68333

Тесты. Классификация тестов

Доклад

Педагогика и дидактика

Тесты позволяют в кратчайший срок проверить знания больших групп учащихся выявить пробелы при изложении учебного материала применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми и т.

Русский

2014-09-21

111.5 KB

1 чел.

PAGE  1

Тесты. Классификация тестов.

Важнейший элемент рейтинговой системы - тестирование. Тесты позволяют в кратчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми и т.д.

Тест - это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Тест (англ. test - проба, испытание, исследование) в психологии и педагогике, стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Слово «тест» вызывает у учителей самые различные представления. Одни полагают, что это вопросы или задачи с одним готовым ответом, который надо угадать. Другие считают тест формой игры или забавы. Третьи пытаются истолковать это как перевод с английского слова «test», (проба, испытание, проверка). В общем, по этому вопросу нет единства мнений. Тем более что в учебниках педагогики об этом не пишут. Не случайно размах мнений о тестах оказывается слишком широким: от суждений обыденного сознания до попыток научного истолкования сущности тестов.

В науке проводят существенные различия между простым переводом слова и смыслом понятия.

Чаще всего, по мнению Джонсона, мы встречаемся с упрощенным восприятием понятия «тест» как простой выбор одного ответа из нескольких предложенных к вопросу. Многочисленные примеры таких, казалось бы, «тестов» легко найти в газетно-журнальной периодике, в различных конкурсах и в многочисленных книжных публикациях под названием «Тесты». Но и это часто оказываются не тесты, а нечто внешне похожее на них. Обычно это сборники вопросов и задач, рассчитанных на выбор одного правильного ответа из числа предложенных. Они только по внешней видимости похожи на настоящий тест. Различия в понимании сущности тестов порождают различия в отношении к тестам.

В наши дни существует много видов тестов, поэтому дать универсальное определение для всех этих видов вряд ли можно.

В.В.Орлова утверждает, что традиционный тест представляет собой стандартизованный метод диагностики уровня и структуры подготовленности. В таком тесте все испытуемые отвечают на одни и те же задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов. Главная цель применения традиционных тестов - установить отношение порядка устанавливаемых между испытуемыми по уровню проявляемых при тестировании знаний. И на этой основе определить место каждого на заданном множестве тестируемых испытуемых. Для достижения этой цели можно создать бесчисленное количество тестов, и все они могут соответствовать достижению поставленной задаче.

Каждый тест может отличаться от других по числу заданий и другим характеристикам. С прагматической точки зрения выгодней делать тест, имеющий сравнительно меньшее число заданий, но обладающий большинством достоинств, присущих более длинным, как говорят в зарубежной теории, тестам. Понятие «длина теста» введено в начале XX века Ч. Спирманом и обозначает, на русском языке, количество заданий в тесте. Чем длиннее тест, тем больше в нем заданий. От числа заданий некоторым образом зависит точность педагогического измерения.

В тест стараются отобрать минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить уровень и структуру подготовленности. Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно с опорой на среднюю арифметическую и на так называемые процентные нормы, показывающие, - сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат худший, чем у любого другого испытуемого. Такая интерпретация тестовых результатов называется нормативно-ориентированной. Тест определяется как система заданий возрастающей трудности, позволяющая эффективно измерить уровень и качественно оценить структуру подготовленности учащихся. Таково определение педагогического теста.

В энциклопедии педагогических терминов дается следующее определение тестированию: «Любая тестовая методика представляет собой совокупность тестовых заданий, объединенных определенной целью. Тестовые задания предусматривают определённый ответ, или ответы». Учитель сможет на уроках, используя тестовые задания, провести фронтальный опрос учеников, превратив сам процесс в увлекательную и познавательную игру. Быстрота контроля за уровнем подготовки школьников, возможность существенно снизить эмоциональную нагрузку на учителя и учащихся, широкий охват учебного материала – некоторые положительные стороны использования заданий-тестов в практике преподавания.

Тесты начали применяться в 1864 Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном (1883. Термин «тесты» впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттелл (1890). В начале 20 в. начинают разграничиваться психологические и педагогические направления в разработке тестов. Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торндайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов. Наибольшее развитие тестологического исследования получили в США (например, за время 2-й мировой войны 1939-45 при мобилизации в армию было тестировано около 20 млн. чел.). Системы Т. базируются на самых различных теоретических представлениях (например, в США - на базе бихевиоризма, гештальтпсихологии, неофрейдизма и т. д.). Однако составление тестов строится по единой схеме: определение целей тестов, составление тестов в черновом виде, апробация тестов на репрезентативной выборке испытуемых и исправление недостатков, разработка шкалы измерений (на основе качественных соображений и статистической обработки результатов) и правил интерпретации результатов. Качество тестов определяется по таким характеристикам, как надёжность, валидность (соответствие полученных результатов цели тестирования), дифференцирующая сила заданий и др. В России тесты начали применяться в нач. 20 в. Одна из первых методик была предложена Г. И. Россолимо (1910), который разработал систему психол. профилей – графического представления тестовых измерений психических процессов. А. П. Болтуновым (1928) на основе адаптированной шкалы Бине-Симона была создана «измерительная шкала ума». М. Ю. Сыркину (1929) принадлежат исследования соотношения тестовых показателей и социальных факторов.

В СССР тесты получили наибольшее широкое распространение в 20-30-х гг. В 1925 при пед. отделе Института методов школьного работы была организована тестовая комиссия, которая составила и выпустила на основе американских образцов стандартизированные тесты для школы. Центр, педологии, лаборатория МОНО разработала собственную шкалу для измерения умственного развития детей, Т. для учёта навыков в чтении, счёте и письме, Т. группового испытания умственной одарённости. Однако признание тестов основным методом диагностики, недостатки стандартизации тестов и их некорректное использование приводили к ошибочным выводам и прогнозам.

После постановления ЦК ВКП(б) от 4.7.1936 «О педологических извращениях в системе наркомпросов» на применение тестов был наложен офиц. запрет, что надолго затормозило развитие психодиагностических исследований. В настоящее время тесты находят применение в целях проф. отбора (выявление психол. особенностей, значимых для овладения соответствующей профессией), психопатологической диагностики, в рамках психол. консультирования в учебных заведениях. С помощью некоторых тестов, возможно, оценить степень готовности ребёнка к школьному обучению. Неоднократное использование тестов в процессе обучения способствует более адекватной оценке его эффективности.

Существует разделение тестов на тесты успешности (измеряющие знания, умения, навыки) и тесты способностей. В более широком плане тесты выявляют степень приобщённости индивида к культуре общества, реально не зависящую от врождённых качеств. Т. о., в педагогической практике тесты должны использоваться только в сочетании с анализом конкретно-исторических условий формирования личности.

Достоинства тестирования: 

  •  позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, умений, его речевые и мыслительные способности
  •  Гибкость
  •  Приспосабливаемость ко многим требованиям, уровням, условиям
  •  Наличие потенциала использования разнообразных типов заданий (при одновременной возможности однотипного их набора)
  •  Равные условия и права всем сдающим тесты
  •  Возможность предварительной апробации вариантов и объективного обобщения результатов
  •  Более высокая точность оценки знаний и построения относительных шкал успешности владения предметом
  •  Творческий характер составления тестов, стимулирующий основательную подготовку учителя
  •  Систематизация среза знаний и умений учащихся 

Как утверждает Диксон, нижеприведенные недостатки тестирования, в значительной степени, влияют на успешное или неуспешное выполнения теста. И учителю, при использовании данного метода контроля знаний умений и навыков учеников, необходимо учитывать его отрицательные стороны:

  •  результаты теста указывают не на причинную связь, а на главную тенденцию. На результаты теста в данный момент могут повлиять и побочные обстоятельства. Неправильный ответ ученика может быть объяснён не только не усвоением курса, но и неправильным прочтением, или непониманием задачи, неправильным зачеркиванием буквы (при правильном понимании) вследствие усталости, нервозности.
  •  Тесты выявляют результат, а не ход работы. Несмотря на то, что об эффективности знаний судят в первую очередь по их результатам, но для педагога очень важно знать, как ученик пришел к данному решению. Может быть, он рассуждал правильно, а ответ написал неправильно, или случайно правильно ответил.
  •  Школьные тесты недостаточно выявляют эмоционально-волевую сферу деятельности, старательность ученика, его интерес к работе.
  •  Учебные тесты упрощают задачу, стоящую перед учеником. Вместо того чтобы самостоятельно найти нужный ответ, воспроизвести в памяти учебный материал, или составить рассказ, в котором даётся полный и исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, от ученика требуется лишь выбрать правильный ответ из числа предложенных ему готовых вариантов.

Таким образом, следует признать, что тесты не в состоянии охватить все стороны учета успеваемости. Только наряду с другими формами контроля тесты с успехом можно использовать (к контролю усвоения лексики иностранного языка это не имеет никакого отношения, но, бесспорно, использовать и другие методы контроля при проверки лексического минимума  необходимо.)

Создания теста начинается с определения и, по возможности, ограничения области знаний, навыков, которые будут испытываться тестом. При этом нужно учитывать соответствие проверяемых знаний, умений и навыков программным требованиям. Тесты не должны быть однообразными, иначе интерес учащихся к работе над тестом ослабевает.  Рекомендуется при составлении тестовых заданий  учитывать следующие положения:

Вопросы, включенные в тест, должны быть разного уровня сложности. Это позволит сильным учащимся не переоценивать своих возможностей, сталкиваясь всё время с очень легкой работой, а слабым - не разувериться в своих силах.

Экономность вопросов: при самой краткой формулировке тест должен «вытягивать» из учащихся возможно больший объем знаний.

Тестовые вопросы должны повторятся. Их формулировки должны дополнятся, нужно продумать, сколько «кругов повторения» стоит закладывать в этот тест, то есть, сколько раз различные вопросы будут возвращать ученика к той же теме. Совокупность правильных ответов покажет, что ученик в состоянии собирать воедино фрагменты своих знаний по теме и пользоваться ими для решения различных задач.

Формулировки вопросов тестовых заданий должны, прежде всего: содержать одну законченную мысль; избегать слов, дающих возможность учащимся догадаться о правильном ответе, а также двусмысленных утверждений.

Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначными по содержанию и общему количеству слов. Место правильного ответа не должно повторятся от вопроса к вопросу. Все ответы по конструкции должны быть преимущественно однородными.

Главным требованием методики составления теста является пригодность. Кроме того, задания должны быть посильными для ребят. Ученые справедливо подчеркивают, что объем тестовой основы должен быть таким, чтобы учащиеся смогли удержать в памяти, вопросы должны содержать изученный лексико-грамматический материал; каждое тестовое задание должно быть автономно.

Виды тестов

(по способу выполнения заданий):

Согласно теории, задания в тестовой форме можно разделить на две группы:

  •  для обучения;
  •  для контроля.

В связи с этим выделяется 5 видов тестовых заданий:

1)задания с выбором правильного ответа;

2)задания открытой формы (ответ необходимо написать самостоятельно);

3)задания на установление правильного соответствия (элементам данного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества);

4)задания на установление правильной последовательности (необходимо установить правильную последовательность действий, операций);

5) многоуровневый тест.

Многоуровневое тестирование.

Основная цель этого способа – проверить не только знания учащихся, но и прививать им навыки самоанализа, самооценки, осознания уровня своей подготовки.

  •  По теме или разделу курса составляется система многоуровневых вопросов, дается оценка каждого вопроса в баллах.
  •  Учащиеся в течение определенного времени отвечают на эти вопросы, (дубликат ответа ученика передается учителю).
  •  Учитель совместно с учащимися определяет правильность ответов, каждый ученик подсчитывает количество заработанных баллов.
  •  Определяя средний уровень в баллах данной группы учащихся, определяется разброс в одну и в другую сторону, строится шкала, обсуждается результат класса.
  •  Строится шкала требований, предъявляемых программой (стандартами) к знаниям учащихся. За средний уровень здесь берется уровень 65% - это соответствует «тройке», 80% - «четверке» и 95% - «пятерке».
  •  Учащиеся проводят самоанализ и определяют степень своей подготовки по данной теме в классе согласно требованиям, предъявляемым программой и вузами.

Разработка тестового контроля включает следующие этапы

  1.  определение целей тестирования (прогностические - связаны с профильной ориентацией учащихся, диагностические - связаны с уровневой дифференциацией обучения, ориентированные на обратную связь);
  2.  отбор и упорядочивание заданий;
  3.  компоновка тестов по блокам;
  4.  апробация;
  5.  проведение тестовых испытаний.

Поэтому к тестам предъявляют определенные требования: валидность, определенность, надежность, практичность, простота в использовании, прогностическая ценность. При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:

  •  информационные навыки (узнает, вспоминает);
    •  понимание (объясняет, показывает);
    •  применение (демонстрирует);
    •  анализ (обдумывает, рассуждает);
    •  синтез (комбинирует, моделирует);
    •  сравнительная оценка (сравнивает по параметрам).

Это позволяет определять уровень сложности теста.

Оценочные шкалы 

  •  Количественная: абсолютная и относительная.
  •  Порядковая: ранговая (рейтинговая), дескриптивная (аналоговая и знаковая).

Преимущество количественных шкал - их простота и определенность. При тестировании чаще всего используются относительная и рейтинговая шкалы.

Уровни тестов

В процессе усвоения материала обучаемый последовательно достигает четырех уровней усвоения.

Первый уровень означает приобретение обучаемым знаний - знакомств, с помощью которых он способен узнавать то или иное явление в ряду ему подобных. Для достижения этого требуется обязательная опора на конкретное явление, информация о котором была представлена в процессе обучения.

Второму уровню соответствуют знания, с помощью которых обучаемый может воспроизводить учебную информацию по памяти.

Третий уровень означает приобретение обучаемым способности решать типовые задачи, используя для этого усвоенные им в процессе обучения способы их решения.

На четвертом уровне, обозначаемом как уровень трансформации или творчества, обучаемый способен творчески использовать полученные знания, умения и навыки в новых, нетипичных ситуациях.

Тесты, разработанные с учетом уровней усвоения, позволяют оценить качество усвоения.

Для проверки качества усвоения на первом уровне используются тесты на опознание (“да” - “нет”) и тесты на различение (избирательные и выборочные).

Тесты второго уровня требуют от учащихся выполнения действий по воспроизведению по памяти информации об объекте изучения.

Можно выделить два типа тестов второго уровня: тесты на дополнение или подстановку, тесты на понимание и воспроизведение.

Тесты третьего уровня требуют умения применять усвоенную информацию в практической деятельности для решения типовых и некоторых нетиповых заданий. Такими тестами являются задачи, требующие готового способа решения, без его существенного преобразования.

Тесты четвертого уровня требуют таких знаний и умений, которые позволяют принимать решения в новых проблемных ситуациях. К этому уровню относятся задания, для выполнения которых испытуемый должен ориентироваться в сложной незнакомой ему ситуации.

Свойства тестов

Тесты должны обладать следующими свойствами:

  •  валидность (адекватность, обоснованность);
  •  определенность (общепонятность);
  •  надежность;
  •  практичность;
  •  простота в использовании;
  •  прогностическая ценность.

Валидность теста отражает, что именно должен измерить тест и насколько хорошо он это делает; показывает в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т.д.), для оценки которого он предназначен.

Выделяют три типа валидности:

  •  содержательная - дает ответы на вопросы, охватывает ли содержание теста весь комплекс программных требований к знанию данного учебного предмета и насколько данные задания пригодны для оценки знаний по этому предмету.
  •  эмпирическая - означает проверку теста с помощью другого теста, измеряющего тот же показатель, что и данный, с целью оценить индивидуальную прогностичность теста,
  •  концептуальная - устанавливается путем доказательств правильности теоретических концепций, положенных в основу теста.

Определенность теста означает, что при его чтении испытуемый хорошо понимает, какие задания и в каком объеме он должен выполнить, чтобы полученный результат соответствовал поставленной задаче.

Надежность теста - это вопрос о том, в какой мере его повторение приводит к тем же результатам. Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможностей влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т.п.)

Прогностическая ценность теста означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности.

При составлении тестов должны учитываться следующие требования:

  1.  строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся;
  2.  простота - каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос,
  3.  однозначность - формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины обозначений, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятными учащимся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15363. Нормирование труда как функция организации труда 170 KB
  Научно обоснованные нормы труда позволяют оценить результаты трудовой деятельности каждого работника, каждой бригады и сравнить их результаты. Только при сравнении выявляются передовики и отстающие.
15364. Нормирование труда. Принципы, методы, формы 91.5 KB
  Введение За последние годы произошли радикальные сдвиги в общественнополитической и экономической жизни страны. Курс проводимых реформ радикально преобразил социальнотрудовую сферу. В условиях растущих экономических и социальных трудностей проблемы отношен...
15365. Организация работы центра закупки вычислительной техники АВЕРС 3.44 MB
  Цель маркетинговой деятельности этих предприятий – получение определённых коммерческих результатов с помощью наиболее эффективного управления собственными ресурсами, удовлетворяя потребности заказчиков эффективнее, чем конкуренты...
15366. Основные критерии оценки предпринимательских рисков 276.5 KB
  Основные критерии оценки предпринимательских рисков Введение Предпринимательская деятельность как функция управления имеет свою историю и динамику развития. Исходя из истории развития категории предпринимательства в современных трактовках научных деятелей в с
15367. Основные понятия аудита и аудиторской деятельности 195.5 KB
  Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании...
15368. Анализ развития перестрахования в России 247.5 KB
  Содержание Введение 1. Понятие перестрахования и его назначение 1.1 Сущность и теоретические основы перестрахования 1.2 Виды перестрахования 1.3 Функции перестрахования 1.4 Нормативноправовая основа перестрахования 2. Анализ развития перестрахования в России ...
15369. Повышение эффективности производства подсолнечника на примере ООО Лосево 1.28 MB
  Основы экономики производства подсолнечника 5 Народнохозяйственное значение производства подсолнечника 5 Состояние и основные тенденции развития рынка 9 подсолнечника в России Краткая характеристика ООО Лосево
15370. Понятие и виды освобождения от наказания 191.5 KB
  Проявившиеся в последнее время тенденции широкого применения к лицам, впервые совершившим преступления не только небольшой, но и средней тяжести, института освобождения от наказания, нуждается в дальнейшем изучении с целью выявления необходимости последующего изменения уголовного закона и эффективности его применения
15371. Правовые основы доходов и расходов, финансирования 187 KB
  Термин «государственные доходы» употребляется в литературе и правовых актах в двояком значении. С одной стороны, этим термином обозначается определенная группа экономических распределительных отношений, а с другой – материальные носители этих отношений – финансовые ресурсы государства