68335

Творческий вклад Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза

Доклад

История и СИД

Научная концепция Гумилёва построена на интеграции наук истории географии и этнологии. Евразийство как концепция развития России стало своеобразным завещанием для исторической науки: Если Россия и будет спасена то только через Евразийство.

Русский

2014-09-21

26 KB

0 чел.

Творческий вклад Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза


   Научная концепция Гумилёва построена на интеграции наук – истории, географии и этнологии. «Евразийство», как концепция развития России, стало своеобразным завещанием для исторической науки: «Если Россия и будет спасена, то только через Евразийство». Концепция Евразийства появилась в первой половине ХХ века – источником стали труды Савицкого и Вернадского. Гумилёв стаивл перед собой особую задачу – дать сводную этническую историю всей Евразии, будущего государства-континента, и объяснить взлёты и падения этносов, попытаться дать определение понятию «этногенез» - фактически, создать новую модель истории Евразии. По Гумилёву, Евразия – не только огромный континент. Но и сформировавшийся в центре него суперэтнос с тем же названием. Этот континент за исторически обозримый период объединялся три раза:

  1.  Тюркский каганат от Жёлтого до Чёрного морей.
  2.  Монголо-татарская империя
  3.  С 15 века – Россия, вышедшая к берегам Тихого океана.


   Объединённая Евразия традиционно выступает против Католической Европы на западе, мусульманского мира на юге и Китая на Дальнем Востоке.
   Проблеме монголо-татарского ига посвящена главная работа Гумилёва – «Древняя Русь и Великая Степь». Автор утверждает, что никакого ига не было, что был симбиоз русских и татар. Концепция борьбы Руси и Степи возникает, по мнению Гумилёва, в оправдание отсталости России от стран Западной Европы. Русь, прикрывает Запад от Дикого Востока. Ещё больше критики вызвала концепция пассионарности. Открытие – формирование нового этноса связано с наличием у некоторых индивидов внутреннего стремления к целенаправленной деятельности. Всегда связанной с изменением окружающего общества или природы, причём достижение цели часто губительно для самого субьекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни.
   Фазы этногенеза:

  1.  Пассионарный толчок – начало жизни нового этноса в результате мутагенеза. Внезапное появление некоторого числа пассионариев и субпассионариев.
  2.  Фаза подъёма – быстрое увеличение числа пассионариев. В этот период старые этносы, на основе которых возник новый, соёдиняются как сложная система. Из этнических групп пассионарной энергией создаётся этнос, из группы этносов – суперэтнос.
  3.  Акматическая – максимальное число пассионариев. В этот период люди стремятся не создавать целостности, а быть самими собой. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резнёй. Что ход этногенеза замедляется.
  4.  Фаза надлома – истощение пассионарного заряда этноса. Восстановление пассионарного равновесия.
  5.  Инерционная фаза – медленное уменьшение пассионарного заряда. Жизнь этноса по инерции, за счёт накопленных ценностей.
  6.  Обскурация – ведущее положение занимают субпассионарии. Они стремятся избавиться не только от беспокойных пассионариев, но и от трудолюбивых гармоничных людей. Распад в этно-социальной сфере становится необратимым. Этнос либо погиает,
  7.  Либо наступает мемориальная фаза – этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции.
  8.  Гомеостаз – исчезает память, остаётся лишь обывательский покой и существование в равновесии с родным ландшафтом.


   Историческое время дискретно, посему Гумилёв сопоставляет этносы не синхронно, а по возрастам. К прмеру, Европа старше России на 500 лет. И то, что мы переживаем сегодня. Европа пережила в конце 15-17 вв. как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и установить нравы, характерные для Европы.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25505. Конфликты в семье 13.25 KB
  Конфликт столкновение противоположно направленных целей интересов позиций мнений и тд субъектов взаимодействия По Петровской Основания анализа конфликта: 1 структура конфликта Объект субъект конфликтная ситуация инцидент = конликт 2 динамика конфликта этапы 1. инцидент развитие конфликта 4. завершение конфликта 5. послеконфликтная ситуация 3 функции конфликта: конструктивная деструктивная 4 типология конфликтов По степени выраженности: открытые и скрытые По динамика: актуальные прогрессирующие привычные По последствиям:...
25506. Методы воспитания детей в семье 12.17 KB
  Они имеют свою специфику: влияние на ребенка индивидуальное основанное на конкретных поступках и приспособлениях к личности; выбор методов зависит от педагогической культурыродителей: понимания целей воспитания родительской роли представлений о ценностях стиля отношений в семье и т. Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей столько разновидностей методов.
25507. Многодетная семья 17.28 KB
  Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики а процесс социализации детей свои трудности проблемы.С одной стороны здесь как правило воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения а значит нет почвы для формирования эгоизма асоциальных черт; больше возможностей для общения заботы о младших усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные...
25508. Основные направления комплексной поддержки молодой семьи 15.66 KB
  В обоих случаях является повышение качества жизни семьи. В РФ не существует единого ведомства которая занималась бы исключительно проблемами молодой семьи.; Совершенствование налоговой политики в отношении членов молодых семей занятых трудовой деятельностью пктем установления налоговых льгот и соц выплат достаточных для удовлетворения основных потребностей молодой семьи; Обеспечение гос контроля за соблюдение законодательства в РФ в части защиты прав и интересов молодой семьи работающих члденов семьи не зависимо от формы собственности...
25509. Направления семейного воспитания (физическое, трудовое, нравственное, умственное, эстетическое) 14.12 KB
  Направление семейного воспитания Цель задачи содержание ЧТО воспитываем формируем Методы формы реализации КАК воспитываем формируем СредстваС ПОМОЩЬЮ ЧЕГО воспитываем формируем Физическое: Цели задачи  укрепление здоровья содействие физическому развитию и закаливанию детей;  совершенствование у детей умений и навыков в естественных видах движений;  привитие интереса и привычки к занятиям физической культуры и спорта. Методы: 1УГГутренняя гигиенич. Среда:  Физические упражнения  Оздоровительные силы природы  Гигиенические...
25510. Неполная семья 13.95 KB
  В больших семьях с их богатыми внутренними связями возможно перераспределение возникающих напряжений а в диадических мать ребенок отец ребенок любое событие может приобретать преувеличенное значение. Такая мать а иногда это может быть и отец очень болезненно воспринимает неизбежный кризис в своих взаимоотношениях с подростком когда первоначальный эмоциональный альянс разрушается. Это происходит в том случае если мать находится от него в сильной эмоциональной зависимости и начинает тяжело переживать его первые шаги в самостоятельной...
25511. Нормативно правовая основа реализации государственной политики в отношении молодых семей 18.2 KB
  В нашей стране отсутствует четкая и единая согласованная политика в отношении молодой семьи а попытки ее выстраивания носят случайный характер. Однако в рамках государственной молодежной политики статус молодой семьи более определен. В отдельном отделе отражены меры по государственной поддержке молодой семьи: Предусмотреть для молодых семей льготы в выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства при предоставлении долгосрочных кредитов на строительство и приобретение жилых домов отдельных квартир для уплаты...