68353

Советская национальная политика в 1920-х годах

Доклад

История и СИД

Все вновь образованные ССР вошли в состав СССР. Так примерами являются Институт национальной культуры советского Востока кафедра по делам национальностей при Институте советского права НИИ национальностей при ЦИК СССР.

Русский

2014-09-21

27 KB

1 чел.

Советская национальная политика в 1920-х гт


   После принятия Конституции главной задачей национальной политики была провозглашена ликвидация исторически сложившегося неравенства народов в хозяйственной, социальной и культурной сферах. В республиканский аппарат управления вовлекались национальные кадры. Союзным органам власти были дарованы широкие полномочия.

   В 1924-1925-х годах было проведено «размежевание» в среднеазиатских республиках – вместо Туркменской АССР, Бухарской НР и Хорезмской НР появились Туркменская и Узбекская ССР. В 1929 году в ССР была преобразована Таджикская АССР. Все вновь образованные ССР вошли в состав СССР. Проводилась работа по уточнению границ союзных республик в Закавказье, Средней Азии. Хаздженский округ с таджикским населением отошел от Узбекской ССР к Таджикской. Белорусская ССР получила несколько районов от РСФСР (Гомельская, Витебская, Смоленская области с преимущественно белорусским населением).

   Общим управлением национальной политикой занимался Наркомат по делам национальностей, состоявший из комиссариатов. Он проводил работу с национальными кадрами, готовил документы по национально-государственному строительству, решал задачи культурного просвещения. При Наркомате по делам национальностей состояло несколько учебных и научных заведений.
   В 1920-е проводилось создание учреждений по решению проблем, связанных с национальным вопросом. Так, примерами являются Институт национальной культуры советского Востока, кафедра по делам национальностей при Институте советского права, НИИ национальностей при ЦИК СССР.
   Проводилась так же политика переселения с целью освоения незадействованных в хозяйстве районов.
   В 1920-х гг. была принята государственная программа по развитию национальных языков, которая включала в себя формирование письменности для народов, письменности не имевших (из 130 народов страны лишь 20 имели свою письменность). Осуществлялся перевод партийных документов на языки народов СССР.
   В апреле 1923 года состоялся XII съезд РКП(б). На нем товарищ Сталин зачитал доклад «О национальном вопросе». Был поставлен вопрос об ограничении независимости республик внутри Союза – в качестве цели устанавливалось формирование единого государства с централизованной властью. В доклад были включены такие положения о правах республик, как право на выход из состава Союза, право на развитие национального языка, традиций, школ, а в последствии предлагалось ввести право на самостоятельное развитие экономики. Оппоненты Сталина о необходимости свободного и самостоятельного развития республик.
   Постепенно на второй план отходит идея федерализма. С одной стороны, Союз формально являлся федеральным государством, однако на деле он приобретал черты государства унитарного. Право на выход из состава Союза декларировалось, но не существовало самого механизма выхода.

   В 1924 году принимается новая Конституция СССР. Раздел о национально-государственном устройстве содержал следующие положения:

  1.  принципы построения союзного государства – свободное, добровольное, равноправное объединение суверенных республик с правом выхода из состава Союза;
  2.  о вопросе компетенции верховных органов власти и системе наркоматов – 5 общесоюзных наркоматов (иностранных дел, военно-морской, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов), 5 разделенных между центром и республиками (ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ);
  3.  создание ОГПУ для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом, создание Госплана, Центрального статистического управления и т.п.;
  4.  двухпалатная структура ЦИК СССР;
  5.  исключительные сферы СССР – внешние сношения и торговля, представительство, заключение и ратификация международных договоров, объявление войны и мира, изменение границ, прием новых членов;
  6.  герб, флаг, гимн, столица


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81019. Либерализм в теории международных отношений. Неолиберализм 37.31 KB
  увеличивается количество акторов и их направление интересов предсказать не всегда возможно. 2 развитие коммуникации нетрадиционных акторов международных отношений т.3 государство теряет способность деятельность других акторов которая все чаще осуществляется в обход государственного суверенитета и вопреки ему. Сужение полномочий национальных правительств увеличение многообразия акторов приводит к росту анархии в МО делают отношения неуправляемыми и плохо поддающимися структурированию.
81020. Идеализм как школа международных отношений 35.05 KB
  Основной целью стало выработка моделей нормативного ведения мировых отношений. Идеалисты отрицали силовые и военные средства как регуляторы международных отношений ориентируясь на институты международного права. Однако послевоенный мир и вторая мировая война выявили несостоятельность идеалистической концепции регулирования международных отношений.
81021. Традиционализм и модернизм как направление дискуссии в теории международных отношений 32.17 KB
  Модернисты рассматривали национальные государства в качестве автономных властных систем которые испытывает влияние других субъектов международных отношений и определенным образом реагирует на уровне внешней политики. Основная задача в ТМО – смоделировать поведение того или иного государства при воздействии внешних субъектов и спрогнозировать поведение. Традиционалисты акцентируют внимание на необходимости учета в анализе МО тех факторов которые относятся к культурным особенностям государств: влияние традиций обычаев национального...
81022. Неомарксизм как школа международных отношений 35.5 KB
  Были введены такие понятия как страны 3го мира страны 2го мира мирэкономика и мирсистема. Мирэкономика отображает самую общую систему взаимодействия международных акторов где ведущую роль играют самые экономически сильные государства. Основные черты мирэкономики: всемирная организация и универсализация общества координация производственных комплексов из единого центра интернализация капиталов и уменьшение государственного вмешательства в мир финансов В условиях мирэкономики ослабляется защита суверенных государств правительства...
81023. Французская социологическая школа в теории международных отношений 36.25 KB
  В основе полемологии комплексное изучение войн конфликтов и других форм коллективной агрессивности с привлечением методов демографии математики биологии и других точных и естественных наук.
81024. Геополитические теории международных отношений 36.52 KB
  Спайкман как представитель геополитической теории высказывает мнение что глобальная безопасность в мире может быть обеспечена контролем за материковой каймой т. Современные геополитические теории дополнены культурологическим материалом спор цивилизации хантингтона а также теорией золотого миллиарда.
81025. Основания глобализации. Этапы глобализации 38.97 KB
  Этапы глобализации. Первая фаза глобализации относятся к рубежу 1920 веков в результате научнотехнической революции роста экономики появления СМК и возможности свободного перемещения в пространстве. Предпосылки второй стадии глобализации складываются после второй мировой войны.
81026. Экономическая глобализация на современном этапе международных отношений 35.92 KB
  Экономическая глобализация началась в средние века завершается образованием глобальных сверкорпораций. Глобализация экономики с одной стороны создает условия доступа стран к передовым достижениям человечества обеспечивает экономию ресурсов стимулирует мировой прогресс а с другой – закрепляет периферийные модели экономики потерю сырьевых интеллектуальных и трудовых ресурсов странами не входящих в золотой миллиард разорение малого бизнеса и безальтернативную конкуренцию между сильным и слабым. Экономическая глобализация – процесс более...
81027. Политическая глобализация на современном этапе международных отношений 38.13 KB
  В тоже время политическая глобализация несет угрозу суверенитету любого государства. Политическая глобализация обеспечивается сетью транснациональных связей и отношений: деятельность международных организаций международных трибуналов экономических организаций МВФ Всемирный Банк. Тем не менее глобализация является объективным явлением современного мира которое воздействуя на мировое сообщество приводит его к новому состоянию.