68335

Творческий вклад Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза

Доклад

История и СИД

Научная концепция Гумилёва построена на интеграции наук истории географии и этнологии. Евразийство как концепция развития России стало своеобразным завещанием для исторической науки: Если Россия и будет спасена то только через Евразийство.

Русский

2014-09-21

26 KB

0 чел.

Творческий вклад Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза


   Научная концепция Гумилёва построена на интеграции наук – истории, географии и этнологии. «Евразийство», как концепция развития России, стало своеобразным завещанием для исторической науки: «Если Россия и будет спасена, то только через Евразийство». Концепция Евразийства появилась в первой половине ХХ века – источником стали труды Савицкого и Вернадского. Гумилёв стаивл перед собой особую задачу – дать сводную этническую историю всей Евразии, будущего государства-континента, и объяснить взлёты и падения этносов, попытаться дать определение понятию «этногенез» - фактически, создать новую модель истории Евразии. По Гумилёву, Евразия – не только огромный континент. Но и сформировавшийся в центре него суперэтнос с тем же названием. Этот континент за исторически обозримый период объединялся три раза:

  1.  Тюркский каганат от Жёлтого до Чёрного морей.
  2.  Монголо-татарская империя
  3.  С 15 века – Россия, вышедшая к берегам Тихого океана.


   Объединённая Евразия традиционно выступает против Католической Европы на западе, мусульманского мира на юге и Китая на Дальнем Востоке.
   Проблеме монголо-татарского ига посвящена главная работа Гумилёва – «Древняя Русь и Великая Степь». Автор утверждает, что никакого ига не было, что был симбиоз русских и татар. Концепция борьбы Руси и Степи возникает, по мнению Гумилёва, в оправдание отсталости России от стран Западной Европы. Русь, прикрывает Запад от Дикого Востока. Ещё больше критики вызвала концепция пассионарности. Открытие – формирование нового этноса связано с наличием у некоторых индивидов внутреннего стремления к целенаправленной деятельности. Всегда связанной с изменением окружающего общества или природы, причём достижение цели часто губительно для самого субьекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни.
   Фазы этногенеза:

  1.  Пассионарный толчок – начало жизни нового этноса в результате мутагенеза. Внезапное появление некоторого числа пассионариев и субпассионариев.
  2.  Фаза подъёма – быстрое увеличение числа пассионариев. В этот период старые этносы, на основе которых возник новый, соёдиняются как сложная система. Из этнических групп пассионарной энергией создаётся этнос, из группы этносов – суперэтнос.
  3.  Акматическая – максимальное число пассионариев. В этот период люди стремятся не создавать целостности, а быть самими собой. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резнёй. Что ход этногенеза замедляется.
  4.  Фаза надлома – истощение пассионарного заряда этноса. Восстановление пассионарного равновесия.
  5.  Инерционная фаза – медленное уменьшение пассионарного заряда. Жизнь этноса по инерции, за счёт накопленных ценностей.
  6.  Обскурация – ведущее положение занимают субпассионарии. Они стремятся избавиться не только от беспокойных пассионариев, но и от трудолюбивых гармоничных людей. Распад в этно-социальной сфере становится необратимым. Этнос либо погиает,
  7.  Либо наступает мемориальная фаза – этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции.
  8.  Гомеостаз – исчезает память, остаётся лишь обывательский покой и существование в равновесии с родным ландшафтом.


   Историческое время дискретно, посему Гумилёв сопоставляет этносы не синхронно, а по возрастам. К прмеру, Европа старше России на 500 лет. И то, что мы переживаем сегодня. Европа пережила в конце 15-17 вв. как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и установить нравы, характерные для Европы.