественностью. Небольшие группы еврейских рабочих, бывших административно-ссыльных, а также учащейся молодежи принимают активное участие в местном революционном движении, играя довольно видную роль в организациях РСДРП и ПСР.

Заметное изменение в социальной структуре сибирских евреев и известный сдвиг в их общественно-культурной жизни наступает с началом империалистической войны. В 1915–1916 годах в Сибири оседает несколько тысяч еврейских беженцев и выселенцев, среди которых преобладают рабочие и ремесленники. В эти же годы усиливается приток и административно-ссыльных из черты оседлости, а также и концентрация в городах ссыльно-поселенцев, в большинстве рабочих, служащих и ремесленников. С появлением этих групп в более крупных городах возникают подпольные организации таких еврейских партий, как Бунд, сионистов-социалистов и Поалей-Цион. Представители этих организаций принимают участие и в легальной еврейской общественно-культурной жизни — в комитетах помощи беженцам и просветительных организациях.

После Февральской революции деятельность религиозно- филантропических организаций замирает, и видное место в еврейской общественности занимает политическая борьба между различными партийными группировками (вокруг выборов в городские думы, реорганизованные общины, Всероссийский еврейский съезд и т.п.). Наибольшим влиянием среди еврейского населения пользуются сионисты.

После революции несколько меняется вид общественно-политической деятельности общин. Наряду с заботами о религии они включают в сферу своей деятельности и вопросы социально-экономические, руководство эмиграцией в Палестину и т.п.

В период колчаковщины, когда остатки еврейских партий были загнаны в подполье, в Иркутске созывается съезд общин Сибири и Урала, оформляющий их религиозный характер и выделяющий из своего состава «Национальный совет».

В 1920–21 гг., после восстановления советской власти в городах Иркутске, Томске и Омске открываются еврейские рабочие клубы, школы, библиотеки, устраиваются собрания и митинги, лекции и диспуты. Но уже в 1923 году многие из этих учреждений закрываются.

По данным переписи 1926 года на территории Сибири проживало 32750 евреев, из них в городах 28972, в сельской местности 3778. Около 80% евреев проживали в Иркутском (9083), Томском (5505), Омском (4389), Красноярском (3040), Новосибирском (2301) и Барабинском (2227) округах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75969. Евразийская идея в российской истории: представители, концепция, критика 18.4 KB
  Евразийское движение родилось в 20-е годы в Европе в среде российской эмигрантской интеллигенции. Само имя движения говорит за себя. Евразийство – это культурно-историческая концепция, в которой Россия рассматривается как Евразия
75970. И.А. Ильин о сущности русской идеи 16.89 KB
  В этих фразах и заключается мысль о том что идея должна быть основана на народных особенностях и только это сможет обеспечить достойную жизнь народа на земле сделает возможным исполнение его исторического призвания. Если же говорить о самой сущности то Ильин утверждает: Русская идея есть идея сердца. Эта идея конечно же корнями уходит в православное христианство которое русский человек принял не от меча не по расчету не страхом и не умственностью а чувством добротою совестью и сердечным созерцанием. Таким образом русская...
75971. СВЯТО ПОХІДНОЇ 94.5 KB
  Мета уроку: навчальна: повторити і систематизувати знання учнів 11-го класу по темі «Похідна та її застосування», формувати навички практичного застосування отриманих знань; розвивальна: розвивати знання учнів про похідну, формувати навички контролю....
75972. СВЯТО ПОКРОВИ 517 KB
  Мета: ознайомити учнів зі святом Покрови, пробуджувати пізнавальні інтереси до історії української культури; сприяти примноженню родинних і національних традицій. Виховувати любов та пошану до традицій українського народу.
75973. Інтегрований урок в 3 класі «Поле чудес» 57.5 KB
  Формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної – дотримуватися норм мовленнєвої культури, звязно висловлюватися в контексті змісту; здоровязбережувальної...
75974. Ескіз розпису косовської кераміки 312 KB
  Мета уроку: розвивати вміння дітей складати декоративну композицію для розпису косовської кераміки. Матеріали до уроку: керамічні вироби косовських майстрів: вази глечики свічники миски кашпо; навчальні таблиці з зображенням виробів з Косова...
75975. ОГОНЬ – ВРАГ ИЛИ ДРУГ? 242 KB
  Сегодня наш урок необычный. Вам нетерпится узнать, о чем пойдет разговор на уроке? Никакого секрета нет. На уроке мы познакомимся с очень интересными правилами безопасности жизни, иными словами, у нас урок осторожности. И посвящен он тому, кто…
75976. Охорона природи Землі 140 KB
  Мета: узагальнити, систематизувати, розширити знання учнів про використання людиною природних багатств Землі, причини забруднення природи, шляхи збереження природи на нашій планеті. Розвивати мовлення, мислення, пам’ять учнів, їх пізнавальний інтерес, самостійність.
75977. Охорона природи мішаних лісів 184.5 KB
  Мета: Розширити уявлення дітей про ліси України їх рослинний світ значення лісів у природі і житті людини їх охорону Виховувати екологічне мислення. Обладнання: Карта України карта природних зон України ілюстрації рідкісних тварин рослин кросворд диск з голосами птахів...