68335

Творческий вклад Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза

Доклад

История и СИД

Научная концепция Гумилёва построена на интеграции наук истории географии и этнологии. Евразийство как концепция развития России стало своеобразным завещанием для исторической науки: Если Россия и будет спасена то только через Евразийство.

Русский

2014-09-21

26 KB

0 чел.

Творческий вклад Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза


   Научная концепция Гумилёва построена на интеграции наук – истории, географии и этнологии. «Евразийство», как концепция развития России, стало своеобразным завещанием для исторической науки: «Если Россия и будет спасена, то только через Евразийство». Концепция Евразийства появилась в первой половине ХХ века – источником стали труды Савицкого и Вернадского. Гумилёв стаивл перед собой особую задачу – дать сводную этническую историю всей Евразии, будущего государства-континента, и объяснить взлёты и падения этносов, попытаться дать определение понятию «этногенез» - фактически, создать новую модель истории Евразии. По Гумилёву, Евразия – не только огромный континент. Но и сформировавшийся в центре него суперэтнос с тем же названием. Этот континент за исторически обозримый период объединялся три раза:

  1.  Тюркский каганат от Жёлтого до Чёрного морей.
  2.  Монголо-татарская империя
  3.  С 15 века – Россия, вышедшая к берегам Тихого океана.


   Объединённая Евразия традиционно выступает против Католической Европы на западе, мусульманского мира на юге и Китая на Дальнем Востоке.
   Проблеме монголо-татарского ига посвящена главная работа Гумилёва – «Древняя Русь и Великая Степь». Автор утверждает, что никакого ига не было, что был симбиоз русских и татар. Концепция борьбы Руси и Степи возникает, по мнению Гумилёва, в оправдание отсталости России от стран Западной Европы. Русь, прикрывает Запад от Дикого Востока. Ещё больше критики вызвала концепция пассионарности. Открытие – формирование нового этноса связано с наличием у некоторых индивидов внутреннего стремления к целенаправленной деятельности. Всегда связанной с изменением окружающего общества или природы, причём достижение цели часто губительно для самого субьекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни.
   Фазы этногенеза:

  1.  Пассионарный толчок – начало жизни нового этноса в результате мутагенеза. Внезапное появление некоторого числа пассионариев и субпассионариев.
  2.  Фаза подъёма – быстрое увеличение числа пассионариев. В этот период старые этносы, на основе которых возник новый, соёдиняются как сложная система. Из этнических групп пассионарной энергией создаётся этнос, из группы этносов – суперэтнос.
  3.  Акматическая – максимальное число пассионариев. В этот период люди стремятся не создавать целостности, а быть самими собой. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резнёй. Что ход этногенеза замедляется.
  4.  Фаза надлома – истощение пассионарного заряда этноса. Восстановление пассионарного равновесия.
  5.  Инерционная фаза – медленное уменьшение пассионарного заряда. Жизнь этноса по инерции, за счёт накопленных ценностей.
  6.  Обскурация – ведущее положение занимают субпассионарии. Они стремятся избавиться не только от беспокойных пассионариев, но и от трудолюбивых гармоничных людей. Распад в этно-социальной сфере становится необратимым. Этнос либо погиает,
  7.  Либо наступает мемориальная фаза – этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции.
  8.  Гомеостаз – исчезает память, остаётся лишь обывательский покой и существование в равновесии с родным ландшафтом.


   Историческое время дискретно, посему Гумилёв сопоставляет этносы не синхронно, а по возрастам. К прмеру, Европа старше России на 500 лет. И то, что мы переживаем сегодня. Европа пережила в конце 15-17 вв. как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и установить нравы, характерные для Европы.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79517. Становление психологической службы в системе образования в России 35.21 KB
  С начала 1980х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования что было обусловлено потребностью общества бурным социальным развитием повышением требований к творческому и нравственному потенциалу личности. Начало развития школьной психологической службы связано с именами таких ученых как А. Основные вехи становления психологической службы образования в России Дата Мероприятия Основные проблемы 1983 Круглый стол журнала Вопросы психологии Анализ результатов экспериментальных попыток создания...
79518. Главные направления и цели деятельности школьной психологической службы 32.56 KB
  Психопрофилактика предполагает: Ответственность за соблюдение в образовательных учреждениях психологических условий необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе: Своевременное выявление таких особенностей ребенка которые могут привести к определенным сложностям отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии в поведении и отношениях; Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.Психодиагностика это изучение особенностей...
79519. Основные принципы деятельности педагога-психолога 29.62 KB
  Принцип индивидуального подхода к учащемуся основной принцип работы практического психолога в его основе лежат понимание и признание индивидуальности человека как ценности как уникального явления. Принцип целостности предполагает что деятельность психолога и психологической службы образовательного учреждения должна быть ориентирована на целое на систему. Это означает что внимнием психолога должно быть охвачено большинство учащихся.
79520. Этические принципы деятельности психолога 31.11 KB
  Укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся воспитанников родителей и педагогической общественности. Принцип квалификационной пропаганды психологии.Информация полученная психологом в процессе проведения работы не подлежит сознательному или случайному разглашению а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме исключающей ее использование против интересов клиента.
79521. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии. Роль психологической службы в образовании 31.88 KB
  Государственная ПСО структура призванная в рамках общей концепции соблюдения прав ребенка на достойный уровень жизни и полноценное психическое развитие обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования оказать квалифицированную помощь при наличии проблем и отклонений в развитии ребенка Развитие практической психологии в 1990 гг. в значительной степени обусловило гуманизацию системы образования что способствовало постановке и решению следующих задач: Переход от унифицированного образования к вариативному; Переход от...
79522. Концепция школьной психологической службы Л.М. Фридмана 31.7 KB
  Фридмана цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе воспитание каждого ученика образованной культурной высоконравственной творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебновоспитательного процесса в школе т. Утверждается что главная функция психологической службы образования профессиональная забота о психологическом здоровье детей.
79523. Объединение Русских земель Москвы (14-первая половина 16 веков) 21.07 KB
  Объединение Руси начавшийся в XIV XV веках процесс объединения раздробленных русских земель вокруг нескольких новых политических центров приведший в конечном итоге к образованию централизованного Русского государства и его последующему возобладанию над внешними политическими конкурентами за земли Руси. Объединение Северовосточной Руси завершилось в правление Ивана III присоединение Новгорода 1478 Твери 1485 ликвидация формальной автономии Пскова 1510 и Рязани 1521. Он принял титул государя всея Руси...
79524. Начало эпохи великих географических открытий и первые колониальные захваты. Новое время как особая фаза всемирно исторического процесса 22.1 KB
  Новое время или новая история период в истории человечества находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Критерием определения нового времени его новизны по сравнению с предшествующей эпохой был с точки зрения гуманистов расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры то есть не социальноэкономический а духовнокультурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма развитием демонологии...
79525. Реформация и ее экономические, политические и социокультурные причины. Религиозные войны в Европе 21.7 KB
  С одной стороны католический мир который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского прекратил существование. С другой стороны национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений в основном в форме церковноприходских школ так и высших что...