68335

Творческий вклад Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза

Доклад

История и СИД

Научная концепция Гумилёва построена на интеграции наук истории географии и этнологии. Евразийство как концепция развития России стало своеобразным завещанием для исторической науки: Если Россия и будет спасена то только через Евразийство.

Русский

2014-09-21

26 KB

0 чел.

Творческий вклад Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза


   Научная концепция Гумилёва построена на интеграции наук – истории, географии и этнологии. «Евразийство», как концепция развития России, стало своеобразным завещанием для исторической науки: «Если Россия и будет спасена, то только через Евразийство». Концепция Евразийства появилась в первой половине ХХ века – источником стали труды Савицкого и Вернадского. Гумилёв стаивл перед собой особую задачу – дать сводную этническую историю всей Евразии, будущего государства-континента, и объяснить взлёты и падения этносов, попытаться дать определение понятию «этногенез» - фактически, создать новую модель истории Евразии. По Гумилёву, Евразия – не только огромный континент. Но и сформировавшийся в центре него суперэтнос с тем же названием. Этот континент за исторически обозримый период объединялся три раза:

  1.  Тюркский каганат от Жёлтого до Чёрного морей.
  2.  Монголо-татарская империя
  3.  С 15 века – Россия, вышедшая к берегам Тихого океана.


   Объединённая Евразия традиционно выступает против Католической Европы на западе, мусульманского мира на юге и Китая на Дальнем Востоке.
   Проблеме монголо-татарского ига посвящена главная работа Гумилёва – «Древняя Русь и Великая Степь». Автор утверждает, что никакого ига не было, что был симбиоз русских и татар. Концепция борьбы Руси и Степи возникает, по мнению Гумилёва, в оправдание отсталости России от стран Западной Европы. Русь, прикрывает Запад от Дикого Востока. Ещё больше критики вызвала концепция пассионарности. Открытие – формирование нового этноса связано с наличием у некоторых индивидов внутреннего стремления к целенаправленной деятельности. Всегда связанной с изменением окружающего общества или природы, причём достижение цели часто губительно для самого субьекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни.
   Фазы этногенеза:

  1.  Пассионарный толчок – начало жизни нового этноса в результате мутагенеза. Внезапное появление некоторого числа пассионариев и субпассионариев.
  2.  Фаза подъёма – быстрое увеличение числа пассионариев. В этот период старые этносы, на основе которых возник новый, соёдиняются как сложная система. Из этнических групп пассионарной энергией создаётся этнос, из группы этносов – суперэтнос.
  3.  Акматическая – максимальное число пассионариев. В этот период люди стремятся не создавать целостности, а быть самими собой. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резнёй. Что ход этногенеза замедляется.
  4.  Фаза надлома – истощение пассионарного заряда этноса. Восстановление пассионарного равновесия.
  5.  Инерционная фаза – медленное уменьшение пассионарного заряда. Жизнь этноса по инерции, за счёт накопленных ценностей.
  6.  Обскурация – ведущее положение занимают субпассионарии. Они стремятся избавиться не только от беспокойных пассионариев, но и от трудолюбивых гармоничных людей. Распад в этно-социальной сфере становится необратимым. Этнос либо погиает,
  7.  Либо наступает мемориальная фаза – этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции.
  8.  Гомеостаз – исчезает память, остаётся лишь обывательский покой и существование в равновесии с родным ландшафтом.


   Историческое время дискретно, посему Гумилёв сопоставляет этносы не синхронно, а по возрастам. К прмеру, Европа старше России на 500 лет. И то, что мы переживаем сегодня. Европа пережила в конце 15-17 вв. как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и установить нравы, характерные для Европы.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27364. Самосознание в психической деятельности человека 25.89 KB
  Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя развернутый во времени связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование понятие собственного Я. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации предмету и средствам деятельности к другим людям. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности ценностными ориентациями установками; выполняя функцию...
27365. Восприятие 19.51 KB
  В отличие от ощущений отражающих лишь отдельные свойства предметов в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений возможность которого по мнению А. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют двигательные или кинестезические ощущения которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. Также в процессе слухового восприятия активную роль играют...
27366. Формирование читательских интересов и читательской самостоятельности младших школьников в процессе обучения чтению 147 KB
  Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природнокультурное целое а человек как часть природы как создатель культуры и как её продукт т. Ведь именно ценностноконсолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия. Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной...
27367. Формирование основ художественной культуры в образовательном процессе начальной школы (на примере уроков изобразительного искусства, музыки) 43.5 KB
  Ценности = произведения искусства. Выделяются отдел обл худ кры по разным видам искусства: муз кра чела опредся его причастностью к муз ценностям и потртью в общении с ними Проблема: не все могут оценить красоту шедевров музыки т. Предметная область Искусство играет большую роль в становлении личности ученика так как способствует его личностному развитию обеспечивая осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности развитие эстетического вкуса художественного мышления обучающихся.
27368. Значение уроков изобразительного искусства, музыки в системе начального общего образования 39 KB
  Исполнительская в интерпретации муз произведений = осознанный интуитивный выбор средств. Виды: апение сольное хоровое пр допой досочини муз диалоги пропой свое имя. Б музритмич Д выразит движения театр.
27369. Сравнительная характеристика современных программ и учебно-методических комплектов по изобразительному искусству, музыке для начальной школы с учетом требований ФГОС НОО 30 KB
  УМК Школа 2100 Изобразительное искусство О. УМК Классическая начальная школа Изобразительное искусство В. УМК Начальная школа XXI века Музыка О. умк Гармония Н.
27370. Кризис подросткового возраста 29 KB
  Необходимы занятия спортом для нормального развития организма. Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. Чаще всего учебные трудности детей в средней школе особенно в IV классе вызываются именно недостаточным уровнем их развития. в этот переходный период как и на любой ступени возрастного развития школьников проявляется потребность и необходимость в общей положительной оценке себя в целом вне зависимости...
27371. Структура общения 45.5 KB
  Педагогическое общение специфическая форма общения имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми включающей коммуникативный интерактивный и перцептивный компоненты. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.[3] Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Структура общения: Коммуникативный компонент...
27372. Социальная ситуация: смена статуса, появление учебной деятельности 34.5 KB
  Изменение внутренней позиции ребенка обесценивание игры как ведущей деятеьности прошлого периода стремление к новому. Как развивать личность: развивать самостоятельность произвольность знает что надо и что для этого делать преобладание мотива надо над мотивом хочу поддержка начинаний ребенка рефлексия анализ планирование обеспечение комфортной обстановки формировать внутренний план действий Работа с родителями: выделяют 2 вида подготовки ребенка к школе специальную и общую. Необходимо физически подготовить ребенка: общее...